Регламент получения лицензии
Чтобы получить разрешение на занятие той или иной деятельностью, заявитель обращается в лицензирующий орган. Обратиться возможно очно или направить ходатайство о выдаче лицензии электронно.
Заявление должно содержать такую информацию.
- Данные соискателя, контакты, место регистрации лица и адрес производственной деятельности, номер регистрации, указание органа, который осуществил регистрацию.
- ИНН налогоплательщика.
- Ссылка на категорию деятельности.
- Ссылка на квитанцию об оплате госпошлины.
Нужно обратиться в лицензирующий орган
К своему заявлению необходимо приложить копии документов, которые подтверждают возможность осуществления деятельности и подробную опись вложений. От соискателя требуют представить документы, которые указаны в законе. Если документация с заявлением направляется через интернет-портал, материал заверяется электронной подписью.
В случае предоставления пакета документов с нарушениями соискателя извещают о возможности в 30-дневный срок исправить ситуацию. Принимающий заявление орган проверяет материал и течение 3 дней выносит правовое решение, принимает или возвращает материал. О принятом решении претендент информируется.
Срок для принятия обоснованного решения исчисляется с момента подачи заявления и документов в надлежащей форме. В период не более 45 рабочих дней проверяется материал заявителя и юридическая чистота документов на соответствие. По прошествии времени исполнения специалист выносит мотивированное решение, оформляет приказ и выдает готовую лицензию. Ее регистрируют и вносят в общий реестр. Соискателю могут направить документы почтовым отправлением в трехдневный период.
Если предоставленные документы были с какими-либо нарушениями, их можно исправить в течение 30 дней
Приказ лицензирующего органа — официальный распорядительный документ.
Он содержит:
- название и данные органа, издающего приказ;
- дата и регистрационный номер лицензии;
- наименование (полное и сокращенное) заявителя, юридический (регистрационный) и фактический адрес, где планируется производство или деятельность;
- ИНН претендента;
- вид разрешенной деятельности;
- дата выдачи разрешения на ведение определенной деятельности.
Приказ лицензирующего органа
Если заявитель обращается в орган через портал госуслуги, дело формируется электронно и скрепляется индивидуальной электронной подписью. При повреждении целостности бланка или его утрате заявитель вправе обратиться за копией. К ходатайству необходимо приобщить поврежденный бланк и указать данные квитанции об оплате госпошлины. По истечении 3 дней новый бланк будет направлен письмом или выдан лично.
При изменении места регистрации, личных данных, реорганизации лица, перемены деятельности лицензия переоформляется.
Осуществление лицензионного контроля
В соответствии со статьей 19 Закона, к отношениям, непосредственно связанным с реализацией лицензионного контроля, используется положение Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.
В отношении соискателя или лицензиата лицензирующим органом могут проводится внеплановые проверки. Основанием для проведения проверки является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или о переоформлении лицензии. Предметом проверки является состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования и других объектов, которые предполагается использовать соискателем или лицензиатом при осуществлении деятельности. Также проводятся документарные проверки, плановые (в соответствии с ежегодным планом) и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.
Для включения лицензиата в ежегодный план проверки должны быть основания. Ими являются:
- истечение 1 года со дня принятия решения о регистрации лицензии или ее переоформлении;
- истечение 3-х лет с момента окончания последний плановой проверки;
- истечение срока установленного Правительством РФ со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, который осуществляет деятельность в области образования, здравоохранения или в социальной сфере;
- в соответствии с периодичностью, установленной положением о лицензировании для лицензионного контроля, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода.
Внеплановая проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:
- истек срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
- поступление в лицензионный орган сведений или обращений о фактах грубых нарушений лицензиатом законных требований (обратиться могут как граждане, так и другие компании или ИП, средства массовой информации, органы власти);
- истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
- при досрочном исполнении лицензиатом предписания лицензирующего органа, при наличии соответствующего ходатайства;
- при наличии приказа лицензирующего органа, изданного согласно поручения Правительства РФ или Президента РФ.
Пункт 11 статьи 19 Закона устанавливает, что полный перечень грубых нарушений лицензионных требований фиксируется специальным положением о лицензировании конкретного вида деятельности, при этом к ним относятся те требования, нарушение которых может повлечь за собой:
- возникновение угрозы жизни человека или вреда животным и растениям, вреда окружающей среде или объектам культурного наследия, угрозы чрезвычайной ситуации;
- человеческие жертвы либо причинение тяжкого вреда здоровью человеку, вреда средней тяжести двух и более граждан;
- нанесение ущерба правам и законным интересам граждан, обороне и безопасности страны.
Лицензирующий орган при осуществлении лицензионного контроля вправе получать необходимую ему информацию, подтверждающую достоверность представленных лицензиатом сведений и документов.
Сфера применения закона о лицензировании отдельных видов деятельности
Статья 1 Закона устанавливает сферу его применения. Нормативный акт регулирует отношения, возникающие между организациями, индивидуальными предпринимателями и федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ в связи реализации отдельных видов деятельности требующих лицензирования. Сегодня лицензированию подлежат свыше 50 видов работ и услуг, вот некоторые из них:
- услуги в сфере образования;
- тушение пожаров;
- частная охранная деятельность;
- услуги связи;
- реализация и проектирование авиационной техники;
- утилизация химического оружия;
- производство и установка медицинской техники;
- фармацевтическая деятельность;
- производство и испытание огнестрельного оружия, военной техники;
- перевозка пассажиров и другие услуги и работы в иных сферах.
Полный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, представлен в статье 12 Закона. Однако положения нормативного акта четко разграничивают виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с ним и с другими законами. Так, положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:
- деятельности, непосредственно связанной с защитой государственной тайны (Закон РФ № 5485-I от 21 июля 1993 г. “О государственной тайне”);
- использования атомной энергии (Федеральный закон № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. “Об использовании атомной энергии”);
- деятельности кредитных организаций (Федеральный закон № 395-I от 2 декабря 1990 г. “О банках и банковской деятельности”);
- производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”);
- видов деятельности на рынке ценных бумаг и репозитарной деятельности (Федеральный закон № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. “О рынке ценных бумаг”);
- деятельность по проведению организованных торгов (Федеральный закон № 325-ФЗ от 21 ноября 2011 г. “Об организованных торгах”);
- деятельности депозитариев и паевых инвестиционных фондов, а также аукционных инвестиционных фондов (Федеральный закон № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г. “Об инвестиционных фондах”);
- деятельности негосударственных пенсионных фондов, в том числе, по пенсионному обеспечению и страхованию (Федеральный закон № 75-ФЗ от 7 мая 1998 г. “О негосударственных пенсионных фондах”);
- страховой деятельности (Закон РФ № 4015-I от 27 ноября 1992 г. “Об организации страхового дела в Российской Федерации”);
- клиринговой деятельности (Федеральный закон № 7-ФЗ от 7 февраля 2011 г. “О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте”);
- космической деятельности (Закон РФ № 5663-I от 20 августа 1993 г. “О космической деятельности”);
- энергосбытовой деятельности ( Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ “Об электроэнергетике”).
Лицензирование указанных видов деятельности производится в порядке, предусмотренном законодательными актами, регулирующими отношения в соответствующей сфере.
Кроме того, особенности лицензирования, в части касающейся срока действия лицензии, порядка продления срока действия и принятия решения о ее предоставлении, аннулировании или возобновлении действия, могут регулироваться отдельными законодательными актами по следующим видам деятельности:
- оказание услуг связи, теле- и радиовещания (Федеральный закон. № 126-ФЗ от 7 июля 2003 г. “О связи”, Закон РФ № 2124-I от 27 декабря 1991 г. “О средствах массовой информации”;
- частная охранная и детективная деятельность (Закон РФ № 2487-I от 11 марта 1992 г. “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”);
- образовательная деятельность (исключение – частная организация, расположенная на территории центра «Сколково») (Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. “Об образовании в Российской Федерации”);
- частная деятельность по управлению многоквартирными домами (ст.ст 192-202 Жилищный кодекс РФ);
- сбор, обработка, транспортировка, утилизация и размещение отходов 1-4 класса опасности (Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. “Об отходах производства и потребления”).
Порядок предоставления заявления и документов
Говоря о лицензировании отдельных видов деятельности, необходимо разъяснить правила, в соответствии с которыми составляется заявка на получение разрешения. В ней, в частности, должны присутствовать обязательные сведения. Для организаций:
- Полное и сокращенное название (фирменное наименование в том числе).
- Адрес расположения.
- Организационно-правовой статус.
- Адреса мест, в которых будут осуществляться лицензируемые виды деятельности.
- Регистрационный госномер записи об образовании юрлица.
- Данные документа, которым удостоверяется факт внесения информации об организации в ЕГРЮЛ. При этом указывается адрес и наименование органа, осуществившего регистрацию, его номера телефонов и адреса эл. почты.
Для предпринимателей:
- ФИО.
- Адрес проживания.
- Территория, на которой предполагается осуществление деятельности, подлежащей лицензированию.
- Сведения документа, удостоверяющего личность.
- Регистрационный госномер записи о регистрации субъекта в качестве ИП.
- Информация о документе, удостоверяющем факт внесения данных о предпринимателе в ЕГРИП. Как и организациям, субъекту необходимо указать адрес, название и контакты службы, осуществившей регистрацию.
Кроме этого, в заявке должны присутствовать:
- ИНН, данные документа, которым подтверждается факт постановки на налоговый учет соискателя.
- Деятельность, которую субъект намерен осуществлять. При этом описываются услуги и работы, включенные в нее.
В заявлении о предоставлении разрешения соискатель может указать просьбу направить ему разъяснения о лицензировании отдельных видов деятельности.
Как получить лицензию
Работа без лицензии, если по закону эта деятельность должна лицензироваться, наказывается штрафами, конфискацией имущества, оборудования и материалов, иными санкциями. Только лицензированные организации или ИП вправе заниматься подобной деятельностью. Лицензии выдают разные государственные органы, например, образовательная деятельность контролируется Рособрнадзором, а пассажирские перевозки – Ространснадзором. Порядок обращения лицензиата за разрешением мы рассмотрели в статье « Лицензирование деятельности».
Обратите внимание, что есть некоторые виды деятельности, лицензии на которые выдают только юридическим лицам. Возможность отказа в выдаче лицензии из-за организационно-правового статуса надо предусмотреть заранее
Например, индивидуальный предприниматель не может продавать алкоголь, кроме пива, а также заниматься страховой или кредитной деятельностью. Если вы хотите заниматься таким бизнесом, то регистрировать надо только ООО.
Информационный ресурс
В порядке обеспечения информацией юридических лиц, предпринимателей и взаимодействия с государственной инфраструктурой органы, выдающие лицензию, формируют базу данных, открытую и доступную для просмотра. Для учета ведется общий реестр выданных (действующих) лицензий. Все сведения об изменении статуса лицензиата заносятся в указанный список. Реестры лицензий введены в электронные системы, информация охраняется от незаконного взлома, модификации. Любое несанкционированное проникновение в систему с целью изменения информации карается законом, а злоумышленник привлекается к ответственности по ст. 272 УК РФ —274.1 УК РФ.
Сведения о лицензии выдается бесплатно заявителю. Заявление о получении выписки из реестра данных о лицензии возможно подать в МФЦ, регистрирующий орган или электронно, через интернет-портал.
Статья 272 УК РФ
Вид нарушения | Наказание |
---|---|
Ответственность за осуществление деятельности без лицензии по КоАП РФ по ст. 14.1 влечет конфискацию результата производства, средств осуществления деятельности и оплату штрафа | • для должностных лиц – до 5000 рублей; |
• для юридических лиц – до 50000 рублей; | |
• для физлиц – до 2500 рублей. | |
Нарушение условий, предусмотренных лицензией, предусматривает штраф | • для должностных лиц – до 4000 рублей; |
• для юридических лиц – до 40000 рублей; | |
• для физических лиц – до 2000 рублей. | |
Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией, наказывается штрафом | • для должностных лиц – до 10000 рублей; |
• для юридических лиц – до 200000 рублей, приостановление деятельности до 90 дней; | |
• для физических лиц, которые зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя – до 8000 рублей приостановление деятельности до 90 дней. |
За определенные нарушения положен штраф
Контрольные функции
ФЗ-296 (от 26.12.2008 г.) о защите юридических лиц, их прав при контроле за деятельностью применяется с целью осуществления лицензионного надзора. По каждому виду деятельности формируется порядок и регламент проверок. Он утверждается исполнительным органом. Проверка проводится без согласования с прокуратурой, если является плановой. Она осуществляется в обязательном порядке в случае поступления заявления о выдаче лицензии. В этом случае инспектор проверяет поступившие в распоряжение документы, запрашивает необходимые сведения. Комиссия выезжает на место, где планируется деятельность соискателя. Она проверяет износ зданий, состояние помещений, оборудования.
В обязательном порядке проводится проверка
Плановая проверка должна проводиться через год после выдачи лицензии, а последующие — через три года после проведенной. Правительство РФ устанавливает регламент проведения проверок для таких видов деятельности:
- сфера охраны здоровья (здравоохранение);
- сфера образовательных услуг (образование);
- сфера соцобслуживания.
Причина проведения контроля вызвана такими факторами.
- Неустранение в положенный период указаний инспектора. Пропущен срок для устранения недостатков.
- Регистрация жалоб о недостатках и нарушениях лицензиата. Инспекция проводится вне утвержденного плана. Комиссия согласовывает мероприятия с прокуратурой. Самого лицензиата не ставят в известность.
- Пропущен срок восстановления документа (лицензии).
- Указания инспектора выполнены до наступления срока.
- По поручению Президента РФ, Правительства или приказа лицензионного органа.
Проверки проводятся регулярно
Грубые нарушения, которые влекут ответственность для лицензиата, зафиксированы в списке, утвержденном Правительством РФ.
Примеры нарушения требований.
- Угроза вреда здоровью и жизни населения, флоре, фауне региона, культурным ценностям, возникновения катастрофы техногенного характера.
- Наличие жертв среди людей, увечья, смерть животных, разрушение инфраструктуры, памятников, уничтожение растений, нанесение вреда правам граждан.
Приостановление, лишение лицензии как мера наказания применяются в случае:
- невыполнения указаний инспектора в обозначенный срок;
- постановления судебного органа о запрете заниматься деятельностью.
В определенных случаях лицензию отзывают
Решение о приостановлении действия лицензии направляется лицензиату. Сведения о лишении лицензии направляются в регистрационный орган. Изменения вносят в реестр. На основании судебного акта лицензия отзывается. При установлении срока для устранения нарушений лицензиат обязан исполнить требование. В противном случае он будет лишен лицензии. Решение о прекращении действия лицензии выносит суд. Иск подает лицензионный орган.
Действие лицензии прекращается в случае приостановления деятельности лицензиата при следующих обстоятельствах:
- подача заявления о прекращении деятельности;
- решение суда о прекращении деятельности вступило в силу.
За 15 дней до прекращения лицензионной деятельности лицензиат обязан подать информационное заявление в орган, который выдавал ему лицензию. Решение о прекращении действия лицензии направляется заинтересованному лицу.
Лицензия отзывается на основании судебного акта