Структура правовой системы
Система права и ее содержание обеспечивается юридическими нормами. Согласованность системы возможна лишь при грамотном соотношении всех правовых элементов. Ядром здесь является само право – некий каркас, базовая и несущая конструкция всей системы.
Характер права зависит от способа соотношения норм. Во многом, именно от этого зависит и построение правовых семей – национальных юридических массивов. Все правовые семьи выделены на базе общности некоторых признаков и черт. Так, единством в системе обладают следующие элементы:
- юридические источники;
- структура права;
- исторический путь правового развития;
- способы понимания нормы права.
Все представленные элементы постоянно взаимодействуют между собой. Формируется особая структура правовой системы, на основе которой ученые делают свои выводы о характере и роли юридических семей.
Итак, понятие правовой системы связано со способом построения диалога между народом и властью. Причем сам диалог может проявляться во множестве различных типов и форм. За всю историю человечества было предпринято много попыток выстроить эффективное управление людьми: насильственные методы проваливались, представительные способы успешно модернизировались. По итогу сформировалось несколько правовых семей, для каждой из которых характерны некоторые принципы и особенности. Далее будет подробно рассказано о появлении современных юридических семей и систем права.
Реализация права
Правореализация является третьим компонентом системы права. Юридические нормы законодательно встраиваются в поведение людей. Это, в свою очередь, сказывается на функционировании всей государственной системы. Специалисты в области права выделяют три формы реализации права:
- Пользование. Речь идет об активной реализации своих прав субъектами – организациями, простыми гражданами и государственными органами. В нормативных актах закрепляются права субъектов.
- Исполнение. Представляет собой воплощение в жизнь императивных норм. Например, судебная инстанция вынесла в отношении субъекта решение о необходимости реализовывать определенную обязанность. Удовлетворение решения суда как раз будет называться исполнением.
- Соблюдение. Здесь также идет речь об императивных нормах, но уже пассивного характера. Например, гражданин с детства усвоил ряд правил. Он знает, что их нарушение повлечет за собой установление санкций. Именно поэтому субъект реализует свою пассивную обязанность – не нарушать нормы закона.
Правореализация возможна за счет применения – особой юридической формы. Применение имеет своей целью воплощение правовых норм в жизнь. Распространяется представленная категория на неопределенный круг субъектов.
Составляющие правовой системы
Понятие
Правовые системы представляют собой правовые методы, которые связаны между собой и являются необходимыми и достаточными для выполнения правовой регулировки.
Ученые по-разному выделяют компонентное содержание для правовой системы. Для каждого более значимыми являются какие-то отдельные элементы. Но к основным и самым популярным следует отнести следующие: правовые отношения и нормы, юридические факты и практику, правовое сознание и культуру, правовые субъекты и объекты и другие
Помимо нормы права, важной характеристикой всей системы являются правовые статусы, процессы и состояния. Все элементы правовой системы взаимосвязаны между собой
Так, изменения и развития правосознания привело к трансформации и преобразованию правовых норм. Поэтому, можно утверждать, что внутренние связи системных компонент обеспечивают стабильность правовой системе, игнорируя возможные подвижности самих элементов.
Примечание
На правовую систему постоянно оказывается влияние внешних изменений и импульсов со стороны правового сознания и практики. Дополнительное воздействие могут оказывать социальные посылы общества, которые исходят в стабилизационный период. Такое явление является следствием того, что вход и выход правовой системы связаны с отношениями, которые складываются по факту. Законодатель в свою очередь познает их на определенном уровне объективности и приносит в них важный момент субъективной направленности и идеологии. Как результат, может возникнуть рассогласование между правовой системой и предметом регулирования.
Англосаксонская правовая семья
Англосаксонская система права именуется также англо-американской. Данной школы придерживаются Соединенные Штаты Америки (за исключением Луизианы), а также Англия, Северная Ирландия, Новая Зеландия, Канада, Австралия и несколько азиатских государств. Своим происхождением англосаксонская система обязана старому английскому праву.
На территории средневековой Великобритании особую роль играли прецеденты – постановления судов. Казуистичность являлась основным принципом правовой системы Англии. Это означало, что решения судов не преобразовывались в нормы законов, а сохранялись в форме казусов – разнородных правил. Если какой-либо человек судился, то о возможном применении санкций знали лишь единицы: все казусы находились в руках судебной власти.
Таким образом, основной особенностью правовой системы англосаксонского типа является прецедентность и казуистичность. Если романо-германская школа основана на принципе систематичности – планомерном формировании законов на базе нравственных установок, то в английской семье особого порядка никогда не существовало. Более того, здесь важную роль играет судебная ветвь власти, в то время как в романской семье основными законодателями являются представительные и исполнительные органы.
Оригинальность российской правовой системы
Оригинальность российской правовой системы, ее адекватность славянской культуры и законам, регулирующими развитие российского общества и, следовательно, ее самостоятельная ценность, защищает В.Н. Синюков. Потоки, школы, правовые идеологии и государства, которые сейчас доминируют в российской науке, а также противостоят друг другу, отмечает В.Н. У Синюков есть общая черта: позитивистская трактовка российской правовой культуры как явления, исчерпанного рамками естественного европейского историзма. Кредо этой позиции можно сформулировать так: «Я считаю Россию западной страной. Однако по историческим причинам страна отстает от других западных стран».
Вследствие этого науке остается педантично систематизировать «возможности, упущенные Россией на перекрестках истории» и перечислять исторические действия, «замедляющие формирование России» по западному, очевидно, образцу, вздыхать и горевать по причине ее «несчастной политической судьбы» (см.: Синюков В. II. российская законная система: Введение в единую теорию. Саратов, 1994г. С. 26–27. По тексту автор ссылается на работу: Оболонского А. В. Диалог с советологом Д. Хаммером о «вечных» российских вопросах // Государство и право. 1992. № 7. С. 119, 126).
Замечание 2
В. Н. Синюков подчеркивает необходимость поиска новых методологических инструментов. «Задача современной национальной правовой методологии – найти измерение правовой системы, которое не нарушило бы целостность этого правового явления с духовной структурой России, ее уникальным миром культуры.
Понятие правовой структуры общества
Правовая система общества является конкретно-исторической категорией и определена устойчивой единой совокупностью правовых институтов, формирующих своеобразный вектор социальной, экономической, политической и духовной жизни того или иного общества, основанный на историческом генезисе.
Систему права также справедливо называть “правовой действительностью”, так как, по сути, первоочередное содержание первой – фундаментальные правовые основы. Любая национальная правовая система, структура которой формирует комплекс норм и правил поведения, действующих в этом обществе, является одним из наиболее значимых критериев, определяющих его развитие.
Правовая система России, ее основные параметры
Идеология государства показывает уровень качества отображения принципов регулирования правовых норм, которые соответствуют правосознанию общества в целом, а также выступает как легитимный критерий каждому нормативно-правовому акту.
Федерализм – принцип, которым обуславливается создание правовой системы сложного состава, которая включает в себя все соответствующие субъекты.
Объективизация, выражаемая в полной совокупности нормативно-правовых актов, которые издают органы власти.
Регулирование взаимоотношений федеральных и региональных уровней власти, без правильного механизма взаимосвязей которых нарушится баланс, что приведет к появлению проблем при созидании ценностей, которые отвечают как общественному уровню граждан, так и государства в целом.
Не нашли ответ?
Просто напиши,с чем тебе нужна помощь
Мне нужна помощь
Политические функции
В первую очередь относительно политической жизни общества более выражена идеологическая функция. Историческое взаимодействие правовой системы и политической власти – явление симбиотического характера: ресурсы политической власти направлены на защиту и обеспечение функционирования правовой системы, в то время как легитимность власти определяется этой же системой права.
Для политического функционирования общества необходимо исполнение следующих правых функций:
- Целеполагание общественного развития.
- Легитимизация политической власти.
- Организация системы власти в обществе.
- Идентификация государства, определение суверенитета, национальной идеологии.
Другие нормативные правовые акты
Локальный правовой акт — тоже источник права. К ним относятся договоры с их общеобязательным характером исполнения для каждой стороны.
Также разделяют «нетипичные» источники права. К ним относятся:
- судебные прецеденты;
- правовые обычаи.
Судебный прецедент
Судебный прецедент — это конкретное решение суда по определенному делу. В современной России он применяется как источник права только в тех случаях, если рассматриваются судебные акты, влияющие на содержание норм уже принятых законов. Правовые прецеденты получили широкое распространение в англо-саксонской системе.
Правовой обычай
Правовым обычаем признается правило поведения, сложившееся в правовой практике и получившее широкое распространение. Оно не установлено прямо в законе РФ, но его применение может быть регламентировано международными договорами или актами внутригосударственного характера. Является самым древним источником права.
Глава 5. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
5.1. Понятие и признаки правовой системы общества
Правовая система общества – это единый комплекс взаимосвязанных юридических явлений (права, юридической практики и правосознания), с помощью которых осуществляется воздействие на поведение людей, их коллективов и организаций.свойствакомпонент гражданского обществаразновидность социальной (общественной) системы2. Это сложноорганизованная система. объективного праваб)юридической практикив) правосознанияединство. органически целостное образованиеэлементом государственного суверенитета.правовая система общества в целомотдельные ее крупные компонентыправо, юридическая практика, правосознаниеотличаются суверенностьюгосударства не должныстабильностью динамизмом.управляемаяуправляющая система.открытость, адаптивность, иерархичность, урегулированность, самоорганизованность
5.2. Логическая структура правовой системы общества
объективного праваПричем каждый из них имеет свойЮридическая практикаправосознанияюридическую энергию в определенное русло
5.3. Типы правовых систем и семей
Типология группировка тех или иных правовых систем по определенным основаниям (сходным признакам, содержанию и формам выражения, уровню развития и т.д.). национальная правовая системарабовладельческой, феодальной, буржуазнойсоциалистической правовых системах романо-германская, англо-саксонская, традиционно-религиозные(мусульманская, индусская, иудейская и т.п.)и иные правовые системы романо-германской семьекодифицированных и иных нормативных правовых актаханглосаксонскойсемьитрадиционных религиозно-правовых семейобщеймеждународной правовой системе,региональныемеждународные правовые системы выделения их общих черт и признаков различия
5.4. Функции правовой системы общества
функциямиотносительно обособленные направления однородного позитивного воздействия правовой системы на реальную действительность, в которых проявляется ее природа, место среди других систем (экономической, политической и пр.) и социально-преобразующая роль в жизни людей, их коллективов и организаций, государства и общества в целомСистема разнообразных внутренних и внешнихмногофункциональным системамосновныенеосновныепостоянныевременныевнутреннейвнешнейявныелатентныеэкономическую, политическую, социальную, идеологическую, экологическую, демографическуюинтеграционную, правопреобразующую, регулятивную, охранительную, контрольную, координационную, аксиологическую, коммуникативную, компенсационную, прогностическую, правосоциализаторскую функцию трансляции социально-правового опытаподфункций
6
Характеристика современных правовых систем
Современная картина мира в отношении правовых систем достаточно разнообразна. В современности выделяется 4 правовых семьи, каждая из которых включает до 50 национальных правовых систем, образующихся из-за более узкой специфики по сравнению с правовыми семьями.
Из-за разделения на столь большое количество правовых систем остается актуальной проблема градации юридических систем разных государств, и, как следствие, проблемы социального и экономического содействия. Хотя для устранения юридических барьеров, препятствующих сотрудничеству, реализуется идея международного законодательства, включающего положения, действующие во всех государствах.
Однако с другой стороны, как показывает структура правовой системы современных государств, в современных национальных системах права сочетаются исторические особенности и актуальные проблемы общества. Это позволяет сформировать наиболее эффективную систему права.
Особенности российской правовой системы
Вопрос об особенностях российской правовой системы в науке неоднозначен и противоречив. Основными вариантами классификации российского права системы как одной из правовых семей являются:
- российская правовая система принадлежит к романо-германской юридической семье;
- российская правовая система принадлежит к семейству социалистического права (или, имея отличительный характер, считается его основным представителем);
- российская правовая система принадлежит к семейству славянских законов (или, имея отличительный характер, считается ее главным представителем).
Первая точка зрения, представленная в работах ряда известных сравнительных материалов (А.Х. Саидов и др.), представляется наиболее предпочтительной, при условии, что российская правовая система обладает неотъемлемыми характеристиками своего специфического историко-культурного развития (это соответствует современным сравнительным исследованиям распределения различных групп государств в рамках римско-германской правовой семьи – романской, германской, скандинавской и т. д.).
Как утверждает А.Х.Саидов, развитие российской правовой системы в 10 и 19 веках, византийская культура, восприятие православия, поздние европейские законы и влияние Северной Европы позволяют нам завершить вступление в семью римско-германских правовых систем
Следует обратить внимание на следующие отличительные особенности особых сортов – евразийских:
- во 1-х, высочайшая, наиважнейшая, защита общих интересов, общего дела, духа соборности в ущерб личным стремлениям, их правам и интересам;
- во 2-х, бессилие индивидуального правового начала в культуре в целом;
- в 3-х, обширное продвижение неправовых регуляторов в обществе: моральных, морально-религиозных, корпоративных и т.п.;
- в 4-х, негативное отношение православной веры к базовым устоям законодательного общества и к праву, законодательной культуре;
- в 5-х, высочайшая степень «присутствия» государственности в социальной жизни и в идеологии государства, в национализации многих аспектов общественной жизни, в подчинении закона государству.
В 1917 году в России начался коммунистический эксперимент. В западном сравнительном праве советское право было отнесено к семейству правовых систем социалистических стран. К тому времени и в этот период социалистический закон часто интерпретируется как своего рода римско-германский закон.
- с одной стороны, принципы, нормы и структуры, предусматривающие принципиальное различие между правом Советской Социалистической Республики и буржуазным правом, освобождены от существующего российского законодательства;
- с другой стороны, принципы, нормы, институты и даже отрасли, ранее считавшиеся исключительным признаком буржуазного права, фигурируют в российском праве.
Согласно своим основным критериям правовой классификации, российское право всегда принадлежало к германской правовой семье и всегда оставалась таковой. Об этом свидетельствуют кодифицированный характер российского права, структура правовой нормы, принципы верховенства права и соответствующая иерархия источников права, основные принципы судебной организации и судебных процедур. Все это, однако, не мешает сохранению самобытности, особенностей, традиций российской правовой системы (см.: Саидов А. X. Указ, указ. соч. 334-340).
Замечание 1
М. Н. Марченко рассказал о социальных особенностях социалистического, а затем об определении постсоциалистической правовой системы. По его мнению, российская правовая система, которая является самой мощной и эффективной из всех старых социалистических правовых систем, в настоящее время открыта в переходном состоянии, взаимозаменяема с практикой и любой другой правовой системой (см. Марченко Н. Сравнительное право, 2001, стр. 373-474).
Понятие
Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними.
Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.
Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве.
Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.
Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.
Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).
Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.
Отрасль права — совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.
Рис. 1. Структура системы права
Романо-германская правовая семья
Романо-германская правовая семья представлена следующими странами: ФРГ, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, большинство стран Латинской Америки, Российская Федерация и др.
Исторические корни данной правовой семьи восходят к древнеримскому праву.
Ведущим источником романо-германского права является нормативно-правовой акт, а если говорить более точно – закон. Закон обладает несомненным приоритетом перед другими источниками. Система актов нормативного характера формирует основу правопорядка. Законодательство призвано регулировать все самые важные аспекты жизни.
Для романо-германской правовой семьи свойственны писаные конституции, имеющие высшую правовую силу. Нормы права в качестве общих моделей законного поведения формулируются органами исполнительной и законодательной властей. Вместе с тем удельный вес подзаконного и ведомственного нормотворчества очень велик. Суд не формирует права, он его лишь толкует и применяет.
Уже после, на правоприменителей, прежде всего суд, возлагается обязанность реализации данных общих норм права в конкретных административных и судебных решениях, что в итоге обеспечивает единообразие административной и судебной практики в масштабе всей страны.
К основным достоинствам романо-германской правовой семьи необходимо отнести четко систематизированную, непротиворечивую структуру законодательства.
К главным недостаткам – наличие пробелов и определенную оторванность от реальной жизни, так как законотворчество в объективной форме не может установить все преобразований и нюансы социальных отношений, не всегда поспевает за данными преобразованиями
Национальные правовые системы
Как установлено выше, велика связь государств и правовых систем. Последние выступают в качестве исторического формализованного опыта, то есть являются перечнем норм и правил поведения, приемлемых обществом на территории данной страны.
Национальные правовые системы разнообразны, их множество – до 200 видов, свойственных тому или иному государству. При этом каждой отдельно взятой системе свойственна и своя структура правовой системы, которая отличает ее от остальных.
Также, помимо прочего, стоит отметить, что среди этих систем существуют синтетические и естественные, различие между которыми основано на предпосылках их формирования. Так, синтетические системы образуются преимущественно путем перенятия правовых знаний от других государств, а естественные – с помощью актуализации правовой сферы под привычные историко-социальные традиции.
Структура правовой системы современных государств образует также систему функций и целей. Дело в том, что в результате генезиса национальных правовых систем выделяются некоторые приоритеты, которые, кстати, являются специфическими атрибутами той или иной национальной правовой системы. К числу выделившихся приоритетов можно отнести следующие примеры:
- Ориентация американской, английской, канадской и др. национальных правовых систем на судебную власть. За счет использования судебного опыта происходит расширение законодательства, а решения суда опираются на уже существующую систему прецедентного права.
- В государствах исламского мира система божественного права имеет ряд приоритетов над формальным правом и зачастую выступает в качестве источника правосудия.
- В Европейских государствах с социально-ориентированной экономикой, например в Финляндии, право представлено в первую очередь социально-значимыми положениями, а политические и экономические аспекты находятся на втором плане.
- В России и ряде стран СНГ право в равной степени существует в частном и публичном видах, никакой приоритет не признается, а также основным источником законов выступает законодательная власть.
Особенности Российской правовой системы
Правовая система РФ имеет неоднозначные оценки у экспертов. Далеко не все уверены, что она самобытна и самостоятельна. Так к какой правовой семье относится Россия?
Одни утверждают, что Российская правовая система не принадлежит ни к одной из известных моделей правовой семьи и является сугубо самобытной. Это мнение подкрепляется фактами того, что российское право имеет определенные отличительные черты от классических англо-саксонских и романо-германский представлений систем права для православных семей. Эксперты придерживаются мнения, что система права в Российской федерации самостоятельная и независимая. Даже при учете, что в ней сочетаются разные подсистемы, и отсутствовало единство на протяжении всего периода ее развития.
Второе мнение основывается на сравнении с романо-германской системой. Правовая Россия действительно многое переняла у византийского и римского права, а позже у европейского. Вместе они определяют романо-германскую правовую семью. При этом система права РФ имеет свои уникальные аспекты и нормы. Например, система РФ не признавала казуальное право, которое в остальных странах было довольно частым явлением. Законодательная система РФ регулирует норму права, которая является обязательным актом действия для каждого правова субъекта.
Третья позиция представляется собой синтез взаимных черт и характеристик от других систем. Хотя, все ученые подтверждают, что правовая система Российской федерации наиболее близка с романо-германской семьей.
Также бытует мнение, что правовая система современной России одна из самых мощных систем, в которой преобладает социалистический настрой. На данном этапе ей характерна и национальная правовая система. В целом, система права в РФ открыта для интеграции идей и опыта, благодаря настроям правовой конвергенции.
Сегодня все развитые страны идут по пути создания идеального правового государства на уже имеющейся основе. Главной задачей является формирование и внедрение в массы абсолютно новых и нетипичных форм культуры, законности, мышления, справедливых и профессиональных черт.
Примечание
Анализируя положение права в современном мире, можно сделать вывод, что исследование правовых систем на предмет уровня цивилизованности, связности с идеями свобод и прав человека актуально для роста социальной и правовой защиты граждан, установления порядка и стабильности, укрепления законности в государстве.