Правовое государство: понятие и основные признаки. Правовое государство – это…

Высший уровень прав и свобод каждого гражданина в «разрезе» приоритизации

Этот признак необходимо закрепить в Конституции и на законодательном уровне, а также в тех сферах жизни общества, которые соответствуют естественному праву. Идея правового государства фиксирует невозможность разрушить права и свободы человека, а также признает за собой обязанность соблюдать и выполнять эти права и свободы. 

Одно из правил правового государства – «все, что не запрещено делать, — дозволено». Но, так или иначе, даже в правовом государстве нельзя устранить на 100% возможность возникновения правонарушений. Однако, для таких ситуаций реализуют специальные механизмы, которые устраняют все ошибки и результаты правонарушений.

Образование идеи правового государства

Идея утверждения права (либо закона) в жизни общества сформировалась еще очень давно – в тот момент, когда начали образовываться самые первые государства. Для упорядочения социальных отношений с помощью права государство должно было конституировать себя законодательным способом, то есть осуществить определение правовых основ государственной власти.

Замечание 1

Некоторые идеи правовой государственности возникли еще в период античности, а уже теоретически развитые концепции, а также доктрины сформулировали в период перехода от феодализма к капитализму и появления нового социально-политического строя.

Особое влияние на формирование именно теоретических представлений, а далее и практики правовой государственности, оказали политические и правовые идеи и институты Древней Греции, а также Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах в своих реформах проводил в шестом веке до нашей эры архонт из Древней Греции Солон. Мысли касательно того, что государственность в принципе возможна исключительно там, где господствуют только справедливые законы, в свое время поддерживали Платон, Сократ, Аристотель.

Наиболее ранним сохранившимся до наших дней определением государства как правового сообщества можно считать определение Цицерона. В свое работе «О государстве» он утверждал, что государство – это дело народа как некоего соединения многих индивидов, которые связаны между собой полным согласием в правовых вопросах, а также общностью интересов. Позднее идеи государства как некоего правового сообщества получали теоретическое обоснование уже в Новое время в работах Гуго Гроция, Бенедикта Спинозы, Джона Локка, Томаса Гоббса, Шарля Луи Монтескье, Франсуа-Мари Вольтера, Жан-Жака Руссо. Так, Локк в своем труде о государстве обосновал законность сопротивления любому произволу власти.

На совершенно новую стадию обоснование идеала правового государства вывел в своей теории основоположник классической немецкой философии Иммануил Кант (годы жизни 1724-1804). Согласно сформулированному им определению государства, оно представляет собой объединение огромного числа индивидов, которые подчинены правовым законам. Хоть он еще не использовал понятие «правовое государство», но применял довольно схожие по смыслу термины «правовое гражданское общество», «гражданско-правовое состояние», «прочное в правовом отношении государственное устройство». Особенность его определения состояла в том, что конститутивным признаком государства называлось верховенство правового закона.

Под влиянием кантовских идей в Германии возникло представительное направление, приверженцы которого уделили особое внимание разработке теории правового государства. Наиболее значимыми приверженцами данного направления называют Роберта фон Моля, Отто Бэра, Кара Теодора Велькера, Рудольфа фон Гнейста, Фридриха Юлиуса Шталя

Замечание 2

Роберт фон Моль ввел в научный оборот понятие «правовое государство», и оно прочно закрепилось в немецкой юридической литературе первой трети девятнадцатого столетия.

Впоследствии данное понятие получило обширное распространение, в частности, в дореволюционной России. В числе сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов и прочие. В России имелись прочные и многолетние связи с немецкими университетами, и из-за этого немецкая терминология применялась без перевода, потому теоретиков правового государства сначала именовали «рехтштатистами».

В англоязычной литературе понятие «правовое государство» не применяется. Схожим с ним можно назвать понятие «Rule of Law» (господство, правление права), использованное в данном смысле впервые Альбером Венн Дейси (профессор Оксфордского университета, годы жизни 1835-1922) в труде «Основы конституционного права» (от 1855 года).

Отношение к идеям правового государства у Маркса и Энгельса было строго негативным, как и отношение марксизма к государству в целом. Для зрелого марксизма становится характерным отрицание государства, в частности, правового. Согласно воззрениям Маркса и Энгельса, государственная власть нужна пролетариату исключительно на стадии перехода к безгосударственному строю. В собственных высказываниях критического характера касательно идеи правового государства они использовали это понятие в большинстве случаев в кавычках, подчеркивая свое отрицательное к нему отношение.

По каким признакам можно выявить правовое государство

Официально, всего выделяют пять признаков правового государства: 

    1. Первый признак – положение права в основе всей деятельности и существования общества.
    2. Второй признак – признание в государстве высшим приоритетом гарантии всех прав и свобод гражданина.
    3. Третий признак – равенство всего населения государства перед законом.
    4. Четвертый признак – разделение властей.
    5. Пятый признак – признание в государстве суда независимым органом власти.

В соответствии с различными возникающими ситуациями, ученые выделяют еще одну пару признаков – верховенство государства в соответствии со всеми нормативными актами и признание международного права приоритетным. 

Ниже мы подробнее разберем некоторые из перечисленных признаков, чтобы лучше разобраться с тем, что такое правовое государство, и как его реализуют в обществе.

Правовое государство

В общем смысле, правовое государство (ПГ) — это общественная система, обладающая рядом признаков. Основным признаком является воздействие гос-ва на общество преимущественно законом. Тут важны три обстоятельства.

Первое — создающие законы не получают к этим законам никаких преференций. Т.е., та ветвь власти, что ответственна за разработку закона, не может быть выше его. Она (ветвь) и её элементы точно также подчиняются созданным ей нормам. Власть как бы демонстрирует пример поведения для граждан. Это и есть равенство всех перед законом.

Второе — отмежевание личности от управления обществом. Т.е., общественные отношения регулируются законом. А лица, облечённые властью лишь претворяют закон в жизнь. Следовательно, личность в этом случае значения не имеет. Лицо может попасть на самую вершину власти, но должно руководствоваться нормой, а не личными соображениями. И, принимая тот или иной закон, обслуживать и балансировать общественные интересы.

Третье — защита личности законом и судом. Связка закона и суда в данном случае неслучайна. Именно суд является, по сути, единственным официальным толкователем норм. Поэтому суд в правовом государстве максимально независим и беспристрастен. Отсюда вытекает постулат о равенстве всех не только перед законом, но и перед судом.

Ряд этапов, на которых формируется правовое государство

Правовое государство формируется в определенной последовательности этапов. Всего их три:

  1. Первый этап заключается в том, что сначала в государстве должны быть предпосылки, способные обеспечивать главенствующую позицию права. Такие предпосылки могут касаться абсолютно любой сферы жизни общества, например, социального или культурного характера. 
  2. Второй этап – когда государственная власть начинает принимать меры для обеспечения главенствующей роли права. Мотив для принятия решений в этом смысле может быть любым, начиная от возникающей воли у органов власти и до моментов возникновения острых социальных разногласий.  
  3. Третий этап – на этот этап может перейти то государство, которое установило и эффективно реализует право как верховную силу для принятия решений в обществе. 

Обратите внимание! На каждый последующий этап формирования правовой жизни государства оно может перейти, только если на прошлом этапе установились определенные результаты, установленные сутью этапа

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

  • идеологический и политический плюрализм;

  • принцип выборности органов власти и должностных лиц;

  • стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

  • недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность
свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в
своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

  • контроль над законностью решений судов;

  • надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

  • создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

  • надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

  • предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность
заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства,
способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Поможем закрепить новый материал на онлайн-уроках обществознания.

Учёба без слёз (бесплатный гайд для родителей)
Пошаговый гайд от Екатерины Мурашовой о том, как перестать делать уроки за ребёнка и выстроить здоровые отношения с учёбой.
Получить гайд

Принцип разделения властей

В любом государстве, которое стремится жить в соответствии с нормами и фиксированными правилами, существует принцип разделения власти на линии деятельности. Каждая из властей – политический институт со своими правами и ответственностью/обязанностями.

Всего выделяют три линии власти: законодательная, исполнительная, судебная. 

Все три линии власти независимы друг от друга в рамках выполнения деятельности. Но ни одна из них в отдельности не может осуществлять управление государством. 

Этот принцип «закрывает» множество вопросов, например, контроль за законностью и легитимностью работы Парламента, а также правительства и судебных инстанций. Однако, при одновременной реализации деятельности всех линий сразу они контролируют и ограничивают друг друга, чтобы не происходило превышение границ ответственности каждой. Именно здесь возникает деятельность судебных органов власти – они осуществляют контроль за соответствием всех принятых решений статьям и нормам Конституции Российской Федерации.

Зачем все-таки необходимо передавать власть не одному гражданину? Для того, чтобы власть не находилась у одного человека. Принятие решений должно касаться группы лиц, чтобы быть максимально эффективным и объективным. Когда в государстве отсутствует разделение власти, это неизбежно приведет к ситуации, в которой возникает диктатура, и правит насилие.

Правовое государство строится на трех линиях разделения власти, такой принцип является одной из главных составляющих демократической власти, которая действует в государстве.

Кроме этого, при разделении властей каждым типом вопроса или ситуацией будет заниматься подходящий человек. Это гражданин, который профессионально разбирается в теме и возникающих вопросах.

Признаки правового государства

Существуют характерные черты, по которым можно судить, является ли государство правовым.

  • Главенствующая роль принадлежит закону. Все нормативно-правовые акты, принимаемые субъектами, не должны нарушать федерального законодательства.
  • Провозглашение прав и свобод личности — важнейший признак как правового государства, так и демократического режима.
  • Принцип разделения властей на три не зависящих друг от друга ветви.
  • Наличие независимой судебной власти позволяет каждому жителю чувствовать себя защищённым. При этом у человека есть свободный доступ к органам, контролирующим соблюдение закона.
  • Политический плюрализм заключается в существовании множества партий и идеологий, которые провозглашают взгляды, порой противоречащие правящей власти.
  • Осознание каждым гражданином собственной ответственности перед государством, то есть неукоснительное следование закону.
  • Признаком правового государства является равенство всех перед законом.

Рис. 3. Весы правосудия.

Разные страны являются правовыми в большей или меньшей степени. Зачастую уровень развития зависит от сознательного отношения членов общества. Там, где люди привыкли соблюдать закон, доверять власти, провозглашается верховенство права.

Что мы узнали?

Правовое государство, знакомство с которым происходит на уроках обществознания в 9 классе, — это государство, все сферы жизни которого подчинены закону. Оно основывается на принципах равноправия, признания ценности каждой личности, формируется в государствах с сильным гражданским обществом.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Исполнение закрепленных в законах прав человека

Основные права и свободы человека обычно закрепляются в Конституции государства. Правовое государство – это тот институт, в котором четко гарантируется реальность всех прав человека. Ничего не будет угрожать его жизни, он получит необходимые ему финансовые ресурсы. В случае нарушений своих прав со стороны государственного аппарата или других лиц личность будет уверена в том, что сможет отстоять свои интересы через суд.

Истинно правовое государство – это такая единица, которую создать не так уж и легко. Дело в том, что полное исполнение всех законов возможно только в том обществе, которое достигло высокого уровня правовой культуры. Как проявляется уровень такой культуры? Граждане знают все основные законы; имеют высокий уровень доверия к правоохранительным органам; люди доверяют праву, законам, и уверены, что только соблюдая нормы права, можно достичь положительных результатов в жизни общества.

Гражданское и правовое государство будет успешным только при условии высокой правовой культуры населения.

Вместо резюме

Приведённый список элементов ПГ не стоит считать исчерпывающим. Поскольку в мире существуют разные правопорядки, обусловленные этносом, местностью и другими факторами. Так или иначе, они могут влиять на наличие/отсутствие дополнительных элементов. Однако, полагаем, что базой являются приведённые выше.

Отсутствие одного из элементов базы серьёзно снижает возможность называть государство правовым. Вот что говорит о ПГ Википедия. Ещё по теме «Правовое государство: общая характеристика, основные элементы»:

  • Верховенство права и правовое государство
  • Дети могут получить право находиться у бабушек и других родных
  • Продажа девственности — немного о правовых последствиях
  • Право на аккаунт
  • Правовой нигилизм — как влияет на общество и что с этим делать?

Понятие правового государства

Сущность правового государства состоит в том, что законы, принятые на его территории, распространяются на всё население. Нормам права подчиняются все области жизнедеятельности. Этические, моральные, религиозные догмы в таком обществе не являются определяющими.

Власть в правовом государстве действует в соответствии с принятыми законами. Не допускается ущемление прав и свобод отдельной личности. Каждый член общества наделяется равными возможностями.

В 1 статье Конституции Российской Федерации страна обозначается как правовое государство. Реалии современности таковы, что не всегда власти удаётся найти баланс между законом и исторически сложившимися устоями общества. В прошлом были нередки случаи, когда интересы личности ущемлялись органами власти. Поэтому можно говорить о том, что в России происходит процесс становления правового государства.

Рис. 1. Конституция РФ.

Найдено научных статей по теме — 15

Предпосылки становления полицейского государства в России

Носаненко Галина Юрьевна

В статье приведены основные тенденции развития России в конце XVII – начале XVIII вв. Охарактеризована специфика реформ, начатых Алексеем Михайловичем (Тишайшим), а затем продолженных Петром Великим.

К источникам формирования теории полицейского государства

Поликовский Н.Ф., Петречко З.И.

Раскрыто понятие и правовую природу полицейского государства, формирование содержания полицейской службы, характерные черты полицейского государства, рассмотрены проблемы теории и практики полицейского государства.

Милицейское насилие и проблема “полицейского государства”

Гудков Лев , Дубин Борис , Леонова Анастасия

The authors analyze materials after 2 polls of Russian urban population together with medical personnel of ambulance brigades, as well as members of injury centers.

Сущность и характерные черты полицейского государства в России

Лубский Роман Александрович

Сущность и характерные черты полицейского государства в России рассматриваются в статье в качестве своеобразного механизма мобилизации разнообразных социальных институтов и групп в контексте ограничения “народной” или “массовой” и

Правовое или полицейское государство -выбор современной России

Никитина Юлия Сергеевна

В современном мире концепция правового государства является очень популярной и признается наиболее гуманной и справедливой в обществе. Ее антиподом считается полицейское государство.

Экономизация полицейской деятельности в государствах Союза Бенилюкс

Кислухин Владимир Александрович

Предмет работы составляют правовые акты, регулирующие полицейскую службу в государствах Союза Бенилюкс на национальном уровне и в международном масштабе, направленные на экономизацию полицейской деятельности и сотрудничество в сфе

К вопросу о понятиях «Полицейское – социальное – правовое государство»

Михайлова Н.В., Феднева Н.Л.

Проведенный в статье анализ документальных и нормативных правовых источников позволяет сделать вывод об исторической преемственности понятий полицейского и социального государства и не дает достаточных оснований считать полицейско

Формирование полицейского государства в странах Европы в XVIII-XIX веках

Лазорин К. Б.

Автор исследует вопросы формирования доктрины полицейского государства в странах Западной Европы и ее влияние на развитие права и государства рассматриваемого периода.

Концепция полицейского государства: формирование и отражение в законодательстве

Михайлова Н.В., Феднева Н.Л.

На основании малоизученных документальных и нормативных правовых источников в статье прослежены особенности процесса развития правосознания российской правящей элиты XVIII в.

Институт служебной дисциплины в национальных полицейских системах зарубежных государств

Кученин Е. С.

Рассмотрены особенности института служебной дисциплины в национальных полицейских системах зарубежных государств с целью возможного применения положительного опыта ее обеспечения в ОВД России.

Независимость суда

Такой признак правового государства является еще и основным механизмом гарантии прав и свобод. Он обеспечивается всевозможными властными и общественными структурами, в силу того, что независимый суд вправе и имеет возможность отстаивать права граждан от возникновений произвольных ситуаций со стороны исполнительной власти. 

Независимость суда обеспечивается статьей 120 Конституции Российской Федерации и другими статьями, в которых фиксируется несменяемость и личная неприкосновенность сотрудников, в частности, судей.

Также существуют статьи, которые фиксируют и дают право судам на то, чтобы ограничивать права и свободы населения. Примером этого может стать арест имущества по статье 35. Согласно ей, никто, кроме суда, не имеет права лишить человека его личного имущества.

Правовое государство в России в наше время

В актуальной Конституции страны нашли свое признание, а также нормативное закрепление все базовые компоненты (качества, свойства, характеристики правового государства) правовой государственности, такие как гуманитарно-правовая (свободы и права гражданина, а также человека), нормативно-правовая (конституционно-правовая концепция правового закона) и институционально-правовая (система взаимодействия и разделения властей).

Замечание 3

В соответствии с частью первой статьей первой актуальной Конституции страны, Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Определяющее значение для утверждения истоков правовой государственности имеют, в первую очередь, конституционные положения касательно высшей ценности человека, его свобод и прав, о разделении власти, о прямом действии актуальной Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего на данный момент права.

Получается, что в данной Конституции ставится задача построения правового государства, а также закреплены все важнейшие принципы правовой государственности. Ясно, что российским гражданам, а также государству на данном пути необходимо будет решать целый ряд проблем. И самой главной среди них является формирование зрелого гражданского общества.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Правовое государство это — кратко и понятно

Правовое государство  — это политическая организация, которая гарантирует жителям страны соблюдение их естественных прав и свобод. Держава несет ответственность перед гражданами, а жители страны отвечают перед ней. Это принцип взаимности, лежащий в основе построения государственного аппарата. Закон и право – это основные критерии, которые превосходят по значимости желания, интересы, стремления властей и граждан. 

Задание данного режима, не позволять вновь пришедшим к власти перестраивать и изменять основные регуляторы общества и социальной жизни, если это не соответствует историческим, культурным, традиционным принципам населения. Действие законов распространяется на всех людей, проживающих или находящихся на территории государства.

Отличия неправового государства:

  • отсутствие верховенства законодательства;
  • формирование незаконных социальных групп, на которые не распространяется правовой кодекс;
  • возможность выплаты денег с целью решения проблем с законом;
  • монополизация власти и поддержка единственно правильного мнения правящего органа.

Не всегда государства, которые называют правовыми, действительно живут по принципам этого политического устройства. Ярким примером является Латинская Америка или многие страны, ранее входившие в состав Советского Союза. По каким принципам работает правовая организация:

  1. Средства массовой информации, правозащитники, налоговая организация, арбитраж, суд и прокуратура контролируют процесс соблюдения законов со стороны граждан, юридических и физических лиц.
  2. Каждая ветвь власти имеет свои полномочия, при этом они четко разделены между каждой из них.
  3. Отсутствие монополизма в политике государства.
  4. Наличие взаимной ответственности со стороны жителей страны и державы. Как человек, так и государство отвечает за свои действия перед законодательством. 
  5. Права, свободы каждого человека признаются и гарантируются. Он получает их при рождении. Права и свободы не могут быть отобраны или подарены государственной властью.
  6. Закон превыше всех сфер социальной, экономической, политической деятельности. Он является регулятором действий правления.

Если рассматривать, что такое правовое государство, примеры стран можно найти практически по всему миру. Соединенные Штат Америки являются правовой страной с развитой формой демократии. Швейцария, Германия, Франция и многие другие страны Европы давно выбрали путь правовой организации. Австралия также не является исключением. 

Понятие и принципы правового государства

Правовым можно назвать государство, в котором вся деятельность подчинена нормам права и направлена на защиту прав, свобод и достоинства человека. Верховная власть подчиняется законам, как и рядовые граждане. Проще говоря, идея правового государства противоположна произволу во всех его проявлениях без исключения. Однако, в мире нет ни одной страны, в которой полностью отсутствовало бы злоупотребление властью, хотя идея построения справедливого гражданского общества выдвигалась ещё в Древней Греции тысячи лет назад.

Основы правового государства в таблице

Основные принципы правового государства

  • Закон превыше всего, и все граждане обязаны ему следовать
  • Права граждан защищены государством, которое является гарантом этих самых прав
  • Держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом

Правовое государство — это то, которое соблюдает нормы права, законы и решения судов. Главная задача власти – защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

7 особенностей древневосточных цивилизаций
Демографическая революция: причины и социальные последствия

Конституционный суд как орган контроля

Конституция является основным законом любого государства. Это нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу. Законы, постановления, распоряжения принимаются на базе Конституции и с целью реализации, конкретизации отраженных в ней норм.

Конституционный суд – орган, который защищает конституционный порядок в государстве. Основная функция этой инстанции – следить за соответствием норм законов и других нормативных актов положениям, которые закреплены в основном законе государства. Обратиться в Конституционный суд могут депутаты законодательного органа, избранные народом, члены правительства, президент, представители общественности. Хотя их петиции не обязательно принимаются к рассмотрению, если вопрос поднят действительно серьезный, суд обязательно его решит.

Правовое государство.

Правовое государство – это государство, в котором созданы условия для обеспечения прав, свобод человека, гражданина, а также необходимые механизмы для их дальнейшей реализации.

Основные принципы:

А) демократическая власть;

Б) реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и взаимодействие между ними;

В) правовая защищенность личности;

Г) главенство закона;

Д) высокий уровень правосознания и правовой культуры граждан.

В ст. 1 Конституции РФ говорится о том, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г. N 15–П говорится о том, что правовое государство по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах. Поэтому в Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием; государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется на основе принципа юридического равенства (статьи 1, 2, 17, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации).

Правовым государство является в том случае, если его деятельность основана на праве, а целью его деятельности служит обеспечение, защита прав и свобод человека. Если исходить из этого положения, то в основе деятельности России как любого другого правового государства лежат следующие принципы:

1) верховенство закона, господство права над государством;

2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) ответственность государства перед своими гражданами;

4) равенство граждан перед законом, их правовая защищенность.

Необходимо сказать, что на настоящий момент Россия только начала процесс формирования правового государства, но таковым еще не стала. Правовое государство для нашей страны – цель, но пока еще не реальность.

В условиях построения правового государства имеет большое значение правовая активность граждан (правовое воспитание, правосознание и правовая культура), как фактор его возникновения и развития.

Что такое правовое государство – определение

Правовое государство – это краткое обозначение демократического государства. Все граждане страны, независимо от их положения в обществе и статуса, равны перед законодательством и судебным органом. Обеспечивается признание свобод и прав каждого человека. Ветви управления разделяются – есть исполнительная и судебная законодательная власть. Основные критерии, которые отличают правовое государство, это:

  • международное право в приоритете перед национальным правом;
  • законность; правопорядок в стране стабильный и непоколебимый;
  • государство; общество живет в условиях плюрализма – политического и идеологического;
  • соблюдается гражданский правовой кодекс – каждый житель страны свободен, обладает своими реальными правами;
  • государственный аппарат и гражданин совместно несут ответственность за все происходящее – вина не списывается исключительно на страну или только на человека;
  • закон является главным в любой области жизни социума;
  • власть в стране подразделяется на три ветви: класс судебного, исполнительного и законодательного правления.

Принцип ответственности государства и личности

Рассматривая признаки правового государства, нельзя забывать о том, что не только люди несут ответственность перед государством за совершение виновных деяний, но и власть должна отвечать перед человеком. Например, государство взяло обязанность выплачивать человеку ежемесячно пенсию, потому что он всю жизнь отработал на государство, приносил ему пользу. Некоторое время пенсия выплачивалась без проблем, а потом начались сбои. Конечно, это может быть только вследствие проблем с финансами в стране, но факт невыполнения обязательств в таком случае налицо. Правовое государство и общество обязательно взаимодействуют.

Принцип народного суверенитета

Понятие правового государства подразумевает важную роль народа в управлении страной. Как люди могут реализовать свое право влиять на политику государства? Существует два основных пути участия народа в государственном управлении. Первый способ – это выборы. Каждый гражданин приходит на избирательный участок и отдает свой голос за кандидата (партию), программа которого ему наиболее подходит. Голосование обязательно проходит честно, без подкупа избирателей.

Второй способ реализации народовластия – референдум. В европейских государствах важные политические и общественные вопросы только так и решаются. Сначала народ должен высказать свое мнение, а уж власть к нему обязательно прислушается. С помощью референдума решаются не только вопросы жизни государства в целом, но и конкретной общины (города, села) в частности.

Признаки, а также определение правового государства

В наиболее общем смысле правовое государство допустимо обозначить как государство, которое связано правом, а его признаками можно назвать:

  1. Ограничение власти государства правами, а также свободами гражданина и человека (то есть власть признает неотчуждаемые права индивидов).
  2. Верховенство права (то есть правового закона) во всех областях общественной жизни.
  3. Конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на исполнительную, судебную, а также законодательную.
  4. Имеющееся довольно развитое гражданское общество.
  5. Строго правовую форму взаимоотношений (то есть взаимных обязанностей и прав, взаимной ответственности) граждан и государства.
  6. Верховенство именно закона среди всех официальных источников права.
  7. Строгое соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам, а также принципам международного права.
  8. Прямое действие актуальной конституции.
  9. Возвышение суда.

Определение 4

Получается, что правовое государство – это такое государство гражданского общества, которое построено на принципе разделения властей, и в нем верховенствует именно правовой закон, а также оно признает наивысшей ценностью и в обязательном порядке защищает свободы и права гражданина и человека.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий