Летний сад в Санкт-Петербурге: скульптуры и фонтаны

Интересные факты о скульптурах

Аллеи Летнего сада, Апполон и Артемида

На самом деле парк не совсем регулярный, ощущается небольшая ассиметрия, которую объясняют тем, что парк был разбит в бывшей усадьбе шведского майора, и дорожки усадьбы были ассимилированы в царский сад. Некоторые историки предполагают на основании погрешностей в симметрии, что Петр сам лично нарисовал план сада и даже план своего Летнего дворца, профессиональный архитектор не мог этого изобразить.

Статуи совсем не античные и даже не античные копии. Большая часть скульптур датируется началом XVIII  века, т.е. по отношению к эпохе Петра статуи были современными. Дело в том, что в петровские времена Ватикан официально запретил вывозить античные скульптуры. Петру удалось вывести всего одну античную статую, сейчас известную под именем Венера Таврическая, в обмен на мощи святой Бригитты. Венера Таврическая уже давно хранится в Эрмитаже.

Амур и Психея. Школа Бернини, Италия, конец XVIII века.

Среди известных римских богов и аллегорий времен года встречаются совсем странные люди, например мало известная Марция Фурнилла жена императора Тита Веспасиана, какое отношение она могла иметь к Петербургу? Тит Веспасиан прославился тем, что разрушил Иерусалим и при нем был открыт Римский Колизей. Поставить бюст разрушителя христианской святыни и его жены, странное решение для православного государя.

Марция Фурнила жена императора Тита Веспасиана

Мария-Казимира, жена Яна Собеского неизв. скульпторПольша, конец XVII в.

Бюста Марции Фурниллы даже нет в официальном списке 92 статуй Летнего сада, под крайней мере под этим именем. Бюст шведской королевы Кристины так же выглядит странно, ведь в те времена Россия вела войну со Швецией и в то же время царь украшал свой сад бюстом врага? Это все равно, что Сталин бы поставил бюст Гитлера на своей даче в Подмосковье во время войны.

Я вообще слабо могу представить, как во времена Петра люди, которые  испытывали потребность прикрывать срам лица бородой, могли воспринимать весь этот  беспредел с обнаженными статуями языческих богов. Некоторые римские боги творили откровенный беспредел, как например Сатурн, пожирающий своего ребенка.

Сатурн пожирающий своего ребенка

Скульптура Нимфа Летнего сада

Единственным русским в этой компании римских богов, императоров и аллегорических статуй, как не странно является любимый детьми и взрослыми баснописец Иван Андреевич Крылов. Его памятник настоящий, отлитый из бронзы тем самым Клодтом, украсившим своими бессмертными творениями Анничков мост. Памятник Крылову бесспорно является любимцем детворы, ведь его постамент украшает целый зоопарк бронзовых героев басен.

Памятник Крылову в Летнем саду

В результате реставрации все скульптуры, кроме скульптурной группы «Мир и победа» были заменены на копии, изготовленные из полимера и мраморной крошки. Оригиналы скульптур после реставрации выставляются в Михайловском замке. Климат Санкт-Петербурга не способствует сохранности мраморных изваяний. Весь осенне-зимний период температура скачет через 0 при влажности 90%, и этот процесс способен превратить мраморную скульптуру в щебенку за несколько столетий.

Специалисты утверждают, что срок жизни мраморных статуй в нашем климате порядка 100 лет. Скульптуры Летнего сада прослужили целых 300 лет, благодаря многократным реставрациям и укрытиям на зиму в специальные футляры, навевающие ассоциации с туалетом на даче, но специалисты утверждают, что это наилучший способ сохранить статуи.

Так выглядят скульптуры зимой

Питерского климата не выдержала даже Порфировая ваза, хотя в отличие от мраморных скульптур она сделана из гранита. Это гораздо более твердый камень и сама Порфировая ваза моложе мраморных скульптур на сто лет и сделана из 5 отдельных частей и все равно не выдержала и раскололась пополам. Можете попробовать найти следы склейки.

Порфировая ваза

Фонтаны и пруды

Как уже упоминалось, вся территория создаваемого Петром сада была четко организована и разделена на определенные части. Парадная часть Летнего сада делилась на четыре основные площадки: Дворцовую (Дамскую), Шкиперную, Добродетелей и Круговорот суток. На первой площадке обычно гуляла и отдыхала императрица с придворными дамами. На второй – сам император с заезжими гостями.

Петр Первый с придворными на Шкиперной территории Летнего сада

Все четыре садовые зоны сада были обустроены фонтанами — первыми в России подобными гидротехническими сооружениями. Вода в них качалась паровой французской машиной из Фонтанки, которая именно из-за фонтанов Летнего сада и стала так называться, ведь до этого она была просто Безымянным Ериком

Первые парковые фонтаны не были так вычурны и декоративны как последующие, украсившие Петергоф и другие загородные парковые ансамбли, но они очень оживляли парковый пейзаж.

Фонтан «Пирамиду» можно увидеть на главной аллее четвертой площадки

Многие восстановленные фонтаны хранят память о царствующих особах в своих названиях. Например, один из первых фонтанов главной аллеи со стороны Дворцовой набережной «Царицын» увековечил память о Екатерине Первой, которая в этом месте любила встречать гостей. 

Фонтан «Пирамида», установленный на четвертой площадке по повелению той же Екатерины повторяет одноименный Петергофский.

Фонтан «Царицын» на века сохранил память о Екатерине Второй

Всего территорию Летнего сада украшало более пятидесяти фонтанов. Многие из них располагались на территории Лабиринтового сооружения Второго Летнего сада. Оформлялись они цветным мрамором, декоративным камнем и деревом.

Кроме многочисленных фонтанов, парковая территория была оснащена и прудами. При создании Второго Летнего сада планировалось создать цепочку каскадных прудов. Были организованы несколько водоемов – Форелиев, Цветочный, Мельничный и Карпиев. Созданные пруды не только способствовали осушению и облагораживанию садовой территории, но в них, к тому же, разводили разнообразную рыбу, о чем красноречиво говорят их названия.

Из всех прудов только Карпиев пруд сохранился со времен Петра Первого

Из всех созданных при Петре Первом прудов на сегодняшний день сохранился только Карпиев, который находится недалеко от входа со стороны Мойки, там же где установлена порфировая ваза. Пруд неоднократно реставрировался и сегодня поддерживается в хорошем состоянии. Его давно облюбовали белые лебеди, которые уже привыкли быть объектом фотосъемок.

После крупномасштабной реконструкции сада, проходившей в конце первого десятилетия 21 века, был возвращен к жизни и Менажерийный (в переводе с фран. – зверинец) пруд. Этот пруд также возник при Петре Первом и по его проекту по ходу главной аллеи. В нем разводили всевозможных птиц от морских уток до индейских гусей, для которых были обустроены специальные домики. Этот пруд был сильно поврежден наводнением и засыпан. Только благодаря реставраторам мы можем любоваться еще одним восстановленным ландшафтным детищем Петра.

Менажерийный пруд возвращен к жизни трудом реставраторов

Место для вечеринок

Прекрасным дополнением к рощам и клумбам стали зеленые уголки. Стенами там выступали кусты сирени, жасмина и других душистых растений.

С 1718 года на территории комплекса проводили различные мероприятия. Попасть в сквер можно было только по приглашению императора. Поэтому не каждый мог насладиться красотой, которую излучал Летний сад.

Режим работы был по-настоящему каторжным: с 17 вечера до утра. Для того чтобы народ не расходился, Петр Великий приказал закрывать ворота. Гости становились принужденными заложниками. Здесь проводили официальные встречи и веселые праздники, отмечали победы и памятные дни. В парадной части ставили столы с едой и проводили балы. Однако бедняков, бородатых мужчин и плохо одетых дворян на территорию не пускали.

В общем проект окончательно сформировался к 1720 году. Тогда сквер простирался от Невы до Невского проспекта.

Фонтаны

Несмотря на противоречивые мнения в обществе, в парке восстановили 8 фонтанов. Они были при Петре I. Позднее, когда мода на регулярные сады ушла, Екатерина II даже приказала их разобрать. Поэтому специалисты, занимающиеся реконструкцией парка, защищались и говорили, что это не «новодел», а лишь реконструкция сада в том виде, в котором он был в момент основания.

В период правления Петра I фонтаны работали на конной тяге, но не получалось добиться необходимого напора. Поэтому в 1719-1720 годах через Фонтанку прокопали еще один канал, вода из которого подавалась к водовзводным колесам.

Что посмотреть

Сад изначально был организован по площадкам, сейчас они чёткой границы не имеют. Проект похож на подобие лабиринта с кустарниками в виде стен. Также растут различные деревья, которым насчитывают более 300 лет. По газонам ходить нельзя, но можно присесть на одну из скамеек и перекусить в кафе. Ещё один яркий элемент – ограда вокруг с позолоченными деталями.

Фонтаны

В этом месте впервые в России появились фонтаны. Вода в них качалась из реки Фонтанки, которую поэтому так и прозвали. Центровой композицией является «Царицын» на главной аллее. Назван в честь императрицы Екатерины I, которая на этом месте принимала гостей. Справа стоит «Крестовое гульбище» со статуей «Нереида» по центру. Недалеко находится «Гербовый» с изображением двуглавых орлов. «Пирамида» — точная копия петергофского произведения. Раньше фонтанов было гораздо больше, и каждый имел своё название.

yandex.kz

Скульптуры

Мраморные скульптуры расставлены по всей территории. Каждая из них сделана руками итальянских скульпторов в XVII — начала XVIII веков. Были экземпляры и более ранней датировки, но они убраны в музей. Делятся произведения на три больших группы:

  • мифологические изображают римских богов, например, Вакху, Флору, Меркурия;
  • аллегорические олицетворяют науку, славу, архитектуру, правосудие и т.д.;
  • исторические посвящены известным личностям, как Марку Аврелию и Александру Македонскому.

Сегодня коллекция насчитывает 92 памятника, из них больше всего бюстов. С 2009 по 2011 года прошла полная реставрация скульптурных композиций. Со всех оригиналов сняты копии, а большинство оригиналов убрали для хранения. Отдельно от всех установлен памятник И.Крылову с горельефом из сюжетов его басен.

Другие объекты

Со стороны входа рядом с Михайловским дворцом стоит 200-летняя Порфировая ваза на пьедестале, которая была чудом спасена после того, как развалилась на 5 частей. Далее располагается пруд с лебедями, также восстановили Менажерийный водоём в другом конце сада. Тут установлены домики для птиц, а недалеко от этого имеется и птичий двор, на котором можно заметить павлинов, фазанов и подобных. На локации также есть Кофейный и Чайный домик. В первом устроено кафе, а во втором проводятся выставки. Из современных построек создан Археологический музей, в котором сохраняются парковые растительные экспонаты.

Летний сад

История Летнего сада (наб. Кутузова, 2) началась вместе с историей города. Император Пётр I решил построить себе летнюю резиденцию и выбрал для этого обжитой участок шведского майора Эриха фон Коноу. Возведение царской резиденции началось в 1704 г. с осушения территории, высадки деревьев и устройства водоёмов. Большое строительство ведётся здесь с 1709 г. – появляется деревянный летний дворец, и сад приобретает регулярную планировку (мастер Розен).

В это время резиденция становится местом проведения балов и фейерверков. Первые фонтаны появились в Летнем саду, и питала их вода соседней реки Фонтанки. В отделке водомётов использовали цветной мрамор из Пскова и Нарвы, пудостский камень, тосненскую плиту и кирпич; вокруг строили горки из туфа и ракушечника. Дополнительно фонтаны украшали вазами, чашами, различными ракушками и мраморными скульптурами.

Немецкий «архитектор гротирного и фонтанного дела мастер» Г.И. Маттарнови, прибывший в Россию в феврале 1714 г., строит в Летнем саду нарядный грот – первое сооружение подобного рода в России. Кроме него над гротом работают А. Шлютер и Н. Микетти. По рисункам Маттарнови на Литейном дворе отливают большую фигуру Нептуна.

Сооружение состояло из трёх залов, а его стены украшали раковины и пористый туф. В центральном зале с большим куполом был расположен фонтан с той самой позолоченной статуей Нептуна. В одном из боковых помещений зодчий установил музыкальный оргáн, приводящийся в действие напором воды. В саду Земцов устроил лабиринт со стенами из стриженого кустарника и 32 фонтанами со скульптурными украшениями на темы басен Эзопа. Все статуи птиц и зверей для водомётов были выполнены в натуральную величину, а специальные таблички разъясняли посетителям смысл басен. Путь в лабиринте проходил через многочисленные мостики с фонтанами-шутихами. Самые ранние фонтаны Летнего сада располагались на Главной аллее.

На первой от Невы площадке находился одноструйный беломраморный фонтан «Дамский». Каскад «Амфитеатр» соорудили в Большом партере у Лебяжьей канавки в 1734–1736 гг. по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли. У Главной аллеи, перед Чайным домиком, располагался каскад «Дельфиновый», сооружённый в 1720 г. архитектором Н. Пино. Множество фонтанов находилось в боскете «Крестовое гульбище» у Главной аллеи. Фонтаны «Гербовый», «Коронный», «Ла-Коста», «Нарцисс», «Пирамида» и многие другие были разбросаны по разным уголкам Летнего сада. С 1717 г. для питания фонтанов Летнего сада устанавливают паровую машину инженера Т. Дезагулье.

В 1770–1784 гг. архитектор Ю.М. Фельтен устанавливает знаменитую на весь мир ограду Летнего сада со стороны Невы. Столбы возводят из карельского гранита, а кованую решетку изготавливают мастера Тулы.

В XIX столетии в Летнем саду появляются новые постройки и сооружения. В 1799 г. архитектор Г.П. Пильников строит Каменную террасу на Лебяжьем канале (Лебяжьей канавке). Выдающийся петербургский зодчий К. Росси возводит в 1826 г. Кофейный домик. В сентябре 1839 г. у южной ограды устанавливают гранитную вазу, изготовленную из гранита на Эльфдаленской мануфактуре в Швеции. Король Карл XIV подарил её императору Николаю I.

Всего на территории Летнего сада выставлены 92 мраморные скульптуры, большей частью работы итальянских мастеров конца XVII – начала XVIII в.

Утраченные объекты Летнего сада

В период Великой Отечественной войны сильно пострадало здание Летнего дворца: крышу разнесло осколками снарядов, фасадная и потолочная штукатурка осыпалась, оконные рамы были вырваны. После завершения реставрационных работ (1946–1947 годы) двери музея снова открылись для посетителей.

Глобальная реставрация, направленная на полное восстановление исторического памятника, длилась около 10 лет, с 1950 по 1960-й. Были восстановлены напольные покрытия, потолочная лепнина, рисунки плафонов и матерчатая обивка на стенах, модернизирована система отопления.

Навсегда утраченными остались позолоченные скульптурные комплексы из свинца, отстроенные в 18 столетии (располагались в Летнем саду у фонтанов) и большинство водометов.

Фонтаны

Основными элементами Летнего сада (фото) являются фонтаны, способные соперничать с садовыми ансамблями Версаля. Большинство из них имели собственные названия и были украшены позолоченными декорациями, иллюстрирующими басни Эзопа.

До сегодняшнего дня дошли названия некоторых из них: Царицын, Коронный, Гербовый, Фаворит, Пирамида, Яблошный, Лакоста, Фараон, Нарцисс. Также известно, что на территории царской резиденции находились каскадные водометы Амфитеатр и Дельфиновый. Ф. Бергхольц в своих записях, сделанных в 1723 году, упоминал о Тюленевом водомете, в бассейне которого жил настоящий тюлень.

Наводнение, случившееся в сентябре 1777 года, уничтожило почти все фонтаны вместе с системами водоснабжения. Восстановительные работы, согласно решению Екатерины Второй, не проводились.

В 2009–2011 годах 8 фонтанов были воссозданы полностью, а на месте девятого — Лакосты – появился музей.

Фонтан. Фото: red-stars-hotel.ru

История

Сад как летняя императорская резиденция создавался по заказу и под руководством Петра I. Реализацией проекта занимались видные архитекторы того времени, в их числе — Матвеев, Растрелли, Трезини, Леблон. В работах принимали участие талантливые садовники — соотечественники и иностранцы. Аллеи сада были украшены шпалерами — ровно подстриженными кустарниками, которые с виду напоминали зеленые стены. Некоторые постройки в Летнем саду были новыми для России, к примеру, появившийся на берегу Фонтанки грот. В летней резиденции устраивались официальные приемы и торжественные мероприятия.

В 1777 году наводнение нанесло весомый ущерб саду, к тому же в то время регулярные парки потеряли свою актуальность из-за европейского увлечения пейзажными парками. Поэтому восстановительные работы не были глобальными. В 1824 году сад пережил еще одно наводнение, после которого восстанавливался несколько лет. В XIX веке в парк для прогулок стали допускать рядовых жителей города.

Во время Великой Отечественной войны сад также пострадал, однако ценные скульптуры смогли уберечь от уничтожения. В начале 2000-х годов начали разрабатывать проекты реставрации знакового места, в 2012 году удалось завершить все работы и возобновить доступ жителей и туристов к парку.

Сергей Архипкин

Закладка сада

Сад был заложен в первые годы XVIII столетия. Проект был разработан Иваном Угрюмовым. Именно им были установлены границы сада, создана его планировка. Под руководством Угрюмова была осушена выбранная для сада территория. Нужно отметить, что изначально она была непригодна для высаживания деревьев, так что работы по ее осушению имели огромное значение. Создавались пруды, строились каналы. Для создания твердой почвы использовалась привозная земля (ее доставляли из различных мест в очень больших количествах).

Были высажены деревья и сооружены фонтаны. В саду была построена гавань. Она была необходима для того, чтобы к саду можно было подойти на небольших судах. В настоящее время этой гавани не существует.

Вскоре сад стал излюбленным местом императора для проведения балов, здесь устраивались великолепные фейерверки. Попасть сюда можно было только по приглашению императора.

Во втором десятилетии XVIII века сад был разделен каналом на две почти равные половины. Тогда же была выстроена императорская резиденция. Появились многие другие объекты знаменитого сада — например, Большая оранжерея. Итальянским мастерам были заказаны скульптуры из мрамора: эти произведения должны были войти в число главных украшений сада. Примерно в этот же период времени для снабжения фонтанов водой стала использоваться паровая машина (ранее для этой цели применялась конная тяга).

Известно, что в саду был великолепный птичник, причем некоторые птицы находились в клетках, а другие свободно летали между деревьями. Содержались в саду и четвероногие животные.

Важным событием в истории сада стал приезд в северную российскую столицу архитектора Жана-Батиста Александра Леблона. Он считался одним из крупнейших европейских специалистов по созданию регулярных садов. Он внес многочисленные изменения в композицию Летнего сада.

Многое для украшения знаменитого сада было сделано и прославленным Бартоломео Франческо Растрелли (это было уже в 30-е годы XVIII столетия).

Летний сад – детище императора

Грандиозные насаждения, названные Летним садом, Пётр I решил создать в том месте, где соединяется река Фонтанка с Невой. Выбранное императором место для Летнего сада оказалось островом, который с севера омывала Нева, с юга – река Мойка, на востоке граница – правый берег Фонтанки, с западной стороны прорыли канал, названный Лебяжьей канавкой.

По замыслу Петра, Летний сад заложили ранней весной 1704 года. Начало работ оказалось очень сложным и трудоёмким делом. Для осушения топкой болотистой местности привозили плодородную землю, рыли каналы и пруды, создавали твердую поверхность, чтобы посадить деревья.

Зелёные насаждения

Со всей России и Западной Европы в Летний сад привозили саженцы дуба, лип, вязов и клёнов, рябины и ели, кедра и пихты, коренья белых лилий и кусты душистой сирени, луковицы голландских тюльпанов и семена лекарственных трав. Индийские деревья и травы доставляли на кораблях.

В Летнем саду выращивали фруктовые деревья, ягодные кусты и овощи. Здесь росли яблони и вишни, груши и смородина. Между деревьями на грядках – петрушка и морковь, свёкла и бобы, огурцы и душистые травы. Для хранения в зимнее время тропических деревьев и кустов здесь построили девять оранжерей.

Планировка сада

Под контролем царя в саду работали русские и иностранные архитекторы, садовники и огородники. Геометрически правильная территория будущего парка делилась продольными, лучистыми и поперечными аллеями.

На центральную аллею, широкую и продольную, выходят фигурные цветники. За цветниками – аллеи молодых лип. Кроны деревьев подстригали в форме куба, шара или пирамиды. Рассаженные вдоль прямых аллей подстриженные деревья образовывали стены-шпалеры высотой 3 метра.

Фонтаны

Особую роскошь придавали Летнему саду фонтаны: 50 водомётов, устремлённых вверх, соперничали по красоте со знаменитыми фонтанами Версаля. Водоёмы фонтанов изготовляли из мрамора, украшали раковинами и резным деревом, мрамором и свинцовыми позолоченными вазами.

Постоянное журчание струй воды, рябь и всплески в огромных чашах, сверкающие перламутром и серебром брызги наполняли сад жизнью.

Неподалёку от центральной аллеи по велению Петра вырыли огромный овальной формы пруд, в центре которого устроили небольшой островок с красивой беседкой.

Временами на остров прибывал император, которого перевозил по воде на небольшом челне придворный карлик, ловко управляясь с посудиной. Здесь царь в тишине и одиночестве обдумывал государственные дела.

Скульптуры и павильоны

В Летнем саду строили Лабиринты – запутанную планировку дорожек, пересекающихся между собой. Площадки, образованные такими дорожками, украшали фонтанами, беседками и скульптурами. Летний сад украшают 200 скульптур: герои античной мифологии, учёные и философы древнего мира.

В 1714 году построили Грот – красивейший садовый павильон, украшенный разноцветным мрамором и раковинами, резными мраморными нишами, скульптурами и органом. Яркая роспись купола, зеркала и резьба, декоративные тропические растения и мраморные полы дополняли убранство Грота, который называли диковинкой Петербурга.

Осуществилась мечта русского императора. В безоблачный день в саду всё струилось, переливалось, сверкало, воздух наполнялся ароматом душистых трав и цветов, слышалось журчание фонтанов и пение птиц.

С середины XVIII века Летний сад перестал считаться царской резиденцией и его разрешили посещать петербургской знати, а с 1755 года сад открыли для публичных гуляний. Так Летний сад стал лучшим местом Петербурга для прогулок и отдыха.

3 отзыва о Летнем саде

Летний сад
8.3
хорошо

3

  • 6 нормально

    Лучшее время для посещения Летнего сада Реконструкция Летнего сада вызвала не самые приятные чувства. Многие привыкли к другому его облику, полному воздуха и без всяких заборов, пусть и зеленых. Тем не менее, я бы посоветовала заглянуть сюда вечером, когда косые лучи заходящего солнца будто оживляют статуи, просвечивают сквозь листья и золотым потоком заполняют все вокруг. В это время суток это одно из самых прекрасных мест в городе. Другое очень интересное время для его посещения – это время проведения бесплатных ботанических экскурсий

    Читать отзыв целиком
    29 мая 2018

    Тамара Смирновабыл(а) здесь в мае 2018

  • 10 великолепно

    Зеленый, тихий, красивый сад! Санкт-Петербург – это красивый и очень интересный город России. Хотя бы раз в своей жизни каждый путешественник должен посетить Санкт-Петербург. К тому же, город постоянно модернизируют, например, в знаменитом летнем саду провели реконструкцию (с 2008 года начали), после которой посещение сада стало еще более приятным. На входе в Летний сад мы встретили шарманщика, который играл громкие мелодии и собирал деньги. Одет он был очень символично, поэтому и был немедленно запечатлён на мой фотоаппарат!

    Читать отзыв целиком
    05 июня 2014

    MMariaSmartбыл(а) здесь в июне 2013

  • 9 отлично

    Невероятно красивый Летний сад… По приезду в Санкт-Петербург мне казалось, что за 2 недели я просто не успею осмотреть все главные достопримечательности этого города, но в итоге я посетила даже большую часть объектов культурного наследия северной столицы России, так как правильно спланировала всю программу отдыха. Для начала стоит ознакомиться с расположением всех объектов на карте города и постараться в день посетить ближайшие памятники и дворцы. Летний сад в Петербурге я посетила в тот же день, когда совершала экскурсию в храм

    Читать отзыв целиком
    13 мая 2014

    ЕЕленабыл(а) здесь в августе 2012

Закрыть

Другие достопримечательности рядом

Музей железных дорог России – один из крупнейших технических музеев Европы

Старинные паровозы и суперсовременные мультимедийные инсталляции.

Увлекательные экскурсии и квесты.

Настоящий тренажер — кабина машиниста тепловоза.

Санкт-Петербург и окрестности

  • Где остановиться: для поездок в окрестностях Питера лучше всего остановиться в отелях Санкт-Петербурга.
  • Вас также могут заинтересовать Греция, Турция, Абхазия, Германия, Финляндия, Русская Антарктика и Арктика.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий