Типы мировоззрений
В историческом подходе выделяют 4 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское и научное.
Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, который определял поведение людей. Мифологическое мировоззрение предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности преобладал над рациональным и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Людям было сложно грамотно выстраивать причинно-следственные связи, из-за чего они стали объяснять природные и социальные явления через фантастику.
Когда первобытность отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы правильного и неправильного, хорошего и плохого, дозволенного и недопустимого. Тогда глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) нашли свои ответы в вере в сверхъестественное и, как следствие, религиозном мировоззрении.
Позже возникла философия, которая была призвана структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план философского мировоззрения вышел разум, последовательность мысли, логика, аргументация.
Научное мировоззрение стало результатом теоретического осмысления результатов научной деятельности — опытов, экспериментов, вычислений. Научное мировоззрение отражает обобщенные итоги познания мира человечеством.
Все 4 исторических типа мировоззрения мы можем наблюдать и сейчас. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования.
ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .
Смотреть что такое «ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ» в других словарях:
дополнительности \(принцип\) — ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ (ПРИНЦИП) один из важнейших методологических принципов науки, который касается описания сложных и несоразмерных обычному человеческому опыту явлений и реальности. Этот принцип был предложен Н. Бором (1927 1928) с… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ — (от греч. metodos путь исследования, познания и logos учение) теория исторического познания. М. и. разрабатывает принципы и средства добывания знаний о прошлом, систематизации и истолкования полученных данных с целью выяснения сущности ист.… … Советская историческая энциклопедия
Методология истории — Методология исторической науки (истории) специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её… … Википедия
АНТРОПОЛОГИЯ (ФИЛОСОФСКАЯ) — философия человека, выделяющая в качестве своего предмета сферу собственно человеческого бытия, собственной природы человека, человеческой индивидуальности, пытающаяся через антропологический принцип объяснить и самого человека и окружающий мир,… … Современный философский словарь
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ — постструктуралистская интегративная социологическая концепция, автором которой является Пьер Бурдье. Первые работы Бурдье связаны с этнологическими и антропологическими исследованиями, в частности, Социология Алжира (1961). Методологические… … Современный философский словарь
Методы исследования в психологии — Экспериментальная психология область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах… … Википедия
Бухгалтерский учёт — Ключевые понятия Бухгалтер • Бухгалтерия Главная бухгалтерская книга Оборотно сальдовая ведомость Отч … Википедия
Контроль — У этого термина существуют и другие значения, см. Контроль (значения). Контроль (фр. contrôle, от contrerôle список, ведущийся в двух экземплярах, от лат. contra против и rotulus свиток) одна из основных функций системы управления … Википедия
Принципы ЮП — К общенаучным и психологическим принципам, имеющими особое значение для ЮП, можно отнести: 1) принцип объективности обязывает строить систему научного знания строго в соответствии с объективной реальностью, отражать в ней только то, что… … Энциклопедия современной юридической психологии
Экспериментальная психология — Экспериментальная психология общее обозначение всех видов научно психологических исследований, осуществляемых посредством различных экспериментальных методов. Экспериментальная психология представляет собой не какой то особый вид психологии … Википедия
Источник
Понятие психолого-педагогического исследования и его методологические принципы
В силу сложности, многогранности педагогического процесса в образовании необходимы очень разные – и по своей тематике, и по предметной направленности исследования. Очень важны психологические исследования. В психологических исследованиях ведется поиск наиболее эффективных для конкретной ситуации механизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения их творческого потенциала, условий самореализации, определяются исходные позиции для индивидуального и личностно-ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания. Усиливается потребность в социологических исследованиях, чтобы выявить запросы населения, отношение родителей и общественности к тем или иным новшествам, оценки деятельности образовательного учреждения или образовательной системы. Исследования валеологического и медицинского характера направлены на поиски вариантов образования, сохраняющих и укрепляющих здоровье учащихся и воспитанников. Весьма разноплановы и многофункциональны педагогические исследования. Это исследования историко-педагогического, философско-педагогического, социально-педагогического, психолого-педагогического, методического характера.
Однако практически все прикладные исследования, связанные с функционированием и развитием образовательного процесса и образовательных учреждений, носят комплексный психолого-педагогический (нередко социально-психолого-педагогический, медико-педагогический и т.д.) характер.
В последнее десятилетие, когда задачи развития личности стали приоритетными, любое продуктивное исследование в образовательной области должно быть психолого-педагогическим, раскрывать и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценностных ориентаций, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия ее здорового психического и физического развития.
При этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику: в нем идет речь о педагогическом процессе, об обучении и воспитании, об организации и управлении процессом, в котором обязательно участвуют педагог и воспитанник, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи. И еще один нюанс.
Известные (стандартные) психологические подходы, методы и методики могут использоваться для определения позиций, диагностики, интерпретации результатов. Тогда вернее определять исследование как педагогическое с использованием психологических знаний и методов. Если же идет поиск личностно-ориентированных, индивидуализированных или работающих на психологию коллектива позиций и подходов, более точных психологических подходов или методов (например, способов определения творческого потенциала личности и степени ее реализации), то исследование действительно становится психолого- педагогическим.
Успех любого исследования во многом определяется общими и конкретно-научными подходами и принципами, составляющими содержание общенаучной и специальной (психолого-педагогической) методологии. Эти принципы составляют ядро методологической культуры педагога или психолога-исследователя.
Методы
Коль скоро речь идет об изучении объективно существующего явления, то и методы, используемые для этого, не должны допускать субъективной, индивидуалистской трактовки.
Giphy
О чем идет речь? Вы с подругой сидите в кафе. К вам подсаживается молодой человек и начинает рассказывать о своей тяжелой жизни. Ты видишь в нем обманщика, твоя подруга – романтичного героя, который стал жертвой обстоятельств. Позже в попытке снять с нее розовые очки, оказалось, что ты сама попала под влияние молодого человека.
Из ситуации можно сделать выводы:
- В процессе общения люди делают оценку событий и явлений, исходя из того, нравится ли им человек, с которым они общаются
- У каждого свое видение ситуации;
- На отношение к событиям влияет опыт;
- В последующем мнение относительно события может измениться;
- Вывод, который сохранится в памяти, будет сильно отличаться от того знания, ощущения, которое было получено, когда ситуация переживалась.
Всех этих ошибок в исследовании человека и пытается избежать объективная психология. Поэтому в своей работе ее последователи используют два основных метода. Это – наблюдение и эксперимент.
Фото автора Elle Hughes: Pexels
Другая особенность, на которую обращает внимание объективная психология, – в исследовании нужно избегать изучения страха, горя, беспокойства, любви. Все это субъективные явления, и, если обратиться к их изучению, то легко скатиться к использованию собственного понимания процессов и чувств
Наблюдение
Один из ключевых методов объективной психологии – наблюдение за поведением других людей, факторами, которые на него влияют. Выбирается предмет, например, поведение новых детей в детском саду, отмечается, как они реагируют на свое появление в группе, знакомятся, устанавливают контакты.
Наблюдение проводится в реальных условиях и одновременно привлекает большое количество человек
Заранее определяются ключевые позиции, на которые наблюдатели обращают внимание
Видеокамеры, диктофоны позволят получить результат, максимально соответствующий действительности.
Чтобы результаты были объективными и не подверглись влиянию личных предпочтений, опыта, необходимо исключить выражение собственного мнения (в дальнейшем, его разрешалось фиксировать в отдельном поле).
Фото автора Ron Lach: Pexels
В процессе исследования также нельзя использовать самонаблюдение, т.к. в этом случае не представляется возможным установить объективные связи.
Эксперимент
Другой метод объективной психологии – эксперимент. Для его проведения условия формируются искусственно. Каждое из них строго регламентировано и не может изменяться.
Например, ты отправляешь ребенка впервые в садик. Обычно его сразу вводят в группу, но в первое время ты забираешь его до обеда. Исследователи и организаторы эксперимента считают, что если малыша сразу оставить на весь день, то он адаптируется быстрее. В итоге создаются две группы детей, и анализируется поведение каждой.
Впрочем, эксперимент, как метод, тоже подвергался критике Бехтерева. Связано это было с тем, что в нем используются понятия, которых не существует в реальности, их выдумал человек. Например, в природе нет секунд, минут.
Позже правильно поставленный эксперимент был воспринят, как один из самых объективных методов.
Фото автора ROMAN ODINTSOV: Pexels
Словарь антонимов
ОБЪЕКТИВНО — СУБЪЕКТИВНОПоднимающееся новое поколение не только объективно не могло открыть себе пути к какому-либо политическому творчеству, к борьбе за гражданскую свободу, но даже и субъективно редко доходило до представления о ней. Луначарский. Вольфганг Гете. Он был лишь наблюдателем, а не участником чужой жизни, не испытывал ее на своей шкуре, не знал своим горбом, и потому возможности его проникновения в нее были объективно — и субъективно — ограниченны. Чтобы проникнуть в другую жизнь, надо жить ею. С. Кондратов В чужой стихии…ОБЪЕКТИВНОСТЬ — СУБЪЕКТИВНОСТЬОбъективность взглядов — субъективность взглядов. Объективность в оценке — субъективность в оценке.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — НЕОБЪЕКТИВНОСТЬОбъективный — необъективныйобъективно — необъективно— Одним словом, — отмахнулся Рубин, — понятия объективность для вас и здесь, и нигде не существует. — Да! Я необъективен и горжусь этим! Горжусь необъективностью! Солженицын. В круге первом.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — СУБЪЕКТИВНОСТЬОбъективность взглядов — субъективность взглядов. Объективность в оценке — субъективность в оценке.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — НЕОБЪЕКТИВНОСТЬОбъективный — необъективныйобъективно — необъективно— Одним словом, — отмахнулся Рубин, — понятия объективность для вас и здесь, и нигде не существует. — Да! Я необъективен и горжусь этим! Горжусь необъективностью! Солженицын. В круге первом.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — СУБЪЕКТИВНОСТЬОбъективность взглядов — субъективность взглядов. Объективность в оценке — субъективность в оценке.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — НЕОБЪЕКТИВНОСТЬОбъективный — необъективныйобъективно — необъективно— Одним словом, — отмахнулся Рубин, — понятия объективность для вас и здесь, и нигде не существует. — Да! Я необъективен и горжусь этим! Горжусь необъективностью! Солженицын. В круге первом.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — СУБЪЕКТИВНОСТЬОбъективность взглядов — субъективность взглядов. Объективность в оценке — субъективность в оценке.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — НЕОБЪЕКТИВНОСТЬОбъективный — необъективныйобъективно — необъективно— Одним словом, — отмахнулся Рубин, — понятия объективность для вас и здесь, и нигде не существует. — Да! Я необъективен и горжусь этим! Горжусь необъективностью! Солженицын. В круге первом.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — СУБЪЕКТИВНОСТЬОбъективность взглядов — субъективность взглядов. Объективность в оценке — субъективность в оценке.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — НЕОБЪЕКТИВНОСТЬОбъективный — необъективныйобъективно — необъективно— Одним словом, — отмахнулся Рубин, — понятия объективность для вас и здесь, и нигде не существует. — Да! Я необъективен и горжусь этим! Горжусь необъективностью! Солженицын. В круге первом.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — СУБЪЕКТИВНОСТЬОбъективность взглядов — субъективность взглядов. Объективность в оценке — субъективность в оценке.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — НЕОБЪЕКТИВНОСТЬОбъективный — необъективныйобъективно — необъективно— Одним словом, — отмахнулся Рубин, — понятия объективность для вас и здесь, и нигде не существует. — Да! Я необъективен и горжусь этим! Горжусь необъективностью! Солженицын. В круге первом.ОБЪЕКТИВНЫЙ — СУБЪЕКТИВНЫЙОбъективная оценка — субъективная оценка. Объективная позиция — субъективная позиция. Ο Поэтическая деятельность слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта. Фет. О стихотворениях Ф. Тютчева. Память зачастую оставляет нам субъективный облик времени, тогда как мы думаем, что он объективен и точен. Паустовский. Время больших ожиданий. Спор о данном произведении, поэзия ли это, или не поэзия, может быть решен на основании объективных признаков, а не субъективных суждений. Брюсов. Синтетика поэзии. Музыка есть еще дух субъективный, внутреннее состояние духа. Пластика есть уже дух воплощенный, объективный. Я. Бердяев. Судьба России.
Система принципов Гинзбурга
Ученый, исследователь криминалистики А. Я. Гинзбург разработал свою так называемую систему принципов криминалистики, посчитав, что она будет наиболее верно отражать суть понятия. Гинзбург выделил три различных категории принципов: общие принципы, частные принципы и специальные принципы. К первым, общим, автор отнес принципы, характерные не только для конкретной рассматриваемой науки, но и для всех наук вообще: это историзм, например, единство науки и практики, диалектическое тождество и так далее. В эту же категорию Гинзбург поместил принципы, которыми, наряду с криминалистикой, обладают и иные, смежные с ней науки – например, неотвратимость наказания (определяется любыми юридическими науками).
Частными принципами развития криминалистики, по Гинзбургу, будут выводы, позволяющие выразить некое единство знаний о структуре криминалистики и ее содержании; все эти принципы относятся исключительно к одной науке – криминалистике. Наконец, последняя выделенная Гинзбургом категория предполагает включение принципов, характерных только для какой-то одной части данной науки либо же связанных только с какой-то одной проблемой (это, например, принципы допроса).
С предложенной А. Я. Гинзбургом системой принципов согласились далеко не все, поэтому нельзя говорить о ней как о единственно верной.
Как бы то ни было, но большинство исследователей данного вопроса склонны полагать, что, как и в любой другой области научного познания (а именно к таковой и относят рассматриваемую нами отрасль), принципами науки криминалистики можно и нужно считать следующие: принцип объективности, принцип историзма и принцип системности науки. О каждом из них следует поговорить немного более подробно.
Принцип историзма
К принципам развития криминалистики относится и принцип историзма. Понять его не составляет большого труда. Это требование и даже необходимость рассмотрения любого явления, его всестороннего изучения с точки зрения его основ, его зарождения, его начала. Правильно понято и уж тем более правильно изучено не может быть ничто, если отбросить исторический подход и рассматривать данное явление или предмет изолированно, вне связей с окружающим миром, вне исторического контекста. Только выяснив, чем оно было в прошлом, как появилось, как развивалось, при каких условиях и обстоятельствах существовало, можно верно определить его нынешнее положение, а также то, к чему оно придет в будущем.
Важный момент: есть историзм, а есть исторический метод познания. Это два совершенно разных понятия, смешивать которые не стоит. Историзм шире, он состоит из теории самого предмета и/или явления и из теории познания оного.
Принципы психологии труда
Оптимизируя трудовую деятельность, современный менеджмент часто прибегает к психологическому анализу, который является основополагающей составляющей в этом деле. Научное и практическое обеспечение труда на данном этапе развития общества является самым болезненным вопросом современности. Организация внимания, развитие памяти и мышления, воли и профессиональных навыков, далеко не полный перечень требований к современному работнику. Этими и некоторыми другими вопросами определяется изучение в области психологии труда.
Психология труда — является наукой, изучающей психические явления, механизмы и другие особенности, которые активизируются у человека во время трудового процесса. Также изучаются индивидуальные особенности человека, методы, играющие основную роль в трудовом процессе и его организационных вопросах. Обобщая понятие психологии труда, можно сказать, что она относится к отрасли психологии, которая изучает психологические закономерности трудового процесса человека.
Что мешает объективности
При всей важности такого свойства информации, объективная составляющая практически не бывает достижима на 100%. Это происходит из-за двойственной природы любых сведений. С одной стороны, информация существует и хранится в виде данных, которые сами по себе материальны и объективны
Но с другой стороны, при передаче сведений используются различные информационные методы, которые по своей природе субъективны, поскольку связаны напрямую с источниками и потребителями информации. Таким образом, информационный процесс – это двоякое явление, и переданная в результате информация может иметь различную степень объективности, в зависимости от преобладания одного из двух компонентов: методов и данных
С одной стороны, информация существует и хранится в виде данных, которые сами по себе материальны и объективны. Но с другой стороны, при передаче сведений используются различные информационные методы, которые по своей природе субъективны, поскольку связаны напрямую с источниками и потребителями информации. Таким образом, информационный процесс – это двоякое явление, и переданная в результате информация может иметь различную степень объективности, в зависимости от преобладания одного из двух компонентов: методов и данных.
Смысл выражений
Есть в психологии, философии и языкознании два понятия: субъективность и объективность. Философы и учёные веками спорят о том, какая между ними разница, где заканчиваются границы одного и начинаются границы другого.
Точные науки стремятся к объективности. Законы физики, химии и математики работают независимо от человеческого опыта. Но можно ли не считать опытом законы, которые являются постулатами наук? Ведь их открывают и выводят люди.
Таким образом, понимание правил и законов, известных сегодня, — это лишь скопление субъективных мнений. Философы считают, что понятие объективности возникло из суммы всех субъективных вариантов. Сложность в том, что каждую секунду появляются новые, поэтому собрать их вместе невозможно.
В результате в научной среде возникло понятие абсолютной истины. Термин этот абстрактный, поскольку достичь полной объективности нереально. Все в мире относительно с точки зрения философии, даже незыблемые, казалось бы, постулаты. Тем не менее упомянутые понятия нашли четкую расшифровку, которая облегчает их понимание и использование.
Субъективность
Это понятие подразумевает восприятие человеком реальности сквозь призму собственного опыта, убеждений, эмоций, страхов и идей. Такое отношение предвзято и нередко противоречит окружающим. Субъективность базируется на индивидуальной системе ценностей, суждений, личных правил поведения, образовании. Это всегда сюрприз.
У людей с одинаковым жизненным опытом и ошибками может в корне отличаться субъективное мнение, ведь мировосприятие индивидуально у каждого. Оно и помогает интерпретировать происходящее вокруг «со своей колокольни».
Субъективность — толчок прогресса. Благодаря ей развиваются науки и техника. Она порождает между людьми споры и дискуссии. Она же толкает к поискам истины.
Субъективная точка зрения может меняться с возрастом, накоплением определенных знаний, влиянием извне. Субъективность присуща каждому человеку и является некой формой индивидуальности сегодня. Если раньше ее принято было прятать, то сейчас в некоторых сферах, например, в моде, искусстве, она помогает создавать шедевры.
Примеры субъективности окружают человека ежедневно: мать, которая отказывается от прививки своему ребенку, поскольку считает, будто это навредит; учитель с собственной методикой преподавания, отличной от традиционной; соседка, не желающая подключать кабельное телевидение, так как не видит в этом надобности.
Субъективность нередко опирается на страхи или негативный опыт. Девушка отказывается рожать, поскольку потеряла первого ребенка. После развода мужчина не желает жениться, боясь вновь пережить боль потери.
Позитивные эмоции реже вызывают резко контрастирующую с окружающими субъективность.
Объективность
Это понятие сложнее интерпретировать, поскольку в разных науках у него отличные друг от друга объяснения. Если субъективность — это узконаправленный термин, то объективность намного шире. Она одновременно проще и сложнее. Ничего в голову, кроме оксюморона, здесь, увы, не подходит.
Определение в психологии:
Поведение человека, которое поддается измеримым внешним факторам и известным явлениям.
Способность исследовать мир независимо от своих суждений, оценок, без интерпретации через призму личного видения.
Определения в философии:
Независимое существование предметов вне сферы сознания.
Независимость явлений и событий от человеческих пристрастий, убеждений, вкусов и желаний.
Познание действительности в ее реальных проявлениях и формах.
Говоря простым языком, объективность — это непредвзятое отношение к фактам, событиям и явлениям, которое построено на общепринятых нормах и правилах. Другими словами, это торжество разума над чувствами. Объективность особенно важна для людей некоторых профессий — адвокатов, судей, журналистов, преподавателей, политических лидеров.
На практике объективность нередко воспринимают в негативном ключе. Тем не менее со временем у термина возникли синонимы: честность, предметность, беспристрастность, независимость, справедливость.
Классификация принципов права
По сфере распространения выделяют общеправовые, отраслевые и межотраслевые принципы. Общие принципы права. Общими принципами права выступают основные правовые начала, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее характер, содержание, наиболее важные особенности и черты. Общие принципы раскрывают прежде всего содержание и особенности права в целом как регулятора общественных отношений. Этот вид принципов распространяется на все правовые нормы и отношения, существующие в стране, с одинаковой силой действуют во всех отраслях права независимо от характера и специфики регулируемых отношений.
Общие принципы права также подразделяются на нормы-принципы, прямо закрепленные в законодательстве и принципы, выводимые из него. К общим принципам права относятся следующие: демократизма, равноправия, законности, справедливости, гуманизма, единства прав и обязанностей и др.
Межотраслевые принципы. Данные принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права. Данные отрасли являются преимущественно смежными, родственными: конституционное и административное право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право. К ним относятся: принцип неотвратимости ответственности, состязательности и гласности судопроизводства, коллегиальности рассмотрения уголовных и гражданских дел и др. На межотраслевые принципы полностью «налагаются» и общие правовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или в группе отраслей они приобретают свою специфику.
Отраслевые принципы права. Данные принципы действуют только в рамках отдельных отраслей. Отраслевые принципы права характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права. Так, отраслевыми принципами для гражданского права являются принцип свободы договора, принцип недопустимости вмешательства в частные дела, принцип необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, презумпция вины лица, не исполнившего обязательства или собственника источника повышенной опасности. Для земельного права России характерны такие принципы, как множественности и правового равенства форм собственности на землю, принцип нахождения земли в гражданском обороте, принцип самостоятельного хозяйствования на земле и равенства всех субъектов землепользования, принцип целевого использования земли и др. Для гражданского процессуального права характерны такие принципы: принцип осуществления правосудия только судом, сочетания единоличного и коллегиального начал в рассмотрении и разрешении гражданских дел, независимости судей и подчинения их только закону, национального языка судопроизводства, диспозитивности, состязательности, процессуального равноправия, устности, непосредственности и непрерывности судебного разбирательства.
Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых принципов, строится на основе собственных, присущих лишь ей правовых принципов. Вместе они составляют основу, на которой создаются и функционируют не только отрасли права, но и все право.
Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решений по конкретному юридическому делу, особенно в случаях применения аналогии права.
В зависимости от типа права принципы права могут быть соответствующими рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому праву, праву национальных правовых систем и правовых семей.
В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и специально-юридические. К последним обычно относят:
- принцип общеобязательности норм права;
- принцип непротиворечивости норм, составляющих действующее право, и приоритета законов перед всеми другими актами;
- принцип подразделения права на публичное и частное, на самостоятельные отрасли и институты права;
- принцип соответствия права и его осуществления, объективного и субъективного права;
- принцип законности и юридической гарантированности прав и свобод личности;
- принцип юридической ответственности только при наличии вины;
- принцип недопустимости обратной силы законов и др.
Принципы права также различаются по следующим основаниям: в зависимости от характера нормативного источника (конституционные и отраслевые); в зависимости от субъекта регулирования (судоустройственные (организационные) и процессуальные (функциональные) и др.).
Что такое объективность
Что значит слово «объективность»? Образовано от латинского objectum, что означает «предмет». Объективность – это способность воспринимать, анализировать события безоценочно, беспристрастно, без каких либо интерпретаций. Что значит «объективное мнение»? Это значит, непредвзятое, беспристрастное, безоценочное мнение.
Объективность – это свойство предмета (факт), оно не зависит от желаний, чувств, эмоций людей. Например, все законы природы, психики, наук относятся к объективности. Они работают вне зависимости от эмоций, опыта, убеждений, желаний человека. Они существуют и они такие, какие есть.
Что значит объективность
Рассмотрим определение понятия в разных словарях.
Объективность – что это в психологических энциклопедиях:
- действительное существование предметов (явлений, процессов, свойств, отношений), которое не зависит от воли, сознания человека;
- положение, согласно которому поведение человека всегда поддается внешним факторам и явлениям, которые можно измерить;
- свобода от оценочных, ошибочных суждений, предрассудков;
- способность проводить исследование, собирать информацию вне своих оценок, эмоций, предрассудков, не позволяя личным интерпретациям помешать.
Объективность в философии это:
- принцип, подразумевающий признание действительности в ее реальных закономерностях, формах;
- независимое существование вещей вне нашего сознания;
- независимость событий от сознания, воли, желаний, вкусов, пристрастий человека.
Часто можно услышать такие словосочетания как «объективное отношение», «объективное решение». Что это значит? Объективное отношение – это непредвзятое отношение. То же, что объективный взгляд. Например, все судьи, вынося приговор, сохраняют непредвзятое отношение. Объективное решение – это вывод о необходимых действиях, принятый на основе анализа информации из разных источников, фактов, явлений, свойств действительности. В нашем примере это сам приговор.
Объективность: синонимы
Согласно всем рассмотренным определениям объективности, можно назвать следующие синонимы (по частоте использования, от самого популярного к менее популярным синонимам):
- справедливость,
- независимость,
- честность,
- предметность,
- беспристрастность,
- непредвзятость,
- непредубежденность.
Раньше объективность рассматривали в негативном ключе и использовали такие синонимы как нелицеприятие, нелицеприятность.
Самая большая загвоздка
Еще большую сложность составляет изучение явлений, не находящих материального представления в реальном мире. В качестве примера можно привести любое филологическое исследование. Принцип объективности и историзма определенно имеет место в этом случае (в особенности когда это касается языковых норм или синтаксиса, имеющих хоть какое-то представление).
Но как быть с изучением литературы (исключая, разве что, формалистические и структуралистические искания)? По сути, художественный мир того или иного произведения никак не представлен в объективной реальности. Соответственно, абсолютно все в данном случае зависит от видения исследователя. Так можно ли говорить о том, что понимание предмета будет ему эквивалентно? И существует ли вообще этот предмет?
Принципы психологии восприятия визуальной информации
В том случае, когда человеком дается оценка изображению, в его сознании формируется только вывод, а самого процесса, определяющего отношение к тому, что он увидел нет. Таким образом у человека проявляется способность сходу определить свою позицию к увиденному.
Также следует заметить, что знакомство с любым предметом начинается с его верхнего левого угла. Далее движение взгляда идет в направлении к правому нижнему углу. Этим принципом руководствуются все люди не зависимо от того, что кто-то из них левша или правша.
Лишь пройдя указанный этап, человек полноценно оценивает изображение с присущими ему характерными чертами. Например, изначально предпочтение отдавалось ярким элементам, затем медленно осуществлялся переход к деталям с определенной смысловой нагрузкой.