Нормативы образования отходов производства: расчет, лимит и разработка

Содержание ПНООЛР

Проект  разрабатывается:

  • для объектов федерального уровня контроля, в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
  • для объектов регионального уровня контроля, в соответствии с Постановлением Губернатора Владимирской области от 25.11.2015 №1177 «Об утверждении Порядка разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы  на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору»

При разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – ПНООЛР) учитываются:

  • объемы используемых сырья, материалов, изделий с учетом проектной мощности;
  • результаты инвентаризации отходов и объектов их размещения;
  • наличие и мощность имеющихся объектов использования и обезвреживания отходов данного вида;
  • наличие, вместимость, мощность и расчетный срок эксплуатации имеющихся объектов размещения отходов;
  • экологические, санитарно-гигиенические и иные требования к размещению отходов;
  • возможность обеспечения сохранности ресурсного потенциала у размещаемых отходов;
  • экономически целесообразный объем транспортной партии для вывоза отходов;
  • наличие имеющихся технологий переработки отхода данного вида, которые включены в банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов, являющийся составной частью государственного кадастра отходов;
  • предельно допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду;
  • экологическая обстановка на территории.

Основными задачами при разработке ПНООЛР являются:

  • определение (расчет) годовых нормативов образования отходов;
  • определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов;
  • обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания;
  • обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение включает следующие разделы:

  1. Общие сведения о хозяйствующем субъекте
  2. Сведения о хозяйственной и иной деятельности
  3. Расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов
  4. Сведения о предлагаемом образовании отходов
  5. Сведения о местах накопления отходов
  6. Сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или) обезвреживания, и (или) размещения
  7. Сведения о предлагаемом ежегодном использовании отходов и (или) обезвреживании отходов
  8. Сведения о предлагаемом размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов
  9. Предложения по лимитам ежегодного размещения отходов
  10. Приложения (карта-схема расположения территории предприятия с указанием объектов размещения отходов, копии договоров на передачу отходов, копии паспортов отходов, материалы, обосновывающие отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды, документы, подтверждающие факты утилизации, обезвреживания, размещения отходов и др.)

Санитарно-эпидемиологические требования

В том случае, если предприятие или физическое лицо не соблюдает какие-либо экологические или санитарно-эпидемиологические требования, на него накладывается административный штраф, который колеблется в зависимости от того, к какой группе принадлежит нарушитель:

  • граждане – 1000-2000 рублей;
  • должностные лица 10000-30000 рублей;
  • лица, которые ведут предпринимательскую деятельность, не имея образования юридического лица – 30000-50000 рублей;
  • юридические лица – 100000-250000 рублей или же полная остановка деятельности предприятия на срок до 90 дней.

Стоит отметить тот факт, что в данный перечень действий не входит норматив образования отхода. Если компания в установленный срок накопила определенное количество веществ, которое превышает границы, установленные проектом НООЛР, вследствие чего разместила их на полигоне, то в таком случае к ней уже может использоваться данная статья. Однако здравый смысл говорит о том, что в основном превышение норм в преимущественном большинстве случаев приводит также и к нарушению указанных лимитов.

Способы расчета нормативов образования отходов

Методика расчета объемов образования отходов зависит от специфики конкретного предприятия. Рекомендуют рассчитать 2 норматива: среднегодовой, и на 1 единицу готового товара либо услуги.

Способы расчета нормативов образования отходов:

  • По материально-сырьевому балансу
  • По удельному показателю образования отходов (с применением отраслевых справочников и сборников удельных значений)
  • Пор расчетно-аналитическому методу на основе конструкторско-технологической документации
  • По фактическим объемам формирования остаточного сырья
  • На основе опытных измерений, которые проводятся в производственных условиях

Способ расчета подбирается индивидуально для каждого предприятия, учитывая технологические процессы, характер применяемого сырья. Обычно применяется методика расчета по материально-сырьевому балансу, так как этим способом определяют нормативы в случае, если на производстве одновременно задействуют несколько видов сырья.

После расчета оформляется заявление об утверждении рассчитанных в ПНООЛР нормативов. Если документ оформлен правильно, руководство должно оплатить государственную пошлину. Затем предприятие получит сертификат об утверждении нормативов. Проверка занимает до 30 рабочих дней с момента подачи заявления и ПНООЛР.Штраф за отсутствие проекта – от 190 тыс. руб. до 250 тыс. руб.

Оформление ПНООЛР обязательно для каждого предприятия. Отчетный документ составляется на 5 лет и необходим для уменьшения объемов мусора, образующегося в результате производственных и хозяйственных процессов. В проекте отражаются лимиты на образование, размещение остаточного сырья, которые утверждаются Росприроднадзором. За отсутствие проектной документации руководству грозит административная ответственность в виде крупного штрафа.

Узнайте еще много нового:

Размещение отходов: отчетность, государственный реестр, порядок и сроки

Инвентаризация отходов производства и потребления: образец акта, нормативная база

Лицензирование деятельности по обращению с отходами

Ведение кадастра отходов: виды, назначение, штрафы

Паспорт отходов: на какие отходы делается, можно ли сделать самостоятельно, перечень документов и образец

Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов

Как осуществляется сбор отходов в России?

Мусор от офисных и бытовых помещений: код по ФККО, паспорт, хранение

Образец договора переработки давальческого сырья

Возвратные и безвозвратные отходы производства

ФЗ 89 об отходах производства и потребления с последними изменениями

Инструкция по обращению с отходами: закон, регламент, отчет

Принципы государственных учреждений

В процессе оформления этих документов правительственная сторона придерживается следующих принципов:

  • обеспечение охраны человеческой жизни и здоровья;
  • поддержание благополучия города с экологической точки зрения;
  • сохранение биологического изобилия в животном и растительном мире;
  • научное обоснование параметров экологии и экономии;
  • разработка прогрессивных технологий производства, подразумевающего отсутствие отходов;
  • внедрение современных методов экономического регламентирования;
  • информационное освещение новых норм законодательства в области определения норм;
  • сотрудничество с другими организациями на международном уровне.

Это основополагающие моменты, на которые опирается государство в процессе разработки нормативно-правовых актов.

Федеральный закон № 89-ФЗ на страже нормативов

Конечно же, любой отчет можно подделать. Но в данной ситуации это может понести за собой серьезные последствия для бизнеса. Ведь согласно Федеральному закону № 89-ФЗ, при нарушении (превышении) образования лимитов отходов на предприятии, деятельность данного предприятия может быть ограничена, приостановлена или полностью прекращена.

При этом, все эти 3 санкции сводятся к остановке производственного процесса. Это связанно с тем, что даже если предприятие ограничат в деятельности, то оно будет работать себе в убыток, не имея возможности выйти на полную мощность. Поэтому его работу будет проще прекратить вовсе. И такое прекращение может продолжаться до 3-х месяцев. А это вполне солидный срок.

Разработка документов

Проект и нормативы размещения и образования отходов утверждает Росприроднадзор при условии подачи ряда документов, в том числе технического отчета по обращению с ними. Если нет необходимой документации, в размещении мусора разного вида может быть отказано. Проект подается в уведомительном порядке в Росприроднадзор, который и ведет расчет нормативов. Отправить проект также можно по почте. Если предыдущий проект истекает по срокам, то подавать новый в Росприроднадзор необходимо за 10 дней до конечной даты. Окончательным сроком получения бумаг считается отметка местного органа Росприродназдор о доставке документов.

Технический отчет и проект на образование отходов должен также включать в себя сведения о том, какого мусора нет на специально оборудованных полигонах и других хозяйственных субъектах, который утилизируется самостоятельно. В Росприроднадзор следует подавать информацию об обезвреживании и хранении основных видов отходов предприятия. Кроме того, Росприроднадзор, после того как расчет и рассмотрение бумаг было проведено, может потребовать некоторые документы, которых нет в этом списке и, которые он посчитает нужным изучить.

Расчет, а также данные об образующихся отходах имеют не последнее место, если разрабатывается проект, который будет подаваться в Роскомнадзор. Иногда расчет и установленные нормы не могут отобразить реального количества отходов, помещаемых на полигоны. В таких случаях, Росприроднадзор может применить санкции по отношению к производственной организации.

Превышение нормативов и возможные последствия

Проект действителен 5 лет – этот период требует строгого соблюдения заявленных в нем нормативов и лимитов размещения на полигоне или другом отведенном месте.

Из анализа текста закона можно сделать вывод, что с первого дня 2019 года наказание может быть назначено только за превышение лимита размещения отходов, но не за превышение их образования. Наказание в этом случае может применяться в ходе контрольных мероприятий за 2018 год.

Административное законодательство не содержит пункта о предупредительных мерах за это правонарушение. При выявлении превышения заявленного норматива или лимита, назначается наказание в виде денежного штрафа.

Проект, отражающий размер будущих отходов, образуемых на предприятии, и лимитов для их размещения – обязателен к составлению для всех субъектов предпринимательства. Главное условие – производство продукции ведется на объектах, относимых законом к 1 и 2 категории негативного воздействия. Проект подлежит согласованию в структурном отделении Росприроднадзора. За отсутствие документа или превышение данных, предусмотрена административная ответственность. Санкции накладываются без предварительного предупреждения. Выполнение возложенных мер административного взыскания не избавляет от обязанности составления и согласования ПНООЛР.

Особенности составления нормативов

Жизнедеятельность современного человека сопряжена с образованием большого количества отходов бытового и производственного характера. Для регулирования их количества составлен специальный норматив. Его структура включает в себя следующие элементы:

  • разновидность используемого сырьевого ресурса;
  • дистанция для транспортирования;
  • площадь убираемой территории;
  • параметры, полученные от коммунальных предприятий;
  • территориальное размещение социальных структур.

В процессе расчета нормативы составляются на одного человека или на определенную единицу площади. Они имеют тесную взаимосвязь с лимитами, которые определяются индивидуальными возможностями организации.

Ответственность за нарушение требований экологического законодательства

Нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических норм при проведении сбора, сортировки, обезвреживании, перевозки, захоронения и уничтожения отходов 1-4 класса ведет к привлечению виновных к дисциплинарной, материальной и административной ответственности. В случае когда действия (бездействие) ответственных лиц повлекли за собой тяжелые последствия, наступает уголовная ответственность.

На граждан может быть наложен штраф в размере 3-5 МРОТ, должностные лица должны заплатить 5-10 МРОТ, а предприятие 50-100 МРОТ. При повторных нарушениях размер штрафа увеличивается сначала в 5, а затем в 25 раз до 250 тыс. руб. с последующей остановкой деятельности предприятия на срок до 90 дней.

Варианты разработки ПНООЛР

Некоторые предприятия пытаются самостоятельно заниматься разработкой ПНООЛР. Для этого требуется большое количество времени и специальных знаний. Необходимо постоянно отслеживать изменения в законодательстве и изменять проект в соответствии с нововведениями. Как правило, и процедура согласования документа в этом случае проходит длительно и затратно (с отказами и повторным принятием документов).


Процесс разработки ПНООЛР профессионалами

Оптимальный вариант разработки ПНООЛР – обратиться к профессионалам в специализированную организацию (например сюда — экоизыскания.рф), выполняющую полный спектр услуг от подготовки документов до их согласования. При этом сокращаются сроки исполнения, а процедура согласования проходит сразу и намного быстрее. Кроме того специалисты-экологи могут дать рекомендации по технологиям для сокращения объемов образования отходов, что приведет в дальнейшем к уменьшению платы и расходов на эту статью. Для предприятия очевидны и другие преимущества:

Разработка ПНООЛР

  • специалисты имеют высокую квалификацию и уровень знаний, владеют информацией о последних изменениях законодательной базы, что влияет на качество подготовки проекта и его последующее согласование, а также гарантирует минимальные сроки исполнения работ,
  • маловероятны или исключаются ошибки при разработке проекта, поскольку профильные компании обращаются только в проверенные лаборатории или к опытным партнерам,
  • специализированные компании дают экспертную оценку деятельности предприятия, что влияет на оптимизацию процессов образования отходов и их количества и помогает снизить налоговую нагрузку.

В основном составление и подготовка ПНООЛР в профильных компаниях не превышает 10-ти рабочих дней с момента получения полного пакета исходных документов. В зависимости от степени сложности оформления – характера видов деятельности предприятия и номенклатуры образующихся отходов, срок исполнения проекта может быть увеличен до 20 – 30 дней.

Срок согласования разработанного ПНООЛР в государственных органах не превышает 30-ти рабочих дней со дня подачи документов, которые принимаются по описи с обязательной отметкой о получении. После проверки документация утверждается или отправляется на доработку. В этом случае в письменной форме прикладывается пояснение причин отказа в утверждении.


Экология на бумаге

Стоимость разработки ПНООЛР в каждом конкретном случае рассчитывается индивидуально. Некоторые компании устанавливают определенную цену за один вид отхода и конкретные операции – расчет класса опасности, получение паспорта и т.д. Другие – предпочитают указывать общую цену за проект, которая варьирует от сочетания параметров:

  • специализация и масштабы деятельности предприятия,
  • количество и разнообразие образующихся отходов, класс их опасности,
  • необходимость биотестирования отходов и выполнения химического анализа,
  • прочих важных особенностей рабочих процессов конкретного предприятия.

Как осуществляется контроль?

Так как документация по нормированию уровня образования отходов выдается на достаточно длительный период, то делать отчеты о своем производстве собственник обязан каждый год. Именно таким образом, и производится контроль за предприятием, направленный на то, чтобы технология производства, а соответственно и количество отходов, не была изменена не санкционировано.

Отчет носит технологический характер и предоставляется в органы Росприроднадзора территориального значения, в те же органы, которые и утверждают ПНООЛР для предприятия. Отправлять такие отчеты необходимо по почте или доставлять лично. А кроме бумажного варианта отчета, согласно законодательству, нужно предоставлять еще и вариант документации на магнитном носителе.

Когда есть смысл начать процедуру продления лимитов?

В случае, когда у организации имеется проект лимитов на размещение образуемых отходов, но его срок истекает, следует заблаговременно начать составление и согласование нового проекта. Лучше всего, заложить сроки не менее 3-4 месяцев. Если организация новая и ранее проектов не было, то следует не откладывать данный вопрос в дальний ящик, поскольку штрафы за отсутствие данного документа достаточно весомые для новых организаций (платежи по сверхлимитам в 25-кратном размере, а также другие экологические штрафы, вплоть до административной и уголовной ответственности).

Следует заметить, что грамотно составленный проект помогает сократить выплаты за негативное воздействие на окружающую среду (плату НВОС), что, несомненно, оптимизирует бюджет организации.

Этапы разработки проекта лимитов на размещение отходов.

Разработку проекта нормативов можно поделить на этапы:

  1. Первый этап — это инвентаризация отходов. Позволяет понять, какие виды отходов образуются. Если организация небольшая, то сбор данных можно провести удаленно. Если отходов много, то желателен выезд специалиста.
  2. Далее проводится сбор первичной информации об организации и необходимых документов.
  3. Следующий шаг – расчетным путем определяется количество образования отходов, именно эти данные будут занесены в проект лимитов. Будет проще увеличить лимиты отходов, если предприятие сможет предоставить отчетность 2ТП-отходы за 3 предыдущих отчетных года, что, в свою очередь, позволит уменьшить плату НВОС в последующие периоды.
  4. Затем экспериментальным или расчетным методом определяются классы отходов. Обычно на этом шаге идет оформление паспортов отходов.
  5. Следующий этап – это составление проекта лимитов на размещение отходов. Его оформление, редактирование, поправки, сбор недостающей информации и документов. Как правило, он занимает до 30 дней, если подготовительный этап был выполнен на совесть, а не в виде отписки.
  6. Последний этап работ – согласование проекта в Росприроднадзоре. На данном этапе происходит окончательное формирование пакета документов (как в бумажном виде, так и на электронные носители). Проект согласуется в течение 30 рабочих дней согласно регламенту, после чего предприятие получает лимиты на размещение отходов.

На реализацию каждого этапа затрачивается различное количество времени. Чем больше требуется собрать и обработать информации, тем дольше будет составляться проект. Обычно на первый самый трудоемкий этап уходит от 7 дней (в зависимости от размера организации и количества образования отходов). Второй этап длится примерно 5 и более дней (также зависит от организации), согласование проекта всегда неизменно 30 рабочих дней. Стоит отметить, что для ускорения работы очень поможет предыдущий проект лимитов на размещение отходов (если имеется в наличии), а также оперативное сотрудничество в сборе документов и предоставления нужной информации.

Общая стоимость разработки будет складываться из всех предполагаемых услуг:

  • Инвентаризация отходов, сбор информации и документов, лабораторные исследования, составление паспортов.
  • Разработка самого проекта его дальнейшее оформление, редактирование.
  • Подача проекта на согласование. Формирования пакета необходимой документации.

Цена проекта строго индивидуальная и начинается от 29 900 рублей и выше и зависит от факторов: таких как количество (перечень) опасных отходов, наличие паспортов, размеры организации, вид деятельности, количество площадок образования отходов.

Порядок утверждения нормативов и лимитов на отходы

В основе утверждения лежит проект нормативов образования, лимитов на их размещение (ПНООЛР), содержащих информацию:

  • классификация отходов, их объём, количество;
  • класс опасности;
  • рабочие чертежи, на которых нанесены точки сбора, сортировки, размещения, пути транспортировки;
  • мероприятия на случай аварийных ситуаций.

Методические рекомендации по составлению данного отчета закреплены приказом №349 Министерства охраны природных ресурсов. Он определяет основные этапы разработки:

  1. Предоставление экологической компании, ведущей разработку, необходимых данных: рабочие чертежи, технологические карты, рецептуры.
  2. Посещение предприятия экологом, составление списка отходов по кодам федеральной классификации. Специалист помечает процессы, в результате которых образуются остатки, а также полигоны, используемые для хранения, утилизации.
  3. Подготовка проектной документации, согласно которой пройдёт оборудование рабочих мест, полигонов складирование, лицензирование предприятия.
  4. Предоставление необходимых данных, документов в территориальный орган Росприроднадзора для согласования.

Готовый пакет ПНООЛР должен включать:

  • общие сведения о предприятии;
  • информацию о роде деятельности;
  • описание, класс опасности образующихся остатков;
  • схему движения мусора;
  • мероприятия по обращению с отходами.

Срок подачи документов также закреплен в Федеральном законе. Образец готового отчета можно скачать тут (нужен документ с сайта Росприроднадзора).

Продление документа ПНООЛР

Юридические лица, которые осуществляют деятельность по работе с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР. Это касается и частных предпринимателей. Срок действия такого проекта составляет 5 лет. Главное условие для такого срока — это неизменность технологических процессов предприятия. Неизменность производственного процесса должна подтверждаться ежегодно соответственно административному регламенту Росприроднадзора, выполняется продление лимита на размещение отходов.

Технический отчет оформляется в соответствии с требованиями нормативно-методической документации. Он подтверждает неизменность производственного процесса, а также используемого сырья, которые представлены в ПНООЛР. Продление лимита на размещение отходов рассматривается в департаменте федеральной службы — Росприроднадзор.

Существуют случаи, когда необходимо переоформление лимитов на размещение отходов:

  1. При изменении сведений в заявлении предпринимателя: названия фирмы, организационно — правовой формы, смена ФИО предпринимателя, его места жительства и других данных.
  2. При изменении данных об объектах расположения отработок (собственных или эксплуатируемых).

Переоформление документа осуществляют территориальные органы Росприроднадзор. Весь процесс занимает всего 10 рабочих дней. В этот период времени органами Росприроднадзор принимается решение о переоформлении или же об отказе в переоформлении утвержденных ранее нормативов. Отказ в переоформлении должен обосновываться конкретными положениями

На какие показатели оказывает влияние данный норматив ТКО

Нормы ТКО оказывают воздействие на ряд факторов:

  • стоимость услуг операторов за выполнение ряда операций с мусором в объеме 1 м 3 – взимается с потребителей;
  • выбор объекта для дальнейших действий с отработанными материалами, компонентами – полигона;
  • мероприятия по вторичной переработке утиля;
  • график транспортировки отработанных предметов, компонентов с территории обслуживаемых объектов;
  • цена топлива, которое приобретается и затрачивается для обеспечения перевозки утиля;
  • состояние транспорта, используемого для транспортировки отработанных изделий, веществ.

Нормы ТКО влияют на на весь цикл обработки отходов

Сумма, взимаемая с граждан за утилизацию 1 кубометра отходов

Норматив накопления твердых коммунальных отходов определяет стоимость оказываемых услуг. В результате увеличивается тариф. Но в ценообразовании участвует и ряд прочих факторов. Например, закладывается возможность восстановления имеющихся объектов для переработки мусора или строительства новых.

График вывоза ТКО с придомовых и дворовых участков

Когда планируется устанавливать множество мусорных баков, должна быть обеспечена возможность их регулярного опустошения.

Созданы правила перевозки отработанных веществ, материалов:

  • температура воздуха -5°С и ниже – частота освобождения контейнеров составляет 1 раз каждые 3 дня;
  • более теплый климат (+5°С и выше) – размещаемые в контейнерах отработанные изделия, материалы, потерявшие свойства, транспортируют каждый день.

Вывоз отходов летом производится ежедневно

Количественный и качественный состав технической базы

Для перевозки бытового мусора достаточно мусоровоза. Такой транспорт отличается вместительностью, что позволяет за 1 подход вывезти большое количество утиля. Кроме того, оператор устанавливает контейнеры для накопления изделий, веществ, потерявших свойства. Используется оборудование для обслуживания специальных мусорных баков – подземных емкостей.

Определение стоимости топлива, затрачиваемого на работы спецтехники

Зная количество объектов для вывоза и график выполнения операций с отработанными предметами, веществами, можно рассчитать требуемое количество топлива для транспорта.

Чем выше расход топлива, тем выше стоимость нормы вывоза мусора на человека

Подбор полигона для временного складирования или утилизации

Для выполнения операций по приемке, транспортировке, переработке материалов и веществ, которые потеряли свойства, используют лицензированные объекты. В качестве временной меры для непродолжительного хранения могут выступать полигоны, не имеющие соответствующих документов. Однако это возможно лишь на этапе развития системы утилизации мусора в рамках проведенной реформы, когда недостаточно операторов, действующих объектов для хранения отработанных веществ, предметов.

Мусорный полигон

Разработка мероприятий по вторичной переработке продукции

Одна из целей проекта по изменению алгоритмов обращения с мусором – снижение объемов отработанных материалов и веществ, используемых для захоронения.

Аннулирование утвержденных лимитов на размещение отходов

Аннулирование действия нормативного документа на утилизацию отходов проводится в следующих случаях:

  1. Недостоверная информация. Искусственное занижение объемов побочной продукции и класса ее опасности.
  2. Неточности и ошибки в бумагах. Неправильно проведенные расчеты и обоснования, которые можно толковать двояко.
  3. Отсутствие документации или истечения ее срока на объекты недвижимости, автотранспорт и специальное оборудование, которые заявлены в качестве средств утилизации.
  4. Включение в цикл производства веществ и объектов, надзор за которыми входит в компетенцию государственного экологического надзора.
  5. Изменение профиля или технологии производства, связанное с увеличением объема вторсырья или повышения класса его опасности.
  6. Превышение объемов производимой побочной продукции, что привело к переполнению мест размещения или заявленных сроков хранения.
  7. Окончание срока действия удостоверений рабочих, допущенных к проведению опасных работ с вредными веществами. Отсутствие по любым причинам квалифицированного персонала.
  8. Несоблюдение регламента охраны окружающей среды, что выразилось в нарушении правил сбора, переработки, обезвреживания и уничтожения опасных веществ.

Для рассмотрения повторного расчета органам Росприроднадзора дается 30 дней. Еще 7 дней отводится на подготовку и выдачу соискателю утвержденных ПННОЛР.

Способы расчета нормативов образования отходов

Расчет нормативов ведётся пятью основными способами:

  1. Вычисления по материально-сырьевой базе. По картам на технологические процессы оценивается расход материалов, количество образующихся остатков.
  2. По удельным отраслевым нормам. Ведется по справочникам и методическим пособиям, в которых указываются усредненные показатели для каждой отрасли промышленности.
  3. Аналитический. Ведётся по документации. Используется, если организация готова предоставить все необходимые бумаги, чертежи, проекты.
  4. Экспериментальный. Основывается на проведении лабораторных экспериментов в промышленных условиях.
  5. Статический или по фактическим объемам. Основывается на конкретных цифрах, полученных по результатам контрольных замеров.

Способ выбирается инженером-экологом в зависимости от особенностей производства, а порядок расчета и передачи готового отчета органам исполнительной власти регламентируется законодательными актами и нормативной документацией.

Ответственность за нарушение требований экологического законодательства

При отсутствии ПНООЛР организация осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду в пятикратном размере, по сверхлимитам;

Кроме того, за отсутствие проекта ПНООЛР организация и ее должностные лица несут ответственность, поскольку это является нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Это определено Федеральным Законом Российской Федерации №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.

Статья 75. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Мера ответственности определена Статьей 8.1, Статьей 8.2 и Статьей 8.5 Федерального Закона Российской Федерации №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г.

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (штраф на юридических лиц – от 20 000 до 100 000 рублей).

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно – эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления (штраф на юридических лиц – от 100 000 до 250 000 рублей, или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток).

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации (штраф на юридических лиц – от 20 000 до 80 000 рублей).

Расчет оплаты

За расположение утильсырья производства и потребления предполагается установленная законом плата. По приложению №1 расчет платы за размещение отходов на специально оборудованных площадках и полигонах производится по коэффициенту 0,3.

Когда рассчитывается плата, нужно соблюдать также несколько дополнительных условий, которые установил Росприроднадзор.

  • Во — первых, если отходы размещаются на специализированных площадках, то такие полигоны должны располагаться в зоне источника негативного воздействия с соблюдением предустановленных для этой цели правил.
  • Во — вторых, нужен расчет или проект размещаемых отходов, объем которых не должен превышать лимиты.

Взимается плата за:

  • Установленные лимиты на размещение отходов
  • Помещение отработок сверх лимита

В законе нет определения для понятия «источник негативного воздействия», однако в ФЗ «Об охране окружающей среды» были выделены основные группы видов негативного воздействия, за которые дополнительная плата взимается по установленному природоохранным органом (Росприроднадзор) коэффициенту. К данным отработкам относят те из них, которые провоцируют образование загрязнений:

  • Почвы
  • Воздуха
  • Недр
  • Поверхностных вод, водосборных площадей и подземных вод.

Плата взимается также, если на полигоне размещаются отходы потребления и производства, а также такие их виды, которые загрязняют природу шумом, физическими, ионизирующими, электромагнитными и прочими воздействиями, а также теплом.

Однако уже с 1 февраля 2021 года расчет и оплата для этой категории не потребуется. Отмечается, что согласно изменениям, которые были внесены в ст. 16 ФЗ № 7, плата исключена и для следующих отходов:

  • Вещества, сбрасываемые на водосборную площадь
  • Выбросы в воздух, которые производятся передвижными источниками
  • Загрязнение недр

Определение «плата» утверждается Постановлением Правительства РФ № 632 от 28.08.1992 года. Если отсутствует проект на образование отработанных веществ производства и потребления или же лимит на их размещение, тогда будет взиматься плата как за сверхлимитное загрязнение, но уже с учетом пятикратного повышающего коэффициента.

Ограничением размещения отходов называют предельно дозволенный объем утильсырья конкретного типа, который можно располагать на конкретный период времени в объект для размещения отработок. При этом учитывается состояние территории с точки зрения экологии. Расчет лимита на размещение отходов выполняют на срок действия разрешения на работу со сбором отработанных веществ 1 — 5 класса опасности.

Разработка и изготовление ПНООЛР выполняется организациями, а также индивидуальными предпринимателями с целью снизить количество возникновения отходов. При наличии у хозяйствующего субъекта дочерних подразделений, находящихся в различных муниципальных районах, для каждого филиала необходимо разрабатывать ПНООЛР.

Случаи, не требующие расчета норм

Существуют отдельные случаи, когда в расчете нормативов нет необходимости.

К ним относятся отходы или товары со следующими свойствами:

  • Вышедшие из обращения, утратившие качество и полезность, подлежащие разборке или захоронению: мебель, оргтехника, бытовая техника.
  • Образующиеся при уничтожении.
  • Находящиеся под таможенной процедурой уничтожения.
  • Обращенные в доход государства.
  • Некоторая рыболовная продукция и орудия, если это предусмотрено Правилами рыболовства в соответствии с Указом Президента РБ 2005 года №580.

Отдельно идут коммунальные отходы. Они считаются отдельно, т.к. не являются объектом производственного цикла предприятия. Их нормирование регламентируется Постановлением МинЖКХ РБ 2003 года №18/27.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий