Условия FCA: что это простыми словами, права и обязанности сторон

Преимущества и недостатки применения правила FCA

Т.к. по условиям поставки FCA продавец обязан выполнить экспортное таможенное оформление, то покупатель должен предоставить продавцу данные о транспортном средстве, который будет вывозить товар из страны продавца, будь то автомобильный, железнодорожный, воздушный или морской транспорт. Продавец должен знать от покупателя наименование и контактные данные перевозчика, информацию о бронировании фрахта, включая данные, такие как регистрационный знак грузовика, номер вагона, номер рейса или данные судна, чтобы он мог правильно оформить экспортную декларацию и другие необходимые транспортные документы.

После отгрузки экспортного товара продавец обычно возмещает НДС. Для обоснования возврата НДС налоговые органы могут потребовать от продавца документ, подтверждающий экспорт (вывоз) товара за границу. Впервые в базисе FCA Инкотермс 2021 было введено требование, согласно которому, если этого требует продавец, покупатель должен поручить своему перевозчику, выдать продавцу транспортный документ с пометкой, что товар был загружен на транспортное средство. Это дополнение было введено в основном для получения продавцом оплаты товара через банковский аккредитив. В условиях поставки FCA упоминается транспортный документ, подтверждающий, что товары были загружены на транспортное средство (например, для морской контейнерной перевозки — коносамент с о). Также данная транспортная накладная может быть использована продавцом для других целей, например для факта подтверждения экспорта в налоговых органах.

Использование термина FCA для покупателя дает несколько экономических преимуществ. Позволяет покупателю контролировать перевозку товаров, возможно объединяя их от нескольких продавцов в одном транспортном средстве (например, полная загрузка грузового автомобиля или полная загрузка контейнера). Договариваться о ставках с выбранным перевозчиком, и, следовательно, минимизировать свои транспортные расходы.

Основным недостатком применения базиса FCA для покупателя, является — риск потери или повреждения товара, начинающийся на самой ранней стадии в стране продавца.

Распределение обязанностей при поставке на условиях DAP по ИНКОТЕРМС 2010

В любых условиях поставки, будь то FCA, CPT и другие термины, базис поставки DAP ИНКОТЕРМС 2010 не исключение, важным моментом принято считать распределение обязательств между поставщиком и покупателем. Для DAP поставщик обязан предоставить покупателю не только сам товар в оговоренном месте поставки, но и обеспечить его полным комплектом сопроводительных документов. К таким относятся не только товаро-транспортные накладные или морские коносаменты, но и счета и инвойсы, сертификаты соответствия и качества, прочая документация, поименованная в договоре и приложениях к нему.

Допускается замена бумажного документа его электронным эквивалентом при взаимном согласовании такой возможности в тексте договора.

К общим обязанностям покупателя принято относить обязательство оплаты товара на оговоренных условиях и в указанные сроки.

Обеспечение поставки лицензиями и разрешениями, выполнение прочих формальностей

Вся документация, лицензии и сертификаты в стране экспортёра оформляются исключительно поставщиком. Такое же требование возлагается на поставщика и при необходимости оформления транзитных разрешений через третьи страны к пункту назначения.

От покупателя требуется обеспечение всех ввозных разрешений, в том числе и специальных, если импорт товара осуществляется по контракту, ввоз которого, по каким-либо причинам, в стране импортёра ограничен законодательством.

Если в согласованный пункт назначения поставка выполнена фактически, то покупатель получает обязательства оплаты всех оговорённых контрактом платежей и связанных с ним расходов, в том числе и полную цену товарной партии.

Расходы по таможенному оформлению несёт покупатель.

Договора перевозки и страхования

Обычно подразумевается, что договора перевозки по DAP заключает продавец. При этом он же и оплачивает транспортировку до пункта назначения. За правило принимается оформление перевозки (в том числе и несколькими видами транспорта) на традиционно существующих условиях по обычному маршруту и традиционными видами транспорта.

Если в обычной практике отсутствует определение такого пункта поставки, или в отношении него нет договоренности между сторонами контракта, продавец сам выбирает такой пункт в месте назначения.

Покупатель не имеет обязательств по перевозке, равно как и по страхованию груза до его доставки в этот пункт.

Вопросы страхования решаются по договоренности сторон, при этом, каждый из контрагентов обязан по запросу второй стороны предоставить ему всю необходимую для оформления страховки документацию и сведения, касающиеся груза и его перевозки.

Поставка и её принятие

Обязанности продавца при поставке на условиях DAP считаются выполненными в согласованную дату, когда товар доставлен в пункт назначения и полностью готов к разгрузке.

Например, груз, который находится на борту морского судна, не считается поставленным, если судно стоит на внешнем рейде. Поставка будет считаться выполненной после установки судна на причал под разгрузку. Аналогичная ситуация с железнодорожным и автомобильным транспортом. При наступлении такого момента покупатель обязан принять товар.

Риски и их переход

Обычной практикой толкования DAP по ИНКОТЕРМС 2010 риски до момента поставки товара в пункт назначения, готовым к разгрузке, несёт продавец. Однако здесь необходимо учитывать следующие исключения:

  • Риски потери, порчи или утраты груза относятся на покупателя, если он не обеспечил получение ввозных лицензий и других разрешений на ввоз товара в страну импортёра. Покупатель также должен согласовать таможенные формальности.
  • Точно такие же риски возлагаются на покупателя, если он не известил поставщика оговоренным способом и в назначенный период.

Мера ответственности продавца и покупателя

При передаче перевозчику груза на складах, принадлежащих продавцу, ответственность за погрузку лежит на продающей стороне. Если же франко-местом выступает иной объект, то погрузка входит в сферу обязанностей покупателя. Продавец, до передачи перевозчику, обязан оплатить экспортные пошлины. А ввоз и импортная составляющая растаможки лежит полностью на покупателе.

После прохождения таможенного режима экспорта груз может передаваться принимающей стороне в месте, которое было оговорено в договоре. Это место должно быть самым подробным образом описано и задокументировано, чтобы франко-место было четко определено и не было дополнительных разбирательств и препирательств по поводу FCA.

До передачи перевозчику все риски в полной мере лежат на поставщике. После документированной передачи любое повреждение груза или его утери касается только принимающей стороны и её договорных обязательств с транспортной компанией.

Если покупатель делегировал свои полномочия на транспортировку, благодаря условиям договора, продавцу, это не снимает ответственности с самого покупателя при возникновении рисков.

Когда поставка FCA считается выполненной?

Поставку можно считать выполненной, когда груз очищен от экспортных госпошлин и передан перевозчику или доверенному лицу покупателя в месте, которое было обозначено в договоре. После этого риски полностью ложатся на принимающую сторону. Для правильного и своевременного оформления груза покупатель должен предоставить информацию о транспортном средстве и о перевозчике, чтобы экспортные таможенные документы были заполнены правильно.

Перевозчиком может считаться:

  • транспортная компания;
  • экспедиторская служба;
  • терминал (порт, грузовой двор ж/д станции, причал и т.д);
  • доверенное лицо на выбор покупателя.

Поставщик несет риски до места «франко».

Документы, необходимые при растаможке на ввозе

таможенное оформление брокеру

Внимание обозначению термина

Есть старое название термина FCA — это FRC. Проставлять его в официальных письмах и договорных обязательствах нельзя, потому что он не соответствует ИНКОТЕРМС 2010.

Даже если поставщик постоянно использует в переписке старую версию названия, нужно вежливо попросить пользоваться его современной формулировкой. Иначе при возникновении разбирательств часть документов, где указано FRC, могут счесть недействительными.

Устаревший термин FRC не соответствует ИНКОТЕРМС 2010.

При правильном заключении подробного договора и качественном сотрудничестве с зарубежными партнерами возможно достигнуть взаимовыгодного сотрудничества.

При условиях поставки FCA Инкотермс 2010 покупатель будет точно знать о своих расходах на доставку. А продавцу не придется вникать в условия растаможки как импорта и доставки по территории другого государства.

Очень часто зарубежные заводы-производители намного быстрее идут на контакт, если условия поставки не DDP. А в задачи покупателя входит правильное общение с поставщиком и тщательный выбор компании-перевозчика.

При выполнении всех требований можно будет ощутить значительную экономию по сравнению с доставкой на склад или привлечением посредников/авторизованных дилеров.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «ИНКОТЕРМС 2010».

Мера ответственности сторон

С этим аспектом стоит ознакомиться в самую первую очередь. За загрузку машины на складе производителя ответственность несет собственник товара. Если приемка осуществляется в других местах, то за все отвечает покупатель. Перевозчик в таком случае выступает в качестве третьей стороны, в обязанности которой входит доставка товара из одного пункта в другой.

Продавец должен уплатить все государственные сборы, а покупатель — провести таможенную очистку. После урегулирования всех юридических формальностей груз может быть передан принимающей стороне, указанной в договоре поставки. До момента передачи продукции за все риски отвечает производитель или дистрибьютор. В процессе транспортировки за целостность и сохранность отвечает транспортная компания за исключением ситуаций, когда обязанности покупателя делегированы контрактом.

Что это такое?

FCA (Free Carrier) – это такое условие поставки, при котором практически за всю перевозку отвечает покупатель. Он может выбрать транспорт, использовать свои каналы доставки, заключать договоры на поставку грузов. Этим поставка на условиях FCA и отличается от всех стандартных методов перевозок, принятых как в нашей стране, так и по всему миру.

Продавец полностью выполняет свои обязательства, если были выполнены следующие условия:

  • Как только было выполнено таможенное экспортное оформление груза.
  • Если товар был доставлен следующему перевозчику, который был указан покупателем.
  • При доставке к указанному в договоре месту.

Вот в чем заключается условие поставки FCA. Теоретически, основная ответственность лежит на покупателе, но на практике все получается несколько иначе.

Очень важно указанное место, так как от этого пункта в договоре во многом зависят обязательства сторон. Так, если планируется начать погрузку на территории поставщика, то последний несет за нее всю ответственность

Напротив, если грузить товар начинают в любом другом месте, то сам продавец не несет никакой ответственности. Но! Это справедливо только в том случае, если какие-то иные условия поставки товара (FCA) не были предварительно оговорены в договоре.

К какой группе условий можно отнести DAP

Условия Инкотермс DAP входят в группу терминов D. Она описывает различные способы доставки товаров и представляет договоренности с максимальной ответственностью (как по издержкам, так и по рискам) для продавца, а не для покупателя. Когда-то в группе D было 5 сокращений. Сейчас их всего 3.

Ранее для обозначения условия доставки товаров до места в этой группе было три термина:

  • DAF — «Доставлено на границе».
  • DES — «Доставлено с корабля».
  • DEQ — «Доставлено на набережной».

Теперь эти 3 понятия упрощены.

Место доставки теперь идентифицируется так: DAT — «Доставлено на терминал» или DAP — «Доставка до места назначения». Это объясняется тем, что увеличение объемов рейсовых перевозок, а также транспортировки сборных грузов в означенный договором пункт привело к тому, что другие термины устарели.

Продолжаем рассматривать расшифровку. Термин DDU — это «Неоплаченные пошлины за доставку». Он был полностью исключен. Взамен предложили термин DDP, то есть «Оплата пошлины за доставку».

Будьте внимательны, потому что многие веб-сайты все еще используют старые аббревиатуры. Скорее всего, у них возникают неясности, вызванные старыми обозначениями. Эти моменты могут запутать, что грозит увеличением затрат при оформлении договора международной перевозки. Они могут обойтись вам дороже, чем вы рассчитывали.

Что такое условия поставки FCA (расшифровка, перевод)?

Условия поставки FCA Инкотермс 2020 – это торговый термин международных правил Инкотермс 2021, расшифровывается «Free Carrier» named place, переводится «Франко перевозчик» указанное название места — означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке тогда, когда товар выпущенный в таможенном режиме экспорта, загружен на транспортное средство перевозчика указанное покупателем в указанном месте.Условия поставки FCA Инкотермс 2020 определяют права и обязанности сторон по международному контракту купли-продажи, указывают необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие риски и расходы несет каждая из сторон. Международная торговая палата (ICC) с 2021 года не обязывает применять новые правила Инкотермс 2021, а лишь рекомендует их к использованию, поэтому в международных контрактах можно ссылаться на правила Инкотермс 2010 , а также на правила Инкотермс 2000 или даже на более ранние версии Инкотермс.

Условия поставки FCA Инкотермс 2010 и FCA Инкотермс 2021 по своему содержанию в основном идентичны. Ранее вместо термина FCA использовался базис поставки FRC. Термин FRC заменил базисные условия поставок FOT (Free on Truck), FOR (Free on Rail) и FOA (Free on Airport). Условия поставки FRC были введены в 1980 году и в редакции Инкотермс 1990 года были переименованы в базис поставки FCA. Условия поставки FCA наиболее часто применяемое правило Инкотермс в мировой торговле, почти 40% контрактов по всему миру заключаются на основе этого правила.

Основные нюансы для покупателя при FCA ИНКОТЕРМС 2010

Франко на складе поставщика — плюсы и минусы

Если груз крупногабаритный, имеет нестандартные размеры или выступающие части или же очень велик по тоннажу, то лучше всего выбрать франко на складе поставщика. Потому что часто несколько лишних десятков или даже сотен километров у перевозчика может стоить дешевле, чем погрузка и такелаж. Но есть и минусы в этой ситуации.

После передачи перевозчику поставщик уже не отвечает за сохранность товара. Все риски ложатся на покупателя. Поэтому нужно в договоре с перевозчиком прописать дополнительный пункт для такого обстоятельства — обязательная проверка качества увязки и страховки ремнями и тросами после погрузки. Чтобы при повреждении груза транспортная компания не смогла свалить свою безалаберность на продавца или покупателя.

Лучше лишний пункт в договоре, чем поврежденный товар или разборки с перевозчиком.

Если экспедиторская фирма не хочет вносить такой пункт, то нужно задуматься о ее компетентности.

Для случаев, когда менять перевозчика невыгодно, желательно отправить доверенное лицо на место погрузки. Но это только при условии, что товар легко подвергается механическому воздействию или является негабаритом с выступающими частями.

Подробнее договор — меньше рисков

Самое первое и главное — франко-место должно быть описано самым подробным образом в договоре. Чтобы у продавца не было возможности лавировать и гонять перевозчика по терминалу или территории ж/д станции. Нужно прописать не только адрес, но и номер склада, или номер пирса, или точный номер грузового двора железнодорожной станции — в зависимости от способа доставки.

Если передача товара и документов происходит в каком-то конкретном месте, но вне терминалов, то кроме точного подробного адреса юридического и физического, можно и нужно прописать точное время.

Если поставка срочная — то до конкретного часа или даже минуты вне зависимости от франко-места. Ведь за простой транспорта будет платить покупатель.

Если в договоре не будет прописано время, то продавец может привести груз и документы в 23-50 по местному времени, и условия будут считаться выполненными.

Помните, что договорённостям на словах — «с утра, мол», во внешнеторговой деятельности места нет. Транспорт перевозчика прибудет с утра, простой будет на целый день — а это убытки.

С зарубежными партнерами нужно приучить себя прописывать каждую мелочь, каждый самый маленький нюанс. Если в договорных обязательствах указываются условия, которые не соответствуют FCA ИНКОТЕРМС 2010, то они должны быть внесены подробно.

К примеру, поставщик берет на себя обязанность работы с перевозчиком. То есть, заключает с ним договор и доставляет груз до места растаможки импорта.

Если не будет прописано перенесение рисков на продавца, то при повреждении товара во время транспортировки при FCA придется нести убытки покупателю. Потому что доверенность на доставку (а иногда и полную очистку от всех таможенных пошлин) нужно составить правильно, чтобы экономия продавца на перевозчике не ударила по карману покупателя.

F-ИНКОТЕРМС 2010

FCA (И ОТЛИЧИЕ FCA ОТ EXW)

Инкотермс FCA (франко-перевозчик) иногда путают с термином EXW, однако они подразумевают разные обязанности для покупателей и продавцов. В соответствии с FCA Продавец должен доставить товары, очищенные для экспорта, назначенному покупателю перевозчику в названном месте (пример: «FCA Geodis Оптовая торговля, Лиссабон — Португалия»).

Основные различия между EXW и FCA можно суммировать следующим образом:

Экспортная таможенная очистка

  • EXW: экспортер не обязан очищать товары для экспорта. Импортер должен организовать и оплатить операции по оформлению экспорта;
  • FCA: экспортер должен очистить товары для экспорта (покупатель несет ответственность за импортные операции).

Доставка

  • EXW: экспортер не обязан загружать товар на транспорт покупателя;
  • FCA: экспортер должен погрузить товар на грузовой автомобиль (-и) покупателя, если назначенное место соответствует месту работы продавца. Однако, если доставка должна осуществляться в другое место, продавец не несет ответственности за разгрузку и погрузку товара.

Заявка

  • EXW: типично для внутренних продаж или продаж в зонах свободной торговли (например, в Европейском союзе);
  • FCA: типично для международных торговых операций, где экспортная очистка обязательна.

FAS (свободно вдоль борта судна)

FAS — это Инкотермс, используемый только для морских или внутренних водных перевозок. По условиям FAS продавец выполнил поставку, когда товары размещены рядом с судном в названном порту отгрузки, согласованном с покупателями и указанном в сроке. Как следствие, покупатель должен взять на себя любые расходы и риски (потери или повреждения), связанные с товарами, начиная с этого момента.

Как правило, продавец должен очистить товары для экспорта в соответствии с соглашениями FAS (это отменяет предыдущую версию Инкотермс, где такая ответственность была на стороне покупателя).

Тем не менее, если стороны по-прежнему хотят, чтобы покупатель отвечал за таможенную очистку товара (экспорт), они могут добавить четкую формулировку об этом в договоре купли-продажи.

FOB (франко-борт судна)

В соответствии с этим Инкотермс продавец несет ответственность (и берет на себя расходы) по доставке очищенных товаров на судно в названном порту отправления (например, «Роттердам»). Любые другие транспортные расходы и риски, начиная с этого момента, должны нести покупатель.

В рамках Инкотермс FOB риск товаров переходит от продавца к покупателю, поскольку они загружаются на судно в порту отправления. В соответствии с FOB, покупатель несет ответственность, а не продавец, в случае, если товар утерян, поврежден или уничтожен во время транспортировки. Этот Инкотермс очень популярен среди китайских поставщиков труб и фитингов.

Основные обязанности продавца и покупателя

Обе стороны обязаны соблюдать правила ИНКОТЕРМС 2010 либо прописать, дополнительно, иные требования к ответственности. Прописанное в договоре является главенствующим по сравнению с правилами ИНКОТЕРМС

Поэтому так важно прописывать каждую мелочь при заключении контракта.

Покупатель должен получить соответствующую лицензию на импорт. А продавец должен произвести контроль безопасности в рамках экспортных обязательств

Груз должен сопровождаться документами, которые позволят произвести процедуру ввоза покупателем.

Договоры на перевозку и страхование и расходы по ним ложатся в основном на покупателя. Только если иные обязанности не прописаны в договоре.

Товар считается поставленным со стороны поставщика и принятым со стороны покупателя, если он сопровождается необходимой документацией, полностью очищен от экспортных пошлин и доставлен в франко-место в то время, которое обозначено в договоре. И передан после проверки перевозчику.

Продавец несет риски за товар до франко-места, покупатель — после приема перевозчиком на этом месте вплоть до ввоза и доставки на его склад.

Извещения производятся в двухстороннем порядке. Покупатель должен сообщить название перевозчика, метод транспортировки и период поставки, если это не указано в договоре. После передачи товара продавец извещает покупателя об этом либо об отказе принятия (если проверяющее лицо, представляющее интересы покупателя, не удовлетворено комплектом поставки, упаковкой груза либо предоставленными документами). Если точное время суток не указано в договоре, то продавец после завершения экспортных процедур должен сообщить о прибытии груза на франко-место. Если время указано, то обе стороны (и поставщик с товара, и перевозчик) должны находиться на указанном месте. Если возникают какие-то нестыковки, то неуспевающая сторона обязана известить об этом. Для того, чтобы избежать оплаты простоя перевозчика, нужно прописать ответственность продавца за стоимость простоя в случае опоздания к франко-месту по его вине. Расходы на извещение и оформление договора оплачивает покупатель.

Для осуществления поставки продавец должен иметь на руках заверенные договорные обязательства, экспортную лицензию и извещение о перевозчике от покупателя. После очистки от экспортных пошлин перевозчик получает экспортную декларацию EX-1, транспортные и коммерческие документы (коносаменты и пр.). Подтверждением отгрузки может быть документ любой формы вплоть до расписки.

Упаковка и маркировка товара, проверка находятся в сфере обязанностей продавца. А инспектирование должен произвести перевозчик либо доверенное лицо покупателя. Если инспекция необходима для процедуры экспорта, то её оплачивает продавец. Предпогрузочную — покупатель.

Условия и значение термина FCA по ИНКОТЕРМС 2010

Трактуется понятие FCA в рамках ИНКОТЕРМС 2010 по-разному. Существуют следующие его переводы:

  1. Дословный перевод понятия. Free Carrier — «свободный перевозчик».
  2. Чаще употребляемый в документации перевод — франко перевозчик. Франко представляет собой непосредственно место, в которое доставляется товар. После доставки товара и его передачи перевозчику вся ответственность за его сохранность и дальнейшую транспортировку с продавца перекладывается на покупателя.

Иными словами, этот термин обозначает, что все обязанности перекладываются с продавца на покупателя после того момента, как продавец передаст товар перевозчикам, выбранным покупателем. Он может выбрать в качестве перевозчика любую логистическую организацию.

Существует и устаревшее название этого термина — FRC. Его и до сих пор можно встретить в обиходе. Но согласно новой редакции правил ИНКОТЕРМС 2010, этот термин неприемлем для использования в официальной переписке или ведения документации.

После указания условий поставки груза обязательно необходимо указать и адрес пункта его передачи.

Перевозчиком является то лицо, которое по договору берёт на себя всю ответственность за поставку и перевозку товара. По FCA могут использоваться, как одно любое транспортное средство, так и их различные комбинации.

Ситуации форс-мажорного характера

Учтите, что любое условие поставки FCA может быть не исполнено, если сторона договора докажет, что неисполнение было вызвано факторами, находящимися вне пределов ее компетенции, которые нельзя было предусмотреть (форс-мажор).

К таковым случаям приравниваются все стихийные бедствия и эпидемии (а также эпизоотии), внезапно изменившаяся политическая ситуация, аварии или теракты на объектах транспортной инфраструктуры; постановления региональных властей, которые делают невозможными выполнение договорных обязательств.

Если привести конкретный пример, то многие сельскохозяйственные производители однажды массово нарушили FCA условия поставки: 2010 год выдался крайне неудачным, а потому убытки были многомиллионные.

Любая из сторон, которая ссылается на форс-мажор, обязана уведомить об этом не более чем в течение двух дней с момента наступления подобных обязательств, предварительно заверив документы в любом территориальном отделении Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Если данные обстоятельства продолжаются более трех месяцев, любая из сторон договора может отказаться от выполнения своих обязательств, предварительно известив об этом партнера и оплатив поставленные товары.

Все особенности поставки FCA по ИНКОТЕРМС 2010

FCA — как правильно расшифровать термин?

Для тех, кто слабо разбирается в ВЭД, нужно пояснить: ИНКОТЕРМС 2010 является сводом терминов и правил поставки грузов в международном сообществе.

Многие обозначения пошли от французского языка. Поэтому очень часто для характеристики какого-нибудь понятия используется приставка франко-. Условия поставки FCA часто называют франко-перевозчиком. Есть и английский термин — FreeCarrier, первые буквы которого попали в аббревиатуру названия.

Франко — это место, где все риски и права на товар переходят к покупателю.

Основные принцип и особенность этого способа поставки — покупатель в большей степени отвечает за перевозку груза, и франко-место наступает в тот момент, когда поставщик передает товар перевозчику.

Так как этот термин доставки относится к категории F, то в международной практике ИНКОТЕРМС 2010 это характеризуется как — «затраты считаются неоплаченными со стороны поставщика» и «очистка от ввозных пошлин лежит на покупателе». Чаще всего франко — это терминал основной отправки груза.

Базис и условия поставки FCA

Можно воспользоваться:

  • мультимодальной доставкой (применение нескольких видов транспорта на одном маршруте);
  • автомобильной;
  • железнодорожной;
  • судоходной и другими видами на выбор.

Перевозчиком для этого вида поставки может быть и доверенное лицо, экспедиторская/транспортная компания и терминал. Причем терминалом является и причал, и грузовой двор железнодорожной станции, и порт, и другие транспортные объекты.

Основная особенность применения этого термина в том, что при непосредственной погрузке на складе продавца расходы ложатся на него.

Если же франко-место — не склад поставщика, а любой иной объект — то за погрузку и такелажные работы нужно будет платить покупателю.

Продавец обязан очистить груз от экспортных пошлин. После предоставления документов об этом действии и передачи груза с сопроводительными бумагами перевозчику товар считается переданным покупателю. И вся ответственность за него будет находиться в сфере деятельности получателя.

Пошлины на импорт и любые связанные с этим расходы — это прерогатива принимающей стороны. Поставка может считаться выполненной со стороны продавца, если произошла полная очистка от экспортных пошлин, и передача груза задокументирована с перевозчиком в том месте и в то время, которые обозначены в договоре.

Дополнительная терминология для FCA

С консолидацией (груза недостаточно, чтобы заполнить 1 транспортную единицу или несколько полностью):

  • FOR — для ж/д станции, или полностью freeonrail;
  • FT — для терминала, или freeterminal;
  • FFB— для причала парома, или freeferryberth и иные.

Без консолидации (то есть груза достаточно для полной загрузки 1 или нескольких единиц транспорта):

  • FIW — для ж/д, или без аббревиатуры freeinwagon;
  • FOT — для автотранспорта, или freeontruck;
  • FIB — для баржи, или freeintobarge и иные.

Инкотермс 2021 / Incoterms 2021 — значение термина

Инкотермс 2021 – это одиннадцать унифицированных правил, которые применяются в мировой торговле и фиксируют права и обязанности сторон внешнеторгового договора, в части поставки продукции от продавца к покупателю.

Правила представляют собой сокращенные по первым трем буквам внешнеторговые термины, отражающие сложившуюся в мире коммерческую практику.

Первая редакция была опубликована в 1936 году, затем она подвергалась изменениям и правкам в 1953, 1967, 1976 годах. С 1980 года Инкотермс стал периодически редактироваться каждые десять лет, и обновлялся в 1990, 2000, 2010 и 2021 годах соответственно.

Инкотермс 2021 вступил в силу с первого января 2021 года, однако использование старых редакций также возможно в настоящее время. Именно поэтому при упоминании условий поставки необходимо указывать редакцию Правил с указанием конкретного года.

Правила Инкотермс не заменяют внешнеторговый контракт, а только позволяют значительно сократить и упростить его. Унифицированные условия не регламентируют переход права собственности на товарную партию, не указывают стоимость единицы продукции или способы оплаты. Они лишь фиксируют распределение между сторонами сделки купли-продажи обязательств и финансовых расходов, таких как: оплата перевозки, разгрузки товарной партии, таможенное оформление, уплата налогов и пошлин, страховка, а также передача рисков в случае потери и возможных повреждений продукции.

В новых правилах Инкотермс ожидались большие изменения по сравнению с предыдущими версиями (исключение некоторых терминов, унификация по видам транспорта и т.д.), однако эти ожидания не оправдались.

Ни одного термина не было удалено или добавлено в новой редакции. Лишь один базис поставки сменил своё название: DAT переименован в DPU. При этом переименование носит скорее технический характер. Как и в предыдущей версии некоторые термины применяются только к морским (речным) перевозкам и не стали универсальными.

Изменилось одно из самых распространённых базисов поставки (FCA), теперь его применение позволяет сторонам сделки договориться, что покупатель может указать перевозчику выдать морской коносамент с бортовой записью продавцу. Это позволит последнему в короткие сроки выполнить условия аккредитива.

Также нововведения коснулись условий CIP, размер страховой суммы возрос и должен превышать 110 процентов от стоимости страхуемой товарной партии.

В новой редакции также даны разъяснения по поводу таможенного оформления продукции на границе и введено новое понятие «безопасность транспорта».

Как продавцу, так и покупателю в новой редакции Правил разрешено пользоваться для перевозки своим собственным транспортом, а не заключать договор с третьим лицом, передавая эту услугу на аутсорсинг.

В Инкотермс 2021 существует 4 группы базисных условий поставок продукции (E, F, C и D). Они делятся согласно распределению обязанностей между сторонами внешнеторговой сделки.

Группа Е (Отгрузка)

EXW

Группа F (Основная перевозка оплачена покупателем)

FCA FAS FOB

Группа C (Основная перевозка оплачена продавцом)

CFR CIF CIP CPT

Группа D (Доставка)

DAP DPU

DDP DAT (относится к 2010)

Нюансы

В мировой торговле действуют стандартные международные правила, которые устанавливают права и обязанности продавца и покупателя — «Инкотермс».

В «Инкотермс-2020» (версия правил, введенная в 2020 году) выделяют четыре группы базисов поставки товаров (E, F, C и D).

Их можно использовать не только для международных сделок, но и для внутрироссийских поставок. Часть базисов применима только для перевозок морским транспортом, другая часть подходит для любого вида грузоперевозок.

Группа Е («Отгрузка»):

категория EXW (Ex Works) —условия самовывоза товара покупателем.

Группа F («Основная перевозка оплачена покупателем»):

  • категория FCA (Free Carrier) — продавец выполнил своё обязательство по поставке, когда оплатил экспортные пошлины и поставил товар перевозчику, назначенному покупателем, в указанном месте.
  • категория FAS (Free Alongside Ship) — продавец выполнил свои обязательства, когда товар выпущен таможней и размещён вдоль борта судна. Погрузку, фрахт судна, страхование, разгрузку и доставку до пункта назначения оплачивает покупатель.
  • категория FOB (Free On Board) — продавец оплачивает доставку товара до момента погрузки на судно плюс саму погрузку на борт. Также продавец платит экспортные пошлины.

Группа C («Основная перевозка оплачена продавцом»):

  • категория CFR (Cost of Freight) — продавец оплачивает все расходы, в том числе фрахт судна, но риски потери и повреждения товара, возникающие после отгрузки, переходят на покупателя. Также продавец обязан произвести таможенную очистку для экспорта.
  • категория CIF (Cost Insurance and Freight) — продавец оплачивает все то же, что и в предыдущей категории плюс страхует товар в пользу получателя.
  • категория CPT (Carriage Paid To) — продавец поставляет товар перевозчику в указанное место назначения, оплачивает расходы по перевозке. Но риски потери, повреждения товара с момента отгрузки передаются покупателю.
  • категория CIP (Carriage and Insurance Paid To) — продавец оплачивает погрузку, перевозку и выгрузку товара, а также страхование.

Группа D («Доставка»):

  • категория DPU (Delivered at Terminal) — продавец считается выполнившим поставку, когда товар, прошедший таможенное оформление для экспорта, разгружен с прибывшего транспортного средства и предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном терминале.
  • категория DAP (Delivered at Place) — продавец оплачивает погрузку, таможенное оформление, перевозку и выгрузку товара в согласованном месте.
  • категория DDP (Delivered Duty Paid) — продавец должен оформить груз на таможне, доставить его в указанное покупателем место, разгрузить и растаможить.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий