Оперативное управление: определение, порядок оформления

Право оперативного управления имуществом

Довольно распространена практика владения имуществом на правах оперативного управления. Это способ пользования собственностью, который используют различные компании. Для этого им необходимо произвести передачу недвижимости и зарегистрировать права на них.

О целях и особенностях оформления таких прав и поговорим далее.

Содержание Это два разных вида использования имущества. Главное отличие касается объёма по распоряжению имуществом. В случае оперативного управления, организация, получившая такое право, может вести коммерческую деятельность с помощью полученного имущества, передавать его в аренду и получать за это плату.

При безвозмездном пользовании, имущество можно использовать только в личных целях. Все дополнительные формы использования данных объектов собственности нужно согласовывать с их владельцем, если они не прописаны в договоре. Также безвозмездное пользование не даёт права на ведение коммерческой деятельности.

Как у любого вида управленческой деятельности, у оперативного управления есть несколько особенностей:

  1. Непрерывность для достижения результатов;
  2. Последствия управления могут наступить не только во время его осуществления, но и после окончания действия договора;
  3. Связано с достижением конкретной цели, измеренной в объективных показателях (финансовых или иных результатах труда);
  4. Лежит в основе долгосрочных планов.

Глобальная особенность в том, что оперативное управление должно привести к росту эффективности использования данной собственности.

Основная цель управления заключается в выполнении программы по использованию имущества, переданного управляющей компании.

Задачи представляют собой более детальное уточнение цели. Это могут быть:

  1. Производительности труда;
  2. Профилактика девиантного поведения среди молодёжи, если речь идёт об управлении собственностью муниципальных учреждений, переданной школам и другим образовательным организациям.
  3. Рост финансовых показателей;
  4. Снижение риска и травматизма на предприятии;

Росимущества от 22.03.2013 N ИБ-06/12205 (ред.

от 22.04.2013) «О перечне документов, необходимых для принятия решения о закреплении недвижимого и движимого имущества»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМПИСЬМОот 22 марта 2013 г.

N ИБ-06/12205О ПЕРЕЧНЕДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ЗАКРЕПЛЕНИИНЕДВИЖИМОГО И ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВАВ связи с многочисленными обращениями федеральных органов власти и подведомственных Росимуществу территориальных органов по вопросу применения письма Росимущества от 10 октября 2006 г. N ЛП-08/23957

Росимущество сообщает.В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Росимущества от 11 августа 2010 г.

N 219

(далее — Регламент) издан Росимущества от 31 августа 2012 г. N 193

(далее — Положение).Закрепление недвижимого и движимого имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления оформляется в установленном и порядке распоряжениями Росимущества (территориальных органов) в соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным от 14 ноября 2002 г.

N 161-ФЗ

, Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».Согласно Положения, для принятия решения о закреплении объектов недвижимого имущества, относящихся к федеральной собственности, за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, а также о прекращении права хозяйственного ведения на имущество соответствующие предложения в Росимущество необходимо представлять в установленном порядке письмом федерального органа власти, подписанным уполномоченным должностным лицом, в чьем ведении находится федеральное государственное унитарное предприятие, с приложением следующих документов: 1.

Отличие оперативного управления от безвозмездного пользования

Это два разных вида использования имущества. Главное отличие касается объёма прав по распоряжению имуществом. В случае оперативного управления, организация, получившая такое право, может вести коммерческую деятельность с помощью полученного имущества, передавать его в аренду и получать за это плату.

При безвозмездном пользовании, имущество можно использовать только в личных целях. Все дополнительные формы использования данных объектов собственности нужно согласовывать с их владельцем, если они не прописаны в договоре. Также безвозмездное пользование не даёт права на ведение коммерческой деятельности.

Когда возникает право, касающиеся оперативного управления предприятием

Интересным представляется пункт 1 статьи 299 гражданского кодекса.

Здесь говорится, что описанное выше управление собственностью начинает действовать с того момента, как собственник передал его предприятию, при условии отсутствия противоречий, претензий со стороны посторонних компаний.

Например, оперативное право на недвижимость начинается в день его регистрации на владение в госреестре. Стоит отметить, что данное право имеет вещное действие и отдает его субъектам правовые полномочия по применению имущества с наложением обязанностей по ведению закрепленного имущества.

Момент окончания действия права оперативного управления

Оперативное право управления аннулируется в строгом порядке, который установлен гражданским кодексом, законами и нормативно-правовыми, по которым аннулируется данное право.

Также это возможно , если произошел законный отъем имущества у предприятия согласно требованию владельца.

Владелец имеет право изъять любое простаивающее или лишнее имущество бюджетного предприятия, какое закреплено последним за счет выделенных владельцем финансовых ассигнований на покупку объектов недвижимости.

Право оперативного управления имуществом: схема.

Изъятым у конкретного учреждения имуществом владелец может действовать согласно своим планам.

Передача права собственности, распространяющееся на имущество или учреждение

Итак, право собственности, распространяемое на предприятие государственного или муниципального значения в качестве имущественного комплекса перешло к новому собственнику подобного имущества, Тогда предприятие имеет в сохранности право оперативного управления имуществом, которое находится в их ведении .

Что касается передачи собственности третьей стороне: предприятие и в дальнейшем обладает правом оперативного управления на имущество, имеющееся в его распоряжении.

Продукция и связанные с нею доходы

Касательно деятельности, которая дает некоторые доходы. Если оно может вести таковую согласно учредительной документации, то абсолютно все доходы и приобретенные с них имущественные объекты считаются самостоятельными объектами. Для них выделяется отдельный счет.

Вся продукция, получаемая предприятием от имущества под оперативным управлением плюс собственность, которую забрало предприятие унитарного плана в соответствии с договором или другими обстоятельствами, будет под оперативным управлением предприятия в соответствии с ГК РФ, а также актами нормативного плана для получения права собственности.

На какое имущество распространяется право оперативного управления. Фото: images.myshared.ru

Определение

Суть оперативного управления следующая: имеющее пределы по возможностям и диапазону применения право вещного типа.

За счет него субсидируемое учреждение или предприятие осуществляет процедуры, связанные с владением и действиями над принадлежащим им имуществом.

Субъекты

Кто становится субъектом оперативного управления? Законодательство отвечает на него следующим образом: субъектами права оперативного управления выступают учреждения, относящиеся к казенным и субсидируемым из средств собственника.

К финансируемым предприятиям из средств государства или региона относятся организации, чьей базой является собственность, относящаяся к государству или региону.

Сюда относятся предприятия, имеющее федеральное или региональное значение

Определение оперативного права управления. Фото: mypresentation.ru

Что касается учреждений, финансируемых частными лицами, то их можно создавать любым субъектам, в том числе государству и аффилированным с ним структурам.

Объекты

К таковым относят следующие элементы:

  • Предприятия, объединенные в комплекс. Также сюда относится имущество в качестве зданий, конструкций, оборудования для работы предприятия.
  • Любые денежные средств, включая рубли, валюту иностранных государств.

Что содержится в праве оперативного управления

Собственник составляет с помощью соответствующей документации цель деятельности организации и назначение закрепляемого имущества. Также он указывает, что будет сам распоряжаться доходами предприятия согласно плану управления имуществом.

На каких основаниях может возникнуть право собственности? Смотрите тут.

  • Собственник не обладает правами, предъявляемыми на взимание имущества, имеющегося у предприятия казенного вида. Одновременно собственник может отобрать имущество, которое либо не используется, либо применяется не в соответствии с заявленной деятельностью, для эксплуатации его по собственному усмотрению;
  • Разграничение, касающееся субъекта управления оперативного вида, на действия, производимые с принадлежащей ему собственностью:а)
  1. В сферу самостоятельных решений федеральных предприятий входят исключительно вопросы по реализуемой продукции при разных условиях. В общем случае операции с имуществом, включая взимание и распоряжение таковым, происходят только при согласовании их с владельцем
  2. У учреждения не имеется полномочий изымать или другим методом распоряжаться любым имуществом в его владении, будь оно закрепленным или приобретенным по смете.
  • Учреждение, взяв от собственника денежные средства согласно финансированию, может тратить их только при согласованной смете и исключительно в ее пределах;
  • Государственное предприятие или учреждение непосредственно отвечает за обязательства компании. Здесь нужно учесть следующее: предприятие несет ответственность в полном объеме и по всем долговым обязательствам. В ведении учреждения ответственность распространяется только в границах имеющихся у последнего денежных средств.
  • Владелец несет ответственность субсидиарного плана по обязательствам данного предприятия, если у последнего не имеется достаточного имущества и наступает она при недостаточном количестве у организации средств, которые понадобятся для оплаты задолженности.

Управление и ведение

Оперативное ведение и оперативное управление – это разновидности прав, определяющих степень собственности и полномочий касательно распоряжения теми или иными объектами. Эти категории определяют взаимоотношения собственников, доверенных лиц, а также персонала, который непосредственно имеет дело с имуществом, переданным организации в управление.

Оперативное ведение и оперативное управление – неравноправные понятия. Так, субъектами первого могут быть только юридические лица, оформленные как предприятия конкретных видов. Говоря об оперативном управлении, стоит сказать, что в данных отношениях могут принимать участие как производственные, так и некоммерческие организации и общества, а также лица-предприниматели.

Хозяйственное и оперативное управление различаются также объемами полномочий, предоставленных сторонам. Первое является более широким, поскольку такое право может предоставляться непосредственно коммерческому предприятию. Что касается второй категории, то здесь речь может идти о казенных организациях или же об учреждениях, не имеющих своей целью получение прибыли.

Виды приказов и распоряжений

В делопроизводстве есть три вида приказов и распоряжений.

По основной деятельности. Цель — решить основные задачи, которые стоят перед компанией. Например, ввести штатное расписание или создать новое подразделение.

По административно-хозяйственным вопросам. Относятся к деятельности, которая связана с транспортным обслуживанием, эксплуатацией и оснащением зданий. Например, приказ или распоряжение о покупке оборудования.

По личному составу. Касаются вопросов взаимодействия сотрудников с компанией. Например, чтобы принять на работу или уволить сотрудника, нужно издать соответствующий приказ или распоряжение.

Порядок издания приказа и распоряжения

Правила не регламентированы законом, но их прописывают в инструкции по делопроизводству. Обычно порядок издания приказов и распоряжений выглядит так:

Иногда порядок может быть сложнее: ответственный сотрудник сначала готовит проект, согласует его с юристами и руководителем и только потом отдает на подпись.

Например, если руководитель издает приказ о введении системы сохранения коммерческой тайны, лучше сначала подготовить проект и согласовать его с юристом, чтобы документ не противоречил законам.

А вот при издании приказа о приеме на работу можно воспользоваться шаблоном — готовить проект и согласовывать с юристом не обязательно.

Обозначение

Оперативное управление – это право ведения хозяйства, является производным от права владения. Пользоваться им может исключительно юрлицо. Если сказать проще, то суть в том, что собственность, находящаяся во владении муниципалитета, госучреждения может быть применена по необходимости, то есть право на подобные действия передаются другому лицу, хотя они и ограничены.

Собственник он же руководитель предприятия имеет следующие права:

  • Создание задач и установление сроков их выполнения.
  • Внесение изменений в организационную структуру.
  • Контроль организационных процессов.
  • Контроль над правильностью и законностью использования имущества.
  • Назначение руководящего состава, он же может быть контролирующим органом от государства.

Есть также четкие ограничения подобного формата управления госимуществом, среди них:

  1. Операции по продаже, в том числе отдельных объектов.
  2. Сдача в аренду.
  3. Использование в качестве залога при кредитовании.

Среди других особенностей, следует выделить такие:

  • Субъекты не могут делиться на части и паи, он передаются управляющему только единым целым.
  • Отвечает за вверенное имущество управляющий, помимо того оно находиться на балансе его предприятия.
  • Лицо, осуществляющее рассматриваемое управление все равно находиться в подчинении первичного собственника.

Отличие оперативного управления от безвозмездного пользования

Если говорить простыми словами, то на праве ОУ имущество закрепляется только государством. Если же происходит передача активов в безвозмездное пользование, то сделать это может любой субъект, который является его законным владельцем.

Учитывая участие государства, объекты, переданные в управление подлежат оценке, а также обязательному страхованию каждый год. Если происходит переоценка, то может быть оформлено дополнительное соглашение к договору. Государство полностью контролирует процесс распоряжения, что не происходит в случае, когда осуществляется безвозмездное использование другими собственниками.

7.2. Ответственность государственного или муниципального учреждения

Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

Согласно пункту 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 – 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 г. N 13 “О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации” разъяснено, что “при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).

Общие положения

Право оперативного управления – ограниченное вещное право, на котором имущество может закрепляться за казенными предприятиями и учреждениями.

Под правом оперативного управления понимается право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом в соответствии с целями его деятельности, заданием собственника и назначением имущества (ст. 296 ГК РФ).

Субъектами права оперативного управления являются учреждения (частные, автономные, бюджетные) или казенное предприятие (как специальный вид унитарного предприятия), объектами – имущество, закрепленное собственником за казенными предприятиями и учреждениями, а также имущество, приобретенное в процессе их производственной деятельности.

Госрегистрация права. Поскольку право оперативного управления относится к вещным правам, то соответственно право оперативного управления недвижимостью возникает с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ст. 131 ГК РФ, п. п. 5, 6 ст. 1, ст. ст. 14, и ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).

Ограничения в праве оперативного управления. Субъекты права оперативного управления имеют следующие ограничения:

  • необходимость получения разрешения собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
  • собственник имеет право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, переданное в оперативное управление (п. 2 ст. 296 ГК РФ, ст. 35 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях”, ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”, ст. 19 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”).

Таким образом, право оперативного управления ограничивает правомочия его обладателя возможностью владения и пользования имуществом в соответствии с его целевым назначением и направлениями деятельности учреждения или предприятия. У субъектов права оперативного управления практически отсутствует возможность самостоятельного распоряжения закрепленным за ними имуществом, собственник может изъять неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.

Правомочия распоряжения имуществом учреждения и казенного предприятия. Право оперативного управления имеет единую правовую природу с правом хозяйственного ведения, но по объему правомочий уже, чем право хозяйственного ведения. Так, свои правомочия казенные предприятия и учреждения осуществляют в пределах, установленных законом и собственником, в частности:

  • казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, однако казенное предприятие по общему правилу вправе самостоятельно реализовать производимую им продукцию;
  • учреждения не наделены правом отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Однако, если учреждению предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, оно вправе свободно распоряжаться полученными доходами, а также имуществом, приобретенным на эти доходы.

Бремя содержания имущества. Лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника. Обязанность по содержанию переданного имущества возникает с момента регистрации прав, а не с момента передачи имущества. До регистрации прав бремя содержания имущества несет собственник.

Право следования. Праву оперативного управления, как и праву хозяйственного ведения, присущ такой признак ограниченных вещных прав, как право следования. Таким образом, переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения права оперативного управления.

Суть и назначение договора оперативного управления недвижимым имуществом

Как было указано выше, данное соглашение является разновидностью договора аренды, но такие правоотношения не урегулированы отдельными нормами Гражданского кодекса, поэтому применяется сложившаяся юридическая практика.

Исходя из этого, под договором оперативного управления имуществом подразумевается письменное соглашение между субъектами хозяйственной деятельности, либо муниципальными (государственными органами), на основании которого, одна сторона, которой принадлежит недвижимое имущество, передает его в управление другой стороне, при этом за это не берется плата.

Такое существенное отличие его от договора аренды. Плюс к этому нужно добавить, что недвижимое имущество, передающееся таким способом, должно быть поставлено на баланс субъекта хозяйственной деятельности, и соответственно оперативный управитель платит налоги, проводит амортизационные отчисления.

Правовые нормы оперативного управления.

Исходя из этого, можно выделить три основных отличия такого соглашения от других способов передачи имущества в пользование:

  • за пользование имуществом не берется плата, то есть сделка безвозмездная;
  • полученный объект недвижимости становится на баланс юридического лица, и с него идет обязательная уплата всех налогов и сборов;
  • полученное таким образом имущество через некоторый промежуток времени возвращается его владельцу, то есть его нельзя продать, подарить, передать в субаренду.

Важно запомнить, что все договора по оперативному управлению имуществом должны пройти обязательную регистрацию в специальном государственном органе. Если такой процедуры не будет, то соглашение автоматически будет признано недействительным, а это значит, что стороны не наделяются никакими правами и обязанностями

Если такой процедуры не будет, то соглашение автоматически будет признано недействительным, а это значит, что стороны не наделяются никакими правами и обязанностями.

Понятие и субъекты оперативного управления имуществом

Для того чтобы разобраться в том, какое имущество может передаваться в оперативное управление, нужно понимать, что подразумевается под этим действием.

Оперативное управление предусматривает факт передачи имущество в полное распоряжение одной из сторон. Такое право несколько ограничено, поскольку объект не может стать собственностью управителя, и без согласия владельца передаваться по аналогичному договору третьей стороне.

Хотите продать дачу? Для этого нужно составить договор, а что он должен включать — читайте в этой статье.

Сторона, получившая объект недвижимости в оперативное управление должна использовать его по назначению, имеет право ремонтировать, улучшать (с разрешения собственника). По окончании срока договора, имущество должно быть передано назад со снятием с баланса владельцу в таком же или улучшенном состоянии.

Субъектами таких правоотношений выступают только лица, ведущие экономическую деятельность, а также органы муниципалитета или государственной власти. В эту категорию можно отнести и индивидуальных предпринимателей, которые будут выступать не как физическое лицо, а как ИП.

Что такое оперативное управление, смотрите в этом видео:

Поэтому можно прийти к выводу, что передавать имущество в оперативное управление можно только то, что используется для хозяйственной деятельности и является средствами производства (склады, офисные помещения).

В эту категорию не подпадает жилая недвижимость. Образец договора на оперативное управление имуществом, можно скачать ниже.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий