Служебная тайна: виды и понятие. Толкование ФЗ о служебной тайне

Понятие и признаки коммерческой тайны

Гражданское право многократно упоминает о коммерческой тайне и об отдельных ее категориях.

В ст. 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года, действующих на территории России с 3 августа 1992 года, этот объект именуется следующим образом: секреты производства (техническая, организационная и коммерческая информация, составляющая секрет производства – ноу-хау). В ст. 139 ГК РФ применен термин “служебная или коммерческая тайна”, а в ст. 1027 Кодекса – “охраняемая коммерческая информация”.

Все эти термины следует считать синонимами; во всех случаях имеется в виду неопубликованная информация, которая может представлять или представляет собой коммерческую ценность.

И Основы, и ст. 139 ГК РФ устанавливают признаки, присущие коммерческой информации. Признаки, сформулированные в ст. 139 ГК РФ, несколько отличаются от указанных в ст. 151 Основ 1991 года. Можно полагать, что ст. 139 внесла уточнения в ст. 151, а потому представляется целесообразным проанализировать только положения ст. 139 ГК РФ.

Как следует из этой статьи, информация составляет служебную или коммерческую тайну, если она:

  1. имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности информации третьим лицам;
  2. к этой информации нет свободного доступа на законном основании;
  3. обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Очевидно, что при отсутствии хотя бы одного из этих признаков информация не должна пользоваться правовой охраной. Напротив, при наличии всех перечисленных признаков такая информация получает правовую охрану, причем эта охрана предоставляется автоматически.

Проанализируем теперь существо этих трех необходимых признаков.

Обращает на себя внимание, прежде всего, следующее: в каждом из них указывается на то, что объект должен быть неизвестен, недоступен третьим лицам. Выражено это условие во всех трех признаках по-разному: “неизвестность”, “отсутствие свободного доступа”, “принятие мер к охране конфиденциальности”

Все это – тавтология, недопустимая в правовом акте. Достаточно указать, что эта информация не является опубликованной.

Статья 139 ГК РФ, кроме признака “неопубликованности” информации, отсутствия к ней доступа, предусматривает и другое требование к охраняемой информации: она должна иметь действительную или потенциальную ценность. Представляется, что этот признак не может и не должен применяться как условие для предоставления правовой охраны. Ценность информации устанавливается лишь в ходе ее использования. До начала фактического использования ценность информации нельзя определить. Во всяком случае, если лицо, получившее доступ к информации по договору с владельцем информации, обнаружит, что для него, приобретателя информации, данная информация не представляет ценности, это лицо не должно иметь права опубликовать такую информацию, ссылаясь на то, что она не охраняется в связи с отсутствием ценности.

Поэтому полагаю, что ценность информации не может быть условием предоставления правовой охраны. Следовательно, первую фразу п. 1 ст. 139 ГК РФ можно изложить в такой редакции: “Информация составляет служебную или коммерческую тайну, если она является неопубликованной”. Никакими другими признаками “тайна” не может быть охарактеризована. В связи с этим верным представляется выраженное в литературе мнение: “Тайна – это не объект права, а правовой режим объекта” <*>.

<*> Городов О.А. Информация как объект гражданского права // Правоведение. 2001. N 5. С. 80.

Таким образом, тайна, доступная только ее владельцу и еще не ставшая доступной другим лицам, как объект гражданского права не может быть охарактеризована никакими иными признаками, кроме признака ее неизвестности третьим лицам. В связи с этим приходится признать, что тайна не является объектом гражданского права, а конструирование на нее какого-либо исключительного права ошибочно, ибо приводит к появлению безобъектных гражданских прав.

Между тем большинство юристов, занимающихся вопросами интеллектуальной собственности, полагают, что на коммерческую тайну с момента ее появления возникает некое исключительное право (В.А. Дозорцев, А.П. Сергеев, В.О. Калятин). И.А. Зенин хотя и отрицает возникновение на ноу-хау исключительного права, тем не менее говорит о наличии фактической монополии <*>. Однако в сфере гражданского права выражение “фактическая монополия” применимо только к материальному объекту.

<*> Гражданское право: Учебник: В 2-х т. Т. II, полутом I / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2000. С. 577, 580.

Сведения, являющиеся коммерческой и служебной тайной

Информацию, относящуюся к коммерческой тайне, можно сгруппировать по функционально-целевым признакам:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  1. Деловая информация (переговоры, контракты, партнеры, переписка).
  2. Производственная информация (технологии, ноу-хау, используемые станки).
  3. Финансовая информация (источники финансирования, инвестиции).
  4. Информация о персонале и его труде (личные дела работников, планы по организационно-штатным мероприятиям, структура подчиненности, не указанная в уставе, система организации труда).
  5. Маркетинговая информация (проведенные исследования, стратегия завоевания рынка, реклама).
  6. Информация, связанная с научно-техническими разработками, их концепциями, планами введения в производство.
  7. Используемые программы, логины и пароли для доступа к ним.
  8. Информация о производимом товаре (его структура, характеристика, параметры и т. д.).

Служебная тайна включает в себя информацию, которую условно можно разделить на 2 группы:

  1. Сведения, связанные с деятельностью должностных лиц. Например, данные предварительного расследования (тайна следствия), планируемые военные учения (военная тайна) и т. п.
  2. Информация, полученная госслужащими в результате их деятельности. К примеру, информация, относящаяся к коммерческой тайне.

Всякая информация, имеющая ценность в силу ее недоступности широкому кругу лиц, считается тайной.

Служебная и профессиональная тайна

Однако наиболее значимым и в то же время сложным процессом является попытка разделить тайну служебную и профессиональную. Возможно ли это в принципе?

Попробуем разобраться. Итак, служебная тайна – сфера работы госслужащих и муниципальных служащих. Это ее основной признак. Профессиональной тайной могут обладать профессионалы, занимающие различные должности, с государственной и муниципальной службой не связанные. Служебная тайна на практике регламентируется актами специального назначения, предназначенными для чиновников, а профессиональная тайна в первую очередь подчиняется нормам трудового законодательства.

Заметим, что и та и другая разновидность тайны упомянуты в ТК РФ (ст. 57, 81, 243). Разнится и состав тайных сведений. Как правило, профессиональная тайна представляет собой более узкий массив сведений, по сравнению со служебной тайной.

В состав служебной тайны входят сведения о деятельности госоргана, муниципального органа, в соответствии с внутренними регламентами этих органов. В то же время в состав профессиональной тайны могут входить узкоспециальные сведения, не подлежащие разглашению, к примеру, тайна исповеди, журналистская тайна, иная тайна, относящиеся к той или иной профессии.

На заметку! Существуют тайны, которые нельзя однозначно отнести к профессиональным или служебным. К примеру, персональные данные частного лица могут составлять служебную тайну для судьи, являющегося государственным должностным лицом, и профессиональную тайну для работника кадровой службы коммерческой фирмы.

Закон о служебной тайне

Группа депутатов Госдумы подготовила проект закона «О служебной тайне» (№ 124871-4). Среди расшифрованной в нем терминологии присутствует и определение СТ. Это конфиденциальные сведения:

  • образующиеся в процессе управленческой работы органа или организации или получаемые ими в законном порядке в соответствии с их компетенцией;
  • распространение которых негативно сказывается на реализации органом или организацией законных полномочий (или препятствует ей).

Существует еще одна законодательно оформленная расшифровка понятия СТ, о которой расскажем в одном из следующих разделов.

СТ также можно определить как один из видов информации:

  • доступной ограниченному кругу лиц в силу исполнения ими должностных функций в государственных или муниципальных органах;
  • защищаемой законом.

Ранее категорию «служебная тайна» применяли для определения информации, связанной с грифом «Секретно», а за ее разглашение была предусмотрена уголовная ответственность. Сейчас эта статья изъята из Уголовного кодекса, и прежнее ее толкование не используется в правовом поле в связи с тем, что в июле 1993 года был принят «Закон о государственной тайне».

Однако Гражданский кодекс России, вступивший в силу в 1995 году, предусматривает понятие «служебная тайна», даже выделена категория «коммерческая тайна». И это очень важный момент, который ранее рассматривался совершенно в ином свете.

Статья 139 Кодекса гласит о том, что служебная и коммерческая тайна имеет место при наличии информации, которая представляет финансовый интерес для третьих лиц. К таким данным нет свободного доступа и законный их владелец принимает необходимые меры по сохранению конфиденциальности.

Существует также проект ФЗ «О коммерческой тайне», в котором планируют предусмотреть при передаче документов с грифом «коммерческая тайна» в государственные структуры обеспечить сохранность в качестве служебной тайны (ст. 18, проект Закона).

За ее разглашение предусматривается уголовная ответственность УК РФ, в отличие от коммерческой (ст. 183).

Если ранее служебную тайну можно было разделить на два вида, одна из которых имела гриф «Секретно», а вторая представляла коммерческую тайну, то сейчас такое подразделение не имеет смысла. Вообще в законодательстве можно отыскать до шестидесяти пяти видов тайн. Но дело в том, что многие из них обозначают практически одно и тоже, либо их значения так плотно переплетаются, что сложно из разделить, или же являются частными случаями более общих понятий.

Предлагаем ознакомиться Как Быстро Приставы Узнают О Новом Месте Работы — Отвечает Юрист

Служебная тайна как объект права

Понятие тайны само по себе предполагает, что существует некая информация, не подлежащая разглашению. Отличие служебной тайны от других видов тайн состоит в том, что она относится к определенной сфере – государственной службы, с ней работают только госслужащие (и муниципальные служащие).

Вопрос: Является ли информация в документах с пометкой «Для служебного пользования» государственной или коммерческой тайной?Посмотреть ответ

Понятие служебной тайны не ново. В СССР, согласно действующему в то время законодательству, выделялись три уровня конфиденциальной информации:

государственная тайна (под грифом «совершенно секретно», «информация особой важности»);
собственно служебная тайна (под грифом «секретно»);
служебные сведения, помечаемые обычно «для служебного пользования».

В 1993 году был принят ФЗ №5485-1 от 21/07/93 «О государственной тайне». Различные степени секретности стали присваиваться сведениям, содержащим государственную тайну. Они соответствуют степени ущерба, который может быть нанесен безопасности страны в случае разглашения.

Служебная информация в целом оказалась при этом недостаточно законодательно обеспечена, несмотря на то что используется в работе, для исполнения служебных обязанностей представителями:

  • органов государственного управления;
  • органов муниципального управления;
  • государственных предприятий;
  • государственных учреждений.

Вместе с тем служебная информация – это самостоятельный объект права. Выражение «служебная тайна» встречается в законодательно-нормативном правовом поле, в различных документах и статьях.

Кроме уже упомянутого ФЗ «О государственной тайне», к тайным сведениям служебного характера имеет отношение ФЗ-149 от 27/07/06 «Об информации». В частности служебная тайна упоминается в ст. 9 этого ФЗ.

Порядок обращения с документами, содержащими служебную тайну, закреплен в правительственном постановлении №1233 от 03/11/94. Этот документ имеет ограниченный диапазон действия – им руководствуются только федеральные исполнительные органы. В федеральных законах, касающихся работы определенных специалистов – госслужащих, как правило, есть положения, относящиеся к служебной тайне.

В Указе Президента №188 от 06/03/97, утверждающем перечень конфиденциальных сведений, служебная тайна определяется как «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти» в соответствии с ГК РФ и федеральным законодательством.

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20 Заказать написание уникльной работы Федеральное агентство по образованию Министерство образования Российской Федерации Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г.

Пскове Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук Реферат Тема: Понятие государственной, служебной и коммерческой тайны Псков 2007 Содержание Введение Глава 1.

Государственная тайна 1.1 Понятие государственной тайны и её секретность 1.2 Защита государственной тайны Глава 2. Коммерческая и служебная тайны 2.1 Понятие служебной тайны и её защита 2.2 Понятие коммерческой тайны 2.3 Режим коммерческой тайны и ответственность за нарушение режима коммерческой тайны Заключение Список используемой литературы Введение Рассматриваемые в нашем реферате тайны существовали всегда.

А поскольку в настоящее время мы можем наблюдать недостаточное правовое регулирование защиты этих тайн, отсутствие общего и чёткого определения некоторых тайн, то соответственно существуют и проблемы, связанные с использованием информации, составляющей какую-либо тайну. Эти проблемы могут выражаться в продаже информации, составляющей тайну, предоставлении ложной информации, составляющей какую-либо из рассматриваемых нами тайн, укрытии информации.

Необходимость изучения данного вопроса состоит в том, что хорошее правовое регулирование защиты рассматриваемых тайн, определённый понятийный аппарат, создание непротиворечащих друг другу нормативных актов, послужат развитию экономики страны, политических, внешнеполитических отношений, более лучшей организации безопасности Российской Федерации.

Опираясь на нормативно-правовые акты, такие как Федеральные Законы, Гражданский Кодекс, мы видим, что в законодательстве существуют некоторые нестыковки, противоречия. Из статей профессоров и кандидатов юридических наук мы замечаем, что они видят и говорят о проблемах, связанных с защитой коммерческой, государственной и служебной тайн, предлагают методы решения этих проблем.

Понятие государственной тайны.

Нормативное регулирование института государственной и служебной тайны.

Сведения, составляющие государственную и служебную тайну

Стр 13 из 14 Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Нормативное регулирование государственной тайны: — Об информации, информационных технологиях и защите информации: Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ //СЗ РФ. — 2006. — № 31 (ч. 1). — Ст. 3448. — О государственной тайне: федеральный конституционный закон от 21 июля 2003 г. № 2-ФКЗ с изм. на 18 июля 2011 г.//Собр.

– Ст. 8220; 2011. — № 30 (ч. 1). – Ст. 4590. — Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 с изм.

от 01.09.2014//Собрание законодательства РФ.

– 1995. — № 49. — Ст. 4775. — Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне: Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 с изм. от 01.11.2012// Собрание законодательства РФ.

– 2010. — № 7. — Ст. 762. Перечень сведений, составляющих государственную тайну: 1) сведения в военной области: о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов; о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве,

Коммерческая, профессиональная и служебная тайна и их отличия

Так как сейчас понятие служебной тайны было практически нивелировано в действующем законодательстве, во многом её функции были перенесены на коммерческую тайну. Правовое регулирование её обеспечивается нормативными положениями Федерального закона №98 от 29.07.2004. Под коммерческой тайной законодательство подразумевает любые сведения, полученные в ходе ведения хозяйственной деятельности и имеющие определенную ценность при условии сохранения их втайне.

Соответственно, можно выделить следующие отличия служебной тайны от коммерческой:

  • Коммерческая тайна может принадлежать как государственным организациям, так и частным компаниям, и простым гражданам, в то время как служебная тайна относится исключительно к государственным или муниципальным объектам.
  • Последствиями разглашения коммерческой тайны всегда будет являться потеря ценности информации и нанесение материального ущерба, а разглашение служебной тайны может повлечь за собой нарушение прав государства или отдельных частных лиц.
  • Коммерческая тайна в обязательном порядке должна иметь какую-либо ценность, в то время как практической ценностью служебная тайна не обладает.

Другим близким понятием к служебной тайне является профессиональная тайна. При этом данному аспекту посвящено большое количество различных нормативных документов, выделяющих отдельные виды профессиональной тайны, к которым можно отнести:

  • Тайну переписки.
  • Врачебную тайну.
  • Тайну исповеди.
  • Тайну телефонных переговоров.
  • Нотариальную тайну.
  • Адвокатскую тайну
  • и другие виды информации, которая может быть получена третьими лицами при ведении их прямо профессиональной деятельности, и разглашение которой может повлечь за собой ущерб.

При этом с определенной точки зрения, как служебная, так и профессиональная тайна являются общими, так как информация, полученная в ходе профессиональной деятельности государственных служащих, является одновременно и профессиональной, и служебной.

Персональные данные являются отдельным объектом конфиденциальной информации и не могут свободно обрабатываться и, в том числе, разглашаться без согласия предоставившего их лица. При этом защита персональных данных касается любых субъектов хозяйствования и государственных органов, а её правовое регулирование обеспечивается положениями ФЗ №152 от 27.07.2006. Более подробно о том, как происходит защита персональных данных работников различных предприятий можно прочитать в отдельной статье.

Служебная тайна: виды и понятие. Толкование ФЗ о служебной тайне

.

В нашей статье мы хотели бы поговорить о служебной тайне. Очень часто мы слышим об этом понятии, а вот что именно оно означает, не совсем ясно. Давайте разберемся более детально в этой теме.

Все тайны можно разделить на такие виды:

  • Государственная.
  • Личная.

  • Служебная.
  • Коммерческая.

Естественно, наиболее охраняемой и защищенной является первый вид – государственная тайна, поскольку ее несоблюдение может привести к нарушению национальной безопасности.

Согласно определению Российского законодательства, сюда можно отнести информацию о внешнеполитической, экономической, разведывательной, военной, розыскной деятельности государства. Законом однозначно не определено это понятие. Однако, анализируя нормативные акты, можно выявить суть и признаки отнесения данных к служебной тайне.

Итак, служебная тайна – это та информация, к которой доступ ограничен специальными органами, а также федеральными законами (о вкладах населения, сведениях об усыновлении, заболеваниях людей).

Она категорически не подлежит разглашению за исключением тех случаев, когда данные запрашиваются компетентными органами. А теперь давайте поговорим о том, что такое служебная и коммерческая тайна. Есть ли между ними разница и в чем она заключается?

Существует указ президента России от 06.03.97 года № 188

. Так вот, в этом документе сказано, что разница между этими понятиями состоит в том, что коммерческая тайна – это та информация, которая связана непосредственно с коммерческой деятельностью, а вот служебная тайна — это те сведения, доступ к которым ограничивается государственными органами власти.

Чтобы понять сущность последнего понятия, необходимо обратиться к постановлению № 1233, утвержденному 03.11.94 г.

Какие нормативные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ, ведомственные инструкции) посвящены вопросам служебной тайны

Отдельными нормативными актами определяется схема работы с информацией, признаваемой СТ в зависимости от сферы применения. Например:

  • постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233, устанавливающее схему обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности;
  • инструкции (положения, порядки) об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения и алгоритмы обращения с ней:
    • в научной сфере (инструкция утверждена приказом Минобрнауки от 30.12.2010 № 2233);
    • в автодорожной сфере (утв. приказом Росавтодора от 17.03.2014 № 78);
    • на воздушном транспорте (утв. приказом Росавиации от 18.12.2014 № 841);
    • в системе Следственного комитета РФ (утв. приказом Следственного комитета от 23.12.2014 № 109);
    • иные (утв. приказом МПР от 12.01.2044 № 8, приказом ФМБА от 21.01.2009 № 20).

Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне — отдельному набору информации, не относящемуся к СТ (нормативное разграничение сведений, составляющих гостайну, и информации, относимой к СТ, закреплено в абз. 2 п. 1.1 постановления Правительства РФ № 1233). Перечень состоит из 118 позиций, объединенных в 4 блока и содержащий сведения в областях:

  • военной;
  • экономики, науки и техники;
  • внешней политики и экономики;
  • разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;
  • противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер госзащиты.

Другим Указом Президента РФ (от 06.03.1997 № 188) утвержден перечень сведений конфиденциального характера, включающий:

  • информацию о частной жизни граждан (сведениях, фактах, обстоятельствах), их персональных данных (кроме подлежащих размещению в СМИ в соответствии с законом);
  • информацию, составляющую тайну следствия и судопроизводства;
  • иную информацию, связанную с профессиональной деятельностью, доступ к которой ограничен законом.

Из п. 3 Перечня, утвержденного данным Указом, можно сделать вывод, что к СТ относится только часть конфиденциальной информации, а именно сведения, доступ к которым ограничен органами госвласти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (определение в законе служебной тайны).

В следующем разделе расскажем о том, какое влияние нормы ГК РФ оказывают на попадание сведений в разряд СТ.

Какая информация не относится к служебной тайне

Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.

Очевидно, что не вся информация от государственных или муниципальных структур, является тайной.

К служебной тайне не могут быть отнесены перечисленные сведения:

  1. Законодательные акты, содержащие информацию о правовом статусе органов власти, организаций, структур, объединений, касающиеся прав и свобод граждан.
  2. Функции и порядок работы органа власти и его местоположение.
  3. Порядок рассмотрения заявлений физлиц и юрлиц во властные структуры.
  4. Информация о разного рода ЧП, в том числе природного характера, сведения, необходимые для безопасности населения, объектов производства.
  5. Сведения о бюджете государства и его муниципальных образований, иные экономические сведения, в которых заинтересовано население.
  6. Открытые архивы и документы, необходимые для осуществления прав граждан, согласно действующему законодательству.

Что является служебной тайной

Служебная тайна – это сведения, доступ к которым ограничен властью, служебными лицами и законодательством. Если гражданин в силу своей должности и обязанностей имеет доступ к подобной информации, он обязан ее не разглашать. Исключением является ситуация, когда запрос к конфиденциальным сведениям поступает от уполномоченного органа.

Чтобы было понятнее, мы рассмотрим примеры служебной тайны:

  1. Налоговая тайна. К ней можно отнести все сведения о налогоплательщиках, которые были получены ФНС. Если гражданин является предпринимателем, то этот факт тоже является конфиденциальным. Вся информация, поступающая в государственные органы, тщательно охраняется с использованием особых технологий защиты. Поэтому доступ к данным имеют только должностные лица.
  2. Секретная информация ЗАГСа. Сведения, поступающие в данный орган, тоже не должны разглашаться. Их может запросить только ограниченный круг лиц. Нельзя любому желающему озвучивать данные о рождении и усыновлении ребенка, смене имени, отчества или фамилии (и о причинах подобного решения), а также данные о вступлении в брак и разводе. Запросить эти данные могут только сами люди, к которым они относятся, а также суд, прокуратура, органы следствия и дознания.
  3. Данные об организации. Не допускается разглашение следующих данных: опыт работников и начальства, наличие судимости у людей, умения и навыки, особенности производства, методы обучения сотрудников, депозиты, сделки компании, охранные системы. Подобные сведения, попав в недобросовестные руки, могут подпортить репутацию фирмы, нанести ей серьезный ущерб или даже обанкротить организацию.

Неразглашение личных профессиональных сведений, а также другой вышеописанной информации требуется для защиты интересов физических и юридических лиц. Работник, имеющий доступ к служебной тайне, в случае незаконного распространения информации будет наказан.

Служебная информация: ограниченного доступа и общедоступная

Исходя из специфики деятельности госорганов, к СТ можно отнести разнообразную специфическую информацию, включающую:

  • тайну следствия;
  • военную тайну;
  • налоговую тайну и др.

Не признаваемые СТ сведения можно объединить в следующие группы:

  • общенормативные;
  • административно-предупредительные;
  • форс-мажорные;
  • обеспечительные;
  • информирующие;
  • обязательно раскрываемые.

Детальную информацию о составе указанных групп см. на схеме:

О разнообразных сведениях, с необходимостью представления которых сталкиваются хозяйствующие субъекты в своей работе, узнайте из материалов:

  • «Сведения о финансовом состоянии организации — форма П-3».
  • «Подаем сведения о среднесписочной численности работников».

Защита служебной тайны

Очевидно, что служебная тайна нуждается в защите. Сформирован целый ряд механизмов, охраняющих служебную тайну от незаконного завладения ею третьими лицами, внесения в нее изменений, уничтожения.

Соглашение о неразглашении, отражение в трудовом договоре четко прописанных дополнительных условий и мер по сохранению служебной тайны, разработка отдельного ЛНА, касающегося служебной тайны – это правовые инструменты защиты конфиденциальной служебной информации. Кроме них могут предусматриваться еще технические средства защиты, в том числе и кодирование сведений.

Важную роль играет организация процесса сохранности служебной информации в коллективе: учет работников с особым доступом к таким сведениям, их обучение, особый порядок работы с деловыми бумагами и иными носителями информации, составляющими служебную тайну. Работник, допустивший утечку тайных служебных сведений, может быть уволен по ст. 81 ТК РФ п.6 (в).

КоАП РФ статьей 13.14 предусматривает штрафы за разглашение сведений с ограниченным доступом. В частности, если «утечка» произошла по вине должностного лица, штраф может составить от 4 до 5 тыс. рублей.

За разглашение служебной тайны может наступить и уголовная ответственность. Так, статьей 155 УК РФ предусмотрен штраф до 80 тыс. руб., арест до 4 месяцев за разглашение тайны усыновления, удочерения. При этом недобросовестный чиновник может быть лишен права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

Предусмотрены статьи и за разглашение служебной тайны, касающейся защиты участников судебных разбирательств, работников правоохранительных, контролирующих структур.

Подытоживаем

  1. Главный признак, характеризующий служебную тайну, — сведения, не подлежащие разглашению, связаны с работой государственных, муниципальных органов. В связи с тем что правовой механизм определения служебной тайны и работы с ней недостаточно прописан в действующем законодательстве, единой классификации служебных тайн нет.
  2. Безусловно будут являться служебной тайной:
    • «чужая тайна» частного лица или юрлица, если ею владеет служащий госструктуры;
    • служебные сведения о работе госструктур, муниципальных структур, не являющиеся государственной тайной, но имеющие ограничения в доступе согласно внутренним документам;
    • тайна следствия и судебная тайна.
  3. Ряд исследователей-правоведов выделяет в особые категории еще налоговую, медицинскую тайну, тайну, связанную с записями актов гражданского состояния населения. Не являются служебной тайной сведения, направленные на сохранность жизни, здоровья населения, реализации их прав и свобод.
  4. Защита служебной тайны состоит в подписании соответствующих документов о неразглашении при приеме на работу. Применяются также технические, организационные меры защиты. В КоАП и УК РФ предусмотрены статьи, наказывающие недобросовестных чиновников за разглашение тайной информации.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий