Методы экономических исследований. Система экономических исследований

1.5. Уровни экономического анализа: макро-, медиум- и микроанализ

Существуют совершенно разные уровни анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся экономического поведения. Наглядно уровни экономического анализа можно представить так:

Мировая экономика

Макроэкономика
(экономика в целом)

Медиумэкономика
(региональная экономика)

Микроэкономика
(экономика фирм, домохозяйств или отдельного человека)

Мировая экономика — экономика всех стран, вместе взятых. Она исследует экономические проблемы во всемирном хозяйстве в целом (глобальная экономика).

Макроэкономика — экономика вообще. Образно говоря, экономика с птичьего полета. Экономику каждой отдельной страны (России, США, Китая, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии и т. д.) можно назвать национальной экономикой. Национальная экономика каждой страны отражает ее специфику, а макроэкономика как наука раскрывает общие закономерности и тенденции, присущие всем национальным экономикам. Вывод: национальная
экономика и макроэкономика — это разные понятия. Макроэкономика — это основа национальной экономики.

Чтобы дать характеристику макроэкономики, нужно знать такие совокупные категории или агрегаты, как валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, совокупный спрос и совокупное предложение, уровень цен, потребление, сбережения, инвестиции, государственный бюджет, безработица, инфляция и т. д. Целью макроэкономики является разработка правительственной экономической направленной на решение общих социально-экономических проблем.

Медиум- (мезо-) экономика, или региональная, — экономика определенного пространства, или территории. Здесь будем оперировать такими понятиями, как регион, область, город, округ, район и т. д. Иначе говоря, переходим в область территориального экономического анализа. Например, экономика Сибирского региона, Саратовской области, г. Москвы, Южного округа или района Царицыно г. Москвы и т. д.

Микроэкономика — экономика фирм, домохозяйств или отдельного человека. Она изучает деятельность конкретной фирмы: каков объем производства, какова цена продукта, численность рабочих, доходы и расходы и т. д. Например, АвтоВАЗ (автомобильная фирма), ЛУКойл (нефтяная) и т. д.

Микроэкономика дает анализ не заоблачной, а заземленной экономики, т. е. каждого экономического субъекта. Образно говоря, ее интересует не лес, а каждое дерево в отдельности. Поэтому к микроэкономике относится хозяйственная д еятельность как физических (семьи или отдельного человека), так и юридических лиц (фирм).

Существенный вклад в исследование микроэкономики внесли английский экономист Альфред Маршалл, изложивший свои взгляды в учебнике «Принципы политической экономии» (1890), и его последователи: в Швеции — К. Виксель, во Франции — Л. Вальрас, в Италии — В. Парето, в США — Дж. Б. Кларк, в Австрии — К. Менгер и Е. Бем-Баверк и др. В действительности между макро-, медиум- и микроэкономикой нет непроходимой стены, или абсолютной обособленности. Трудно сказать, какой уровень анализа более важный. И это все потому, что экономические проблемы разного уровня между собой тесно связаны. Например, безработица не может быть без конкретных людей и конкретного пространства. Правительственная программа борьбы с безработицей (макроуровень) решает проблемы конкретных отраслей, фирм или домохозяйств (микроуровень) и, соответственно, тех территорий, где они расположены (медиумуровень). Теперь переходим к проблеме экономической политики.

1.3. Экономические законы

Всякий закон выражает собой сущность явления. Он носит объективный характер. Что значит объективный? Это означает, что его действие (и здесь мы повторимся) происходит независимо от воли и сознания человека. Во всех странах с рыночной экономикой действуют одни и те же экономические законы. И все это потому, что экономический закон выражает собой существенные, постоянно повторяющиеся, устойчивые связи в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Перефразируя крылатую фразу «доллар и в Африке — доллар», можно смело сказать: «закон спроса и в Африке — закон спроса».

Если мы хотим жить лучше, то нужно знать, что по закону накопления капитала богатеют только те нации, которые имеют много капитала и правильно (эффективно) его используют. Что значит много капитала? Это означает, что экономика той или иной страны имеет большое поле хозяйственной деятельности, т. е. направляет инвестиции (капиталовложения) в реальный сектор экономики — сектор, где создаются материальные блага и
услуги. Но это одна сторона медали. Другая сторона, и, может быть, более важная, — это насколько рационально используется капитал. Если перевести «стрелки» на семью, то все очень просто: та семья, которая больше зарабатывает, живет богаче, чем другая. И здесь нет ничего мистического: величина капитала и умелое его использование и определяют старт богатой или бедной экономики.

Однако экономические законы отличаются от законов природы тем, что естественные законы — вечные, а экономические отражают историю. Например, брошенная сверху вещь, конечно, если она не пушинка, согласно закону притяжения земли обязательно упадет на землю или на голову человека, если в этот момент она (голова) подвернется. И ничего не поделаешь — таково действие физического закона. Другое дело — в экономике. Например, усиление роли государства в хозяйственной жизни страны ограничивает механизм действия законов рыночной экономики, скажем, закона спроса и предложения. И это нередко зависит от взглядов победившей на выборах партии. Таким образом, законы природы никаким взглядам не подвержены. На всех континентах молния есть молния, и баста! А экономические законы могут действовать по-разному в различных рыночных ситуациях: закон конкуренции проявляет себя лучше в условиях свободной рыночной экономики и хуже — в условиях монополистической, или современной, экономики. Экономические законы проявляются в коллективной жизни людей, поэтому их называют законами, которые носят общественный или социальный характер.

Экономические законы отличаются от юридических. Их различие состоит в «поле деятельности»: экономические законы объективно охватывают экономику на всех ее уровнях, а юридические — субъективно, через принятие нормативных актов высшим органом государственной власти (в настоящее время — Государственной Думой РФ) с целью реализации теории на практике. Например, чтобы перейти от командной экономики к рыночной, нужно соответствующее правовое обеспечение: законы, указы, директивы и т. д. Если нет государственного закона о статусе частного предприятия и защите прав частного собственника, то нет и частной собственности. Экономические законы — это питательная среда для юридической практики на разных уровнях. Вот здесь нам и нужны грамотные экономисты и юристы. Открытие экономических законов — это прерогатива экономической теории. Таким образом, экономическая теория исследует экономические законы, управляющие производством, обменом, распределением и потреблением материальных благ (товара или услуг).

Экономическая теория дает основу для развития экономики как системы хозяйствования, создающей материальные блага и услуги с целью удовлетворения безграничных потребностей. Поэтому экономика должна развиваться не «по указке», а на основе экономических законов.

1.7. Российская экономическая политика в начале III тысячелетия

В начале XXI в. российская экономическая политика будет направлена на достижение устойчивых темпов экономического роста, повышение конкурентоспособности отечественного производства, обеспечение прогрессивных сдвигов в структуре экономики, соответствующих мировым тенденциям.

Экономическая политика будет направлена на создание в стране благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Это означает, что усилия Правительства РФ будут сконцентрированы на обеспечении равных условий конкуренции, защите прав собственности, снятии избыточных административных барьеров для предпринимательской и инвестиционной деятельности, повышении финансовой прозрачности предприятий и организаций.

С целью обеспечения финансовой стабильности Правительство РФ будет осуществлять последовательную финансовую политику, основанную на приведении обязательств государства в соответствие с его ресурсами, повышении эффективности функционирования бюджетной системы, четком разграничении бюджетных полномочий и ответственности различных уровней власти. При этом совместно с Центральным банком РФ будут приняты меры, направленные на обеспечение стабильности национальной валюты.

Структурная политика государства будет направлена на повышение конкурентоспособности экономики страны, активизацию научно-технического и интеллектуального потенциала.

Государство переориентируется с оказания поддержки неэффективным предприятиям на развитие промышленной инфраструктуры, обеспечение мобильности рабочей силы, поддержку высокотехнологичных и наукоемких производств.

Особое внимание Правительства РФ будет направлено на структурную перестройку и развитие отраслей оборонно-промышленного, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, реформирование естественных монополий. Главными целями внешнеэкономической политики станут дальнейшая эффективная интеграция России в международную систему разделения труда и содействие структурной перестройке экономики

Важнейшей задачей станет приведение национального законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) и завершение переговоров о вступлении в нее России

Главными целями внешнеэкономической политики станут дальнейшая эффективная интеграция России в международную систему разделения труда и содействие структурной перестройке экономики. Важнейшей задачей станет приведение национального законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) и завершение переговоров о вступлении в нее России.

Главными целями социальной политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу являются: последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.

В связи с этим безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому будет предусматриваться опережающий рост ассигнований на эти цели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.

Достижение этих целей позволит закрепить позитивные тенденции, сформировавшиеся в последнее время в экономике страны, и выйти на траекторию устойчивого экономического роста.

Хотя принятый курс проведения рыночных реформ предполагает перестроить Россию на западный манер, тем не менее Россия пойдет по своему пути. Выдержит Россия этот путь или нет — покажет время. Только не следует идти путем «слепого» копирования даже самых лучших иностранных образцов.

Носова, Светлана Сергеевна. Экономическая теория : учебник / С.С. Носова. — 4-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2017.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий