Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”

Регламент получения лицензии

Чтобы получить разрешение на занятие той или иной деятельностью, заявитель обращается в лицензирующий орган. Обратиться возможно очно или направить ходатайство о выдаче лицензии электронно.

Заявление должно содержать такую информацию.

  1. Данные соискателя, контакты, место регистрации лица и адрес производственной деятельности, номер регистрации, указание органа, который осуществил регистрацию.
  2. ИНН налогоплательщика.
  3. Ссылка на категорию деятельности.
  4. Ссылка на квитанцию об оплате госпошлины.

Нужно обратиться в лицензирующий орган

К своему заявлению необходимо приложить копии документов, которые подтверждают возможность осуществления деятельности и подробную опись вложений. От соискателя требуют представить документы, которые указаны в законе. Если документация с заявлением направляется через интернет-портал, материал заверяется электронной подписью.

В случае предоставления пакета документов с нарушениями соискателя извещают о возможности в 30-дневный срок исправить ситуацию. Принимающий заявление орган проверяет материал и течение 3 дней выносит правовое решение, принимает или возвращает материал. О принятом решении претендент информируется.

Срок для принятия обоснованного решения исчисляется с момента подачи заявления и документов в надлежащей форме. В период не более 45 рабочих дней проверяется материал заявителя и юридическая чистота документов на соответствие. По прошествии времени исполнения специалист выносит мотивированное решение, оформляет приказ и выдает готовую лицензию. Ее регистрируют и вносят в общий реестр. Соискателю могут направить документы почтовым отправлением в трехдневный период.

Если предоставленные документы были с какими-либо нарушениями, их можно исправить в течение 30 дней

Приказ лицензирующего органа — официальный распорядительный документ.

Он содержит:

  • название и данные органа, издающего приказ;
  • дата и регистрационный номер лицензии;
  • наименование (полное и сокращенное) заявителя, юридический (регистрационный) и фактический адрес, где планируется производство или деятельность;
  • ИНН претендента;
  • вид разрешенной деятельности;
  • дата выдачи разрешения на ведение определенной деятельности.

Приказ лицензирующего органа

Если заявитель обращается в орган через портал госуслуги, дело формируется электронно и скрепляется индивидуальной электронной подписью. При повреждении целостности бланка или его утрате заявитель вправе обратиться за копией. К ходатайству необходимо приобщить поврежденный бланк и указать данные квитанции об оплате госпошлины. По истечении 3 дней новый бланк будет направлен письмом или выдан лично.

При изменении места регистрации, личных данных, реорганизации лица, перемены деятельности лицензия переоформляется.

Осуществление лицензионного контроля

В соответствии со статьей 19 Закона, к отношениям, непосредственно связанным с реализацией лицензионного контроля, используется положение Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”. 
В отношении соискателя или лицензиата лицензирующим органом могут проводится внеплановые проверки. Основанием для проведения проверки является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или о переоформлении лицензии. Предметом проверки является состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования и других объектов, которые предполагается использовать соискателем или лицензиатом при осуществлении деятельности. Также проводятся документарные проверки, плановые (в соответствии с ежегодным планом) и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры. 
Для включения лицензиата в ежегодный план проверки должны быть основания. Ими являются: 

  1. истечение 1 года со дня принятия решения о регистрации лицензии или ее переоформлении;
  2. истечение 3-х лет с момента окончания последний плановой проверки;
  3. истечение срока установленного Правительством РФ со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, который осуществляет деятельность в области образования, здравоохранения или в социальной сфере;
  4. в соответствии с периодичностью, установленной положением о лицензировании для лицензионного контроля, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода.

Внеплановая проверка лицензиата проводится по следующим основаниям: 

  1. истек срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
  2. поступление в лицензионный орган сведений или обращений о фактах грубых нарушений лицензиатом законных требований (обратиться могут как граждане, так и другие компании или ИП, средства массовой информации, органы власти);
  3. истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
  4. при досрочном исполнении лицензиатом предписания лицензирующего органа, при наличии соответствующего ходатайства;
  5. при наличии приказа лицензирующего органа, изданного согласно поручения Правительства РФ или Президента РФ. 

Пункт 11 статьи 19 Закона устанавливает, что полный перечень грубых нарушений лицензионных требований фиксируется специальным положением о лицензировании конкретного вида деятельности, при этом к ним относятся те требования, нарушение которых может повлечь за собой: 

  • возникновение угрозы жизни человека или вреда животным и растениям, вреда окружающей среде или объектам культурного наследия, угрозы чрезвычайной ситуации;
  • человеческие жертвы либо причинение тяжкого вреда здоровью человеку, вреда средней тяжести двух и более граждан;
  • нанесение ущерба правам и законным интересам граждан, обороне и безопасности страны. 

Лицензирующий орган при осуществлении лицензионного контроля вправе получать необходимую ему информацию, подтверждающую достоверность представленных лицензиатом сведений и документов.

Сфера применения закона о лицензировании отдельных видов деятельности

Статья 1 Закона устанавливает сферу его применения. Нормативный акт регулирует отношения, возникающие между организациями, индивидуальными предпринимателями и федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ в связи реализации отдельных видов деятельности требующих лицензирования. Сегодня лицензированию подлежат свыше 50 видов работ и услуг, вот некоторые из них: 

  • услуги в сфере образования;
  • тушение пожаров;
  • частная охранная деятельность;
  • услуги связи;
  • реализация и проектирование авиационной техники;
  • утилизация химического оружия;
  • производство и установка медицинской техники;
  • фармацевтическая деятельность;
  • производство и испытание огнестрельного оружия, военной техники;
  • перевозка пассажиров и другие услуги и работы в иных сферах. 

Полный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, представлен в статье 12 Закона. Однако положения нормативного акта четко разграничивают виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с ним и с другими законами. Так, положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования: 

  • деятельности, непосредственно связанной с защитой государственной тайны (Закон РФ № 5485-I от 21 июля 1993 г. “О государственной тайне”);
  • использования атомной энергии (Федеральный закон № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. “Об использовании атомной энергии”);
  • деятельности кредитных организаций (Федеральный закон № 395-I от 2 декабря 1990 г. “О банках и банковской деятельности”);
  • производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”);
  • видов деятельности на рынке ценных бумаг и репозитарной деятельности (Федеральный закон № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. “О рынке ценных бумаг”);
  • деятельность по проведению организованных торгов (Федеральный закон № 325-ФЗ от 21 ноября 2011 г. “Об организованных торгах”);
  • деятельности депозитариев и паевых инвестиционных фондов, а также аукционных инвестиционных фондов (Федеральный закон № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г. “Об инвестиционных фондах”);
  • деятельности негосударственных пенсионных фондов, в том числе, по пенсионному обеспечению и страхованию (Федеральный закон № 75-ФЗ от 7 мая 1998 г. “О негосударственных пенсионных фондах”);
  • страховой деятельности (Закон РФ № 4015-I от 27 ноября 1992 г. “Об организации страхового дела в Российской Федерации”);
  • клиринговой деятельности (Федеральный закон № 7-ФЗ от 7 февраля 2011 г. “О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте”);
  • космической деятельности (Закон РФ № 5663-I от 20 августа 1993 г. “О космической деятельности”);
  • энергосбытовой деятельности ( Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ “Об электроэнергетике”).

Лицензирование указанных видов деятельности производится в порядке, предусмотренном законодательными актами, регулирующими отношения в соответствующей сфере. 
Кроме того, особенности лицензирования, в части касающейся срока действия лицензии, порядка продления срока действия и принятия решения о ее предоставлении, аннулировании или возобновлении действия, могут регулироваться отдельными законодательными актами по следующим видам деятельности: 

  1. оказание услуг связи, теле- и радиовещания (Федеральный закон. № 126-ФЗ от 7 июля 2003 г. “О связи”, Закон РФ № 2124-I от 27 декабря 1991 г. “О средствах массовой информации”;
  2. частная охранная и детективная деятельность (Закон РФ № 2487-I от 11 марта 1992 г. “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”);
  3. образовательная деятельность (исключение – частная организация, расположенная на территории центра «Сколково») (Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. “Об образовании в Российской Федерации”);
  4. частная деятельность по управлению многоквартирными домами (ст.ст 192-202 Жилищный кодекс РФ);
  5. сбор, обработка, транспортировка, утилизация и размещение отходов 1-4 класса опасности (Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. “Об отходах производства и потребления”). 

Порядок предоставления заявления и документов

Говоря о лицензировании отдельных видов деятельности, необходимо разъяснить правила, в соответствии с которыми составляется заявка на получение разрешения. В ней, в частности, должны присутствовать обязательные сведения. Для организаций:

  1. Полное и сокращенное название (фирменное наименование в том числе).
  2. Адрес расположения.
  3. Организационно-правовой статус.
  4. Адреса мест, в которых будут осуществляться лицензируемые виды деятельности.
  5. Регистрационный госномер записи об образовании юрлица.
  6. Данные документа, которым удостоверяется факт внесения информации об организации в ЕГРЮЛ. При этом указывается адрес и наименование органа, осуществившего регистрацию, его номера телефонов и адреса эл. почты.

Для предпринимателей:

  1. ФИО.
  2. Адрес проживания.
  3. Территория, на которой предполагается осуществление деятельности, подлежащей лицензированию.
  4. Сведения документа, удостоверяющего личность.
  5. Регистрационный госномер записи о регистрации субъекта в качестве ИП.
  6. Информация о документе, удостоверяющем факт внесения данных о предпринимателе в ЕГРИП. Как и организациям, субъекту необходимо указать адрес, название и контакты службы, осуществившей регистрацию.

Кроме этого, в заявке должны присутствовать:

  1. ИНН, данные документа, которым подтверждается факт постановки на налоговый учет соискателя.
  2. Деятельность, которую субъект намерен осуществлять. При этом описываются услуги и работы, включенные в нее.

В заявлении о предоставлении разрешения соискатель может указать просьбу направить ему разъяснения о лицензировании отдельных видов деятельности.

Как получить лицензию

Работа без лицензии, если по закону эта деятельность должна лицензироваться, наказывается штрафами, конфискацией имущества, оборудования и материалов, иными санкциями. Только лицензированные организации или ИП вправе заниматься подобной деятельностью. Лицензии выдают разные государственные органы, например, образовательная деятельность контролируется Рособрнадзором, а пассажирские перевозки – Ространснадзором. Порядок обращения лицензиата за разрешением мы рассмотрели в статье « Лицензирование деятельности».

Обратите внимание, что есть некоторые виды деятельности, лицензии на которые выдают только юридическим лицам. Возможность отказа в выдаче лицензии из-за организационно-правового статуса надо предусмотреть заранее

Например, индивидуальный предприниматель не может продавать алкоголь, кроме пива, а также заниматься страховой или кредитной деятельностью. Если вы хотите заниматься таким бизнесом, то регистрировать надо только ООО.

Информационный ресурс

В порядке обеспечения информацией юридических лиц, предпринимателей и взаимодействия с государственной инфраструктурой органы, выдающие лицензию, формируют базу данных, открытую и доступную для просмотра. Для учета ведется общий реестр выданных (действующих) лицензий. Все сведения об изменении статуса лицензиата заносятся в указанный список. Реестры лицензий введены в электронные системы, информация охраняется от незаконного взлома, модификации. Любое несанкционированное проникновение в систему с целью изменения информации карается законом, а злоумышленник привлекается к ответственности по ст. 272 УК РФ —274.1 УК РФ.

Сведения о лицензии выдается бесплатно заявителю. Заявление о получении выписки из реестра данных о лицензии возможно подать в МФЦ, регистрирующий орган или электронно, через интернет-портал.

Статья 272 УК РФ

Вид нарушенияНаказание
Ответственность за осуществление деятельности без лицензии по КоАП РФ по ст. 14.1 влечет конфискацию результата производства, средств осуществления деятельности и оплату штрафа•                    для должностных лиц – до 5000 рублей;
•                    для юридических лиц – до 50000 рублей;
•                    для физлиц – до 2500 рублей.
Нарушение условий, предусмотренных лицензией, предусматривает штраф•                    для должностных лиц – до 4000 рублей;
•                    для юридических лиц – до 40000 рублей;
•                    для физических лиц – до 2000 рублей.
Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией, наказывается штрафом•                    для должностных лиц – до 10000 рублей;
•                    для юридических лиц – до 200000 рублей, приостановление деятельности до 90 дней;
•                    для физических лиц, которые зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя – до 8000 рублей приостановление деятельности до 90 дней.

За определенные нарушения положен штраф

Контрольные функции

ФЗ-296 (от 26.12.2008 г.) о защите юридических лиц, их прав при контроле за деятельностью применяется с целью осуществления лицензионного надзора. По каждому виду деятельности формируется порядок и регламент проверок. Он утверждается исполнительным органом. Проверка проводится без согласования с прокуратурой, если является плановой. Она осуществляется в обязательном порядке в случае поступления заявления о выдаче лицензии. В этом случае инспектор проверяет поступившие в распоряжение документы, запрашивает необходимые сведения. Комиссия выезжает на место, где планируется деятельность соискателя. Она проверяет износ зданий, состояние помещений, оборудования.

В обязательном порядке проводится проверка

Плановая проверка должна проводиться через год после выдачи лицензии, а последующие — через три года после проведенной. Правительство РФ устанавливает регламент проведения проверок для таких видов деятельности:

  • сфера охраны здоровья (здравоохранение);
  • сфера образовательных услуг (образование);
  • сфера соцобслуживания.

Причина проведения контроля вызвана такими факторами.

  1. Неустранение в положенный период указаний инспектора. Пропущен срок для устранения недостатков.
  2. Регистрация жалоб о недостатках и нарушениях лицензиата. Инспекция проводится вне утвержденного плана. Комиссия согласовывает мероприятия с прокуратурой. Самого лицензиата не ставят в известность.
  3. Пропущен срок восстановления документа (лицензии).
  4. Указания инспектора выполнены до наступления срока.
  5. По поручению Президента РФ, Правительства или приказа лицензионного органа.

Проверки проводятся регулярно

Грубые нарушения, которые влекут ответственность для лицензиата, зафиксированы в списке, утвержденном Правительством РФ.

Примеры нарушения требований.

  1. Угроза вреда здоровью и жизни населения, флоре, фауне региона, культурным ценностям, возникновения катастрофы техногенного характера.
  2. Наличие жертв среди людей, увечья, смерть животных, разрушение инфраструктуры, памятников, уничтожение растений, нанесение вреда правам граждан.

Приостановление, лишение лицензии как мера наказания применяются в случае:

  • невыполнения указаний инспектора в обозначенный срок;
  • постановления судебного органа о запрете заниматься деятельностью.

В определенных случаях лицензию отзывают

Решение о приостановлении действия лицензии направляется лицензиату. Сведения о лишении лицензии направляются в регистрационный орган. Изменения вносят в реестр. На основании судебного акта лицензия отзывается. При установлении срока для устранения нарушений лицензиат обязан исполнить требование. В противном случае он будет лишен лицензии. Решение о прекращении действия лицензии выносит суд. Иск подает лицензионный орган.

Действие лицензии прекращается в случае приостановления деятельности лицензиата при следующих обстоятельствах:

  • подача заявления о прекращении деятельности;
  • решение суда о прекращении деятельности вступило в силу.

За 15 дней до прекращения лицензионной деятельности лицензиат обязан подать информационное заявление в орган, который выдавал ему лицензию. Решение о прекращении действия лицензии направляется заинтересованному лицу.

Лицензия отзывается на основании судебного акта

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий