Подзаконные акты: понятие, признаки, виды. Подзаконные акты – это…

Акты отдельных учреждений и организаций

Они издаются с целью урегулирования организационных, производственных, управленческих или других отношений, возникающих на отдельном предприятии. У каждой организации или учреждения есть учредительный документ (например, устав или положение), на основании которых оно осуществляет свою деятельность. Также предприятие не может работать без ряда других актов, например, правил внутреннего трудового распорядка. Их действие распространяется на всех работников. Поэтому все акты, имеющие нормативное значение, регистрируются или утверждаются государственными органами.

Среди документов локального характера выделяют приказы и распоряжения руководителя. Они регулируют организационные вопросы. Также на их основании к определенному сотруднику применяется материальное поощрение или дисциплинарное взыскание. Кроме того, на локальном уровне принимаются коллегиальные решения, например, по результату общего собрания акционеров.

Примеры нормативно правовых актов в зависимости от юридической силы

Юридическая сила – основной классификационный признак.

Именно эта особенность позволяет говорить о значимости того или иного документа, а также понимать, какие из официальных бумаг являются главенствующими в регулировании правовых отношений.

Принято считать, что НПА изданные вышестоящим органом, к примеру, Государственной Думой, имеют приоритет перед документацией, которую составляют местные органы самоуправления.

1) Примеры законов как нормативно правовых актов.

Законы разрабатываются органом законодательной власти, которым в РФ является Государственная Дума.

Выделяют 4 вида такой документации:

  1. Конституция РФ.</p

    Этот документ считается главным в любой правовой державе, потому что там описывается не только государственный строй или политические особенности страны, но и права и обязанности каждого гражданина.

    Конституция РФ состоит из 2 разделов, 9 глав и 37 статей.

    Этот документ должен быть настольной книгой как для обычных граждан, так и для представителей власти.

  2. Конституционные.

    Это официальная документация, в которой статьи Конституции расписываются подробно для лучшего их понимания гражданами, во избежание неверных трактовок и для того, чтобы минимизировать нарушения.

    Вот примеры конституционных законов:

  3. Федеральные.

    Они принимаются Государственной Думой и вступают в силу после публикации. Цель их создания – урегулировать основные аспекты деятельности граждан, государственных органов, коммерческих организаций и т.д.

    Примеры ФЗ:

    К ФЗ относятся также различные государственные кодексы. К примеру, Трудовой, Семейный, Гражданский и т.д.

  4. Местные.

    Выборные органы субъектов РФ могут принимать законопроекты на местном уровне, которые действуют в конкретном городе или регионе. Их статьи не являются обязательными к исполнению в других субъектах государства и не должны противоречить Конституции или ФЗ.

    Примером активного местного самоуправления могут служить законы штатов в США, которые часто противоречат друг другу.

    Если говорить о примерах местных законопроектов РФ, то можно вспомнить:

Действие Конституции и ФЗ распространяется на все сферы деятельности. Их содержание обязательно к исполнению.

Система нормативных актов в РФ.

Что такое нормативно правовой акт?
Виды нормативных актов.

2) Подзаконные нормативно правовые акты и их примеры.

Юридическая сила подзаконных актов небольшая, если сравнивать с законами, кроме того они не должны противоречить Конституции или ФЗ РФ.

Однако эти особенности не мешают подзаконным актам считаться официальными документами и относиться к НПА.

Все подзаконные акты можно разделить на 4 основные группы:

Название

Пояснение

Пример

1.

Общие

Они обязательны для исполнения всем лицам, проживающим на территории РФ. К таким НПА относятся указы и распоряжения Президента, постановления правительства.

Указ Президента «О награждении государственными наградами Российской Федерации», постановление правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»

2.

Местные

Изданные местными органами власти: различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.

Постановление мэрии города Новосибирска от 28.04.2016 № 1704 «О структуре администрации Ленинского района города Новосибирска», Распоряжение Правительства Москвы № 237-РП от 30 апреля 2015 года
Об изменении ведомственного подчинения Государственного казенного учреждения города Москвы «Московский центр «Открытое правительство»

3.

Ведомственные

Это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Приказ Минфина России от 28.08.2017 № 137н «О внесении изменений в Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 августа 2001 г. № 65Н

4.

Внутриорганизационные / корпоративные

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п.

Устав АО «Тинькофф Банк», Приказ о назначении генерального директора ООО «Урожай»

Конечно, это далеко не все примеры нормативно правовых актов, потому что образцов официальной документации существует достаточно много.

Не были взяты во внимание акты судебной власти, потому что до сих пор отношение этих бумаг к НПА считается спорным вопросом

Локальные документы

К ним относятся подзаконные акты, издаваемые в пределах учреждений и организаций. Такими документами регламентируются научные, коммерческие, учебные, производственные, управленческие и прочие взаимодействия, касающиеся назначения предприятия. В каждом учреждении или организации, таким образом, действует собственный устав, нормативное положение либо другой учредительный акт, правила внутренней дисциплины, распорядка и прочие нормы. Все они обладают правовым значением. Подзаконные локальные акты подлежат утверждению либо регистрации в государственных уполномоченных структурах. В качестве такого рода документов могут, например, выступать:

  1. Распоряжения, приказы как индивидуального, так и нормативного значения, которые принимаются руководителями организаций, учреждений, предприятий. Такими документами регламентируются вопросы, связанные с установлением внутреннего распорядка, назначением материального поощрения (вознаграждения) и пр.
  2. Решения, утвержденные коллегиальными органами управления. К таким структурам, в частности, относят советы директоров, общее собрание учредителей (акционеров). Решения в этом случае касаются управления, организации деятельности предприятия.

Акты исполнительной власти

Речь идет о документах, издаваемых на уровне отдельных субъектов федерации.

К их числу относят:

  • указы, а также распоряжения президентов республик, которые входят в состав РФ;
  • распоряжения и постановления, издаваемые губернаторами, главами администраций областей, краев, округов или городов федерального значения;
  • постановления правительства отдельных регионов;
  • приказы и распоряжения министерств, департаментов, ведомств местного значения.

Другие органы исполнительной власти на местах также издают подзаконные акты в рамках своей компетенции. Их полномочия определяются Конституцией и законами определенной федерации. Стоит отметить, что эти документы не могут вступать в противоречие с актами федерального значения.

Акты исполнительной власти распространяют свое действие исключительно на территорию определенной административной единицы. Они могут носить как нормативный, так и правоприменительный характер.

Постановления, принимаемые на уровне субъектов

Президентами республик, которые входят в состав РФ, издаются распоряжения и указы. Юридическими полномочиями на принятие положений обладают главы администраций АО, областей, краев, городов фед. значения, округов, правительство регионов (при наличии), губернаторы. Ими утверждаются распоряжения и постановления. Региональные ведомства и министерства, департаменты и прочие структуры издают инструкции и приказы. Каждый такой подзаконный правовой акт принимается в соответствии с полномочиями органов, на основании Уставов, Конституций (в том числе и Общероссийской) и имеет локальную сферу распространения. Они действуют только в пределах территории соответствующего региона. Все указанные акты могут быть как правоприменительными, так и нормативными.

Указы и распоряжения главы страны

Такие виды подзаконных актов во все времена обладали особым воздействием на развитие права в России. В дореволюционную эпоху, в частности, Указами утверждалась Высшая воля монарха. Фактически такие акты имели действие закона. В годы Советского Союза указы принимались Президиумами ВС страны и республик. Часть таких документов, касающихся вопросов законодательного характера, направлялась на рассмотрение на очередной сессии представительных структур. В настоящее время в Конституции установлено право президента издавать распоряжения и указы. Считается, что последние обладают более широким и существенным действием. Распоряжения, как правило, не содержат правовых норм. Обычно они утверждаются по определенным оперативным вопросам, касающимся госуправления. Также не все указы выступают как подзаконные акты. Это обусловлено тем, что они также часто принимаются по оперативным вопросам. Например, указы о присвоении званий, назначении на пост и так далее.

Классификация нормативных актов по различным основаниям

Классифицировать акты можно по различным основаниям. Приведём наиболее значимые из них для российской правовой системы.

Законы по юридической силе подразделяются на:

  1. Конституцию – является основой.
  2. Федеральные конституционные, к примеру, «О Государственном гербе РФ».
  3. Федеральные, например, «О связи».

По правовой (юридической) значимости подзаконные классифицируются следующим образом:

  1. Постановления Государственной думы («О назначении на должность аудитора Счётной палаты Российской Федерации»).
  2. Указы Президента («О праздновании 100-летия Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова»).
  3. Постановления Правительства («О внесении изменений в Положение о государственном надзоре в области рекламы», «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных организаций в сфере образования»).
  4. Предписания Федеральных органов исполнительной власти (Приказ Министерства внутренних дел РФ «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним»).
  5. Предписания субъектов Российской Федерации, в том числе законы (Указ Главы Республики Башкортостан «О стипендиях Главы Республики Башкортостан», Закон Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2018 год»).
  6. Официальные документы органов местного самоуправления («Положение об архиве муниципалитета внутригородского муниципального образования Войковское в городе Москве»).
  7. Внутриорганизационные, предназначенные для регламентации внутренних вопросов (уставы, должностные инструкции).

В зависимости от срока действия бывают:

  • постоянными, к примеру, Конституция;
  • временными, которые ограничиваются конкретными датами или обстоятельствами, например, Положение о годовом бюджете.

По правовому положению субъектов, издавших акты, подразделяются на принятые:

  • по результатам референдума;
  • государственными органами;
  • местным самоуправлением.

Нормативные акты могут быть классифицированы по предмету, которые ими регулируется. В соответствии с этим выделяют:

  • государственно-правовые;
  • уголовные;
  • административные;
  • гражданско-правовые и т. д.

Приведём ещё одну классификацию. В зависимости от сферы своего действия акты подразделяются на:

  • общегосударственные, оказывающие своё влияние на всю территорию страны;
  • региональные, действующие только на одной или нескольких территориальных единицах.

Подзаконные нормативные акты — понятие, признаки

Определение

Виды нормативных актов делятся на законы и подзаконные акты. Закон обладает верховенством и к нему относятся: Конституция РФ, конституционные законы федерального уровня и федеральные законы. 

Определение

Подзаконный акт – это правовой документ органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.

Определение

Подзаконные нормативные акты – принятые компетентными органами и устанавливающие норму права юридические акты, основанные на законе и не противоречащие ему.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Все нормативные документы взаимодействуют как одно целое и характеризуются согласованностью, иерархичностью, специализацией по отраслям и институтам. Они играют немаловажную роль в жизни государства.

Существует определенная классификация нормативно-правовых актов. Выделяют:

1. В зависимости от органов, которыми был принят:

  • общие: действительны на территории всего государства;
  • ведомственные: имеют власть внутри ведомств;
  • местные: действуют в отдельной области;
  • индивидуальные: выделяются в случае признания существования индивидуальных правовых норм.

2. По издающим органам:

  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ, государственных комитетов, администраций;
  • приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты;
  • акты субъектов РФ;
  • решения представителей местного самоуправления.

3. В зависимости от юридической силы:

  • подзаконные акты федерального уровня;
  • регионального уровня;
  • местного уровня.

4. По предмету правового регулирования:

  • регулирующие отношения в государственно-правовой сфере;
  • регулирующие отношения в гражданско-правовой сфере;
  • регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере.

5. В зависимости от времени действия:

  • постоянные, которые не ограничиваются во времени и действуют до отмены;
  • временные (срочные), которые ограничены конкретными сроками, например, календарной датой или конкретным обстоятельством.

К признакам подзаконных нормативных актов можно отнести следующие:

  1. Принимаются на основе закона и представляют собой разновидность форм российского права.
  2. Принимаются во исполнение закона конкретным органом государственной власти.
  3. Не могут противоречить закону.
  4. Имеют юридическую силу, но меньшую в сравнении с законом.
  5. Имеют конкретную документальную форму.
  6. Отличаются большим количеством.
  7. Издаются в виде постановлений, указов, правил, распоряжений.

Иногда бывает, что определенные подзаконные акты теряют свою силу. Это может происходить по нескольким причинам:

  • его заменяют другим по тому же вопросу;
  • истекает период действия согласно срокам установленным в самом нормативном акте;
  • прямая официальная отмена;
  • исчезновение регулируемых обстоятельств.  

Правовые нормы действуют во времени, в пространстве и по кругу. Первый случай связан с моментом вступления в юридическую силу или ее утраты. Под пространством подразумевается действие документа на определенной территории. К таковым относятся недра земли, воды, воздушное пространство и т.д. входящие в состав государства РФ. Действие по кругу означает распространение нормативных актов на всех адресатов.

Но имеются исключения:

Главы государств, дипломаты и т.п. имеют экстерриториальное право, т.е

наделены дипломатическим иммунитетом, и к ним не могут быть применены меры ответственности.
Проживающие на территории России иностранцы и люди без гражданства не имеют права занимать должностные структуры государственной важности.
Предусматривается ответственность за содеянное не только на территории государства. 

Действие нормативного акта означает обязательность его исполнения в течение определенного времени на определенной территории и в отношении конкретного круга лиц. Он действует на протяжении всего времени с момента вступления в юридическую силу и до момента признания ее недействительности. 

Распоряжения и Указы

Данные подзаконные акты – это документы, которые влияли на развитие отечественной юридической системы на протяжении многих столетий. В дореволюционный период, например, в форме Указа утверждалось Высочайшее веление монарха. Фактически в то время подзаконные акты обладали силой закона. При Советской власти Указы издавались Президиумами ВС СССР и республик. Некоторая их часть передавалась на утверждение сессии представительных (законодательных) органов.

В настоящее время, согласно действующей Конституции, Указы и Распоряжения может издавать Президент. Следует выделить особенность, которая отличает данные подзаконные акты – это разница в значимости. Так, Указ считается документом, обладающим более широким действием. При этом Распоряжение представляет собой предписание более узкой, конкретной направленности. Последние, как правило, не выступают как подзаконные акты. Это документы, которые чаще всего принимаются по оперативным вопросам госуправления. Тем не менее ряд Распоряжений Президента конкретизируют предписания ФЗ. Указы также не всегда являются нормативными актами. Часто они касаются определенных вопросов управления (назначений на должность, присвоений званий и так далее).

Законы РФ, иные НПА в редакции, утратившей силу:

Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 “О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей”

Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” в редакции, действующей до 01.01.2019 года

Федеральный закон “О рекламе” от 13.03.2006 N 38-ФЗ в редакции от 18.07.2011 года – редакция утратила силу

Федеральный закон “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” от 30.12.2004 N 214-ФЗ в редакции от 17.06.2010 года – редакция утратила силу

Закон РФ “О защите прав потребителей” от 07.02.1992 N 2300-1 с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 29.09.2011 года, по состоянию на 2012 год – редакция утратила силу

Закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” – редакция утратила силу

Федеральный закон “Об исполнительном производстве” от 02.10.2007 N 229-ФЗ в редакции от 06.12.2011 года, с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 07.03.2012 года

Федеральный закон “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” от 24.07.2009 N 212-ФЗ в редакции от 03.12.2011 года, с изменениями, вступающими в силу с 1 января 2012 года

Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” от 21.07.2005 N 94-ФЗ в редакции от 12.12.2011 года, с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2012 года

Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” от 21.07.1997 N 122-ФЗ в редакции от 19.07.2011 года

Федеральный закон “Об ипотеке (залоге недвижимости)” от 16.07.1998 N 102-ФЗ в редакции от 17.06.2010 года

Федеральный закон “Об актах гражданского состояния” от 15.11.1997 N 143-ФЗ в редакции от 01.07.2011 года

Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” от 29.07.1998 N 135-ФЗ в редакции от 11.07.2011 года

Закон РФ “О средствах массовой информации” от 27.12.1991 N 2124-1 в редакции от 11.07.2011 года)

Федеральный закон “О статусе военнослужащих” от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ в редакции от 21.04.2011 года по состоянию на 2011 год

Закон РФ “Об организации страхового дела в Российской Федерации” от 27.11.1992 N 4015-1 в редакции от 27.07.2010 года

Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 “Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации” – документ утратил силу с 01.01.2021 года

Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 “Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта” – документ утратил силу с 01.01.2021 года

Постановление Правительства РФ “Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств” от 07.05.2003 года N 263 в редакции от 30.12.2011 года с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2012 года – утратило силу

Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации (Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759)

Региональные нормы

Подзаконным актом является указ или распоряжение президента республики, входящей в состав России. Такие документы принимаются в соответствии с Конституцией страны и конкретного региона. Право издавать распоряжения и постановления имеют также губернаторы, главы в администрациях автономных областей и округов, городов фед. значения, краев, правительства регионов (при наличии). Принятие и утверждение соответствующих документов осуществляется в пределах полномочий этих субъектов. Право на издание инструкций и приказов есть и у региональных департаментов, министерств, ведомств и прочих исполнительных институтов региональной власти. Такие акты принимаются в соответствии с полномочиями каждого конкретного органа, в рамках конституций, нормативных положений, уставов, ФЗ. Они действуют локально – их положения обязательны для исполнения в пределах конкретной территории (в границах субъекта).

Специфика нормативных указов

Такие документы:

  1. Не могут противоречить положениям федерального законодательства, однако обладают приоритетным действием относительно прочих подзаконных нормативных документов.
  2. Включают в себя правовые положения.
  3. Обладают общим обязательным характером.
  4. Регламентируют разные сферы жизни общества.

По характеру полномочий указы президента разделяются на принятые:

  • В пределах своей компетенции.
  • В рамках полномочий, переданных парламентом.

Существуют также указы, которые должны утверждаться в Совете Федераций. Они касаются введения военного положения, назначения на должности Генпрокурора, должностных лиц высших судов.

Акты федеральных министерств и ведомств

Ведомственные или федерально-министерские нормативные подзаконные акты, как правило, имеют отраслевое назначение. Их действие распространяется на лиц, осуществляющих деятельность в сфере, которой касается правовой документ. В некоторых ситуациях документация может быть предназначена для регулирования межотраслевых отношений. В таких ситуациях она адресуется нескольким министерствам.

Акты имеют вид инструкций или приказов. Инструкции регулируют функционирование служебной деятельности. Нормативные приказы позволяют структурировать деятельность органов исполнительной власти, а также определить их функции и задачи. Ненормативные приказы относятся к категории правоприменительных документов.

Акты органов местного самоуправления

Конституционные нормы определяют обязательства органов местного самоуправления. Их уполномоченные представители могут самостоятельно решать вопросы местного значения. В их компетенции управление муниципальной собственностью, установление местных налогов и сборов, а также реализация мероприятий по охране общественного порядка. В пределах указанных полномочий они вправе издавать правовую документацию в форме постановлений и распоряжений, актов представительных органов, в том числе и поселковых собраний. Все эти документы могут иметь нормативный или правоприменительный характер.

Локальные положения

Эти подзаконные акты призваны регулировать научные, коммерческие, производственные, управленческие, учебные и прочие связи, касающиеся назначения учреждения либо предприятия. В каждой такой организации должен быть Устав, Положение либо другой документ учредительного характера, требования по обеспечению внутренней дисциплины (правила распорядка) и так далее. Действие таких актов обладает правовым значением. В этой связи все принимаемые локальные положения должны пройти регистрацию либо утверждение в уполномоченных госорганах. В данной категории документов выделяются сравнительно самостоятельные группы. К локальным предписаниям можно, в частности, отнести:

  • Распоряжения, приказы индивидуального либо нормативного характера, которые принимаются руководством предприятий, организаций и учреждений. Посредством этих документов осуществляется регулирование вопросов материального поощрения, внутреннего распорядка и так далее.
  • Решения, принятые коллегиальным (выборным) органом управления. К таким структурам, например, относят совет директоров, общее собрание участников (учредителей, акционеров) и прочее.

Акты местного самоуправления

Конституция наделяет органы местного самоуправления правом управлять собственностью, которая относится к муниципальной. В рамках предоставленных полномочий они разрабатывают и утверждают бюджет, определяют размер местных налогов, обеспечивают охрану порядка в регионе, а также решают другие организационные вопросы.

Характер подзаконных актов зависит от органа, который его издает. Так, главы местного самоуправления осуществляют руководство вверенным им регионам посредством выдачи распоряжений и постановлений. На собраниях в селе и поселке издаются акты, имеющие силу исключительно на их территории. Представительные органы также выдают документы для регулирования отношений, входящих в их компетенцию.

Акты местного самоуправления бывают нормативного и правоприменительного характера.

Основные признаки Указов-предписаний

Выступая как подзаконные нормативные акты, эти документы:

  1. Не могут противоречить ФЗ.
  2. Имеют приоритет перед прочими подзаконными актами.
  3. Регулируют различные области жизни общества.
  4. Включают в себя правовые нормы.
  5. Обладают общеобязательным характером.

Указы, выступая как подзаконные акты РФ, могут классифицироваться в соответствии с полномочиями Президента. Так, документы могут приниматься в пределах собственной или делегированной парламентом компетенции. Также издаются Указы, которые подлежат утверждению СФ. К ним, например, относят положения о введении чрезвычайного или военного положения, представления о назначении Генпрокурора, судей ВАС, ВС, КС.

Комментарий

Подзаконный акт — это правовой акт органа государственной власти, который принимается на основании и во исполнение законов. Такой нормативный акт называется подзаконным именно потому, что он принимается на основании и во исполнение законов.

Примерами подзаконных актов являются Постановление Правительства России, Указ президента России, Приказ Минфина России и т.д.

Органы государственной власти могут принимать свои правовые акты только в соответствии с законом и в пределах, установленных законом.

Термин “подзаконный акт” не определен законодательством, но используется в законодательстве и правоприменительной практике. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 N 1-П рассматривался вопрос о полномочии Конституционного суда России рассматривать законность подзаконных актов.

Статья 211 Трудового кодекса России определяет:

Иерерхия нормативно-правовых актов установлена статьей 76 Конституции России:

1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Рубрики:

Общая информация

В зависимости от сферы применения и аппарата утверждения, все правовые акты подразделяются на нормативно-правовые, правоприменительные и интерпретационные. Подзаконные акты и законы относятся к категории нормативно-правовых документов, формально закрепляющих определенные предписания. Подзаконная документация рассматривается только в тесной связи с базовым законом, являющимся основанием составления второстепенного документа. Она должна ему соответствовать и конкретизировать отдельные положения.

Подзаконный акт — это правовые нормы, изданные на основе определенного законодательного источника с целью обеспечения его исполнения. Документ обладает меньшей значимостью, чем закон, на котором он базируется, поскольку при регулировании актуальных для него вопросов, в первую очередь учитывается основной акт, а его вспомогательные элементы детализируют некоторые положения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий