Деятельность международного суда. Международный суд ООН и его решения

Состав

В Международный суд ООН входит 15 человек. Они формируют независимую коллегию. Члены инстанции выбираются независимо от гражданства. Они должны обладать высокими моральными качествами, удовлетворять требованиям, которые предъявляются в их государствах к кандидатам на высшие судебные должности. Члены органа могут быть также юристами, с признанным мировым авторитетом. Кандидаты в Международный суд в каждой стране выдвигаются “национальными группами”. В них входят члены Постоянной палаты третейской инстанции.

В случае если какое-либо государство не участвует в ней, то формируется специальная национальная группа. Окончательный состав утверждается СБ и Генеральной ассамблеей из числа кандидатов, внесенных в перечень по представлению указанных групп. Международный суд выбирает председателя и вице-председателя. Продолжительность их полномочий – три года. Они могут быть переизбраны на следующий срок. Голосование осуществляется тайно по принципу абсолютного большинства. В случае если Председатель выступает в качестве одной из стороны в споре, который рассматривает Международный суд, он должен уступить свое место. Аналогичное правило действует и в отношении вице-председателя.

Межамериканский суд по правам человека

Межамериканский судебный орган по правам граждан создан на базе Американского соглашения о правах человека 1969 г. Его полномочия распространяется на права, принявшие охрану на базе этой Конвенции или на базе Протокола Сан-Сальвадора, отнесенного к финансовым, общественным и культурным правам. Свою власть он производит совместно с Межамериканским советам по правам граждан. Структура, полномочия и правила деятельности Судебного органа контролируются положениями Конвенции 1969 г., его Статутом, подписанным Генеральной Ассамблеей ОАГ в 1979 г., а также Регламентом, дополненным в 2000 г. и получившем в силу с 2001 г.

Замечание 7

Расположение Суда – г. Сан Хосе (Коста-Рика).

Судебный орган состоит из 7 судей, выбираемых совершенным большинством голосов государств – членов Конвенции 1969 г. в рамках Генеральной Ассамблеи ОАГ временным промежутком на 6 лет с возможностью еще один раз быть избранными.

Межамериканский судебный орган имеет полномочия по рассмотрению жалоб и экспертную компетенцию.

Что касается расследования жалоб, то Судебный орган берет их к изучению после заблаговременного изучения Межамериканской комиссией по правам граждан, что считается важным условием приемлемости жалобы.

Следующее обязательное условие состоит в том, что Судебный орган сможет производить свою юрисдикцию, когда государство-ответчик заранее сформулирует декларацию о признании власти Судебного органа, на условиях, прописанных в Соглашении 1969 г.

Жалоба должна отвечать положениям приемлемости, которые в большинстве случаев сводятся к следующему:

  • жалоба не должна быть секретной, необходимо, чтобы заранее были исчерпаны все внутренние способы юридической защиты;
  • жалоба не должна выглядеть злоупотребление правом, должна быть четко доказана и заявлена в срок не позднее 6 месяцев со дня нарушения данных прав.

Кроме того, необходимо, чтобы она не была привязана к делу, которое уже было разобрано или находится на изучении в другой мировой системе охраны прав гражданина. Жалоба выдается государством, которое является стороной в конфликте или самой комиссией. В любом случае человек не может непосредственно заявлять свою жалобу в Судебный орган, что не препятствует ему предоставлять собственные улики в процессе разбирательства.

Замечание 8

Если стороны не приходят к мирному разрешению, Судебный орган после изучения дела может вынести вердикт, в котором прописывается нарушение Соглашения и в котором может быть указано право пострадавшего на компенсационный возврат нанесенного нарушением ущерба.

Вердикт беспрекословный и имеет обязательную силу для участвующих государств, которые должны выполнить соответствующие меры для исполнения этих решений в национальных правопорядках, при этом государства используют широкую степень усмотрения.

Распределение компетенций между Международными уголовными трибуналами и национальными судебными органами

Такое распределение основано на трех принципах:

Параллельная юрисдикция: Международные уголовные трибуналы и национальные судебные органы обладают параллельной юрисдикцией в отношении лиц, подозреваемых в совершении тяжких нарушений гуманитарного права (Устав МТБЮ, ст. 9.1; Устав МУТР, ст. 8.1)

Для жертв таких нарушений чрезвычайно важное значение имеет принцип комплементарности в отношении национальных судов. Как уже отмечалось, в Международных уголовных трибуналах лишь Прокурор может принимать дела к производству, а предъявление гражданских исков невозможно, что лишает отдельных лиц и НПО всяких средств правовой защиты

Однако жертвы могут выступить истцами в национальных судах и потребовать возмещения понесенного ущерба. Это бесспорно связывает национальные судьи с работой международных органов правосудия.
Главенство Международных уголовных трибуналов. Главенство закреплено в Уставах этих трибуналов (ст. 9.2 Устава МТБЮ и ст. 8.2 Устава МУТР). Оно позволяет им на любой стадии процедуры официально требовать от национальных юридических органов прекращения производства по делу и его передачи в их компетенцию. Процедура передачи производства по делу подробно излагается в Правилах процедуры и доказывания международных уголовных трибуналов.

Принцип главенства является исключением в международном праве и Уставом нового Международного уголовного суда воспроизведен не был.

Мировой судебный орган ООН

Мировой судебный орган ООН считается основным судебным органом учреждения, он работает в соответствии со Статутом, который создан на Статуте Постоянной палаты мирового правосудия и создает важную часть Установления ООН.

Местонахождение Суда – г. Гаага (Нидерланды).

Замечание 2

Судебный орган состоит из 15 судей, создающих содружество свободных судей, выбранных из числа субъектов высоких этических качеств, удовлетворяющих нормам в их государствах для постановления на высшие судебные ступени, или являющихся юристами с признанной властью в сфере мирового права.

Судебный орган открыт только для государств, считающихся членами его Статута. К ведению Судебного органа относятся все дела, которые отдаются ему сторонами, и все задачи, специально предписанные Установлением ООН или действующими соглашениями и конвенциями. Юрисдикция Судебного органа имеет факультативное направление, потому что он вправе принять спор к изучению только с подтверждения всех конфликтующих сторон. Такое согласие может быть исполнено в разнообразных видах (в специальном договоре конфликтующих сторон о передаче дела в Судебный орган, в односторонних декларациях государств о подтверждении обязательной юрисдикции Судебного органа, в участии в мировых соглашениях, имеющих оговорку о передаче в Судебный орган всех конфликтов, связанных с толкованием или использованием этих соглашений).

Французский и английский языки признаются официальными в Суде.

Порядок выхода

В Римском статуте предусмотрена процедура выхода государства из состава его участников. Для этого в генеральный секретариат ООН должно быть направлено официальное уведомление. Спустя год после его получения государство официально покидает МУС. Тем не менее даже в этом случае с властей страны не снимаются обязательства по сотрудничеству с судом по ранее возбужденным делам.

Первым государством, заявившем о выходе из МУС, стала Республика Бурунди. Такое решение было принято из-за опасений начала расследования со стороны МУС фактов преступлений, совершенных в республике в ходе политического кризиса, продолжающегося с апреля 2015 г. 12 октября 2016 г. закон о выходе был принят нижней палатой бурундийского парламента, а 18 октября его подписал президент Пьер Нкурунзиза. Официальное уведомление в генеральный секретариат ООН было вручено 27 октября.

Вслед за Бурунди о намерении покинуть МУС заявили 21 октября ЮАР и 24 октября — Гамбия. В частности, власти ЮАР обосновали свое намерение противоречиями между национальным законодательством и Римским статутом, требующим ареста президента Судана Омара аль-Башира в соответствии с ордером, выданным прокурором МУС еще в 2009 г. В то же время в качестве действующего президента африканского государства Башир пользуется правом неприкосновенности, гарантированным ему южноафриканскими властями.

Обзор и обзоры

Логотип МУТР в Кигали .

Что касается жертв геноцида, то МУТР, по-видимому, является важным моментом и местом для (восстановления) памяти фактов, которые обычно скрываются виновными в преступлениях, что может помочь ослабить напряженность, препятствующую реальному возвращению мир. Проблема всех последствий войны , помимо экономических, кажется, в будущем может быть лучше решена с помощью международного права, поскольку она менее «невыразима».

Отсутствие ресурсов и судей, время, затрачиваемое на переводы, также являются источниками задержек и трудностей в расследовании, о которых говорили члены трибунала и их отчеты в ООН. Работа этих трибуналов – долговременная, окончательные результаты которой уже не могут быть представлены.

Расследование ограничено преступлениями, связанными с геноцидом тутси

Хотя МУТР судил большое количество высокопоставленных политических лидеров, причастных к геноциду, он не принял никаких мер против военных преступлений или преступлений против человечности, приписываемых Патриотическому фронту Руанды (ПФР). Прокурор Карла дель Понте , пытавшаяся провести такое расследование, выступила против правительства Руанды (в результате победы РПФ), которое считает, что вынесение приговора по этим преступлениям является его обязанностью. Прокурор мандат M мне Дель Понте не был возобновлен в 2003 году , и его преемник не стремился продолжать свои исследования.

Критика со стороны жертв геноцида

Более того, с оставшимися в живых могли обращаться хуже, чем с задержанными. Прокурор Карла дель Понте говорит, что центр содержания под стражей был тюрьмой «пять звезд», где с заключенными «очень хорошо обращались с точки зрения питания», в то время как «свидетели-жертвы находились в ужасных условиях». Выжившая Иоланда Мукагасана в своей книге много отсылает к расследованиям и постановлениям МУТР. Он отмечает, среди прочего, что у оставшихся в живых нет адвоката (поскольку они являются свидетелями, а не гражданскими сторонами) и что их безопасность не была гарантирована, некоторые были убиты по возвращении в Руанду. Она также критикует тот факт, что подателям жалоб на изнасилование задают дестабилизирующие вопросы, которые являются унизительными, и подвергают явным попыткам воспроизвести их.

Критика со стороны адвокатов

Помимо односторонности материалов Трибунала, адвокаты защиты высказали и другие критические замечания. Таким образом, применяется процедура англосаксонского общего права, согласно которой обвинитель и обвиняемый должны быть равны перед судьей, который принимает решение на основе представленных доказательств. Но это равенство было бы несовершенным, потому что именно прокурор решает, когда начинать разбирательство на слушании, на основании доказательств, которые ему удалось собрать. Близость места жительства трибунала к Руанде также позволяет ему собирать доказательства и свидетелей обвинения более легко, чем обвиняемые могут сделать для свидетелей защиты, последние иногда живут в изгнании, а те, кто живет в Руанде, могут подвергнуться давлению со стороны Правительство Руанды. Более того, гарантии, которые это правительство может предоставить обвиняемым, которые были оправданы и желают вернуться в Руанду, далеки от установленных. Эти оправданные люди не могут вернуться в Руанду, если принимающие страны не хотят их приветствовать.

Критика также была высказана в отношении последующих мер, которые должны быть приняты в отношении тех оправданных, которые не могут вернуться домой и для которых суду трудно найти третью страну пребывания.

Ad hoc

Деятельность Международного суда в отношении некоторых споров может осуществляться не только выбранными 15 членами. При разбирательстве определенных конфликтов могут участвовать и так называемые лица ad hoc. Они являются судьями, которые избираются по ст. 31 Статута по выбору страны-стороны в споре, если она не представлена на слушаниях. Если в составе коллегии присутствует лицо, являющееся гражданином одного из участников конфликта, другой может выбрать для присутствия на заседании лицо по собственному выбору. Такие судьи не выступают как постоянные члены. Они привлекаются только к разбирательству конкретных споров. Вместе с этим, в процессе рассмотрения материалов они обладают равными правами с другими избранными членами коллегии. Международный суд также может пригласить для участия в заседании асессоров. В отличие от лиц ad hoc, они не обладают правом голоса и выбираются самой коллегией, а не сторонами.

Организация

Статут Международного суда основан на статуте Постоянной палаты международного правосудия (ПМПС) . Это дает ему необходимые инструменты для применения международного права , даже если судебная деятельность Международного Суда по-прежнему зависит от согласия государств. Международный Суд является одним из шести главных органов Организации Объединенных Наций . Это его единственный судебный орган, который делает его суверенным по своему правовому порядку. Он обладает универсальной юрисдикцией , поскольку все члены Организации Объединенных Наций, следовательно, являются участниками его статута. Государства, не входящие в Организацию Объединенных Наций, могут стать участниками Статута при определенных условиях. Это постоянный орган, состоящий из 15 судей, избираемых на 9 лет двойным голосованием Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Чтобы быть избранным, кандидат должен получить абсолютное большинство в этих двух органах. Судьи заменяются третями, чтобы обеспечить преемственность судебной практики.

МКЮ пользуется гарантиями независимости, беспристрастности и компетентности:

  • принцип независимости: справедливое географическое распределение судей (Африка: три, Латинская Америка: два, Западная Европа и Северная Америка: пять, Восточная Европа: два, Азия: три; Суд не может включать более одного гражданина одного государства); одна сторона может выбрать судью ad hoc, если у другой стороны есть судья ее гражданства в Суде;
  • принцип коллегиальности: как правило, Суд выполняет свои функции на пленарных заседаниях, но после реформы г. возможно формирование палат как минимум из трех членов; решения принимаются большинством присутствующих судей; они мотивированы, подписаны, с возможностью особого мнения (несогласие по постановляющей части, то есть заявление, посредством которого Суд решает спор) или индивидуального (несогласие по мотивам решения);
  • защита магистратов: член Суда может быть отстранен от должности только с единогласного решения других членов;
  • беспристрастность: члены Суда не могут заниматься какой-либо вспомогательной профессиональной деятельностью и не могут участвовать в урегулировании какого-либо дела, в которое они ранее вмешались, по какой бы то ни было причине.

Статут Международного суда достаточно гибкий. Например, судьи могут, после соглашения сторон, судить ex aequo et bono .

Компетенция Международного Суда ООН

Компетенция
Суда распространяется
лишь на споры
между государствами.
Суд не может
рассматривать
споры между
частными лицами
и государством
и тем более
споры между
частными лицами.
Но и споры между
государствами
могут рассматриваться
лишь с согласия
всех сторон.
Таким образом,
компетенция
Суда является
для государства
не обязательной,
а факультативной.
Решение о
предоставлении
Суду лишь
факультативной
компетенции
было принято
после весьма
напряженной
борьбы с достаточно
многочисленными
сторонниками
обязательной
компетенции
Суда.

Факультативный
характер передачи
государствами
споров на разрешении
суда проявляется,
в частности,
в том, что, согласно
Статута Международного
Суда, «к ведению
Суда относятся
все дела, которые
будут переданы
ему сторонами…».
Государства
– участники
Статута могут,
однако, признать
для себя компетенцию
Суда обязательной.

В Статуте
Международного
Суда заложены
несколько
вариантов
признания за
ним обязательной
юрисдикции.
Так, государство
может выступить
с соответствующим
заявлением
либо являться
участником
двустороннего
международного
соглашения,
содержащего
положения об
обязательной
юрисдикции.
К ним относятся
мирные договоры,
договоры о мире
и сотрудничестве,
о разграничении
морских пространств.
Таким образом,
обязательная
юрисдикция
Международного
Суда в договорном
плане признается
государством
либо в целом,
либо с оговоркой,
либо по конкретным
категориям
международных
споров.

Широко
применяемая
практика оговорок
с заявлением
о признании
обязательной
юрисдикции
Международного
Суда существенно
сужает пределы
действия последней.

В юридической
литературе
обычно выделяются
четыре вида
оговорок, которые,
по сути дела,
являются обычными
нормами международного
права. Речь
идет об изъятии
из обязательной
юрисдикции
Суда споров,
возникающих
по поводу ситуации
или фактов,
имевших место
до принятия
заявления; об
условии взаимности;
о неподсудности
споров, по существу
входящих во
внутреннюю
компетенцию
государства;
о частичном
изъятии из
обязательной
юрисдикции
Суда споров,
связанных с
выполнением
и толкованием
многосторонних
конвенций.

Очень
важную группу
международных
конфликтных
отношений
исключают из
компетенции
Суда оговорки,
касающиеся
событий, связанных
с военными
действиями,
войной, состоянием
войны, военной
оккупацией
и другими актами
вооруженного
насилия. Имеется
несколько
оговорок,
направленных
против подчинения
обязательной
юрисдикции
Международного
Суда конкретного
спора или споров
с отдельными
государствами.

Таким
образом, несмотря
на относительно
низкий уровень
признания
обязательной
юрисдикции
Международного
Суда ООН, последний
все-таки наделяется
в ряде случаев
довольно широкими
полномочиями,
которые свидетельствуют
о больших
потенциальных
возможностях
Суда в деле
разрешения
межгосударственных
споров.

Общепринятым
является положение,
в соответствие,
с которым
государство-истец
должно обосновать
компетенцию
Суда в рассмотрении
данного спора
по существу.
Более того,
именно на это
государство
возлагается
обязанность
доказать факт
существование
спора и его
юридическую
природу. Нарушение
этого положения
делает претензию
беспредметной.

Кроме
собственно
судебных функций,
Суд имеет право
давать консультативные
заключения
по любому
юридическому
вопросу, по
запросу любого
учреждения,
уполномоченного
делать такие
запросы самим
Уставом ООН
или согласно
этому Уставу.
В соответствии
со ст.96 Устава
право запроса
у Международного
Суда консультативных
заключений
по любому
юридическому
вопросу принадлежит
Генеральной
Ассамблее и
Совету Безопасности.
Другие органы
ООН и специализированные
учреждения
ООН, которым
Генеральная
Ассамблея может
дать разрешение
на это, также
могут запрашивать
консультативные
заключения
суда по юридическим
вопросам. К их
числу относятся:
Экономический
и Социальный
Совет, Совет
по опеке, ЮНЕСКО
и многие др.

Консультативное
заключение
Международного
Суда представляет
собой лишь
выражение
мнения международных
судей по тому
или иному
юридическому
вопросу международного
права. Оно не
носит обязательного
характера и
не связывает
орган, который
обратился в
Международный
Суд за консультативным
заключением.

Особенности современной системы международных судов

Следует отметить, что современная система мировых судов отличается от национальных судебных структур. Прежде всего, в межгосударственной структуре мировые судебные органы полностью обособлены и независимы друг от друга, и нельзя полагать, что они состоят в цельной иерархически построенной судебной структуре, которая предполагает существование некоторых связей между ее частями. Следующая особенность мировых судов состоит в их полномочиях, которые в отличие от полномочий национальных судебных органов, как правило, не носят бессознательного характера, а требуют согласия государства на признание полномочий мирового судебного органа в конфликте, стороной которого оно является.

Наконец, вердикты мировых судебных органов, как правило, носят чисто показное направление, а их исполнение ложится на сами государства, фигурирующие в конфликте, которые добровольно признают их обязательность, но сохраняют больший уровень усмотрения при выборе способа исполнения мирового судебного вердикта.

Компетенция

В настоящее время в компетенцию МУС входит преследование лиц, ответственных за геноцид, преступления против человечности, военные преступления.

Юрисдикции МУС подлежат преступления, совершенные после 1 июля 2002 г. на территории государства — участника Римского статута, а также совершенных гражданами таких государств на территории любой другой страны.

Если государство, на территории которого произошло преступление, не является участником статута или граждане такого государства подозреваются в тяжких преступлениях, мандат на начало уголовного преследования может выдать Совет Безопасности ООН. Кроме того, государства, не являющиеся членами МУС и заинтересованные в расследовании преступления, совершенного на их территории, могут в специальном заявлении признать юрисдикцию суда в отношении этого преступления.

СБ ООН может приостановить работу суда и действие ордера на арест. Юрисдикция МУС распространяется только на физических лиц. МУС может назначать сроки заключения до 30 лет или пожизненно, выносить смертные приговоры он не имеет права. МУС вступает в действие в тех случаях, когда государственная система уголовного права бессильна или контролируется самими преступниками. Таким образом, он не подменяет национальные суда, а дополняет их.

Составы преступлений

Внутренняя компетенция суда ограничена тремя видами преступлений:

  1. Геноцид — намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.
  2. Преступления против человечности — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно.
  3. Военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.

В компетенцию Международного уголовного суда предлагалось также включить агрессию. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления и поэтому было решено, что пока Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией.

Время

Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу.

Если некоторый конфликт — например, война в Уганде — продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года.

Территория и гражданство

В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальный принцип, Суд не может действовать. Это положение гарантирует право государств решать, подвергать или нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС.

Однако у этого принципа есть два исключения: во-первых, Совет Безопасности ООН может, посредством резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника.

Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда передал в Суд ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством-участником МУС. Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 12 Статута, государство, не являющееся участником Статута, может посредством заявления, представленного Секретарю суда, признать осуществление Судом юрисдикции в отношении конкретного преступления.

Стадии

Разбирательство проходит, как правило, два этапа: письменный и устный. Первая стадия может продолжаться до нескольких месяцев. Это обуславливается тем, что от каждой стороны необходимо предоставление письменных разъяснений-меморандумов. Обычно для начала дела в Суд передается соглашение двух стран – так называемого компромисса о рассмотрении. Государство может принять на себя обязательство подчиниться компетенции коллегии. В этом случае подается односторонний иск в Международный суд от другой стороны. Устное рассмотрение спора начинается, когда все материалы изучены, и проведена подготовка к слушанию. Этот этап продолжается обычно несколько дней. В некоторых случаях он может длиться 2-3 недели. Выступление сторон осуществляется через их представителей. Участники разбирательства могут использовать помощь адвокатов и поверенных. После проведения устного разбирательства, начинается закрытое совещание.

Дополнительная классификация

Прочие оговорки можно подразделить на 5 видов. Наиболее популярными считаются такие, которые относят признание обязательности компетенции Суда к спорам, при разрешении которых участники согласятся либо согласились использовать иные способы мирного урегулирования. Такие оговорки включаются в текст большинства стран. Следует сказать, что положение об использовании иных методов урегулирования споров имеет большое значение. Оно ограничивает область распространения обязательной компетенции только такими вопросами, в отношении которых нет договоренности о применении прочих мирных средств. Это положение вводит пределы субсидиарности, дополнительности юрисдикции Суда.

Достаточно важная группа конфликтных отношений из компетенции коллегии исключается оговорками, относящимися к событиям, связанным с военной оккупацией, войной, боевыми действиями, прочими вооруженными актами. В определенной степени опосредованной международным соглашением считается положение, включенное в заявление стран-членов Британского содружества о неподчинении споров, которые между ними возникают, юрисдикции Суда. Некоторые оговорки ограничивают компетенцию коллегии по конкретным спорам или конфликтам с определенными государствами. Так, к примеру, Гватемала в своем заявлении указала, что ее разбирательство с Великобританией о Белизе неподсудно инстанции и может рассматриваться в Международном суде исключительно на основах справедливости.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий