Консерваторы – это приверженцы старых проверенных взглядов на жизнь

Идея сохранения традиций

Важная идея консерватизма – защита традиций, сохранение установленных обычаев и институтов. История – это не что иное, как приобретённый, переданный и институционализированный опыт поколений. Это выражается в неизменности структур, привычек и предрассудков, передаваемых из поколения в поколение.

Основа политической жизни – это историческое сообщество, сформированное многими поколениями людей, самосознательными традициями своих наций и стран. Эта историческая традиция создаёт условия жизни современников, которые невозможно изменить без большого ущерба.

Э. Берк считал, что «прошлое должно создавать настоящее». Он описал общество как партнёрство прошлых, настоящих и будущих поколений (между мёртвыми, живыми и ещё не родившимися): «люди, которые не смотрят вперёд, на своё потомство, никогда не оглядываются назад на своих предков».

Традиция выражает накопленную мудрость прошлого, которая сохраняется в учреждениях и политических институтах. Истинная конституция нации – это не лист бумаги. Конституция живёт в истории своих институтов. Прогрессисты видят настоящее как начало будущего, а для консерваторов это последняя точка, которую прошлое достигло в своём непрерывном развитии.

Мы не можем знать, где мы находимся, не говоря уже о том, куда мы идем, пока не узнаем, где мы были – это позиция консерватора.  Консерваторы уважают традицию, потому что она даёт человеку чувство принадлежности и стабильности, даёт людям идентичность и чувство укоренённости. Изменения – это путешествие в неизведанное, они создают неопределённость и незащищённость.

Примеры традиционных ценностей в идеологии консерватизма:

  • порядок выше хаоса;
  • обращение к прошлому, а не к будущему;
  • преимущество сельского над городским;
  • единство и единообразие выше разнообразия и фрагментации;
  • естественное выше искусственного и технологического;
  • иерархия выше равенства (эгалитаризм);
  • признание неравенства выше перераспределения (материальных благ);
  • суверенитет выше объединений.

2 вариант

1. К главным принципам либерализма НЕ относится

1) право человека на собственность
2) свободы человека в обществе не может быть в принципе
3) свобода предпринимательской деятельности
4) равенство людей друг перед другом

2. С точки зрения либерализма свободным человек может быть только в случае

1) ответственности за свои поступки
2) отсутствия ограничений со стороны властей
3) отсутствия наказания за преступления
4) участия человека в решении государственных проблем

3. К требованиям либералов можно отнести

1) проведение широкомасштабных реформ
2) равенство всех сословий
3) поддержку малого бизнеса со стороны государства
4) господство общенародной формы собственности

4. В экономической сфере либералы выступали за

1) ограничение торговли с соседними странами
2) юридическую охрану частной собственности
3) ограничение монополий
4) защиту прав рабочих

5. Что из перечисленного НЕ характерно для консерватизма?

1) право государства на сильную власть
2) право государства на регулирование экономики
3) национализация собственности
4) отказ от идеи социального равенства

6. Для идей социализма НЕ характерна(-о)

1) поддержка частного бизнеса
2) равенство граждан перед законом
3) право народа на участие в управлении государством
4) критика существующего общественного строя

7. Установите соответствие между учением и характерными для него идеями.

Учение

А) утопический социализм
Б) консерватизм
В) анархизм

Идеи

1) построение идеального общества
2) необходимость уничтожения государственной власти
3) право государства на подавление личности
4) общество может быть преобразо­вано при помощи добровольных объединений тружеников

Ответы на тест по истории Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство1 вариант
1-2
2-2
3-2
4-1
5-3
6-1
7-42312 вариант
1-2
2-2
3-1
4-2
5-3
6-1
7-132

[править] Литература

  • Политологический энциклопедический словарь / сост.: Л. Н. Герасина, В. Л. Погребная, И. А. Полищук и др. Под ред. М. П. Требино. — Х.: Право, 2015
  • Консерватизм // Юридическая энциклопедия: В 6 томах. / Редколлегия: Ю. Шемшученко (отв. Ред.) И другие. — К.: «Украинская энциклопедия», 1998. ISBN 9667492001
  • Консерватизм // ЭСУ

Политика и государство

Научные дисциплины и теории Политология • Сравнительная политология • Теория государства и права • Теория общественного выбора 
Общие принципы и понятия Гражданское общество • Правовое государство • Права человека • Разделение властей • Революция • Типы государства • Государственный суверенитет • Круговорот конституций 
государства по политической
силе и влиянию
Великая держава • Колония • Марионеточное государство • Сателлит • Сверхдержава 
Виды политики Геополитика • Внутренняя политика • Внешняя политика 
Форма государственного устройства Конфедерация • Унитарное государство • Федерация 
Социально-политические
институты и ветви власти
Банковская система • Верховная власть • Законодательная власть • Избирательная система • Исполнительная власть • СМИ • Судебная власть • Пятая власть 
Государственный аппарат
и органы власти
Глава государства • Парламент • Правительство • Президент 
Политический режим Автократия • Анархия • Авторитаризм • Демократия • Деспотизм • Тоталитаризм 
Форма государственного правления
и политическая система
Абсолютизм • Военная диктатура • Диктатура • Монархия • Плутократия • Парламентская республика • Премьер-президентская республика • Республика • Социалистическая республика • Теократия • Тимократия • Самодержавие 
Политическая философия,идеология и доктрина Анархизм • Европоцентризм • Коммунизм • Колониализм • Консерватизм • Космополитизм • Либерализм • Либертарианство • Марксизм • Милитаризм • Монархизм • Национал-социализм • Национализм • Неоколониализм • Пацифизм • Социализм • Фашизм • Франкизм 
Избирательная система Мажоритарная • Пропорциональная • Смешанная 
Политологи и
политические мыслители
Платон • Аристотель • Никколо Макиавелли • Монтескье • Жан-Жак Руссо • Бенито Муссолини •Томас Гоббс • Джон Локк • Карл Маркс • Михаил Бакунин • Макс Вебер • Морис Дюверже • Юлиус Эвола • Цицерон • Адольф Гитлер 
Учебники и известные
труды о политике
«Государство» • «Политика» • «О граде Божьем» • «Государь» • «Левиафан» • «Открытое общество и его враги» 
Разное У вас есть две коровы • Четвёртая политическая теория • Шоу-политика
КатегорияПорталПроект

Консерватизм в странах мира

Направления консерватизма имеют свою обособленную историю практически в каждой стране планеты. Цели и методы консервативной политики каждый страны отличаются.

В современном мире консерватизм подразумевает наличие монархии в стране. Консервативные партии и монархические семьи смогли сохранить: Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Люксембург, Япония и многие другие.

Партии, наполовину имеющие признаки консерватизма, христианские взгляды, есть в Австралии, Италии, Германии, Японии, Новой Зеландии, США.

В Ирландии, Португалии и Канаде есть социально-консервативные партии.

Политолог и ученый Клаус фон Байме разработал свой метод, по которому классифицировал все партии мира и истории. После чего обнаружил, что нет ни одной партии на планете, которую можно было бы полностью считать консервативной.

https://youtube.com/watch?v=fnF4OcIy-gg

Источник

Идея иерархичности

Для консерваторов естественная структура общества – иерархическая. Социальное неравенство – неизбежное следствие организации общества, основанной на естественном неравенстве. Подобно тому, как мозг, сердце и лёгкие выполняют различные функции в организме, различные классы и группы, составляющие общество, имеют свои особые роли.

Государство – это органическое выражение различных групп и корпораций в обществе. Через государство они хотят выразить себя, и оно стремится быть «агентством» этих групп.

Консерваторы отказываются от политизации и вовлечения масс в управление государством. По их мнению, граждане подобны детям в семье – им нужны руководство и дисциплина. Их нужно научить осознавать свои обязанности и ответственность, а не только свои права. Власть государства естественно необходима и соблюдается для блага граждан. Большинство консерваторов крайне негативно относятся к неоправданному использованию государственной власти.

Консерватизм в политике

Это идеология в политике. Основные идеи:

  • полное отрицание любых реформ;
  • защита традиций в общественной жизни, поддержание единства нации;
  • государство должно быть сильным, чтобы эффективно руководить обществом. При этом интересы государства стоят на первом месте;
  • частный бизнес должен развиваться, частная собственность уважается.

Консерватизм в России

Консервативная партия в России была с 1990 по 2005 годы. Её основатель — Лев Убожко. Однако партия просуществовала недолго из-за непопулярности идей и недостаточного количества сторонников.

Несмотря на отсутствие отдельной консервативной партии, консерваторских взглядов придерживается самая крупная политическая партия в России — “Единая Россия”. В частности, сторонники партии заявляют о социальном консерватизме. Партия также стремится придерживаться консервативного подхода к принятию законов.

Социальный консерватизм

Идеология, которая направлена на защиту традиционных ценностей, населения.

В России также осуществляет деятельность Центр социально-консервативной политики (ЦСКП).

Основные идеи Центра:

  • поддержание традиционных ценностей;
  • почитание культурных ценностей;
  • борьба с экстремизмом (использование радикальных мер для того, чтобы добиться желаемого, осуществить задуманное);
  • формулирование социальных и экономических задач, которые не конфликтуют друг с другом.

[править] Зарождение

Эдмунд Берк считается первым идеологом консерватизма

Во все времена существовали идеи, которые можно назвать консервативными, но только начиная с Просвещения и реакции на Французскую революцию 1789 года, консерватизм вырос в выразительный политическое направление. Хотя консерватизм можно проследить в глубь веков во времена английской Реформации, особенно к работам англиканского теолога Ричарда Гукера, именно полемические «Размышления о революции» Эдмунда Берка помогли консерватизма оформиться как способа мышления.

Эдмунд Берк поддерживал американскую революцию, но выступал против Французской революции, считая ее слишком насильственной и хаотичной. Классическая консервативная позиция Берка настаивала на том, что в консерватизме нет идеологии в смысле утопической программы, плана преобразования общества. Такие взгляды Берка были ответом на идеал Просвещения об обществе на основе абстрактной разумной модели. Он опередил критику модернизма, название которому дал в конце 19-го века нидерландский религиозный консерватор Абрахам Койпер.

Берк говорил, что у некоторых людей больше ума, чем у других, поэтому некоторые люди образуют лучшее правительство, чем другие. Правильное формирование правительства зависит не от абстракций, таких как рациональный ум, а от исторически обусловленного развития государства, развития на основе опыта и сохранения других важных общественных институтов, таких как семья и церковь. Он доказывал, что традиция базируется на мудрости многих поколений и прошла испытание временем, тогда как рациональный ум может быть маской, за которой скрываются предпочтения одного человека, а в лучшем случае представляет только неиспытанную мудрость одного поколения.

Однако Берк писал, что государство, не способное к изменениям, не способно и к хранению. Берк настаивал на том, что дальнейшие изменения будут скорее органическими, чем революционными. Попытка изменить сложную сеть человеческих взаимоотношений, которые составляют канву человеческого общества, ради доктрины или теории рискует наткнуться на железный закон «невольных последствий».

На западный консерватизм повлияли также работы представителя контрпросвещения Жозефа де Местра, который отстаивал восстановление наследственной монархии, считая ее установленной Богом институтом, и за авторитет Папы Римского. Он также защищал принцип иерархической власти, его пыталась уничтожить революция. В 1819 году Местр опубликовал свое главное произведение «Du Pape» (О Папу). Книга разделена на четыре части. В первой он отстаивает мнение, что в делах церкви высоким авторитетом является папа и что главной характеристикой самого авторитета является то, что его решения не должны пересматриваться. Поэтому папа безгрешен в своих поучениях, потому что именно через поучения реализуется его высокий авторитет. В других частях книги Местр рассматривает отношения папы и светской власти, проблемы цивилизации и благосостояния народов и схизматического церкви. Он говорит, что народы нуждаются в защите от несправедливости со стороны высшего других авторитета, и таким авторитетом должен быть папа, исторический спаситель и создатель европейской цивилизации.

Консерваторы выступают за право собственности. В экономических вопросах они обычно либералы, взгляды которых выходят из классического либерализма Адама Смита. Некоторые из консерваторов стремится к модифицированному свободного рынка, например в американской системы, ордолиберализма или национальной системы Фридриха Листа. Эти взгляды отличаются от строгого laissez-faire тем, что в них государству отводится роль поддерживать конкуренцию, одновременно защищая национальные интересы, национальное общество и идентичность.

Большинство консерваторов сильно поддерживают суверенитет своих государств, патриотически идентифицируясь со своими народами. Националистические сепаратистские движения могут быть одновременно радикальными и консервативными.

Кратко и понятно о сущности консерватизма

Консерватизм – это политические взгляды людей, деятельность которых направлена на стремление сохранить традиционные общественные устои жизни, ценности, установленный порядок.

Синонимами значения термина можно назвать рутинность устройства общества и государства. Антонимом считают термин «либерализм» и «радикализм».

Приверженцев консерватизма в современном мире сравнивают с борцами против попыток изменения революционным способом ситуации в государстве.

Сравнительная характеристика представителей консерватизма, либерализма и социализма показана в таблице.

Основные черты консерватизма:

  • социальная иерархия;

  • недопущение вмешательства простых людей в политику государства;

  • большая роль церкви и семьи в обществе;

  • редкое проведение реформ;

  • высокая враждебность к революционным и радикальным взглядам;

  • уверенность, что в обществе главное – это сохранение порядка и классовости любыми способами, даже с привлечением армии;

  • приоритет традиций.

Для достижения целей консерваторы использует старые, поверенные многими десятилетиями и даже столетиями методы:

  • удержание любыми способами власти в своих руках, если потребуется с применением военного вмешательства;

  • метод, при котором в государстве практически не принимаются новые реформы.

Консерватизм – историческая справка

Консерватизм традиционно основывается на органической концепции общества, то есть на убеждении, что общество — не просто разрозненная совокупность индивидов, а живой организм, состоящий из тесно связанных, взаимозависимых членов. Таким образом, консерваторы отдают предпочтение институтам и практикам, которые развивались постепенно и являются проявлениями преемственности и стабильности.

Ответственность правительства состоит в том, чтобы быть слугой, а не хозяином существующего образа жизни, и поэтому политики должны противостоять искушению преобразовать общество и политику. Это подозрение в правительственной активности отличает консерватизм не только от радикальных форм политической мысли, но и от либерализма, который является модернизирующим, антитрадиционалистским движением, направленным на исправление пороков, возникающих в результате злоупотребления социальной и политической властью.

В “Словаре дьявола» (1906) американский писатель Амброз Бирс определил консерватора как

Амброз Гвиннет Бирс

Консерватизм также следует отличать от реакционного мировоззрения, которое выступает за восстановление прежнего и, как правило, устаревшего политического или социального порядка.

Только в конце XVIII века, в ответ на потрясения Французской революции (1789), консерватизм начал развиваться как самостоятельная политическая позиция и движение. Термин «консерватор» был введен после 1815 года сторонниками недавно восстановленной монархии Бурбонов во Франции, в том числе автором и дипломатом Франсуа-Рене де Шатобрианом. В 1830 году британский политик и писатель Джон Уилсон Крокер использовал этот термин для описания партии британских тори.

Родоначальником современного, четко сформулированного консерватизма (хотя сам он никогда не использовал этот термин), как правило, признается британский парламентарий и политический писатель Эдмунд Берк, чьи размышления о революции во Франции (1790) были убедительным выражением неприятия консерваторами Французской революции и главным вдохновением для теоретиков контрреволюции в XIX веке. Для Берка и других пропарламентских консерваторов насильственные, нетрадиционные и искореняющие методы революции перевесили и извратили ее освободительные идеалы. Общее отвращение к насильственному ходу революции предоставило консерваторам возможность восстановить дореволюционные традиции, и вскоре появилось несколько направлений консервативной философии.

Эдмунд Берк

Требуют ли сердца перемен?

Человек консервативного склада забрасывает удочку не рыбы для, а удовольствия ради. И это не фигура речи и даже не эвфемизм. Если бы единственной целью был улов, мы бы выбирали себе лучшую снасть последней модели и без конца бегали вдоль реки в поисках клева. Но чаще всего мы (то есть настоящие поклонники рыбалки) неподвижно сидим на излюбленном месте, встречая рассвет и провожая закат, разговаривая шепотом и смиренно отгоняя комаров. Всё потому, что процесс куда важнее результата, и даже с пустыми руками рыбак возвращается домой удовлетворенным.

Хотя эссе английского философа было опубликовано еще в 1956 году, описанный им образ жив и сегодня. Выход Великобритании из ЕС, избрание Трампа — главной движущей силой этих политических «шоков» стало консервативно настроенное общество. И если бытовой консерватизм, который присущ практически каждому из нас (как показывает пример с рыбалкой), едва ли изменит ход истории, то консерватизм политический может круто повернуть течение общественной жизни.

Ярлык консерватора в свое время повесили и на Оукшотта — в частности, за это эссе и критику государственного планирования. Но такая интерпретация слишком утрированна и однобока: его вклад в философию не ограничивается политикой, которую он рассматривал лишь как одно из звеньев системы человеческой жизни. Оукшотт придавал большое значение психологии индивида и его свободе во всех сферах — отсюда и сомнения в том, что политика исчерпывается постановкой и достижением сугубо политических целей.

В своей работе британский мыслитель рисует портрет современного ему консервативного человека, предпочитающего «привычное неизвестному, данное — скрытому; опробованное — неопробованному; реальное — возможному; ограниченное — неограниченному; меру — избытку; пригодное — всеобъемлющему; радость — утопическому счастью». Мы называем консерватором того, кто беспрестанно вздыхает: «Раньше было лучше!..» — и критикует все современное. У Оукшотта же это ностальгический тип, он ценит настоящее и то, что имеет сегодня, но рассматривает все данное ему как подарок судьбы или наследство из прошлого.

История возникновения концепции консерватизма

Консервативное мышление обычно является ответом на социальную и политическую нестабильность. Его предпосылка восходит к древнему миру.

Сам термин консерватизм появился в середине XIX в. Он происходит от лат. conservatio, которое с конца средневековья вошло в европейские языки и означало «защищать что-то от порчи или разрушения».

В политическом значении термин «консерватизм» был придуман Ф. Р. де Шатобрианом (1768-1848). Между 1818 и 1820 гг. во Франции была опубликована газета «La Conservateur» под редакцией писателя-романтика Франсуа Рене де Шатобриана, отстаивавшего идею защиты старого порядка.

На рубеже XVIII и XIX вв. этот термин использовался для сохранения существующего политического порядка и являлся попыткой противостояния рационалистической традиции эпохи Просвещения. Консерватизм как идеология оформился в эпоху Нового времени, в XIX в., вступив в конфликт с либерализмом и социализмом. Идеология консерватизма возникла в ответ на идеологические принципы французского Просвещения и Французской революции 1789 г.

Первым и величайшим критиком, «идеологом» консерватизма был английский политик, философ и публицист Эдмунд Берк (1729-1797). Его называют отцом современного консерватизма.

Доктрина консерватизма выросла из радикальной критики Просвещения, проявившейся в:

  • критике индивидуализма Просвещения (антииндивидуализм)
  • критике рационализма Просвещения (антирационализм);
  • критике отказа от идеи первородного греха.

Консерваторы считали, что человек по своей сути является социальным существом и поэтому должен жить в обществе. Они отвергли теорию общественного договора Просвещения и концепции законов природы. Они считали, что человек никогда не жил один – он всегда был окружён обществом. Даже если человек и жил один, то он не был человеком. Он очеловечивался только тогда, когда он социализировался.

Философы Просвещения считали, что человек руководствуется только соображениями разума, тогда как консерваторы отвергли эту точку зрения. По их мнению, человек – разумное существо, но его действия в первую очередь определяются страстями и чувствами. Антирационализм – это взгляд человека на то, что разум сдерживается чувствами.

Консерваторы утверждали, что в человеке есть неизгладимая доза зла, которая является результатом первородного греха. Человека нельзя оставлять самому себе, потому что между людьми возникнет конфликт – своего рода война всех против всех. Власть нужна, чтобы управлять сообществом. Исходя из этого предположения мыслители (например, Т. Гоббс) объясняли, что люди, живущие в естественном состоянии, должны были призвать высшую силу, чтобы перестать сражаться друг с другом и уничтожать себя. Власть описывалась как своего рода загадка и способ остановить самоуничтожение.

Что такое консерватизм — определение

Для начала стоит раскрыть само определение консерватизма. Это не является сложным в понятии термином. Всё довольно просто и понятно.

Консерватизмом называют приверженность традиционным устоям и порядкам. Приверженцы такой идеологической позиции склоняются к сохранению традиций в обществе, а также устоявшихся религиозных или социальных доктрин в зависимости от взглядов и рода деятельности индивида. Консерватизм провозглашает общественную традиционность, сохранение её и последующее принятие.

Консервативная идеология допускает введение некоторых изменений в общественной жизни и политической ситуации в государстве, но при этом весьма негативно относится к введению слишком радикальных реформ, способных резко изменить общество и государство в целом. Такие резкие реформы воспринимаются консерваторами как экстремизмом и не имеют права на существование.

Если рассматривать консерватизм не в общем понятии, а с точки зрения политической идеологии, то можно отметить некоторые тенденции, к которым стремятся прийти консерваторы. Приверженцы этой идеологии выступают за укрепление безопасности, стараются рассматривать только традиционных союзников государства и поддерживать их. Также следует отметить поддержку протекционизма в области внешнеэкономических отношений государства и допущение применения военной силы в случае наличия в этом прямой потребности. То есть, можно отметить приверженность традиционной активности на международном политическом пространстве.

Из истории

Консерватор – это, прежде всего, англичанин, вечно спорящий о преимуществе той или иной партии, но при этом души не чающий в королевской семье. Идеология действительно зародилась на Туманном Альбионе. А в английский язык термин «conserve», означающий «сохранять», очевидно, проник из латинской лексики («conserve» – «сохраняю»). Английский консерватизм зародился во второй половине XVII. Примечательно, что сама идеология в Великобритании долгое время именовалась торизмом, а ее приверженцы именовали себя тори. Торизм не был стихийным явлением, он развивался поэтапно:

  1. Реставрация. В 1660 г. в Англии была восстановлена монархия, и именно это решение, судьбоносное для страны, дало толчок развитию консерватизма (торизма), родившегося из французского роялизма. Подобно роялистам первые тори верили в божественное происхождение короля и продвигали эту идею в массы. Король не погрешим, ему принадлежат тела и денежные средства всех граждан.
  2. Славная революция. После 1688 тори вынуждено признали наличие у суверена трех опорных столпов – королевской семье (не только на личности «святого» короля), палате лордов и палате общин.
  3. 1830 гг. Возникла консервативная партия, поддерживаемая одновременно и аристократами, и рыночными капиталистами. Толи вынуждено признали права людей не аристократического происхождения.

Русские консерваторы

Основоположником английского консерватизма стал Эдмунд Берк. В Российской империи первым истинным консерватором считают Н. Карамзина, отрицавшего необходимость проведения реформ по европейским стандартам. Основой государственного и общественного строя Карамзин считал авторитаризм – личную власть государя. Подобно Карамзину против реформ выступили:

К.П. Победоносцев;

Л.А. Тихомиров;

В.В. Розанов.

Позиции русских консерваторов были наиболее шаткими при реформаторе императоре Александре II, но при его приемнике Александре III консерватизм получил новый толчок к развитию. Во многом благодаря этому идейному движению в стране начались контрреформы. В XIX веке русские консерваторы, в числе которых были, прежде всего, славянофилы, представители нового для страны течения в философии и мысли, выступали за усиление позиций императорской семьи, сохранение обычаев и традиций, свойственных славянам, сохранение определенного бытового уклада, ритуалов, но прежде всего сословного деления.

Но Карамзин и его последователи были лишь первыми, чей взгляд (мнение) на происходящие вещи дошел до наших дней. И до него в стране были те, кто не принимал ничего нового, стоит только вспомнить русских староверов. В 1705 г. при Петре I в Астрахани произошел бунт, официально поднятый теми, кто был против новых порядков. Бунтовщики боролись за позволение сохранить бороды и носить старую, привычную для них одежду.

Консерватизм в России в XIX веке

В России консерватизм получил широкое распространение в 19 веке. Зародился как славянофильство, затем приобрел религиозные и этические черты. 

Российская история XIX века была полна событиями радикального и революционного характера: восстание декабристов, покушения на царя и высокопоставленных чиновников, отмена крепостного права, движения за предоставление больших прав народу. 

Такие народные настроения привели к более консерваторским взглядам в правительственных кругах, чтобы взять контроль над населением.

Государственная политика основывалась на сохранении самобытности России

Особое внимание уделялось религиозному учению, укреплению самодержавия, сохранению исконно-русских устоев. Авторы консерваторских философских работ поддерживали такие взгляды.

Самыми известными представителями российского консерватизма XIX века были: Самарин, Хомяков, Киреевский, Аксаков.

Отношение к собственности

Консервативное уважение имущественной безопасности проистекает из его приверженности закону, традициям и авторитету

Либералы считают собственность важной для развития человека. Консерваторы добавляют, что без обеспечения собственности никто не может иметь надёжных ожиданий в отношении будущего, порядок становится неопределённым, а вероятность анархии возрастает

Собственность – это форма защиты граждан. Она обеспечивает безопасность в мире неопределённости. Собственники являются главными хранителями порядка и законности, потому что они больше всего заинтересованы в их поддержании. По словам Э

Берка, каждому гражданину намного легче развить чувство важности порядка, если он участвует в жизни общества через свою собственность

Неравенство

Ключевое и фундаментальное положение любой консервативной теории – это защита видов неравенства. Это, собственно, и выдает цель консерваторов – только при сохранении как можно большей части видов неравенства можно возвышаться над другими, причём чаще всего за их счет. Оправдывается любое неравенство – социальное, расовое, национальное, гендерное. Любое же равенство или сокращение неравенства объявляется «утопией» (как правило – без серьёзной научной аргументации) точно так же, как до Французской революции объявлялось утопией упразднение дворянства, монархии и привилегий, данных по рождению. Например, Владимир Путин в декабре 2018 года оправдал неравенство тем, что оно «есть в любой крупной экономике», и перевёл обсуждение на тему США.

Известно, что одним из принципов римского Сената был «divide et empera» — «разделяй и властвуй», согласно которому лучший метод управления государством — разжигание вражды между частями народа, что позволяет этим частям уделять меньше внимания борьбе с государством. Поэтому консерваторы и поддерживают неравенство различных групп.

«Мужик должен, баба должна»

В противовес социал-демократам, выступающим за равноценное распределение обязанностей между полами, консерваторы выставляют список вещей, которые «должен мужик» и которые «должна женщина». По мнению консерваторов, «мужик должен»:

  1. Зарабатывать, чтобы прокормить всю семью (что вступает в противоречие с реальностью, где государство консерваторов мало способствует такой возможности, так как выступает за неравенство, результатом чего становится обнищание масс);
  2. Уметь чинить всё в доме (поскольку в консервативном государстве зарплаты не позволяют нанять профессионала для этого, его идеологи стремятся переложить эту обязанность на мужчину);
  3. Быть не красивее обезьяны (внешность также составляет статью расходов, непосильную для зарплат в консервативном государстве);
  4. Служить в армии (потому что консерваторам нужно пушечное мясо, желательно бесплатное).

Такой же список имеется и для женщины. Итак, «баба должна»:

  1. Находиться либо на кухне, либо с детьми (если она будет работать, она может требовать повышения зарплаты и уровня жизни – если же она домохозяйка, то эта проблема перекладывается на мужа. Ходить по всяким местам и развиваться тоже нежелательно, так как женщина может где-нибудь «подхватить» прогрессивную идеологию);
  2. Подчиняться мужчине (этот пункт нужен, если мужчина не может выполнить её требования, как это часто бывает при уровне зарплат в консервативном государстве);
  3. Рожать, желательно больше (потому что консерваторам нужна рабочая и военная сила);
  4. Быть девственницей до свадьбы и скорее выходить замуж (консерваторы считают, что так она будет больше зависеть от мужа и больше хотеть выйти замуж, а следовательно – рожать детей).

Эти меры намекают на то, что должны друг другу только женщины и мужчины, а государство и элиты как бы ничего никому не должны. Социал-демократы считают, что все вышеперечисленные вещи люди должны делать только в том случае, если это их осознанное желание, а не навязанный обществом стереотип. Поэтому они никогда не скажут, что «мужик должен» или «баба должна». Поэтому каждый раз, когда вы слышите слово «должен», вы должны задумываться — кому кто должен, зачем и кто так решил.

Духовные ценности

Мы писали, что одна из важнейших социал-демократических ценностей – это уровень жизни

Консерваторы на словах тоже за повышение уровня жизни, однако на практике главное для них — всё же «духовные ценности», о важности которых они рассуждают постоянно (в то время как об уровне жизни – практически никогда), а не материальные. Консерваторы прославляют «скромность», «нестяжательство», «аскетизм», маскируя этими возвышенными терминами обыкновенную нищету, однако сами, находясь у власти, отличаются чем угодно, только не «аскетизмом». «Благо» нищеты они оставляют народу, который грабят

Пример такого рассуждения:

«Благо» нищеты они оставляют народу, который грабят. Пример такого рассуждения:

Здесь пропагандист консерваторов пытается подменить духовным понятием «страна» банально проворовавшуюся номенклатуру и неэффективную плановую экономику, которые любой здравомыслящий человек, разумеется, поменял бы на предметы питания и одежды – потому что это одни из его основных потребностей, а личный самолёт для секретаря обкома в его потребности не входит.

Консерваторы пытаются заставить народ отказаться от важных удобств и вещей, оставить его голым, пристыдив за «материальные ценности», за «джинсы и жвачку» и так далее, после чего заменить их «духовностью». Обычно человеку предлагается голодать за «величие страны», за увеличение расходов на армию (знаменитые «пушки вместо масла» Рудольфа Гесса) и прочие принципы, которые выгодны номенклатуре и крупному бизнесу, либо за обещания улучшений в будущем.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий