Монополизация – это… Понятие, основные формы, последствия

Монополизм и его последствия

Монополизм, казалось бы, противостоит рынку, так как ограничивает конкуренцию, тормозитнаучно-технический прогресс, удерживает высокие цены, сокращая при этом объем выпускаемой продукции. В индустриально-развитых странах отношение к монополиям, однако, двоякое. Приводятся аргументы и «за», и «против» существования монополий омике

Антимонопольное законодательство. То, насколько монополия реализует свои позитивные или негативные тенденции, во многом зависит от эффективности государственного антимонопольного регулирования и роли общественного воздействия. Мировой опыт выработал две основные системы антимонопольного регулирования: американскую и европейскую.

Американскими антимонопольными (антитрестовскими) законами выделены четыре объекта контроля: антиконкурентные слияния фирм, монополизация рынка, ценовая дискриминация, сговор о ценах и другие нарушения торговой практики.

В антитрестовском законодательстве «монополией» является компания, которая захватила рынок при помощи ограничительной практики (захват каналов сбыта, источников сырья, разного рода соглашения меж двумя или несколькими компаниями о ценах, разделе рынков сбыта, вытеснение имеющихся с рынка и препятствие проникновению новых конкурентов и т.д.), но не компания, которая добилась значительной рыночной доли ввиду более высокой эффективности.

Антимонопольное законодательство в Японии и Западной Европе развито слабее и характеризуется более либеральным отношением к монополистической деятельности. В некоторых ситуациях (к примеру, в Японии – в отношении к отдельным депрессивным отраслям) государство разрешает или предписывает даже картельные соглашения для улучшения экономической ситуации. Есть и прочие отличия антимонопольных мероприятий в США и в прочих развитых странах. К примеру, когда в Соединенных Штатах возбуждение антитрестовских дел — самый важный элемент ограничения монополий, то в Японии данная практика является редкостью.

В Японии и Западной Европе есть мнение (довольно справедливое), что строгое выполнение антимонопольных законов в американском стиле может вызвать падение эффективности их экономик в сравнении с экономикой США. Впрочем, даже американские экономисты считают, что абсолютизация свободы конкуренции вызывает ослабление международной конкурентоспособности американской промышленности. Потому в 1980-е годы началась либерализация антитрестовского законодательства: считают, что одной целью антимонопольной политики должно быть эффективное функционирование рынка, несмотря на нарушение способов «справедливой» конкуренции.

К законам европейского вида примыкает закон « О конкуренции и ограничении монополистической практики на товарных рынках», принятый в России 22 апреля 1991 г. первый антимонопольный акт в стране. Хотя он и отображает специфику переходного периода (так, некоторые его статьи направляются против монополизма органов власти и управления в области экономики), но недостаточно. Опыт показал, что в законе не предусматривается контроль большинства проявлений монополизма торговцев и производителей, доставшегося от командной экономики.

Включение предприятия в Государственный реестр предприятий-монополистов обозначает признание его монополистом и усматривает государственный контроль за объемами производства, ценами и качеством продукции. Но применение в качестве критерия только показателя доли предприятия на рынке не дает возможности определить правильно список монополистов, так как размер предприятия, его доля на рынке не являются еще свидетельством монополизма. Главное заключено в ограничительной практике, монополизм — это проблема не только количественная, но и качественная.

Монополизм в российской экономике: исторические корни, процесс преодоления — концепция, преимущества и недостатки

Проблема монополии и конкуренции является одной из наиболее актуальных для экономики на сегодняшний день. Монополизм — серьезная проблема переходной экономики, предприятия-монополисты имеют значительные рыночные преимущества перед другими предприятиями, извлекают дополнительный доход из своего положения за счет других хозяйствующих субъектов. С начала 1990-х годов эти проблемы стоят в России остро: без решительных и последовательных действий против монополии нельзя надеяться на успех экономических реформ и переход к рыночной экономике. Успех экономических реформ во многом зависит от сбалансированной и слаженной системы государственного регулирования монопольных процессов и конкурентных отношений.

Проблема монополизма в экономике занимала экономистов на протяжении большей части ХХ века. Этот вопрос актуален и будет актуален до тех пор, пока существуют глобальные экономические гиганты, которые прочно удерживают монопольное положение в производстве. Российские естественные монополии характеризуются рядом особенностей, отражающих специфику их функционирования и исторические условия их развития — монополизация в России на протяжении всей истории развития монополий находилась под влиянием государства, которое определяет сложность и специфическую инфраструктуру монополистической среды, что не позволяет применять международный опыт формирования антимонопольной политики без учета российской специфики.

Цели борьбы с монополизацией

Основной характерной чертой рассматриваемого явления является возможность монополиста контролировать рынок и отрасль.  В силу того, что конкуренция в данном случае не является сдерживающим фактором, у монополиста нет необходимости заботиться о качестве предоставляемых товаров и услуг. Кроме этого, он может устанавливать выгодную для себя ценовую политику.

Все эти обстоятельства приводят к застою в отрасли, снижению предпринимательской активности, налоговых поступлений и негативно сказывается на конечном потребителе, который получает заведомо худшие по качеству товары и услуги за необоснованную, как правило, завышенную стоимость.

В этой связи государство вырабатывает способы и комплекс мер, предполагающих борьбу с монополизацией. Они направлены на следующее:

  • создание благоприятных условий для развития конкуренции;
  • стимулирование предпринимательской деятельности;
  • развитие товарного рынка;
  • рыночное регулирование цен на товары и услуги как в отдельной отрасли, так и в экономике в целом.

В целях реализации антимонопольной политики государством разрабатываются соответствующие законодательные акты, а также формируются специализированные государственные структуры.

Справка! В России ведущим государственным органом, в задачу которого входит борьба со злоупотреблением монопольным положением хозяйствующими субъектами, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Монополизм холдингов

Холдинг — это финансовый фонд, который владеет большими долями акционерного капитала прочих фирм группы, достаточный для контроля над ними. Материнская (головная) компания-холдинг может проводить исключительно функции координирующего центра, не занимаясь своей производственной деятельностью. В деятельности холдинга главное место занимают финансовые операции: перераспределение финансовых средств в ФПГ, учредительско-эмиссионная деятельность, контроль взаимных платежей и так далее

Когда холдинговые формы контроля преобладают в Западной Европе, то в США центры контроля за работой ФПГ — это зачастую банки, которые проводят крупномасштабное целевое кредитование членов группы. Лидеры группы могут при этом занимать главные посты в совете директоров главного банка.

По японскому законодательству (равно, как и по современному российскому) финансово-кредитные институты могут владеть не больше, чем 10 процентами акций какой-нибудь компании. Поэтому специфика Японии — это система взаимного (перекрестного) владения акциями ФПГ. В 1980-е годы средняя доля перекрестного владения акциями в трех самых крупных ФПГ Японии (Сумитомо, Мицубиси, Мицуи) было приблизительно 30 %, что обеспечивает довольно высокую степень их сплоченности.

Центральный орган координации деятельности данных групп — это совещания президентов фирмы, которые секретно проводятся. При этом банки играют роль финансовых центров, но не центров контроля, так как они сами контролируются прочими фирмами группы.

С одной стороны ФПГ стимулируют улучшение национальной экономики и увеличение ее конкурентоспособности, с другой – их деятельность основывается на «приглушении» конкурентной борьбы и потому в принципе может обернуться торможением экономического роста.

Эта двойственность ФПГ обусловливает и двойственность позиции правительств в отношении них. Когда экономика страны страдает уменьшенной конкурентоспособностью, правительство оказывает большому отечественному бизнесу протекцию

Когда экономическое развитие устойчиво и стабильно, то правительство переключает внимание на антимонопольные мероприятия, малый бизнес и так далее. Таким образом, рыночное современное хозяйство потребует поддержания определенного динамичного равновесия между малым и большим бизнесом, что и является одной из самых важных задач экономической государственной политики

Мы коротко рассмотрели монополизм: его контроль, роль в экономической теории. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу

Монополия в основном направлении современной экономической теории

Согласно мнению Харбергера Арнольда, присутствие на рынке монополии приводит к необратимым потерям благосостояния общества — DeadWeight Loss (DWL).

Согласно мнению Лейбенстайна Харви, у монополии отсутствуют стимулы поддерживать эффективное производство (X-эффективность).

Цены Рамсея — это линейные цены, уменьшающие чистые потери общества при условии, что суммарная выручка предприятия равняется общим затратам. В данной ситуации цены будут больше, чем рыночные, однако потери общества от монополии будут наименьшие.

По мнению Познера Ричарда, монополии создают добавочные затраты на поддержание и завоевание монопольного положения.

Классификация

Монополизация – это многогранное сложное явление, поэтому выделяют много ее видов в зависимости от того, что брать за основу. Самыми распространенными критериями для классификации являются следующие.

По форме собственности виды монополий бывают:

  • государственные;
  • частные.

По характеру и причине возникновения:

Естественные. В силу ограниченности ресурсов или особенностей производства товара экономически выгоднее и эффективнее создать монополию.

Например, управление такими природными ресурсами как нефть и газ, осуществляется исключительно государством.

  • Искусственные. Данный вид монополии возникает в случае объединения компаний или при отсутствии конкурентов.
  • Временные, когда компания является временным монополистом до тех пор, пока обладает уникальным товаром или технологией и не имеет конкурентов. Данное положение продлится, пока другие предприятия не начнут производить аналогичный продукт.
  • Легальные. Разрешены государством. Охраняются от конкуренции правовым полем.

По уровню государственного регулирования:

  • Опосредованно контролируемые. Создаются субъектами предпринимательства и находятся под наблюдением государства.
  • Непосредственно регулируемые. Монополии создаются и упорядочиваются по воле государства в общественных интересах.

По территориальному характеру: локальные, региональные, национальные и транснациональные.

Виды монополий – целый раздел в экономической теории. В связи с разносторонностью существует также разделение по формам. Рассмотрим их разновидности.

Преимущества и недостатки монополий

Можно отметить положительные аспекты существования монополий:

В ряде отраслей промышленности монополии более эффективны за счет значительной экономии затрат. Монополисты имеют средства и стимулы для развития научно-технического прогресса в своем производстве по сравнению с конкурентным рынком. Отрицательные аспекты монопольного правления:

  • Иррациональность распределения ресурсов, вызванная искусственным ограничением производства монополистом в погоне за высокой прибылью, повышением цен и навязыванием обществу только своей продукции.
  • Малый бизнес, находясь под давлением монополии и лишенный свободного рационального выбора, вынужден сокращать свою предпринимательскую деятельность, что приводит к спаду производства, росту безработицы и инфляции.
  • Рост неравенства доходов в обществе вследствие монополистического завышения цен и сверхприбылей, сохранение которых означает снижение доходов остального населения.
  • Проявление экономической стагнации и торможение научно-технического прогресса, поскольку монополисты не испытывают конкурентного давления, им не нужны дополнительные усилия для извлечения высоких прибылей, монополии не заинтересованы в рационализации производства, поиске резервов для повышения его эффективности, улучшения качества и расширения номенклатуры выпускаемой продукции
  • Риски для экономической и политической демократии: в экономике монополия подавляет честную свободную конкуренцию и навязывает обществу дискриминационные условия.
Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Экономическая теория
  2. Экономика
Ещё лекции:
  • Ценовая политика организации — концепция и способы ценообразования
  • Неоинституционализм в России — история, направления и авторы
  • Бюджет и внебюджетные фонды — общие черты, концепции, классификация и развитие
  • Проблемы занятости населения в Европе, пути решения — концепция, суть и виды
  • Промышленность Филиппин — добыча руды и характеристики страны
  • Формирование экономического потенциала — кривые спроса и влияние
  • Закон о бюджете — структура, этапы, концепция и суть
  • Объекты и субъекты экономического развития — концепции и факторы развития

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Промышленные финансовые группы

Соврем


енная экономика развитых стран – это олигополизированная экономика. Каркас современной экономики во всех развитых странах Востока и Запада являются большие финансово-промышленные группировки (ФПГ) и корпорации-олигополии, именно они играют роль главных субъектов современного хозяйства рыночного типа. Грань меж этими двумя понятиями достаточно относительна. Большие фирмы-корпорации включают в себя сотни предприятий, которые выпускают самую различную продукцию и функционирующих часто довольно независимо друг от друга. ФПГ — это самоорганизующиеся объединения под одним контролем нескольких крупных финансовых и промышленных компаний, которые осуществляют хозяйственную согласованную деятельность. Поэтому вырисовывают иерархическую структуру современного «большого бизнеса»: предприятие — большие компании – финансово-промышленные группы.

Смешанную экономику называют порой упрощенно сочетанием государственного регулирования и рыночной саморегуляции. В действительности надфирменный и внутрифирменный олигополистический контроль рынков исполняет не меньше, а, может быть, больше важных функций, нежели экономическая политика правительств развитых стран.

Цели деятельности — это:

  • увеличение конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке, проникновение на глобальный рынок, увеличение экспортного потенциала;
  • организация НИОКР в больших масштабах, их ускоренное внедрение в производство;
  • кооперирование объединенных единым контролем предприятий, упрочение хозяйственных связей, упорядочение материально-технического снабжения большого производства, маневрирование денежным обобществленным капиталом для увеличения эффективности его применеания.

Итогом реализации данных целей должны быть увеличение объема продаж и увеличение прибыли производителей. Изучение работы самых интегрированных и эффективных ФПГ – японских «дзайбацу» – указывает, что ориентация на увеличение объема реализации играет заметно большую роль для них, нежели погоня за временной прибылью

Видимо, деятельность ФПГ (и «большого бизнеса» вообще) связана неизбежно с ослаблением чисто прибыльных мотивов предпринимательства, большим вниманием к нуждам скорее потребителей собственных товаров, нежели акционеров. Организация ФПГ в то же время дает возможность стабилизировать доходность компаний-участниц и защитить их надежно от разорения

Контроль – это властные отношения, которые дают возможность определять главные итоги управленческой деятельности. Отношения контроля в ФПГ могут проводиться с помощью одной из трех форм: контроль со стороны совещания президентов компаний, контроль из банка, контроль из холдинга,.

Монополия в истории развития общества

Выгоду от монополии люди заметили практически сразу с появлением обмена и зарождением рыночных отношений. При отсутствии конкуренции цены на продукцию можно поднять.

Древнегреческий философ Аристотель считал создание монополии умелой политикой ведения хозяйства. В одном из трудов в качестве примера мудрец рассказывает о подданном, получившим деньги «в рост». Для извлечения прибыли, предприимчивый человек скупил все железо в мастерских, а затем перепродал его с наценкой купцам, прибывшим из других мест.

Мыслитель упоминает и о попытках регулирования государством монополии. Ушлый продавец был выслан правительством из Сицилии.

В Европейских странах в Средние века монополизм развивался по двум направлениям – в результате создания цехов и путем выдачи королевских привилегий:

  1. Цех – это объединение ремесленников. Он контролировал производство продукции участников. Основной задачей организации было создание условий для существования мастеровых. Цеха не допускали конкурентов на свои рынки и устанавливали рыночные цены на производимые товары.
  2. Королевские привилегии давали исключительное право продавать или производить определенные виды продукции (услуг). Купцы и промышленники были рады заполучить такую привилегию, чтобы избавиться от конкурентов, а король получал деньги в казну. При этом многие королевские указы были абсурдны и глупы, что привело к ограничению власти монархии в некоторых странах.

В 19 веке в результате бурного развития производства обострилась конкурентная борьба между производителями. Снижение затрат привело к укрупнению фабрик и заводов. Оставшиеся игроки объединялись в различные сообщества (тресты, синдикаты, пулы), которые действовали как монополисты.

Монополии в истории России – это повторение общемировых тенденций. Но большинство процессов в нашей стране происходили с опозданием и часто приносились извне. Так, в царской России производство спиртных напитков являлось исключительно государственной функцией.

А первый промышленный синдикат возник в Петербурге в 1886 году при участии немецких партнеров. Он объединил 6 фирм, производящих гвозди и проволоку. Позднее зародился сахарный синдикат, затем «Продамет», «Продуголь», «Кровля», «Медь», «Продвагон» и др.

Раскрываем понятие

Монополия – это рыночная ситуация, когда в отрасли господствует крупное предприятие или их объединение, занимающееся производством и продажей уникальной продукции. Такой хозяйствующий субъект защищен от конкуренции. Он является единственным представителем рынка, производящим определенный товар.

Поскольку монополистическое предприятие находится в привилегированных условиях существования и является единственным источником предложения, то и опасаться за размеры спроса не приходится. Это дает ему возможность самостоятельно формировать цены и осуществлять планирование производственных процессов по качественным и количественным характеристикам. Таким образом, монополизация – это захват всего рынка или его большей доли одной крупной компанией.

В современном законодательстве такая деятельность определяется как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим положением против экономики и существующих законов.

Модель рынка чистой монополии

В переводе с греческого языка термин «монополия» означает «одни продающий». В экономической теории есть два толкования этого термина – широкое и узкое.

Широкое толкование звучит так: Монополия – исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству. Если такое право принадлежит фирме, то это означает, что она обладает монопольной властью. Монопольная власть дает фирме возможность влиять на цену товара. Степень монопольной власти зависит от многих обстоятельств, но, главным образом, от доли фирмы в общем объеме отраслевого предложения и от наличия товаров-заменителей.

Если фирма является единственным продавцом товара, который не имеет близких заменителей, то потребитель сталкивается с чистой монополией.

Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов.

Не следует отождествлять понятия «чистая монополия» и «монопольная власть»: это не одно и то же. Чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистым монополистом.

В узком смысле, монополия – это фирма – единственный поставщик уникального продукта.

Рассмотрим характерные черты чистой монополии:

  • понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;
  • покупатели не имеют возможности выбора;
  • чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении;
  • кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса;
  • чистая монополия закрыта от входа в отрасль других фирм, т.е. ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.

Входные барьеры служат для поддержания монопольной власти, для сохранения её в долгосрочном периоде. Но их можно рассматривать и как причины возникновения монополии. Существует 2 вида входных барьеров:

  • естественные, которые возникли по экономическим причинам;
  • искусственные, которые создаются институциональным путем.

Основные виды естественных барьеров:

  • экономия от масштабов производства. Этот барьер означает преимущество в издержках производства у очень крупных фирм, что дает при необходимости возможность понижать цену до уровня, который и будет барьером для входа в отрасль других фирм с более высокими средними издержками. Таким образом возникает естественная монополия. Естественная монополия – это фирма, способная обеспечить рыночный спрос на какой-либо товар с минимальными средними издержками в долговременном периоде.
  • размер рынка. Иногда условия спроса таковы, что позволяют удержаться в отрасли лишь одной фирме. Например, ресторан в небольшом населенном пункте.
  • контроль над ключевыми ресурсами производства на основе владения или пользования. Например, одна скважина, в которой добывается нефть. Уникальные способности или знания также могут создавать монополию.

Искусственные барьеры :

  • патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции на определенное время. Смысл патента или авторских прав – стимулирование творческой активности.
  • лицензии правительства на право заниматься каким-либо видом деятельности.
  • нечестные целенаправленные действия самих фирм-монополистов (угроза, шантаж и т.д.). Сегодня жесткие меры монополии запрещены.

Не следует преувеличивать силу монопольной власти. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией, т.е. в определенной мере она также ограничена в своих действиях:

  • условиями рыночного спроса
  • конкуренцией со стороны импорта
  • потенциальной конкуренцией в связи с появлением товаров-заменителей в условиях НТР
  • конкуренцией за бюджет потребителя со стороны других фирм, каждая из которых стремится занять как можно более существенное место в бюджете потребителя
  • антимонопольным законодательством, которое принято во всех развитых странах.

Таким образом, чистая монополия, как и совершенная конкуренция, является крайней формой рыночной структуры. Чистая монополия, возникну на базе рыночной экономики, функционирует по законам рынка.

Что такое монополизация

Если придерживаться классической экономической теории и попытаться объяснить, что собой представляет монополия, то начать следует с тех признаков, которые ее характеризуют:

Бесплатная консультация Юриста
+7 800 3337854

  • Наличие одного продавца или производителя на рынке. Абсолютной монополией является ситуация, когда тот или иной продукт предлагает лишь один продавец или производитель. Подобное положение дел позволяет ему доминировать на рынке, самостоятельно определяя условия и стоимость его уникального товара или услуги. В принципе, единственным сдерживающим цену фактором является предел покупательской способности потребителей.
  • Отсутствие заменителей или близких по свойству товаров и услуг. Монополист должен обладать товаром или предоставлять услугу, которая является единственной в своем числе. Это позволяет ему удерживать свою позицию на рынке, не опасаясь возможной конкурентной борьбы.

Следует отметить, что существуют и иные признаки монополий, являющиеся довольно специфичными и, соответственно, не требующими рассмотрения в рамках данной статьи.

Таким образом, используя для формирования определения рассматриваемого понятия его признаки, монополию можно понимать как определенную рыночную структуру, которая выражается в наличии лишь одного продавца товара или производителя услуг при ограниченном их количестве продукции и с отсутствием значимого заменителя. Последнее обстоятельство препятствует вхождению на рынок конкурентов.

Далее вкратце следует разобрать отдельные частные случаи монополий в зависимости от их происхождения:

  • Естественная монополия.Естественные монополии формируются сами по себе вне зависимости от действий субъектов экономики. Они появляются в тех отраслях, где функционирование  нескольких игроков не является целесообразным в силу особенностей самой отрасли. Так, примерами естественных монополий в РФ выступают «Российские железные дороги», «Роскосмос» и некоторые иные организации.
  • Искусственная монополия. Искусственная монополия возникает там, где имеется лишь один игрок в среде, в которой может присутствовать конкуренция. Такая монополия является «рукотворной» и именно на ее сдерживание и направлены усилия антимонопольного законодательства.

Борьба со злоупотреблениями со стороны искусственных монополий является принципиально важной, поэтому соответствующее положение имеется даже в Основном законе страны. Так, статья 34 Конституции гласит, что в РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию

При рассмотрении антимонопольного законодательства следует особо выделить Федеральный закон от 26. 07. 2006 года «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.  Статья 4 данного нормативно-правового акта рассматривает монополистическую деятельность как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке.

Внимание! Исходя из законодательных норм и опыта правоприменения, можно сделать вывод, что противоправным в РФ является не сама монополия как таковая, а именно злоупотребление своим положением со стороны доминирующего хозяйствующего субъекта, то есть, собственно говоря, монополиста.

Наиболее часто нарушения антимонопольного законодательства приходится на сферу коммунального обслуживания, электроэнергетики, транспорта и пассажирских перевозок.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий