Должностное лицо: обязанности, деятельность, полномочия

Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной Палате Российской Федерации

Обязательным признаком преступления является предмет – это информация в виде документации, материалов (справки, отчеты, материалы финансовых проверок и т.п.). Документы в отличие от материалов должны иметь реквизиты (дату, название учреждения, подпись лица, его выдавшего,  и т.п.). Запрашиваемая информация должна относиться к  сфере деятельности того органа государственной власти, местного самоуправления, предприятия и компетенции того должностного лица, куда обращается Федеральное Собрание РФ или Счетная палата РФ. Депутаты Совета Федерации и Государственной Думы имеют право обращения в органы власти и управления за информацией, связанной с их депутатской деятельностью. Характер запрашиваемой Счетной палатой информации обусловлен тем, что Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ.

Объективную сторону преступления составляют: а) неправомерный отказ в предоставлении информации (нежелание предоставить секретную информацию, несмотря на обязательность ее предоставления по закону); б) уклонение от предоставления информации (не отказывая прямо, лицо говорит об отсутствии, непоступлении к нему требуемой информации) либо в) предоставление заведомо неполной либо ложной информации (лицо сознательно искажает информацию, предоставляет не все сведения, расчеты). Преступление имеет формальный состав. Считается оконченным с момента совершения соответствующего действия (бездействия).

С субъективной стороны – это умышленное преступление. Лицо действует с прямым умыслом.

Субъектом преступления является должностное лицо, в чьи обязанности входит предоставление информации (см. примечание 1 к ст. 285).

Квалифицированный состав преступления (ч. 2) образуют деяния, указанные в ч. 1 ст. 287, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ (см. примечания 2 и 3 к ст. 285).

Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3) образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 287, если они: а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Имеется в виду сокрытие как преступлений, так и иных правонарушений. Если сокрытие преступлений подпадает под признаки укрывательства или пособничества, содеянное образует совокупность правонарушений; б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) повлекли тяжкие последствия.

Исполнителем может быть только должностное лицо, обязанное предоставлять информацию.

Злоупотребление должностными полномочиями

Родовой объект злоупотребления должностными полномочиями, равно как и иных преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК, – общественные отношения, содержание которых составляет охраняемая уголовным законом, направленная на защиту личности, общества и государства деятельность органов государственной власти, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Непосредственный объект злоупотребления должностными полномочиями и всех других предусмотренных в гл. 30 УК преступлений – это общественные отношения, содержанием которых является охраняемая уголовным законом, направленная на защиту личности, общества и государства деятельность конкретного органа государственной власти, конкретные интересы государственной службы и службы в конкретных органах местного самоуправления. В рассматриваемом преступлении, кроме основного, может быть и дополнительный непосредственный объект – здоровье, собственность и т.д.

С объективной стороны злоупотребление должностными полномочиями состоит в использовании служебных полномочий, что означает совершение действий, вытекающих из должностных полномочий субъекта. Лицо должно действовать в пределах своих полномочий, которые установлены в соответствующих нормативных актах. При злоупотреблении должностными полномочиями лицо использует их вопреки интересам службы, т.е. его деяние нарушает правильную деятельность органов власти и управления государственных или муниципальных учреждений, органов местного самоуправления, а также их отдельных звеньев.

Использование служебных полномочий – это обычно активные действия, и проявляются они весьма разнообразно (нарушения штатно-финансовой дисциплины, установленного порядка рассмотрения жалоб и заявлений граждан, так называемое временное позаимствование и т.п.).

Обязательным признаком объективной стороны преступления являются последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Вред может быть материальным (имущественный вред, вред здоровью) и нематериальным (подрыв авторитета органов власти и управления, нарушение конституционных прав граждан). Понятие существенности вреда является оценочным. Степень существенности вреда зависит от влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, предприятия, учреждения, размера материального ущерба, значительности упущенной выгоды, числа потерпевших, тяжести морального вреда и т.п.

Для квалификации должностного злоупотребления, имеющего материальный состав, обязательно установление причинной связи между последствиями и действием (бездействием).

Преступление считается оконченным с момента наступления хотя бы одного из указанных в законе последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Лицо действует с прямым или косвенным умыслом.

Обязательным является наличие корыстной заинтересованности, когда лицо стремится получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного изъятия и обращения чужих средств в свою пользу или пользу других лиц, или иной личной заинтересованности, т.е. стремления извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленного такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность.

Субъект преступления специальный – должностное лицо. Квалифицированный состав преступления (ч. 2) образуют деяния, если они совершены: а) лицом, занимающим государственную должность РФ; б) лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ, либо в) главой органа местного самоуправления (см. примечания 2 и 3 к ст. 285).

Особо квалифицированный состав (ч. 3) образуют деяния, о которых сказано в ч. 1 или 2 статьи, если они повлекли тяжкие последствия. Они могут быть материальными и нематериальными. К ним относятся, например, крупная авария, длительная остановка производственного процесса или транспорта, срыв выполнения задания, особо крупный материальный ущерб, телесные повреждения, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 111 и ч. 2 ст. 112 УК.

Статья 285 является общей нормой по отношению к специальным нормам, содержащим признаки иных должностных преступлений (например, ст. 216. 299. 30.1 УК). По правилам квалификации при конкуренции норм в таких ситуациях применяется специальная норма. Однако при наличии в содеянном реальной совокупности преступлений возможно одновременное применение общей и специальной норм.

Получение взятки

Повышенная общественная опасность получения взятки обусловлена тем, что оно обычно сопряжено с другими преступлениями и является распространенной формой коррупции.

Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги (государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты), иное имущество (антиквариат, автомашины, мебель, импортная техника, драгоценные металлы) или выгоды имущественного характера (безвозмездное предоставление санаторных путевок, строительных работ, продажа ценной вещи за бесценок). В соответствии со ст. 575 УК РФ допускается дарение подарков стоимостью не более пяти минимальных размеров оплаты труда. Эти стоимостные рамки позволяют отграничить подарок от взятки.

Если предметом взятки является имущество, заведомо добытое преступным путем, содеянное надо квалифицировать по ст. 290 и 175 УК.

Объективная сторона состоит в получении должностным лицом взятки лично или через посредника. Получить взятку – это значит принять ее. Взятка может быть получена без какой бы то ни было маскировки либо в завуалированной форме (получение денег взаймы без отдачи, сберегательной книжки на предъявителя). Получение должностным лицом любых ценностей якобы для передачи их в качестве взятки без намерения сделать это является мошенничеством (п. «в» ч. 2 ст. 159 УК).

Взятка получается за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. В законе названы альтернативные варианты таких действий (бездействия): а) они входят в служебные полномочия должностного лица (прием на работу, увольнение, перемещение по службе); б) лицо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (быстро получить лицензию, установить телефон); в) общее покровительство по службе (необоснованно продвигает по службе, посылает в загранкомандировки) либо г) попустительство по службе (не обращает внимания на прогулы). Выполнение обусловленного действия (бездействия) лежит за пределами состава преступления.

Лицо получает взятку за совершение (воздержание) определенных действий в пользу взяткодателя или представляемых им лиц: его близкие, друзья, предприятия, чьи интересы он представляет.

Данное преступление имеет формальный состав, оно признается оконченным в момент принятия хотя бы части взятки.

С субъективной стороны получение взятки – умышленное преступление. Лицо совершает его с прямым умыслом. Получение взятки – корыстное преступление.

Субъект преступления – должностное лицо.

Квалифицированный состав получения взятки (ч. 2) предусматривает получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие), т.е. преступления. Фактическое совершение взяткополучателем незаконного действия (бездействия) образует совокупность преступлений. Совершение иных правонарушений подпадает под признаки попустительства.

Квалифицированный состав (ч. 3) образуют деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо главой органа  местного самоуправления (см. примечания 2 и 3 к ст. 285).

Особо квалифицированный состав (ч. 4) образуют деяния, предусмотренные ч. 1,2 и 3 статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Получение взятки группой лиц по предварительному сговору совершается двумя и более должностными лицами, заранее договорившимися о совместном совершении преступления. Входящие в группу недолжностные лица отвечают как соучастники в получении взятки. Промежуток времени между сговором о получении взятки и ее принятием не имеет значения. Для квалификации по признаку получения взятки организованной группой также требуется, чтобы в нее входили хотя бы два должностных лица и она была устойчивой; б) неоднократно, т.е. не менее двух раз, если при этом не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Неоднократным должно быть именно получение взятки, а не дача взятки; в) с вымогательством взятки. Оно возможно в двух формах: лицо прямо требует взятку либо ставит взяткодателя в такие условия, когда тот вынужден дать взятку. Вымогательство взятки должно сопровождаться угрозой совершения действий, могущих причинить ущерб интересам взяткодателя; г) в крупном размере, каковым признается стоимость денег, ценных бумаг или выгод имущественного характера (на момент получения взятки), превышающая триста минимальных размеров оплаты труда (см. примечание к ст. 290).

Должностное лицо в УК РФ

В 2004 году Госдума приняла в первом чтении поправки в УК РФ, распространяющие понятие «должностное лицо» как квалифицирующий признак состава преступления на весь Уголовный кодекс.

При необходимых 226 голосах документ поддержали 390 депутатов, голосовавших против и воздержавшихся не было.

Ранее понятие «должностное лицо» предусматривалось как квалифицирующий признак состава преступления в статье «Злоупотребление должностными полномочиями» и главой 30 УК «Преступление против госвласти, госслужбы и службы в органах местного самоуправления». Должностное лицо в уголовном праве наделено только публичными полномочиями (прим. 1 к ст. 285 УК).

К представителям власти относятся те работники государственных органов, которые наделены правом в пределах их компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями (учреждениями, предприятиями), независимо от их ведомственной подчиненности.

Представителями власти являются представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных или контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК). Следовательно, представителями власти являются сотрудники органов внутренних дел, таможенной службы, налоговой полиции.

Ответственность должностных лиц

  1. Правонарушения, посягающие на общие гражданские права граждан (более 50 статей).
  2. Правонарушения, посягающие на частное имущество (более 29 статей).
  3. Правонарушения, посягающие на экологию и природные ресурсы (более 38 статей).
  4. Противоправные деяния в сфере использования земель, мелиорации (более 14 статей).
  5. Противоправные деяния в сфере массовой информации, предоставлении связи (около 23 статей).
  6. Промышленность и энергетика (около 14 статей).
  7. Противоправные деяния в сфере налогов и сборов, предпринимательской деятельности, финансов и распределения бюджета (около 59 статей).
  8. Противоправные деяния в таможенной сфере (около 21 статьи).
  9. Правонарушения, посягающие на власть и государственные органы РФ (около 10 статей).
  10. Правонарушения, посягающие на порядок управления (около 19 статей).
  11. Противоправные деяния в отношении ведения воинского учета (около 10 статей).

Привлечение к ответственности отдельных лиц — довольно сложная процедура, которая требует разбора поведения, учитывая некоторые особенности личности, ее местонахождение, характер правонарушения и другие критерии.

Законодательная база РФ содержит целый перечень административных наказаний (санкций), которые зависят от большого числа факторов, включая частоту таких нарушений, их серьезность, потенциальный риск для здоровья человека или государственных структур (государства в целом) и так далее.

То есть за мелкие правонарушения могут быть наложены штрафы, формальное письменное порицание, лишение права занимать определенную должность или заниматься конкретной деятельностью, обязательные работы на срок административного ареста и так далее. В КоАП РФ содержится несколько видов и все они могут быть применены по-разному, в зависимости от множества деталей правонарушения.

Следующие 2 вида схожи друг с другом. В тех случаях, когда человек нарушает закон, используя конкретный предмет из частной собственности, то уполномоченные лица имеют право забрать это средство. Вернется ли оно владельцу или будет конфисковано зависит от степени вины и различных законных показателей. Также гражданин может быть лишен определенных прав и свобод, которые содержатся в положениях Конституции РФ. После разбора нарушения может быть принято решение о возможном пресечении и недопущении подобных событий в будущем.

В общем, для военнослужащих и других граждан действуют точно такие же законы, как и для всех остальных. Различные штрафы, которые в этом случае могут считаться либо слишком строгими, либо слишком маленькими. С учетом наказания военный суд, вынесший свой вердикт по данному конкретному делу о правонарушении, немедленно вместе с заявлением о наказании, которое будет наложено на военнослужащего. Административная ответственность военнослужащих вместо стандартных штрафов или исправительных работ предполагает дисциплинарное взыскание в той или иной форме.

Уполномоченные сотрудники имеют особый статус (не привлекаются к ответственности пока нет достаточных оснований и доказательств). Любое решение о применении того или иного административного наказания (в отношении гражданина или должностного лица) может быть обжаловано.

Жалоба подается вышестоящему лицу по должности или в судебный орган. Решение суда также обжалуется в законном порядке, а также применяется процедура апелляции и кассации. Для некоторых видов наказаний законом установлена так называемая «отсрочка». Это применимо к штрафным санкциям (50% от полной суммы при погашении в короткие сроки).

Видео о конституции РФ и должностных лицах:

Ответственность должностных лиц

Руководители, совершающие административные правонарушения при выполнении своих обязанностей, несут в первую очередь административную ответственность. Должностные лица РФ, к которым это относится: члены наблюдательных советов и советов директоров, правлений, дирекций, ревизионных, ликвидационных и счётных комиссий, – юридические лица, а также руководители организаций с полномочиями единоличных исполнительных органов. Это же касается и функционеров из конкурсных, аукционных, котировочных комиссий, которые созданы муниципальным или государственным заказчиком или уполномоченным органом.

Предприниматели, не образовавшие юридическое лицо, но административное правонарушение совершившие, тоже несут такую же административную ответственность, если иное не установлено Уголовным или Гражданским кодексом РФ. Не должным образом выполненные обязанности должностного лица и результативность исполнительных функций не подпадают под понятие административного правонарушения, если не нанесён ущерб, однако разработаны нормативные и правовые акты относительно оценки эффективности служебной деятельности руководящего звена. Об этом нужно рассказывать более широко, поскольку очень часто пресса упоминает о тех или иных преступлениях, которые совершило то или иное бывшее должностное лицо. Случайные люди нередко попадают в аппарат государственной власти, и, чтобы этого не случалось, необходим реальный механизм оценки деятельности каждого чиновника.

Проблемы при трактовке понятия

В примечании к 285 статье УК говорится о том, что должностным лицом признается субъект, временно, постоянно либо по особому полномочию выполняющий административно-хозяйственные, организационно-распорядительные задачи в органах местного и государственного управления, муниципальных и госучреждениях, в ВС РФ, воинских формированиях.

В данном определении выделяется 3 главных группы критериев:

  1. Характеризующие временные пределы реализации полномочий.
  2. Указывающие на специфику выполняемых задач.
  3. Раскрывающие место реализации возложенных на субъектов функций.

Некоторые специалисты указывают на необходимость объемного и полного толкования терминов, используемых в УК. В этой связи, они говорят о том, что определение, закрепленное в примечании к 285 статье, сложно назвать удачным. Аргументируют авторы это тем, что ряд терминов (административно-хозяйственная деятельность, представитель власти, организационно-распорядительные задачи, например) сами требуют разъяснения.

По мнению некоторых экспертов, при раскрытии понятия “должностное лицо” целесообразнее оперировать такими категориями, как “права”, “функции”, “ограничения”, “ответственность”, “запреты”, “обязанности”, “компетенция”, “полномочия” и пр. Функции отражают характер деятельности, которую осуществляют служащие. Полномочия определяют объем исполнения отдельных функций, методы, которыми гарантируется их выполнение. Компетенцией следует считать пределы ведения должностного лица в соответствующем органе власти. Проще говоря, она характеризует не самого сотрудника, а конкретный пост, который он занимает.

Должностное лицо как пример из жизни

Исходя из юридического статуса, определение должностного лица – это сложная задача. Все нормативные документы лишены четких разграничений по типам профессий. Из этого следует, что все нужно рассматривать на примере из жизни.

Часто большинство людей, устраиваясь на предприятие, не могут определить свою принадлежность к должностному лицу. Для такой градации и определения статуса необходимо обратиться к обязанностям и правам нового сотрудника. Возьмем, к примеру, уборщика. И здесь встает вопрос, а может ли сотрудник с такой должностью иметь статус должностного лица? И по факту – может, если во время оформления на работу подпишет документ о несении материальной ответственности. В такой ситуации у сотрудника появляются полномочия распоряжаться выделенными товарными средствами в зависимости от своих усмотрений и для решения своих задач. Эта практика встречается довольно редко, но иногда сам работодатель делегирует часть своих функций на других, тем самым сосредотачиваясь на более масштабных задачах. Как это сказывается в дальнейшем на предприятии вопрос времени. Однако нельзя забывать об особом типе ответственности, который также получает работник с приобретением данного статуса. А это напрямую возлагает санкции, если будут допущены нарушения всего предприятия.

Подробное определение понятия

  1. Должностными лицами в статьях уголовного кодекса Российской Федерации (России) считаются лица, временно, постоянно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти или исполняющие административно-хозяйственные, организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления, государственных органах, муниципальных и государственных учреждениях, государственных корпорациях и в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях и войсках Российской Федерации.
  2. Под лицами, которые занимают государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и прочих статьях настоящего Кодекса подразумеваются лица, которые занимают должности, которые устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и федеральными конституционными законами для непосредственного выполнения полномочий государственных органов.
  3. Под лицами, которые занимают государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и прочих статьях настоящего Кодекса подразумеваются лица, которые занимают должности, устанавливаемые уставами субъектов Российской Федерации или конституциями для непосредственного выполнения полномочий государственных органов.
  4. Служащие органов местного самоуправления и государственные служащие, которые не относятся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в ситуациях, предусмотренных специально соответствующими статьями.

Приведённое выше определение относится к уголовному праву, в КРФобАП, в примечании к статье 2.4, дают немного отличное и более широкое определение должностного лица:

В настоящем Кодексе под должностным лицом необходимо понимать лицо, временно, постоянно или соответственно со специальными полномочиями производящее функции представителя власти, то есть наделенное в порядке, установленном законом, распорядительными полномочиями по отношению к лицам, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, которое выполняет административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления, государственных органах, муниципальных и государственных организациях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях и войсках Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с исполнением административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций руководители и другие работники прочих организаций и совершившие административные правонарушения, которые предусмотрены статьями:

  • 13.25;
  • 14.24;
  • 15.17 — 15.22;
  • 15.23.1;
  • 15.24.1;
  • 15.29 — 15.31;
  • частью 9 статьи 19.5;
  • статьей 19.7.3 настоящего Кодекса;

несут административную ответственность, как должностные лица:

  • члены советов директоров (наблюдательных советов);
  • исполнительных коллегиальных органов (дирекций, правлений);
  • ревизионных комиссий (ревизоры);
  • счётных комиссий;
  • ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, которые осуществляют полномочия исполнительных единоличных органов прочих организаций.

Лица, которые осуществляют функции члена аукционной, конкурсной, единой или котировочной комиссии, созданной муниципальным или государственным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, которые предусмотрены статьями 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса, несут, как должностные лица, административную ответственность. Лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые совершили административные правонарушения, несут, как должностные лица, административную ответственность, если настоящим Кодексом не установлено другое.

Мы коротко рассмотрели должностное лицо, в частности, в России. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

На видео: Государственная служба и должности. Ликбез

Основные тезисы

Должностным считается лицо, с ввереными обязанностями представителя руководства либо органов власти. Реализация принятых полномочий происходит перманентно, в рамках конкретных правомочий или временно.

Данная административная единица присутствует в следующих организациях:

  • местные выборные органы;
  • воинские образования РФ;
  • муниципальные учреждения;
  • государственные компании;
  • хозяйственные общества, доля голосующих акций которых находится в собственности отечественных организаций.

Правовое толкование этого термина и особенности юридического статуса — актуальный для многих граждан вопрос.

Трактовка «должностного лица» настолько объемна, что порой сложно обозначить главные характеристики

Функции должностного лица

Функционал этой категории лиц определяется стоящими перед ними вопросами и наименованием структуры, в которой они работают.

Таблица 1. Основные функции должностного лица

Административно-хозяйственныеОрганизационно-распорядительные
1. Управление имеющимся на балансе имуществом и активами.
2. Инспектирование материальных ценностей
3. Рассмотрение вопросов о размере вознаграждения за предоставленные услуги.
1. Контроль трудовой дисциплины.
2. Руководство коллективом.
3. Оформление юридических документов. Выдача больничного, например.
4. Формирование кадров.
5. Составление характеристик членов государственной экзаменационной комиссии.
6. Принятие дисциплинарных мер.
7. Организация условий труда.
8. Учреждение медицинской экспертизы для установления инвалидности.

Должностное лицо взаимодействует с широким кругом лиц, многие из которых не находятся в его непосредственном подчинении

ПОЛНОМОЧИЯ ДЕЛЕГИРУЮТСЯ НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ

1.1. ПОЛНОМОЧИЯ ПЕРЕДАЮТСЯ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ

Шаг 1: закрепляем полномочия в должностной инструкции сотрудника. Обязанности и полномочия работника прописываются в его должностной инструкции. Поэтому если руководитель наделяет работника какими-либо обязанностями и полномочиями на постоянной основе или заместитель периодически выполняет работу руководителя на время его отсутствия, то в должностную инструкцию работника необходимо внести изменения (например, приказом) или утвердить новую редакцию должностной инструкции.

Если те или иные полномочия руководитель передает своим подчиненным непосредственно при приеме их на работу, то работник подписывает предложенную инструкцию уже с соответствующим пунктом. Изменения в должностную инструкцию можно внести двумя способами (на выбор):

• утвердить новую редакцию должностной инструкции;

• издать приказ о внесении изменений в должностную инструкцию (Пример 1).

Шаг 2: ознакамливаем работника с приказом о внесении изменений в должностную инструкцию. Согласно п. 3 ст. 68 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работника с его должностной инструкцией под роспись. Для этого удобнее всего использовать «именной» лист ознакомления с локальными нормативными актами (Пример 2). Работник также может расписаться и в должностной инструкции.

Шаг 3: издаем приказ, чтобы закрепить распределение полномочий

Издать приказ о распределении обязанностей и полномочий особенно важно, если генеральный директор желает переложить ответственность на своих заместителей по тому или иному направлению деятельности. Например, сделать главного инженера ответственным за охрану труда или директора по персоналу – за квотирование рабочих мест (Пример 3)

Шаг 4: ознакамливаем работника с приказом под роспись. На основании ст. 68 ТК РФ необходимо ознакомить работника, которому делегируются полномочия, с приказом под роспись. Работник, например, может расписаться в приказе ниже подписи генерального директора:

1.2. ПОЛНОМОЧИЯ ПЕРЕДАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ

Если руководитель решает передать часть своих полномочий работнику, который уже работает в организации, то последний должен дать свое согласие. ТК РФ рассматривает такое делегирование как поручение дополнительной работы. В этом случае возможны два варианта:

• сотрудник дополнительную работу выполняет бесплатно;

• за дополнительную работу придется платить.

Вариант 1: работник выполняет дополнительную работу без оплаты

На практике руководители передают часть своих полномочий, то есть дополнительную работу, устно. Часто работники с этим соглашаются, не требуя оформления и доплаты. Такая безропотность может быть связана со страхом испортить отношения с начальством или с желанием работника освоить новые функции, накопить навыки и опыт для карьерного роста. Но перестраховаться все же стоит.

Поэтому даже при согласии работника выполнять дополнительную работу поручение такой работы лучше оформить. Достаточно просто дополнить должностную инструкцию соответствующим пунктом и ознакомить с ним работника под роспись.

Шаг 1: вносим изменения в должностную инструкцию. Как мы упоминали выше, чтобы внести изменение, нужно либо издать приказ о внесении изменений в должностную инструкцию (см. Пример 1), либо утвердить новую редакцию должностной инструкции (Пример 4).

См. Решение Московского городского суда от 28.04.2015 по делу № 7-3822/2015, Апелляционное определение Вологодского областного суда от 02.08.2013 № 33-3391/2013.

Заключение

Быть государственным служащим – это чрезвычайно ответственная роль в любом виде деятельности. Без таких людей, отказывающихся от своего времени, большинство мероприятий и важных решений не смогли бы существовать. Каждый чиновник становится «лицом» мероприятия на любой встрече. Люди часто судят всех чиновников, по поведению отдельных лиц, а это значит, что они должны вести себя профессионально и ответственно в любой ситуации.

Такие качества, как честность, надежность и уважение являются обязательной частью любого должностного лица. Это включает и то, как они ведут себя, относятся к другим людям до, во время и после любых мероприятий. Должностные лица по праву несут ответственность за свои действия и отношения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий