Высокая квалификация – это главная составляющая профессионального успеха

От чего зависит успех в профессиональной деятельности

Вот с чем связана успешность в профессии:

  • Мышление победителя. Тот, кто настроен на проигрыш, проиграет. Тот, кто настроен на успех и не позволяет страхам и сомнениям встать на пути к цели, достигает успеха. Говоря простыми словами, существует мышление победителя и непобедителя.
  • Уверенность в себе. Чтобы добиться успеха в профессии, нужно уметь настаивать на своем, отказывать, выражать свое мнение. Неуверенные люди боятся всего этого.
  • Принятие себя. Чтобы добиться успеха, нужно понимать себя и разбираться в своих желаниях, потребностях, способностях.
  • Целеполагание и планирование. Понимать себя недостаточно – нужно определять цели и идти к ним.

Кроме этого, важно относиться к трудностям как к возможностям для роста, замечать даже мелкие достижения, радоваться ежедневным мелочам и хвалить себя

Что поможет человеку добиться успеха в любой деятельности

Самым надежным помощником и доброжелательным другом будет его собственное сознание. Этот товарищ сможет создать для вас новую идею, некий стимул, благодаря которому изменится ваш организм, появятся силы, внутренние ресурсы. Такие идеи могут витать возле вас, словно незримое облако, и отыскать их в пространстве может именно сознание.

Иногда человек сильно концентрируется на своих знаниях, привычках и навыках, старается ничего не упустить, и становится при этом нерешительным и скованным. Вам необходимо, чтобы имеющиеся ресурсы не превращались в некий комок в голове, а продуктивно использовались всем организмом.

Только тогда вас будут обходить стороной сомнение и тревога, а также страх перед каждым предстоящим шагом и поступком.

Очень хорошо помогает добиваться успеха мотивация. Если вы планируете проводить определенную работу над собой, то должны четко осознавать, с какой целью вы ее делаете. Ради чего вы хотите добиться успеха – вот что следует внести в ваш список заданий выделенным текстом. Это позволит набраться сил, и быть уверенным в правильности выбранного пути.

Успех в любой сфере будет вас сопровождать лишь тогда, если вы научитесь применять все полученные знания и информацию на практике. Многие люди допускают непростительную ошибку, просто впитывая набор фактов и заучивая тексты, которые им никогда в жизни и не смогут пригодиться. Если кулинар станет запоминать рецепты новых блюд, то это – полезная информация, которая будет применена на практике, и даст очевидный результат.

Другое дело, если вы прочтете одну книгу, заучите некоторые цитаты, и перейдете к другой, не сделав никаких нужных выводов. В план саморазвития вы внесете пометку, что прочли определенные произведения, но к успеху в любой сфере вы ни на шаг не приблизитесь.

Рабочая эффективность и этика

Хотя некоторые из вышеперечисленных компетенций относятся к конкретным отраслям, есть несколько компетенций, которые важны для практически любой сферы деятельности. Это компетенции, которые определяют общую надежность, этичность и лояльность работника своему работодателю. К ним мы отнесли следующие:

Находчивость заключается в поиске инновационных способов преодоления препятствий или решения проблем. Это также может относиться к поиску способов справиться с непредвиденными или сложными ситуациями, используя имеющиеся у вас ресурсы. Примеры включают:

  • Использование существующей информации для разработки новых способов работы;
  • Способность решать непредвиденные задачи, используя имеющиеся ресурсы.

На рабочем месте честность и ответственность является признаком доверия. Коллеги и клиенты зависят от вашей способности принимать надежные решения и предоставлять честные услуги. Быть заслуживающим доверия может также относиться к вашей способности делать что-то, не подвергаясь постоянному контролю, или выполнять работу без проверки, чтобы убедиться, что она соответствует правильному стандарту. Примеры включают:

  • Открытое и честное общение с коллегами и клиентами;
  • Личная ответственность за качество и содержание своей работы.

Больше о том, как оценивать эту компетенцию, читайте в нашей статье Ответственность как компетенция работника: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать

Хотя определенная степень стресса на рабочем месте нормальна, ситуация может выйти из-под контроля. Чрезмерный стресс может повлиять на многие сферы, в том числе на ваше эмоциональное здоровье.

Невозможно контролировать все в рабочей среде, но вы должны принять меры для снижения уровня стресса. Способность хорошо справляться с давлением и сталкиваться с чрезмерным стрессом — это совершенно разные вещи, поэтому вам нужно уметь различать их и при необходимости обращаться за поддержкой к старшему коллеге. Примеры включают:

  • Умение спокойно реагировать на критику;
  • Грамотное управление чувствами или симптомами стресса;
  • Умение сохранять оптимизм в любых обстоятельствах.

Этика — это все о моральных принципах или знании разницы между правильным и неправильным. Они также могут относиться к поведению и стандартам, таким как то, как вы выполняете свою работу и как вы справляетесь с определенными ситуациями. Примеры включают:

  • Принятие на себя ответственности за ошибки и ошибки в своей работе;
  • Соблюдение соглашений о конфиденциальности;
  • Честность и лояльность по отношению к работодателю и руководству.

Умение эффективно планировать и организовывать свою рабочую нагрузку очень важно, особенно в таких сферах деятельности, как юриспруденция, финансы, продажи и маркетинг, поскольку эти отрасли крайне ограничены сроками. Планирование — это координация ваших ресурсов и бюджетов для соблюдения сроков или достижения целей

Примеры включают:

  • Эффективное использование ресурсов для достижения целей;
  • Расставление приоритетов вашей рабочей нагрузки для обеспечения соблюдения сроков.

Работодателям важно нанимать не просто безынициативных исполнителей, а людей, у которых есть способности к бизнесу. Это может быть отражено в ваших знаниях, квалификации или достижениях в вашей работе или академических исследованиях

Примеры включают:

  • Анализ продуктов и услуг конкурентов, чтобы лучше понять свое положение в бизнесе;
  • Понимание того, как отраслевые тенденции влияют на бизнес;
  • Широкий кругозор и связи в деловом мире.

Качества личности, способствующие достижению успеха

Итак, перечислив признаки успеха, можно попробовать выделить те качества, которые помогают каждому человеку и формируют формулу успеха.

  • Что способствует успешной деятельности, если рассматривать структуру общества объективно. Об этом подробнее далее.
  • Умение убеждать других. Некоторые люди настолько точно строят диалог и умеют подбирать слова, что с ними трудно не согласится.
  • Умение на каком-то ментальном уровне предвидеть ближайшее будущее. Почти как в шахматах, они «видят» на несколько ходов вперед и используют это знание.
  • Физическая и ментальная выносливость. Данная характеристика тесно связана со здоровьем, но не совсем идентична ей. Для достижения высоких результатов нужно обладать определенной выносливостью, чтобы выдержать все возможные испытания.
  • Формирование собственной личности. К сожалению, система обучения построена таким образом, чтобы всех привести к среднему значению. Поэтому люди, способные сопротивляться обстоятельствам, готовые утверждать свою личность, почти всегда добиваются успеха.
  • Способность правильно контактировать с окружающими. Некоторые люди умеют понимать состояние собеседника, соседа, рядом сидящего сотрудника. Этим умением они пользуются.
  • Особая гибкость во взаимоотношениях. Такие люди умеют отступить, когда признают, что они не правы. В результате, они часто получают компромисс от соперников там, где другие терпят разгромное поражение.

Формы повышения квалификации

Повышение квалификации специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации может проводиться:

  • с отрывом от работы;
  • без отрыва от работы;
  • с частичным отрывом от работы;
  • по индивидуальным формам обучения.

Поскольку курсы повышения квалификации рассчитаны на трудоустроенных людей, как правило, они проводятся без отрыва от работы. Хотя в некоторых случаях работодатель может направить сотрудника на обучение в рабочее время — разумеется, с сохранением заработной платы на весь срок учебного процесса. Однако чаще всего курсы повышения квалификации проводятся в выходные дни, в вечернее время или даже дистанционно.

Очные курсы повышения квалификации позволяют напрямую взаимодействовать с преподавателями и уточнять все сложные моменты, заводить новые профессиональные знакомства и обмениваться опытом. Такое обучение предполагает более систематический подход к повышению квалификации. Однако очные курсы стоят дорого и требуют четкого планирования своего расписания. Для достижения наилучших результатов их желательно не сочетать с профессиональной деятельностью, иначе может пострадать либо работа, либо учеба.

Очно-заочная форма предполагает комбинацию самостоятельных занятий и обучения под руководством эксперта. Обучающийся все также будет встречаться с преподавателями и коллегами, хотя и реже, чем при обучении по очной форме. Стоимость таких курсов, как правило, немного ниже очных и они станут неплохим вариантом для тех, кто хочет пройти обучение без значительного отрыва от рабочего процесса.

Дистанционное обучение требует от обучающегося высокого уровня самоорганизованности, дисциплины и ответственности, поскольку учиться придется преимущественно по индивидуальному учебному плану. Как правило, все необходимые материалы доступны в электронном виде (нормативные документы, презентации, видеоролики и т.п.).  Удобство дистанционного обучения в том, что работник может самостоятельно регулировать интенсивность занятий и выбирать комфортный для себя график.

Одним из разделов учебного плана при повышении квалификации может быть стажировка. Она проводится с целью формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка специалистов может проводиться как в внутри страны, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей, по согласованию с руководителем организации, где она проводится.

Главные факторы успеха

На успешность оказывают влияние много факторов, но следует выделить основные и самые важные:

  • Мотивация. Она способствует улучшению продуктивности труда, качественному выполнению работы.
  • Стрессоустойчивость. Это качество отвечает за умение сохранять спокойствие в сложных ситуациях, принимать быстрые решения.
  • Профессиональное мастерство. Представляет собой высший уровень развития личности, позволяющий реализовывать профессиональные задачи в полной мере.

Успех в профессиональной деятельности зависит от того, насколько серьезно человек настроен на самосовершенствование. Анализируйте любую информацию из внешнего мира. Поднимаясь все выше, вы не только добьетесь достатка, но и получите уверенность в своих силах и свободу самовыражения.

Чтобы быть успешным, необходимо постоянно развиваться и получать новые знания. Не останавливайтесь на достигнутом, используйте любую возможность для получения новых знаний. Источником могут быть лекции, тренинги, курсы дополнительного образования. Альтернативным путем может стать самостоятельное совершенствование знаний и умений. Можно пополнить копилку своих знаний с помощью чтения книг. Полки в магазинах периодически заполняются качественной профессиональной литературой.

Кроме того, необходимо постоянно развивать когнитивные навыки. И в этом помогут тренажеры Викиум. Они разработаны для улучшения памяти, внимания, концентрации и прочих когнитивных способностей, которые так нужны для достижения успеха.

Что такое профессиональный успех?

В избранном мире непроизвольно насаждается культ «успешности», мы все желаем такими статьями. Слово «успех» совсем не новое, ведь мы всегда были победителями: успех, успехи, желали друг другу успеха. В наши дни считается авторитетным, когда про человека говорят «успешная личность».

Каждая вторая реклама в просторах сети Интернет внушает подрастающему поколению: «Хватит работать – пора зарабатывать». Призывают зарабатывать деньги, не работая – парадокс. Выходит, термины «успешность» и «успех» противопоставляются термину «труд». Из этого следует разрушение, происходящее в общественных представителях о труде. Если раньше, с самого детства, воспитывалось уважение к труду, как к источнику добычи средств, то сегодня нам возвращают прибыль, не работая. 

Современные исследования акцентируют наше внимание на возможности психологические предпосылки достижения успеха:

  • мыслить категории успеха – перезапустить свой «мыслительный процессор» и установить исключительность на успех;
  • быть уверенным в себе – верить собственному «Я», принимать и отстаивать свои собственные мнения и желания, высокая оценка;
  • умение активизировать силовую мотивация достижения – «запрограммировать» себя на действие, которое приведет к успеху;
  • твердо хотите знать, чего добиваться;
  • способность вооружать себя чётким планом действий, имеет позитивный настрой на предстоящее дело;
  • каждой потребности превратиться в трамплин для достижения поставленной цели;
  • замечать и радоваться даже малейшим огромным шагам и достижениям. 

Общий когнитивный онлайн-тест CogniFit: с помощью разработанной научно-исследовательской программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его особенности и особенности когнитивных сторон. Результаты нейропсихологического теста определяют, являются ли нормальными нормальными у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое данное расстройство. Получите ваш результат меньше, чем за 30-40 минут. CogniFit («КогниФит») – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест взрослых и детей старше 7 лет.

Личные достижения

Чтобы в своем списке достижений наверняка узнать личные, сделайте простую вещь. Задайте себе и откровенно ответьте на вопрос: кому именно принес пользу данный конкретный результат? Если он принес пользу лично вам (привел к позитивным изменениям в вашей жизни) или еще никому не успел принести пользы, его нужно отнести к личному достижению в профессиональной деятельности.

Занимаясь поиском работы (по сути, вариантов нового делового партнерства), пожалуйста, помните, что работодателя меньше всего интересуют результаты, которые привели к изменениям в вашей частной жизни. Такие результаты тоже бывают и заслуженно являются предметом личной гордости конкретного человека. Но для работодателя они существенного значения не имеют. Поэтому в перечне достижений указывать их совсем не обязательно.

1. Результаты, которые привели специалиста к изменениям в профессиональной жизни. Среди таких вариантов личных достижений могут быть результаты, которые олицетворяют собой факт:

  • получения разного рода благодарностей и поощрений (устных, письменных, материального и нематериального характера) со стороны прежнего руководства, профессионального сообщества, общественных организаций и т.п. за отличные результаты работы;
  • заметного продвижения по карьерной лестнице;
  • наработки уникального опыта в решении каких-либо профессиональных задач;
  • приобретения уникальных знаний в своей профессиональной сфере;
  • приобретения значимого в вашем профессиональном сообществе статуса (почетного звания, ученой степени и пр.); … и т.д.

Если вас удивило, что все это отнесено к категории личных достижений, то необходимые разъяснения можно получить вот здесь.

2. Результаты, которые могут, но пока еще не принесли пользу другим людям. Даже если речь идет об уникальном открытии, знании, изобретении или создании чего-либо, что рождает в вас чувство профессиональной гордости и потенциально имеет большое значение для других, но еще не востребовано ими, еще не принесло им конкретной пользы, такой результат на данный момент времени должен именоваться личным достижением в профессиональной деятельности. Помните, что вопрос о достижении касается уже полученного

Здесь важно не впадать в иллюзии, а объективно оценивать, чем действительно располагаете сегодня. В данном случае сегодня вы располагаете чем-то, что может помочь кому-то завтра

Ключевые словосочетания: «вы располагаете» и «может помочь кому-то». Несмотря на то, что подобные результаты работы относятся к категории личных достижений, для ваших потенциальных партнеров они могут оказаться важным конкурентным преимуществом.

Влияние психологических особенностей личности на успешность в профессии

Успешность в психологии — это такое качество, которое развивается в зависимости от многочисленных аспектов личности, сочетания ее черт и особенностей. Профессионализм — это, прежде всего, наличие специальных навыков и знаний, характеризующих действующего специалиста, чье развитие протекает в рамках профессиональной деятельности. Специалисты психологии заявляют, что психологические особенности личности непосредственно влияют на успешность в деятельности, без них, по их мнению, невозможно усвоение знаний и достижение эффективности труда. То есть, деятельность человека определяется личностными качествами, способствующими удачному старту и высоким достижениям.

В качестве критериев успешности приведены следующие психологические характеристики:

способность к активности в выбранной сфере;
развитие мотивационных способностей, стремление к мастерству;
поддержка «Я-концепции» и её составляющих, осознание собственной значимости;
амбициозность
коммуникативные навыки в ряде профессий становятся важной характеристикой личности и являются условием для взаимодействия людей;
самоконтроль, умение распределять приоритеты в списке дел;
эффективное управление временем, планирование.

Кроме того, большую роль играют профессиональное и личностное самоопределение. Профессиональное самоопределение — это самостоятельный выбор и реализация профессиональных перспектив, предполагающие конкретную деятельность, определяемую условиями труда и спецификой производственных отношений. Личностное самоопределение — это постоянное саморазвитие, утверждение собственного «Я» среди окружающих.

Составление карьерного плана

Чтобы визуализировать свои цели и определить методы их достижения, стоит составить план карьерного роста. Четко расписанные траектории профессионального роста позволяют фокусироваться на главном во время работы, мотивируют и позволяют оценивать свои результаты уже на промежуточных этапах. 

Для составления карьерного плана достаточно пройти всего 5 шагов:

Создать свое «ожидание». Это полноценная визуализация себя в карьере через какое-то время, оптимально — через 5 лет.
Определить ближайшие цели в работе и направление своей деятельности.
Провести диагностику. Анализ работы поможет критично оценить, какие сдерживающие факторы нужно устранить, а какие сильные стороны — развить.
Составить конкретный план. Он должен включать подцели уже определенных целей, а также конкретные задачи, которые позволят достичь желаемого результата

Важно указывать конкретные даты — бессрочное планирование чаще всего так и остается «на бумаге». 
Переходить к действиям. Возможно, это самый сложный пункт, но стоит начать двигаться по направлению к своим целям, и результаты не заставят себя долго ждать. 

Таким образом, для карьерного роста важно не просто мечтать о повышении, а уметь правильно анализировать себя и свою работу, при этом ставить реальные, но достаточно амбициозные цели. Следует понимать, что карьера строится ежедневно, маленькими шагами, и только ежедневный упорный подъем поможет достичь вершины

Цена характера: менталитет как самый устойчивый фактор личности

Еще один фактор, рассматриваемый социальной психологией как предиктор будущего успеха, — это характер индивидуума, выраженный большой пятеркой ключевых мегачерт:

  1. доброжелательность (agreeableness) — расположенность человека к кооперации, доверию и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
  2. открытость опыту (open to experience) — склонность к интеллектуальной любознательности, творчеству и расширению собственных горизонтов;
  3. экстраверсия (extraversion) — энтузиазм, внешняя энергичность и стремление к общению;
  4. сознательность (сonscientiousness) — демонстрация индивидуумом целеустремленности и личной организованности;
  5. невротизм (neuroticism) — степень реагирования на стресс и внешние факторы.

Долгое время активная роль характера в достижениях человека академической социологией не воспринималась всерьез, на данный момент метаисследования выделяют корреляцию до 25% между персональными чертами и будущим профессиональным статусом и удовлетворенностью работой.

Существует огромное количество исследований, подтверждающих положительное влияние сознательности не только на будущие образовательные или профессиональные успехи, но и на снижение уровня смертности и вероятность развода, на повышение успеваемости в школе и удовлетворенности жизнью в целом.

Неудивительно, что именно эта черта сейчас имеет статус самой востребованной в популярной психологии, что выражается в различных новых качествах, в которых она выступает в литературе по саморазвитию: например, выделенная психологом Ангелой Дакворт черта grit (устойчивость, усердие) или концепция Growth Mindset («установка на рост»), разработанная психологом Кэрол Дуэк.

Закажите бесплатный аудит!

Эксперт S2 поможет вам проанализировать вашу систему продаж по 50-ти показателям, чтобы вычислить ее слабые места. Всего 20 минут, и у вас будет готовый перечень шагов по повышению эффективности бизнеса. Заказать аудит

Удачно выбранная ниша

Пол Гетти, американский промышленник, один из первых долларовых миллиардеров: – Найдите свою нишу, выпускайте товар, который нужен людям, но который они не могут купить или достают с большим трудом.

Пирамиду Маслоу помните? Там перечислены все потребности людей, от низших, вроде желания покушать, до высших – попасть в историю. Однако чтобы удачно выбрать нишу для бизнеса, нужно не просто понимать, но и предвидеть потребности людей.

Например, в середине 20 века, когда автомобилестроение активно набирало обороты, Жан Пол Гетти начал скупать нефтяные компании — не только в США, но и в Саудовской Аравии. Он понимал, что с ростом спроса на авто, вырастет и необходимость в бензине. В итоге в 1957 году Гетти был объявлен самым богатым человеком на земле.

Разумное ценообразование

Так что для роста прибыли иногда надо уменьшить стоимость товара, а иногда — поднять. А вот как действовать в каждом конкретном случае, зависит только от ваших знаний и опыта.

Читать по теме 5 ошибок, которые не совершают дважды Как повысить цены: 8 безболезненных способов

Увлеченность и упорство

Стив Джобс, основатель Apple: – Я убеждён: половина того, что отделяет успешных предпринимателей от неудачников — это настойчивость.

В середине 70-х Джобс бросил колледж и решил устроиться в компанию по созданию компьютерных игр Atari. Понимая, что его вряд ли примут, Стив зашел в главный офис Atari и заявил, что никуда не уйдет до тех пор, пока его не возьмут в штат. И… его взяли! Позже, когда Apple нуждалась в раскрутке, Джобс обратился в известную компанию Regis McKenna, но ему отказали. Тогда он стал названивать в офис. Каждый день. Потом он стал регулярно наведываться к гендиректору компании. В итоге тот сдался.

Забота о потребителе

Говард Шульц, основатель Starbucks: – Мы посылали каждому два купона на бесплатный напиток с предложением «разделить Старбакс с другом». Мы проводили дегустации с местными репортёрами, кулинарными экспертами поварами и владельцами уважаемых ресторанов <�…> Наконец, мы устраивали праздник по случаю Большого открытия, обычно в первую субботу после открытия кофейни, и иногда народу на нём было несколько тысяч.

Starbucks — одна из тех компаний, которая продвигает продукт, проявляя заботу и покупателях. Директор компании Говард Шульц стремился превратить кофейни в место, где хотелось бы находиться долгие часы. Он создал сеть кофеен, где не только продают кофе, а создают особую атмосферу — ты идешь туда не просто выпить кофе, а насладиться романтической, расслабляющей и комфортной обстановкой.

Делегирование задач и подбор персонала

Стивен Кови, бизнес-тренер и автор книги «7 навыков высокоэффективных людей»: – Разделение труда – ключ к эффективному управлению. Эффективное делегирование – высший вид эффективной человеческой деятельности.

Кажется, что никто кроме вас эту задачу выполнить не сможет, а если и сможет, то придется долго его обучать, а потом постоянно контролировать, “пинать” и исправлять ошибки. Нет, как показывает практика Стивена Кови — известного консультанта по организационному управлению и автора бестселлера «7 навыков высокоэффективных людей» — если человеку делегировать не тупое исполнение работы, а ответственное управление этой работой, утвердить объективные показатели хорошего результата и обговорить систему оценки, то вскоре новичок будет справляться даже лучше вас. Ведь ему не приходится параллельно принимать десятки решений по другим направлениям компании.

Гибкость

Рубен Варданян, бывший руководитель инвестиционной : – Если вы не готовы меняться и выходить из зоны комфорта, то не пытайтесь заниматься собственным бизнесом.

Рынок всегда будет полон хищных акул, желающих вас обойти и оттяпать кусок пожирнее. С конца 80-х годов Рубен Варданян изучал рынок ценных бумаг и вырос до советника президента Сбербанка. Но поняв, что будущее стоит за инновациями и научными разработками, с которыми в России было туговато, Рубен ушел развивать более перспективное направление. Теперь он – один из основателей Сколково.

Читать по теме Что такое личностный рост: 4 шага к карьерным вершинам

Роль случая: как обществу относиться к научным выводам об успехе

Рассмотренными выше факторами не исчерпывается список влияющих на благосостояние человека причин, которые рассматриваются современной социологией достижений. Существует большой пласт исследований, касающихся, например, таких предикторов, как:

  • наличие «влиятельных других» в профессиональной или академической среде человека;
  • роль случая и место рождения;
  • рост и физическая привлекательность;
  • различные поведенческие характеристики, такие как агрессивность, застенчивость, социальная неадаптивность;
  • стиль воспитания родителей, численность семьи и др.

Тем не менее все их можно соотнести с тремя глобальными метафакторами: среда, интеллект, выраженный в тестах на когнитивные способности, и персональность — причем именно последние два считаются наиболее статистически значимыми. Но тут перед социальной психологией при оценке данных факторов встает вопрос: что стоит за этой статистической значимостью?

Способны ли стандартные когнитивные тесты измерить интеллект человека и сделать на основании этого выводы о его мышлении, а именно: может ли математический или визуальный тест подтвердить скорость и качество принятия решений человеком вне реального жизненного контекста? Судя по исследованиям, может.

Мотивация и интерес, которые передаются далее — от тестов к остальной деятельности. Но если мы говорим о мотивации, что за ней стоит и что ее формирует — цели, родительские и социальные примеры, случайные факторы среды? Тут социальная психология предлагает гораздо меньше конкретных ответов.

То же касается и предикторов, связанных с характером человека. Под воздействием чего формируются те или иные черты характера, темперамента или поведения индивидуума — и можно ли на этот процесс влиять, провоцируя у детей проявление более адаптивных черт?

Одним из самых больших научных споров в истории психологии является дискуссия «Гены или среда».

Главенствовавший в психологии в течение длительного времени бихевиоризм, утверждающий, что все грани человеческой личности формируются под влиянием внешней среды, к концу XX века начал уступать место идее наследуемости многих характеристик человека.

Дальнейшие дискуссии ведутся уже об уровне этого соотношения генов и среды для каждой из черт и о том, что эти соотношения могут значить, например для людей, проигравших в «генетической лотерее».

Также отдельно стоит вопрос и практического применения выводов социальной психологии в образовании и воспитании. Показательным примером является разработка методов развития у детей сознательности, которую ранее мы выделили как один самых сильных предикторов дальнейшего благополучия практически во всех сферах — работе, здоровье и отношениях.

Но доказано, например, что проявление данной черты в подростковом возрасте может отрицательно сказываться на социальной коммуникации подростка и восприятии его сверстниками. Наверное, у каждого из нас был в детстве такой товарищ, который, когда все забирались на дерево, оставался внизу и жаловался преподавателю или воспитателю. Получал ли этот ребенок выгоды в образовательном плане — в виде восприятия этого ребенка взрослым окружением как послушного и ответственного? Скорее всего. В социальном плане? Вряд ли. То же касается и развития креативности, которая отрицательно коррелирует с уровнем сознательности индивидуума.

Одним из самых главных конструктов, лежащих в основе доминирующей в мире либерально-демократической идеологии, является понятие меритократии, означающее, что каждый в жизни достоин того уровня благосостояния, которого он смог достичь собственным трудом.

Но насколько меритократия возможна в обществе, в котором столь существенную роль в траектории жизни человека играют социальный бэкграунд и связанный с ним уровень образования, — когда семьи могут из поколения в поколение передавать свой социальный капитал, сильно ограничивая вертикальную мобильность для других? Решением этого вопроса могут стать ограничения наследования, прогрессивное налогообложение, изменение условий поступления в высшие учебные заведения.

Но без принятия обществом выводов современной социологии достижений, сколь «нежелательными» для адептов меритократии они бы ни были, любые долгосрочные изменения в жизни социума будут невозможны.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий