Понятие и функции государственного управления и муниципального управления

ВВЕДЕНИЕ

Начало XXI в. характеризуется активным процессом становления новой российской государственности, адекватных современному уровню развития общества цивилизованных институтов государственного управления и местного самоуправления.

Процесс этот идет в очень сложных условиях. Прежняя машина советского государственного управления отошла в прошлое, а институты нового демократического государственного управления и местного самоуправления, институты гражданского общества, механизмы их функционирования и взаимодействия еще только создаются. Само же российское общество переживает глубокий кризис, охватывающий власть и управление, экономику и социальную сферу, политику и мораль, государственное устройство и межнациональные отношения, другие сферы жизни.

Поиск путей становления новой российской государственности предполагает глубокое изучение учеными-обществоведами и практическими работниками современной российской действительности, выявление разнообразных причин, детерминирующих те или иные негативные процессы, выявление способов их устранения и ростков нового, прогрессивного, заслуживающего внимания и поддержки, проведение большой научно-объективной практической работы по созданию эффективных институтов власти и гражданского общества, свободной рыночной экономики, демократической политики, правового государства.

Государственное управление страной осуществляется с помощью государственных органов, аппарата государственных учреждений (военные, судебные, полицейские, административные). Каждое учреждение обеспечивает выполнение основных и неосновных функций государства (поддержание порядка, защита отечества и охрана его границ, а также финансовая, хозяйственная и религиозно-воспитательная).

В государственном учреждении имеется организованная государством группа лиц (чиновников), государственных служащих, которые выполняют государственные задачи. Государственная служба сформировалась и результате реформ Петра I. Ученые XIX в. определяли государственную службу как «особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной государственной задачи» (Н. М. Коркунов). Данное определение признано правомерным и на исходе XX — в начале XXI в. Государственные учреждения и органы во все периоды их развития можно подразделить на три основные группы, соответствующие их месту в системе государственного аппарата: высшие (которые подчинены непосредственно носителю верховной власти — великому князю, царю, императору) или являющиеся, как правило, органами законодательства, верховного управления, надзора и суда (Боярская дума, Сенат, Государственный совет, Комитет и Совет Министров и т.д.); центральные — отраслевые и многоотраслевые органы (учреждения) управления (приказы, коллегии, министерства), исполняющие законы, а также распоряжения носителей верховной власти и высших органов (учреждений); региональные и местные органы власти и управления (губернские, уездные, городские и т.д.), территориальные, в отдельных случаях «всероссийские», но связанные «особенным» территориальным делением отдельных национальных окраин.

Актуальность выбранной темы достаточно ярко обозначена именно сейчас, в условиях грядущей административной реформы и неуклонного прогресса действующего законодательства.

Цель работы — раскрытие понятий государственного и муниципального управления. Для достижения цели поставлены следующие задачи, а именно:

1) Дать понятие государственному управлению.

2) Рассмотреть теоретические аспекты муниципального управления.

3) Сравнить понятия государственного и муниципального управления;

4) рассмотреть статус Президента Чеченской Республики;

5) охарактеризовать функции Правительства Чеченской Республики;

6)  дать характеристику функций Парламента Чеченской Республики.

В работе использовались нормативно-правовые акты РФ, научно-популярнуая и специальная литература, ряд монографий и публикаций.

Мероприятия в других городах

3 октября
Понедельник

2 учебных дня, 16 часов

Новосибирск

Технологическое присоединение мощностей к электрическим сетям. Курс повышения квалификации. Очное обучение…

ПРОГРЕСС Сибирь (Новосибирск)

Узнать подробности

10 октября
Понедельник

2 учебных дня, 16 часов

Новосибирск

Современные технологии подбора персонала. Адаптация и введение сотрудника в должность. Курс повышения…

ПРОГРЕСС Сибирь (Новосибирск)

Узнать подробности

13 октября
Четверг

2 дня, 16 учебных часов

Новосибирск

Линейные объекты. Новые правила землепользования и застройки. Курс повышения квалификации. Очное обучение…

ПРОГРЕСС Сибирь (Новосибирск)

Узнать подробности

24 октября
Понедельник,
10:00

2 учебных дня, 16 часов

Новосибирск

Земельный контроль на региональном и муниципальном уровне. Новый порядок обеспечения и сопровождения…

ПРОГРЕСС Сибирь (Новосибирск)

Узнать подробности

24 октября
Понедельник,
10:00

2 учебных дня, 16 часов

Новосибирск

Изменения земельного законодательства в 2022 году. Курс повышения квалификации. Очное обучение и онлайн…

ПРОГРЕСС Сибирь (Новосибирск)

Узнать подробности

28 ноября
Понедельник

2–3 месяца

Санкт-Петербург

Профессиональная переподготовка “Государственная и муниципальная служба”

Любовь Николаевна Панкратова (Санкт-Петербург)
Елена Валерьевна Тарасова (Санкт-Петербург)
Татьяна Владимировна Степанова (Санкт-Петербург)

Ещё 1 тренер

Ассоциация “Некоммерческое партнёрство высшего образования “Санкт-Петербургский Национальный открытый университет” (Санкт-Петербург)
Кобышева Марина Семеновна

Узнать подробности

Демократические механизмы в государственном и муниципальном управлении

Итак, функции государственного управления РФ могут быть выполнены только при условии легитимного формирования соответствующих органов власти. В Конституции России и иных ключевых правовых актах ведущая роль в данных активностях отведена гражданам. Именно их волеизъявление — определяющий фактор в формировании государственных и муниципальных органов власти, в назначении на соответствующие должности определенных лиц.

Что касается локальных политических структур, то демократические процедуры, что предусмотрены российским законодательством, в данном случае могут быть реализованы посредством двух основных механизмов. Во-первых, это прямые выборы исполнительных органов муниципальной власти. Таковым чаще всего является администрация города или мэрия. В рамках прямого механизма граждане сами решают, кто будет мэром. Во-вторых, это назначение главы администрации города парламентскими структурами соответствующего населенного пункта. В свою очередь, депутаты локального законодательного собрания в этом случае должны избираться гражданами. В-третьих, обе ветви власти в городе — исполнительная и законодательная, могут формироваться при непосредственном участии граждан.

Выбор конкретного механизма зависит от особенностей культуры политического участия в том или ином населенном пункте, от специфики распределения полномочий между мэрией и парламентом в конкретном городе.

Функции государственного управления, как мы отметили в начале статьи, как правило, гораздо шире, чем в случае с соответствующими характеристиками муниципальных политических механизмов. Поэтому предполагается весьма активное участие граждан в формировании ветвей власти на уровне региона или политического центра. В первом случае жители конкретного субъекта РФ могут выбирать как главу региона, так и депутатов парламента. Если речь идет о политическом центре — граждане выбирают президента, возглавляющего исполнительную ветвь власти, а также формируют состав одной из палат Федерального Собрания — Госдумы.

Цели государственного управления

Цели государственного управления вытекают из целей государства и имеют уровневую структуру, построение которой основано на принципе “древа целей”, позволяющем проследить взаимосвязь и согласованность целей разного уровня и содержания.

Центральное место в иерархии целей государственного управления занимает стратегический уровень – генеральное направление государственной политики.

Стратегические цели государственного управления должны быть конституционно закреплены. В этой связи в российской науке присутствует следующая позиция: стратегическая цель государственного управления РФ закреплена п. 1 ст. 7 Конституции РФ – создание оптимальных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако такой ориентир будущего образа государства представляется размытым. Понятие “достойный уровень благосостояния” в российском правовом поле не раскрыто, отсутствуют методики расчета. В современных условиях достойный уровень благосостояния может быть разным не только для различных социальных слоев, но и для каждого отдельного гражданина.

Процесс достижения стратегической цели государственного управления протекает поэтапно. С учетом меняющихся условий и имеющихся ресурсов для каждого временного отрезка формулируются более мелкие цели – оперативные цели, решение которых сопряжено с постановкой тактических или обеспечивающих целей. В системе целей государственного управления стратегический уровень ориентирован на долгосрочную перспективу, поэтому наиболее статичен, тактические цели являются динамичными, часто корректируются.

Критерии классификации целей государственного управления:

  • объем целей;
  • результаты;
  • временная перспектива.

Критерии целей государственного управления

Цели государственного управления должны определяться с учетом, во-первых, их реалистичности и решаемости, во-вторых, последовательности их достижения, т. е. постановке новых целей должно предшествовать достижение ранее сформулированных, в-третьих, возможности корректировки выдвинутых целей.

Каждому историческому периоду в развитии государства и общества соответствует своя система целей государственного управления.

В рамках достижения цели государственного управления на государство ложится определяющая роль в управлении экономическими объектами, относящимися к государственной собственности, включая продажу, приобретение, приватизацию таких объектов, их применение для исполнения государственных функций, предоставление в аренду, концессию, в качестве залога. Государство управляет формированием и расходованием бюджета страны и регионов, движением государственных финансовых ресурсов, выполняет функции социального управления, способствует решению задач научно-технического развития.

Подчинено ли муниципальное управление государственному?

Данный вопрос вызывает дискуссии в среде юристов и экспертов. С одной стороны, понятие и функции государственного управления, исходя из положений Конституции РФ, следует рассматривать отдельно от соответствующих характеристик муниципальных механизмов. Любой закон, который бы обязывал, условно говоря, мэра города подчиняться непосредственно президенту РФ, мог бы рассматриваться как противоречащий Конституции России.

Вместе с тем функции государственного управления в части бюджетной политики, реализации федеральных программ часто предполагают как раз таки подотчетность муниципалитетов госструктурам. Если на уровень локального бюджета были переведены некие денежные средства из государственных резервов, то они должны быть израсходованы целевым образом. Аналогично федеральные программы должны эффективно реализовываться на муниципальном уровне.

Таким образом, понятие и функции государственного управления в РФ могут, с одной стороны, не предполагать никакой подчиненной роли муниципалитетов, с другой — на практике коммуникации между органами власти на различном уровне могут характеризоваться подотчетностью локальных структур федеральным (либо региональным, которые также входят в систему государственной власти). В свою очередь, органы власти субъектов РФ — министерства, территориальные представительства агентств и служб полностью подотчетны политическому центру. Вместе с тем регионы могут характеризоваться большей, чем муниципалитеты, бюджетной самостоятельностью относительно федеральных финансовых ресурсов.

Выраженная субординация при соотнесении полномочий государственных и муниципальных структур власти наблюдается в сфере правового регулирования. Локальные законы должны полностью соответствовать тем, что принимаются политическим центром. Городской парламент не может выпустить акт, который бы противоречил положениям региональных либо федеральных источников.

Государственное управление на предприятии

В России значительный процент предприятий находится во владении государства. Какова специфика организации менеджмента в таких фирмах? Функции государственного управления организацией, осуществляющей те или иные коммерческие активности, конечно же, будут значительно отличаться от таковых, что характерны для политических процессов. В некоторых аспектах между ними можно находить корреляцию — например, если речь идет о решении социальных задач, связанных с трудоустройством граждан или экономическим развитием региона. Но функции управления предприятием, осуществляемого государством, будут характеризоваться, прежде всего, решением хозяйственных задач. Таких как повышение рентабельности производства, поиск новых партнеров, поставщиков, освоение перспективных рынков сбыта и т. д. В этом смысле государственные предприятия могут задействовать схемы менеджмента, свойственные для частных структур.

На госпредприятиях в общем случае не предполагается формирования должностей, на которые назначаются люди в рамках служебных контрактов. Как правило, сотрудники соответствующего типа компаний заключают трудовые договоры с работодателем. В некоторых сегментах экономической деятельности подходы государственных и частных предприятий и вовсе трудно различимы — например, в банковской сфере. То же самое, вероятно, можно сказать о нефтегазовом секторе. Вместе с тем в ряде случаев функции и методы государственного управления все же могут внедряться практику менеджмента на госпредприятиях. Например, это может касаться выстраивания отношений между управляющими структурами фирмы по вертикали — так как это происходит, например, в случае взаимодействия федеральных и региональных органов власти.

Законодательные и исполнительные органы на различных уровнях

Мы изучили то, как формируются органы государственной и муниципальной власти в России. Мы выявили, что в обоих случаях речь идет о создании как законодательных, так и исполнительных структур. Но будут ли различаться функции между таковыми, если сопоставлять соответствующие политические институты на разных уровнях власти? Насколько схожи функции исполнительных органов государственного управления с таковыми, что характеризуют муниципальные структуры?

Если речь идет о федеральных и региональных структурах, то главная их задача — обеспечивать эффективное применение положений источников права, принятых на законодательном уровне политическим центром и парламентами субъектов РФ соответственно. В свою очередь, муниципальные органы исполнительной власти должны внедрять в практику законы, утвержденные местными законодательными структурами — например, городскими советами. Таким образом, сферы и функции государственного управления и муниципального в части соотнесения законодательных и исполнительных органов в целом очень схожи. Основное различие между ними — в уровнях источников права. Муниципальные исполнительные органы обеспечивают реализацию только локальных законов и норм. Региональные и федеральные — тех источников права, что приняты парламентами субъекта РФ и политического центра соответственно. Основной критерий, которому должны соответствовать законы первого типа — отсутствие противоречий с положениями источников права второго и третьего типа.

Подотчетны ли законодательные структуры муниципалитетов таковым, что функционируют на уровне субъекта или политического центра? Можно отметить, что локальные парламенты в РФ могут работать практически полностью автономно. Самый главный критерий, которому должны соответствовать их активности, мы определили выше — издаваемые муниципальными парламентами законы не должны противоречить государственным, что принимаются на уровне регионов или политического центра.

То же можно сказать и об исполнительной власти в муниципалитетах. Прямой подотчетности мэры городов перед региональными и федеральными структурами не имеют. Вместе с тем на практике участие муниципалитетов в федеральных и региональных программах может предполагать формирование дополнительных механизмов ответственности местных органов исполнительной власти перед государственными.

Какова специфика судебных органов власти на муниципальном, региональном и федеральном уровне? Можно отметить, что соответствующая ветвь политического управления в РФ характеризуется гораздо более строгой субординацией, чем при сопоставлении законодательных и исполнительных структур (в большей степени, конечно, здесь прослеживается схожесть со спецификой коммуникации институтов второго типа). Решения судов первой инстанции, локализованных в конкретных муниципалитетах, могут пересматриваться на уровне региональных структур, а после — федеральных.

6.2. Понятие государственного управления

Как разновидность социального
управления государственное управление обеспечивает организацию совместной
деятельности всякого множества людей (производственной, творческой) и
осуществляет управление этой совместной деятельностью через соответствующие органы
государственного аппарата и государственных служащих по выполнению определенных
функций: сбору и обработке информации; планированию и научному прогнозированию;
формированию государственных органов и организации их деятельности; контролю и
учету, включая статистику.

Таким образом, государственное
управление — это:

– 
управление делами государства;

– 
основанная на законодательстве и осуществляемая во исполнение
законодательства полновластная, непрерывная, постоянная, повседневная
деятельность органов государства и государственных служащих;

– 
один из видов государственной деятельности (наряду с законодательной и
судебной, но в отличие от них государственное управление непрерывно).

Важнейший признак государственного
.управления — практическая организация осуществления функций государства, проведение
в жизнь российских законов. Поэтому государственное управление является
исполнительной деятельностью, использует при этом от имени государства
распорядительство как в связи с организацией всякой совместной деятельности людей,
так и применяя при необходимости меры государственного принуждения.

Итак, государственное
управление
— это исполнительно-распорядительная деятельность,
осуществляемая с использованием метода власти и подчинения. Ему присущи
следующие характерные черты.

1. Управление имеет место всегда
там, где осуществляется сов” местная деятельность людей.

2. Управление обеспечивает
сознательную, целенаправленную совместную деятельность людей.

3.  Управление достигает своих
целей путем организации, т. е. объединения, согласования и координирования
поведения и действий людей.

4. Управление тем самым выполняет
общие для совместной деятельности людей функции, обеспечивая согласованность
между индивидуальными действиями.

5.  Управление осуществляется на
началах подчинения участников совместной деятельности единой воле, чем достигается
единообразие и соответствие поставленным задачам (целям) этой деятельности,

6. Управление осуществляется в
организационных отношениях.

Требования к управлению мы
рассматриваем как критерии оценки субъекта, включающие в себя:

1.  Взаимосвязь всех звеньев.

2.  Системный подход — способность
управляющего мыслить, выстраивать логическую цепочку.

3. Учет негативных последствий.
Чем выше уровень управления, тем более дальние последствия учитываются.

4. Грамотность, компетентность
(профессиональная, специальная грамотность, наличие познаний в специальной области).

5. Натуральность — управление
должно быть комфортным как для управляющего, так и для управляемого (этика
управления, грамотность).

6. Синтетичность — руководитель
должен обладать познаниями в той области, в которой функционирует данная организация.

7. Качество определяется
соблюдением всего, что указано выше.

Принципы — это основополагающие
идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства.
Существуют три группы принципов государственного управления:

1. Политико-организационные (партийное
руководство, принцип участия в управлении государством, равноправие национальностей,
принцип законности).

2.  Организационно-технические
(отраслевой, функциональный, территориально-производственный).

3. Определяющие деятельность
государственного аппарата (экономические, технические, организационно-правовые,
политические).

Предыдущая

Основные задачи государственного управления

Существование государственного управления обусловлено необходимостью реализации основных функций государства, обеспечивающих эффективное использование имеющихся ресурсов, справедливое перераспределение доходов, реализацию прав и свобод граждан, безопасность и правопорядок.

К основным задачам государственного управления, по мнению Ю. Н. Старилова, относятся:

1. Обеспечение благосостояния граждан, удовлетворение их социальных потребностей и интересов, реализация прав и свобод, установленных законом. Государство осуществляет управление структурами, которые обеспечивают выполнение общественно полезных функций (например, управление в сфере социальной защиты граждан, управление в сфере образования и здравоохранения); деятельность управляемых структур направлена на повышение благосостояния людей, их обучение и воспитание, удовлетворение других потребностей. Данная задача государственного управления реализуется системой специализированных органов государственного управления.

2. Обеспечение общественной безопасности и правопорядка. Решение данной задачи обеспечивает защиту самого государства и его граждан от возможных опасностей, способных причинить вред людям и окружающей среде (борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями, различными правонарушениями, контроль над соблюдением правил противопожарной безопасности и экологических норм и т. п.). Решение этой задачи возлагается на специальные органы государственного управления, наделенные соответствующими полномочиями.

3. Государственное регулирование процессов экономической, социальной и культурной жизни общества, а также непосредственная поддержка отдельных организаций. Данная задача реализуется за счет применения различных инструментов поддержки некоторых отраслей и секторов экономики, а также регионов и территорий страны, в которых сложилась сложная ситуация. В качестве инструментов государственной поддержки применяются дотации, субсидии, прямая финансовая поддержка, реструктуризация задолженности и др.

4. Формирование и обеспечение эффективной работы системы налогообложения. Данная задача государственного управления имеет особое значение, поскольку качество функционирования системы налогообложения во многом определяет уровень благосостояния всего общества. Реализация этой задачи обеспечивает укрепление финансовой основы государства и повышение эффективности его финансовой деятельности.

5. Формирование кадрового потенциала государственного управления

Данная задача также представляет особую важность, поскольку именно государственные служащие фактически реализуют функции государственного управления, поэтому уровень их профессионализма непосредственно влияет на его качество и эффективность

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий