Профицит бюджета: определение, механизмы, плюсы и минусы

Профицит бюджета

Профицит бюджета — это преобладание доходной части над расходной. Если в течение определенного расчетного периода поступления в бюджет превышают траты из него, то говорят, что бюджет с профицитом, профицитный. Причем профицит бюджета может наблюдаться как на этапе планирования (плановый), так и по факту (фактический).

Если говорить о личном бюджете, семейном бюджете или даже бюджете предприятия, то можно утверждать, что профицит — это положительное явление. Когда в бюджет поступает больше средств, чем из него расходуется, это свидетельствует о высоком уровне финансового состояния. Ведь неиспользованные личные средства всегда можно куда-то пристроить: создать резервы, сбережения, капитал, а наличие этих денежных активов только укрепляет финансовое положение человека или семьи. А разница между доходами и расходами предприятия — это его прибыль, и чем она больше, тем тоже лучше. Это хорошо, и надо к этому стремиться.

Но когда речь идет о профиците государственного бюджета, дела обстоят иначе. Рассмотрим его подробнее.

Во-первых, профицит бюджета государства может быть двух видов:

  1. Первичный профицит — это профицит бюджета без учета погашения внутреннего и внешнего государственного долга страны.
  2. Вторичный профицит — это профицит бюджета с учетом погашения внутренних и внешних долгов.

На практике вторичный профицит можно встретить гораздо реже, чем первичный.

В целом, профицит бюджета более свойственен экспортоориентированным странам с сырьевой экономикой, для которых основные направления поступлений в бюджет — продажа сырья и простых продуктов его переработки. Например, к таким странам относится Россия, и у нее довольно часто наблюдается бюджетный профицит.

Почему это может быть плохо? Дело в том, что профицит бюджета в государстве прямо свидетельствует, с одной стороны, о слишком сильном налоговом гнете, с другой стороны — о намеренном торможении в развитии государства в целом, и его отдельных сфер, в частности.

Ну вот смотрите: если в бюджете постоянно образовывается положительное сальдо, значит, с одной стороны, можно снизить налоги и сборы, с другой — увеличить расходы, например, на социальную сферу или на инновации. От этого в финансах государства ничего не изменится, но и лояльность граждан повысится, и уровень развития.

Экономисты считают, что большой и постоянный бюджетный профицит приводит к снижению оборотных средств в экономике, снижению ликвидности кредитных организаций. Страны с постоянным профицитом развиваются медленнее и имеют менее надежную финансовую систему.

Также следует понимать, что сама по себе сумма бюджетного профицита ни о чем не говорит. Целесообразно сравнивать профицит, например, по отношению к ВВП страны.

Сбалансированный бюджет и дефицит бюджета

Сбалансированной бюджет — это равенство доходной и расходной части государственного бюджета. В большинстве случаев — ситуации полной стабилизации баланса государственного бюджета ежегодно — явление невозможное из-за постоянных экономических колебаний. К тому же, еще и не особо нужное — полагают многие экономисты, поскольку до сих пор нет устоявшихся критериев оценивающих установку «сбалансированный бюджет».

Существует целый ряд открытых дискуссий по поводу бюджетного баланса, например — должны ли быть поправки на экономический цикл (то есть циклические колебания экономической активности) в составлении сбалансированного бюджета, должна учитываться номинальная (рыночная ставка без учета инфляции) ставка или реальная ( рыночная ставка с учетом инфляции) в бюджетных расчетах о государственных платежах по внешнему долгу, и вообще должны быть включены процентные платежи по государственному долгу и доходы получаемые с процентов гос-страховой? Единого ответа на этот счет у экономистов нет, точки зрения разнятся, однако частично признают требуемую регулировку бюджета согласно экономической фазе.

Если профицитом бюджета называется превосходство доходности над расходностью гос.бюджета. То дефицит бюджета, что ожидаемо, имеет противоположное значение.

Дефицит бюджета — это, в свою очередь, превышение расходной части. Из-за чего это происходит?

Частой причиной формирований бюджетных дефицитов государства бывает инвестиционная программа в развитие промышленности и перестройку экономической работы, то есть расходы, требующие больших финансовых вложений. Также при финансовой политике далекой от эффективно. Опять же, часто (вернее всегда) бюджетный дефицит провоцируют отрицательные перестройки политической системы, военные действия, революции, государственные перестройки.

Дефицит бюджета нуждается в покрытии. Что осуществляется следующим образом.

Как покрывается дефицит бюджета

Покрывается дефицит бюджета посредством:

  • Инфляции. В этом случае государство выпускает дополнительное число денежных единиц, проще говоря, печатает деньги в количестве, превышающем запланированное государством — в этом случае ценность национальной валюты начинает падать.
  • Внутреннего государственного долга. Такое происходит, в случае с выпуском ценных бумаг государственного займа, страна продает их негосударственным предприятиям, фигурирующим в рамках своего государства, но частным — отдав облигации в качестве обеспечения возврата долга в национальной валюте.
  • Внешнего государственного долга. В этой ситуации государство обращается за займом и финансированием к другим государством, обязуясь выплатить долг валютой, товаром и услугами.

При профиците бюджета, государство, чаще всего, реагирует посредством запуска процесса перераспределений государственных ресурсов, снижений поставок частных ресурсов в заграничное пользование, распределений части ресурсов в сторону оплаты внешнего и внутреннего долгов и реализации объектов второстепенной важности, а также увеличению дотаций населению, в частности, вложений в бюджетные фондовые выплаты. Тем не менее, не все так однозначно — многие экономисты уверены, что профицит бюджета — влияние, скорее негативное, нежели позитивное, потому как проявляется он, зачастую, в государствах с экономическим застоем, в которых отсутствуют инвестиционные проекты и свободные оборотные средства, также проводят параллель профицита бюджета и безработицы, — согласно части теорий — гос.закупки востребованы для контроля и снижения уровня безработицы, поэтому ситуации исключительно профицита бюджета являются сомнительными в аспекте решений всех государственных вопросов

Тем не менее, не все так однозначно — многие экономисты уверены, что профицит бюджета — влияние, скорее негативное, нежели позитивное, потому как проявляется он, зачастую, в государствах с экономическим застоем, в которых отсутствуют инвестиционные проекты и свободные оборотные средства, также проводят параллель профицита бюджета и безработицы, — согласно части теорий — гос.закупки востребованы для контроля и снижения уровня безработицы, поэтому ситуации исключительно профицита бюджета являются сомнительными в аспекте решений всех государственных вопросов.

Товарный профицит

Товарный профицит — это преобладание предложения определенных товаров или товарных групп над спросом на них. Такая ситуация может возникать по следующим причинам:

  • Сильное завышение цены на товар;
  • Неграмотное планирование объемов производства/торговли;
  • Ошибки в маркетинговых исследованиях, анализе рынка сбыта.

При рыночной экономике проблема товарного профицита постепенно решается сама собой: рынок устанавливает справедливую цену, при которой товарные запасы начинают раскупаться. При плановой экономике проблема профицита носит более серьезный характер и приводит к образованию излишков, которые могут попросту пропадать по истечению срока годности/хранения.

Теперь вы имеете представление о том, что такое профицит в экономике, какое влияние он может оказывать и почему.

Добавляйте сайт Финансовый гений в закладки, подписывайтесь на наши паблики в соцсетях, чтобы следить за обновлениями, и повышайте свою финансовую грамотность! До новых встреч на страницах сайта!

Оценить:

Последствия профицита бюджета

Как бы это странно ни звучало, но у профицита бюджета есть минусы.

«Как же так, неужели зарабатывать больше, чем тратить, может быть хуже, чем тратить больше, чем зарабатывать?», — воскликнет не связанный с экономикой человек.

Для семейного бюджета это так, ведь не нужно «затягивать пояса» или влезать в кредиты и вздрагивать при одном упоминании коллекторов, если вовремя не погасить долг.

Вот что говорят экономисты о минусах и плюсах профицита бюджета.

Минусы бюджетного профицита:

  1. Бюджетный профицит может сигнализировать о чрезмерно жесткой государственной экономической политике, например, о госрегулировании цен и других методах, популярных среди избирателей, но настороженно принимаемыми инвесторами.
  2. Бюджетный профицит может понизить ликвидность кредитно-финансовых учреждений, сократить оборотные средства в экономике страны.
  3. Английский экономист Джон Мэйнард Кейнс назвал профицит бюджета ограничивающим развитие экономики. Излишек денег в казне государство могло бы направить на увеличение закупок, что привело бы к росту производства, сокращению безработицы и как итог – росту ВВП. По его мнению, умеренный, контролируемый правительством дефицит лучше профицита влияет на экономику в перспективе.

Плюсы бюджетного профицита:

  1. Из-за отсутствия необходимости брать кредиты не растет госдолг.
  2. Излишек средств можно направить на пополнение ЗВР.

Простой вопрос: по вашему мнению, более мощная экономика США с бюджетным дефицитом -12,92% (2017 год) или Беларуси с бюджетным профицитом +1,25 (2017 год)?

Ситуация в России на июнь 2022 год

По мнению экспертов, рост экономической прибыли в начале года напрямую связан с возросшим прайсом на продаваемую нефть. Профицит в регионах уже превзошёл отметку в 16,6 триллиона рублей. Несмотря на это уже в июне прибыль начнет сокращаться, за счёт увеличение затрат на государственные нужды.

Произойдёт замещение доходов благодаря нехватке финансов, возникшей из-за продолжающегося приумножения издержек на поддержание экономики страны.

С начала года по конец апреля общегосударственный бюджет увеличился на 9,7 триллиона рублей. При этом его расходы составили 8,9 триллиона. Сверхдоход в этом периоде исчислялся совокупностью выручки в 7,7 триллиона рублей от налогообложений и двух триллионов рублей, реализованных благодаря эффективной деятельности предприятий страны. Сюда входят и 25,5 миллиарда от безвозмездных поступлений.

Федеральными властями в законе о бюджете на 2022 год прописано, что профицит за год составит 1,3 триллиона рублей. Однако, в заявлении премьер-министра РФ Михаила Мишустина сказано, что такой суммы превышения доходной части бюджета уже в июне ждать не стоит. В первый летний месяц по мнению финансовых экспертов станет очевидно, что обогащение бюджета было вызвано искусственным способом. По словам руководителя министерства финансов, годовой итог прибыли будет равен нулю, тогда как её дефицит составит примерно 1,6 триллиона.

В начале мая, по сообщению министерства финансов, апрельская недостача российской прибыли от продажи нефти и газа насчитывает 133 миллиарда рублей. Эта сумма существенно отличается от прогнозируемой выручки. Благодаря такому расхождению между ожиданием и действительностью, Минфину пришлось снизить сумму предполагаемого профицита на май и июнь 2022 года до 414 миллиардов. Причины ожидаемого снижения профицита в июне Минфин не называет. Сообщается лишь о том, что началась проработка показателей государственного бюджета на три следующих года. Министр финансов отмечает, что на предстоящую трёхлетку бюджет составлен так, что денежное обесценивание не должно превышать 4% в год, что сильно ограничит скорость снижения профицита.

По прогнозам экспертов в области экономики резкое снижение профицита в июне позволило спрогнозировать диапазон расходов на 2022 – 2024 год. Его рассчитали путём примерного подсчёта доходов. Сумма прибыли в следующие три года будет увеличивать бюджет России всего на один триллион рублей ежегодно. Ближайшего увеличения профицита не планируется, напротив, ожидается нарастание бюджетного дефицита. Июнь 2022 года стал переломным в экономике страны: затраты на государственные нужды увеличились, поступления в казну существенно снизились.

Также стоит почитать:

Коллекторское агентство «Эверест»: что это за компания, почему пытаются выйти на связь представители…

Что означает код ошибки CSC_7200029 при оплате на Алиэкспресс

Условия ленд лиза для Украины от США в 2022

Что такое эмбарго на нефть?

Курс национальной валюты в 2022 г. «Хорошо» или «плохо» для России укрепление рубля

Диверсификация: что это такое простыми словами

Что такое сепаратизм простыми словами?

Что такое параллельный импорт простыми словами?

Что такое эскалация простыми словами?

Infoportal.me – что это, как отключить услугу, отзывы

Основные элементы и функции государственного бюджета

Любая денежная государственная система основана на бюджете. В процессе планирования оперируют данными о прошедшем периоде и готовят предложения на будущий срок. В целом, государственный бюджет является определенной формой расходования и формирования финансов, благодаря чему обеспечиваются федеральные функции и задачи местного самоуправления.

Определение

Государственный бюджет является сводным планом сбора доходов и реализации полученных средств с целью покрытия расходов на федеральном и местном уровнях в рамках конкретного периода.

Государственный бюджет готовит правительство, а утверждает высший законодательный орган власти. В Российской Федерации бюджетный проект федерального значения выносят на обсуждение каждый год и принимают, как закон Федерального собрания. В конце отчетного периода Правительство РФ предоставляет отчет о том, как исполнен бюджет.

Доходная часть бюджета включает:

  • налоги;
  • акцизы;
  • таможенные сборы;
  • доходы от государственной собственности;
  • средства от фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов;
  • займы;
  • денежная эмиссия.

Расходная часть бюджета состоит из статей:

  • содержание государственного аппарата, милиции, юстиции;
  • материальное обеспечение внешней политики, дипломатических служб;
  • оборонный сектор;
  • образование, здравоохранение, социальная сфера;
  • финансирование каких-либо хозяйственных отраслей экономики, инвестиционная политика, дотации;
  • субсидии и кредиты, предоставляемые другим государствам, обслуживание внутренних и внешних долгов страны.

Согласно государственному устройству страны, доходы классифицируют, таким образом:

  • в унитарном государстве – доходы центрального и местных бюджетов;
  • при федеративном строе – доходы федерального бюджета, доходов субъектов федерации, доходы местных бюджетов.

В Российской Федерации принят трехуровневый бюджет:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Путем корректировки бюджета государство регулирует процессы в экономике. Соблюдается принцип баланса расходов и доходов. На практике наблюдается дефицит или профицит бюджета, исходя из преобладания определенной статьи.

Бюджетная система государства представляет собой основу финансовой стабильности страны. Суть централизованного фонда денег и финансовых инструментов заключается в оплате потребностей общества и аппарата власти. Бюджет складывается из средств, поступающих от реального сектора экономики и домашних хозяйств.

Функции бюджета:

  • распределение совокупного общественного дохода;
  • контроль и стимулирование хозяйственной деятельности;
  • обеспечение социальной политики;
  • контроль целесообразного расхода централизованных средств.

Основной задачей государственного бюджета является распределение денежной массы и финансов, исходя из заранее принятого плана. Средства направляют на финансирование приоритетных направлений в реальном секторе, а также экономических отраслей, не приносящих существенной коммерческой выгоды, включая медицину, культуру, образование и науку.

С тех пор, когда сформировалась государственность, началось становление бюджетной системы. В процессе развития и совершенствования налогово-бюджетной структуры сложились основные принципы разработки бюджета:

  • полнота;
  • единство;
  • правдивость;
  • гласность.

Полнота бюджета заключается в отражении всех доходов и расходов. Бюджет брутто состоит из всех валовых расходов и доходов. Бюджет нетто включает лишь чистые показатели, относительно расходов и доходов.

Единство бюджета достигается путем единообразия действий в процессе его планирования. Его компоненты должны сопоставляться друг с другом без противоречий, что обеспечивает единая бюджетная классификация, в рамках которой формируются доходные и расходные группы по отдельным статьям. 

Приняты основные формы бюджета:

  • административная;
  • отраслевая;
  • экономическая;
  • смешанная форма.

Суммы, которые включают в бюджет, должны соответствовать действительности и подкрепляются доказательствами. Бюджет разрабатывается путем публичного обсуждения и утверждается публично законодательным органом власти. В Российской Федерации бюджет пополняется с помощью:

  • налога на прибыль;
  • акцизных платежей;
  • налога с продаж;
  • налогов на доходы домашних хозяйств и других.

Кроме того, бюджет пополняется средствами от эксплуатации государственного имущества, применения фондовых инструментов на фондовых биржах. Доходы поступают в виде иностранных кредитов и процентов от использования национальных денег иностранными государствами.

Чем профицитный бюджет отличается от других видов?

Бюджет бывает профицитный, дефицитный и сбалансированный. Чем они отличаются между собою? Схематически разницу можно отобразить следующим образом:

  • Профицитный бюджет – это когда доходы превышают расходы.
  • Сбалансированный– доходы и расходы являются одинаковыми.
  • Дефицитный – расходы превышает доходы.

Страны с профицитным бюджетом – это Дания, Швеция, Бельгия. Самым ярким примером дефицитного бюджета является Япония, а вслед за ней и США.

Нет смысла сравнивать такие экономические явления, как дефицит и профицит. По сути они есть противоположностью друг другу. Общим у них является лишь то, что как в первом, так и втором случае, они свидетельствуют о несбалансированной экономике государства.

Положительные стороны

Такой уж у нас менталитет, что понятие профицита бюджета зачастую ассоциируется с чем-то хорошим. Ну а как же иначе, ведь лишний доход – это куда лучше, чем его и вовсе нет. Несомненно, положительные стороны в этом явлении присутствуют:

  • при составлении бюджетного плана на следующий год всегда оставляется запас на непредвиденные расходы в виде возникающих чрезвычайных ситуаций и неконтролируемых природных явлений;
  • доходные излишки не оседают где-либо в резервах для дальнейшего обесценения, а «латают» прорехи и проблемные места государственного регулирования: это может быть вышеупомянутое погашение внешнего долга, оптимизация инвестиционного портфеля и многое другое;
  • у всех вокруг профицитная экономика вызывает доверие. А это значит, что стоимость ценных бумаг растет, и это касается не только акций государственной формы собственности, но и частных компаний-представителей страны;
  • растет уровень либерализма: налоговая политика ослабевает, местный бизнес имеет больше шансов на успешное развитие.

Причины

Выше мы рассмотрели значение «профицита бюджета», и что это означает. Но возникает другой вопрос — в чем причины его появления. Их несколько:

  1. Повышение цены на нефть, газ и другие энергоносители. К примеру, в 2000 году возник профицит бюджета РФ именно по этой причине (увеличение цены на нефть).  В результате страна получила дополнительную прибыль.
  2. Экономический рост. Эксперты сходятся во мнении, что это лучшая причина для появления такой ситуации. Простыми словами, государство получает дополнительную прибыль за счет повышения объема продаж, увеличения доходов разных субъектов и т. д. Это чистая прибыль, которую в дальнейшем можно пускать на развитие государства и выполнение долговых обязательств.
  3. Благоприятная ситуация на мировом рынке. Профицит федерального бюджета может возникнуть при удачном стечении обстоятельств, когда товары страны получают признание и активно продаются на мировых рынках. Минус в том, что такая тенденция сохраняется не долго, и прибыль быстро заканчивается.
  4. Увеличение налоговых ставок. Такую ситуацию называют налоговый профицит, возникающий при наличии соответствующих решений со стороны правительства. Простыми словами, это следствие работы ФНС. При этом бюджет получает дополнительные деньги.
  5. Накопление денег на дальнейшие расходы. Нередко бывают ситуации, когда государство собирает средства на строительные работы, реализацию государственных программ, погашением долга перед внутренними и внешними кредиторами.
  6. Запланированное увеличение доходной части государства. Простыми словами, правительство предусматривает такое развитие ситуации, поэтому появление дополнительных средств является регулируемым явлением.

Дефицит бюджета

Дефицит бюджета — это превышение расходов госбюджета над его доходами.

Среди факторов, способствующих появлению дефицита бюджета, — вынужденное увеличение расходов (например, из-за необходимости перестраивать экономику, интенсивно развивать промышленность), неэффективность финансовой и налоговой систем. К дефициту бюджета ведут войны, революции, серьезные катастрофы, массовый наплыв беженцев, а также коррупция. Негативно влияет и продвижение социальных программ, которые не обеспечены денежными ресурсами.

У подавляющего большинства развитых стран обычно есть дефицит бюджета.

В США таковой в 2017 году составил 666 млрд. долларов (3,5% ВВП), (финансовый год заканчивается там 30 сентября). Дефицит бюджета вырос в сравнении с 2016 годом, но ниже чем предполагается в 2018 году.

Что касается стран Еврозоны, то минимальный дефицит в 2017 году зафиксирован в Ирландии и Эстонии (0,3% ВВП), в Латвии (0,5%), в Финляндии (0,6%). Наихудшие показатели в Португалии (3%) и Испании (3,1%).

Финансирование дефицита бюджета

  • денежное (кредиты центрального банка — к этому способу прибегают исключительно редко, ведь в такой ситуации растет инфляция и начинает давать сбои механизм нормального ценообразования; печальное последствие — дешевеет национальная валюта);
  • долговое (выпуск доходных обязательств — после запланированного периода обращения на фондовом рынке их погашают; минус — мало средств идет в реальный сектор).

Чтобы уменьшить бюджетный дефицит, нередко проводят секвестрование: до конца года сокращают расходы по всем статьям на одну и ту же величину в процентах.

Дефицит и профицит бюджета Беларуси

По итогам 2018 года зафиксирован профицит республиканского бюджета Беларуси в 4,7 миллиарда белорусских рублей.

Профицит обычно не возникает спонтанно, хотя и такое случается иногда при неожиданном росте экономики, резком повышении цен на производимые в стране полезные ископаемые и др. Чаще всего профицит сознательно закладывается в бюджет государственной властью. Для этого есть несколько распространенных причин:

  • запланированное или ожидаемое падение доходной части бюджета в следующие годы;
  • аккумулирование средств на масштабные государственные расходы: строительство, государственные программы в области медицины, образования и др.;
  • сбор денег на выплату крупных внешних или внутренних займов;
  • создание государственного резервного фонда.

Последний вариант выбрала такая экономически благополучная страна как Норвегия. В период высоких цен на нефть был создан государственный фонд равный годовой величине норвежского ВВП.

Заранее определить реальную величину профицита (или дефицита) по итогам года не представляется возможным, но можно высказать предположения от целях накопления государством свободных денег.

В проекте бюджета Республики Беларусь на 2019 год предполагается, что профицит должен составить 1,7 миллиардов белорусских рублей. По данным Министерства Финансов республиканский бюджет Беларуси на 2020 год планируется с нулевым профицитом.

Профицит республиканского бюджета по показателям в январе — августе 2019 года составил 3 миллиарда белорусских рублей.

Беларуси в ближайшее время потребуются значительные финансовые активы для текущих платежей по внешним долгам

Для Республики особенно важно точно в срок и в полном объеме исполнять свои долговые обязательства, это вопрос не только имиджа, но и перспективы будущих заимствований

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий