Системный подход в управлении. Ситуационный подход к управлению

Системный подход

Согласно данному подходу, всякий объект или система должны рассматриваться как некая совокупность взаимосвязанных компонентов, у которой есть вход и выход (цель), обратная связь, возможность связи с внешней средой. Главными принципами системного подхода (применительно к управлению) являются следующие:

любой процесс принятия решения начинается с поиска и корректной формулировки точных целей;
принятие решения должно происходить посредством восхождения от абстрактного к конкретному;
обязательно необходимо заранее искать и анализировать потенциальные методы достижения цели;
должно быть единство исторического и логического анализа и синтеза;
отдельные цели в подсистемах не должны противоречить общесистемным целям;
в каждом объекте проявляются разнокачественные взаимодействия и связи, которые необходимо принимать во внимание.

Функции менеджмента

Первой функцией считается планирование. На этом этапе руководство занимается постановкой целей и задач и определяет направление деятельности подразделений компании. Можно говорить о том, что планирование позволяет выработать единую систему действий элементов организации по достижению поставленных целей.

Планирование является постоянной деятельностью руководителя. Дело в том, что и внешняя среда, и внутренние переменные постоянно вносят корректировки в выбранную стратегию. Поэтому менеджеру следует все время отслеживать соответствие текущей деятельности поставленным целям.

Функция организации предусматривает разработку организационной структуры предприятия, выработку алгоритма взаимодействия и передачи информации между различными подразделениями. Еще одной задачей организации является создание иерархии подчинения. Руководитель не только подбирает персонал для выполнения конкретных работ, но и делегирует ему часть ответственности и полномочий.

Но для успешной деятельности одного делегирования полномочий недостаточно. Необходимо найти подход к каждому сотруднику с тем, чтобы повысить производительность труда. Если раньше считалось, что достаточно всем сотрудникам пообещать материальное вознаграждение, то сейчас исследователи утверждают, что существует множество различных мотиваторов. И задача менеджера – подобрать правильный для каждого сотрудника.

Современная теория менеджмента выработала несколько подходов к управлению персоналом. Один из них предлагает руководителю определить истинные потребности сотрудников для того, чтобы найти достойное побуждающее воздействие.

Любая форс-мажорная ситуация может повлиять на следование запланированным курсом. Именно поэтому функция контроля рассматривается как непрерывная. Чем раньше будет выявлено отклонение, тем быстрее и с меньшими потерями можно будет восстановить деятельность компании. Наиболее распространенными считаются три вида контроля. Первый – разработка стандартов. Все планы компании тщательно разрабатываются, и устанавливаются точные сроки выполнения задач. Второй – измерение. Предполагается, что результат деятельности, полученный за определенный промежуток времени, сравнивается с ожидаемым (запланированным) итогом. И наконец, третий этап контроля – корректировка. В работу предприятия вносятся поправки согласно полученным новым данным об окружающей среде или о внутренних нарушениях.

Ситуационное управление

Последним методом является ситуационный подход в менеджменте, основанный на принятии того или иного управленческого решения, в зависимости от конкретной ситуации. Компания постоянно взаимодействует с внешней средой, которая, в свою очередь, непрерывно меняется, требуя мгновенной реакции и введения актуальных корректировок в управление всеми производственными процессами.

При использовании такого подхода практически невозможно выявить конкретный метод управления компанией, поскольку есть множество ситуаций, оказывающих влияние на работу организации. По этой причине специалистами было установлено, что эффективнее выбирать управленческий способ в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Построение ситуационного подхода, автором которого является Гарольд Кунц, основывается не на группе конкретных действий, а на детальном анализе факторов, проникающих в производственный процесс из внутренней и внешней среды. Именно на основе этих факторов руководитель организации должен принимать решение, а применение ситуационного подхода уместно только при непредвиденных или нестандартных случаях.

Прибегнув к ситуационному подходу, руководитель должен применять все базовые принципы управления без исключения, которые используются во всех организациях

Также следует брать во внимание эволюцию специфических приемов, предназначенных для эффективной работы и непрерывного роста компании. Менеджер должен регулярно проводить анализ ситуации на производстве и устанавливать уровень ее влияния на производственный процесс

Общие принципы ситуационного подхода

Главная особенность ситуативного подхода заключается в отсутствии универсального способа управления. Наиболее эффективным считается метод, соответствующий сложившейся ситуации. Его эффективность определяется конечным итогом принятых мер.

Основным инструментом является мышление и авторитет руководящего состава. В первую очередь необходимо собрать полную информацию о сложившейся ситуации, объективно оценить ее и, отталкиваясь из уже имеющегося опыта, определить пути решения проблемы. Для этого нужно грамотно оценить масштаб организации, способности всех сотрудников, тонкости производства и влияние внешней среды.

Ситуационные модели лидерства

Ситуативный подход управления позволяет выявить уровень лидерских качеств современного управленца. Он определяется по таким показателям, как выполнение работ коллективом, эффективность принимаемых решений и степень удовлетворенности сотрудников. Для его определения было предложено 4 основных концепции:

  1. Модель Хауса и Митчелла «Путь-цель».
  2. Теория жизненного цикла, разработанная Херси и Бланшером.
  3. Модель лидерства Фидлера.
  4. Модель принятия решений руководителя, разработанная Врумом-Йетоном-Яго.

Теория «Путь-цель» предполагает, что руководитель будет не только управленцем, но и помощником. В случаях появления затруднений у конкретного лица, выполняющего поручения, руководитель станет ему помощником, что поможет достичь определенной цели. Не исключается разработчиками и значимость принимаемых управленцем решений.

Модели ситуационного лидерства также представлены моделью П. Херси и К. Бланшара, которая основана на ситуационной эффективности лидера. В соответствии с теорией лидерства выбор лидерского стиля в значительной мере может определяться через готовность последователей к выполнению задания.

Модель лидерства Фидлера переплетается с теорией «Путь-цель». Основоположник утверждал, что без доверительных отношений в коллективе невозможно наладить выгодное производство. Если руководитель не обладает нужным авторитетом у сотрудников, то после оказанной поддержки в трудный момент ситуация для начальника меняется в лучшую сторону. Здесь срабатывает принцип взаимозависимости.

Теория жизненного цикла разработана с учетом системного лидерского поведения. В его основе лежит указывающий, убеждающий и участвующий стиль.

Указывающий стиль обладает преимуществом при отсутствии желания со стороны исполнителей выполнять поручения

Руководителю важно в таких случаях уметь проявить директорские качества

Специфика стиля убеждения заключается в использовании в случаях умеренно-низкой готовности исполнителей выполнять поручения. Для воздействия в подобных случаях руководитель должен проявлять не только директивность, но и поддержку. Это несомненный плюс убеждений во всех сферах.

При умеренной степени желания у исполнителей выполнять поручения руководителю нужно проявить поддержку, что мотивирует к работе.

За основу модели лидерства, разработанной Врумом и его последователями, взята информация. Лидерские качества управленца проявляются в навыках работы с полученной информацией, в умении найти не только подходящие способы, но и назначить для работы подходящий круг лиц. Это главный признак лидерских качеств управленца.

Для принятия решения им могут применяться следующие стили:

Методология ситуационного управления

Специалисты в области ситуационного менеджмента рассматривают накопленный опыт и эффективность принятия решений другими управленцами в аналогичных условиях. Сама же методология представляет собой четырехшаговый процесс.

Во-первых, руководитель должен быть знаком с эффективными средствами управления. Ему необходимо разбираться в теории поведения подчиненных и потребителей, знать основы системного анализа, уметь выделять наиболее значимые факторы (как внутри фирмы, так и за ее пределами), контролировать ход выполнения поставленных задач.

Во-вторых, управляющему необходимо уметь прогнозировать развитие ситуации в зависимости от принятого решения и уметь рассматривать несколько альтернативных решений одновременно. Поскольку все современные подходы к управлению имеют положительные и отрицательные стороны, этот навык оказывается наиболее ценным для руководителя.

В-третьих, необходимо уметь правильно выделять причинно-следственные связи между событиями. Только адекватная оценка ситуации позволит принять верное управленческое решение. К сожалению, этот навык приходит только с опытом.

И, наконец, в-четвертых, этот подход к управлению требует умения увязывать между собой различные приемы воздействия на деятельность предприятия. Необходимо строить такую программу действий, которая давала бы минимальный отрицательный эффект (т. е. не повлекла бы за собой негативные изменения прочих факторов) в существующих обстоятельствах.

Программно-целевой подход

Данный подход базируется на правильном выявлении целей компании и разработке необходимых программ по наилучшему достижению данных целей (наименьшим затратам ресурсов, нужных для осуществления программ).

Программно-целевой подход представляет развитие компании в виде ряда стадий:

  • формулирование желаний и появление обобщённой модели компании;
  • анализ потенциальных альтернативных моделей управленческих решений и выбор только одной из них;
  • разработка программ под эту выбранную модель менеджмента;
  • раздробление стратегической цели на подцели с выделением главных задач и приоритетов для эффективного решения (с учётом финансовых, трудовых и материальных ресурсов);
  • анализ результатов реализации всех этапов исходя из сроков, объёмов и главных результатов.

Процесс реализации принятой программы менеджмента должна постоянно контролироваться, т.к. на каждом этапе могут появляться новые, ранее не учтённые обстоятельства.

Что такое ситуационный подход

Бизнес является живым явлением. Его ход полностью просчитать невозможно, поскольку на это влияют многие факторы. Своевременно правильно принятое решение способно изменить ход бизнеса в лучшую сторону. Ситуативный подход – это один из многочисленных способов управления в менеджменте.

В основе данного понятия лежит ситуация, влекущая за собой набор определенных обстоятельств. При правильном подходе большинство из них можно направить на увеличение прибыли. Нежелание работать со сложившейся ситуацией может стать причиной банкротства.

Ситуация может иметь как внутренний характер, так и внешний. По этой причине управление ею и выбор решения в большинстве случаев требует комплексного подхода, исходя из складывающейся ситуации. К положительным сторонам системы относится формирование личностных качеств управленца, его умение владеть ситуацией, что способствует развитию нестандартного мышления. Это является достоинством в любой сфере.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

К недостаткам подхода относят отсутствие возможности определить именно те факторы, которые напрямую влияют на успех предприятия.

Значение системного подхода в менеджменте

Важность системного подхода заключается в том, что
менеджерам легче координировать свою конкретную работу с работой организации в
целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для
генерального директора, поскольку системный подход помогает ему поддерживать необходимый
баланс между потребностями отдельных подразделений и целями организации в
целом

Это заставляет его задуматься о потоке информации через всю систему, а
также подчеркивает важность коммуникации.

Системный подход помогает выявить причины неэффективных
решений и предоставляет инструменты и методы для улучшения планирования и
контроля.

Современный менеджер должен обладать системным мышлением,
потому что:

Менеджер должен воспринимать, обрабатывать и
систематизировать огромное количество информации и знаний, необходимых для
принятия управленческих решений;

Менеджеру необходима систематическая методология, которая
поможет ему соотнести одно направление деятельности его организации с другим,
чтобы избежать квазиоптимизации управленческих решений;

менеджер должен видеть лес за деревьями и общее за частным;
он/она должен подняться над повседневной рутиной и осознать место своей
организации во внешней среде и то, как она взаимодействует с другой, более
крупной системой, частью которой она является;

Системный подход к управлению позволяет менеджеру быть более
продуктивным при выполнении своих основных функций: Прогнозирование,
планирование, организация, руководство, контроль.

Системное мышление не только способствовало развитию новых
представлений об организации (в частности, акцент на интегрированной природе
предприятия, а также первостепенной важности и значимости информационных
систем), но и обеспечило разработку полезных математических инструментов и
методов, которые значительно облегчают принятие управленческих решений,
использование более совершенных систем планирования и контроля. Таким образом,
системный подход позволяет всесторонне оценить любую
производственно-хозяйственную деятельность, а также деятельность системы
управления на уровне конкретных характеристик

Это поможет проанализировать
любую ситуацию в рамках конкретной системы, чтобы определить характер проблем
на входе, в процессе и на выходе. Применение системного подхода позволяет
оптимально организовать процесс принятия решений на всех уровнях системы
управления.

Несмотря на все положительные результаты, системное мышление
еще не выполнило своего самого важного предназначения. Утверждение о том, что с
его помощью можно применить современный научный метод к менеджменту, пока не
реализовано

Отчасти это объясняется тем, что большие системы очень сложны.
Нелегко разобраться во множестве способов, которыми внешняя среда влияет на
внутреннюю организацию. Взаимодействие многих подсистем в организации не очень
хорошо изучено. Границы систем очень трудно определить; слишком широкое
определение приводит к накоплению дорогостоящих и бесполезных данных; слишком
узкое определение приводит к частичному решению проблем. Нелегко будет
сформулировать вопросы, с которыми столкнется компания, чтобы точно определить
информацию, необходимую в будущем. Даже если найдено лучшее и наиболее логичное
решение, оно может оказаться невыполнимым. Тем не менее, системный подход
обеспечивает более глубокое понимание того, как работает бизнес.

Виды систем

Теория различает два различных вида систем – открытые и закрытые. Закрытая жестко ограничена и практически независима от внешнего мира. Ярким примером такой системы является часовой механизм. Среди предприятий практически не встречается совершенно закрытых систем.

Чаще мы сталкиваемся с открытыми системами. Они характеризуются тем, что активно взаимодействуют с миром. Такие системы нуждаются в энергии, информации, материалах и ресурсах (как физических, так и финансовых и человеческих). Все это обнаруживается во внешней окружающей среде. Кроме того, открытые системы умеют адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Это обязательное условие продолжительной жизни открытой системы.

Функциональный подход

Функциональный подход в менеджменте – это подход, базирующийся на комплексном изучении основных функций (качеств, свойств) управленческой системы, согласованное использование которых способствует достижению тактических и стратегических целей предприятий, фирм и компаний.

Иначе говоря, при данном подходе потребность понимается как система функций, необходимых для её удовлетворения. Через выделение таких конкретных функций формируется ряд альтернативных объектов, необходимых для осуществления данных функций. В результате выбирается тот, для которого нужно минимум общих затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.

Основными этапами внедрения функционального подхода в менеджменте являются:

  • системная классификация различных типов (общих, внешних, внутренних и др.) функций менеджмента;
  • формирование оптимальной модели взаимосвязей (взаимозависимостей) разных видов функций;
  • формирование наиболее рациональной модели построения управленческой деятельности компании (всеми функциональными подразделениями).

На основании общих функций управления (планирования, организации, координации, мотивации, контроля, реализации собственности, власти) менеджеры выполняют следующие основные функции:

  • функции маркетинга – маркетинговые исследования и др.;
  • определение направлений и способов деятельности с другими предприятиями-поставщиками и вышестоящими органами;
  • обоснование конкретных функций менеджмента в зависимости от стратегической цели компании;
  • формирование организационной структуры предприятия, фирмы, компании и её усовершенствования в процессе функционирования и развития.

Процессный метод

Вторым базовым методом является процессный подход к управлению, который рассматривает его в виде непрерывной связи управленческих функций. Эти функции представлены:

  • мотивацией;
  • планированием и организацией;
  • контролем;
  • координацией.

Мотивация необходима для того, чтобы стимулировать рабочий коллектив на скорейшее достижение целей, а если руководитель не будет мотивировать сотрудников на результат, то воплощение задуманных планов по развитию организации в жизнь станет практически невозможным. Предназначение поведенческой функции заключается в стремлении коллектива достичь лучшего результата в выполнении возложенных на них обязанностей.

Функция планирования предназначена для постановки задач и целей, а также для того, чтобы выработать эффективную стратегию для определения результата и распределения ресурсов из внешней среды. С помощью планирования руководитель направляет деятельность коллектива на достижение поставленной задачи, формирует комфортный климат компании и формирует у сотрудников четкое понимание конечной цели их деятельности.

Функция организации и контроля

Организационная функция в экономической школе предназначена для создания рабочей структуры предприятия, которая будет эффективно функционировать, а также для того, чтобы рабочий коллектив своевременно получал информацию о работе организации. Каждый сотрудник в обязательном порядке должен быть ознакомлен с основными правилами и уставом производства, организационной структурой компании. Также на данном этапе между сотрудниками распределяются должностные обязанности.

Практическое применение

Использование процессного подхода можно рассмотреть на примере Отдела по выпуску карт Операционного департамента в ПАО Сбербанк. Работа операционного департамента заключается в занесении клиентских данных в банковскую систему, а также в обработке и рассылке корреспонденции по услугам и продуктам, предоставляемым клиентам.

Реализация таких задач напрямую связана с функциями управления, поскольку отдел по выпуску карт составляет план в зависимости от количества потенциальных клиентов. Также отдел выполняет следующие задачи:

  • планирует объем пластика, необходимого для бесперебойного выпуска карт;
  • рассчитывает ресурсы для оптимальной работы организации;
  • организовывает процесс выпуска и доставки карт.

Всех сотрудников нужно мотивировать, чтобы они качественно выполняли свои обязанности, а для этого и нужна функция мотивации, которая представлена ежегодной и ежеквартальной выдачей премии. Что касается нематериальной мотивации, то она заключается в непрерывном обучении сотрудников для повышения их квалификации.

Особенности процессного подхода

Впервые, процессный подход, как теория управления был предложен административной (классической) управленческой школой, которая описала и сформулировала функции управления в качестве независимых друг от друга единиц. 
Этот подход, с позиции управленческой науки, рассматривает управленческие функции в качестве взаимосвязанных единиц. М. Х. Мескон предложил следующее определение процессного подхода: 

Определение 2

Процессный подход в управлении – это подход, который основывается на теории, в рамках которой управление представляет собой непрерывную серию взаимосвязанных функций, либо действий. 

Автор теории процессного подхода является Л. Файоль, который говорил о том, что управление является предсказыванием и планированием, организацией и распорядительством, координацией и контролем. 

Позднее, разными авторами предлагались различные классификации функций управления. Например, М. Х. Мескон говорит о том, что управленческий процесс включает в себя четыре взаимосвязанных функции: организации, контроля, мотивации и планирования. Данные функции объединяются связующими процессами принятия решений и коммуникации. 

Лидерство (либо руководство) принято рассматривать в качестве самостоятельной деятельности, которая нацелена на достижение организационных целей. Процессный подход базируется на том положении, что все управленческие функции обладают определенной взаимосвязью. 

Ситуационный подход

Суть этого подхода в необходимости комбинированного использования различных управленческих методов в зависимости от конкретных обстоятельств и ситуации, т.к. организация является открытой системой, которая постоянно взаимодействует с внешней средой. Иначе говоря, главные причины всего происходящего внутри организации (в её внутренней среде) лежат в тех обстоятельствах, в той ситуации, в которой данная организация должна действовать в данный момент.

Центральным понятием данного подхода являются «ситуация» как конкретная совокупность обстоятельств, оказывающих воздействие на деятельность организации в определённым момент.

Данный подход оперирует понятием «ситуационного мышления» как осознания того, какие из приёмов будут более подходящими и эффективными в конкретной ситуации. Есть большая сложность в применении данного подхода в менеджменте: они многочисленные, взаимосвязанные и не могут рассматриваться независимо друг от друга. По этой причине руководителю организации сложно выбрать правильный метод под конкретную ситуацию.

Вся теория ситуационного подхода сводится к следующим положениям:

для руководителя важно верно интерпретировать ситуацию, определять важные факторы в конкретной сложившейся ситуации, прогнозировать потенциальный эффект от внесения изменений в некоторые показатели сложившейся ситуации;

руководитель должен владеть эффективными средствами и знаниями по профессиональному управлению: понимать суть самого управленческого процесса, специфику индивидуального поведения и психологии групп, уметь проводить системный анализ, контролировать, планировать, использовать количественные методы для правильного принятия решений;
для обеспечения высокой эффективности коллектива каждый руководитель должен уметь подбирать подходящие приёмы и методы, дающие минимальный отрицательный эффект, под конкретные ситуации;

важно уметь заранее предвидеть как положительные, так и отрицательные последствия от использования в конкретной ситуации каждого из методов менеджмента (например, при поднятии зарплаты всем сотрудникам, их мотивация на короткое время повысится, но для организации эта мера может оказаться разорительной).

Ситуационный подход лежит в основе Гарвардской школы бизнеса – самой престижной в США.

Основные положения ситуационной теории управления

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию менеджмента,
используя возможности прямого применения науки к конкретным ситуациям и
условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть
конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данный
конкретный момент времени

Поскольку ситуационный подход сосредоточен на
ситуации, он подчеркивает важность «ситуационного мышления». При
таком подходе менеджеры могут лучше понять, какие методы будут в большей
степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации

Ситуационный подход, который был разработан в конце 1960-х
годов, не считает, что концепция традиционной теории управления,
бихевиористской школы и школы науки управления ошибочна. Системный подход, с
которым тесно связан ситуационный подход, пытается интегрировать различные
подходы. Как и системный подход, ситуационный подход — это не простой набор
предписывающих рекомендаций, а скорее способ мышления об организационных
проблемах и их решениях. В нем также сохраняется концепция управления,
применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что хотя
общий процесс один и тот же, конкретные методы отличаются друг от друга.

Ситуационный подход пытается связать конкретные методы и
концепции с конкретными ситуациями для наиболее эффективного достижения целей
организации. Ситуационный подход фокусируется на ситуационных различиях между
организациями и внутри них. В нем делается попытка выяснить, что представляют
собой соответствующие переменные и как они влияют на эффективность организации.
Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехэтапный процесс:

  1. руководитель должен быть знаком с
    профессиональными инструментами управления, эффективность которых доказана. Это
    подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового
    поведения, системного анализа, методов планирования и контроля, а также
    количественных методов принятия решений.
  2. каждая из концепций и методов управления имеет
    свои сильные и слабые стороны или сравнимые характеристики при применении к
    конкретной ситуации. Менеджер должен уметь прогнозировать вероятные
    последствия, как положительные, так и отрицательные, применения того или иного
    метода или подхода.
  3. менеджер должен уметь правильно интерпретировать
    ситуацию. Он должен правильно определить, какие факторы являются наиболее
    важными в данной ситуации и каков будет вероятный эффект от изменения одной или
    нескольких переменных.
  4. менеджер должен уметь увязывать конкретные
    методы, которые вызовут наименьший негативный эффект и наименьшие неудобства, с
    конкретными ситуациями, обеспечивая тем самым достижение целей организации
    наиболее эффективным способом в данных обстоятельствах.

Успех или неудача ситуационного подхода во многом зависит от
третьего шага, который заключается в определении ситуационных переменных и их
влияния. Если это сделано неправильно, невозможно полностью оценить
сравнительные свойства или адаптировать метод к ситуации. Если есть возможность
проанализировать ситуацию, то нет необходимости прибегать к догадкам или методу
проб и ошибок для определения наиболее подходящего решения организационных
проблем. Хотя ситуационный метод не был полностью доказан, недавние
исследования показывают, что некоторые ситуационные переменные могут быть
выведены. Установление этих основных переменных, особенно в области лидерства и
поведения организационных структур, и количественные оценки являются наиболее важным
вкладом ситуационного подхода в менеджмент.

Ситуация на рынке диктует условия

Ситуационный подход к управлению предполагает, что принятие решения должно базироваться на анализе текущего положения вещей на рынке. Только изучив конкретный для заданного момента набор условий, можно принять единственно верное решение. Теоретики этой школы не считают все остальные методики управления неверными или ошибочными. Наоборот, они пытаются интегрировать частичные подходы других учений. Наиболее перспективным в этом плане считается системный подход в управлении.

Управление предприятием на основе анализа рыночной ситуации предполагает наличие у руководителя ситуационного мышления – умения концентрироваться на конкретных задачах и поиске их решения. При этом менеджеру необходимо не навредить выполнению стратегических целей компании. Это и объединяет ситуационный и системный подходы к управлению предприятием.

Удивительным оказывается еще и тот факт, что теоретики менеджмента еще в 20-е годы XX века говорили о том, что ситуация управляет всем. А известный приверженец и создатель теории организаций Мэри Паркер Фоллет утверждала, что «различные ситуации требуют различных знаний».

Подсистема

Мы уже помним, что система состоит из элементов. Чаще всего каждая такая составляющая сама является системой. Для упрощения понимания их называют подсистемами

Разбиение организации на такие разделы очень важно, особенно когда необходимо выработать подходы к управлению качеством. Ведь сбой в работе какой-то подсистемы приведет к принятию ошибочных решений в самой системе

Поэтому неисправности в работе даже самой маленькой структуры могут сказаться на результате всей производственной деятельности.

Именно понимание того, что предприятие – сложная составная открытая система, позволяет объяснить, почему невозможно безусловно применить постулаты какой-то одной школы менеджмента для эффективного управления. Ведь каждая из них концентрировалась на какой-то одной подсистеме. Так, школа научного управления изучает технические подсистемы, а бихевиоризм занимается социальной стороной вопроса работы организации.

Современные исследователи утверждают, что успех фирмы определяется факторами внешней среды. Именно они предопределяют условия и возможности функционирования компании. И только изучив состояние дел во внешнем окружении, менеджер может выбрать наиболее рациональное и эффективное решение задачи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий