Содержание документа
Указывают в декларации расчет суммы платы, которая должна быть внесена за выбросы и хранение отходов в определенный бюджет. Уточнить ее размер можно в департаменте природопользования и охраны окружающей среды субъекта РФ.
Порядок сдачи Декларации регламентирован постановлением Правительства РФ. Обязательным элементом считается указание товара, его кода (по установленной классификации), а также массы. Форма заполняется и сдается в ТУ либо в центральный аппарат (при импорте товара), предоставляют ее потребители продукции и импортеры.
Подобная обязанность установлена Постановлением Правительства РФ. Необходимо отчитываться за продукцию, включенную в федеральный перечень товаров, подлежащих утилизации после эксплуатации (применения). Найти подобную информацию можно на упаковке или на прилагаемом к товару описании.
В отчетности важно отразить наименование, код товара (в ТН ВЭД ЕАЭС), а также его вес. Обязательным является указание реквизитов документов, которые подтверждают факт проведенной утилизации, объемы расходов, за которые потребуется уплата экологического сбора
Среди отчетов, предоставляемых в ТУ Росприроднадзора индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые ведут работу в сфере обращения с отходами, интерес представляет предоставление информации об технологических аппаратах по утилизации мусорных отходов.
Необходимо отражать в информации следующие сведения:
- название агрегата;
- дату его выпуска;
- производителя;
- предназначение;
- тип;
- мощность (тонн в год);
- виды отходов;
- коды;
- ОКТМО;
- адрес установленного оборудования;
- сведения о компании, которая его эксплуатирует
Если ИП или юридическим лицом организуются места сбора отходов, они должны составлять отчет по форме, представленной в Постановлении Росприроднадзора № 1520. В информации необходимо отразить координаты, адрес, название места, его параметры (вместимость), предназначение, код и вид отходов, а также сведения об эксплуатирующей организации.
Предоставление отчетности и уплата экологического сбора осуществляется до 15 апреля текущего года. Обязаны оплачивать его производители, импортеры продукции, подлежащей к утилизации после применения. Подобный перечень утвержден Постановлением Правительства на законодательном уровне в 2015 году. Порядок расчета суммы сбора указан в приказе Росприроднадзора (2016 год).
Форма отчета по ПЭК с комментариями
Скачать новую форму отчета можно здесь:
alt:Отчет по ПЭК.pdfОтчет по ПЭК.pdf
Отчет по ПЭК вы моете сдать через личный кабинет природопользователя.
Если нет информации о применяемой наилучшей доступной технологии (НДТ), то в табл.1.2 ставятся прочерки.По табл.1.3Для проведения производственного контроля на источниках выбросов вредных загрязняющих веществ и сбросов вредных веществ предприятие либо имеют свою лабораторию, либо привлекают стороннюю
Это неважно – важно чтобы лаборатория была обязательно аккредитована!
Табл.2.1. заполняется по план-графику контроля на источниках выбросов загрязняющих веществ, который в обязательном порядке имеется в проекте ПДВ предприятия.
Графы 2-7 табл. 2.2. заполняются по данным проекта ПДВ.Графы 8, 10 заполняются на основании протоколов КХА производственного контроля на источниках предприятия. Смотрите периодичность контроля в план-графике, если записано по конкретному источнику и загрязняющему веществу проведение ежеквартальных замеров, то соответственно должно быть 4 записи в одной строке.Графа 11 – надеюсь понятно, что таких случаев быть просто не должно. Иначе вас могут заставить пересматривать утвержденные нормативы ПДВ (ВСВ)и наказать за превышение, соответственно.
Фактический выброс рассчитывается по формуле:
G=V*C/1000, г/сгде: V- объем отходящих газов, куб.м/с,С — концентрация пыли, поступающей на очистку, мг/куб.м.
По заполнению таблицы 2.2. появился комментарий в письме Минприроды от 7 ноября 2019 г.: 12-44/27613, письмо выложено в конце этой статьи:
Т. е. получается дата отбора проб – 1 раз в 5 лет, отбор проб произвели в 2018 году – таблицу 2.2. заполнять нужно по данным 2018 года ( дата отбора ставится – ****2018 год).
Табл.2.3. заполняется по план-графику контроля СЗЗ, если предприятие находится достаточно удалено от жилого сектора, в проекте ПДВ данного графика не будет.
Аналогично заполнению табл.2.2.
Приказом Минприроды РФ от 23.06.2020 № 383 в отчет ПЭК добавлена таблицы 2.5, 2.6, изменена таблица 3.1:
Таблица 2.5. Сведения об утвержденных квотах выбросов, о соответствии выбросов на квотируемых объектах таким квотам, в случае, если объект включен в перечень квотируемых объектов в соответствии с пунктом 5 статьи 5Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и установления для такого объекта квот выбросов в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона N 195-ФЗ
Таблица 2.6. Сведения о реализации планов мероприятий по достижению квот выбросов, в случае, если объект включен в перечень квотируемых объектов в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона N 195-ФЗ, и установления для такого объекта квот выбросов в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона N 195-ФЗ
Таблица 3.1. Сведения о результатах учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных
вод, их качества Подробнее о предоставлении сведений о результатах забора воды и сброса сточных вод я писала здесь.Теперь по информации в отчете ПЭК в случае непредоставления требуемой информации - могут привлечь к отвественности по статье 8.5 КоАП РФ.
Данные таблички заполняются аналогично, с той лишь разницей, что данные берутся из проекта НДС и протоколов КХА сточных вод. Здесь также применяются данные из журнала учета объема сточных вод.
Таблица 4.1. заполняется только для объектов размещения отходов!
Приказом Минприроды РФ от 23.06.2020 № 383 в отчет ПЭК также добавлены таблицы 4.2 и 4.3:
Таблица 4.2. Сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходовпроизводства и потребления за отчетный год 20__ г.
Таблица 4.3. Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, от которых получены и (или) которым переданы отходы
Срок и порядок подачи отчета МСП по субъектам РФ
Отчетность представляется в региональный орган исполнительной власти, на территории которого находится объект, или территориальный орган исполнительной власти, который осуществляет надзор над данным объектом (пример: объект федерального значения, переданные в Минэкологии МО) в электронном виде на портал и на бумажном носителе в следующие сроки:
Москва (объекты регионального значения). До 1 марта года, следующего за отчетным периодом, для объектов, находящихся в Москве. Датой сдачи отчетности считается дата подтверждения ОИВ о ее получении на портале (Приказ Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 27 декабря 2017 года № 05-09-344/17; Департамент природопользования и охраны окружающей среды).
ВАЖНО. 27 декабря 2017 года был опубликован новый порядок по предоставлению отчетности МСП для объектов, расположенных в Москве
Основное изменение заключается в изменении срока сдачи: до 1 марта вместо 15 января. Приказ Мосприроды от 23.12.2014 N 487 утратил силу.
Москва и Московская область (объекты федерального значения). До 15 января года, следующего за отчетным периодом для объектов федерального значения (Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30).
Московская область (объекты регионального значения. До 20 февраля года, следующего за отчетным периодом для объектов, находящихся в МО, за исключением объектов федерального значения, переданных в Министерство экологии Московской области (Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 05.02.2016 № 80-РМ; Министерство экологии и природопользования Московской области;
).
Материалы, представленные индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, подлежащими региональному государственному экологическому надзору, и не соответствующие по форме и содержанию требованиям Порядка, в том числе заполненные с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), вышеуказанной отчетностью не являются.
.
Ленинградская область. До 1 марта года, следующего за отчетным периодом для объектов, находящихся на территории Ленинградской области (Приказ управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 23.08.2016 N 3; Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами
).
Санкт-Петербург. До 1 марта года, следующего за отчетным периодом для объектов, находящихся на территории Санкт-Петербурга (Распоряжение Комитета от 19.12.2016 № 436-р; Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;
).
Республика Татарстан. До 1 марта года, следующего за отчетным периодом для объектов, находящихся на территории РТ (Приказ Минэкологии РТ от 23.04.2012 №148-п; Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан;
).
Новгородская область. С 09 января 2017 года по 16 января 2017 года для объектов, находящихся на территории данной области (Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30; Департамент природных ресурсов и экологии Новгородской области;
).
Брянская область. До 15 января года, следующего за отчетным периодом (Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30; Управление Росприроднадзора по Брянской области).
Если региональный ОИВ не опубликовал свой регламентирующий документ по данному вопросу, то требуется разрабатывать и подавать отчет в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30.
Важно: После указанных дат раздел портала для подачи отчетности МСП перестает работать (отчетность подать невозможно). Подробнее о том, какие штрафы за несвоевременную подачу отчета в ОИВ, можно прочитать во вкладке «Штрафы», расположенной выше.. Отчет МСП является «лимитом» для предприятий МСП на следующий год
В случае несоответствия или несвоевременной сдачи плата за негативное воздействие на окружающую среду будет начисляться в 5-кратном размере!
Отчет МСП является «лимитом» для предприятий МСП на следующий год. В случае несоответствия или несвоевременной сдачи плата за негативное воздействие на окружающую среду будет начисляться в 5-кратном размере!
Проверка правильности заполнения формы 2-тп
Корректность заполнения документа должна быть проверена в соответствии с последним разделом Указания, в котором прописан весь алгоритм контроля для каждого из разделов отчета.
Для подготовки отчета в личном кабинете природопользователя (ЛК) нужно воспользоваться Инструкцией по работе в ЛК, которую можно найти на сайте территориальных отделов Росприроднадзора. Здесь пошагово расписан весь процесс формирования отчета, начиная с регистрации и заканчивая отправкой электронной версии и выгрузкой отчета для предоставления на бумажном носителе.
Программа сама подскажет, если отчет сформирован неверно. Для этого необходимо воспользоваться функцией «Проверить АЛК». Отправить заполненную и проверенную форму не составит никакого труда при условии, что у респондента имеется ЭЦП, соответствующая требованиям 63-ФЗ от 06.04.2011 «Об электронной подписи».
Отчет для малого бизнеса по отходам: пример заполнения
Пункты, отображенные в отчете:
1) Информация о предпринимателе.
- Юридическое лицо указывает название организации, организационно-правовую форму, местоположение, номер записи или иные подтверждающие документы о включении в Гос. реестр. Далее идет контактная информация и код ОКАТО.
- Для ИП требуется указание ФИО, места регистрации и проживания, сведений из паспорта гражданина РФ. Следующим шагом вносится информация о номере записи или ином документе, подтверждающем включение в Единый гос. реестр ИП. Далее идет контактная информация — телефон, факс или e-mail, код ОКАТО.
2) Данные об отходах и количестве за указанный промежуток времени. В документе отражаются отходы образованные, использованные, обезвреженные, переданные от иных предприятий или юридических лиц.
Сведения об отходах, которые переданы для переработки, использования, обезвреживания или хранения указывается суммарно. При этом надо произвести разбивку по способам обращения и праву собственности (с отчуждением последнего или без).
Предприниматель указывает вариант обращения с мусором, созданного на предприятии.
3) Если за отчетный период отходы получены или переданы контрагентам, то в отчетности они указываются в обязательном порядке. Сведения содержат личную информацию или наименование организации, данные об отходах с указанием:
- места регистрации и кода ОКАТО;
- дата получения лицензии, разрешающей обращение с отходами 1-4 класса опасности;
- договор о передаче отходов, об их массе и способах обращения.
4) Приложение.
Последняя часть содержит:
- копию лицензии разрешающей деятельность
- копии заключенных между предпринимателями договоров;
- копии актов о приеме или сдаче цветного и черного металлолома;
Экологический сбор: на что обратить внимание
Обязанность по экологическому сбору устанавливается для импортеров и производителей, которые не выполнили в полном объеме норматив утилизации товаров и упаковки, утративших потребительские свойства согласно:
- п. 1 ст. 24.2 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ;
- Распоряжению Правительства РФ от 31.12.2020 № 3722-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2021 и 2022 годы»;
- Распоряжению Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р «Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».
Кто обязан рассчитывать экологический сбор:
- производители, которые упаковывают свой товар в упаковку, подлежащую утилизации (например, пекарня, в которой круассаны заворачивают в бумажные пакеты, должна отчитаться за упаковку);
- импортеры, которые ввозят продукцию в упаковке, подлежащей утилизации (например, компания, которая импортирует духи в стеклянной таре, должна отчитаться за стеклянную тару).
Производители товаров и упаковки отчитываются в территориальных органах Росприроднадзора, импортеры товаров и упаковки — в Центральном аппарате Росприроднадзора.
Для уменьшения суммы экологического сбора необходимо проводить утилизацию отходов.
Под утилизацией понимают использование отходов для производства товаров (продукции), повторное применение отходов, включая рециклинг и регенерацию, извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки.
Утилизация товаров и упаковки может выполняться несколькими способами:
- заключение договора на утилизацию со специализированной компанией, у которой есть лицензия на утилизацию отходов I-IV классов опасности;
- вступление в ассоциацию или союз производителей и импортеров (в этом случае за утилизацию отчитывается ассоциация/союз).
Порядок подачи отчетности:
- в срок до 1 апреля в личном кабинете природопользователя заполняется декларация о выпущенных товарах и отчет о нормативах утилизации;
- в срок до 15 апреля — проводится расчет экологический сбора.
При соблюдении предприятием всех требований в части утилизации товаров и упаковки, сумма экологического сбора уменьшается на подтвержденный объем утилизации (акт утилизации). Форма акта утилизации утверждена приказом Росприроднадзора от 30.04.2021 года № 236.
Сумма экологического сбора определяется только объемом неутилизированных отходов!
Виды и сроки отчетности
Каждый предприниматель, юридическое лицо обязан предоставлять отчетность в Росприроднадзор в четко установленные сроки – до 20 числа в следующем после отчетного периода месяце.
В случае нарушения сроков предусмотрена административная ответственность в виде взыскания штрафов.
Выделяют следующие виды отчетности:
- 2-ТП (отходы) – форма отчетности, которую предоставляют предприниматели, чья деятельность связана с производственными и потребительскими отходами. Сдача обязательна каждый год до 1 февраля.
- Отчеты МСП – форма отчетности для малого и среднего бизнеса. Отчетность по реализации отходов, обязательная сдача каждый год до 15 января.
- Расчет платежа НВОС – форма отчетности для субъекта, который оказывать негативное влияние на окружающую среду в результате загрязнения атмосферы, воды, недр и почты. Отчетность предоставляется раз в квартал до 20 числа.
- Декларация о готовом товаре – для организаций, которые создают товары, которым требуется утилизация после утраты их потребительских свойств. Отчетность сдается раз в год до 1 апреля.
- Отчеты о выполнении утилизационных норм – эта форма отчета связана с предыдущей.
- 2-ТП рекультивация – отчеты компаний, деятельность, которых связана с разработкой месторождений ископаемых, строительством, лесозаготовительными и изыскательными, а также размещением отходов. Благодаря этому отчету Росприроднадзор получает сведения о рекультивации земли, об использовании плодородного слоя почвы. Срок сдачи этой формы раз в год до 1 февраля.
Все данные должны быть предоставлены по каждому виду отхода с 1-4 класса опасности. Сведения предоставляются по массе отходов в тоннах и округляют.
В каждом отчете предоставляется следующая информация:
- сведения об организации – название, юридический адрес, контакты, данные руководителя, реквизиты – ИНН, КПП и ОГРН;
- данные о сопутствующей организации, которая будет транспортировать и хранить отходы;
- сведения о сборе, транспортировке, обезвреживании отходов.
Подробную информацию о видах и формах отчетности можно получить на официальном сайте Росприроднадзора внизу главной страницы.
При выборе организационно-правовой формы организации выходит подробная информация о видах отчетности. Также при любой из этих кнопок выходит возможность использования и скачивания «модуля природопользования».
Раздел «Отчетность природопользователя — Малым и средним предприятиям и ИП» на официальном сайте Росприроднадзора
Далее при выборе какого-либо отчета, выходит информация конкретно по нему.
Раздел «2-ТП Отходы»
В целом на сайте очень легко получить всю необходимую информацию. Все данные структурированы четко и понятно. Сервис очень прост в управлении. Если возникают какие-то сбои, то всегда можно обратиться в техническую поддержку.
Сроки сдачи отчетности
Необходимо, чтобы отчет об использовании отходов отображал данные за прошедший календарный год. Сдать его за этот срок необходимо не позже 15 января после завершения отчётного периода.
Для предоставления отчетности о размещении отходов предусмотрена специальная процедура:
- Необходимо с сайта Росприроднадзора скачать программу для составления отчёта.
- В этой программе имеется подробная инструкция для работы. Информацию вводят в электронные формы, представленные в программе.
- В результате программа позволяет сформировать отчёт в виде документа Microsoft Excel. Его отправляют в Росприроднадзор.
- После отправки для подтверждения сдачи отправителю предоставляется уникальный код.
- Далее делается два отчёта на бумаге. Один из них сдаётся в Росприроднадзор, другой с пометкой о принятии остаётся у фирмы.
Отчёт в бумажной форме сдаётся только после получения идентификационного кода за предоставление электронной формы. Без его указания провести сдачу документа нельзя. Предприятие может обязать сдавать отчёт в уведомительном порядке до наступления официальной даты.
Отчетность включает в себя:
- общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства;
- баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период;
- сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы;
- приложения.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих помещения для осуществления своей деятельности:
Когда арендодатель берет на себя обязанности по вывозу отходов и заключению для этого договора со специализированной организацией, необходимо, чтобы в этом договоре на вывоз отходов были прописаны все арендаторы помещений (если помещения находятся по одному адресу). Список арендаторов представляется в приложении к договору, где на каждого из них рассчитан свой объем вывоза отходов.
Таким образом, если у субъекта малого и среднего предпринимательства нет собственного договора на вывоз отходов, либо он не прописан в договоре на вывоз отходов у своего арендодателя, в Отчетности МСП масса образованных за год отходов заносится в графу «накоплено на конец отчетного периода» вследствие отсутствия документального подтверждения передачи отходов.
Стоимость разработки и согласованию Отчетности МСП (отчет для субъектов малого и среднего бизнеса) зависит от количества видов отхода, с которыми ведется обращение на предприятии природопользователя.
Санкции при серьезных нарушениях
В случае нарушения сроков сдачи либо при отсутствии отчетной документации разработаны штрафные санкции к нарушителям. Государство мотивирует ИП или юрлицо «методом кнута» к своевременной и качественной отчетности. Рычагов для воздействия у органов исполнительной власти теперь стало достаточно много:
- ст. 13.19 КоАП РФ (любое нарушение сроков считается нарушением порядка сдачи статотчетности, грозит штрафами должностному лицу в размере 20 тысяч рублей, юрлицу — в размере 70 тыс. рублей);
- ст. 8.5 КоАП РФ (при искажении либо намеренном сокрытии информации предполагаются штрафы организации до 80 тысяч рублей);
- ст. 8.2 КоАП РФ (касается интересов Субъектов МСП, функционирование которых ведет за собой образование опасных отходов, предполагает административное приостановление работы до 90 дней либо штраф до 250 тысяч рублей);
- ст. 19.7 КоАП РФ (наказание для юрлиц до 5 тысяч рублей)
Орган подачи
Орган подачи отчета ПЭК различается в зависимости от подведомственности хозяйствующего субъекта, а также от категории и поднадзорности его объекта ОНВ:
Хозяйствующий субъект | Объекты ОНВ | Орган подачи отчета |
Юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели | I категории | Территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности |
II и III категорий, подлежащие федеральному госэконадзору | Территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности | |
II и III категорий, подлежащие региональному госэконадзору | Орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный госэконадзор, по месту осуществления деятельности | |
Юридические лица, подведомственные федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности | I–III категорий | Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности |
Например, согласно Положению о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее — ДПиООС) ДПиООС уполномочен осуществлять региональный госэконадзор в г. Москве. Соответственно, если хозяйствующий субъект осуществляет деятельность на объекте ОНВ, находящемся на территории г. Москвы и подлежащем региональному госэконадзору, отчет ПЭК по данному объекту ОНВ необходимо представить в ДПиООС.
Довольно часто у природопользователей возникает вопрос о представления отчета ПЭК по объектам ОНВ, подлежащим региональному госэконадзору, при наличии условия, описанного в п. 4 ст. 65 Закона № 7-ФЗ:
4. При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).
Согласно Приказу № 74 при определении органа, в который подается отчет ПЭК, необходимо отталкиваться от уровня надзора, а не от позиции «в какой орган заявку о постановке на государственный учет подавали, в тот орган и необходимо направить отчет ПЭК» (такое мнение встречается в некоторых интернет-источниках). Поэтому если выполняется условие п. 4 ст. 65 Закона № 7-ФЗ, то по всем объектам ОНВ хозяйствующего субъекта необходимо представить отчет ПЭК в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности.
В 2021 г. Росприроднадзором были дополнительно даны разъяснения по этому вопросу: если в отношении объекта ОНВ осуществляется федеральный госэконадзор, отчет ПЭК направляется в территориальный орган Росприроднадзора.
Обратите внимание
Если отчет ПЭК будет подан в несоответствующий орган, это будет приравнено к непредставлению отчета ПЭК, что повлечет за собой административную ответственность. А для объектов III категории это также будет означать, что природопользователь неверно рассчитал сумму платы за НВОС в декларации.
Отметим, что из-за этой серьезной путаницы природопользователи даже начали перестраховываться, направляя отчет ПЭК в адреса сразу обоих органов.