Предмет экономической науки, функции и история экономической науки

1.2. Функции экономической теории, метод познания

Значимость любой науки проявляется в тех функциях, которые она выполняет. Роль экономической теории выражается в трёх основополагающих функциях: познавательной, практической (прагматической), методологической.

Познавательная функция состоит в изучении и объяснении процессов и явлений экономической жизни общества на различных стадиях его развития;

Практическая – познавая законы, взаимосвязь явлений, экономическая теория обосновывает наиболее рациональные направления хозяйствования;

Методологическая – экономическая теория способствует формированию экономического образа мышления, процесса познания.

Экономическая теория использует широкий спектр приёмов научного познания, важнейшим из которых становится метод научной абстракции, с помощью которого формируются объективные законы, научные категории, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов, конструируются экономические модели. В связи с построением моделей следует подчеркнуть роль функционального анализа. Как известно функции – переменные величины, зависящие от других переменных величин. Если при этом одна составляющая зависит вследствие определённых закономерностей от другой, можно говорить о функциональной зависимости между анализируемыми явлениями.

Когда мы хотим получить истинные знания, то должны применять диалектический метод исследования. Согласно диалектике, процессы и явления в экономической жизни постоянно возникают, развиваются и исчезают, т.е. находятся в движении. Чтобы проникнуть в их суть используется метод научной абстракции (лат. “abstractio” – отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон, чтобы выявить наиболее существенное. Так возникают общие понятия, категории (производство, товар, деньги, инвестиции и др.).

Любой объект реально существует в системе взаимосвязей, для исследования которых применяются методы индукции и дедукции: индукция – как движение мысли от частного к общему, дедукция – движение мысли от общих положений к частным определениям. Экономико-математическое моделирование также являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованном виде определить причины изменений экономических явлений и прогнозировать их последствия.

Экономические эксперименты, как метод познания, рациональны, хотя не всегда представляется возможным точно спрогнозировать вероятность их результатов.

В завершение

Из статьи вы узнали о том, что такое предмет экономической науки, мы рассмотрели историю и функции учения. Но стоит отметить, что экономика не стоит на месте и постоянно развивается, чего не скажешь о многих других точных науках.

К примеру, в математике все законы выведены давно, и они работаю сейчас так же, как и тысячелетия назад. В экономической науке же всё совсем наоборот, нет единого правильного решения. С каждым столетием учёные пересматривают и опровергают те или иные теории, выдвинутые их предшественниками. Наверное, это и привлекает всё новые и новые поколения заниматься экономикой, ведь всегда можно совершить своё открытие.

Методы экономической теории

Методы формальной логики

  • анализ – это мысленное расчленение изучаемого процесса или явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно;
  • синтез – это воссоздание единой картины, путем соединения элементов в единое целое;
  • индукция – это метод познания, состоящий в переходе от единичных фактов к общим выводам и умозаключениям;
  • дедукция – метод, позволяющий переходить от общих умозаключений к к частным;
  • сравнение – метод, выявляющий сходства и различия явлений и процессов;
  • аналогия – частный случай индукции, осуществляемый посредством переноса свойств с одного известного явления на другое;
  • гипотеза – метод, основанный на формировании научно обоснованного предположения о возможных причинно-следственных связях явлений и процессов.

Общенаучные методы

  • моделирование – научный метод, заключающийся в построении и последующем изучении моделей реально существующих объектов, с целью получения новых знаний и совершенствования объектов исследований;
  • прогнозирование – научный метод, направленный на выявление тенденций развития экономического процесса.

Экономические методы

Выводы экономической теории непосредственно затрагивают интересы экономических субъектов, из-за чего всегда находятся люди, стремящиеся истолковать экономи­ческие концепции в свою пользу. Решить эту проблему полностью невозможно – экономическое знание никогда не сможет стать нейтральным и всегда будет затрагивать чьи-либо интересы. Однако снизить степень искажения можно с помощью применения позитивного и нормативного анализа.

Позитивный экономический анализ ищет объективные объяснения функционирования экономики, оперируя фактами, свободными от субъективных искажений.

Нормативный экономический анализ, напротив, выражает субъективные оценочные суждения о том, что и как должно быть. При этом цели, которые представляются важным одним субъектам, выглядят совершенно незначительными в глазах других, что  приводит к множеству противоречий. Проанализировать общественные противоречия и расставить приоритеты  помогает нормативный экономический анализ.

Методы смежных наук

  • математические методы;
  • статистические методы;
  • методы экономико-математического моделирования;
  • эксперимент и др.

К эффективному использованию ресурсов для максимального удовлетворения потребностей, люди начали стремиться ещё задолго до начала нашей эры, однако экономическая теория как наука начала зарождаться и активно развиваться лишь в 16-17 веке.

1. Экономика и система экономических наук

Современные общества называют потребительскими за их ярко выраженный консьюмеризм (от лат. consumere – потреблять) – чрезмерная озабоченность, поглощённость людей приобретением и потреблением товаров и услуг. И действительно, многие представители “золотого миллиарда”- население развитых, благоустроенных стран (с демократическим, правовым государством, с сильным гражданским обществом и широкими слоями среднего класса), которое имеет очень высокий по сравнению с третьим миром уровень благосостояния и жизненных стандартов, потребляют огромную, всё чаше избыточную массу самых разнообразных благ. Однако прежде чем быть потреблёнными, эти блага должны быть произведены, распределены и доставлены потребителям. Этим многосложным процессом и занимается экономика, создавая материальные условия для жизни людей. Когда она выполняет свои задачи исправно, в обществе царят удовлетворённость, порядок и мир.

Само слово “экономика” происходит от греческого оikonomike – искусство ведения домашнего хозяйство, домоводство (от др.-греч. οἶκος — дом, хозяйство, хозяйствование и νόμος — ном, территория управления хозяйствованием и правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства дома») . Однако в современном языке оно более многозначно и имеет по меньшей мере три основных значения.

Во-первых, экономика- это совокупность общественных отношений, связанных с производством, со всей хозяйственной деятельностью людей. По характеру этих отношений, формам собственности, принципам ведения хозяйства и распределения продуктов различают, например, экономику рабовладельческую и феодальную, капиталистическую и социалистическую, рыночную и административно-командную.

Во-вторых, экономика- это та или иная производственная система, хозяйство (отдельного города, района, края, страны, группы стран или всего мира). Говорят, к примеру, экономика Вологды, народное хозяйство Татарстана или России в целом, экономика африканских стран, мировое хозяйство.

Наконец, в-третьих, экономикойназывают научную и учебную дисциплину, изучающую какую-либо область хозяйственной жизни общества (экономика сельского хозяйства, промышленности, водного транспорта, экономика труда).

На основе этих трёх значений можно дать и более общее определение нашего термина. Экономика — это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Значение экономикиопределяется тем, что она:

а) выступает как главная сфера удовлетворения потребности человека в труде, как сфера его самореализации в творчестве;

б) является двигателем материально-технического и интеллектуального прогресса общества (на её базе человечество развивает свои способности, культуру и улучшает условия жизни);

в) служит главным источником доходов людей, необходимых для их жизнеобеспечения;

г) наконец, экономика – это источник самих материальных благ, продуктов, услуг.

Курс экономической теории (ЭТ) имеет дело с экономикой как научной и учебной дисциплиной. Экономика тут выступает как экономическая наука, т.е. как теоретически систематизированные объективные знания о хозяйстве, об управлении экономикой и об экономических отношениях между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. По мере развития и отраслевого деления экономики усложнялась и разветвлялась экономическая наука. Сегодня экономических наук много – это уже целая система, в которой, однако, можно выделить две главные линии.

 1.Экономическая теория. Она служит общетеоретической и методологической базой для всех экономических наук, поскольку разрабатывает основные понятия, определения, термины, а также общие направления и методы научных исследований экономики,

 2.Конкретные экономические науки. Они изучают те или иные отдельные области хозяйственной жизни общества (скажем, экономику определённой отрасли национального хозяйства, сферу финансов или хозяйственного учёта, историю экономики страны и пр.).

Таким образом, если экономическая теория изучает основы и общие принципы экономики, то все другие экономические науки – проявление этих основ и принципов в конкретных областях (в промышленности, сельском хозяйстве, торговом, банковском деле).

2. Предмет и функции экономической теории

У всякой науки свой предмет, то есть своя главная тема исследований. ЭТ – наука социальная, или общественная. Это означает, что наряду с другими такими же науками (историей, педагогикой, социологией, политологией) она исследует мир общества, совместную жизнь в нём людей. При этом, однако, у каждой общественной науки (кроме социологии, изучающей общество в целом) своя сфера действия, свой круг проблем. К примеру, у политологии – сфера политики, у педагогики – проблемы духовной жизни (образования, обучения, воспитания).

В центре внимания ЭТ – хозяйственная, производственная жизнь общества: экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ. В то же время наука обязательно связана с поиском чего-то нового и более оптимального. В хозяйственной сфере это поиск наибольшей социально-экономической эффективности, т.е. того, чтобы общество получало максимум нужных ему жизненных благ при минимуме ресурсных затрат и социальных издержек (бедность, безработица; кризисы, рост цен, вредное воздействие производства на природу, на здоровье людей и пр.). Отсюда предмет экономической теории – изучение хозяйственной жизни общества и определение путей достижения максимальной социально-экономической эффективности.

Из многих функций экономической теории выделим четыре самые важные:

1. Эмпирическая функция.Она говорит о том, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер (от греч. empeiria – опыт), т.е. основываются на живом, практическом опыте. Ученые-экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, следят за реальными хозяйственными процессами (ростом или падением производства, за изменениями себестоимости продукции и цен, за потоками капиталов, товаров, денег и другими событиями). Только на такой, фактической, базе можно делать научные, объективные выводы и строить правильные, жизненные теории.

2. Теоретическая функция(иногда её называют теоретико-методологической). Проявляется тогда, когда ученые обобщает и систематизируют эмпирические данные, выявляют закономерности н принципы экономики, представляют полученные знания в виде тех или иныхпонятий, терминов, определений (или дефиниций) и методов, а также в виде теорий, концепций, доктрин. Без всего этого наши знания неизбежно оставались бы путаным нагромождением фактов, а конкретные экономические науки не получили бы теоретическую и методологическую базу для своих исследований.

Отдельного упоминания заслуживают законы, которые выявляются при теоретических разработках. Экономические законы – это устойчивые причинно-следственные связи между явлениями хозяйственной жизни. К примеру, цена товара и спрос на него чаще всего связаны взаимообратной зависимостью: ниже пена – выше спрос и наоборот. Такую связь и называют законом спроса.

Экономические законы, как и законы природы, объективны, то сеть не зависят от сознания и воли людей. Но люди могут их познавать, чтобы действовать не наперекор, а заодно с ними, повышая тем самым эффективность своей деятельности. Так, зная закон спроса, разумный продавец гибко снижает цены по мере падения спроса на свой товар и, ускоряя торговый оборот, увеличивает доходы.

3. Образовательная функция.Благодаря ей многие люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой. Жизнь современного человека пронизана экономикой. Знание её законов и принципов дают людям уверенность и возможность самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения в разных жизненных ситуациях (например, при покупке товаров, найме на работу, размещении сбережений, при пользовании кредитом и т.д.).

4.  Практическая функция. Её также называют прикладной или прагматической, потому что она заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, в составлении научных прогнозов развития тех или иных процессов в экономике, а также в разработке социально-экономических программ для проведения эффективной политики государства.

Роль экономической науки в жизни общества

Экономическая жизнь в обществе связана с изготовлением и производством, разделением, обменом и использованием благ разных видов. Она зависит от многих факторов и имеет свою специфику, которая определяется географическим положением, погодными условиями, традициями страны, количеством населения. Экономика в жизни общества проявляется как деньги в конкретной семье, предприятии или международной корпорации.

Фундаментом и основой развития личности и государства считается экономическая сфера жизни общества, потому что эволюция без производства невозможна. Экономические отношения напрямую влияют на существование и развитие личности.

Экономика обеспечивает людям условия для существования: еда, одежда, проживание и прочие имущественные и неимущественные блага, поэтому принимает участие во всех сферах жизни общества. Благосостояние граждан зависит от того, какое состояние экономики в стране.Это один из важных факторов воздействия на общество и жизнь человека.

Развитие человечества и экономической жизни общества связаны теснейшим образом, потому что экономика испытывает на себе давление всех других сторон жизни.

На уровень потребления, рынок и его участников оказывают влияние политическая экономическая духовная жизнь общества.

Приоритеты государства зависят от мировой экономической ситуации, а они оказывают прямое воздействие на экономическую модель, существующую в государстве. Экономика является важным показателем деятельности государства, потому что влияет на хозяйство страны в целом, ее финансовые и денежные отношения. Этим объясняется связь между политическим положением и экономической сферой жизни общества. Несмотря на то, что по правилам рыночной экономики влияние органов управления страной на экономические процессы ограничено, оно играет важную роль. Государство выступает регулятором экономической жизни общества:

  • Создает стабильное законодательство;
  • Охраняет права потребителей;
  • Защищает интересы страны на мировом уровне;
  • Осуществляет защиту от недобросовестной конкуренции;
  • Оказывает помощь незащищенным слоям населения.

Существует классификация участников экономических отношений, роль которых зависит от того, какие функции они выполняют:

  • Потребители (домохозяйства, семьи);
  • Производители благ (организации и предприятия, государственные органы);

Основные участники экономических отношений всегда сами выбирают, какие потребности наиболее важны для них. Производитель решает, какие блага нужны обществу. А потребитель – что он получит, купив товар или услугу. Участники общественно-экономических отношений ориентируются в своей деятельности на законы, которые разработаны государством.

Права участников экономических отношений установлены Конституцией РФ. Это право на частную собственность (использовать или дарить свое имущество), владение и распоряжение природными ресурсами, право гражданина на труд.

↑яНБПЕЛЕММЮЪ ЩЙНМНЛХВЕЯЙЮЪ МЮСЙЮ

я ПЮГБХРХЕЛ ПШМНВМНИ ЯХЯРЕЛШ УНГЪИЯРБНБЮМХЪ Б уу ЯРНКЕРХХ МЮХАНКЕЕ ЮЙРСЮКЭМШЛ ЯРЮМНБХРЯЪ ДПСЦНИ БНОПНЯ: «вРН КЕФХР Б НЯМНБЕ ТСМЙЖХНМХПНБЮМХЪ ЩЙНМНЛХВЕЯЙНИ ЯХЯРЕЛШ Х МЮЯЙНКЭЙН ЯХКЭМШЛ ДНКФМН АШРЭ БЛЕЬЮРЕКЭЯРБН ЦНЯСДЮПЯРБЮ Б ПЕЦСКХПНБЮМХЕ ЩЙНМНЛХЙХ?». щЙНМНЛХЯРШ ДЕКЪРЯЪ МЮ ДБЮ КЮЦЕПЪ: ЯРНПНММХЙНБ ЮЙРХБМНИ ПНКХ ЦНЯСДЮПЯРБЮ, ОПХБЕПФЕМЖЕБ РЕНПХХ дФ. л. йЕИМЯЮ -“МЕНЙЕИМЯХЮМЖЕБ«, Х ХУ ОПНРХБМХЙНБ, ОНДДЕПФХБЮЧЫХУ ХДЕЧ Н ЯЮЛНПЕЦСКХПНБЮМХХ ПШМЙЮ, Р. М. «МЕБХДХЛНИ ПСЙХ ПШМЙЮ», «МЕНЙКЮЯЯХЙНБ».

оПЕФДЕ БЯЕЦН, МЕНАУНДХЛН АШКН НВХЯРХРЭ ЩЙНМНЛХВЕЯЙСЧ МЮСЙС НР ЯСАЗЕЙРХБМШУ, ОНКХРХВЕЯЙХУ ЩКЕЛЕМРНБ. щРН НРПЮФЮЕРЯЪ Б ОНБЯЕЛЕЯРМНЛ НРУНДЕ (ОН ЙПЮИМЕИ ЛЕПЕ, Б ЩЙНМНЛХВЕЯЙНИ МЮСЙЕ яью Х ЯРПЮМ ГЮОЮДМНИ еБПНОШ) НР ЯЮЛНЦН МЮГБЮМХЪ «ОНКХРЩЙНМНЛХЪ».

йПНЛЕ РНЦН, ОНКХРЩЙНМНЛХЪ ЯРЮКЮ ОПЕБПЮЫЮРЭЯЪ Б ЮАЯРПЮЙРМСЧ МЮСЙС. нМЮ НЯМНБШБЮКЮЯЭ МЮ ОНМЪРХЪУ «ЯОНЯНАЮ ОПНХГБНДЯРБЮ» Х «ПЮАНВЕИ ЯХКШ». мЮ МЮВЮКЭМНЛ ЩРЮОЕ ПЮГБХРХЪ ЙЮОХРЮКХГЛЮ ЩРН АШКН ЕЯРЕЯРБЕММН Х НОПЮБДЮМН. бЯЕ ОПНЖЕЯЯШ ПЮГБХРХЪ ПШМЙЮ ПНФДЮКХЯЭ ЙЮЙ АШ Б ВХЯРНЛ БХДЕ ХГ ГЮПНДШЬЮ РЕУМНКНЦХВЕЯЙНЦН ЯОНЯНАЮ ОПНХГБНДЯРБЮ; ГЮРЕЛ МЮВЮКЯЪ ОПНЖЕЯЯ ЮБРНЛЮРХГЮЖХХ ЯПЕДЯРБ ОПНХГБНДЯРБЮ, ВРН ОПХБЕКН Й НРВСФДЕМХЧ РПСДЮ Х ВЕКНБЕЙЮ, ЙНРНПНЕ, ОН ЛМЕМХЧ й. лЮПЙЯЮ, ДНКФМН АШКН ОПХБЕЯРХ Й ЯНЖХЮКЭМНИ ПЕБНКЧЖХХ. мН ЯЮЛЮ ПШМНВМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ УНГЪИЯРБНБЮМХЪ БШЪБХКЮ МНБШИ ТЮЙРНП ОПНХГБНДЯРБЮ -ВЕКНБЕЙЮ, МЕ ОПНЯРН ЙЮЙ ПЮАНВСЧ ЯХКС, Ю ЙЮЙ РБНПВЕЯЙСЧ КХВМНЯРЭ, НАКЮДЮЧЫСЧ ОПЕДОПХМХЛЮРЕКЭЯЙХЛХ ЯОНЯНАМНЯРЪЛХ. б МНБНИ ЩЙНМНЛХВЕЯЙНИ МЮСЙЕ ЩРЮ ЯОНЯНАМНЯРЭ МЮВХМЮЕР ПЮЯЯЛЮРПХБЮРЭЯЪ ЙЮЙ НДХМ ХГ НЯМНБМШУ БХДНБ ПЕЯСПЯНБ.

рЮЙХЛ НАПЮГНЛ, ОЕПЕУНД НР ОНКХРЩЙНМНЛХХ Й МНБШЛ ЯОНЯНАЮЛ РПЮЙРНБЙХ ЩЙНМНЛХВЕЯЙНИ МЮСЙХ, ЙНРНПШЕ ОНКСВХКХ МЮГБЮМХЕ «ЩЙНМНЛХЙЯ», АШК БШГБЮМ ОНРПЕАМНЯРЪЛХ ОПЮЙРХЙХ.

щЙНМНЛХЙЯ — ЩРН ЯНБНЙСОМНЯРЭ ЙНМЙПЕРМШУ ЩЙНМНЛХВЕЯЙХУ ДХЯЖХОКХМ, РЮЙХУ ЙЮЙ ЩЙНМНЛХВЕЯЙЮЪ РЕНПХЪ, ЩЙНМНЛХЙЮ Х СОПЮБКЕМХЕ МЮПНДМШЛ УНГЪИЯРБНЛ, ТХМЮМЯШ, ДЕМЕФМНЕ НАПЮЫЕМХЕ Х ЙПЕДХР, АСУЦЮКРЕПЯЙХИ СВЕР Х ЯРЮРХЯРХЙЮ, ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙХЕ Х ХМЯРПСЛЕМРЮКЭМШЕ ЛЕРНДШ ЩЙНМНЛХЙХ, ЛХПНБЮЪ ЩЙНМНЛХЙЮ. нЯМНБМЮЪ ГЮДЮВЮ ЩЙНМНЛХЙЯ — ОНХЯЙ ОСРЕИ ЩТТЕЙРХБМНЦН БЕДЕМХЪ УНГЪИЯРБЮ, ОНХЯЙ НОРХЛЮКЭМШУ ЛЕУЮМХГЛНБ ХЯОНКЭГНБЮМХЪ ПЕЯСПЯНБ Б СЯКНБХЪУ ХУ НЦПЮМХВЕММНЯРХ Х АЕГЦПЮМХВМНЯРХ ОНРПЕАМНЯРЕИ. яНЦКЮЯМН ЩЙНМНЛХЙЯ, ГЮДЮВЮ ЩЙНМНЛХЙХ ТЮЙРХВЕЯЙХ ЯБНДХРЯЪ Й НОРХЛХГЮЖХНММНИ ГЮДЮВЕ — МЮУНФДЕМХЧ АЮКЮМЯЮ ЛЮЙЯХЛСЛЮ Х ЛХМХЛСЛЮ (ЛЮЙЯХЛХГЮЖХЪ ПЕГСКЭРЮРНБ Х ЛХМХЛХГЮЖХЪ ГЮРПЮР). щЙНМНЛХЙЯ ПЮГПЮАЮРШБЮЕР РЕУМХЙС Х ХМЯРПСЛЕМРЮПХИ ЩЙНМНЛХВЕЯЙНЦН ЮМЮКХГЮ, БШЪБКЪЕР Х НОПЕДЕКЪЕР ЙНКХВЕЯРБЕММШЕ БГЮХЛНЯБЪГХ ЛЕФДС ЩЙНМНЛХВЕЯЙХЛХ ЪБКЕМХЪЛХ, ЬХПНЙН ХЯОНКЭГСЕР ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙХЕ ЛЕРНДШ. нЯНАЕММНЯРЭЧ МЮСВМШУ ЩЙНМНЛХВЕЯЙХУ ДХЯЖХОКХМ, НАЗЕДХМЪЕЛШУ ОНМЪРХЕЛ ЩЙНМНЛХЙЯ, ЪБКЪЕРЯЪ РН, ВРН Б ХУ ПЮЛЙЮУ, Б НРКХВХЕ НР ОНКХРЩЙНМНЛХХ, ДЕКЮЕРЯЪ НЯМНБМНИ ЮЙЖЕМР МЮ ТСМЙЖХНМЮКЭМШЕ, Ю МЕ ОПХВХММН-ЯКЕДЯРБЕММШЕ ЯБЪГХ.

яНБПЕЛЕММЮЪ ЩЙНМНЛХВЕЯЙЮЪ МЮСЙЮ ПЮГПЮАЮРШБЮЕР РЕНПЕРХВЕЯЙХЕ НЯМНБШ ПШМНВМНЦН ЛЕУЮМХГЛЮ, ХГСВЮЕР ЛНРХБЮЖХХ ОНБЕДЕМХЪ УНГЪИЯРБСЧЫХУ ЯСАЗЕЙРНБ, НОПЕДЕКЪЕР ЯОНЯНАШ ЩТТЕЙРХБМНЦН Х ПЮЖХНМЮКЭМНЦН ХЯОНКЭГНБЮМХЪ ПЕЯСПЯНБ, ПЕГСКЭРЮРХБМНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ НРДЕКЭМНИ ТХПЛШ, НРПЮЯКХ Х ЩЙНМНЛХЙХ Б ЖЕКНЛ Б ЯРПЮМЮУ, ЦДЕ СФЕ ЯКНФХКХЯЭ Х СЯОЕЬМН ТСМЙЖХНМХПСЧР ПШМНВМШЕ ЯРПСЙРСПШ, Я ЖЕКЭЧ ОПХЛЕМЕМХЪ МЮХАНКЕЕ ОПНЦПЕЯЯХБМШУ ЛЕУЮМХГЛНБ СОПЮБКЕМХЪ ЩЙНМНЛХЙНИ Х НАЫЕЯРБНЛ.

История появления

Экономика – это система взаимоотношений между людьми и обществом в процессе создания, а также потребления жизненных благ.

Предмет и история экономической науки неразрывно связаны между собой. Учёные считают, что всё началось с осознания того, что можно систематизировать отношения между людьми, рационально использовать ресурсы и время, правильно планировать доходы и расходы на будущее.

Первым письменным упоминанием считаются “Законы Ману”, датируемые 4-3-м веками до нашей эры. Их авторами являются древнеиндийские мыслители. Активное развитие происходило в Древней Греции благодаря таким философам, как Платон, Аристотель, Ксенофонт и др.

Более научным образом к экономической науке стали подходить начиная с 16-17-го веков. Это характеризовалось появлением определённых течений, которые выводили и доказывали свои закономерности и правила. С этого момента начинают формироваться известные экономические школы: меркантилизм, физиократия и другие. После этого в 18-м веке возникло учение, возглавил его Адам Смит.

Его исследования назвали классической экономической теорией, которой придерживались учёные на протяжении многих лет. В 19-м веке из этих учений появился марксизм, который развивал Карл Маркс. Затем возникли неоклассическая экономическая теория, кенсианство, монетаризм, инстуционализм и т. д.

Экономические мысли, которые формируются у нынешних учёных, принято считать течением под названием мейнстрим. Однако серьёзных вызовов или опровержений мыслей предыдущих мыслителей ещё совершенно не было.

Основные методы исследования экономической теории

Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод — как это исследуется.

Основной метод исследования, используемый экономической теорией — моделирование экономических явлений и процессов.

Экономическая модель — это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.

Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории:

  • Метод научной абстракцииОтвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления
  • Метод функционального анализаИспользуется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений
  • Метод графических изображенийЭтот метод позволяет оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации
  • Метод сравнительного анализаСопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучшего результата
  • Метод Экономико-математического моделированияОписание экономических явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов
  • Индуктивный и дедуктивный методыИндуктивный метод — выведение положений, теорий и выводов из фактов — от фактов к теории. При использовании дедуктивного метода экономисты опираются на случайный наблюдения, логику и интуицию, на основе основе которых формируется предварительная гипотеза. Дедукция и индукции представляют собой взаимодополняющие методы исследования.
  • Метод позитивного и нормативного анализаПозитивный метод исследует фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе
  • Практические мероприятияПроведение практических мероприятий с целью подтверждения выдвинутой экономической гипотезы

Экономические категории и законы

Экономические законы отражают наиболее устойчивую, причинно-обусловленную связь и взаимозависимость экономических явлений и процессов, их качественную и количественную стороны.

Они обусловлены эволюцией производственных отношений (по поводу производства, распределения, обмена и потребления) в их взаимосвязи с развитием производительных сил, имеют объективный характер, т. е. действуют независимо от воли и сознания хозяйствующих субъектов. Проявляются они только в процессе экономической активности (на основных этапах производственных отношений) – производстве, распределении, обмене и потреблении.

Группы экономических законов:

  • общие, отражающие весь экономический процесс, такие как стоимости, денежного обращения, спроса, предложения;
  • специфические, которые предусматривают свойства отдельных экономических отношений, характерных для определенного типа производства, например, прибавочной стоимости, капиталистического накопления, соответствия производственных отношений характеру и степени развития производительных сил.

Экономические законы группируют по стадиям воспроизводственного процесса:

  • производства (закон повышающейся производительности труда, закон ограниченности производственных ресурсов), законы распределения (по труду, капиталу, закон частного капиталистического накопления);
  • обмена (закон денежного обращения, закон спроса, закон предложения);
  • потребления (закон возвышения потребностей, закон убывающей предельной полезности).

Экономические категории – это теоретическое отражение связи реально существующих производственных отношений, экономических явлений и процессов с определенным уровнем производительных сил. Познавая объективные экономические законы, ученые в своих теоретических разработках и доктринах отражают эти динамичные и изменчивые категории. Каждым законом объединено определенное количество «обслуживающих» его экономических категорий, являющихся теоретическим выражением отдельных сторон производственных отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, а также некоторых экономических явлений и процессов. Изменение последних (например, развитие отношений собственности) приводит к эволюционному развитию содержания экономических категорий. Так, эволюционируют концепции в рамках определенных экономических школ, в связи с изменяющейся общественно-экономической формацией.

Эволюция: основные этапы развития экономики

Экономика как наука прошла долгий путь развития. Впервые о ней упоминают мыслители Ксенофонт и Аристотель в 4 веке до нашей эры.Слово «Экономика»имеет древнегреческое происхождение, которое переводится как «искусство ведения домашнего хозяйства».

Обмен товарами в доисторическом обществе стал толчком к появлению экономики. Она зародилась во времена, когда люди сами обеспечивали себя всем необходимым, ведя натуральное хозяйство. Рынок уже существовал, там можно было покупать, продавать и обменивать товары. Развитие общества, разделение труда и проблема ограниченности ресурсов – это причины появления экономики.

Первый научный труд назывался «Экономикос». Появление новых мыслей привело к формированию школ экономических учений, которые объединяли ученых, имеющих одинаковые взгляды на проблемы в экономике.

Известно несколько основных этапов экономики.

Каждый период зарождения и развития экономической мысли имел огромное значения для эволюции науки.

1. Зарождение экономической мысли. В этот период образовались зачатки науки. Целью было решение проблем, с которыми в процессе жизнедеятельности сталкивалось население: удовлетворение потребностей (питание, вода, безопасность) для выживания. Уровень экономических знаний был низким.

2. Второй этап – появление экономики как науки, формирование новых экономических знаний. Выделяют несколько таких учений:

Они отличались друг от друга мнением о предмете науки.

В меркантилизме главным двигателем экономики считали торговлю. Экономисты-физиократы полагали, что важнее всего для развития сельское хозяйство.

Классическая модель регулирования экономики применяется сегодня во многих странах. Главным в ней является производство продукции. Государство не вмешивается в деятельность фирм. В классической экономической модели органы государственной власти могут только контролировать и регулировать деятельность при помощи законов (например, покупатель может вернуть некачественный товар в магазин). Модель может применяться только в условиях соперничества между продавцами. Цена на товар зависит от того, насколько он популярен и распространен.

Сторонники классической модели регулирования экономики считали, что когда предприятия не соблюдают законы и правила, то государство должно вмешаться в их деятельность.

На этом этапе началось формирование русской школы. Она основывалась на учениях мировых экономистов. В разные годы мыслители поддерживали течения меркантилизма и физиократов. В этот период произошло формирование готовности развития экономической мысли и приверженности к одной школе, которые отразились на экономике русского государства.

3.На третьем этапе произошел раскол классической модели экономики. Экономические учения разделились на несколько. Они отличались взглядами на цели и объекты науки. Самые распространенные из них:

  • Марксизм. Это учение отвергает частную собственность, и создает одинаковые условия труда и зарплаты для всех граждан;
  • Неокейнсианство, в отличие от классической модели рыночной экономики, допускает воздействие государства на экономику.

Этот период ознаменован появлением рыночной экономики, которая является основой экономических систем многих государств в современном мире.

Основные этапы происхождения и развития экономики повлияли на формирование мировой экономической мысли. Выделяются основные этапы мировой экономики:

  • Мануфактурная стадия производства, когда все товары производились ручным трудом;
  • Промышленная революция привела к тому, что стали использовать рабочее оборудование, это позволило заменить труд людей на машинный;
  • Научно-техническая революция, которая продолжается сегодня. Она основана на том, что главным фактором производства является наука, из-за ее участия появляются новые современные методы хозяйствования.

Сегодня остро стоит вопрос формирования социально-ответственного бизнеса, современный взгляд на него показывает, что если у предпринимателей главной целью будет получение дохода, то государство не будет развиваться. Социальная ответственность бизнеса заключается не только в производстве товаров или уплате налогов, но и участии в общественной жизни. Например, это может быть вложение средств в строительство детских садов, культурных или спортивных учреждений, создание предприятий, которые не наносят вред окружающей среде.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий