Структура мировоззрения: философское, религиозное и историческое

Религия

В переводе с латыни означает “святость” или “благочестие” и является одной из форм мировоззрения, в основе которой лежит вера в сверхъестественный мир, играющий важную роль в жизни каждого человека. Для этого типа мировоззрения мир имеет цель и свой разумный смысл. Как и другие типы мировоззрения в философии, религия имеет свою специфическую точку отсчёта, коей является Бог как одно из основных духовных начал этого мира. Бог не только придаёт единство и целостность всему миру, но и влияет на ход мировой истории, при этом являясь высшей инстанцией и источником неиссякаемой силы и мощи. Религия полагается на образные эмоции и восприятие. Вера и культ являются основными элементами любой религии.

Основные мировые религии:

  • Ислам.
  • Христианство.
  • Буддизм.
  • Иудаизм.

Основные факторы мировоззрения

  1. Ценностный.
  2. Чувственно-эмоциональный.
  3. Интеллектуальный.
  4. Поведенческий, который является последствием влияния предыдущих трёх факторов.

Зачастую каждое из явлений имеет особенную, характерную только для конкретного события, структуру. Мировоззрение, его структура и типы взаимосвязаны между собой, и эту связь можно рассмотреть на примере связи мировосприятия, мироощущения и миросозерцания. Это явление многоплановое и достаточно сложное, объединяющее в себе сразу несколько факторов, которые не только влияют на становление, но и могут быть весьма противоречивыми. Типы мировоззрения формируются благодаря таким факторам, как:

  • Воля.
  • Возраст.
  • Здоровье.
  • Окружение.

Мировоззрение в философии

Понятие «мировоззрение» окончательно заняло ячейку в научной деятельности немецкой классической философии в конце XVIII века. Но в дальнейшем приняло много изменений в своей структуре. Человечество продолжает развиваться, соответственно философия совершенствуется.

Философия (в переводе с др. греч. – любомудрие; любовь к мудрости) – это основная форма человеческого сознания, наука о мыслях человека, наука о появлении мира, природы и общества, учение об общих ценностях и принципах во благо общества. Эта наука взяла начало в VII-VI веках до н.э. в Китае, Индии и Древней Греции. С того момента философия стала основной и неизменной формой сознания, которой человечество интересовалось все последующие века.

Проживание людей на земле носит исторический характер. С каждым годом, десятилетием и веком меняются человеческие ценности, основы бытия и отношение к моральным устоям. В миропонимании каждой эпохи выделяется общий интеллектуальный и психологический настрой каждой страны, а также разных социальных сил, который называется менталитет. Такое течение позволяет условно охарактеризовать и обобщить взгляды любой национальности. Это показывает, что понятия мировоззрение и менталитет тесно переплетаются между собой.

В совокупности с философией мировоззрение принимает более осознанный вид. Одни материальные познания не строят понимания окружающего до конца. Философская наука вносит в знания смысл и помогает человеку развиваться не только умственно, но и «духовно». Таким образом он начинает мыслить гораздо шире. Но вещи, которые человечество не смогло объяснить, продолжают нести фантастический смысл.

Можно вывести три компонента, которые крепко связывают мировоззрение и философию: мировоззрения-знания, ценности и программы действия. При этом знания и ценности могут быть противоположными. Познанием движет стремление личности к объективной реальной истине, а ценности строят отношение к обществу, ставят цели, вызывают интерес к смыслу бытия.

Ценностный склад ответственный за нравственные и эстетические качества личности. Через соотношение познаний и идеалов происходит оценка происходящего. Впоследствии этой оценки познания — ценности уравновешиваются и приводятся в согласие. Так сочетается не сочетаемое — интеллект с эмоциями.

Мифология

Эта форма мировоззрения возникла в эпоху земледелия, собирательства и охоты. Древние греки понимали этот термин как рассказ или слово. В современном понимании мифы – это в первую очередь старинные рассказы о чудовищах, богах и легенды прошлых лет. В настоящее время этот термин воспринимается как сказка, фантастический рассказ, представляющий собой выдумку, с помощью которой современный человек пытается описать окружающий его мир. В действительности каждый миф со временем становится лишь сказкой и воспринимается как сказание, описывающее нечто такое, чего в нашем мире не существует. Мифы для древнего человека – то же самое, что и научная теория для современного. В сущности, мифы являются не выдумками, а, скорее, элементами реальной жизни. Природа, социум и сознание человека представляют собой единое целое. Для понимания мифологического сознания необходимо понимание реальной жизни.

Большинство мифов пытаются ответить на такие вопросы:

  • Объяснение абсолютно всех природных явлений.
  • Достижения человека и его деятельность.
  • Происхождение всех живых существ на Земле.
  • Судьба, рождение, жизнь и смерть человека.
  • Долг, восприимчивость, нравственность и этика.

Стадии развития философского мировоззрения

Все в этом мире проходит несколько этапов — от зарождения до принятия окончательной формы. Известны 3 стадии эволюции философии мировоззрения:

космоцентризм – это взгляд на реальность, в основе которой лежит влияние на все сущее могучего и бесконечного Космоса;

  • теоцентризм – мнение, что весь мир, и видимый, и невидимый, зависит от сверхъестественных сил или Бога;
  • антропоцентризм – во главе всего стоит человек – венец творения.

Основные философские мировоззрения сформировались благодаря синтезу всех трех стадий развития, объединивших в единый объект изучение природы, человека и общества, в котором он живет.

Предмет философии. Исторические изменения предмета философии

Развитие идей о предмете философии тесно связано с изменениями в концепции философии. В истории философии существовало три основных подхода к определению предмета философии: древний, традиционный, современный. Объектом «древней философии», понимаемой как «протопознание» (оно включало в себя философские и научные знания), была вся реальность, мир в целом. В рамках этого «прото-знания» Аристотель подчеркнул «первую философию», объектом которой считалась реальность или первые основы.

Традиционное понимание объекта философии тесно связано с развитием метафизики в немецкой классической философии. Ее родоначальник И. Кант считал, что «метафизика — это истинная, истинная философия, предмет которой универсален». Для Гегеля также характерно понимание субъекта философии как универсального, то есть чистого мышления. Позднее отношение к универсалу было разным в разных философских системах как материалистического, так и идеалистического направлений.

В современной философии предмет философии трактуется по-разному. Для субъективно-антропологических доктрин, широко распространенных в западной философии, характерной особенностью является акцентирование внимания на проблеме отдельного человека, его сознания, на универсальности в существовании человека. Объект философии здесь — «целый человек». Для онтологических философских доктрин объектом философии является мир в целом. Философию интересует не только отдельная личность, но и весь мир. Философский подход характеризуется выделением и рассмотрением всеобщего в целом. В то же время не все универсальное в бытии является объектом философии, а только то, что связано с отношением к нему человека. Поэтому определение объекта философии универсальным в системе «мир — человек» представляется вполне законным.

Философия функционирует как система представлений о мире в целом и об отношении человека как целостного существа к этому целостному миру. И отношения между сторонами этой системы разделены на следующие аспекты: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. Объект философии — это то, с чем она имеет дело, что она изучает.

Философия в первую очередь занимается тем, что находится за ее пределами, с тем, что существует за ее пределами. Конечно, на определенном этапе развития сама философия может стать объектом особого внимания, относящегося к области метафилософии. Однако это разные аспекты философского исследования. Уточнение объекта философии подкрепляется определением основных проблем философии, составляющих ее содержание. В чем проблема?

Проблема в философии понимается как логическая форма познания, которая действует в форме вопроса и способствует организации познавательной деятельности. Иными словами, проблемы философии — это те организационные вопросы, которые философия решает как специфическую область знаний. Отличие объекта философии от проблем философии состоит, главным образом, в том, что проблемы философии отражают объект философии, но не полностью и не напрямую, а постепенно в виде вопросов.

Можно выделить две группы проблем философии, которые тесно связаны, но не сводятся друг к другу. К первому относятся вопросы, связанные с пониманием его объекта: мира, человека, отношений между ними, а также вопросы, уточняющие их на других уровнях исследования. Второй включает вопросы о происхождении философии и формах ее бытия, о природе философских знаний и методах исследования, об особенностях ее исторического развития.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Идея первичности потребностей и интересов перед отражающим их сознанием
  2. Сущность цивилизационного подхода к истории
  3. Повышение социального статуса архитектора и инженера
  4. Алгоритмы исследовательской деятельности
  5. Этика древнерусского человека — Диалогические элементы древнерусской культуры
  6. Источники философии. Соотношение философии и мифа, искусства, науки
  7. Античная философия
  8. Неоплатонизм
  9. Познание как творчество
  10. Концепция истории Гегеля

Единство философской, религиозной и научной картин мира

Диалектико-материалистическое понимание мира может быть резюмировано в следующих утверждениях:

    1. все сущее в мире есть различные проявления единой мате­риальной субстанции;
    2. все основания бытия материи коренятся в ее соб­ственной природе, поэтому и эволюция форм бытия происходит спонтан­но, вне зависимости от внешних, нематериальных факторов;
    3. сознание – одно из свойств материи, которое она порождает в процессе саморазвития.

В то же время едва ли не каждая про­блема в рамках философского понимания мира имеет и иные, зачастую противоположные решения, имеющие равные с изложенным права на су­ществование. Поэтому теперь представляется целесообразным сформули­ровать эти подходы в виде целостной концепции, раскрывающей «альтер­нативное» понимание мира, каким оно видится в начале ХХI столетия.

“Альтернативное” религиозное понимание мира, например, в христианском вероучении предстает как акт божественного творения мира и как реали­зация божественного замысла в последующем существовании природного мира и в человеческом бытии. Все – творение Бога, и все сущее зависит от бытия Бога. В рели­гиозной картине мира объяснение бытия природы и человека основывает­ся на вере в абсолютный, вне мира существующий дух, следовательно, на признании могущественного надмирового разумно творящего начала. Что же касается материи, то она самостоятельной творческой энергией, спо­собностью к развитию не обладает.

В си­стеме панлогизма Г. Гегеля абсолютный дух вовсе не внемировой, а как раз «мировой дух», который и является внутренней глубинной сущностью нашего мира. Раз­вертывание этой сущности образует все многообразные проявления и формы как действительного, духовного бытия (т. е. бытия человеческого духа), так и материального бытия (т. е. бытия природы), представляющего собой «инобытие» мирового духа. Все сущее разумно – вот «философское кредо» Гегеля.

Наиболее оригинальный синтез религиозных и философских взглядов прошлого изложен в тейярдизме – религиозно-философском течении, основоположником ко­торого был теоретик католицизма, французский ученый-палеоантрополог П. Тейяр де Шарден. Дух и материя, утверждал он, – это два состояния в развитии универсума. Материя – мать духа; сфера духа («ноосфера») – высшее состояние материи, результат возрастания сложности в ее восхо­дящем развитии. Эволюция универсума имеет предустановленную цель, а именно, образование «теосферы» – высшей концентрации разума, к кото­рой стремится космогенез. Энергия этого стремления не может быть мате­риальной, ибо она заставляет универсум развиваться в направлении воз­растания уровня сложности материальных объектов, т. е. направлении наименее вероятном. Следовательно, эта энергия может быть лишь энер­гией божественного духа, который в «точке Альфа» задает эволюции уни­версума направление движения к духовному полюсу мира – «точке Оме­га». Божественный дух – «первоначало» и цель эволюции универсума, ее «Альфа и Омега». В «точке Омега» осуществляются все человеческие идеалы, реализуются великое единение людей и вселенская любовь.

Возникшая в последние десятилетия синергетика обосновывает ре­альность изменения всех материальных систем в направлении повышения упорядоченности путем самоорганизации. Сегодня на основании результатов многих космологических иссле­дований можно утверждать, что Вселенная стала результатом какого-то гигантского замысла: ее теоретические модели, основанные на «чуточку» иных закономерностях, нежели существующие, оказываются резко упро­щенными по своей структуре. Реальная Вселенная просто не могла быть результатом случайных взаимодействий, спонтанная активность материи не могла породить человека и его разум. Отсюда возникает «антропный принцип» в понимании эволюции Вселенной. Однако, в отличие от религиозных представлений о мире, здесь Вселенная управляется не трансцендентным, божественным разумом, а ею же созданными физическими законами. Следовательно, ра­зум Вселенной ограничен, а не всемогущ, как божественный. Цель вселенского разума – структурирование, упорядочение, организация материи, строи­тельство систем разного уровня сложности, вплоть до разумных существ. «Инструментом» для реализации этой цели служит информационное поле, порождаемое всеми системами подобного типа.

Выбирая какую-либо из философских альтернатив в понимании ми­ра, надо ясно представлять себе, что философия крепчайшими (хотя и тончайшими) узами связана с жизнью. Следовательно, выбирая для себя теоретическую модель мира, человече­ство выбирает свое будущее. И этот выбор пока остается за нами.

Философия

Не все типы мировоззрения можно отнести к философским, однако при этом философия является одной из форм мировоззренческого сознания. Все, кто хоть немного знаком с мифами и легендами Древней Греции, знают, что греки жили в особом мире фантазий, которые впоследствии стали хранителями их исторической памяти. Большинство современных людей воспринимает философию как нечто очень далёкое от реальности. Как и любая другая наука, основанная на теории, философия постоянно обогащается новыми знаниями, открытиями и содержанием. Однако философское сознание не является доминирующей стороной идейного содержания этой формы мировоззрения. Духовно-практическая сторона как основной компонент сознания определяет его как один из мировоззренческих типов осознанности.

Отличие философии от других типов мировоззрения:

  • Основана на чётких понятиях и категориях.
  • Имеет собственную систему и внутреннее единство.
  • Основана на знаниях.
  • Характеризуется обращённостью мысли на саму себя.

Философская картина мира

В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, т.к. ему присущ  разум, благодаря которому он способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.

Пространство в философской картине мира выступает как способ упорядочения внешних восприятий, время – как способ упорядочения внутренних переживаний. Философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях.

Основная проблема философской картины мира:

соотношение мира и человека.

Подробнее

Первоначальное отношение человека к миру было исполнено благо­говения перед его величием. Мир представлялся всеобъемлющим живо­творящим началом, которое никому не дано познать и изменить. Задача человека виделась в том, чтобы уловить тайные ритмы мироздания и поступать в согласии с ними. Идея абсолютного господства мира над человеком пре­валировала в мифологическом сознании, а также в древнеиндийской и древнекитайской философии.

Первые европейские философы представляли мир как упорядоченное, организованное целое. Мировоззрение древнегреческих философов досократовского периода было всецело космоцентристским. Устройство мироздания, структура космоса – основной предмет их размышлений. Че­ловек же, по их представлениям, – это «маленький космос» (микрокосм), капелька, в которой отражается «большой» космос (макрокосм).

Начиная с Сократа, философы видели свою задачу уже не столько в познании мира вне человека, сколько в постижении самого внутреннего мира человека, мира его чувств и мыслей. Сократ произвел «антропоцентристский переворот» в античной философии. После него внешний мир стал рассматриваться не обособленно от человека, а в соотношении с ним. Философская картина мира становится образом человека в мире. Так, по Аристотелю, особое положение человека в мире определяется централь­ным положением Земли в структуре мироздания. После Аристотеля кос­мос стал отождествляться с миром вообще.

В средневековую эпоху складывается миропонимание, согласно которому и мир и человек являются творениями всемогущего бога. Возникает религиозная картина мира, в которой Земля и небо противопоставлены как природное и божественное, а человек оказался как бы между ними: с одной стороны, он венец божественного творения, с другой – царь природы. В теоцентристской философии человек выступает как существо исключительно духовное, его отношение к миру рассматривается через призму его отношения к Богу. Господство теоцентризма в философии было, по существу, безраздельным.

Н. Коперник, «сдвинув» Землю с центра мироздания, пробил первую брешь в религиозной картине мира. Наивной религиозной вере развиваю­щаяся наука противопоставила проверенное опытом знание о природе, в том числе и о строении человеческого тела. В эпоху Возрождения философия обращается к осмыслению целостной телесно-духовной природы человека, его способности к преобразованию предметной среды, его твор­ческой индивидуальности. Теоцентризм постепенно отступает перед ан­тропологической ориентацией философии.

Философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру, входят в третий блок оснований науки.

Характерные особенности мировоззрения

Как для индивидуального, так и для общественного мировоззрения характерны следующие особенности:

  • Историческая обусловленность. Мировоззрение человека формируется на основании мировоззрения общества, в котором он вырос. Таким образом, и в общественном, и в индивидуальном мировоззрении, как правило, глубоко заложены проблемы, пережитые этим обществом, различные «исторические травмы», знаменательные события и прочее.
  • Взаимосвязь с убеждениями. У каждого человека свои жизненные принципы и убеждения, и они всегда тесно взаимосвязаны с его мировоззрением. С возрастом некоторые убеждения меняются, и это сказывается на мировоззрении. Разумеется, присутствует и обратная зависимость. Новые знания и жизненный опыт могут влиять на мировоззрение, и это сказывается на убеждениях.
  • Зависимость от эмоций. Большинство людей искренне верит, что их мировоззрение ни в чём не противоречит законам логики и здравому смыслу. Но в действительности всё обстоит несколько иначе. Наше мировоззрение формируется преимущественно на основании эмоциональной оценки различных событий, которые мы переживаем сами или наблюдаем со стороны.
  • Зависимость от знаний. Фактические знания об окружающей действительности также оказывают существенное влияние на мировоззрение в процессе его формирования и развития. Например, оно очень сильно меняется у людей, изучающих основы психологии, поскольку они начинают лучше понимать мотивы других людей (и даже свои собственные).
  • Возможность активного формирования. В большинстве случаев мировоззрение формируется пассивно, на основании наиболее доступной информации (книги, телевизионные шоу, сериалы и прочее). Однако каждый человек имеет возможность самостоятельно искать новые знания, прикладывая усилия к тому, чтобы осознанно формировать своё мировоззрение и свою индивидуальность.

Как мировоззрение влияет на человека?

Мировоззрение и его роль в жизни человека исследуются специалистами. Они убеждены: от системы знаний, типа мышления и формы мировоззрения зависит реакция личности на происходящее.

Можно воздействовать на мировоззрение человека искусственно. Например, убедить его в том, что война – это благо, и он отправится воевать без раздумий.

Искусственное формирование мировоззрение практикуют политики. Они используют разнообразные средства, чтобы вести за собой людей, найти в их лицах поддержку. На деле они извлекают личные выгоды. Формирование мировоззрение начинается в раннем детстве. Здесь важен образ матери, для ребёнка – она и есть мир. Его ощущения, эмоции, чувства всегда связаны с материнским образом.

Если мать удовлетворяет потребности малыша, заботится о нём, кормит, то мир предстаёт ребёнку добрым и благожелательным. А если женщина забывает о материнских обязанностях, то ребёнок страдает, мир для него враждебен.

С годами малыш осознаёт, что не всё зависит от матери. У него формируется обыденное мировоззрение. Он уже может руководствоваться своим небольшим опытом, приобретёнными знаниями и давать оценку простым вещам.

Мировоззрение расширяется с каждым этапом жизни. Оно не прекращает формироваться вплоть до смерти.

Человек ищет своё место в мире, своё предназначение, пересматривает взгляды и систему ценностей, делает новые выводы. Таким образом, мировоззрение личности может изменяться и расширяться.

Мировоззрение играет огромную роль в жизни человека. Именно оно диктует ему правила жизни. Личность оценивает происходящее, поступает так, как велят ему принципы.

Каждый человек имеет право на собственную точку зрения, а значит, на мировоззрение. Оно может отличаться или быть общим с другими людьми. Всегда найдутся те, кто поддержит вас в ваших убеждения. Мировоззрение помогает человеку отличить правду ото лжи, вымысел от реальности и управлять своей жизнью.

Поэтому формированию мировоззрения уделяется огромное значение. Мы знаем, как опасно навязывание принципов и взглядов, мнений и убеждений. Хорошо, если личность способна внимательно подходить к оценке действительности и оценивать реальность, опираясь на подтверждённые факты.

Гуманистическое видение мира

Структура мировоззрения гуманистически настроенных личностей представляет собой обобщение принципов гуманизма, а именно человеколюбия:

  • Самое ценное в мире — человек.
  • Каждый индивидуум является самодостаточной личностью.
  • Все люди обладают безграничными силами для самосовершенствования, развития в любых отраслях жизни, а также имеют право проявлять свои возможности и таланты.
  • Любой индивидуум, являющийся частью общества, в состоянии самостоятельно изменить свое мышление, манеру общения, характер.
  • Каждый человек способен саморазвиваться и благоприятно воздействовать на окружающее его общество.

Мировоззрение современного человека

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам)

Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды

Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки

Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и ответственностью, потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.

Классификация видов мировоззрения

Существуют различные виды мировоззрения, которые классифицируются на разных основаниях.

  1. На мировоззренческой основе.

В соответствии с этим основанием выделяются:

  • теоцентризм (приоритет — Бог);
  • природоцентризм (приоритет — природа);
  • антропоцентризм (приоритет — человек);
  • социоцентризм (приоритет — общество);
  • наукоцентризм (приоритет — знания, наука).
  1. По вектору направленности.

По этому основанию можно выделить:

  • прогрессивное мировоззрение (переход от низких форм развития к высшим, движение к лучшему);
  • регрессивное или реакционное (переход от более высоких форм развития к низшим, движение к худшему);
  • революционное (выражение необходимости изменения, преобразования существующих реалий);
  • консервативное (приоритет — сохранение нынешнего положения);
  • оптимистическое (позитивное отношение к окружающему миру, будущему);
  • пессимистическое (негативное отношение к миру, будущему).
  1. По способу отражения окружающей действительности.

Выделяют следующие виды:

  • обыденное или житейское мировоззрение (приоритет — удовлетворение повседневных человеческих потребностей);
  • мифологическое (образно-символическое обоснование мира);
  • религиозное (основа — религиозные учения, к примеру: христианство, ислам; превалирование божественного, сверхъестественного начала над человеческой сущностью);
  • философское (теоретическое обоснование действительности, человеческого бытия);
  • научное или натуралистское (теоретическое осмысление результатов человеческого познания);
  • гуманистическое (провозглашение принципов гуманизма: самоценность жизни, свобода, демократия, толерантность и т.д.).
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий