НПА – это… Понятие и виды нормативно-правовых актов

Порядок и срок обжалования ненормативного правового акта

Согласно п. 2 ст. 46 Конституции РФ, решения и действия или бездействие органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Примечание

Гражданин или организация имеют право обжаловать НПА, которые нарушают их права и свободы.

Административное исковое заявление может требовать:

  • признать недействительным нормативный акт полностью или в отдельной его части;
  • признать нормативный акт незаконным полностью или в части решения, принятого ответчиком, а также совершенного им действия или бездействия;
  • обязать ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить действия, устраняющие нарушение прав, свобод и интересов истца;
  • обязать ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  • установить наличие или отсутствие полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, уполномоченным лицом или организацией.

Истец подает исковое заявление в суд в письменной форме разборчивым почерком, подписывает и указывает дату подписания.

В иске должны быть указаны:

  • название суда, куда подается заявление;
  • ФИО, место жительства или пребывания, дата и место рождения, номер телефона, адрес электронной почты истца, если он является физическим лицом, а также ФИО, сведения об образовании, телефон и адрес почты его юридического представителя;
  • описание того, какие права, свободы и законные интересы нарушены или что может повлечь их нарушение при принятии НПА;
  • перечень требований к ответчику, а также основания для таких требований;
  • перечень прилагаемых к иску документов.

Соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов

Часто смешивают нормативные и индивидуально-правовые акты.

Действительно, между ними много общего:

  1. оба они носят категоричный и властный характер, поддерживаемый силой государственного принуждения к исполнению имеющихся в них предписаний;
  2. их издает (принимает) строго определенный круг специально на то уполномоченных лиц;
  3. они имеют четкую структуру и атрибутику, нарушение требований которой делает их недействительными;
  4. они напрямую регулируют общественные отношения;
  5. имеют одинаковую направленность на упорядочение отношений, укрепление законности и обеспечения правопорядка и др.

Отличительные черты (характерные признаки) правоприменительного акта указаны выше.

Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации

Так как нормативные документы являют собой правовые акты, установленные уполномоченными должностными лицами, то к ним предъявляется ряд требований.

К ключевым из них относятся:

  1. Применение в реальной жизни – НПА должны соответствовать существующей действительности, например, принятие закона о запрете общения с инопланетянами не будет соответствовать объективной реальности.
  2. Строгая структура – обязательно наличие следующих элементов: вводная часть (преамбула), субъекты, права и обязанности, льготы и санкции – это стандарт ГОСТ.
  3. Простота формулировок – несмотря на то, что составляются НПА высокообразованными людьми, направлены они на обычных граждан, а значит должны быть им понятны.

Основные виды и их реквизиты указаны в документации законодательного собрания РФ.

Определение понятий

Для того чтобы правильно понять, в чем заключаются основные отличия между понятиями, необходимо дать каждому из них определение.

Нормативный правовой акт, если рассматривать специализированно – документ, который  является официальной бумагой. Составляется акт не просто от руки, а по строгой форме. Содержание написанного в тексте после составления не должен противоречить тем нормам, законам и постановлениям, которые действуют в стране и обладают выраженной или узконаправленной юридической силой. Существуют обязательные условия, свойственные для подобного вида официального документа.

Правовой акт – собирательный термин, объединяющий целый ряд юридических документов. Они могут издаваться различными органами, облеченными властью (местные или государственные). Имеется и другое название (синоним) – индивидуальный юридический акт. Если рассматривать особенности документа, то он представляет собой решение, вынесенное государственным органом или лицом, которое имеет на это достаточно полномочий.

Решение адресовано конкретным людям, объектам, организациям или субъектам. Особенность указывает, что общий характер к этому акту не относится. Примером может являться документ, предназначенный для служебного пользования. Такие бумаги в 90% случаев удалены из общего доступа. Правовой акт не наделяется способностью создавать никаких правовых норм. Основная задача – решения направляются на индивидуальное применение.

Правоприменительный акт

Правоприменительный акт – один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия – они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Характерные признаки правоприменительных актов:

  1. имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом);
  2. являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
  3. выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
  4. исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
  5. обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные “казенные бумаги” выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен:

  • обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.);
  • иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Основные проблемы российской системы права

В процессе своего становления российская правовая система в большей степени подверглась влиянию западного права, чем восточного. Для России всегда была характерна низкая правовая грамотность граждан, их «отрешенность» от законодательства. Граждане вроде бы живут в рамках законодательства, но при случае становятся незащищенными, в силу незнания своих прав и обязанностей.

Конечно, о проблемах права нужно говорить в рамках отдельной статьи, поскольку в каждой отрасли есть свои недочеты.

Но, если рассматривать систему законодательства Российской Федерации в общем, можно выделить ряд проблем:

  1. Пробелы. Общество и государство всегда в процессе развития, порой случается так, что какие-то отношения и обязательства остаются, не урегулированы.
  2. Отсутствие единого толкования. Нормативные документы при отсутствии официальных разъяснений, допускают существование нескольких мнений по одному и тому же вопросу.
  3. Нет единых принципов, по которым нормативные акты должны вступать в силу, нет общих правил установления сроков публикации.

Иерархическая система

Все законодательные нормы, принятые государственными органами России, составляют особую иерархическую систему. Она выглядит следующим образом:

  1. Конституция или основной Закон Российской Федерации.
  2. Федеральные законы.
  3. Указы Президента.
  4. Постановления Правительства.
  5. Законодательные нормы, принятые министерствами и ведомствами.

Некоторые нормативные акты специалисты в области юриспруденции выделяют в особую группу. К таким положениям относятся:

  • Международные соглашения, заключённые Россией с другими государствами.
  • Нормы, изданные государственными органами субъектов Федерации.

Классификация норм

Нормативно-правовые положения имеют не только иерархию, но и классификацию. Так, акты различают по следующим основаниям:

  • Субъект правотворчества. Принять законодательный акт может госорган, общественная организация или народ (путём проведения референдума).
  • Сфера распространения. По этому параметру нормы делятся на федеральные, действующие на территории субъектов РФ, органов муниципальной власти, а также локальную нормативку отдельных предприятий и учреждений.
  • Время действия. Одни положения законодательства принимаются на неопределённый длительный срок, другие же носят временный характер и чётко установленный период.
  • Юридическая сила. От этого признака зависит значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

Акты судебной власти

Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

Структура акта

Соответствующее оформление документа, то есть наличие обязательных реквизитов, свидетельствует о его юридической силе, определяет предмет акта и сферу отношений, которую он регулирует, а также содержит всю необходимую информацию о государственной структуре, издавшей его. Кроме того, название и номер делают документ индивидуальным, выделяют его из числа других законодательных норм, удостоверяют подлинность и определяют место нового нормативного положения в законодательной иерархии.

Все правовые акты отличаются особой разбивкой на внутренние части:

  • преамбула;
  • разделы;
  • главы;
  • статьи;
  • пункты.

Преамбула не содержит:

  • Нормативные предписания.
  • Деление на статьи.
  • Ссылки на другие акты законодательства, которые должны быть признаны утратившими силу или изменёнными по причине издания настоящей законодательной нормы.
  • Легальные дефиниции.
  • Формулирование предмета, который законопроект призван регулировать.
  • Нумерация.

Нормативное содержание представляет собой все нормы и положения, содержащиеся в документе. Указанный текст всегда имеет строгую структуру, каждый элемент которой обычно имеет наименование и цифровую информацию:

  1. Разделы. Это самое большое подразделение, разделённое на главы.
  2. Главы. В каждой главе содержатся статьи.
  3. Статья. Основная единица структуры законопроекта, которая состоит из частей.
  4. Часть. Нумеруется арабской цифрой с точкой. Делится на пункты.
  5. Пункт. Обозначается арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой. Состоит из подпунктов.
  6. Подпункты. Эту структурную единицу обозначают строчной русской буквой с закрывающей круглой скобкой.

Региональные законы

Россия — федеративное государство. Данная модель политического устройства предполагает достаточно выраженную автономию административно-территориальных субъектов — республик, краев, областей. В каждом из регионов РФ действует собственная система нормативных актов.

Субъекты РФ в статусе краев и областей имеют Уставы, те, что являются республиками, — Конституции. Их роль, в целом, схожа с той, что выполняет основной закон России. То есть, данные правовые акты фиксируют формирование политических институтов, регламентируют ключевые общественные отношения. Конституциям и Уставам должны соответствовать все правовые акты, утверждаемые на территории субъекта. В свою очередь, ни один из актов, принимаемых в регионе, не должен противоречить какому-либо федеральному закону или Конституции государства.

Региональные законы утверждаются представительными органами власти, в формировании которых участвуют граждане, проживающие в субъекте федерации. В ряде случаев данные правовые акты могут разрабатываться, исходя из критериев совместного ведения. Например, если на федеральном уровне выработан тот или иной закон, то его специфика может предполагать издание актов, обеспечивающих его реализацию, парламентами регионов. По аналогии с Указами Президента и Постановлениями Правительства, собственные нормативные акты могут издавать главы регионов, а также исполнительные органы в субъектах.

Понятие и виды нормативных актов

Нормативный акт является официальным документом. Принимается или издаётся такой документ правотворческим органом в пределах его полномочий. Целью создания является установить, изменить или отменить какую-либо правовую норму. Нормы права, в свою очередь, представляют собой предписание общеобязательного характера. Рассчитаны они на многократное применение и распространяют своё влияние на неопределённый круг лиц.

Существуют несколько основных видов нормативных актов. Выделяются они по своей юридической силе. Ими являются:

  1. Законы.
  2. Подзаконные акты.
  3. Внутригосударственные договоры, которые регулируют отношения между Российской Федерацией и её субъектами, например, вопросы о совместной экономической деятельности.

Виды НПА

Классификацию нормативных актов можно производить по разным критериям. Чаще всего их принято разделять на подзаконные акты и законы. Выделяют также и другие виды НПА, например:

Согласно объекту, на который распространяет своё действие акт – НПА общего, ограниченного и исключительного действия. Нормативные акты ограниченного и исключительного действия реализуют свои нормы только в сфере определённых правоотношений, не выходя за эти рамки.

Согласно субъекту, издающему НПА – акты законодательной (конституционные федеральные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ), исполнительной (постановления и указы), судебной власти.

Также в теории права выделяют и другие критерии нормативных актов, однако представленные выше классификации являются общепризнанными.

Нoрмативный правовой акт

Нoрмативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Замечание

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы:

  1. законы;
  2. подзаконные акты.

Виды законов

  • Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
  • федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
  • законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов

  • указы Президента РФ (высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты);
  • постановления Правительства РФ (акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами);
  • приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов (регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры);
  • решения и постановления местных органов государственной власти;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
  • нормативные акты муниципальных органов;

Как действуют законы

Принято считать, что действие законов разделяется на действие в пространстве, по кругу лиц и по времени. давайте рассмотрим каждый из них:

  • Действие в пространстве. Законы РФ действуют на территории государства. Под территорией государства подразумевается – сухопутное, водное и воздушное пространство, а также континентальный шельф и экономическая зона. Термин «действие законов в пространстве» непосредственно связано с понятием «государственного суверенитета».
  • Действие по кругу лиц. По общему правилу правовые акты действуют на всех лиц. Однако некоторым лицам приписывается разный объем прав – гражданам РФ, лицам без гражданства и иностранным гражданам. Так, иностранные граждане не могут в РФ занимать государственные должности.
  • Действие по времени. Законы распространяют свое действие только с момента их вступления в силу. Если иное не указано в самом акте, то они не распространяются на отношения, возникшие до принятия той или иной нормы права. Однако, если закон предусматривает привилегированное (лучшее) условие для субъекта, то он будет распространяться на отношения, возникшие до принятия НПА.


НПА действуют в пространстве, по времени и по кругу лиц

Законотворчество

Представляет собой созидательную деятельность по составлению и внедрению в жизнь нормативно-правовых актов.

В законодательном процессе есть четыре ступени (стадии), для каждой из которых характерен определенный набор действий и правил:

  1. Законодательная инициатива выносит на рассмотрение законопроекты либо поправки к ним, предложения о необходимости поправок существующих положений.
  2. Законопроекты рассматриваются комитетами палат Федерального собрания РФ, такое рассмотрение называется предварительным.
  3. Непосредственное обсуждение в Государственной думе. Обычно проходит три чтения.
  4. Заключительная стадия законотворчества: принятие или отклонение законопроекта.

Классификация нормативных актов по различным основаниям

Классифицировать акты можно по различным основаниям. Приведём наиболее значимые из них для российской правовой системы.

Законы по юридической силе подразделяются на:

  1. Конституцию – является основой.
  2. Федеральные конституционные, к примеру, «О Государственном гербе РФ».
  3. Федеральные, например, «О связи».

По правовой (юридической) значимости подзаконные классифицируются следующим образом:

  1. Постановления Государственной думы («О назначении на должность аудитора Счётной палаты Российской Федерации»).
  2. Указы Президента («О праздновании 100-летия Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова»).
  3. Постановления Правительства («О внесении изменений в Положение о государственном надзоре в области рекламы», «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных организаций в сфере образования»).
  4. Предписания Федеральных органов исполнительной власти (Приказ Министерства внутренних дел РФ «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним»).
  5. Предписания субъектов Российской Федерации, в том числе законы (Указ Главы Республики Башкортостан «О стипендиях Главы Республики Башкортостан», Закон Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2018 год»).
  6. Официальные документы органов местного самоуправления («Положение об архиве муниципалитета внутригородского муниципального образования Войковское в городе Москве»).
  7. Внутриорганизационные, предназначенные для регламентации внутренних вопросов (уставы, должностные инструкции).

В зависимости от срока действия бывают:

  • постоянными, к примеру, Конституция;
  • временными, которые ограничиваются конкретными датами или обстоятельствами, например, Положение о годовом бюджете.

По правовому положению субъектов, издавших акты, подразделяются на принятые:

  • по результатам референдума;
  • государственными органами;
  • местным самоуправлением.

Нормативные акты могут быть классифицированы по предмету, которые ими регулируется. В соответствии с этим выделяют:

  • государственно-правовые;
  • уголовные;
  • административные;
  • гражданско-правовые и т. д.

Приведём ещё одну классификацию. В зависимости от сферы своего действия акты подразделяются на:

  • общегосударственные, оказывающие своё влияние на всю территорию страны;
  • региональные, действующие только на одной или нескольких территориальных единицах.

«Нормативный» и «правовой» − не одно и то же

«Нормативный акт», как понятие, несколько у́же определения «правового». К последним относят все документы юридического характера, будь то принимаемые государственными и муниципальными органами, или служебная документация юридических лиц: договоры, регламенты, распоряжения, решения и протоколы.

Теоретики права разделяют правовые акты на группы:

  1. Нормативные правовые.
  2. Не имеющие нормативного характера, то есть не заключающие в себе норм. К ненормативным относят, прежде всего, индивидуальные или, по-другому, акты применения права.

Обе группы имеют юридический характер, но в то же время между ними есть различия, заключающиеся в следующем:

  1. В первой группе наличествуют правила поведения (нормы права), во второй нет, но она несет индивидуальные указания и предписания.
  2. Нормативно-правовые применяются множество раз, индивидуальные − однократно, их действие прекращается после завершения отношений, выполнения предписанных действий.
  3. Первые обращены к неопределенному кругу физических и юридических лиц, в результате чего охватывают практически все общественные отношения, вторые издаются для каждого конкретного случая или лица индивидуально (отсюда и другое название «индивидуальный акт»), заканчивают действовать после наступления ожидаемых событий.
  4. И, наверное, главное отличие: ненормативные акты издаются в целях применения и соблюдения нормативно-правовых.

К индивидуальным можно отнести: приговор или решение суда, гражданско-правовой договор, приказ о приеме на работу или увольнении, решение собрания собственников многоквартирного дома. Все они основываются на нормах права и изданы для их выполнения.

Как создаются НПА

Для того, чтобы какое-либо правило обрело статус правовой норм и стало частью нормативной базы государства ему необходимо пройти определенную процедуру принятия. В реальности каждый вид нормативки предполагает свой собственный процесс создания и принятия. Именно это формирует определенные стадии нормотворчества.

Так, создание актов законодательства происходит в рамках следующих стадий:

Подготовка проекта НПА

На данной стадии рассматривается необходимость в урегулировании каких-то отношений. Например, появляется новый вид автотранспорта – абсолютно беспилотные автомобили. В настоящий момент ни один закон не содержит в себе, как такой автомобиль приобрести, как им пользоваться и как будут нести водители таких средств ответственность за нарушение ПДД. В таком случае появляется необходимость в урегулировании таких отношений, так как они не могут существовать вне правового поля.

Эта стадия состоит из следующих процедур:

  1. Инициация необходимости принятия закона или внесения изменений. Может быть инициировано как органом государственной власти, так и инициативной группой – гражданами, общественными объединениями;
  2. Создание комиссии по разработке текста закона и его финансового обеспечения;
  3. Анализ существующего законодательства;
  4. Создание концепции проекта закона, либо корректировка предложенного проекта на 1 этапе;
  5. Внесение закона на рассмотрение в соответствующий орган.


Большинство законопроектов прекращаются именно на первой стадии нормотворчества

Рассмотрение проекта НПА и принятие решения

На этой стадии готовый проект закона рассматривается уполномоченным органом государственной власти – Государственной Думой РФ. Внесённый на рассмотрение акт рассматривается по существу, анализируется его соответствие иным законам РФ. По итогам Госдума принимает одно из решений:

  1. Принимает законопроект;
  2. Отклоняет законопроект;
  3. Отправляет законопроект на доработку ввиду наличия ошибок и несоответствий.

Официальное опубликование НПА

Такая стадия предусматривает подписание нормативного акта уполномоченным органом, его внесение в реестр законодательной базы, а также опубликование в официальных источниках. Источниками официального опубликования являются – официальный интернет портал pravo.gov, Российская и Парламентская газеты. Именно с момента опубликования акт считает принятым.

Вступление в силу

Не стоит путать официальное опубликование и вступление в силу. Вступление закона в силу – это этап, когда нормы права начинают действовать на всех субъектов. Конечно, бывают случаи, когда вступление в силу и официальное опубликование происходят одномоментно.

В целом, вступление в силу может быть выражено следующим периодом времени:

  • Вступает в силу с момента официального опубликования. Такое условия вносится в заключительную часть НПА;
  • Вступает в силу с конкретной даты, что также прописывается в заключительных положениях закона;
  • Вступает в силу по общим правилам для законов и подзаконных актов, которые установлены соответствующими Федеральными законами.


Краткая схема создания нормативных документов в России

Примеры нормативно правовых актов в зависимости от юридической силы

Юридическая сила – основной классификационный признак.

Именно эта особенность позволяет говорить о значимости того или иного документа, а также понимать, какие из официальных бумаг являются главенствующими в регулировании правовых отношений.

Принято считать, что НПА изданные вышестоящим органом, к примеру, Государственной Думой, имеют приоритет перед документацией, которую составляют местные органы самоуправления.

1) Примеры законов как нормативно правовых актов.

Законы разрабатываются органом законодательной власти, которым в РФ является Государственная Дума.

Выделяют 4 вида такой документации:

  1. Конституция РФ.</p

    Этот документ считается главным в любой правовой державе, потому что там описывается не только государственный строй или политические особенности страны, но и права и обязанности каждого гражданина.

    Конституция РФ состоит из 2 разделов, 9 глав и 37 статей.

    Этот документ должен быть настольной книгой как для обычных граждан, так и для представителей власти.

  2. Конституционные.

    Это официальная документация, в которой статьи Конституции расписываются подробно для лучшего их понимания гражданами, во избежание неверных трактовок и для того, чтобы минимизировать нарушения.

    Вот примеры конституционных законов:

  3. Федеральные.

    Они принимаются Государственной Думой и вступают в силу после публикации. Цель их создания – урегулировать основные аспекты деятельности граждан, государственных органов, коммерческих организаций и т.д.

    Примеры ФЗ:

    К ФЗ относятся также различные государственные кодексы. К примеру, Трудовой, Семейный, Гражданский и т.д.

  4. Местные.

    Выборные органы субъектов РФ могут принимать законопроекты на местном уровне, которые действуют в конкретном городе или регионе. Их статьи не являются обязательными к исполнению в других субъектах государства и не должны противоречить Конституции или ФЗ.

    Примером активного местного самоуправления могут служить законы штатов в США, которые часто противоречат друг другу.

    Если говорить о примерах местных законопроектов РФ, то можно вспомнить:

Действие Конституции и ФЗ распространяется на все сферы деятельности. Их содержание обязательно к исполнению.

Система нормативных актов в РФ.

Что такое нормативно правовой акт?
Виды нормативных актов.

2) Подзаконные нормативно правовые акты и их примеры.

Юридическая сила подзаконных актов небольшая, если сравнивать с законами, кроме того они не должны противоречить Конституции или ФЗ РФ.

Однако эти особенности не мешают подзаконным актам считаться официальными документами и относиться к НПА.

Все подзаконные акты можно разделить на 4 основные группы:

Название

Пояснение

Пример

1.

Общие

Они обязательны для исполнения всем лицам, проживающим на территории РФ. К таким НПА относятся указы и распоряжения Президента, постановления правительства.

Указ Президента «О награждении государственными наградами Российской Федерации», постановление правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»

2.

Местные

Изданные местными органами власти: различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.

Постановление мэрии города Новосибирска от 28.04.2016 № 1704 «О структуре администрации Ленинского района города Новосибирска», Распоряжение Правительства Москвы № 237-РП от 30 апреля 2015 года
Об изменении ведомственного подчинения Государственного казенного учреждения города Москвы «Московский центр «Открытое правительство»

3.

Ведомственные

Это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Приказ Минфина России от 28.08.2017 № 137н «О внесении изменений в Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 августа 2001 г. № 65Н

4.

Внутриорганизационные / корпоративные

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п.

Устав АО «Тинькофф Банк», Приказ о назначении генерального директора ООО «Урожай»

Конечно, это далеко не все примеры нормативно правовых актов, потому что образцов официальной документации существует достаточно много.

Не были взяты во внимание акты судебной власти, потому что до сих пор отношение этих бумаг к НПА считается спорным вопросом

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий