Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. Задачи мониторинга земель

Охрана земель

Одной из основных задач экологического мониторинга является охрана почвы — комплекс экономических и организационных мер, направленных на защиту земельного фонда России от воздействия антропогенных факторов, катаклизмов и чрезвычайных ситуаций (стихийных аварий и экологических катастроф).

Эта система предназначена для восстановления и увеличения плодородия почвенных покровов.

Она осуществляется с учетом особенностей местности и выполняет следующие функции:

  • сохранение наибольшего количества земельных участков, пригодных для земледелия;
  • защита почв от воздействия ветровой эрозии, наводнений, вредителей, бактерий и заболачивания;
  • устранение последствий катаклизмов и экологических катастроф;
  • поддержание стабильного уровня мелиорации — гидрологических, почвенных и агроклиматических условий, повышающих урожайность земли;
  • сохранение и изоляция естественных экосистем.

Основные меры регулирования охраны земли прописаны в Земельном кодексе Российской Федерации. Они формируются государственными органами страны и согласованы с принципами земельного законодательства.

Особенности мероприятий

Мониторинг земель охватывает все участки на территории России вне зависимости от их форм собственности, характера использования и целевого назначения. В рамках данной сферы осуществляется систематическое наблюдение различными способами. К основным из них относят:

  • Лабораторные исследования.
  • Фондовый анализ состояния почв.
  • Дистанционное зондирование.

В ходе данных мероприятий обнаруживаются изменения и осуществляется оценка состояний угодий, участков, полей, объектов землепользования. Анализируются также процессы, касающиеся снижения плодородия, загрязнения почв тяжелыми металлами, пестицидами, радионуклидами и прочими токсическими соединениями. Мониторинг земель включает в себя также исследование территорий населенных пунктов, очистных сооружений, объектов газо- и нефтедобычи, свалок, удобрений, водохранилищ, складов ГСМ и так далее. Кроме того, осуществляется качественная оценка участков и определение их имущественной ценности.

Цели системы

Единый реестр создается для информационного обеспечения:

  • Муниципального и государственного управления ресурсами.
  • Мероприятий, которые направлены на повышение и сохранение плодородия почв.
  • Госконтроля охраны и использования земли.
  • Экономической оценки участков и учета их стоимости в составе системы природных ресурсов.
  • Государственной регистрации права на недвижимость и сделок с ней.
  • Землеустройства.
  • Определения обоснованной платы за пользование участком.

Все сведения, содержащиеся в кадастре, имеют открытый доступ. Исключение составляют данные, отнесенные законодательством к категории закрытой информации.

Дополнительная информация

Согласно Постановлению Правительства №177, регламентирующему организацию и осуществление государственного экологического мониторинга (окружающей среды), мероприятия по наблюдению и анализу полученных сведений касаются не только земель. Они распространяются на водные объекты, леса, воздух, состояние недр, внутренних морских вод, территориального моря РФ, континентального шельфа, объектов животного мира. Мероприятия также касаются и особой экономической зоны страны. Здесь необходимо отметить, что результаты, полученные в ходе наблюдений, имеют тесную связь друг с другом, поскольку от состояния почв, например, зависит состояние объектов животного мир, лесов и так далее. В качестве Федерального органа, выполнявшего деятельность в сфере земельного кадастра, выступало агентство “Роснедвижимость”. По Указу Президента №1847 данная инстанция была упразднена.

Глобальный мониторинг

Российская Федерация принимает участие в международной программе ЮНЕП, координирующей действия региональных и континентальных организаций по защите окружающей среды. Она была разработана ООН в конце 70-х гг. прошлого столетия. Программа ЮНЕП осуществляет глобальный мониторинг состояния и эксплуатации земли на территории всех государств мира.

Система глобального мониторинга включает в себя несколько тысяч рабочих станций, измеряющих различные экологические показатели на планете. Механизмы, контролирующие развитие почвенного покрова планеты, определяют качественный состав земли и отслеживают ее взаимодействие с экосистемой. Глобальный мониторинг основывается на подсистемах, определяющих состояние земельных участков на ограниченной местности. Результаты измерений, полученные региональными или государственными структурами, автоматически передаются международным экологическим организациям. На основе приобретенной информации выявляются изменения в составе почвы.

Глобальный мониторинг имеет строгую иерархию. При этом система обеспечивает автономию локальных экологических организаций, позволяя им дополнять и интегрировать информацию, передаваемую вышестоящим инстанциям. Контролирующие органы могут проводить совместные исследования почвенного покрова.

Схемы глобального мониторинга земель активно внедряются на территории России. В стране создаются системы, определяющие количество радиоактивных изотопов в почве, и механизмы по измерению влияния антропогенных факторов на развитие земельных участков. В нынешнее время создаются подсистемы фонового наблюдения за состоянием земель при помощи биосферных заповедников.

Для чего нужен мониторинг земли?

Мониторинг земли нужен прежде всего для контроля за состоянием окружающей среду, в которой проживает население. Человечество итак давно стоит на пороге катастрофы: мусор трудно разлагается, лесные фонды незаконно вырубаются, умирают последние особи редких животных.

Особо мониторинг земли касается сельскохозяйственных угодий, обеспечивающих население постоянными запасами еды. Кроме того, мониторинг необходим при проведении приватизации.

Перед оформлением в собственность участка нужно получать о нем досконально подробную информацию. Без постоянного контроля невозможно представить эффективную систему управления земельными ресурсами.

Порядок осуществления государственного мониторинга земли установлен Приказом Министерства Экономического развития России № 852 от 2014 года.

Систематизация данных земельного учета позволяет эффективно и полно оценивать общую ситуацию в стране, оперативно получать интересующую информацию, делать данные сведения доступными для населения.

В России очень много земель, и многие из них до сих пор не освоены, что нужно исправлять и повышать доступность земельных наделов для всех желающих.

Порядок ведения мониторинга земли в 2022 году

Она в процессе своей деятельности постоянно взаимодействует с другими федеральными и региональными органами власти.

Все оценочные процедуры происходят в соответствии с единой системой показателей. Показатели регламентируются нормативно-технической и методической документацией.

Ключевые показатели мониторинга

Все объекты оценочной деятельности описываются набором специальных показателей. Показатели мониторинга разделены в соответствии с видами проводимой процедуры. Отдельно выделены показатели мониторинга использования земель и показатели мониторинга состояния земли.

Итак, мониторинг использования земель определятся следующими общими для всех показателями:

  • Общая площадь земли по категориям;
  • Общая площадь земли по видам разрешённого использования;
  • Площадь земель, которые используются не по целевому назначению;
  • Площадь земель, в отношении которых выявлены эпизоды неиспользования;
  • Площадь земель, в отношении которых выявлены нарушения земельного законодательства, кроме фактов порчи земли;
  • Площадь земель по формам собственности с разделением по категориям и видам разрешённого использования;
  • Площадь застроенных земель;
  • Общая площадь земель лесного фонда;
  • Другие показатели, регламентированные нормами законодательства РФ.

К качественным показателям состояния земли следует относить:

  • Площадь земель, которые подвержены различной степени линейной эрозии;
  • Площадь земель, которые подвержены различной степени опустынивания;
  • Площадь захламлённых территорий;
  • Площадь подтопленных территорий;
  • Территории заболоченной местности;
  • Площади переувлажненных почв;
  • Площади нарушенных земель;
  • Площадь земель, которые загрязнены радиоактивными отходами, отходами нефтепродуктов, тяжелыми металлами;
  • Площадь земель, которые подвержены иным негативным влияниям.

Количественные показатели мониторинга состояния земли – это:

  • Общие площади земель по категориям и видам разрешённого использования;
  • Площадь земли общего пользования (скверы, парки, дорожные сети, уличные развязки);
  • Площадь санитарно-защитных и охранных зон;
  • Число объектов на землях энергетики, промышленности, связи, телевидения, транспорта, радиовещания, обороны и космической деятельности;
  • Общая площадь земель особо охраняемых территорий и объектов.

Все измерения показателей осуществляются последовательно, сравниваются с базовыми и нормативными показателями значений. Показатели мониторинга земель могут выражаться как в абсолютных, так и в относительных значениях оценки.

По результатам мониторинга составляются прогнозы и рекомендации, где помимо таблиц с выявленными значениями показателей указываются различные карты и диаграммы, наглядно демонстрирующие результаты исследования.

Методы и способы оценки земли

Для осуществления мониторинга необходимо использование большого числа специального оборудования, с помощью которого можно оперативно получать необходимые сведения о состоянии земли.

Для мониторинга земель используются следующие источники информации:

  • Данные лесохозяйственных регламентов и реестров;
  • Данные с дистанционного зондирования (съемки с космоса или летательных аппаратов);
  • Сведения из действующих полигонов;
  • Результаты наземных съёмок и обследований;
  • Данные из государственного кадастра недвижимости;
  • Сведения из землеустроительной документации;
  • Результаты инвентаризации земель;
  • Данные о землях из актов государственных и местных властей;
  • Данные с обновлённой картографической основы.

Главное, чтобы способы и методы получения информации о земле носили абсолютно достоверный характер. Использование большого числа источников даёт возможность сравнить полученные данные и оценить состояние земли с различных призм восприятия.

Влияние человека оказывает огромную силу на процессы, происходящие в земельных фондах. Все негативные воздействия не просто пресекаются мониторингом, но и оперативно доставляются в качестве документированных данных до государственных органов, осуществляющих контроль за сохранностью окружающей среды.

Те, в свою очередь, устраняют последствия негативного влияния человека на землю и создают превентивные меры защиты других земельных наделов от подобного воздействия.

Мониторинг земель – это всесторонний и постоянный контроль за состоянием земельных фондов страны. С помощью мониторинга осуществляется не только оценка качества использования земель по целевому назначению, но и выявляются факты неправомерной эксплуатации и негативного влияния человека на ценные земельные ресурсы.

Порядок осуществления

Порядок осуществления государственного мониторинга устанавливается правительством России.

Процедура данного мероприятия определяется на основе методических и нормативно-правовых актов, разработанных Федеральной службой земельного кадастра.

В процессе мониторинга уполномоченные лица обязаны осуществлять следующие действия:

  • поиск, передача, обработка и хранение информации об экологических процессах в окружающей среде;
  • анализ данных об изменениях состава почвенного покрова на земельных полигонах;
  • выявление негативных воздействий на почву и оценка их опасности для окружающей среды;
  • определение связей между состоянием земель и влиянием антропогенного фактора на природу;
  • подготовка и проведение мероприятий, направленных на поддержание природного разнообразия почвы и сокращение влияния негативных факторов на земельные участки;
  • создание технической документации или баз данных, где указываются сведения о текущем состоянии земельного фонда РФ, и ведение учета.

Мониторинг земель осуществляется государственными структурами, управляемыми Федеральным агентством кадастра: службой геодезии и картографии, министерством сельского хозяйства и природных ресурсов.

Эти органы создают единый план защиты земельных участков и ежегодно обновляют кадастровые топографические карты.

Они также сотрудничают с министерством образования и разрабатывают программы просвещения детей и лиц подросткового возраста в области экологии и природопользования.

Федеральные службы осуществляют мониторинг при помощи следующих методов:

  1. Дистанционное зондирование: наблюдение за земной поверхностью посредством спутниковых устройств, средств малой авиации и беспилотных летательных аппаратов.
  2. Обследование земель при помощи материалов инвентаризации и сведений, указанных в землеустроительных документах и государственном кадастре недвижимого имущества.
  3. Дешифрование ортофотопланов и топографических карт. На основе результатов обновления картографической основы прогнозируются изменения состава почвенного покрова. При помощи дешифрования можно подготовить аналитические записки, где указываются потери земель от природных и антропогенных катастроф.

Государственные органы контролируют состояние земельных полигонов, находящихся на территории всех субъектов Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности и их сельскохозяйственного значения. Объектами мониторинга признаются административные муниципальные образования, стационарные участки и постояннодействующие полигоны.

Важно соблюдать следующие принципы ведения мониторинга земель:

  • точность и достоверность данных — информация должна соответствовать настоящему состоянию земельных ресурсов;
  • своевременность — в кадастровых документах необходимо указывать только актуальную информацию;
  • эргономичность и эффективность — методы и технологии, применяемые для контроля земель, должны быть экономически выгодными;
  • централизованное руководство — контроль осуществляется по единой методике на всей территории Российской Федерации;
  • наглядность — сведения, не являющиеся государственной или коммерческой тайной, должны храниться в открытом доступе.

Рационализаторское предложение

В течение последних нескольких лет в рамках административной реформы, которая проводится государством, часто высказывается мнение о формировании единой службы по охране земельных ресурсов. Она должна функционировать на базе Федерального учетного агентства. В целом данная точка зрения принимается многими экспертами

Это обусловлено важностью вопроса сохранения почв от загрязнения и прочих неблагоприятных факторов, снижающих ее плодородие. В связи с этим возникает необходимость осуществления контроля над состоянием ресурса и обеспечения его охраны специализированной службой

Зачастую многие существующие сегодня уполномоченные надзорные органы, ввиду своей загруженности, не могут обеспечить эффективное решение данной задачи.

Эффективный мониторинг

Эффективность мониторинга зависит от создания федеральных и
соответствующих региональных автоматизированных систем, технически и организационно
обеспечивающих сбор необходимой информации, ее обработку, накопление,
систематизацию и представление клиенту.

Первичные данные, полученные при непосредственных
наблюдениях за состоянием и использованием земель (угодий, полей, участков,
элементов инфраструктуры), обобщаются по административным районам и городам
областей и республик, а также по областям и республикам в целом, и по
ландшафтно-экологическим (природно-хозяйственным) комплексам, экологическим
районам различных типов.

Мониторинг земель в России является составной частью Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) и глобального мониторинга окружающей среды и климата Система мониторинга земель, разработанная в России, включает в себя следующие уровни:

  • глобальные (в соответствии с международной геосферно-биосферной программой «Глобальные изменения»);
  • Федеральный (национальный) — на территории Российской Федерации в целом;
  • региональные (в районах, ограниченных физическими, экономико-географическими, административными или иными границами и охватывающих большие территории — крайний север европейской части Российской Федерации, северо-запад Российской Федерации, бассейн реки Волга, республика, область, край и т.д.);
  • местные (округ, город или их части);
  • Место назначения (отдельная ферма, другое землепользование и землевладение, свалка, собственность).

В зависимости от происхождения изменений в состоянии
различают мониторинг базового уровня и мониторинг воздействия. Фоновый
мониторинг предполагает наблюдение за состоянием почв под влиянием природных
процессов при минимальном (фоновом) влиянии результатов деятельности человека и
проводится в биосферных заповедниках. Мониторинг воздействия включает в себя
наблюдение за состоянием почвы на участках, которые находятся под
непосредственным влиянием антропогенных факторов.

Процессы, вызывающие изменения в состоянии земли, делятся на:

  • эволюционный (связанный с историческим развитием Земли);
  • циклические (связанные с суточными, сезонными, годовыми и другими периодами естественных изменений);
  • антропогенный (обусловленный деятельностью человека);
  • Катаклизмы (связанные со случайными событиями);
  • Чрезвычайные ситуации (связанные с производственными авариями, природными и экологическими катастрофами, экстремальными условиями, бедствиями на воде и т.д.)

Наблюдения за состоянием земли классифицируются на четыре
группы по времени и периодичности: Базовый (исходный, запись состояния объектов
наблюдения на момент начала мониторинга земель), Периодический (через год и
более), Оперативный (проводится регулярно, с интервалом менее года, или
разовый, связанный с чрезвычайной ситуацией), Ретроспективный (анализ
предыдущих наблюдений). Мониторинг земель в России должен учитывать специфику
как природных, так и социально-экономических условий ее регионов, которые во
многом уникальны и не повторяются в других регионах мира.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий