История
Когда ООН решает организовать дебаты вокруг конвенции о дипломатических отношениях, правительство Австрии предлагает провести их в Вене в связи с принятием положения о дипломатических агентах, которое должно было быть приложено к заключительному акту Венского конгресса. от 1815 г. Австрия несет дополнительные расходы, связанные с проведением дебатов за пределами штаб-квартиры Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.
Некоторые государства, включая Кот-д’Ивуар , Кипр , Исландию и Новую Зеландию , отклоняют приглашение, а другие уведомляют, что не будут участвовать, например, Монако , Иордания и Камерун . Таким образом, в конференции принимают участие восемьдесят государств.
Краткое изложение положений
Договор представляет собой обширный документ, содержащий 53 статьи. Ниже приводится краткий обзор его основных положений.
- Статья 9. Принимающая страна в любое время и по любой причине может объявить конкретного члена дипломатического персонала персона нон-грата. Посылающее государство должно отозвать это лицо в течение разумного периода времени, в противном случае это лицо может потерять свой дипломатический иммунитет.
- Статья 22. Помещения дипломатического представительства, такие как посольство, неприкосновенны и не должны входить в страну пребывания без разрешения главы представительства. Кроме того, принимающая страна должна защищать миссию от вторжения или ущерба. Принимающая страна никогда не должна обыскивать помещения, а также изымать документы или собственность. Статья 30 распространяет это положение на частную резиденцию дипломатов.
- Статья 24 устанавливает, что архивы и документы дипломатического представительства неприкосновенны. Принимающая страна не должна изымать или открывать такие документы.
- Статья 27. Страна пребывания должна разрешать и защищать свободное общение между дипломатами представительства и их родной страной. А дипломатическая сумка никогда не должны открываться, даже при подозрении в злоупотреблении. А дипломатический курьер никогда не должны быть арестованы или задержаны.
- Статья 29. Дипломаты не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Они защищены от гражданского или уголовного преследования, хотя отправляющая страна может отказаться от этого права в соответствии со статьей 32.
- Статья 31.1c Действия, на которые не распространяется дипломатический иммунитет: профессиональная деятельность вне официальных функций дипломата.
- В статье 34 говорится об освобождении дипломатических агентов от налогов, а в статье 36 устанавливается, что дипломатические агенты освобождаются от таможенных пошлин.
- Статья 37. Члены семей дипломатов, проживающие в стране пребывания, пользуются большей частью той же защиты, что и сами дипломаты.
Госорганы внешних сношений
Органы внешних сношений подразделяются на зарубежные и внутригосударственные. К последним относятся высший госорган, определяющий внешнюю политику государства, коллегиальный или единоличный глава государства, представляющий данную страну на международной арене, правительство, руководящее внешней политикой, и орган этого правительства — министерство иностранных дел.
Зарубежные органы внешних сношений могут быть временные и постоянные. Последние — это посольства или миссии, представительства в международных организациях, консульства. Временные — это специальные делегации или миссии в международных органах или на конференциях.
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Венской конвенцией о дипломатических сношениях . |
- Исходный текст, относящийся к этой статье
- Протоколы дипломатических отношений
- Веб-сайт, посвященный 50-летию Венской конвенции о дипломатических сношениях, создан в рамках проекта 50-летия VCDR 2011 г.
- Вступительное слово Эйлин Денза, историческая справка и аудиовизуальные материалы по Венской конвенции о дипломатических сношениях в Историческом архиве Библиотеки аудиовизуальных материалов международного права Организации Объединенных Наций
- Лекция Эйлин Денза « Дипломатическое и консульское право – актуальные вопросы в серии лекций Аудиовизуальной библиотеки Организации Объединенных Наций по международному праву»
- Лекция по Джону Дугардому права дипломатической защиты в серии лекций аудиовизуальной библиотеки Организации Объединенных Наций по международному праву
vтеДипломатия и дипломаты | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Роли |
| ||||||||||||||||
Офисы |
| ||||||||||||||||
Типы |
| ||||||||||||||||
Темы |
| ||||||||||||||||
Документы |
| ||||||||||||||||
Другие темы |
| ||||||||||||||||
|
Функции и состав
Установившиеся дипломатические отношения между государствами обмениваются представительствами по специальной договорённости относительно класса главы представительства. Здесь существует три уровня: поверенный в делах, посланник, посол. Просто поверенного нужно отличать от временного поверенного, который в отсутствие посла делает его работу. Венская конвенция 1961 года определила эти три класса: послы и посланники аккредитуются главами государств, а поверенные в делах — министрами иностранных дел.
Ранги в структуре дипломатического представительства определяются согласно внутреннему законодательству аккредитующей страны. Персонал тоже имеет три категории: помимо дипломатического есть административно-технический (шифровальщики, бухгалтеры, переводчики, работники канцелярии и так далее) и обслуживающий персонал (повара, охрана, шофёры, садовники и так далее). Дипломатический персонал неприкосновенен и не подвергается таможенному досмотру. Второй и третьей категориям персонала провозить любые вещи для обзаведения можно, но от таможни они не освобождаются. Венская конвенция (1961) и её значение были очень скоро и положительно оценены государствами-участниками.
Нарушения
4 ноября 1979 г. группой студентов было захвачено представительство США в Тегеране. Сотрудников посольства взяли в заложники, чем нарушили их неприкосновенность и иммунитет. Соединенные Штаты, в свою очередь, направили обращение в Международный суд при ООН. В середине декабря эта инстанция вынесла постановление, в котором определялись временные меры, подтверждающие обязательность неприкосновенности и иммунитета. Следует сказать, что до принятия Конвенции такого рода нарушения встречались достаточно часто. Один из примеров, в частности, описан в книге В. М. Бережкова. Он рассказывает о грубом нарушении германскими властями иммунитетов и привилегий послов. В книге описываются события, при которых эсесовцы врывались в представительство, захватывали сотрудников и отвозили на допросы, пытаясь выведать секретные сведения.
Налоговая сфера
Рассматриваемая Конвенция подтверждает также установившуюся практику освобождения диппредставительств от пошлин и сборов, взимаемых за определенные виды обслуживания. К ним, в частности, относят оплату электроэнергии, телефонной связи, прочих коммунальных услуг. Между тем фискальные изъятия, предусмотренные в п. 1 ст. 23 Конвенции, не относятся к тем налогам, которыми облагаются субъекты, заключающие контракты с главой представительства либо аккредитующим государством, в соответствии с законодательством страны пребывания. Сборы и вознаграждения, которые взимает само посольство при исполнении своих непосредственных официальных обязанностей, освобождаются от пошлин и сборов. Представительство также не совершает таможенные платежи при перевозке предметов, предназначенных для использования в дипломатических целях.
История [ править ]
В этом разделе не процитировать любые источники . Пожалуйста, помогите , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и . ( апрель 2016 г. ) ( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения ) |
На протяжении всей истории суверенных государств дипломаты пользовались особым статусом. Их функция по заключению соглашений между государствами требует определенных особых привилегий. Посланник другой страны традиционно рассматривается как гость, их общение с родной страной считается конфиденциальным, а их свобода от принуждения и подчинения со стороны принимающей страны рассматривается как необходимая.
Первая попытка кодифицировать дипломатический иммунитет в дипломатическое право произошла с Венским конгрессом в 1815. За этим последовало много позже Конвенции о дипломатических сотрудниках (Гавана, 1928).
Настоящий договор об обращении с дипломатами явился результатом проекта Комиссии международного права . Договор был принят 18 апреля 1961 года Конференцией Организации Объединенных Наций по дипломатическим сношениям и иммунитетам, состоявшейся в Вене , Австрия , и впервые вступил в силу 24 апреля 1964 года. Эта же конференция также приняла Факультативный протокол о приобретении гражданства, Факультативный протокол, касающийся Обязательное урегулирование споров, Заключительный акт и четыре резолюции, прилагаемые к этому Закону. Один известный аспект , который вышел из Договора 1961 года было создание из Святого Престола «с дипломатическим иммунитетом статус с другими странами.
Два года спустя Организация Объединенных Наций приняла тесно связанный договор – Венскую конвенцию о консульских сношениях .
Специальные миссии
Дипломатический характер могут иметь миссии различного уровня, согласно международным обычаям, сложившимся в данной области. Это миссии, которые посланы государством для решения определённых вопросов и выполнения тех или иных задач. Иногда миссии бывают посланы несколькими странами, если вопрос представляет общий интерес. Глава страны, если он возглавляет данную миссию, а также министр иностранных дел и любые другие представители высокого ранга обязательно пользуются в любом государстве иммунитетом и привилегиями.
Границы привилегий и иммунитетов чётко не проложены, но главы государств и другие персоны высокого ранга могут конкретно обсудить все касающиеся этого вопросы и согласовать требования друг с другом. Однако не было прецедентов, чтобы иммунитет дипломата нарушался от юрисдикции любого плана — уголовной, административной или гражданской. Судя по многолетним наблюдениям, таможенные привилегии тоже предоставляются дипломатам в полном объёме. Если лица самого высокого ранга дипломатической миссии не имеют, то статус их всё равно аналогичен статусу соответствующей категории персонала дипломатического представительства.
Дипломатическое право
Эта отрасль считается ключевой в области установления мирных взаимодействий между странами. Венская Конвенция 1961 г. выступает в качестве источника этой системы норм. В ст. 14 данного документа определяется старшинство представителей стран. Они подразделяются на 3 класса:
- Послы и нунции.
- Посланники и интернунции.
- Поверенные в делах.
Рассматриваемый международный договор определяет, что старшинство представителей одного класса устанавливается или по дате и часу прибытия в какую-либо страну, или по дню вручения им верительных грамот (дате официального вступления в должность).
Общие сведения
Право международных договоров представляет собой систему норм, определяющих порядок подписания, вступления в действие, исполнения, прекращения и изменения соглашений между независимыми государствами. Предмет отрасли включает в себя все виды отношений субъектов в сфере развития мирного сосуществования и сотрудничества между нациями вне зависимости от различий в их общественном и государственном строе. Право международных договоров исходит из конкретных источников. В качестве них выступают как внутригосударственные нормативные акты, так и соглашения, подписанные между мировыми лидерами, межнациональными организациями.
Личная неприкосновенность и привилегии представителей
Посол не подлежит задержанию ни в какой форме, не может быть арестован, не подвергается обыску. Страна пребывания должна относиться к представителю с соответствующим уважением, принимать необходимые меры для предотвращения каких-либо посягательств на его достоинство, личность и свободу. Вместе с этим в Венской Конвенции предусмотрено, что и частная резиденция посла также неприкосновенна. Страна пребывания обязана обеспечивать защиту этого объекта так же, как и диппредставительства. Под частной резиденцией посла понимают в том числе и помещение временного пребывания агента. К примеру, это может быть номер в отеле. Корреспонденция, документация, материальные ценности также пользуются неприкосновенностью. Исключение составляют иски, относящиеся к любой коммерческой или профессиональной деятельности, которая ведется послом в стране пребывания за рамками его официальных функций.
Заключение
Венская Конвенция стала первым официальным документом, в котором на уровне лидеров мировых держав был закреплен порядок предоставления дипломатических привилегий и иммунитета. Это соглашение стало результатом обсуждения внешнеполитических вопросов в многостороннем формате. Следует сказать, что практика предоставления иммунитета и привилегий существовала и до принятия Конвенции. Документ лишь закрепил официально уже установившийся порядок. Конвенция аккумулирует некоторые положения, присутствующие в аналогичных бумагах. Во исполнение пунктов этого документа после его подписания некоторые страны заключили более конкретные Соглашения, связанные с работой представительств других государств на своей территории.