Легенды Михайловского замка и интересные факты
О некоторых легендах любимого дворца Павла упоминалось выше. Это история о солдате на посту, которому привиделся архангел Михаил, о фаворитке императрицы Анне Лопухиной, уронившей странного цвета перчатку на балу и о буквах в надписи над дворцовыми воротами, которые местная святая Ксения Петербургская трактовала как количество лет жизни Павла 1.
Каждая из этих легенд имеет своих сторонников и противников. Так, историю с солдатом на посту объясняют тем, что он оказался не простым часовым. Как выяснилось, служивый был двоюродным братом одного из близких к императору людей – его камердинера. Зная, как сильно мечтал Павел о строительстве дворца, ему могли попросту помочь оправдать те огромные средства, которые предполагалось на это потратить. А название также определялось тем, что Михаил считался персональным покровителем дома Романовых.
С Лопухиной все еще проще. Павел, оказавшийся рядом в нужный момент, из вежливости поднял упавшую перчатку. Ее необычный цвет так поразил его, что он решил использовать этот розово-желто-оранжевый оттенок при строительстве дворца и отдал перчатку Бренне как образец.
Советские граждане привыкли к тому, что стены дворца имеют красный цвет и долгое время считали его оригинальным. Но когда реставраторов к работе над дворцом привлек русский музей, Михайловский замок открыл свои тайны. Под верхними слоями краски и штукатурки обнаружился слой той самой краски, которая украшала перчатки Анны Лопухиной (Гагариной).
С предсказанием Ксении Петербургской тоже не все в порядке. Ни в одном из жизнеописаний этой достаточно известной святой о надписи над воротами дворца не упоминается. Из этого многие историки делают вывод, что предсказание о смерти Павла появилось много позже самого события, то есть задним числом. О том, откуда оно взялось, предположений нет.
Кроме трех перечисленных, остаются еще две легенды, которые выглядят самыми мистическими. И их пока никто не смог опровергнуть, поэтому многие обитатели Михайловского замка (рабочие, служащие, ученые) продолжают в них верить.
Легенда о сундуке Мальтийских рыцарей
Пристрастием к Мальтийскому ордену Павел был широко известен, у него даже был статус магистра этого сообщества. Для членов ордена во дворце были специально предназначены великолепные залы. Но воспользоваться ими Павел 1 практически не успел. Однако предположить, что рыцари, посещая Михайловский замок, могли привезти императору какие-то реликвии, вполне можно.
Отсюда и легенда, якобы где-то в подвалах Михайловского дворца находится огромный сундук, привезенный Павлом и доверенный ему служителями Ордена. А тот, кто найдет и откроет сундук, станет обладателем сильных магических талантов и сверхъестественных способностей и сможет предсказывать многие события в жизни.
Сам Павел вряд ли мог что-то привезти, поскольку на Мальте не был. Но рыцари, по преданию, передали ему десницу Иоанна Крестителя и частицу мощей и икону Божией матери. Эти реликвии действительно имели место быть. Долгое время они обитали в Зимнем Дворце, но потом оказались в одном из сербских монастырей. На этом основании некоторые краеведы утверждают, что никакого сундука нет, однако достоверно об этом знать никто не может.
Призрак Павла
Одна из самых главных легенд, которой славится Михайловский замок СПб. В существование призрака Павла 1 многие искренне верят. И это несмотря на предшествовавшие десятилетия социализма с насаживаемым им атеизмом.
Павел так сильно мечтал о Михайловском замке, возлагал на него такие надежды и так мало в нем прожил, что его душа так и не смогла успокоиться после смерти и оставить свое любимое детище. Тем более, что на этом же месте, только в другом дворце, он когда-то был рожден.
Сторонники легенды утверждают, что Павел по ночам гуляет во дворце — якобы люди собственными глазами видели в окне тень императора со свечой в руках и слышали легкий скрип деревянных половиц. Конечно, ученые отрицают этот мистический факт, но по рассказам, трагически погибший государь выходит из своих «покоев» только в 12 часов ночи, когда во дворце никого нет.
Интересные факты:
Название императорской резиденции Михайловский замок пошло от размещенного в ней храма Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, а второе слово «замок» — это дань причуде императора Павла I, магистра Мальтийского ордена, решившего построить свой дворец в виде неприступного средневекового замка. С 1823 года замок стал Инженерным, когда в нем разместилось Главное инженерное училище. Первое официальное название Михайловскому замку было возвращено после его полной реставрации в 2003 году.
В качестве места для строительства своего замка Павел I определил территорию «обветшалого» Летнего дворца Елизаветы Петровны, где в 1754 году и родился сам будущий император.
Павел I, стремившийся как можно скорее переехать в новый Михайловский замок, приказал строить его без перерыва днем и ночью (при свете факелов), здесь трудилось свыше 6000 человек, а строительные материалы привозили со всех других строек Санкт-Петербурга. Работы были окончены в 1801 году, в феврале состоялся торжественный переезд императорской семьи, но, по иронии судьбы, через 40 дней после этого Павел I был убит в своем «неприступном замке» в результате дворцового переворота. Императорская семья незамедлительно вернулась в Зимний дворец.
Михайловский замок в плане напоминает квадрат с восьмиугольным внутренним двором. При жизни Павла I замок со всех сторон окружала вода — реки Мойка и Фонтанка, а также Церковный и Вознесенский каналы, ныне засыпанные, попасть во дворец можно было только по одному из охраняемых мостов.
Михайловский замок — самый выразительный символ павловской эпохи, в котором нашли свое выражение идеи и вкусы его создателя. Здание имеет четыре различных и почти не связанных между собой фасада: главный южный фасад состоит из портика на колоннах красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и барельефом со словами: «История заносит на свои скрижали славу России»; северный садовый фасад имеет широкую лестницу со скульптурными статуями Геркулеса и Флоры, а также мраморную колоннаду тосканского ордера с богато декорированным аттиком; западный и восточный фасады имеют почти однотипное строение, за исключением того, что со стороны Садовой улицы из фасада выступает дворцовая церковь Архангела Михаила, увенчанная высоким шпилем.
Несмотря на внешние прямые формы, внутренние покои замка отличаются большим разнообразием — прямоугольные залы сменяются круглыми, треугольными и овальными. Основные помещения дворца: Столовый зал, Воскресенский зал, Тронная императрицы Марии Федоровны, Круглый тронный зал императора, Георгиевский зал, Мраморная галерея, Зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Арабесок. В отделке интерьеров замка принимали участие скульпторы П. Стаджи, П. Трискорни, художники Д. Скотт, А. Виги, Я. Меттенлетер и многие другие.
Необычный цвет стен Михайловского замка (розовато-оранжево-желтый) до сих пор вызывает споры историков об его истоках, есть мнение, что это традиционный цвет мальтийского ордена, другие считают, что это цвет перчаток фаворитки императора Анны Лопухиной. Как бы там ни было, но интересный окрас быстро вошел в моду и некоторые петербургские здания вскоре были окрашены точно таким же образом.
В 1823 году в замок переехало Главное инженерное училище (кстати, его окончили Ф. Достоевский, Д. Григорович и М. Глинка), благодаря которому он и сменил свое название. Здание было перестроено, большие залы разделили на классы. В XX веке в замке располагались различные учреждения (а во время войны — госпиталь), пока в 1991 году его не передали Русскому музею. В 2003 году завершилась масштабная реставрация, в результате которой замку был возвращен первоначальный внешний вид императорской резиденции.
Возле дворца установлены два памятника в честь российских императоров: сразу после окончания строительства в центре площади перед Михайловским замком был установлен памятник Петру I, созданный еще при его жизни, а уже в наше время во внутреннем дворе замка появился памятник Павлу I.
Михайловский замок включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Садовая улица, 2. | |
Михайловский замок на карте: | Как добраться: Замок находится на Спасском острове в месте пересечения набережных реки Фонтанки и реки Мойки вблизи Михайловского сада. Ближайшие станции метро — «Гостиный Двор», «Невский проспект». Наземный транспорт — остановки «Садовый мост», «Летний сад». |
Архитектура дворца
Михайловский замок в Санкт Петербурге выполнен в виде квадрата, стороны которого смотрят на стороны света. Внутри расположен двор для царских прогулок с гостями в виде восьмиугольника. Для въезда гостей предназначены были южные ворота. Планировка предлежащей площади и мостов, очевидно, была списана с площади Шантийи. Павел мог видеть ее, когда путешествовал по Европе в 1782 году. Поскольку проекты создавались Виолье с рисунков императора и в планировках обоих мест есть много схожего, можно предположить, что Павел просто повторил у себя понравившийся пейзаж с альбома принца Конде.
На площади возле замка, вокруг которой был вырыт ров, Павел установил памятник Петру великому. Возле подъемного моста стояли пушки, а по периметру площади располагались бастионы с оружием. Так же как в Шантийи от памятника ко дворцу вели три моста, средним могли пользоваться только члены царской семьи и самые почетные гости.
Во времена возведения здание стояло практически на острове, окруженном Мойкой, Фонтанкой и Церковным и Вознесенским каналами. Пройти на территорию дворца имелась возможность только через один из мостов. Сейчас из двух каналов остался только один Церковный, который был восстановлен в 2003 году. Близость его к зданию дворца создает иллюзию, будто замок построен прямо на воде.
Членство в Мальтийском ордене повлияло на видение Павлом строившегося дворца. Здесь присутствовали романтические нотки и строгая символика таинственного сообщества. Закругленные углы навевали образ неприступной крепости, квадратная форма здания и восьмиугольная встроенного внутреннего двора очень походили на дворец Фарнезе в Капрароле. Мальтийские настроения были сильно заметны, благодаря церкви святого Михаила, на золоченом шпиле которой был водворен мальтийский крест.
На фасаде южной стены дворца (со стороны главного входа) просматривается силуэт парижской арки Сен-Дени, примера классического французского зодчества. Ряды колонн на том же фасаде выглядят как копия «Колоннады Лувра» авторства К.Перро. И весь южный портал дворца и внутренний двор украшены римскими обелисками и вензелями императора.
Посещение Павлом в 1782 году Пармы и знакомство с архитектором Петито во Франции привели к тому, что главный фасад Михайловского замка оказался почти точной копией Пармского дворца. Внутренний двор с восемью углами также не нов – подобных архитектурных шедевров можно много найти во дворцах той же Италии. Корнями он уходит в древние христианские традиции.
В южном фасаде устроены ниши для статуй, символизирующих различные добродетели, которыми должен обладать идеальный правитель. Это: Сила, Победа, Слава, Изобилие и другие. Колоннада южной стены замка по своей архитектуре сильно напоминает западноевропейский стиль, например, повторяя фасад Королевского дворца в Казерте (район Неаполя).
Самым нарядным оказался западный фасад дворца. Он был украшен скульптурами Веры, Надежды и четырех библейских святых, располагавшихся вдоль искусного лепного карниза. В глубине аттика расположились гениальные скульптуры Паоло Трискорни, изображавшие двух апостолов Петра и Павла.
Западную стену также украшали:
⦁ рельеф работы Стаджи, прославляющий Российскую империю;
⦁ щит с имперским гербом;
⦁ восемь статуй, выполненных в символике тогдашних губерний.
Главная особенность северной стены Михайловского дворца – широкая лестница с мраморными колоннами и бронзовыми статуями по бокам. Статуи заранее привезли из Царского села, они изображали фигуры Геркулеса и Флоры Фарнезских.
Помимо основного здания в архитектурный комплекс Михайловского замка входят:
⦁ Трехчастный мост;
⦁ расположенная под ним часть Воскресенского канала;
⦁ площадь Коннетабля, где на горнверке стоял памятник Петру Великому (сейчас площадь носит его название);
⦁ павильоны Кордегардий;
⦁ Кленовая улица.
В свое время Михайловский замок Павла 1 смешал в себе несколько разных стилей (классицизм, барокко) и стал ярким примером так называемой «костюмированной архитектуры», которая привела к появлению в начале XIX века первых признаков ампира. Многие искусствоведы сравнивают уникальную архитектуру Михайловского замка с обликом самого Павла, чья жизнь закончилась столь трагически.
Выставки (залы и экскурсии) Михайловского дворца
Для тех, кто впервые едет в Михайловский замок, выставки постоянные (залы, картины) будут невероятно интересны – есть, что посмотреть и откуда почерпнуть много новой захватывающей информации. Если эти экспозиции уже знакомы, лучше позвонить заранее в кассы дворца и поинтересоваться, какие временные экспозиции представлены на текущий момент. К постоянным относятся выставки, связанные с интерьером дворца и его украшениями.
Михайловский (Инженерный) замок в Санкт Петербурге – ИСТОРИЯ
Михайловский замок один из крупнейших архитектурных памятников СПб. Его строительство завершило эпоху петербургского зодчества в 19 веке. После гибели Екатерины II император Павел I отдал приказ о его возведении на месте Летнего дворца. Над эскизами и планировкой работал не только сам Павел Петрович, но иностранные архитекторы. Однако сыну Екатерины II удалось воплотить в жизнь свой замысел только после того, как он взошел на престол осенью 1796 года. Торжественная церемония закладки замка произошла в 1797 году. Его строительство завершилось в 1801 году.
Внешне замок представляет собой четырехугольник. Все четыре фасада имеют различное оформление. Центральная часть восточного и западного фасадов выделена закругленными выступами. В одном из них, обращенном к Садовой улице, размещена церковь Архангела Михаила, в другом парадный Овальный зал. Церковь увенчана шпилем. Северный фасад, обращенный к Мойке, украшен широкой лестницей и мраморной колоннадой, служащей основанием для открытой террасы. Лестницу фасада украшают статуи Геркулеса и Флоры. Главный южный фасад выделен колоннадой и огромными, проходящими через все три этажа здания обелисками из темного камня с украшениями в виде военных доспехов. Между обелисками высокая прямоугольная арка, ведущая во внутренний парадный двор в форме восьмиугольника. Фасад венчает фронтон с многофигурным барельефом «История заносит на свои скрижали славу России» скульптора П. Стаджи. В конце XVIII начале XIX веков перед дворцом была площадь Коннетабля, на которой проходили парады. Посреди площади стоял памятник Петру I. Модель памятника была сделана скульптором Б. К. Растрелли еще при жизни Петра I. В 1745-1747 годах по этой модели был отлит сам памятник. Павел I велел выбить на нем надпись: “Прадеду Памятник Петру I правнук”
Перед замком были построены два павильона, имевших значение пропилеев при въезде на площадь Коннетабля. Между ними была устроена аллея, которая называется теперь Кленовая.
Император с семьей переехал в Михайловский замок 1 февраля 1801 года, когда еще не была вполне завершена отделка, когда стены еще хранили сырость. Императрицей Марией Федоровной специально к первому обеду в Михайловском замке был заказан сервиз с видами замка. Император был этим так растроган, что едва не целовал изображения на предметах сервиза. Но в своем новом дворце Павел прожил всего 40 дней. В ночь на 12 марта 1801 года он был злодейски убит. Для многих смерть императора Павла I была радостным известием: незнакомые люди поздравляли друг друга, словно был какой-то большой праздник. Среди простого люда пошла молва, что императора «удушили генералы да господа» за его справедливость и сочувствие к простому народу. Могила убиенного императора стала собирать к себе многих паломников. Ему стали молиться, просить о помощи и часто получали просимое.
Сын императора Павла император Александр I не смог жить на месте убийства его отца и переехал в Зимний дворец. Здание долго пустовало, затем его помещения стали отдаваться различным организациям, вплоть до того, что там совершались богослужения магометан. В 1819 году дворец передали Инженерному училищу, которое и дало ему второе название Инженерный замок. Вскоре территория вокруг замка была перепланирована, каналы засыпаны. Мосты, правда, оставили. Само здание подверглось безжалостной переделке. Богатейшая отделка по частям продавалась «с молотка». Комнаты, где было совершено убийство императора, были закрыты до 1857 года. В 1857 году на личные средства императора Александра II в этих помещениях была устроена домовая церковь святых апостолов Петра и Павла для Николаевской инженерной академии и училища. Алтарь церкви был расположен непосредственно над местом убийства императора. Церковь была спроектирована архитектором К. А. Ухтомским.
После революции церковь была разграблена и уничтожена. Восстановление ее вряд ли возможно, так как не сохранилось почти никаких материалов, по которым можно было бы составить представление о том, какой церковь была.
Во внутреннем парадном дворе Михайловского замка в 2003 году был установлен памятник императору Павлу I, исполненный скульптором В. Э Горевым и архитектором В. И. Наливайко.
Сейчас Михайловский замок входит в музейный комплекс Русского музея и открыт для посетителей. В залах замка действуют выставки, посвященные российской истории. Восстановлен Воскресенский канал и Трехпролетный мост.
История
План строительства замка-дворца Павел начал обдумывать еще, будучи великим князем. Работы по проектированию начались в 1784 году, после продолжительного заграничного путешествия. А в ноябре 1796 года, в первый месяц своего правления, он издает указ о начале работ. К этому моменту существовало несколько различных проектов замка на воде, но окончательный вариант был выполнен В. И. Баженовым.
Для резиденции Павел выбирает территорию, где располагался обветшавший Летний дворец. Место было очень символичным. Здесь в сентябре 1754 он появился на свет. Территория безжалостно расчищалась и готовилась к строительству дворца. Первый камень был заложен 26 февраля 1797 года. Император планировал возвести под крышу стены здания до конца года. Для этого на стройку были брошены огромные по тем временам средства и людские ресурсы.
Работы велись круглосуточно, число рабочих достигало единовременно 6 тысяч. Строительные и отделочные материалы свозились со всех близлежащих объектов, большинство из них были просто заморожены, чтобы не снижать темпы главного строительства. Уже 1 февраля 1801 года Павел вместе с домочадцами ночевал в новой резиденции.
С юных лет Павел питал пристрастие к средневековому рыцарству, поэтому долгожданная резиденция проектировалась в виде своеобразной крепости и официально именовалась не дворцом, а замком.
Павел счел это знаком всевышнего и незамедлительно приступил к возведению царской резиденции, внутри которой будет находиться церковь имени Архистратига Михаила – князя войска Господня и небесного покровителя семьи Романовых.
Восточный фасад Михайловского замка
Инженерный замок
После дворцового переворота и смерти императора статус замка изменился. Восемнадцать лет здание использовалось различными государственными учреждениями, не имея единого хозяина. Николай Павлович Романов, третий сын императора Павла I , будучи инспектором корпуса инженеров, обратился с прошением передать здание в его подчинение. По его мнению, оно идеально подходило для размещения училища.
По иронии судьбы открытие учебного заведения состоялось 11 марта 1820 года, в годовщину гибели Павла. Так здание получило новое имя, и с 1823 года стало официально называться Инженерным замком. Именно среди курсантов появляется огромное количество вымыслов о живущем в училище привидении.
Второе название Инженерный! Знали?
ДаНет
Покушение
Павел всегда опасался судьбы своего отца Петра III, но избежать ее не смог. Всего сорок дней прожил император в долгожданной резиденции. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года участники антиправительственного заговора проникли в его спальню с требованиями отречься от престола. На отказ мятежники ответили насилием. Императора задушили офицерским шарфом и нанесли ему множественные побои. Организатором заговора принято считать главу тайной полиции и петербургского генерал-губернатора Петра Палена.
В два часа ночи будущий наследник Александр и его младший брат Николай отбыли с места трагедии в Зимний дворец. Последней, уже под утро, выехала из резиденции Мария Федоровна, вдова покойного. Только 23 марта тело несчастного было погребено в Петропавловской крепости.
Уже 19 марта, вступивший на престол Александр, подписал указ по приостановке всех работ, как внутри, так и снаружи здания. Спешно начали вывозить все ценности, мебель, произведения искусства и к середине 1802 года Михайловский замок практически опустел.
Архитектура
Замок отличался от дворцовых строений XVIII века. В облике здания отразилось своеобразие личности императора, который, по сути, являлся его главным творцом. Это была единственная резиденция русских царей, в виде замка, окруженного водой. Внешне дворцовый ансамбль походил на крепость средних веков.
Архитектор проекта
Воплотил идеи самодержца в законченный проект один из лучших практиков-строителей своего времени, архитектор Баженов. Он сумел создать здание с необычным обликом, используя контрастные, не принятые в XVIII веке приемы. Михайловский замок является единственным дворцом, выстроенным в стиле романтического классицизма в России.
Но приписать авторство одному единственному архитектору невозможно. Работа над созданием велась еще до его участия и фактически была закончена В. Бренно, руководившим строительством до его окончания.
Также в ходе работ привлекались архитекторы:
- Д. Кваренги
- Г. Пильников
- Ч. Камерон
- Е. Соколов
- И. Гирш
Надпись над главным входом
Над Вознесенскими вратами размещена цитата, символизм которой стал явным только после трагической кончины владельца резиденции. Фриз изначально предназначался для Воскресенского храма в Смольном монастыре, но был передан Исаакиевскому собору. Павел не погнушался отдать приказ о снятии надписи со стены собора, и переносе в строящуюся резиденцию.
Двор
Здание было выстроено в форме квадрата, во внутреннем пространстве которого располагался один большой и два маленьких дворика. Парадный двор имел форму неправильного восьмиугольника, небольшая территория треугольной формы была обращена к Марсову полю, а к реке Фонтанке примыкал двор неправильной пятиугольной формы.
Главная парадная часть была доступна лишь для членов семьи и почетных гостей. Восьмиугольную форму внутреннего двора связывают с принадлежностью император к Мальтийскому ордену. Архитектор Баженов, будучи членом масонской ложи, активно использовал масонскую символику во внешней отделке здания.
Памятник Петру I
Павел гордился своим знаменитым предком Петром Великим, и всячески старался это подчеркнуть. Перед главным входом в свою резиденцию он установил конную статую Петра, которая в свое время пришлась не по вкусу императрице Екатерине II.
На пьедестале статуи находятся барельефы со сценами сражений и лаконичное посвящение: «Прадеду – Правнук».
Инженерный замок
Фасад замка со стороны церкви
На следующий день после убийства Павла императорская семья навсегда покинула замок и почти два десятилетия он пустовал. Сначала сюда стали вселять разные малозначительные учреждения. В 1819 году его передали Инженерному училищу и с 1823 года замок стал официально называться Инженерным.
В 1838-1843 годы писатель Ф.М. Достоевский являлся воспитанником Главного инженерного училища. Здесь также учились физиолог Иван Сеченов, электротехник Павел Яблочков, писатель Дмитрий Григорович, композитор Цезарий Кюи и многие другие.
Замок был окутан легендами о призраке убитого императора. Таинственная и внезапная смерть Павла обрастала в народе всевозможными догадками и слухами. Кадеты Инженерного училища, которые не только учились здесь, но и жили, уверяли, что каждую ночь в окне появлялся призрак Павла. О мистической репутации данного места Николай Лесков написал рассказ «Привидение в Инженерном замке».
После смерти покровителя Инженерного училища — императора Николая I, размещавшиеся в его стенах учебные заведения стали называться Николаевской инженерной академией и училищем.
Цена билета
Для посещающих комплекс Михайловский замок экскурсии проводятся группами от 20 человек. Билеты продаются в кассах и на официальном сайте. Льготные билеты можно купить только в кассах в день посещения музея. Обязательно иметь при себе документы, подтверждающие принадлежность к льготной категории граждан.
Бесплатное посещение дворца разрешено для следующих категорий граждан:
⦁ участники и инвалиды ВОВ;
⦁ участники боевых действий;
⦁ курсанты учебных заведений МО, МВД и МЧС РФ;
⦁ инвалиды 1 и 2 групп при наличии одного сопровождающего;
⦁ многодетные семьи;
⦁ Герои РФ и СССР.
Для посещения корпуса Бенуа и Михайловского замка билеты приобретаются отдельно.
Цены на билеты для других категорий граждан:
⦁ Посещение Михайловского замка. Полная стоимость 500 рублей, льготная 250.
⦁ Корпус Бенуа. Для взрослых 400 р, для студентов 200 р.
⦁ Мраморный, Строгановский дворцы и экспозиция Михайловского замка: 500 р и 250р.
⦁ Посещение новых залов дворца – 800 р для всех.
⦁ Домик Петра 1. Цена билета для взрослого 400 р, для студента 200 р.
⦁ Комплексный билет на все экспозиции. Для взрослых 1500 р, для студентов, школьников, пенсионеров – 750 р.
⦁ Летний дворец Петра 1. Обязательное экскурсионное обслуживание. Цена билета для всех категорий 700 р. В случае плохой погоды стоимость билета возвращается в полном объеме.
Более подробная информация о льготных категориях размещена на сайте музея и в кассах.
Михайловский замок – цена на дополнительные услуги
Любительская съемка в Летнем саду – 550 р.
Съемка торжественных мероприятий внутри Михайловского замка 5 500 р.
Во время съемки запрещено попадание в кадр произведений из музейной экспозиции. Использование вспышки и других вспомогательных средств также не разрешается.
Реставрация Михайловского замка
«Инженерный» период и последующие годы очень изменили внутренние очертания здания. Многие помещения подверглись безжалостной перепланировке. С начала нынешнего века в Михайловском замке проведена масштабная реконструкция с воссозданием парадных зальных интерьеров, которая продолжалась 10 лет:
Георгиевский зал (Мраморная галерея). Зал не зря назывался мраморным. В его отделке использовалось множество видов этой горной породы различных оттенков. По длине одной из стен возвышались три величественно-белоснежных камина, украшенных драгоценными камнями и позолотой. Красоту Мраморной галереи подчёркивали античные изваяния, бронзовые светильники и двери из наборного дерева. Как и большинство интерьеров Михайловского замка, достояния Георгиевского зала были вывезены из дворца после смерти императора, а внутренние помещения перестроены. Первые реставрационные работы проведены в середине XX века, когда были воссозданы колонны и лепнина. Сегодня также восстановлена мраморная отделка стен по сохранившимся подлинным образцам и отлиты копии бронзовых светильников.
- Овальный зал. Один из немногих залов, внутреннее убранство которого сохранилось с царских времён. И сегодня помещение украшают скульптуры и барельефы, выполненные итальянским скульптором. В период реставрации начала нынешнего века на стены частично вернулась аутентичная отделка искусственным мрамором.
- Тронная Марии Фёдоровны. Для императрицы в Михайловском замке была построена целая галерея апартаментов. Тронный и Предтронный залы входили в череду парадных помещений. Стены Тронного зала были отделаны бархатной тканью малинового цвета и украшены живописными рисунками. В комнате стоял трон, барельефный камин и мраморные столы с золочёными вазами. В ходе реставрации начала нынешнего века восстановлена аутентичная планировка, позолота лепнины и паркетные полы. По лекалам одного сохранившегося бронзового светильника выполнены его нынешние копии.
Галерея Лаокоона. Помещение, украшенное великолепными гобеленами и живописными потолочными плафонами, входило в череду парадных интерьеров дворца. Мифологические темы для гобеленовых рисунков Павел выбирал самолично. В центре зала высилась скульптура Лаокоона — древнегреческого жреца. За много лет лепная отделка галереи была утрачена и восстанавливалась в ходе ремонтных работ.
Также были частично восстановлены и другие залы Михайловского замка. Сегодня в помещениях дворца расположился филиал Русского музея. Во дворе-колодце Михайловского замка в год 300-летия Петербурга установлен памятник создателю особняка.
Экскурсии в Михайловский замок и другие архитектурные достопримечательности можно купить на сайте онлайн.
Михайловский замок в Советское время
После революционных событий 1917 года здание было национализировано и с 1918 года в его залах разместились аудитории Ленинградского военно-инженерного училища.
С начала войны и до 1945 года в замке располагался госпиталь, и после войны военное училище продолжило образовательный процесс. В тоже время в здании размещалось множество различных советских учреждений с немыслимыми для воспроизведения названиями.
Начиная с 1988 года, арендаторы стали постепенно освобождать занимаемые площади и к 1994 году Михайловский замок перешел в распоряжение Государственного Русского музея. Был восстановлен первоначальный облик здания и частично сделана реставрация интерьеров по эскизам современников.
Легенда о начале строительства Михайловского замка
В 1796 году Летний дворец был сломан и на его месте началось строительство замка. Существует несколько легенд, почему было выбрано именно это место. Согласно одной из них, император, будучи человеком мистически настроенным и обладавшим определенным даром предвидения, пожелал умереть там, где был рожден. Согласно другой легенде, солдату, стоящему на карауле, явился архангел Михаил. М.И.Пыляев в своем сочинении «Старый Петербург» так описывает это явление (орфография сохранена):
28 ноября 1796 года, в первый месяц своего восшествия на престол, император Павел издал указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Руководил строительством Винченцо Бренна (1745-1820), архитектором был Василий Иванович Баженов (1737 или 1738 – 1799). Павел набросал несколько рисунков будущего дворца.
Возведение архитектурного исполина
Процесс строительства был запущен 26 февраля 1797 года в момент закладки первого камня в фундамент будущего сооружения. Император торопил со сроком сдачи объекта и работы велись «стахановскими» темпами.
На момент возведения архитектурного «монстра» были прекращены все значимые стройки по стране и лучшие специалисты перенаправлены на царский объект.
Баженов был не в состоянии выдерживать такую строительную гонку, и в дальнейшем руководил постройкой Винченцо Бренна — придворный архитектор императора.
Работы велись в буквальном смысле и день, и ночь при свете факелов, в любое время года и при любых погодных условиях. На строительной площадке одновременно находилось около 5 тысяч работников.
Для ускорения строительства стали перебрасывать с других строек готовые архитектурные компоненты. В ход пошли колонны и фризы из Царского Села, скульптуры из Академии художеств.
Даже с Исаакиевского собора сняли уже установленный фриз с библейской надписью. Это было немыслимым святотатством и есть легенда, что причиной гибели Павла I стал этот необдуманный приказ о снятии фриза со стен храма.
Строительство продолжалось, и по известному сценарию Таврический дворец остался без наборного паркета.
В спешке строительные работы велись с нарушением технологии и надлежащих нормативов. Фундамент, вырытый глубокой осенью, и зимняя кладка стен привели к неимоверной сырости и снижению уровня теплозащиты.
Однако император подгонял строительство и ценой невероятных усилий к ноябрю 1800 года удалось закончить возведение здания. В этом же месяце в день Архангела Михаила дворец был освящен, но отделка помещений продолжалась еще несколько месяцев.
В знаменательный день 1 февраля 1801 года император со всей семьей въехал в новую резиденцию.