Расширение тарифных коридоров 2022
В 2021 г. тарифный коридор для легковых авто физлиц находился в диапазоне 2471–5436 руб. В следующее повышение базовых тарифов в январе 2022 г. его расширили на 10% – до 2224–5980 руб. Такой разбег поддерживает «индивидуализированное тарифообразование» – основную цель реформы ОСАГО (либерализация автогражданки началась в 2019 г.).
Согласно новому проекту Центробанка определен такой рост тарифов:
- Для легковых авто физлиц базовую ставку будут определять индивидуально для каждого водителя, но в диапазоне 1646–7535 руб.
- Предусмотрено увеличение тарифов для общественного транспорта в обе стороны на 17,8%. Для такси диапазон базовой ставки составит 1490–15756 руб., трамваев – 1041–3116 руб., троллейбусов – 1668–4997 руб.
Изменения в расчете ОСАГО в 2022 г. позволят страховым компаниям точнее учитывать риски клиента на фоне значительного подорожания запчастей. Сам полис станет дороже в среднем на 10–15%. Параллельно страховщики повысят сумму возмещения – средняя выплата в мае 2022 г. уже увеличилась почти до 75 тыс. руб.
Чтобы умерить аппетиты страховых компаний после того, как изменилась стоимость ОСАГО, ЦБ установил лимит на цену полиса. Теперь он не может стоить больше тройного базового тарифа с учётом региона. Например, для столицы с КТ 1,8 страховка по базовому тарифу в 2224 руб. обойдется не дороже 4140 руб. с минимальным коэффициентом бонус-малус.
Связано ли подорожание стоимости автомобилей следствием пандемии коронавируса в 2020 году
Отечественные аналитики сообщили, что внезапное подорожание цены на ряд наиболее продаваемых моделей автомобильного транспорта является следствием обострённой эпидемиологической ситуацией во всём мире, однако она не является единственным фактом, повлиявшим на рынок. Если говорить о пандемии COVID-19, то она стала причиной убытков для всех автоконцернов. Это произошло в связи с тем, что в 2020 году люди воздерживают от приобретения новых машин и стараются использовать денежные средства иными способами.
Таким образом, подняв цены на ряд наиболее популярных моделей, автоконцерны намереваются возместить все убытки за счёт своих же покупателей. Генеральный директор Fresh Auto Денис Мигал выразил предположение, что до конца 2020 года подорожание автомобильного транспорта во всём мире может произойти ещё раз. Прибавка может составить от 10 до 20%. По мнению, Дениса Мигала подорожание в сентябре также может быть связано с падением курса российского рубля.
Если верить пресс-центрам ряда автомобильных концернов Renault, BMW, Hyundai и многих других, то потребность в увеличении стоимости машин связана с необходимостью компенсировать расходы, которые значительно возросли в связи с мировой эпидемиологической обстановкой, а также с отсутствием покупателей.
Коэффициент возраста и стажа в 2022 году
Коэффициент возраста и стажа (КВС) исчисляется с момента получения водительского удостоверения. Самое большое значение используют для водителей возрастом до 21 года и со стажем вождения менее 12 месяцев, минимальное – для лиц возрастом 60+, имеющих стаж более 14 лет.
Возраст/Стаж водителя | До 1 года | 1 год | 2 года | 3–4 года | 5–6 лет | 7–9 лет | 10–14 лет | От 14 лет |
16–21 | 2,27 | 1,92 | 1,84 | 1,65 | 1,62 | – | – | – |
22–24 | 1,88 | 1,72 | 1,71 | 1,13 | 1,1 | 1,09 | – | – |
25–29 | 1,72 | 1,6 | 1,54 | 1,09 | 1,08 | 1,07 | 1,02 | – |
30–34 | 1,56 | 1,5 | 1,48 | 1,05 | 1,04 | 1,01 | 0,97 | 0,95 |
35–39 | 1,54 | 1,47 | 1,46 | 1 | 0,97 | 0,95 | 0,94 | 0,93 |
40–49 | 1,5 | 1,44 | 1,43 | 0,96 | 0,95 | 0,94 | 0,93 | 0,91 |
50–59 | 1,46 | 1,4 | 1,39 | 0,93 | 0,92 | 0,91 | 0,9 | 0,86 |
От 60 | 1,43 | 1,36 | 1,35 | 0,91 | 0,9 | 0,89 | 0,88 | 0,83 |
Важно! Для юрлиц к стандартному значению КВС добавляют повышающий коэффициент 1,8.
К иностранным гражданам с любым опытом вождения и любого возраста без наличия у них водительского удостоверения российского образца применяют максимальный коэффициент 2,27.
Почему происходит повышение стоимости ОСАГО
Подорожание полиса ОСАГО Центробанк объясняет резким ростом стоимости запчастей. Ситуация возникла из-за санкций и нарушения поставок. Российский союз автостраховщиков (РСА) связывает повышение стоимости полиса и с увеличением размера страховой выплаты – в мае 2022 г. она выросла на 13% (на 8,5 тыс. руб.) по сравнению с тем же периодом 2021 года.
19 июня 2022 г. начали действовать новые справочники для оценки средней стоимости запчастей (последняя актуализация 19 марта 2022 г.). В них заложена рыночная цена, сложившаяся после ухода автопроизводителей. РСА оценила рост цены самых бьющихся запчастей в 28,7%.
Почему подорожало ОСАГО? Резко выросшая цена автозапчастей влияет на расходы страховых компаний – они рассчитывают компенсацию по новой версии справочников. Коэффициент убыточности ОСАГО, по оценке РСА, достиг 96%. Чтобы не работать в минус, страховые компании увеличат стоимость полиса.
Повышение коэффициента КО
Коэффициент ограничения количества водителей (КО) разнится в зависимости от того, есть ли в страховке сведения о количестве лиц, которые допущены к управлению авто:
Если ограничения по количеству водителей предусмотрены ОСАГО, коэффициент составляет 1
При этом неважно, сколько именно человек указано в полисе обязательного автострахования.
При расчёте ОСАГО «мультидрайв» (без ограничений по количеству водителей) коэффициент КО теперь составляет 2,32 для физлиц (ранее 1,94, последнее повышение было 9 января 2022 года). Для юрлиц значение коэффициента не изменилось и составляет 1,97.
Важно! После январского увеличения КО для водителей-физлиц страховка «мультидрайв» стала дороже почти в 2,5 раза, чем ОСАГО с указанием лиц, допущенных к управлению машиной.
Почему дефицит ряда популярных моделей машин может быть выгодным для автоконцернов
Создание дефицита на авторынке является выгодным, так как существует большая вероятность, что среднестатистический гражданин, намеревавшийся купить авто, но не сумевший это сделать из-за пандемии коронавируса COVID-19 — быстро примет решение о приобретении машины. Это может произойти, так как его будет подстёгивать факт дальнейшего подорожания товара. Таким образом, концерны могут не только увеличить продажи, но компенсировать убытки, причинённые с марта 2020 года.
Представитель ассоциации дилеров Российской Федерации Олег Мосеев сообщил, что дефицит ряда популярных моделей не только позволяет увеличить продаваемость товара, но и реализовывать его по полной цене. Также обострённая эпидемиологическая ситуация может использоваться как инструмент для продажи тех моделей, которые не являются ходовыми. Таким образом, человек, не получивший желаемую и популярную модель авто, будет вынужден выбрать товар, который является для него менее привлекательным.
Причины, почему дорожают авто
Эксперты России по рынку авто выделяют
несколько причин происходящего. Во-первых, в стране продолжается общая
инфляция. Растут цены на питание, одежду, бытовую технику, что обесценивает
деньги.
Это
вынуждает дилеров пересматривать цены на автомобили, чтобы была возможность из
прибыли выплачивать зарплату сотрудникам, платить налоги, оплачивать аренду
помещений, закупать новые модели и т.д.
Рост курса доллара — вторая причина, почему
дорожают машины в России. Импортные модели покупают за границей в долларах, а
продают в РФ уже в рублях. Поэтому цена не сохраняется постоянной — продавцы
пытаются компенсировать рост доллара, чтобы не нести убытки.
Третья причина, почему дорожают автомобили в
России — дефицит на новые модели в салонах официальных дилеров. Обзвонив
автосалоны Toyota, Skoda, KIA в Москве, можно узнать, что по конкретным моделям
есть только одна или две в продаже. Поэтому цвет и комплектацию не всегда
возможно выбрать по желанию. На вопрос о следующей поставке, большинство
отвечают, что новая партия придет через месяц-два или уже в конце года.
Машины в автосалоне
Дефицит машин в автосалонах провоцирует рост цен
Дефицит подталкивает продавцов увеличивать
цены, ведь спрос на автомобили есть — не купишь сейчас, завтра купит другой и
придется ждать заветную машину несколько месяцев. Даже на заводах,
расположенных в России (Nissan, Toyota, Hyundai) заявляют, что новый автомобиль
придется ждать два-три месяца.
Ограниченное количество новых автомобилей
объясняется отсутствием комплектующих, а именно микрочипов для электронной
начинки ТС. Хотя производства по их выпуску функционируют на полную мощность,
задержки на конвейере наблюдаются практически у всех автоконцернов, а их
продукция продолжает дорожать.
Уже
значительно сократились объемы производства у таких брендов как: Chrysler,
Honda, Ford, General Motors, Fiat. «АвтоВАЗ» заметно замедлил выпуск своих
ТОПовых моделей Granta, Largus, Xray по тем же причинам.
Пересмотр цен со стороны поставщиков металла —
еще одно объяснение, почему дорожают ТС в России. Инфляция затрагивает все
отрасли и железо растет в цене, особенно цветные сплавы. Многие производства
подолгу простаивали в период пандемии. Одни так и не смогли продолжить работу,
другие — вернулись на рынок, но не могут восполнить существующие потребности
автоконцернов. Начинается борьба за металл, повышается спрос. Соответственно,
становится дороже и конечная продукция.
Ряд производителей целенаправленно пошли на
увеличение количества опций в выпускаемых автомобилях. Например, BMW и Mercedes
внедряют в обычные седаны среднего класса в базовые комплектации: подогрев сидений,
зеркал, датчики дождя и освещенности, электронные системы безопасности, вот
почему дорожают авто таких марок, по сравнению с предыдущими выпусками. Раньше
такое оснащение можно было встретить только в ТОПовых версиях.
Салон автомобиля
Салон ТОПовой модели авто
Растущие пошлины, налоги, логистические
расходы и дополнительные затраты побуждают пересматривать политику автокомпаний
на ценообразование. Но это затрагивает только тех производителей, чьи площадки
по выпуску находятся за пределами России.
Изменения в расчете КБМ
Изменения коснулись и коэффициента бонус-малус (КБМ). Он определяет, подорожает ли ОСАГО для конкретного водителя при разном количестве (или отсутствии) ДТП. Для тех, кто ездит без аварий, КБМ ниже и уменьшает стоимость страховки. Для аварийных водителей он выше, как и цена ОСАГО.
Важно! КБМ пересчитывается ежегодно в зависимости от того, сколько раз водитель попадал в аварии.
Удешевление или подорожание ОСАГО с 1 апреля 2022 года произошло и на фоне изменения величины КБМ:
- минимально возможный коэффициент стал меньше – 0,46 (в прошлом году – 0,5);
- максимальное значение коэффициента бонус-малус выросло до 3,92 (2,45 в прошлом году).
Значение КБМ 0,46 применяется к тем, у кого не было аварий по их вине в последние 10 лет. Для безаварийных водителей страховка обойдётся дешевле. За аккуратную езду можно получить максимальную скидку 54% (было 50%). Если же в год было 3 и более аварии, используют предельное значение коэффициента бонуса-малуса – 3,92.
Важно! Базовое значение КБМ, ранее равное единице, также изменилось с 1 апреля 2021 года – теперь оно составляет 1,17. Тариф применяют к начинающим водителям, а затем корректируют в зависимости от аккуратности езды.. При расчете КБМ учитывают классы водителей, которые присваиваются в зависимости от того, как часто владелец автомобиля обращается к страховщику за выплатой возмещения после ДТП
В КБМ всего 15 классов страхования, и они не изменились
При расчете КБМ учитывают классы водителей, которые присваиваются в зависимости от того, как часто владелец автомобиля обращается к страховщику за выплатой возмещения после ДТП. В КБМ всего 15 классов страхования, и они не изменились.
Когда водитель впервые оформляет полис ОСАГО, то теперь ему присвоят КБМ 1,17 и класс 3. Если за год не будет ни одного страхового случая, то он перейдёт в следующий класс – 4-й, получит скидку. Максимальный класс обозначают буквой М – для водителя этой категории полис будет самым дорогим.
Для кого ОСАГО точно подорожает в 2022
Подорожание ОСАГО с 1 июля 2022 г. по-прежнему подразумевает предельную скидку для безаварийных водителей. Но для тех, кто регулярно попадает в ДТП, страховка станет ещё дороже.
Эксперты уверены, что ОСАГО подорожало в 2022 г. для всех водителей, ведь при расчёте стоимости полиса страховые компании отталкиваются от величины базовой, часто максимальной, ставки – страховщики вправе выбирать любой базовый тариф. Стоимость для водителей, которые ездят аккуратно, и тех, кто часто бывают в ДТП, будет отличаться, но и те, и другие будут платить больше, чем отдали за прошлогоднюю страховку.
Цена ОСАГО изменится заметнее всего для тех водителей, которые:
- имеют минимальный опыт вождения;
- владеют автомобилем с мощным двигателем;
- живут или преимущественно используют авто в регионе, который считается наиболее рисковым;
- часто попадают в аварии.
Меньше всего подорожают страховки для водителей с большим стажем, которые ездят без аварий и владеют малолитражками.
Важно! С учётом новых тарифов минимально полис обойдется автовладельцу в 2746 руб., а предельная цена с учётом всех возможных повышающих коэффициентов – 72000 руб.
Когда россиянам следует ожидать окончания дефицита, вызванного подорожанием авто в 2020 году
Отечественные аналитические агентства склоняются к мнению, что ситуация может с подорожанием ряда машин с 1 сентября 2020 года является временным явлением. Согласно их прогнозам, ситуация может стать значительно проще в октябре, однако следует ожидать, что некоторые из моделей будет всё также невозможно приобрести.
Директор ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян выразил мнение, что в сентябре может произойти подорожание автомобилей ещё на 2-4%, что является следствием корректировки прайс-листов. Эксперты, считающие, что ситуация возникла из-за курса рубля к доллару — заявили, что на цену также может влиять инфляция, и изменения в законах, касающихся налогов и таможенного контроля.
Как обстоят дела на вторичном рынке в 2021 г
На вторичном авторынке можно купить машину в любой
комплектации, года выпуска и состоянии, сэкономив при этом на цене. Но здесь
тоже стоимость начала расти. Например, еще в начале 2021 года средняя цена
подержанного авто в хорошем состоянии и расширенной комплектации (по данным
Fresh Auto) составляла 835 000 рублей. Перед летом эта сумма уже выросла до 945
000 рублей.
Оправданных причин, почему дорожают автомобили
на вторичном рынке России, нет, но эксперты имеют несколько объяснений
происходящего. Во-первых, увеличенный спрос на автомобили с пробегом
автоматически влечет рост цены. Зачем это делать — итак понятно, ведь новое
авто все равно дороже, а больше покупателю идти некуда. Например, по данным
Fresh Auto, в мае компанией было продано машин с пробегом на 66% больше, по
сравнению с январем 2021 года. Общий прирост у всех продавцов, занимающихся б/у
ТС составил 53% за этот период.
Изменение тенденции по стоимости машин
начинает формироваться отношение к ним, как к инвестиции — вот почему даже на
вторичном рынке не приходится ждать снижения цифр на ценниках. Раньше нажиться
на продаже авто с пробегом пытались только «перекупы», которые ничего не
вкладывали в них, но ставили цену на 20-40% дороже. Сейчас получить прибыль при
продаже подержанного ТС может практически любой владелец легковушки возрастом
4-5 лет.
Автомобильный рынок
Вторичный рынок автомобилей также повышает цены
Например, все машины, купленные в автосалонах
в 2019 и начале 2020 сейчас можно продать за ту же сумму. А ведь у некоторых
уже пробег 20-60 тыс. км. Раньше, как только новенькое авто выезжало из салона,
оно автоматически теряло в цене до 10-20%, даже если бы владелец захотел
продать его на следующий день. Теперь же, поездив пару лет, можно полностью
вернуть потраченную сумму в рублях.
Тенденция подтверждается конкретными фактами и
статистикой. По сравнению с 2019 годом наблюдается следующее повышение цен:
- Land Cruiser Prado — на 4%;
- Kia Picanto — на 6%;
- Toyota Hilux — на 4%;
- Hyundai Creta — на 2%;
- Mazda CX-5 — на 5%;
- Renault Sandero — на 4%.
Неудивительно, почему продавцы ТС с пробегом
не хотят снижать ценники. Даже автомобилей Lada, отличающихся менее
привлекательным внешним видом, более коротким ресурсом ключевых узлов, было
продано на 43,1% больше, чем в 2020 году. Кстати, общая доля вторичного рынка у
Lada составляет 23% от всех марок — а это первое место. Продажи Toyota,
находящегося на втором месте, выросли за год на 46,1%.
Проект Центробанка от 22 июня 2022 г.
Проект ЦБ РФ разработан для корректировки страховых тарифов по полису ОСАГО, необходимой на фоне резкого подорожания запчастей для автомобилей. На основании обновлённых справочников регулятор сделал расчёты, показавшие, что необходимо менять тарифы автогражданки.
Важно! Проектом предусмотрено расширение минимального и максимального базового коридора для легковых авто на 26% в обе стороны. Для общественного транспорта тариф вырос на 17,8% вверх и вниз.. Когда подорожает ОСАГО в 2022 году, указано в тексте проекта Центробанка
Известно, что поправки вступают в законную силу через 10 дней после даты официальной публикации. Для общественного обсуждения документ был открыт неделю с момента публикации – по 28 июня 2022 г. Уже сейчас страховщики вправе продавать полисы по новой цене
Когда подорожает ОСАГО в 2022 году, указано в тексте проекта Центробанка. Известно, что поправки вступают в законную силу через 10 дней после даты официальной публикации. Для общественного обсуждения документ был открыт неделю с момента публикации – по 28 июня 2022 г. Уже сейчас страховщики вправе продавать полисы по новой цене.
Что поменялось в 2021 году на рынке авто
По данным экспертов авторынка из агентства
JATO Dynamics, за первые шесть месяцев (январь-июнь) 2021 года цена
среднестатистического нового автомобиля в России выросла на 8%, если сравнивать
цифры за аналогичный период прошлого года. Средняя стоимость легкового седана
или кроссовера в хорошей комплектации теперь находится в пределах 1 886 000
руб. Но это средний показатель.
Если говорить о конкретных марках авто, то
картина по подорожанию следующая:
- BMW — 7-9%;
- MINI — 5%;
- Mercedes-Benz — 2%;
- Fiat — 8,7%, а модель Doblo — 9,6-13,2%;
- Mitsubishi — 1-5%;
- Volkswagen — 5-9%;
- Volvo — 5-10%;
- Hyundai и Kia — 5-10%.
Покупатель выбирает машину
Рост цен на автомобили бьет новые рекорды
Самый большой рост цен наблюдался в январе
2021 года, но ситуация продолжала меняться каждый месяц не в пользу
покупателей. Например, одна из самых ходовых машин — Kia Ceed SW в кузове
универсал выросла в цене с 1 169 900 до 1 424 900 рублей. Очередное плановое подорожание на российском
рынке автомобилей произошло в сентябре, но это еще не конец и обстановка может
измениться к новому году.
Ситуация на рынке не улучшается
Понимая основные причины, нетрудно догадаться,
что тарифы на покупку транспортных средств продолжат расти. Нет причин для
снижения курса доллара, замедления инфляции, падения цен на металл в России.
Причем такая тенденция со стоимостью автомобилей наблюдается не только в нашей
стране, но и в Европе.
Как
следствие, все больше владельцев машин, купленных когда-то в салоне Москвы или
другого города России, продолжают ездить на них, вместо замены на новую.
Увеличивается период владения старым автомобилем.
Все больше потенциальных покупателей переносят
свое внимание на вторичный автомобильный рынок. Но и тут не обошлось без
изменений