Психологическая подготовка приемных родителей. Как усыновить ребенка?

Содержание программы

Школы приемных родителей встречаются при органах опеки и попечительства, а также при Центрах психологической помощи. Знания, которые в них получают кандидаты в усыновители, условно делятся на 3 раздела: медицинские, юридические, психолого-педагогические.

Содержание курсов может незначительно различаться, но в обязательном порядке освещаются следующие вопросы:

  • Основы семейного законодательства России;
  • Психологическое и физиологическое развитие ребенка;
  • Трудности подросткового возраста;
  • Особенности родительских ролей;
  • Охрана здоровья несовершеннолетнего;
  • Последствия жестокого обращения в семье;
  • Адаптация ребенка в новой семье и др.

Единых требований к содержанию курсов в Школе приемных родителей законодательно не установлено. Поэтому в разных регионах знания, которые получат кандидаты в усыновители, могут различаться. Но основная задача курсов заключается в том, чтобы подготовить будущих родителей к ответственности и свести к минимуму возможность, что впоследствии от ребенка откажутся.

Не все люди, принявшие решение взять малыша в семью, до конца понимают всю ответственность этого шага.

Психолого-педагогическая подготовка

Психолого-педагогическая подготовка предназначена для того, чтобы помочь взрослым осознать причины этого желания и свою готовность к воспитанию чужого ребенка. Взрослые знакомятся с основами возрастной психологии. Это позволяет кандидатам на усыновлении лучше понимать особенности развития малыша на различных этапах взросления

Правовой раздел

Правовой раздел курсов предусматривает знакомство с основами семейного права. Будущим родителям рассказывается об основных законодательных актах РФ, регулирующих отношения между детьми и взрослыми. При этом объясняется различие между опекунством, усыновлением и другими формами оформления прав на несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей

Физиологические особенности детей

В Школе приемных родителей знакомят и с физиологическими особенностями детей на разных этапах. Цель данного раздела заключается в просветительской и профилактической работе по развитию малыша

Шаг 4. Послесудебное оформление

Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Основанием для государственной регистрации усыновления или удочерения (далее – усыновление) является решение суда об установлении усыновления ребенка, вступившее в законную силу.

Государственная регистрация усыновления ребенка производится органом записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения суда об установлении усыновления ребенка или по месту жительства усыновителей (усыновителя).

Государственная регистрация усыновления ребенка производится по заявлению усыновителей (усыновителя). Заявление может быть сделано устно или в письменной форме.

Одновременно с заявлением должно быть представлено решение суда об установлении усыновления ребенка и предъявлены документы, удостоверяющие личности усыновителей (усыновителя).

Усыновители (усыновитель) вправе уполномочить в письменной форме других лиц сделать заявление о государственной регистрации усыновления ребенка.

В случае, если усыновители (усыновитель) или уполномоченные ими лица в течение месяца со дня усыновления ребенка не сделали такое заявление, усыновление ребенка регистрируется на основании решения суда об установлении усыновления ребенка, поступившего в орган записи актов гражданского состояния из суда, вынесшего данное решение.

В запись акта об усыновлении вносятся следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка (до и после усыновления);
  • фамилия, имя, отчество, гражданство, национальность (при наличии в записи акта о рождении или в свидетельстве о рождении ребенка) родителей (одного из родителей);
  • дата составления, номер записи акта о рождении и наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация рождения ребенка;
  • фамилия, имя, отчество, гражданство, национальность (вносится по желанию усыновителя), место жительства усыновителя (усыновителей);
  • дата составления, номер записи акта о заключении брака усыновителей и наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация заключения брака усыновителей;
  • реквизиты решения суда об установлении усыновления ребенка;
  • серия и номер выданного свидетельства об усыновлении.

В случае, если по решению суда об установлении усыновления ребенка усыновители (усыновитель) записываются его родителями (родителем), такие сведения вносятся в запись акта об усыновлении.

Свидетельство об усыновлении содержит следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка (до и после усыновления);
  • фамилия, имя, отчество, гражданство, национальность (если это указано в записи акта об усыновлении) усыновителей (усыновителя);
  • дата составления и номер записи акта об усыновлении;
  • место государственной регистрации усыновления (наименование органа записи актов гражданского состояния);
  • дата выдачи свидетельства об усыновлении.

На основании записи акта об усыновлении вносятся соответствующие изменения в запись акта о рождении ребенка.

В случае изменения на основании решения суда об установлении усыновления ребенка места рождения ребенка по желанию усыновителей (усыновителя) может быть составлена новая запись акта о рождении ребенка органом записи актов гражданского состояния по месту рождения ребенка, указанному в решении суда. Сведения о составлении новой записи акта о рождении ребенка вносятся в ранее произведенную запись акта о его рождении.

Орган записи актов гражданского состояния по месту хранения записи акта о рождении ребенка выдает новое свидетельство о его рождении на основании измененной или вновь составленной в связи с усыновлением записи акта о рождении ребенка.

В случае, если в решении суда об установлении усыновления ребенка указано о сохранении личных неимущественных и имущественных отношений усыновленного ребенка с родителями (одним из родителей), сведения о родителях (одном из родителей), указанные в записи акта о рождении ребенка, изменению не подлежат.

Усыновители обязаны лично забрать ребенка по месту его жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность усыновителя, и решения суда.

Гражданин обязан в 10-дневный срок письменно проинформировать оператора государственного банка данных о детях, на учете у которого он состоит, о вынесении решения суда об усыновлении ребенка.

Законодательная база

Обучение в Школе приемных родителей с 2012 года стало обязательным для тех, кто планирует взять ребенка в семью. Это законодательно закреплено указом № 351-ФЗ от 01.09.2012. В нем сказано, что при желании усыновить ребенка будущим родителям следует пройти специальную психологическую и правовую подготовку. По окончанию обучения кандидатам выдается документ установленного образца, форма которого утверждена приказом Минобрнауки № 623 от 20.08.2012.

Свидетельство об окончании курсов считается обязательным документом в большинстве регионов России, включенном в перечень, предоставляемым органами опеки и попечительства кандидатам в усыновители. При этом будущие родители могут пройти как бесплатные курсы, организованными за бюджетный счет, так и коммерческие, проводимые в центрах психологического консультирования.

Единственное важное условие – после их окончания должны выдать документ, подтверждающий их прохождение. Исключение составляют родственники ребенка (дяди, тети, братья, сестры и т

д.). Им не обязательно посещать Школу приемных родителей для того, чтобы оформить опеку над несовершеннолетним. Все остальные документы родственники ребенка собирают на общих основаниях.

Длительность обучения не должна быть менее 72 часов. В некоторых регионах предполагалось организовать дистанционные курсы. Однако в большинстве случаев обучение проводится в очной форме. Цель Школы приемного родителя заключается в психологической подготовке усыновителей к воспитанию неродного ребенка, что сведет к минимуму случаи возврата детей опекунами на государственное обеспечение.

От обязательного обучения на курсах освобождаются также те, кто уже является опекунами и попечителями или имел положительный опыт в прошлом. Всем остальным кандидатам требуется посещать занятия, даже если в семье имеются свои дети.

Известно, что процесс усыновления непростой, и у будущих родителей может возникнуть множество трудностей. Поэтому перед тем, как обращаться в органы опеки следует получить консультацию у семейного юриста. Специалист подскажет, как избежать «подводных» камней и правильно оформить документы, чтобы у государственной службы возникло минимум вопросов.

1 этап. Получение заключения

Органом, уполномоченным на выдачу заключения о возможности усыновить ребенка, является отдел опеки. Полномочия по опеке и попечительству переданы муниципалитетам. Поэтому необходимо обращаться в отдел по месту регистрации (временной или постоянной).

Изначально необходимо обратиться в отдел опеки для получения общей консультации об усыновлении. Специалист выдаст перечень документов и озвучит требования. Например, пояснит, какой уровень дохода должен быть у семьи.

В случае, если семья готова принять ребенка с инвалидностью или несовершеннолетнего, инфицированного ВИЧ, отдел опеки может потребовать выделения отдельной комнаты.

Шаг 1. Необходимые документы

Перечень документов, который необходимо подготовить для получения заключения:

  • гражданский паспорт;
  • сертификат о прохождении обучения (при наличии);
  • автобиография;
  • документ об образовании;
  • справка о доходах (2НДФЛ или справка с места работы по форме организации);
  • правоустанавливающий документ на жилье (договор купли-продажи, свидетельство о правах на наследство, контракт найма);
  • медицинское заключение;
  • документ о бракосочетании;
  • согласие на обработку персональных данных.

Свидетельство о заключении брака предоставляется, если потенциальный кандидат состоит в браке

Причем не важно, является его супруга кандидатом или нет

Остальные сведения запрашиваются специалистам отдела опеки самостоятельно. Запросы оформляются в течение 2 дней с момента получения заявления.

Шаг 2. Прохождение обучения

Прохождение обучения для усыновителей регламентировано приказом Минобрнауки от 2012 года № 623. Он же утверждает форму свидетельства.

Пройти обучение можно только в организациях, аккредитованных в рамках регионального законодательства. По результатам обучения выдается свидетельство государственного образца. Оно действительно в течение 2 лет.

Не требуется проходить обучение следующим гражданам:

  • действующим опекунам, усыновителям, приемным родителям;
  • родным ребенка.

Правила выбора организации нужно уточнить в отделе опеки. В 2022 году предусмотрены следующие варианты:

  • территориальное закрепление кандидатов за конкретной школой усыновителей (Алтайский край);
  • свободный выбор организации (Новосибирская область).

Период обучения различается в зависимости от конкретной школы. Данный факт необходимо уточнить в организации или в отделе опеки. Срок может варьироваться от 4 дней до 1 месяца.

Шаг 3. Заявление в опеку

Заявление может быть подано лично или через Госуслуги. В ряде регионов обязанность по приему документов от усыновителей возложена на МФЦ. Данный факт необходимо уточнить на сайте отдела опеки.

При личном обращении необходимо иметь при себе паспорт. Если гражданин обращается по временной регистрации, то нужно представить специалисту бланк регистрации.

Заявление оформляется в письменной форме. Бланк выдается в уполномоченном органе.

Гражданин должен указать:

  • наименование муниципалитета;
  • свои данные, включая адрес и номер телефона;
  • данные супруга (если он тоже планирует стать усыновителем);
  • название заявления;
  • просьбу о выдаче заключения;
  • перечень сведений о состоянии здоровья, доходах, жилье, отсутствии судимости;
  • требования к кандидатуре ребенка (например, хотят девочку в возрасте от 0 до 3 лет, 1 – 3 группы здоровья);
  • дата, подпись каждого кандидата;
  • перечень документов.

Важно! Если в отдел опеки обращается семейная пара, то заявление заполняется одно, от имени двух кандидатов. Образец заявления о выдаче заключения

Образец заявления о выдаче заключения

Для обращения через Госуслуги необходимо иметь авторизированный личный кабинет. Заявление оформляется в электронной форме. Документы сканируются и прикрепляются к нему.

При проведении обследования жилого помещения специалисты запросят оригиналы документации. В случае отказа от предоставления, электронное заявление не будет рассмотрено.

Шаг 4. Действия специалистов опеки

Закон строго регламентирует действия специалистов отдела опеки:

  • в течение 2 дней оформляются запросы в организации;
  • в течение 3 дней проводится обследование условий жизни заявителя;
  • в течение 3 дней после проведения обследования, оформляется акт;
  • в течение 3 дней после утверждения акта 1 экземпляр направляется кандидату;
  • в течение 10 дней с момента подачи заявления выносится решение;
  • в течение 3 дней документ направляется кандидату;
  • в течение 3 дней сведения о новом кандидате вносятся в журнал (постановка на очередь кандидатов).

Важно! Если кандидат считает, что информация, указанная в акте, не соответствует действительности, он может быть оспорен в суде. Аналогичным способом обжалуется отказ в выдаче заключения

Перечень документов для суда

Судебный процесс усыновления регулируется главой 29 ГПК РФ и предполагает:

  1. Подготовку заявления;
  2. Подготовку подтверждающих документов;
  3. Обращение в суд;
  4. Судебное рассмотрение дела при участии претендента на роль усыновителя, представителей опеки, прокурора;
  5. Вынесение судебного решения.

Заявление (исковое заявление)

Форма и содержание заявления, которое подается в суд, определено ст. 270 ГПК РФ.

Заявление должно содержать такие данные:

  • Название судебного органа;
  • Данные усыновителя: Ф.И.О., место жительства;
  • Данные ребенка, которого хотят усыновить или удочерить: Ф.И.О., дата рождения, место проживания или пребывания;
  • Данные о родителях ребенка, братьях и сестрах;
  • Описание обстоятельств, которые служат основанием для усыновления (), ссылка на подтверждающие документы;
  • Просьба к суду: установить усыновление или удочерение, изменить метрические данные ребенка (Ф.И.О., дату и место рождения) в актовой записи и свидетельстве о рождении;
  • Дата;
  • Подписи.

Скачать образец заявления об усыновлении или удочерении в суд

Документы усыновителя

К заявлению в суд прилагаются (согласно ст. 271 ГПК РФ):

  • свидетельство о рождении (если претендент на роль усыновителя не состоит в супружестве);
  • свидетельство о супружестве (если претендент на роль усыновителя состоит в законном супружестве);
  • согласие на усыновление или удочерение от мужа или жены (или другое документальное подтверждение раздельного проживания супругов дольше 1 года, прекращения супружеских отношений);
  • согласие на усыновление или удочерение ребенка, которому уже исполнилось 10 лет;
  • медицинское заключение, подтверждающее отсутствие болезней, при которых усыновление или удочерение запрещено;
  • справка с места работы с указанием занимаемой должности и зарплаты (или другое документальное подтверждение доходов);
  • свидетельство о праве собственности на жилое помещение (или другое документальное подтверждение права владения или пользования жильем);
  • заключение Органа опеки и попечительства о возможности быть усыновителем (или документальное подтверждение постановке на учет претендента на роль усыновителя);
  • сертификат о прохождении подготовительных курсов.

Если усыновитель – иностранный гражданин, помимо перечисленных выше документов он должен предоставить заключение о возможности усыновить или удочерить ребенка, выданное компетентным органом того государства, гражданином которого он является, а также разрешение на въезд и постоянное проживание усыновленного ребенка на территории этого государства (п. 2 ст. 271 ГПК РФ). Указанные заключения и разрешения должны быть легализованы и переведены на русский язык (достоверность перевода должна быть нотариально удостоверена).

Документы ребенка

Суд может запросить такие документы на ребенка:

  • свидетельство о рождении, паспорт;
  • медицинское заключение о здоровье;
  • документы, подтверждающие статус ребенка-сироты и возможность усыновления или удочерения (свидетельство о смерти родителей, судебное решение о лишении родительских прав, после вступления в законную силу которого прошло не меньше 6 месяцев, акт обнаружения подброшенного или беспризорного ребенка, согласие родителей на усыновление или удочерение, справка из ЗАГС об отсутствии записи в графе «отец»);
  • свидетельства о праве собственности на недвижимое и движимое детское имущество (или другое документальное подтверждение права собственности ребенка).

Мнение эксперта Дмитрий Носиков Юрист. Специализация семейное, жилищное право.

Подготовка и подача документации – это всегда затяжной и сложный процесс. Государственные учреждения, которые уполномочены выдавать справки, готовить заключения, выписки, свидетельства, часто отказывают или создают сложности при подаче запроса. Представители Органа опеки обязаны помогать усыновителям в ходе подготовки к судебной процедуре, но и у них не всегда хватает времени для сопровождения каждой семьи.

Если Вам нужна бесплатная юридическая консультация относительно сбора пакета документации, получения дополнительных или индивидуальных справок, выписок, сертификатов, свидетельств, подготовки грамотного заявления в суд – обратитесь к нашему юристу, оставив запрос в форме или позвонив по телефону горячей линии. Помимо консультирования, наши юристы готовы оказать всестороннюю помощь в процессе принятия в семью неродного ребенка.

Создание приёмной семьи

Программа попечения выполняется строго по регламенту, прописанному в статье 152 Семейного Кодекса. Приёмная семья формируется на базе договора. Подписывается данное соглашение новоявленными попечителями и органами опеки, представляющими интересы ребёнка.

 В соглашении оговариваются следующие условия.

  1. Обязательства приёмных родителей. Воспитание ребёнка, обеспечение качественных условий для проживания. Родители должны занимать свободное время ребенка полезными и развлекательными занятиями, проявлять к нему уважение, а также помогать приспосабливаться к жизни вне стен детского дома.
  2. Обязательства органов опеки. Сотрудники данного государственного учреждения должны курировать семьи для того, чтобы знать, как приёмные родители исполняют свои обязательства по воспитанию и содержанию ребёнка. В 2019 г. приёмная семья может получать следующие виды пособий:
    • единовременное (на каждого ребёнка);
    • ежемесячное — составляет 40% от годовой зарплаты родителя (для детей до 1,5 лет);
    • ежемесячные выплаты на каждого ребёнка.

Статья 152 СК РФ

Помимо этих выплат, органы опеки должны оказывать приёмным семьям и другие виды социальной помощи. Для каждого региона имеется свой перечень льгот.

Школьные проблемы приемного ребенка

Когда я оформляла документы на Алешку, мне предложили «убавить» один год, сказав, что так поступают многие приемные родители. Я отказалась, ответив, что мы быстро догоним сверстников — с интеллектом у Алешки было все в порядке. Увы! Мне не объяснили, что интеллект и психика — две большие разницы, и что отставание в общем развитии «ликвидировать» гораздо легче, чем отставание в развитии психологическом.

Сама я поняла это, только когда настала пора идти в школу. В 7 лет мой сын оставался пятилетним ребенком

Все тесты, положенные первоклашке, он проходил, подтверждая, что с развитием, памятью, вниманием, логикой у него нормально. Но вот отношение к занятиям, дисциплина, необходимость сидеть полчаса за партой и слушать учителя… Заставьте пятилетнего малыша высидеть урок: он будет вертеться, вставать, разговаривать

Именно так и вел себя Алешка. Ничего, кроме раздражения, он, естественно, у учительницы не вызывал. Нас не спасли ни его отличная память, ни развитое воображение — к концу первого класса мы прочно заняли место самого слабого «троечника».

Вот тут-то я и пожалела, что не изменила дату рождения — лишний год до школы нам бы очень не помешал. Еще пожалела, что не оставила Алешку еще на год в детском саду. Такой вариант предложила мне умная и опытная заведующая, видевшая, что к школе ребенок совершенно не готов. Алешка уперся: «Хочу в школу!» И я пошла у него на поводу. Ну, и получила по полной программе.

Все одиннадцать лет в школе я постоянно доказывала учителям, что ребенок у меня золото, только вот неусидчивый очень. Винила себя — вырос, мол, в творческой среде, вот и раскован не в меру. А проблема упиралась в то, что, запустив первоначальные знания, мы так и не догнали программу. Заставить Алешку делать уроки первые два-три года было практически невозможно. Выручали хорошая память и сообразительность, но когда начались математика, физика, химия — начались и «двойки».

Особенно тяжело пришлось с русским. Имея богатый словарный запас (у Алешки правильная речь, он не путает ударения, не употребляет слов-сорняков, легко каламбурит) и легко поддерживая разговор даже со взрослыми, он пишет с ужасным количеством ошибок. Не помогли ни наказания, ни тренировки по переписыванию текстов и домашние диктанты, ни занятия с репетиторами.

Преподаватель литературы и русского в 11-м классе объяснила мне, что скорее всего это дисграфия, которая может быть последствием каких-либо психологических травм (уж мне ли не знать — каких!), и что исправить подобную неграмотность можно лишь в начальных классах. Но в начальных классах мой ребенок вызывал стойкую аллергию своим поведением, и легче (а возможно, и приятнее) было ставить ему плохие оценки, чем пытаться помочь освоить грамоту.

С тем и идем по жизни. Когда Алешка писал первое в своей жизни заявление о приеме на работу (дело было в школьные каникулы), я просто ушла из кабинета — пусть сам краснеет! Одно утешает: есть масса профессий, где знание грамматики и орфографии не обязательно. В общем, трагедию из этого факта мы не делаем, пытаясь приспособиться к обстоятельствам (в частности, получить хоть какое-то образование). Но если бы мне кто-то умный объяснил в свое время, что к чему, я сэкономила бы массу времени, средств и сил, а также нервов — как своих, так и чужих.

Юридический аспект

Теперь немного подробнее о том, как проходит подготовка приемных родителей к процессу усыновления. Точнее, нужно понять, чему конкретно обучают в школах для граждан, которые собираются взять к себе в семью неродного малыша. Как мы уже выяснили, обычно весь процесс делится на 3 курса. Но за весь период обучения рассматривается всего 4 аспекта усыновления. Они являются основными.

О чем идет речь? Первый аспект – юридический. С вами будут общаться юристы. Они поведают вам о том, какие права приемных родителей имеют место, просветит в вопросах взаимодействия органов власти при усыновлении. Также именно юридический аспект поможет понять все материальные и нематериальные права и обязанности приемных семей. Не стоит забывать и о требованиях, которые выдвигаются к кандидатам в усыновители. Может быть, выяснится еще на начальном этапе, что вы не соответствуете запросам. Тогда проходить обучение до конца не имеет никакого смысла.

Помимо всего прочего, именно во время изучения юридического аспекта, вам помогут разобраться, как усыновить ребенка. Юристы расскажут о необходимых документах и даже помогут собрать полный пакет. Очень удобно – если вам нужно, вы сможете в любое время получить качественную помощь профессионалов в нашем сегодняшнем непростом деле.

Обязанности родителей

Что ж, подготовка приемных родителей (как психологическая, так и юридическая) может считаться оконченной после прохождения курса обучения в специализированной школе. В среднем на процесс уходит около 2-3 месяцев, изредка полгода. Теперь стоит узнать о правах и обязанностях, которые у вас появятся.

Если честно, тут все предельно просто. И права, и обязанности у приемных родителей точно такие же, как и у кровных. Но вот только ответственность на первых лежит куда более серьезная. Ведь ребенка могут “отнять” при тех или иных обстоятельствах. Так что стоит подробнее рассмотреть обязанности приемных родителей, а также их права.

Что входит в первую категорию? Воспитание приемного малыша на основах взаимоуважения, любви, понимания; организация общего досуга, быта, взаимопомощи. Также сюда относят уход, лечение, систематические показы врачам-специалистам, защиту прав и интересов ребенка, обеспечение образования на должном уровне. Если у вас возникают какие-то проблемы с жилищными или жизненными условиями, которые способны помешать здоровому развитию ребенка, нужно в обязательном порядке сообщать об этом в органы опеки и попечительства.

Программа ШПР

Программа обучения в ШПР составляется органами опеки и попечительства субъектов РФ и может разнится, но в ней всегда присутствуют четыре основных блока:

  1. Психолого-педагогический. Преподаются аспекты возрастных   особенностей детей, приемы и методы воспитания. Создается и психологический портрет самих кандидатов в приемные родители. Рассказывается о семье, как форме воспитания: проблемах, конфликтах и способах их решения. Педагоги –психологи расскажут, когда и как открыть ребенку правду о его настоящих родителях, проработать имеющиеся эмоциональные травмы. Работа ведется и с самими претендентами в усыновители: их ожиданиями, сомнениями относительно принятого решения.
  2. Медицинский блок направлен на усвоение правил оказания первой помощи ребятам, методах диагностики в лечебных учреждениях.  Важные знания даются в части развития детей с особенностями или задержками психического развития. Здесь будущих мать и отца научат элементарным навыкам обработки ран, основам правильного питания.
  3. Социальное направление программы поможет дать ответы на вопросы   адаптации маленького человека в обществе: отношения в школе, со сверстниками, коммуникации с другими членами семьи.
  4. И, наконец, юридические вопросы. Освещаются темы прав и обязанностей приемных родителей, объема положенных выплат и социальных гарантий. Оказывается помощь в составлении документов: заявлений, прошений, в том числе и при смене форме устройства детей.

Формы обучения на курсах многообразны: лекции, тренинги, тесты, практические занятия, упражнения, индивидуальные или групповые собеседования, постановка ролевых сценариев.Может быть предложено написание сочинения на тему приема ребенка в свою семью.

Отдельное место в системе обучения отводится институтам наставничества и обмена информацией, когда более опытные приемные семьи в рамках коллективных тренингов передают знания своим начинающим коллегам.

Приветствуется похождение подготовки в ШПР обоих супругов, желающих принять детей в семью на воспитание, не возбраняется участие других совместно проживающих родственников.

Цели Школы приемных родителей

Занятия в ШПР разработаны для реализации следующих задач:

  • Психологическая подготовка кандидатов на усыновление для принятия ребенка в семью;
  • Воспитание умения преодолевать возникающие трудности в воспитании несовершеннолетнего;
  • Уметь находить сильные и слабые стороны свои и своих родственников;
  • Знакомство с нормами семейного права;
  • Изучение психологических и физиологических особенностей ребенка в разные возрастные периоды.

Занятия проводятся в форме тренингов, практикумов, семинаров. Кандидатам в усыновители предоставляется возможность не только получить знания от специалистов, но и поделиться собственным опытом друг с другом. По окончанию курса будущие родители смогут определиться в правильности своего решения, делают осознанный выбор в отношении пола и возраста ребенка, которого хотят взять в семью.

Существующая практика показала, что некоторые кандидаты в усыновители после посещения занятий отказываются от этого статуса или берут время на раздумье перед тем, как взять малыша. Такое поведение гораздо менее травмирующее по отношению к несовершеннолетнему, чем когда неготовые к этому семьи берут ребенка, а затем возвращают его в казенное учреждение.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются усыновители, считаются сложности в поведении детей, которые провели несколько месяцев (а иногда лет) в детском доме или интернате. На курсах приемных родителей взрослых учат справляться с ними и сводить к минимуму появление возможных неприятностей. Кроме того, кандидатам в усыновители рассказывают сложности в адаптации ребенка в новых условиях и способы сделать ее легче.

Наличие положительного заключения от психолога

Если психиатр даёт заключение исключительно с медицинской точки зрения, то психолог рассматривает общую готовность и возможность кандидатов быть усыновителями.

Вопросы психолога будут направлены на выявление мотивации будущих родителей к усыновлению, искренность желания принять неродного ребёнка.

Кроме того, кандидатам будут предложены психологические тесты и анкеты, позволяющие составить наиболее полный психологический портрет. Процедура не является формальной, и относиться к ней нужно ответственно. Ответы на любые вопросы должны быть прямыми и искренними.

Даже при негативной характеристике от психолога, кандидаты могут обратиться в суд с заявлением об усыновлении. По решению судьи может быть назначена повторная экспертиза.

Обязанность

Приемные дети – это, как уже было сказано, очень серьезное решение. Особенно если речь идет не о новорожденных, а о более взрослых детях. Независимо от возраста ребенка, родителям придется заранее подготовиться, настроиться на то, что в их доме будет, по сути, чужой (не родственник по крови) человек. Это не всегда легко сделать.

Поэтому с недавних пор в России все кандидаты в приемные родители должны пройти соответствующее обучение. Создаются специальные школы для тех, кто собирается взять малыша из детского дома. Это обязательный процесс, который закреплен законодательно. Без соответствующего документа о прохождении обучения вам попросту откажут в усыновлении. Так что заблаговременно стоит побеспокоиться о том, чтобы пройти его.

Последствия

Получение решения суда не является окончанием процесса. Усыновление подлежит регистрации в ЗАГС. С этого момента у сторон возникают правовые последствия:

  • на основании решения суда, исключаются сведения о биологических матери и отце;
  • кровные родители и другие родственники теряют юридические права на ребенка;
  • ребенок унаследует имущество усыновителей в случае их смерти, а усыновители имеют аналогичные права на его собственность;
  • граждане могут получить единовременное пособие при усыновлении.

Исключение составляет ситуация, когда происходит внутрисемейное усыновление. Тогда ребенок теряет официальную связь с родственниками и родителем, с одной стороны. Связи со вторым родителем сохраняются.

Если родитель умер, а несовершеннолетний усыновляется, то бабушки и дедушка могут требовать сохранения родственной связи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий