Государственное антициклическое регулирование экономики

Вы в первый раз на нашем сайте?

Для того чтобы воспользоваться всеми возможностями СУО СГЭУ, Вам необходимо получить имя пользователя (номер зачетной книжки или студенческого билета) и пароль в своем деканате. Первоначальный (временный) пароль отправляется автоматически на адрес электронной почты, указанный Вами в заявлении на поступление в Университет. Для ППС логин обычно представлен в формате “ФамилияИ.О” (на анг. языке). Если пароль или (логин для ППС) утерян, восстановить его можно в 501Д в рабочее время (для студентов при наличии студенческого билета). Кроме этого, восстановить пароль можно написав на адрес эл. почты технической поддержки: [email protected], или с помощью автоматической системы смены пароля. 

При вводе пароля СУО (XXX-XXX-XXX), обязательно после каждой группы из трех цифр вводите символ “-“.

После первой успешной авторизации на сайте необходимо настроить свой профиль и заполнить требуемые поля. Поля “Фамилия” и “Имя” уже будут заполнены автоматически. В поля «Адрес электронной почты» и «Адрес электронной почты (еще раз)» необходимо ввести свой электронной  адрес (если он не заполнен или если Вы сменили адрес эл. почты).

Убедительная просьба! Перед тем как нажать на кнопку “Обновить профиль” проверьте то, что Вы ввели в поле электронный адрес. По данному адресу будет отправлено письмо, содержащее ссылку, по которой необходимо будет перейти для активации Вашего профиля.

С подробной инструкцией по входу в каталог СУО СГЭУ Вы можете ознакомиться здесь. 

Экономика и причины циклического в ней

Первый раз в истории науки экономики, природные вопросы и причины тех кризисов, что повторяются, оказались затронутыми Марксом. Именно Маркс смог определить, что данный цикла вмещает в себе четыре главные фазы, а также смог в максимальном порядке углубиться в кризисную суть, раскрыть роль, значение в воспроизводстве общественного типа. Ученым, в качестве главных кризисных причин были выделены такие факторы:

  • Состояние противоречия как производства, так и потребления (рост производства способен опережать потребление, поэтому случается кризис перепроизводства);
  • Получается противоречие между организацией производства на некоторых предприятиях и стихийным характером что не может регулироваться рыночной системой;
  • Ограничивается срок службы главного капитала (каждые семь или восемь лет главные фонды предприятий могут морально и физически устаревать, а замена может совпадать с оживленной производственной фазой);
  • Периодически происходит обновление главного капитала и этим задается временный параметр цикла экономики.

Говоря в целом, то вместе с факторами, что указаны в трудах Маркса, в теории экономики могут рассматриваться самые разные причины циклов экономики.

Временная разница оборота круга капиталов в разных отраслях, когда есть тесная взаимосвязь;

Развивается ссудный процент:

  • Наличие избытка сбережений у жителей, и в результате идет дефицит производственный инвестиций;
  • Превышаются темпы роста производства, производственных темпов, предметом потребления;
  • Соотносится оптимизм и пессимизм, в деятельности экономики общества;
  • Наличие войн, революций, экономической милитаризации, катастрофы, прочее;
  • Очень высокие показатели темпов роста народонаселения;
  • Связь в циклических колебаниях в системе экономики с наличием календаря выборов президента;
  • Изменение уровня активности солнца;
  • Имея огромное разнообразие в плане причин циклов экономики, можно их своидть к одной причине, что является фундаментальной, и она заключается в том, что нарушается соответствие совокупного спроса и предложения, совокупными расходами и производственным объемом.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основные методы антициклического регулирования

В экономике

Антициклическая регуляция экономики — сознательные и целенаправленные действия государства, а частично мощных корпораций и наднациональных органов на промышленный цикл с целью уменьшения глубины циклических кризисов, стабилизации хозяйственной конъюнктуры и темпов экономического роста

Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. В развитых странах антициклической регуляции стало в послевоенный период одним из важных факторов ослабления глубины экономических кризисов, продление фазе оживления и подъема и соответственно, сокращение фаз кризиса и депрессии и других форм модификации экономического цикла. Этом оно неспособно преодолеть циклический характер производства, устранить важные противоречия общественного воспроизводства.

Со стороны олигополий антициклической регулирование осуществляется в определенной степени через выработку ими согласованной политики, выполнения государственных программ и др. Вместе их действия нередко противоречат политике государства в этой сфере. Наднациональные органы в странах ес осуществляют в значительной мере унифицированную промышленную, структурную, налоговую, амортизационную и другие формы политики, является важным фактором антициклического регулирования.

Таблица 1

Основные показатели развития экономики (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Источник

Результаты антициклической политики

Можно выделить несколько существенных аспектов влияния антициклической политики на жизнь общества:

  1. Увеличение продолжительности делового цикла.
  2. Переход к кризису становится менее болезненным для экономики.
  3. Сглаживаются пиковые фазы цикла.
  4. Минуется или почти полностью уравнивается фаза депрессии, что позволяет после рецессии сразу перейти к оживлению, тем самым увеличивается продолжительность фаз оживления и подъема.
  5. Продолжительность кризиса в следующем цикле может быть уменьшена.

Негативные последствия стабилизационной политики

Антициклическая политика зачастую и приводит к инфляции, которая оказывает ужасное влияние на общество и экономику. Иногда такая политика ведет к сбою цикла и увеличению количества кризисов, хотя они и становятся менее продолжительными. Бывает, что фазы изменяются и становятся более глубокими, как и величина падения производства. Если же фаза депрессии сокращается, а фаза подъема становится длинней, то может произойти мировой кризис, из которого очень сложно выйти.

Цикличность как закономерность развития рыночной экономики

Исследование реального развития процесса капиталистического производства свидетельствует не о линейном, а о волнообразном развитии. При этом волны характеризуются достаточной степенью регулярности и называются циклическими волнами. Каждая циклическая волна представляет собой экономический цикл.

Нужно отметить, что в этом циклическом развитии нет пассивных явлений, каждое явление воздействует на другие явления. Но это не должно мешать нам углубляться в основы явлений с тем, чтобы открыть там причины и условия, выделить из них самые основные, характеризующие и объясняющие как явление в целом, так и развитие каждого отдельного цикла.

До наступления Великой Депрессии ученые всячески подчеркивали способность экономической системы приспосабливаться к изменению условий и амортизировать разного рода потрясения. Разумеется, они признавали, что время от времени промышленные кризисы прерывают периоды процветания. Однако практически единодушно считалось, что эпизоды эти носят временный характер, причем восстановление экономики наступает автоматически через действие рыночных механизмов саморегулирования. Крах рынка ценных бумаг 1929 года и последовавшая за ним депрессия привели экономику в плачевное состояние, потребовали новых подходов к анализу экономических циклов и кризисов.

В реальной действительности процесс развития и изменение внешних условий происходят непрерывно. Это означает, что никакого “окончательного” перехода от одного равновесия к другому не может быть. Пока рыночный механизм прилаживается к одному изменению условий, происходят другие. Поэтому и явления, анализируемые в рамках теории общего равновесия, и те, что составляют предмет теории неравновесия (в частности, макроанализа), постоянно сосуществуют и взаимно переплетаются. Самое большее, что можно сказать о конкретной экономической ситуации, — это то, что в одном случае ярче выражены равновесные, а в другом — неравновесные элементы. Оба метода экономического анализа должны, таким образом, использоваться для понимания сложной экономической действительности.

Несомненно, что при непрерывных изменениях необходимо тщательно следить за развитием всех явлений, уделяя особое внимание растущему значению некоторых факторов, порожденных не только производственной структурой, но в особенности тех из них, которые порождены кредитно-денежной системой и связаны с развитием категории процента. Иначе говоря, сегодня нужна интегральная теория, которая учитывала бы специфические имманентные причины цикла, порожденные всем ходом и закономерностями современной рыночной экономики

Такой подход обеспечивает прежде всего макроэкономический анализ, который является по существу анализом неравновесия. Именно макроэкономический анализ представляется плодотворным путем для дальнейшей интеграции макроэкономической теории и теории экономического развития.

Описание цикла может быть начато с любого момента его эволюции. Особенно удобно анализировать с момента достижения равновесия — после этого он начинает действовать как механизм неравновесия. И, напротив, при достижении точки неравновесия его дальнейшее функционирование обеспечивает движение экономики к равновесию.

Период от начала одного кризиса до начала другого называется экономическим или промышленным циклом. Цикл состоит из четырех основных фаз: кризиса, депрессии, оживления и подъема.

Когда кончается эта фаза, все экономические показатели начинают снижаться. Поворот в развитии цикла происходит, как правило, резко и находит свое выражение в ряде явлений, которые получили название экономического кризиса. Кризис характеризуется сильным и резким нарушением существовавшего ранее равновесия. После очередного поворота в развитии цикла обычно наступает более или менее длительный период депрессии. В фазе депрессии продолжает сохраняться тенденция нисходящего развития «конъюнктуры», т. е. ухудшение всего комплекса показателей, представляющих экономическую действительность. Может иметь место также стабилизация в нисходящем развитии.

В какой-то определенный момент в развитии конъюнктурного цикла наступает оживление. Вообще оживление не бывает резким и ярко выраженным, но при нем движение всех экономических показателей меняет направление. Начинается, более или менее быстро, фаза подъема. Цикл начинается снова, но, разумеется, в иных параметрах, хотя, по сути, в той же самой основной форме.

Экономические циклы

Экономический цикл – повторяющийся период между одинаковыми состояниями экономики, форма развития, по которому движется экономика. Цикличность экономики позволяет государству предугадать будущие ситуации кризиса, соответственно и предотвратить отрицательные последствия для общества и смягчить влияние шоковых ситуаций.

Экономический цикл включает в себя 4 фазы:

  1. Рецессия (кризис или спад) – снижается деловая активность, растет производство готовой продукции, сокращается производство и инвестиции, происходит большое количество банкротств.
  2. Депрессия (стагнация) – хозяйственная жизнь изменяется под требования новых условий, происходит замораживание экономики.
  3. Оживление – начинается восстановление экономики, рост производства и инвестиций, занятости.
  4. Подъем – полное восстановление экономики, быстрый рост инвестиций, появление новых товаров и услуг, сокращение безработицы.

Виды антициклической политики

Наиболее важными периодами, в которые государство проводит антициклическую политику, являются фазы подъёма и кризиса. В эти периоды государство предпринимает различные шаги по урегулированию ситуации.

Фискальная политика

Изменяется ставка налога и социальные расходы государства. В фазе подъема налоги увеличиваются, а расходы сокращаются, либо применяется один из методов, в фазе спада – наоборот.

Кредитно-денежная политика (монетарная)

Происходит управление совокупным спросом через финансовые механизмы: изменяется учетная ставка, производятся операции на открытом рынке, государство изменяет денежную массу. В фазе подъема масса сокращается, в фазе кризиса – увеличивается.

Изменение размера заработной платы. Она увеличивается в фазе кризиса и уменьшается в фазе подъёма.

Явление инфляции

Инфляция – превосходство количества денежной массы над количеством товаров и услуг. Антициклическая политика тесно связана с антиинфляционной. Из-за действия инфляции на изменения цикла в фазе кризиса цены не изменяются, несмотря на изменение спроса, а в фазе подъема резко растут. В такой ситуации задача государства и заключается в том, чтобы снизить чувствительность цен к кризису. Государство, как правило, увеличивает размер заработной платы и пенсии, начинает мероприятия по борьбе с безработицей и уменьшает цены на медикаменты и товары первой необходимости.

Антициклическое регулирование в СССР

В советское время существовало государственное планирование экономики, и сам ход цикла был сильно из-за этого искажён.

Искажения касались, как фаз цикла, так и особенностей их протекания.

Если рассматривать традиционный ход цикла, который начинается с кризиса, затем переходит в депрессию, за которой следует оживление и подъем, достигающий своего пика перед следующим кризисом, то в СССР продолжительность каждой фазы была иной, чем в капиталистических странах.

Фаза депрессии исчезла, так как антициклическое регулирование выводит экономику сразу в фазу оживления. Но из-за протяжённости кризиса его последствия носили в итоге более тяжёлый характер. Фактически, фаза депрессии “вливалась” в фазу кризиса, по окончании которой начиналось оживление.

Оживление и подъем не объединялись в единую фазу, а протекали поочередно, растягиваясь во времени на более длительное время. В результате, пик в конце фазы подъема отсутствовал, цикл после подъема переходил в фазу кризиса.

Такая специфика антициклического регулирования в СССР, обусловленная государственной политикой, имела положительные и отрицательные стороны.

К положительным сторонам следует отнести отсутствие разрушающих воздействий кризисов, отсутствие их влияния на население страны, ликвидацию фазы депрессии и обвалов экономики.

К отрицательным сторонам относится сложность сглаживания последствий кризисов для национальной экономической системы, подавление проблемных точек в экономике вследствие протекания циклов снижало необходимость экономического стимулирования. В совокупности, отрицательные стороны мешали экономике взойти на новый виток экономического цикла, увеличивая разрыв с капиталистическими странами.

Кроме того, в силу природы социалистической системы хозяйствования, государственного планирования и антициклического регулирования утратилась профилактическая роль кризисов: с помощью государства технически слабые предприятия переживали его и становились тормозом для развития экономик в целом.

Следует отметить, что ликвидация отрицательных сторон антициклического регулирования в СССР и нивелирование разрыва с капиталистическими странами могли быть осуществлены с помощью поэтапного реформирования народного хозяйства без применения шоковой терапии, приведшей к экономику страны к катастрофе в 1990-х годах.

Влияние инфляции на экономические циклы и антициклическую политику

Особенностью современных циклов является инфляция. Поэтому после изменения методов регулирования циклического производства антициклическая политика дополнилась антиинфляционной.

Дело в том, что монополии и предприятия на рынках монополистической конкуренции во время кризисов сокращают производство, без снижения цен на продукцию. Крупные фирмы, таким образом, получают некоторое управление кризисом. “В современных кризисах проявляются две тенденции: повышательная, связанная с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательная, порождаемая циклическим сокращением ёмкости рынка. Поэтому современный цикл сочетает в себе кризис и инфляцию” . Таким образом, составной частью антиинфляционной политики любого государства должно являться антимонопольное законодательство, преследующее цель запретить предприятиям безоговорочно диктовать цены на свою продукцию, не считаясь с потребительскими возможностями в конкретный момент.

Для успешного развития нашей страны правительство должно учитывать зарубежный опыт и совершенствовать государственное управление в области антикризисного и антициклического регулирования. Было бы бессмысленным просто копировать макеты государственных программ, применяемых в зарубежных странах, которые к тому же сами не во всем и не всегда добиваются успеха.

При проведении антициклической политики государству следует учитывать специфику переходной экономики и особенности прохождения фаз промышленных циклов. В данном контексте антициклическое регулирование должно осуществляться с учетом российских особенностей, иначе антикризисные меры окажутся недостаточно эффективными.

Антициклическое регулирование экономики

При планировании антициклической политики для каждой страны нужно учитывать её национальные особенности. Нельзя разработать такое универсальное средство, шаблон или макет антициклической политики государства, который подходил бы для любой страны. К тому же для каждого цикла нужна чётко определённая политика, может быть даже коренным образом отличающаяся от антициклического регулирования экономики в предыдущем цикле.

Раньше стихийный рыночный механизм восстанавливал равновесие с помощью изменения уровней цен, заработных плат, безработицы, в наши дни возможности саморегулирования рыночной экономики недостаточны для своевременного выхода из послекризисного состояния.

Теперь ведущая роль в восстановлении положения принадлежит государству.

Необходимость государственного антициклического регулирования обусловлена также появлением олигополистических рынков и ограничением конкуренции.

Антициклическое регулирование экономики направлено на смягчение кризисов и их последствий, сокращение продолжительности депрессии после спада, сглаживание пика в фазе подъема и на урегулирование дестабилизирующего воздействия цикличности развития на национальную экономическую систему.

На рисунке ниже показано сравнение экономического цикла без антициклического регулирования и результат его применения.

Антициклическое регулирование экономики

Результат применения антициклического регулирования экономики проявляется в следующем:

  1. Увеличивается продолжительность экономического цикла за счет мер антициклической политики, направленных на продление фаз оживления и подъема, при одновременном сокращении продолжительности фаз кризиса и депрессии.
  2. За счет увеличения продолжительности фаз оживления и подъема экономический рост после депрессии перестает быть таким стремительным, что сглаживает развитие факторов следующего кризиса.
  3. Фазы оживления и подъема становятся более похожими, за счет чего происходит их слияние, смягчая, таким образом, следующий пик.
  4. Снижая перегрев экономики в фазе подъема, государство, проводя антициклическую политику, сглаживает пиковые значения цикла.
  5. Реализация государственного антициклического регулирования позволяет существенно сократить продолжительность фазы кризиса в следующем экономическом цикле.
  6. Антициклическая политика государства, проводимая последовательно, может создать условия для того, чтобы миновать фазу депрессии, в результате, сразу после кризиса в экономическом цикле наступает оживление и подъем, сливающиеся в одну фазу.
  7. Разрушительный характер кризиса также смягчается в результате государственной антициклической политики за счет сокращения продолжительности данной фазы и сокращения глубины падения после пика.
  8. Итерация нескольких циклов при условии государственного антициклического регулирования в теории приводит к гладкому волнообразному развитию экономики, цикличность становится более управляемой, а разрушительная сила кризисов уменьшается, тогда как данная фаза существенно сокращается и ограничивается спадом деловой активности.

Различные подходы к решению проблемы антициклического регулирования.

Существуют немало экономических школ и направлений, каждая из которых предлагает свой вариант антикризисного управления. Вот некоторые из основных взглядов на макроэкономическую политику:

  • · кейнсианский;
  • · классический;
  • · теория рациональных ожиданий;
  • · неоклассический синтез;
  • · новая кейнсианская теория;
  • · теория реального экономического цикла.

Однако, несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившихся на базе классической школы.

Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе – на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде таблицы (см. приложение 5) .

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.

Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики). Сторонники неконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита

Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования

Сторонники неконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования

По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах – в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности.

В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете – и производства.

Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Рассмотрим основные положения кейнсианского взгляда на макроэкономическую политику. Основным положением данного подхода является то, что основные экономические параметры (ставка заработной платы, ставка процента) считаются негибкими. Негибкость заработной платы кейнсианцы объясняют, во-первых, деятельностью профсоюзов, во-вторых, долгосрочным характером трудовых контрактов. Непосредственно из негибкости заработной платы следует то, что уровень занятости не может устанавливаться на равновесном уровне без вмешательства государства. В качестве эмпирического доказательства того, что высокий уровень безработицы может существовать в течение довольно продолжительного промежутка времени кейнсианцы приводят Великую депрессию 30-х годов. Основная идея управления совокупным спросом является увеличение совокупного спроса при его недостаточности, с тем, чтобы обеспечить рабочими местами безработных, во время же избыточного совокупного спроса, когда экономика испытывает инфляционное давление, рекомендуется проводить политику по уменьшению совокупного спроса.

Основными направлениями макроэкономической политики и неокейнсианцы и неоконсерваторы считают фискальную и денежно-кредитную политику.

Выводы

1. Государственное регулирование экономики (госрегулирование) представляет собой процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). Оно включает в себя момент целеполагания, целеустановки, причем для достижения поставленных целей используется определенный набор административно-правовых и экономических средств (инструментов).

2. После «великого кризиса» 1929—1933 гг. и особенно после Второй мировой войны госрегулирование было органично встроено в хозяйственный механизм капиталистического общества в качестве третьего, верхнего «слоя» (уровня) наряду с двумя другими «слоями» — спонтанно-рыночным и корпоративным регулированием. В результате сложился рыночно-государственно регулируемый, социально ориентированный капитализм (современный капитализм), который выгодно отличается от исторически предшествовавших ему форм капитализма (капитализм свободной конкуренции, корпоративно-олигополистический, по В.И. Ленину, «монополистический» капитализм) значительно большими экономической и социальной стабильностью, эффективностью общественного производства, уровнем и качеством жизни.

3. В условиях быстрой интернационализации и глобализации хозяйственной жизни в современном мире внутриэкономическое и внешнеэкономическое госрегулирование тесно связаны и взаимопереплетены.

4. По объекту воздействия со стороны государства выделяются различные направления госрегулирования: инвестиций, сбыта (включая регулирование цен), рынка труда, НИОКР, экологическое, социальных отношений, внешнеэкономическое и т.д.

5. По характеру воздействия на процесс общественного воспроизводства выделяются две основные формы госрегулирования: краткосрочное (антициклическое), которое на Западе чаще всего именуется конъюнктурной политикой, и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу), которое, как правило, осуществляется при помощи различного рода прогнозов и программ.

6. Эффективность госрегулирования далеко не беспредельна. Оно не может преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства с ее многочисленными негативными последствиями, постоянно обеспечивать высокий уровень занятости населения и его всестороннюю социальную защиту. Оно движется в замкнутом пространстве «магического четырехугольника», цели которого (обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны, минимизация безработицы, стабильность цен, внешнеэкономическое равновесие) во многом противоречат друг другу.

7. В развитых странах сложились три главные модели госрегулирования (американская, западноевропейская и японская), характеризующиеся различным сочетанием основных инструментов экономической политики (бюджетно-налоговых, денежно-кредитных, государственной собственности и др.).

8. Нет никаких объективных оснований полагать, что госрегулирование в обозримой перспективе не обеспечило бы поддержание высокого уровня экономической, социальной, а на этой основе и политической стабильности в странах Запада. Для России и других стран с переходной экономикой опыт госрегулирования на Западе, эффективно адаптированный к своим специфическим условиям, имеет большое значение.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий