Президентская республика. Признаки президентской республики

Индия и Польша

Индия тоже является парламентской страной, где вся власть сосредоточена в руках парламента и правительства, созданного им. Этот правительственный орган состоит из Совета Штатов (Раджья Сабха) — он отвечает за интересы конкретных регионов и Народной Палаты (Лок Сабха).

В последнюю депутаты выбираются народным голосованием. Максимальное количество «портфелей» в Лок Сабха составляет 552 человека. Период работы ограничен сроком пять лет.

Но Народную Палату может распустить досрочно президент государства, а в некоторых случаях индийское законодательство позволяет продлить время работы на 12 месяцев. Возглавляет правительство спикер, который после получения этой должности должен выйти из партии, где состоит.

Совет Штатов создается за счет косвенных выборов, он состоит из 246 человек. Раз в 2 года состав изменяется на одну треть. Парламент в Польше тоже состоит из двух палат: это Сейм, где находится 462 депутата, и Сенат, куда входит 105 человек. Первый выбирается по пропорциональной системе. Причем получить портфель в Сейме смогут только кандидаты, набравшие не менее 5% голосов на народном голосовании (но это не относится к депутатам партий этнических меньшинств).

Президентские республики[]

К президентским республикам относят США, большинство республик Латинской Америки и Африки.

 Президентские республики.  Смешанные республики.  Парламентские республики, в которых исполнительную власть выполняет президент, выбранный парламентом  Парламентские республики, в которых исполнительную власть выполняет премьер-министр.  Конституционные монархии, где исполнительная власть принадлежит премьер-министру  Конституционные монархии, которые имеют отдельную главу правительства, но политическая власть принадлежит королевской семье.  Абсолютные монархии  Однопартийная система

Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентские республики распространены в странах Латинской Америки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики неоднократно характеризовались исследователями как суперпрезидентские.

Определение формы правления

Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

  • В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Формы власти показывают:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.

Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Получить

Список государств

Распространенность этого типа управления в мире довольно велика. Сейчас есть около 30 парламентских стран, причем нужно сказать, что точную цифру выделить невозможно. В определенных государствах трудно понять, какая именно у них форма правления.

На сегодняшний день существуют следующие парламентские республики:

  1. В Азии — Израиль, Турция, Сингапур, Непал, Иран, Бангладеш, Индия.
  2. В Европе — Албания, Греция, Австрия, Испания, Болгария, Ирландия, Эстония, Германия, Исландия, Португалия, Польша, Литва, Мальта, Сербия, Латвия, Хорватия, Чехия, Финляндия, Венгрия, Словакия, Словения.
  3. В Океании — Вануату.
  4. В США — Доминика.
  5. На Африканском континенте — Эфиопия.

Существует и другая особенность, которую можно заметить: многие их описанных стран (в первую очередь, если рассматривать Европу) являются успешными и экономически развитыми демократическими державами.

Если обратить во внимание на рейтинг стран с учетом развития уровня демократии, то нужно отметить, что из 30 государств, которые имеют самый высокий статус «полноценная демократия», двадцать — это парламентские монархии и республики. При этом они лидеры и в рейтинге МВФ по объемам ВВП

То есть можно говорить о том, что наиболее эффективной формой управления на сегодняшний день считается именно парламентская республика.

Все эти страны имеют одинаковые черты, среди них можно выделить следующие:

  1. Президента выбирает не народ, а специально созданная коллегия или парламент.
  2. Исполнительная власть полностью в руках главы правительства, чаще всего это канцлер или премьер-министр.
  3. Все президентские законы вступают в силу лишь в случае, если их подписывает премьер-министр.
  4. Главу правительства выбирает президент, хотя кандидатура выдвигается из числа лидеров созданной коалиции большинством.
  5. За действия правительства ответственность несет его руководитель.

Республика: понятие и виды

В различных формах первые республики существовали еще в древности, например, аристократическое государство Рима и демократическое в Афинах и Коринфе. В Средневековье они существовали в виде самостоятельных городов-государств, таких как Новгород, Дубровник, Бремен и т. д. В Новое время первой республикой стали Соединенные Штаты Америки.

Эту форму правления можно назвать противоположностью монархии. Прежде всего она предполагает, что государством управляет не один человек, а специальный коллегиальный орган – сенат, народное собрание, парламент, рада или должностное лицо. В отличие от монарха, который наследует власть и правит пожизненно, правительство республики избирается на определенный срок. Глава государства тоже выбирается или назначается специальным представительным учреждением. За все свои решения он несет юридическую ответственность и может быть отстранен от должности за преступления.

Одной из характерных особенностей такой формы правления (за исключением некоторых примеров) является разделение власти между несколькими независимыми друг от друга ветвями (исполнительной, законодательной и судебной).

Существует три основных вида республик:

  • Президентская.
  • Парламентская.
  • Смешанная.

Различия между ними связаны с нюансами, которые определяют, как именно осуществляется государственная власть, а также – кто стоит во главе и обладает большими полномочиями – парламент или президент. Подробнее виды республик и их признаки рассмотрим ниже.

[править] См. также

  • Смешанная республика
  • Президентская республика

Политика и государство

Научные дисциплины и теории Политология • Сравнительная политология • Теория государства и права • Теория общественного выбора 
Общие принципы и понятия Гражданское общество • Правовое государство • Права человека • Разделение властей • Революция • Типы государства • Государственный суверенитет • Конституция • Круговорот конституций 
государства по политической
силе и влиянию
Великая держава • Империя • Колония • Марионеточное государство • Сателлит • Сверхдержава 
Виды политики Геополитика • Внутренняя политика • Внешняя политика 
Форма государственного устройства Конфедерация • Унитарное государство • Федерация 
Социально-политические
институты и ветви власти
Банковская система • Верховная власть • Законодательная власть • Избирательная система • Исполнительная власть • СМИ • Судебная власть • Пятая власть 
Государственный аппарат
и органы власти
Глава государства • Парламент • Правительство • Президент 
Политический режим Автократия • Анархия • Авторитаризм • Демократия • Деспотизм • Тоталитаризм 
Форма государственного правления
и политическая система
Абсолютизм • Военная диктатура • Диктатура • Монархия • Плутократия • Парламентская республика • Премьер-президентская республика • Республика • Самодержавие • Социалистическая республика • Теократия • Тимократия • Этнократия 
Политическая философия,идеология и доктрина Анархизм • Европоцентризм • Коммунизм • Колониализм • Консерватизм • Космополитизм • Либерализм • Либертарианство • Марксизм • Милитаризм • Монархизм • Национал-социализм • Национализм • Неоколониализм • Пацифизм • Социализм • Фашизм • Франкизм 
Избирательная система Мажоритарная • Пропорциональная • Смешанная 
Политологи и
политические мыслители
Платон • Аристотель • Никколо Макиавелли • Монтескье • Жан-Жак Руссо • Бенито Муссолини •Томас Гоббс • Джон Локк • Карл Маркс • Михаил Бакунин • Макс Вебер • Морис Дюверже • Юлиус Эвола • Цицерон • Адольф Гитлер 
Учебники и известные
труды о политике
«Государство» • «Политика» • «О граде Божьем» • «Государь» • «Левиафан» • «Открытое общество и его враги» 
Прочие политические теории Антинародное правительство • Делократия • Диктатура буржуазии • Диктатура меньшинства • Информационная теория демократии • Ответственность власти (безответственность власти) • Революционная ситуация • Самобалансируемая демократия • У вас есть две коровы • Цветная революция • Четвёртая политическая теория • Шоу-политика
КатегорияПорталПроект

О соблюдении принципов демократии

Может показаться, что государства президентской республики являются тоталитарными. Ведь там очень много полномочий принадлежит одному человеку. Контроль со стороны представительского органа за его деятельностью относителен. Однако в конституции таких государств заложен иной механизм соблюдения демократических принципов. Дело в выборах. Как правило, за главу государства голосуют все граждане. То есть людям предоставляется возможность влиять на процесс определения личности того, от кого в ближайшие годы будет зависеть их жизнь. К примеру, в уже названной Мексике или Египте граждане на участке отдают свой голос за того кандидата, которому доверяют. Выдвижением же их занимаются партии, то есть те же объединения граждан.

Совсем иной механизм предусмотрен Конституцией США. В этой стране граждане голосуют не за самого кандидата в президенты, а за человека, который будет участвовать в плебисците от их имени. Таковой принцип выборов называется косвенным.

“Плюсы” и “минусы” этой формы управления государством

К основным достоинствам данной политической системы можно отнести следующие:

  • парламентская система обеспечивает единство законодательной и исполнительной ветви власти;
  • все инициативы правительства, как правило, получают полную поддержку парламента, что обеспечивает стабильную работу всей системы власти;
  • данная система управления в полной мере позволяет соблюдать принцип народного представительства во власти.

Есть, однако, в парламентских республиках и свои недостатки, которые отчасти выходят из достоинств этой политической системы. В первую очередь это неустойчивость коалиционных союзов, которая часто приводит к политическим кризисам (яркие примеры — Украина или Италия). Также очень часто коалиционному правительству приходится отказываться от полезных для страны действий, дабы придерживаться идеологической линии коалиционного соглашения.

Еще один существенный недостаток парламентских республик — это опасность узурпации власти в государстве правительством, когда парламент, по сути, превращается в обычную “штамповочную машинку” для законов.

Далее рассмотрим особенности политического устройства самых популярных на планете парламентских республик: Австрии, Германии, Индии и Польши.

Что это такое?

Парламентская республика (примеры стран этой формы правления вы найдете ниже) — это разновидность государственного устройства, в которой вся полнота власти принадлежит специальному законодательному органу — парламенту. В разных странах он называется по-разному: Бундестаг — в Германии, Ландтаг — в Австрии, Сейм — в Польше и т. д.

Форма правления “парламентская республика” отличается в первую очередь тем, что именно парламент формирует правительство, которое полностью ему подотчетно, а также и избирает президента страны (в большинстве случаев). Как всё это происходит на практике? После проведения парламентских народных выборов партии-победители создают коалиционное большинство, на основе которого формируется новое правительство. При этом каждая из партий получает количество “портфелей” в соответствии со своим весом в этой коалиции. Вот так, несколькими предложениями, и можно описать функционирование такого образования, как парламентская республика.

Примеры стран — “чистых” парламентских республик — можно привести следующие: это Германия, Австрия, Ирландия, Индия (это самые классические примеры). С 1976 года к их числу добавилась Португалия, а с 1990 года — африканское государство Кабо-Верде.

Не стоит путать такие понятия, как парламентская монархия и парламентская республика, хотя они во многом схожи. Главное сходство заключается в том, что и там и там главенствующим органом власти выступает парламент, а президент (либо монарх) выполняет лишь представительские функции, то есть является лишь неким символом страны. А вот главное отличие между этими формами правления состоит в том, что в парламентской республике президент каждый раз переизбирается парламентом, а в монархии эта должность передается по наследству.

Особенности правления

Парламентское государство, как и президентская республика, также испытывает сегодня давление, которое направленно на «рационализацию» правления страной. Но в этом случае смысл такого управления заключается в усилении исполнительной власти, эта особенность состоит в том, чтобы появилась ограниченная возможность воспользоваться вотумом недоверия, поскольку это приводит к частому изменению состава правительства и, соответственно, к нестабильному развитию страны.

Основная задача «рационализации» заключается в том, чтобы сформировать стабильное правительство, избежать постоянного изменения министров (в Испании, к примеру, поменялось 62 кабмина со времени завершения Великой Отечественной войны, то есть в среднем одно правительство правило меньше года).

Для этого используют разные конституционные способы. Самым эффективным также считается «конструктивный вотум недоверия», который изначально предусмотрен в конституции Германии, а сегодня и в Италии, Польши, Венгрии. Так, перед нижней палатой отвечает не полностью правительство, а лишь его глава. Конкретным министрам недоверие нельзя выразить, они назначаются и снимаются с должности премьером.

Германия и Австрия

Парламент в Германии выбирается на 4 года и состоит из 2-х палат: Бундесрат, который в себя включает 68 депутатов и Бундестаг, состоящий 623 человек. В первом правительственном органе находятся представители всех 16 территорий государства. Все федеративные округа имеют 2−7 представителей в парламенте (с учетом размеров определенного региона).

Они выбирают на должность канцлера Германии, он отвечает за исполнительную ветвь власти и, по большому счету, является главным представителем страны. С 2004 г. на этой должности находится Ангела Меркель — первая женщина канцлер за всю историю этого государства.

Парламент в Австрии называется «ландтаг», а депутаты в правительство также выбираются на срок 4 года. Центральный австрийский орган государства (Федеральные Сборы) в себя включает две палаты: Бундесрат, куда входит 63 депутата, и Национальрат, где находится 184 человека. Помимо того, свой ландтаг есть во всех девяти федеральных регионах страны. Непосредственно в государстве зарегистрировано приблизительно 720 партий, но на сегодняшний день в парламенте Австрии находятся лишь 5 из них.

Монократия

На рубеже 20-21 веков появилась новая тенденция – приобретение государствами с выборной формой власти признаков монархического правления. В эту категорию входят страны, где действует жестко централизованный механизм управления (автократия, тоталитаризм). В сложившихся условиях президент выдвигает своего преемника из числа ближайших родственников. Выборы, проводимые в соответствие с Конституцией, лишь подтверждают легитимность власти. Новое понятие, монократия – это форма трансляции полномочий по наследственному признаку.

Внимание! Некоторым монархиям с федеративным устройством государства присущи черты выборной власти. В Малайзии и ОАЭ президента федерации выбирают из числа наследственных правителей (султанов, эмиров)

Предпосылкой для установления монократического устройства стало внедрение сверхпрезидентских полномочий. Что такое «суперпрезидентство», уяснить несложно. Понятие суперпрезидентская республика означает возможность избрания кандидата на высший пост без ограничения числа сроков правления, а также сосредоточение в руках лидера максимальных полномочий. Одним из примеров «сверхпрезиденства» долгое время являлась принильская республика (АРЕ).

Последующей ступенью на пути к монократии служит введение пожизненного президентства. Первой страной стала Индонезия, где в 1963 г. пожизненное лидерство было закреплено за президентом Сукарно.

Монакратические государства характерны для развивающихся регионов Азии, Африки, Америки. Самым ярким примером «монархизации» является КНДР, где у державного кормила находится уже третье поколение одной семьи руководителей:

  1. 1-й президент Ким Ир Сен (отец),
  2. 2-й Ким Чен Ир (сын),
  3. 3-й Ким Чен Ын (внук).

Самым ярким примером монократии является КНДР

Виды

В зависимости от распределения полномочий между руководителем государства и премьер-министром, классифицируют разновидности республик:

  1. президентскую,
  2. парламентскую,
  3. смешанную.

Типы современных республик дают представление об организации государственных систем управления.

Формы правления

Парламентская

Узнать, что такое парламентская республика, помогает определение парламентаризма. Парламентаризм (определение) – это форма организации государственной власти путем представительства граждан в выборном органе. Зачатки таких государств появились в 18 веке, когда место среди господствующих классов прочно заняла буржуазия. При указанном типе республики парламенту принадлежат ведущие позиции в системе управления и законотворчества. В его компетенции:

  • право избрания президента и отстранения его от власти путем импичмента,
  • формирование кабинета министров (правительства) и контроль за его деятельностью,
  • принятие государственного бюджета.

В парламентском государстве основные рычаги управления находятся в руках премьер-министра. Президенту отводятся исключительно представительские функции. Он представляет страну на международном уровне, утверждает законы, принятые парламентом. Однако реальной силы не имеет.

Эта форма выигрывает за счет максимального применения принципа демократизации. Опасность представляет раздробленный многопартийный парламент, провоцирующий кризисы власти.

Наиболее известные примеры парламентских государств – Германия, Италия, Израиль, Индия.

Парламентская республика

Президентская

Большинство современных республик являются президентскими (около 130). Полнота власти сосредоточена в руках президента, обладающего широкими полномочиями. Ему принадлежит право формирования кабинета министров (правительства), руководство вооруженными силами. Он выступает от лица страны на международной арене. В компетенцию главы государства входит:

  • принятие решения о роспуске парламента,
  • нормотворчество,
  • ветирование парламентских постановлений, в том числе, касающихся принятия законов.

Кардинальное отличие президентского типа республики от парламентского заключается в том, что правительство неподотчетно парламенту и не зависит от его действий. Права ветвей власти жестко регламентированы. Преимущества президентского правления состоят в последовательном осуществлении программы действий, стабильности политической обстановки. Главную опасность представляет усиление господства одного человека, внедрение культа личности.

Первым в мире государством, возглавляемом президентом, стали США в 1787 г. После распада колониальной системы в 50-70-х гг. 20 века многие страны избрали для себя данную форму. Президентскими республиками в настоящее время являются Бразилия, Финляндия, Мексика.

Смешанная

Смешанная разновидность включает типы: президентско-парламентский и парламентско-президентский. Смешанная республика – это форма правления, которая совмещает черты двух основных видов.

Для нее характерно:

  • Существование постов президента и премьер-министра.
  • Избрание руководителя государства через всеобщие выборы.
  • Отчетность правительства перед парламентом.
  • Возможность роспуска парламента по указу президента.

Объем имеющихся у главы полномочий не совпадает с мерой его ответственности, что позволяет ему уклоняться от ответа за принятые решения. Это пагубно отражается на доверии народа к властным структурам.

Смешанные республики —, Франция, Польша, Россия, Украина, Армения, Литва.

Смешанные республики

Президентская республика

В республике с такой формой правления президент соединяет должность главы государства и совместно — главы правительства. Выбирается путем народного голосования, что определяет его полную независимость от парламента.

Признаки президентской республики:

  1. Состав правительства единовластно формирует президент. Увольнять и смещать состав правительства – привилегия главы государства. Следовательно, в его руках находятся значительные рычаги исполнительных органов власти.
  2. У президента нет полномочий для роспуска парламента. Но и парламент не может требовать отставки главы державы (кроме вариантов с процедурой импичмента – крайних случаях, когда президентом нарушаются основные законы государства или он злоупотребляет властью).
  3. Глава государства может воспользоваться правом вето на любые законы, принимаемые в парламенте.
  4. Внешней и внутренней политикой страны руководит президент. Он же – главком вооруженных сил державы.
  5. Расширенные полномочия главы государства. В президентских республиках соблюдается принцип жесткой дифференциации власти (общепризнанная система сдержек и противовесов). Это не что иное, как — четкое разделение полномочий между инструментами исполнительной, законодательной и судебной власти. Они действуют автономно и в компетенции каждой – осуществлять контроль и ограничивать другие власти. Президентскую форму правления можем наблюдать в таких странах: США, Мексика, Бразилия, Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, некоторые азиатские республики.

Рассмотренные формы правления государством имеют достаточно общих черт. Вот основные из них:

  • Судебная власть самостоятельна, подчинена только закону (на нее не влияет ни исполнительная, ни законодательная власти).
  • Имеются различные парламентские комитеты, которыми осуществляется мониторинг работы исполнительной власти.
  • Законодательной деятельностью занимается парламент, баллотируемый гражданами страны.
  • За парламентом закреплено право предлагать и утверждать финансовый документ страны – бюджет.

Конечно же, существуют и отличия между президентской и парламентской формой управления:

  1. В парламентской республике глава государства избирается не народным волеизъявлением, а парламентским большинством. В президентской стране, наоборот, главу державы непосредственно выбирает народ.
  2. Важным моментом в президентской республике является то, что в руках главы государства сконцентрирована верховная власть. А вот в парламентской республике глава правительства является очень значительным должностным лицом страны.
  3. В президентской республике главу правительства и министров назначает президент. В парламентских странах членов правительственного аппарата выбирают депутаты.
  4. Внешней политикой при этих формах правления занимается президент. В парламентской республике обязательным условием является координация его действий с правительством.

Считается, что президентская республика, во время проведения реформ в державе,  более эффективна, так как подразумевает монополизацию власти у главы государства и, следовательно, возможность более оперативно реагировать на различные вызовы. Однозначного ответа, какая форма правления лучше, нет. Истина, как всегда, посередине.

Президентская форма

Этот вид республики предусматривает большую ответственность и полномочия для должности президента. Президентская форма правления существует в США, Казахстане, Беларуси, Камеруне, большинстве стран Центральной и Южной Америки.

В такой системе президент избирается населением или коллегией выборщиков, парламент при этом не участвует. Он является главой государства и главой правительства, сосредотачивая в своих руках всю исполнительную власть. Он самостоятельно формирует кабинет министров, который ему подконтролен. Правительством страны становится партия, которую он возглавляет, при этом президент может распустить правительство, если на это будут основания.

Основными его обязанностями является утверждение и подписание законов. Зачастую президент также является главнокомандующим военных сил, может объявлять военное или чрезвычайное положение, может сам назначать на должность верховных судей. Как правило, он не обладает полномочиями для роспуска парламента, не имеет права выбирать премьер-министра. За свою деятельность он несет ответственность и в случае нарушения законов лишается должности процедурой импичмента.

Виды республик и их признаки

Республика (от латинского “общественное дело”)- форма правления, при которой верховная власть принадлежит выборным органам власти, избираемым населением на определённый срок и несущим ответственность перед избирателями.

Парламентская республика – форма правления, при которой верховная власть принадлежит парламенту.

Президентская республика – форма правления, при которой высшим должностным лицом в государстве является президент, соединяющий в своих руках функции главы государства и главы правительства.

Признаки парламентской республики:

1) правительство формируется парламентом и несёт перед ним ответственность;

2) президент не может быть главой правительства;

3) если парламент выносит вотум недоверия правительству, то оно уходит в отставку;

4) президент обычно избирается парламентом;

5) назначение в правительство получают только депутаты партии, получившей большинство мест в парламенте;

6) членов правительства назначает лидер партии парламентского большинства;

7)президент имеет право роспуска парламента.

Признаки президентской республики:

1) президент избирается всенародным голосованием;

2) членов правительства назначает президент;

3) президент свободен в выборе кандидатур на правительственные посты;

4) президент не обладает правом роспуска парламента

Признаки полупрезиденткой (смешанной) республики

1) парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом;

2) президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока;).

Признаки РФ, как полупрезидентской республики:

В РФ в случае трёхкратного отклонения представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания, в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Положительные черты республиканской формы правления: наличие общественного контроля за властью, разделение властей.

Отрицательные черты республиканской формы правления: столкновение интересов социальных групп, порождающее конфликты.

Признаки президентской республики

Важной особенностью таковой формы устройства государства является единоначалие. Вся власть замкнута на президента

Он руководит органами исполнительной власти, назначает министров, принимает их отчеты. Необходимо понимать, что президентская республика – понятие теоретическое. На практике все механизмы ее работы строятся исходя из местной конъюнктуры и традиций. Взять, к примеру, выборы президента. В Мексике они осуществляются прямым всенародным голосованием. В США принято косвенное волеизъявление. То есть люди делегируют свои полномочия специальным «выборщикам». А те уже определяют, кто станет президентом на очередной срок. То есть, повторимся, механизм выборов может быть разным.

Если выбирать главные признаки президентской республики, то нельзя обойти внепарламентский способ формирования правительства. Фактически министров назначает глава государства. Перед ним же они несут полную ответственность. Еще президентская республика характеризуется жестким разделением властей. Это означает, что глава государства не вправе досрочно распустить парламент, а тот, в свою очередь, не может влиять на кабинет министров.

Главная особенность президентской республики

Если смотреть на государство со стороны, не вникая в его законы, то трудно разобраться с формой правления. У президентской республики есть черта, которая видна даже в небольших сообщениях СМИ. Она является очень яркой, что сразу выделяет президента из ряда иных деятелей страны. Дело в том, что президент в таком государстве имеет самые большие полномочия. Не все, конечно. Некоторые достаются и парламенту с правительством. Однако последнее выполняет по большей части совещательные функции. Определяет, что и как делать, президент. Он в некоторых странах возглавляет правительство. Примером могут служить Беларусь, Узбекистан, Казахстан.

В этих республиках работают коллегиальные органы под руководством главы государства. В них вырабатываются решения. Но для их принятия главным является слово президента. Он подписывает документы, обязательные для исполнения любым органом. Он же принимает отчеты руководителей властных структур. В таких странах, как Уругвай или Коста-Рика, министры должны докладывать о своей деятельности членам парламента. Они же наделены полномочиями по их смещению. Но таковые случаи не особо характерны для данной формы правления.

Определение парламентарной республики

Парламентская республика — вид государственного строя, где вся власть сосредоточена в едином специально созданном законодательном и исполнительном органе — парламенте. В различных государствах он может называться по-разному: в Польше — Сейм, в Австрии — Ландтаг, в Германии — Бундестаг.

Особенность этой формы правления характеризуется для начала тем, что именно парламент может формировать правительство, которое, в свою очередь, полностью ему подчинено и выбирает президента государства (чаще всего). То есть после завершения народных выборов в парламенте партии, которые выиграли, создают большинство в коалиции, с учетом этого начинают формировать новое правительство. Причем каждая фракция имеет определенное количество «портфелей» соотносительно своего веса в созданной коалиции.

К примеру, к «чистым» парламентским государствам относятся следующие страны: Австрия, Германия, Индия и Ирландия. С 1977 г. сюда входит Португалия, а с 1991 г. — Кабо-Верде (Африка).

Не нужно путать определения парламентская республика и монархия, хоть они значительно похожи друг с другом. Основное сходство состоит в том, что в этих формах правления главным государственным органом власти является парламент, а монарх или президент выполняет только представительскую роль, то есть это только некий символ государства. Но вот основное отличие между этими формами управления заключается в том, что в парламентской стране президент все время выбирается парламентом, а в монархии должность переходит по праву рождения.

По большому счету, бывает три разновидности республик. С учетом величины полномочий президента существуют парламентские и президентские страны. Классический пример президентской республики — это США, а парламентские государства — Чехия, Италия, Германия.

В этих странах обе ветки власти имеют приблизительно равные полномочиями и могут контролировать друг друга. В качестве наиболее частых примеров этих государств приводятся Румыния и Франция.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий