Виды финансового контроля. Виды, понятие и формы контроля

Понятие и виды контроля

Хотя основным объектом осуществления финансового контроля являются денежные операции, тем не менее охват контролирующих действий зачастую вбирает в себя большой круг из множества хозяйственных отношений благодаря взаимосвязи абсолютно всех производственных процессов. Например, проверяя правильность формирования таких показателей, как прибыль, себестоимость, фондоотдача, следует проанализировать целый блок различных направлений производственной и снабженческо-сбытовой деятельности компаний, применяя различные методы контроля, виды и приемы.

Под финансовым контролем нужно понимать проводимую уполномоченными органами деятельность, направленную на обеспечение законности, своевременности и достоверности проводимых финансовых операций, дающую объективную оценку эффективности работы и выявляющую резервы для ее повышения, а также увеличения доходов и сохранности госсобственности.

Основные методы финконтроля

Выделяют пять основных групп:

  1. Ревизия, как основной метод финансового контроля, подразумевает осуществление контрольных мероприятий на месте с детальным изучением регистров учета и отчетности, фактического наличия денежных средств, своевременности и правильности отражения операций, целевого использования средств.
  2. Метод документального контроля — это подробное изучение первичной документации, журналов и регистров учета, статистической, налоговой и бухгалтерской отчетности, а также прочей документации. Позволяет определить правильность ведения бухучета и достоверность составления отчетности.
  3. Метод фактического контроля основан на сопоставлении данных бухгалтерского учета, отраженных в регистрационной документации, с фактическими показателями (ревизия кассы, ревизия основных средств и материальных ценностей, прочее). Позволяет выявить расхождения между данными бухучета и фактическими показателями хозяйственной деятельности экономического субъекта.
  4. Расчетно-аналитический основан на определении причинно-следственных взаимосвязей между событиями (явлениями) и плановыми, учетными и отчетными показателями деятельности. Позволяет определить правильность применения расчетных методов путем проведения анализа и сравнения действий экономического субъекта в рамках финансово-экономических отношений.
  5. Информативный метод — это способ получения информации из дополнительных источников, которые позволяют более точно классифицировать размер нарушения, наличие умысла, а также выявить иные обстоятельства правонарушения. Примерами являются объяснительные письменные разъяснения сотрудников или ответственных должностных лиц, а также свидетелей, соответствующие справки и выписки.

Нередко взаимосвязь видов и способов проведения ФК становится темами научных работ, например, «Виды и методы финансового контроля, реферат». Это обусловлено актуальностью направления в режиме реального времени.

Какое место занимает в управлении деятельностью

Финансовый контроль имеет значение на заключительной стадии процесса управления финансами. Он призван:

  • предотвращать и выявлять нарушения законодательно установленных норм финансового оборота государственного и частного капитала;
  • обеспечивать эффективность хозяйственных операций.

Финансовый контроль, как элемент системы управления финансами, является особой отраслью стоимостного контроля:

  • за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, муниципальных образований, предприятий и организаций;
  • за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства;
  • за целесообразностью производственных расходов;
  • за экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций.

Система финансового контроля предприятия охватывает многочисленные структурные составляющие.

1. Инспектирование документальной базы:

  • проверка правильности составления, внесение подтвержденных источниками официальных данных о движении материальных средств;
  • изучение подлинности и полноценности;
  • сравнительный анализ документов организации с источниками.

2. Оценка направлений финансовой деятельности:

  • эффективности вложений;
  • производительности основных фондов и труда;
  • уровня экономической стабильности, платежеспособности по обязательствам.

3. Анализ работы сотрудников:

  • опыта и профессионализма ответственных лиц по распределению материальных ресурсов;
  • фактов недобросовестности персонала при управлении финансовым состоянием компании;
  • повышения мотивации, уровня знаний, ответственности распределяющих бюджет должностных лиц.

Особенность каждого этапа заключается в определенной схеме действий.

Начальный этап заключается:

  • в поиске и обучении специалистов для оценки документальной базы, определении их компетенций, постановке целей и задач;
  • в назначении подготовленных служащих для анализа эффективности действующих механизмов управления финансами;
  • в определении конкретных шагов начальной ступени;
  • в выполнении планов оценки и управления капиталом компании с учетом действующих регламентов.

Во время основной ступени:

  • назначают специалистов, способных объективно исследовать результаты текущего финансового управления;
  • собирают информацию и составляют документ для фиксации результатов выбранной стратегии;
  • пишут алгоритм проведения контрольных мероприятий;
  • проводят финансовый контроль;
  • реализуют разработанную стратегию управления и контроля денежными и материальными потоками.

Заключительный этап:

  • выбор специалистов для оценки результатов финмониторинга;
  • составление итоговых документов.

Как и любая регламентируемая правовыми актами деятельность, финансовый контроль предприятия осуществляется на основе ряда принципов.

  1. Стратегичность. Основное направление — удовлетворение интересов компании, что исключает чрезмерное количество контрольных мероприятий.
  2. Многофункциональность. Подразумевает создание условий для создания отдельных центров ответственности внутри единого механизма.
  3. Синергия количественных стандартов и качественных показателей. Это повышает эффективность процессов мониторинга.
  4. Своевременность. Превентивный характер обзора позволяет предупредить руководство о возможном наступлении кризисной ситуации и создать условия для ликвидации выявленных несоответствий, пока они не оказали существенного ослабляющего влияния на финансовую устойчивость предприятия.
  5. Гибкость. Проводимый без учета новых финансовых инструментов анализ не принесет контролирующего эффекта.
  6. Доступность. Простота форм и методов анализа облегчит работу проверяющим и заинтересованным в результатах проверки субъектам: руководству, подконтрольным лицам.
  7. Экономичность. Затраты на проведение контрольных действий не должны превышать ожидаемого результата по снижению затрат, росту доходности.

3.1. Понятие и формы финансового контроля

Финансовый
контроль
— это регламентированная нормами права деятельность
государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по
проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и
полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств,
правильности и эффективности их использования.

По
субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть
государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский
контроль), общественным и независимым (аудиторским).

Финансовый
контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой
и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и
расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных
ценностей и денежных средств.

Действенность
финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами
государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими
фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с
правоохранительными органами.

Под формой
финансового контроля
понимают способы конкретного выражения и организации
контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три
основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и последующий.

Предварительный
финансовый контроль
производится до выполнения какого-либо финансового
мероприятия (например, проверка правильности и законности документов, служащих
основанием для получения или расходования денежных средств).

Предварительный
контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями
финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых)
планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении
бюджетных средств.

Текущий
(оперативный) контроль
проводится непосредственно в процессе операций по
расходованию и поступлению денежных средств.

На основе
данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального
наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых
правонарушений, а также регулировать финансовые риски.

Объектом
текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой
или получением денежных средств. Фактические затраты регулярно сопоставляются с
действующими нормами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Последующий
контроль
проводится после совершения денежных операций с целью
дополнительной проверки их законности и обоснованности.

Эта форма
контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом
проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и
организациях.

Предыдущая

Что такое финансовый контроль

Прежде чем говорить о методах финансового контроля, рассмотрим, что он собой представляет. Несмотря на то, что в нормативных актах понятие «финансовый контроль» используется довольно активно (например, десятки раз — в положениях Бюджетного кодекса России, в нормативных актах ЕАЭС), официального его определения законодатель не дает.

В экономической литературе и некоторых судебных актах, например в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017 № 11АП-6684/2017 по делу № А55-11638/2015, встречается определение, в соответствии с которым под финансовым контролем следует понимать совокупность действий и операций, связанных с проверкой финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, с использованием специфических форм и методов организации контроля.

В свою очередь, в нормативных актах можно найти описание и форм, и методов финансового контроля. Так, в ст. 45 положения о бюджете ЕАЭС (решение Высшего Евразийского экономического совета от 10.10.2014 № 78) указано, что финансовый контроль по своей форме может быть:

  • предварительным;
  • текущим;
  • последующим.

Таким образом, форма финансового контроля — это его разновидность в привязке к тому или иному этапу ведения финансово-хозяйственной деятельности. Если эта операция еще предстоит (как вариант, должна быть одобрена), проводится предварительный контроль, если она осуществляется — текущий, если завершена — последующий.

Основные виды финансового контроля

Систематизировать все виды финансового контроля можно по разным критериям.

По времени осуществления финансовый контроль бывает текущим, предварительным и последующим. Контролирующие органы занимаются всеми этими видами.

Кроме того, финансовый контроль бывает обязательным и инициативным. Обязательный осуществляется:

  • когда это установлено законодательными актами;
  • если государственные органы требуют его проведения.

Можно классифицировать виды финансового контроля и иначе. Например, по субъектам, которые его проводят, финансовый контроль бывает:

  • президентским;
  • ведомственным, внутрихозяйственным;
  • общественным;
  • аудиторским;
  • контролем законодательных и местных органов власти;
  • контролем исполнительных органов власти общей компетенции.

Развитие местного самоуправления требует выделения самостоятельного вида финансового контроля – проверки исполнительных и представительных органов.

Государственный контроль – прерогатива различных органов законодательной и исполнительной власти РФ (федеральных и специализированных). Государственный финансовый контроль ведется в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ».

Внутренний (внутрисистемный) вид финансового контроля должен осуществляться в органах исполнительной власти и различных общественных организациях, религиозных объединениях и т. д. Его проводят руководители специальных контрольно-ревизионных подразделений, учреждаемых данными органами. Эти должностные лица находятся в прямом подчинении у главы организации: комитета, министерства и т. д.

Аудиторский (независимый) вид финансового контроля – это платная услуга, оказываемая в числе прочих аудиторами и аудиторскими фирмами и заключающаяся в независимой вневедомственной проверке отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и иных документов, где зафиксированы материальные обязательства и требования компании. Аудит регулируется нормами Федерального закона № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. «Об аудиторской деятельности».

Внутрихозяйственный вид финансового контроля – обязанность бухгалтерии, финансового отдела или другой экономической службы предприятия или учреждения. Объектом такой проверки может быть хозяйственная деятельность компании в целом либо отдельных ее структурных элементов.

Проверка как метод осуществления финансового контроля: классификация по БК РФ

Ревизию, которая является методом финансового контроля, считающимся основным, так или иначе следует рассматривать как частный случай проверки. По сути, это комплекс нескольких проверок.

В соответствии с БК РФ (интересно, что эта же классификация применяется налоговиками) проверки подразделяются:

  1. По месту проведения:
    • на камеральные;
    • выездные.

    Камеральные проверки осуществляются главным образом на территории нахождения проверяющего лица и предполагают прежде всего изучение им различных документов, предоставленных контролируемым субъектом в плановом порядке или по запросу.

    Выездные проверки, в свою очередь, предполагают визит проверяющего лица (лиц) на территорию контролируемого объекта. В рамках такой проверки изучаются не только документы, но и фактическое состояние дел (к примеру, физическое наличие материальных ценностей).

  2. Степени связанности контролируемого субъекта с основной задачей проверяющего лица:
    • на прямые;
    • встречные.

    При прямой проверке основная задача проверяющего связана непосредственно с деятельностью контролируемого субъекта. Истребуются документы и исследуются факты, позволяющие проверяющему получить представление в первую очередь о самом субъекте.

    При встречной проверке конечная цель проверяющего связана с деятельностью другого контролируемого субъекта. Основным смыслом такой проверки будет сопоставление одних и тех же фактов, учтенных у основного субъекта проверки и у проверяемого контрагента. Встречка проводится в целях подтверждения или опровержения тех данных, что были получены при проверке основного субъекта.

Методы проведения финансового контроля

По времени проведения он классифицируется на:

  • Предварительный финансовый контроль реализуется до осуществления всех финансовых действий. Его суть состоит в прогнозе показателей, расчётов и финансовых планов. Данный вид проверки является предупредительным и направлен на предотвращение нецелесообразного использования денежных средств. С помощью предварительного контроля можно подобрать наиболее оптимальное решение по инвестиционным программам, которые принесут наибольший объём дивидендов;
  • Оперативный финансовый контроль (текущий) выполняется как раз в момент исполнения финансовых операций;
  • Последующий финансовый контроль выполняется после выполнения финансовых операций или по истечению финансового года.

Санкционирование как метод финансового контроля: в чем его особенности

Санкционирование по смыслу БК РФ — это утверждение перечня и сумм доступных субъекту расходов и системы контрольно-разрешительных мер, позволяющих эти расходы произвести.

Контроль в данном случае проводится в несколько этапов. Рассмотрим их на самом характерном примере — на санкционировании расходов бюджетных учреждений.

На первом этапе главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) распределяет бюджетные средства согласно ранее сформированным запросам и установленным нормативам и планам.

На втором этапе ГРБС передает санкционированный план распределения бюджетных средств подведомственным распорядителям бюджетных средств. Последние, в свою очередь, занимаются распределением средств уже между теми, кому они требуются (исполняют свою часть бюджета). Попутно следят за соответствием заявленных к получению средств санкционированным планам.

Цепочка может быть длиннее. Например, между крупным региональным распорядителем бюджетных средств и их конечным получателем может стоять еще более мелкий распорядитель.

Для понимания механизма полезно привести практический пример от обратного.

Пример

Допустим, бюджетному учреждению в 2018 году потребовался ремонт. В 2018 году получить на это бюджетные деньги уже нельзя, т. к. они не были заранее заявлены и санкционированы. Учреждение может подать заявку своему распорядителю (от которого непосредственно получает средства), обосновать необходимость ремонта, оценить его стоимость. Распорядитель, в свою очередь, рассмотрит заявку на предмет ее необходимости, соответствия установленным нормативам на ремонт для бюджетных организаций, реальности заявленной стоимости. Если заявка не вызвала у распорядителя нареканий, он передаст ее выше — главному распорядителю (санкционирует на своем уровне). Если и главный распорядитель санкционирует заявку, то на сумму, требуемую учреждению на ремонт, будет увеличен лимит бюджетных обязательств на 2019 год.

Предположим, согласовали сумму 3 млн руб. В 2019 году учреждение сможет потратить на оплату ремонта из бюджетных средств строго эту сумму. Ни больше ни меньше. Если что-то пойдет не так, например конечная стоимость работ будет больше, скажем 3 100 000 руб., то эти 100 000 руб. учреждению никто не даст (не санкционирует). Чтобы их получить, учреждению придется заново пройти весь путь, начиная с заявки.

***

Метод финансового контроля — это совокупность способов или инструментов осуществления контроля, применяемая контролером для достижения определенных целей. Методы осуществления государственного финансового контроля определены в БК РФ.

***

Еще больше информации — в нашей рубрике «Аудит».

Виды и формы контроля

Различные основания для осуществления проверок делят контроль на несколько видов. По времени проведения, он может быть:

  • предварительным (осуществляемым до совершения операций и имеющим предупреждающий возможные нарушения, характер);
  • текущим, т. е. оперативным (проводимым в процессе осуществления операций, например, при использовании фондов на различные цели – в инвестиционных проектах, приобретении/реализации имущества, выполнении госзаказа);
  • последующим (осуществляемым по факту совершения финансовых операций, к примеру, при исполнении утвержденного платежного бюджета.

При осуществлении последнего выясняется фактическое положение дел в компании, выявляются допущенные нарушения, намечаются пути их устранения.

По характеру проведения проверки виды контроля делятся на обязательные и инициативные. Обязательный контроль осуществляется в соответствии с требованиями закона. К примеру, любая плановая проверка утверждается в установленной законом периодичности и по согласованному плану. Инициативный контроль называется именно так потому, что проверка начинается по решению государственных органов, инициирующих ее.

Задачи финансового контроля

Задачи финансового контроля в целом соответствуют целям, заявленным выше. Таким образом, их можно разделить на две группы — задачи по обеспечению законности и задачи по защите интересов собственника хозяйствующего субъекта. При этом надо понимать, что под понятием «финансовый» здесь подразумевается относящийся не только к деньгам, но и к любому имуществу, а также обязательствам.

Основная задача финансового контроля – обеспечение четкого соблюдения норм финансового права, предписывающих и устанавливающих порядок образования, распределения и использования средств государственного и местных бюджетов, внебюджетных фондов, средств государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Задачи по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня:

  • Проверка соблюдения финансовой дисциплины, в том числе кассовой.
  • Проверка пределов полномочий должностных лиц при принятии решений; выявление случаев превышения полномочий, в том числе злоупотребление ими в корыстных целях.
  • Проверка соответствия совершенных хозяйственных операций требованиям законодательства.
  • Контроль соблюдения установленных бюджетов и лимитов по статьям затрат.
  • Проверка правильности документального оформления хозяйственных операций.
  • Проверка правильности ведения бухгалтерского учета; причем не только финансового, но и управленческого, если его ведение предусмотрено локальными нормативными актами.
  • Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
  • Проверка целевого использования целевых средств, в том числе заемных и бюджетных.
  • Контроль ценообразования в областях, где оно регулируется государством.
  • Определение и (в ряде случаев) применение мер ответственности к лицам, допустивших нарушения финансово-экономического законодательства.

Задачи по обеспечению интересов собственника

Первый и основной интерес собственника — получение прибыли, то есть прирост вложенного капитала (рост курса акций, получение дивидендов). Однако, возможны и другие локальные задачи, например:

  • сокращение активов;
  • наращивание кредиторской задолженности;
  • увеличение средней заработной платы.

Если подобные цели поставлены в виде локального нормативного акта, мы возвращаемся к задачам первой группы. Но в большинстве случаев, финансовый интерес собственника (выступающего одновременно субъектом контроля) принимается по умолчанию в виде наиболее эффективного управления капиталом. Названная цель финансового контроля достигается путем решения следующих задач:

  • Контроль сохранности имущества (в том числе, финансовых ресурсов), выявление случаев недостач, хищений, порчи; контроль мер по обеспечению сохранности.
  • Оценка эффективности использования материальных ресурсов (например, полноты загрузки оборудования, использования земельных участков, оптимальности оборачиваемости материалов и т.д.); выявление внутрихозяйственных резервов.
  • Оценка использования трудового потенциала организации, анализ кадровой политики.
  • Оценка наличия и степени разработанности бюджетов, собственного контроля за их исполнением, анализ отклонений и принятых мер.
  • Анализ принятой процедуры принятия управленческих решений и проверка ее соблюдения на практике.
  • Оценка ценовой политики, анализ системы ценообразования и маркетинговых мероприятий.
  • Анализ эффективности привлечения заемных средств.
  • Анализ мер по оптимизации налогового бремени (см. также Налоговое планирование).

Финансовый контроль должен содействовать целевому расходованию средств, соответствующему реализации финансовой политики, эффективному использованию финансовых ресурсов и получению наибольшей отдачи.

Финансовый контроль выступает важнейшей составляющей финансового механизма и важным звеном контрольных органов управления в государстве. Особое место в финансовом контроле занимает анализ обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в кредитно-финансовых организациях.

Финансовый контроль способствует пресечению расточительства и финансовых злоупотреблений. Он служит основой для объективного предоставления государственных дотаций и субсидий конкретным территориям и хозяйствующим субъектам, а также для предоставления налоговых льгот. С помощью финансового контроля оценивается соблюдение законов и нормативных актов при выполнении финансовых операций и сделок между юридическими и физическими лицами.

Финансовый контроль на предприятии

Определение

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и других, связанных с ними, вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый мониторинг осуществляют компетентные должностные лица. Они контролируют соблюдение государственными и коммерческими организациями законодательных норм в процессе формирования, распределения и использования материальных ресурсов. Это необходимо для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе движения денежных средств.

Такая проверка помогает предприятию обеспечить эффективное использование ассигнований, если речь идет о бюджетных структурах или же извлекаемых в процессе коммерческой деятельности материальных ресурсов. Она позволяет объективно оценить уровень платежной и налоговой дисциплины субъектов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Принципы работы финмониторинга:

  • законность — ревизионная деятельность в области финансов регулируется государством посредством норм права;
  • объективность — преимущество отдают анализу в рамках научных методов, строго по форме;
  • независимость — проверяющий не относится к сферам интересов конкретного лица, а мониторит общую законность и эффективность деятельности компании для ее участников;
  • гласность — доступ к результатам проверки получают все заинтересованные лица.

Сущность экономического обследования на предприятии заключается в следующих направлениях:

  • обеспечить финансовую безопасность подконтрольных субъектов и исполнение собственных финансовых обязательств;
  • улучшить экономическое состояние элементов материальной системы и их рациональное, эффективное и законное применение;
  • соблюдать финансовые интересы субъектов хозяйствования, повышать их ответственность за результаты деятельности;
  • усиливать эффективность экономической политики.

Аудит является проверкой финансовых операций на соответствие не только законодательству, но и на соответствие интересам собственников компаний.

Основная цель ревизии — убедиться, что организация функционирует правильно. Для этого ставится ряд задач, каждая из них отражает конкретный аспект деятельности компании: удостовериться в следовании уставу и инструкциям сотрудниками, оценить целесообразность выбора поставщика и другие. 

Определение

Объекты финансового мониторинга предприятия — это процессы формирования, упорядочивания и использования ресурсов, которые выражаются в виде выручки, инвестиций, налоговых отчислений.

Субъекты контроля на предприятии выполняют обязанности по инспектированию в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. К числу субъектов относятся:

  • государственные органы;
  • структурные подразделения в органах государственной власти, местного самоуправления и предприятиях;
  • негосударственные специализированные организации;
  • квалифицированные специалисты.

Субъекты выполняют конкретные функции в соответствии с их законодательно установленной компетенцией.

Организация финансового контроля всех видов осуществляется в шесть этапов

Этап 1. Выбираем объект, нуждающийся в финансовом контроле того или иного вида. Для компаний, чья деятельность строго ориентирована на те или иные цели, нельзя разработать алгоритм любого вида финансового контроля, пока не найден данный объект. В качестве него выступают управленческие решения, касающиеся ключевых аспектов экономической деятельности предприятия.

Этап 2. Определяем вид и область финансового контроля. Он зависит от структуры хозяйственной деятельности и бывает стратегическим, текущим или оперативным. Вид финансового контроля будет влиять на частоту проведения контрольных мероприятий.

Этап 3. Расставляем приоритеты подконтрольным параметрам так, чтобы они образовали иерархию. Как показатели, так и все виды финансового контроля ранжируются по степени значимости. Приоритеты первого уровня – основные параметры, учитываемые данным видом контроля. За ними идут приоритеты второго уровня для величин, находящихся в факторной связи с приоритетами первого уровня; аналогичным образом достраивается остальная иерархия приоритетов.

Этап 4. Разрабатываем систему количественных параметров, по которым будет осуществляться финансовый контроль. Нужно выделить подконтрольные финансовые показатели и составить их список. Количественные нормы желательно устанавливать в двух видах значений: абсолютных и относительных.

Относительные показатели финансовой деятельности бывают как стабильными, так и переменными (последние, например, применяются для контроля гибких бюджетов и для корректировки стандартов в условиях меняющейся скорости, величины учетной ставки и уровня инфляции). За стандарты можно принять целевые стратегические нормативы – государственные или внутрикорпоративные нормы, целевые стратегические данные, фактические показатели актуальных бюджетов и планов и т. д.

Этап 5. Планируем мониторинг подконтрольных параметров. Мониторинг, система отслеживания – это основа финансового контроля любого вида, самый динамичный элемент системы. Сформировавшийся на предприятии комплекс мероприятий по постоянному отслеживанию показателей финансовой деятельности, поиску несовпадений между фактическими результатами и планом и выяснение причин этих расхождений называется системой финансового мониторинга.

Этап 6. Строим теоретические модели, продумываем методы нормализации ситуации (доведения фактических показателей до плановых).

Внутрихозяйственный контроль

Проводимый министерствами контроль деятельности входящих в их систему компаний и организаций, схож с проверками, проводимыми в системе общественных организаций. Финансовый внутрихозяйственный контроль неразрывно связан с полным циклом производства продукции. Поэтому проверка качества – еще одна составляющая комплекса контролирующих действий. Виды контроля качества подразделяются на:

  • Входной (проверка качества поступающих в производство материалов и оборудования, а также узлов и заготовок).
  • Операционный (периодический, иногда постоянный) – проводится в ходе рабочего процесса и обязательно после выполнения каждой отдельной операции, например, на сборочном конвейере. В отдельных случаях такие виды контроля имеют постоянный характер. Например, при работе в космической отрасли и производстве точных технологий.
  • Контроль готовой продукции – результативный вид, проводимый сплошным порядком общего количества произведенного продукта.
  • Контроль квалификации производственного персонала.

Объемы и методы проверок указываются в технологических процессах, утвержденных для каждой отрасти. Все виды контроля качества продукции являются весьма существенной частью внутрисистемного контроля.

Виды и формы финконтроля

В классификации ФК по видам предусмотрено несколько групп. Рассмотрим основные виды в таблице:

Наименование группы

Подвиды ФК

По контролирующим субъектам

  • государственный (региональный, муниципальный);
  • внутрихозяйственный (внутрифирменный);
  • внутриведомственный (внутрисистемный);
  • общественный;
  • аудиторский (независимый)

По объектам проверки

  • бюджетный;
  • налоговый;
  • таможенный;
  • валютный;
  • инвестиционный;
  • кредитный;
  • прочее

По обязательности

  • обязательный (предусмотрен законодательными актами или определен соответствующим решением контролирующих органов);
  • инициативный (проводится по инициативе объекта проверки)

Основными формами финансового контроля являются группы, классифицированные по времени проведения:

  1. Предварительный ФК проводится до совершения какой-либо операции по формированию, распределению или исполнению денежных средств. Данная форма является предупредительной, так как позволяет не допустить нарушений действующего законодательства, а также соблюсти целевую направленность.
  2. Текущий ФК — форма, проводимая на этапе совершения операций финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Проведение текущего ФК позволяет исключить неисполнение поставленных обязательств.
  3. Последующий ФК. Проводится по окончанию всех денежных и хозяйственных операций, позволяет выявить совершенные правонарушения, определить соблюдение целевого характера и законности осуществленных действий.

Виды и методы финансового контроля имеют прямую взаимосвязь, так как невозможно обеспечить объективные и полноценные проверки проведения методического анализа.

Государственный контроль

Первые три пункта указанного перечисления относятся к системе государственного контроля, осуществляемого законодательной и исполнительными властными структурами.

В компетенцию этой системы входит:

  • контролирование неукоснительного исполнения бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней;
  • состояние госрезервов и динамика внутреннего и внешнего долга;
  • организация обращения финансовых фондов;
  • использование заемных средств;
  • предоставление налоговых и финансовых или других льгот.

Полномочия контролирующих органов действующим законодательством возложены на Счетную палату РФ, Центробанк РФ, Минфин РФ и другие органы федеральной и исполнительной власти. Законом признано обязательным ежегодное проведение контролирующими органами плановых ревизий и проверок поступления, освоения и движения бюджетных ресурсов не только в организациях властных структур, но и в компаниях, работающих с бюджетными средствами.

Виды проверок финансового контроля

Проверку финансового контроля осуществляют с помощью:

  • Проверок, которые классифицируются на документальные (осуществляется непосредственно на предприятии) и камеральные (производится контрольным органом);
  • Обследование, при котором могут осуществляться контрольные замеры проводимых работ, расход материалов, энергии и так далее с помощью инспекции на месте (опроса либо анкетирования);
  • Надзор – это проверка соблюдения правил и нормативов, нарушение которых приводит к лишению лицензии;
  • Экономический анализ – тщательное изучение отчётности организации для последующей оценки эффективности её деятельности;
  • Наблюдение является системой постоянно осуществляемых проверочных действий для выявления текущих изменений сфере хозяйствующих объектов;
  • Ревизия – самый главный, наиболее тщательный и многогранный метод финансового контроля.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий