Понятие системы законодательства
Учитывая все выше описанные особенности представленной юридической категории, можно сделать вывод, что система законодательства РФ – это совокупность всех без исключения нормативных актов, в которых проявляется структурный характер и внутреннее содержание характеристик права. Иными словами, мы говорим о форме проявления юридических отраслей, институтов и отдельных норм. Данная форма, как правило, имеет вид официальных документов: законов, указов, инструкций и т. п. При этом важную роль играет трактовка законодательства, как отдельной категории. Ведь именно благодаря ей системы законодательства Российской Федерации являются самостоятельной проблематикой для изучения.
Суть комплексного законодательства
Во многих государствах существует так называемое комплексное законодательство. Его суть очень часто непонятна даже в ученой среде. Поэтому люди задаются вопросом, что такое система законодательства комплексного характера. Как правило, суть данной категории состоит в том, что ею регулируются наиболее специфические вопросы и общественные отношения. К подобным можно отнести отношения в сфере правового положения молодежи, женщин, этнических групп, транспортное, медицинское законодательство и т. п. Иными словами, регулируются вопросы, которые не входят в пределы объекта. Какой-либо юридической отрасли.
Отрасли права: понятие, виды
Отрасль права – это наиболее крупное, центральное подразделение системы права, формирующееся на основе единства предмета и метода правового регулирования.
Под отраслью права понимается совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную область, сферу общественных отношений.
Отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное право – отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье.
Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие от института, отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.
Каждая отрасль права имеет основной институт, который закрепляет общеотраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли, содержит иные общие положения. Нормативные установления такого института как бы цементируют, объединяют в целостное образование нормы права и институты отрасли, определяют их необходимые свойства как компонентов данной, а не иной отрасли права.
Отрасли права имеют собственный правовой режим, регламентирующий правовое положение субъектов права, устанавливающий законные способы реализации прав и исполнения обязанностей, меры ответственности. Отрасль права содержит необходимый набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли права характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права в единое целое, придавать им упорядоченный, системный характер, но и отличать одну отрасль от другой.
Выделяют следующие виды отраслей права: профилирующие, специальные и комплексные. Профилирующими (основными) являются такие отрасли, как конституционное, административное, уголовное, гражданское, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное и уголовно-процессуальное право. Специальными являются такие отрасли, как трудовое право, семейное и другие. Комплексные отрасли образуются как объединение норм профилирующих и специальных отраслей права. Примером такого рода отрасли является предпринимательское право.
Приведем примеры некоторых отраслей права.
Уголовно-процессуальное право – это отрасль права, регламентирующая порядок производства по уголовным делам. Нормы этой отрасли регулируют деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда при расследовании и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права определяют цели и задачи уголовного судопроизводства, правовое положение участников уголовного процесса, права и обязанности правоохранительных органов в этом процессе, регламентируют порядок таких процессуальных действий, как сбор и оценка доказательств и другие. Основным источником данной отрасли права является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Нормы гражданского процессуального права определяют цели и задачи гражданского судопроизводства, подведомственности и подсудности рассматриваемых споров, порядок сбора и оценки доказательств по гражданским де- лам, а также вынесения и обжалования решений по гражданским делам, а также исполнения вынесенных и вступивших в законную силу решений. Источник этой отрасли права – Гражданский процессуальный кодекс РСФСР.
Многие отрасли российского права более подробно отражены в данной книге.
В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один элемент – подотрасль права. Подотрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которыми регулируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют наследственное право, право интеллектуальной собственности и некоторые другие.
Вопрос 48. Англосаксонская правовая система: общая характеристика
Семья общего (прецедентного) права
(англосаксонская) – главным источником
права выступает судебный прецедент, т.
е. норма, сформулированная судьей в процессе
рассмотрения дела.
При этом прецеденты строго
обязательны для других судей
при разбирательстве аналогичных
дел.
Семье общего права характерны следующие особенности:
1) своеобразное понимание
норм права – они не отделены
от судебного решения, поэтому
носят казуистический характер.
Каждому новому делу нужна
новая норма права. Создавать прецеденты
вправе лишь вышестоящие судебные инстанции,
например Апелляционный суд (состоящий
из двух отделений – гражданского и уголовного),
Высокий суд (все его отделения). Решения
Суда короны, созданного в 1971 г. для рассмотрения
особо тяжких преступлений, не считаются
прецедентами. Прецеденты может создавать
Палата лордов, выполняющая помимо прочего
и судебные функции;
2) специфика структуры
права: ей неизвестно деление
на частное и публичное, а
отрасли права не выражены
четко. В структуре английского
права выделяют: а) прецедентное
право; б) право справедливости;
в) статутное право.
Право справедливости представляет
собой совокупность норм, сформировавшихся
из решений лорда-канцлера, который
действовал от имени короля при рассмотрении
жалоб на решения обычных королевских
судов.
Статутное же право – это
право парламентского происхождения.
Акт парламента требует судейских
толкований, которые становятся судебными
прецедентами. Следовательно, суд наделен
широкими полномочиями усмотрения в
отношении статутного права;
3) придание важного значения
формам судопроизводства, процессуальным
нормам, источникам доказательств;
4) большая автономия судебной
власти по отношению к другим
ветвям власти. Это выражается
не только в правотворческих
полномочиях судебной власти, но
и в отсутствии прокуратуры
и административной юстиции;
5) некодифицированный характер
законодательства, и хотя в последние
десятилетия были приняты парламентом
акты, консолидирующие правовые нормы
в институты и отрасли (прежде всего гражданское
право), тем не менее английское право
продолжает оставаться прецедентным по
своему характеру.
В структуре общего права
можно выделить группу английского права, куда входят
Великобритания, Канада, Новая Зеландия,
Австралия, некоторые бывшие английские
колонии, а также право США, которое имеет своим источником
английское право, но отличается большим
своеобразием.
Отличия права США и английского
права:
1) в отличие от Великобритании
в США имеется федеральная
Конституция;
2) в дуализме правовой
системы, поскольку наряду с
прецедентным правом действует
система законодательства. Но законодательные
нормы входят в правовую систему
США лишь после их неоднократного
применения и истолкования судами,
и ссылки делаются на судебные
решения;
3) в федеральной системе
США штаты обладают существенной
самостоятельностью, и суды одного
штата необязательно должны ссылаться
на судебные решения другого
штата, а могут принять иные
решения;
4) в значительной маневренности,
гибкости, приспособленности права
к изменяющимся условиям, так
как высшие судебные инстанции
не связаны собственными прецедентами;
5) в кодифицированном характере
законодательства многих штатов,
например, уголовные кодексы действуют
во всех штатах, во многих приняты гражданские
и гражданские процессуальные кодексы,
а в некоторых штатах – и уголовно-процессуальные;
6) в наличии судебного
контроля за законностью федеральных
законов и законов, принимаемых на уровне
отдельных штатов. Особую роль здесь играет
Верховный суд США, имеющий право толкования
Конституции страны, а высшие судебные
инстанции штатов – конституций своих
штатов.
Система законодательства разных государств
Учитывая совершенно разнообразные принципы территориального построения, которые применяются в разных странах, можно выделить системы законодательства на основе действия этих факторов. Например, существует законодательство федерации, республики и автономии. Что касается первой категории, то эта система также подразделяется на общефедеральное и законодательство субъектов федерации. Это значит, что на общенациональном уровне государственные органы власти издают НПА, которые регулируют те или иные отношения на всей без исключения территории. При этом субъекты федерации наделены правом издавать свои нормативные документы, которые также регулируют определенные вопросы, связанные с регулированием общественных отношений. Однако официальные нормативные акты субъектов территориального устройства не должны конкурировать с общенациональными. Подобный вид структуры законодательства можно наглядно увидеть в Российской Федерации.
Что такое система права
Система права является строгой согласованной совокупностью норм и элементов в состоянии соподчинения и взаимной координации.
Система права – это его объективно сложившаяся внутренняя структура, состоящая из последовательности взаимоподчиненных элементов.
Помимо данной категории существует еще схожее определение «система законодательства». Под ней понимают комплекс нормативных правовых актов, изданных государством.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Понятие системы права шире, чем система законодательства, так как она включает в себя не только нормативные акты, но и прочие источники, например, судебный прецедент и правовой обычай. Первичный элемент правовой системы – норма, а ключевая часть другого понятия – законодательный акт.
Система права складывается объективно, в то время как система законодательства отражает волю законодателя.
- правовая норма;
- отрасль;
- подотрасль;
- институт.
Норма права выступает первичным элементом. Это исходящее от государства и санкционированное им правило поведение, носящее властный общеобязательный характер. Ее основным предназначением является регулирование общественных отношений, из таких правил складываются институты и подотрасли.
Признаки системы
Система законодательства в России имеет свои признаки:
- Формальность. Законодательство — это нормативные документы, характеризующиеся юридической силой. Об этом свидетельствует обязательная письменная форма с указанием реквизитов (названия, номера акта, даты его вступления в силу).
- Гласность. Законы принимаются от имени и в интересах общества, публикуются с помощью СМИ, распространяют свое действие на всех жителей государства или отдельные их категории.
- Связь с государством. Все акты издает государство, реализуя правотворческую функцию. А обеспечение норм осуществляется предусмотренными мерами принуждения.
- Соблюдение иерархии НПА (структурность). Все законодательство можно представить в виде лестницы, на самой высокой ступени которой находится Конституция РФ. Документ выступает базой для других законов и подзаконных актов. Следом за Основным Законом располагаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, включая кодексы. После – подзаконные акты и локальные (внутриорганизационные) документы. Ни один из нормативных актов не должен противоречить по своему содержанию документам, находящимся выше.
- Учет пространственно-временных рамок. Система законодательства складывается на основе уже существующих нормативно-правовых актов, которые актуальны на конкретный период времени. Поэтому она является зависимой от временных и пространственных перемен.
- Относительная субъективность. Этот признак указывает на то, что законодательство зависимо от воли государства. В России существует Классификатор правовых актов, который следит за объёмом отраслей законодательства.
Российское законодательство имеет ряд характерных черт, которые выделяют её среди других правовых систем. Во-первых, законодательство России связано с демократизацией страны, с его помощью народ имеет власть, права, свободу личности. Во-вторых, законы также помогают государству, преобразовывать избирательную систему, обеспечивать многопартийность, гласность политических процессов. В-третьих, в нашей многонациональной стране законодательство даёт возможность различным народностям и нациям право на сохранение и развитие своей культуры, религии, языка. В-четвёртых, российское законодательство способствует развитию рыночных отношений в стране. Сегодня это одна из главных особенностей законотворческой деятельности в России, ведь экономические процессы не могут происходить без сильной нормативной базы.
Законодательство республики и автономии
Законодательство, а точнее, его система в республике, представляет собой единую совокупность нормативных актов. Иными словами, мы говорим исключительно о наличии только общенационального уровня издания нормативных актов. Существует единый орган, который уполномочен выдавать НПА. Однако этот принцип нарушается, если в составе республики есть автономия. Такие территориальные единицы, как правило, наделены возможностью выдавать нормативные акты, для регулирования своего внутреннего процесса жизнедеятельности. Однако во всех остальных случаях основным координатором является линия республиканских законодательных актов.
Вопрос 47. Современные правовые системы: понятие, структура и общая характеристика
Правовая система – совокупность
взаимосвязанных и взаимодействующих
элементов, она охватывает все наличное
бытие права и отражает закономерности
развития общества и государства, его
исторические, национальные, религиозные
и культурные особенности.
Правовая система представляет
сложное и многогранное, постоянно
развивающееся явление, состоящее
из отдельных взаимосвязанных элементов
и процессов.
– право и правотворчество;
– юридические нормы и
принципы;
– юридическая техника;
– правовые учреждения;
– правовые отношения;
– правоприменение и иная юридическая
практика;
– правовая идеология.
Совокупность национальных
правовых систем, обладающих доминирующими
сходными чертами, объединяют в отдельные
группы – правовые семьи.
Критерии объединения правовых
систем:
1. Общность происхождения или генезиса
– этнически близкие по происхождению
народы, берущие начало из одной расовой
группы, выработавшие схожие правовые
традиции, ценности, нормы общественного
регулирования и устройства.
2. Общность мировоззрения, духовности
и нравственности. В основу были положены
общие предания, сказания, мифы, идеи, принципы
и нормы, которые способствовали эволюционно-близкому
развитию правовых культур и традиций.
3. Географическое и геополитическое значение.
Правовые системы возникают в определенном
географическом месте, ландшафте и при
определенных природно-климатических
условиях.
4. Общность источников, форм закрепления
и выражения права (внешний способ
объективации и материализации норм права
в правовых системах).
5. Структурно-элементарное единство
(сходство структурного и институционального
построения правовых систем, а также сходство
нормативно-регулятивной системы).
6. Общность принципов и норм правового
регулирования.
7. Единство языка, терминологии, правовых
категорий и понятий, а также техники изложения
и систематизации норм права.
Вопрос 52. Естественно – правовой тип правопонимания
Тип правопонимания – определенный
научный подход к сущности права, в рамках
которого формируется то или иное представление
о праве, выражающееся в его понятии –
существенных признаках.
Сущность права – это главная, внутренняя,
устойчивая качественная характеристика
права, которая раскрывает природу и назначение
права в обществе.
Естественно-правовой тип правопонимания
заключается в оценке права с позиции
справедливости, где подлинным правом
могут считаться только такие нормы законодателя,
которые соответствуют естественной природе
человека, природе вещей, природе мироздания.
Проблемы соотношения (СП) и системы законодательства
(СП) делится на отрасли согласно деятельности человека (например, сельскохозяйственную, юридическую, финансовую и другие отрасли). Система законодательства обычно складывается на основе отраслевого деления. Но бывают случаи, когда отрасль права есть, а соответствующего законодательства нет (например, финансовое право).
Тогда законодательные нормы, регулирующие эту отрасль, рассеяны по разным законам и кодексам, что может создавать трудности при рассмотрении, например, споров по этим вопросам в судах.
И наоборот, иногда законодательная отрасль существует без параллельной правовой отрасли (например, есть Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон «О рекламе», Федеральный закон «О полиции», отрасль банковской деятельности, приватизации, а соответствующих отраслей в объективном праве нет).
Идеально, когда эти параметры в обеих системах совпадают. При таком соотношении (СП) и системы законодательства регулирование правоотношений в обществе будет наиболее эффективным.
А формирование новых отраслей права в соответствии с появлением новых явлений, информационных технологий, новых отраслей деятельности позволит более эффективно решать проблемы и конфликты общества.
Возможно вам так же будет интересно узнать всё про понятие и система принципов избирательного права.
В чём заключается система источников конституционного права РФ, подробно рассказано в данной статье.
Как определяется конституционное право в системе отраслей российского права, можно узнать из данной статьи.
Так же будет интересно, что такое предмет метод и система земельного права. Вся информация указана в данной статье.
Итак, (СП) — это совокупность правовых норм, возникающих в обществе и регулирующих правопорядок и отношения между людьми. Система законодательства — это совокупность всех законов и подзаконных актов, издаваемых органами власти. Эти понятия соотносятся как содержание и форма, взаимодополняют и взаимовлияют друг на друга. Вместе они входят в правовую систему, служат общим целям и имеют как общие, так и отличительные черты.
Эти понятие не следует путать, а выделение их различий помогает систематизировать и структурировать законодательство, чтобы его система становилась всё более логичной и прозрачной.
Роль права в жизни общества
Чтобы раскрыть роль права в жизни общества, следует обратиться к такому понятию как «ценность права». Под этим термином понимается способность права быть средством достижения справедливости общества или отдельно взятой личности.
Ценность права заключается в:
- Стабилизации общественных отношений (поступки людей всегда согласованы, упорядочены).
- Защите существующего государственного строя (установление меры ответственности за действия, которые влекут за собой опасность для личности и общества).
- Упрочении нравственных начал общества (право носит воспитательный характер, формирует адекватную правовую культуру).
- Разрешении актуальных трудностей общества (экология, оборона).
- Установлении меры свободного поведения (ценность права определяет масштабы свободы).
- Прогрессивном преобразовании общества (создание и развитие необходимых для социума связей).
Структура системы российского законодательства
- Горизонтальное структурирование. Предполагает строение системы на основе отраслей общественных отношений (трудовая отрасль, конституционная).
- Вертикальное структурирование. Подразумевает иерархическое деление правовых актов и органов государственной власти.
- Федеративное структурирование. Содержит два основных критерия: федеративное устройство государства и круг полномочий государственных органов и субъектов Российской Федерации.
Самым важным строением системы выступает вертикальное структурирование, потому что все нормативно-правовые акты имеют различную юридическую силу.
В Российской Федерации выделилась следующая вертикальная система законодательства:
- Конституция РФ — основной закон государства.
- Федеральные законы конституционного значения. Регулируют основные вопросы.
- Федеральные законы. Регулирование вопросов различных сфер общественной жизни (кодексы: Гражданский, Трудовой и т.д.)
- Акты, исходящие от президента (указы и распоряжения).
- Акты, издаваемые правительством (постановления и распоряжения)
- Ведомственные акты (распоряжения, инструкции, регламенты).
Таким образом, роль права в жизни общества велика. Она регулирует общественные отношения, помогает им развиваться, охраняет от неправомерных действий. Право выражает волю и сознание социума или его большинства, и чтобы оно действовало, необходима система законодательства. Она является внешним выражением системы права, что позволяет ему соблюдаться и реализовываться в том или ином государстве.
Необходимо знать, что законодательство признаёт неприкосновенность личности, уважает права и свободы человека вне зависимости от расы, пола, религиозной принадлежности личности. В настоящее время начинает проявляться особая черта правовой сферы – охрана свобод и прав людей. Она является частью общепризнанных прав на международном уровне и закреплена в таких документах, как Всеобщая декларация прав человека и Уставе ООН.
Признаки права
У права есть своя специфика. Она отражается в нескольких признаках:
- Права имеют волевой характер, так как они исходят от сознательного желания социальных объединений, классов, элиты, большинства людей в обществе.
- Право обязательно для всех. Его воплощением является суверенитет государства, указывающий на то, что власть есть высшее проявление права, и что его нормы действительны для всех или большей части субъектов.
- Право нормативно, так как в нём заключены нормы и правила поведения, которые помогают обществу поддерживать отношения внутри него.
- Государство тесно взаимосвязано с правом. Государство в этом случае выполняет роль покровителя, ведь приведение норм права в действие требует особого контроля. С другой стороны, государственное управление не может существовать без правового обеспечения.
- Права имеют формальную определённость, то есть нормы права, обличённые в письменную форму, должны быть чётко определены и воплощены в жизни.
- Право системно. Эта структурированность проявляется в слаженной работе элементов права, где нормативные акты имеют свою иерархию, институты и отрасли.
Вопрос 50. Религиозные правовые системы
Мусульманское право относится
к религиозным правовым системам, так
как основано на исламе. Оно отличается
сложностью, необычностью источников,
структуры, терминов и т. д. и включает
в себя не только юридические нормы, но
и религиозные, нравственные регуляторы,
обычаи.
Особенности мусульманского права:
1. Норма права воспринимается
как правило, адресованное всем мусульманам
Аллахом, который открыл его человеку
через своего пророка Мухаммеда.
2. Выделяются четыре главных
источника мусульманского права: Коран
– священная книга мусульман, где собраны
речи и проповеди пророка Мухаммеда; Сунна
– сборник преданий о жизни пророка, его
образе мыслей и действий; Иджма – согласие мусульманского
сообщества об обязанностях мусульманина; Кияс (Кийяс)
– суждение по аналогии, т. е. применение
к новым сходным случаям правил, установленных
Кораном, Сунной и Иджмой.
К второстепенным источникам
относится закон, который не может
противоречить исламу и религиозно-правовой
доктрине. Судья при рассмотрении
дела ссылается не на Коран или
Сунну, а лишь на автора, авторитет
которого общепринят.
3. В структуре мусульманского
права отсутствует публичное
и частное право, однако в
современный период выделяются
в качестве основных отраслей
уголовное, судебное и семейное
право. Судья единолично рассматривает
любые категории дел. К судьям предъявляются
высокие квалификационные требования,
особенно в отношении их религиозно-правовой
подготовки.
Семья мусульманского права
включает Иран, Ирак, Пакистан, Саудовскую
Аравию, Ливан, Судан и др.
Индусская правовая семья основана
на своеобразном религиозном комплексе
– индуизме и составляет одну из религиозно-традиционных
семей права. К этой семье относятся правовые
системы государств: Бангладеш, Непала,
Гайаны, Бирмы, Сингапура, Малайзии, некоторых
стран восточного побережья Африки, например
Танзании, Уганды, Кении.
Для этой правовой семьи характерны:
1. Связь с кастовой системой,
основной догмой которой является
положение о том, что все
люди с рождения разделены
на определенные социальные иерархические
группы – касты, каждая из
которых имеет свои права, обязанности,
свое миропонимание и мораль.
2. Источником права и
религии считаются веды – сборники
индийских религиозных песен,
молитв, гимнов, содержащих, по существу,
правила поведения.
3. Индусское право основывалось
на обычаях в регулировании
вопросов права наследования, правового
режима имущества отдельных членов
неразделенной семьи и раздела
семейного имущества.
4. Нормативные установления
и решения судебной практики
не составляли источника индусского
права.
5. После обретения Индией
и другими британскими колониями
независимости происходил процесс
кодификации индусского права,
был принят ряд законов, унифицировавших
брачное право индусов и приспособивших
его к современному мировоззрению,
были приняты законы об опекунстве
несовершеннолетних, о наследовании,
об усыновлении и др., которыми
современные судьи руководствуются
при рассмотрении конкретных дел.
Что касается кастовых дел, то
суд не вправе пересматривать кастовые
правила, он лишь следит за их соблюдением
и правильным применением. Но суд
может аннулировать решение собрания
касты, если оно содержит «вызов национальному
правосудию».