Ст. 176 НК РФ “Порядок возмещения налога”: комментарии и особенности

Как вернуть социальный налоговый вычет физическому лицу

Получение платного образования, медикаменты и лечение, благотворительность или пенсионные расходы – все эти траты можно включить в состав расходов, для которых предусмотрен налоговый вычет по НДФЛ (статья 219 НК РФ).

Размер социального вычета – до 120 тысяч рублей ежегодно. Получить эти деньги можно непосредственно у работодателя, предоставив соответствующее заявление – тогда удержанный с сотрудника подоходный налог не будет перечисляться в бюджет, а выдается на руки работнику. Как только сумма возвращенного НДФЛ достигнет предельной величины, дальнейшее удержание и перечисление налога будет производиться по стандартной схеме.

Получить 120 тысяч рублей целиком можно, если обратиться в налоговый орган по месту жительства. По окончании календарного года физическому лицу дается 4 месяца на составление декларации по форме 3-НДФЛ. В этом документе перечисляются произведенные расходы на социальные нужды, к декларации прилагаются договоры с образовательными или лечебными учреждениями, квитанции и чеки об оплате.

Установленный налоговым законодательством лимит не соблюдается, если налогоплательщику (членам его семьи) требуется дорогостоящее лечение или медикаменты. В таких случаях государство возмещает полностью все затраченные суммы.

Стоимость услуг

Для многих фирм в Москве спорные суммы подлежащих возмещению налогов составляют сотни тысяч, а иногда и миллионы рублей. Их возвращение может существенно влиять на бизнес, открывать возможности для его расширения, покупки новых технологий, оборудования и получения других конкурентных преимуществ.

Цена возврата НДС специалистами ООО «РусКонсалтГрупп» зависит от размера спорной суммы. В большинстве случаях она составляет 7-10% от нее, но определяется индивидуально только после проведения экспертизы и оценки сложности конкретного случая.

Мы готовы подключиться к решению вопроса на любом этапе, но чем раньше, вы обратитесь к профессионалам, тем выше шансы быстро получить законные выплаты из бюджета или зачет будущих налоговых платежей.

Исключительный порядок возмещения

Налоговым правом предусмотрена возможность ускоренного проведения процедуры возмещения НДС для отдельного разряда налогоплательщиков. Если в течение последних трех лет организация перечислила в государственную казну 10 миллиардов рублей налоговых сборов, она может претендовать на получение возврата НДС в упрощенном порядке. В течение 5 суток после сдачи налоговой декларации подается заявление о возврате НДС, а еще через 5 дней подразделение ФНС выносит решение о досрочной компенсации налога.

Ускоренное возмещение обеспечивается банковской гарантией, по которой возвращенные налогоплательщику деньги будут перечислены обратно в госбюджет, если результат камеральной проверки будет не в пользу заявителя.

Условия возмещения НДС

В большинстве случаев сотрудники налогового органа не создают искусственных препятствий для возврата НДС. Поэтому не должны возникнуть особые сложности с его возмещением. Главное, чтобы в процессе своей деятельности компания:

  • выполняла предусмотренные законом условия;
  • правильно вела налоговый учет;
  • предоставила все подтверждающие документы, в которых бы отсутствовали ошибки в исчислениях.

Важно! Для возмещения НДС необходимо подготовить налоговую декларацию и написать в адрес ФНС соответствующее заявление, указав в нем способ возмещения – зачёт в счёт будущих доходов или возврат

Возврат НДС на карту — это развод на деньги!

Во время пандемии многие страны предоставляют помощь своим
людям, как минимум в СМИ об этом говорят. И вот мошенники решили воспользоваться
данной ситуацией и придумали как они могут на этом заработать.

Мошенники придумали историю, что сейчас каждый может получить компенсацию НДС на свою карту, создали сайт, где необходимо проверить номер свой карты (или другие данные) и сайт выдаст вам сумму положенной компенсации.

На самом деле подобные сайты ничего не проверяют, они лишь создают иллюзию и всем «начисляют» одинаковые цифры, после того как пользователь приходит в восторг от того, что сейчас он получит целую кучу денег – его просят оплатить и разводят на деньги!

Единый компенсационный центр возврата НДС

Это один из проектов, который разводит на деньги. Мошенники выдумали
название некой службы, которая занимается возвратом невыплаченных денежных средств.
Звучит красиво, но на деле полный развод на деньги.

Первым делом нужно ввести свое ФИО и последние 6 цифр своей
карт, но ввести можно абсолютно любые данные и сайт все равно начислит вам фантики
на баланс, только вот вывести их не получится, потому что это просто цифры на
мошенническом сайте.

Если вы попробуете вывести деньги, вас ждет сообщение с требованием заплатить за какую-то услугу, и вот тогда вам точно выплатят эти 222 420.79 рублей! Но это обман! Не платите ничего!

Обычно мошенники на фоне большой выплаты просят заплатить совсем немного, скажем 200-500 рублей за юридические услуги, но это только начало! После этого вас заставят платить еще и еще… Так люди теряют на этом разводе по 30 тысяч рублей!

Cлужба финансовой защиты по возврату НДС

Еще один сайт мошенников, который работает по такому же
принципу. Якобы проверяет после 6 цифр по базе и начисляет вам целую кучу
денег, 150 – 250 тысяч рублей! От такой суммы многие потеряют бдительность и
рискуют попасть в лапы мошенников!

В данном случае, с вами тоже ведет общение юрист, но это
лишь иллюзия! Сайт запрограммирован под определенные вопросы и ответы,
пообщаться с данным «юристом» у вас не получится.

Вам нужно будет заполнить анкету и выполнить еще несколько бессмысленных
действий, все это для того, чтобы вы вовлеклись в этот процесс и без задней
мысли перевели мошенникам свои деньги!

Начинается настоящий развод с того момента, как сайт просит вас оплатить юридические услуги за 200 – 370 рублей, а потом еще 500 рублей за идентификацию, за комиссию, пошлину и еще два десятка платежей ждут вас! Это и есть развод дамы и господа!

Специфика исчисления сроков по ст. 176 НК РФ

Комментариями к рассматриваемой норме разъясняется особенность правил ст. 101, в соответствии с которыми устанавливается период для вынесения решения. По их смыслу, на его принятие отводится 10 дней. Исчисление начинается с момента истечения двух недель, на протяжении которых плательщику надлежит предъявить свои возражения. В указанный срок руководителем инспекции принимается решение о привлечении субъекта к ответственности за нарушения, обнаруженные в ходе камеральной ревизии либо об отказе в этом. Вместе с тем выносится постановление о возмещении НДС либо о неудовлетворении заявления плательщика. Компенсация может быть частичной или полной. Контрольная служба обязана сообщить экономическому субъекту о принятом решении. Это необходимо сделать в пятидневный период с даты его вынесения.

Советуем прочитать

Ускоренное возмещение НДС добросовестными налогоплательщиками – возмещение НДС в ускоренном порядке добросовестными налогоплательщиками.

Заявительный порядок возмещения НДС – упрощенный порядок возмещения НДС, при котором налог возмещается до завершения проводимой налоговым органом камеральной налоговой проверки.

Возврат НДС – возмещение НДС в виде перечисления возвращаемого из бюджета налога на счет налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка – налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа

Зачет и возврат налога – Зачет налога – зачет сумм излишне уплаченных налогов в счет текущей или будущей задолженности по налогам. Возврат налога – перечисление из бюджета на счет налогоплательщика сумм уплаченного налога.

Налоговый вычет по НДС – суммы НДС, уплаченные поставщикам, уплаченные при ввозе на территорию России таможенным органам и в иных аналогичных случаях, которые уменьшают сумму исчисленного НДС.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог, который установлен главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса России. НДС является федеральным налогом.

08.10.2020

Статья 176 — структура и статьи

  • Статья 143. Налогоплательщики
  • Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
  • Статья 145.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности
  • Статья 146. Объект налогообложения
  • Статья 147. Место реализации товаров
  • Статья 148. Место реализации работ (услуг)
  • Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
  • Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)
  • Статья 151. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации
  • Статья 153. Налоговая база
  • Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)
  • Статья 155. Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав
  • Статья 156. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров
  • Статья 157. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи
  • Статья 158. Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса
  • Статья 159. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления
  • Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
  • Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами
  • Статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
  • Статья 162.1. Особенности налогообложения при реорганизации организаций
  • Статья 162.2. Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
  • Статья 163. Налоговый период
  • Статья 164. Налоговые ставки
  • Статья 165. Порядок подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов
  • Статья 166. Порядок исчисления налога
  • Статья 167. Момент определения налоговой базы
  • Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю
  • Статья 169. Счет-фактура
  • Статья 169.1. Компенсация суммы налога физическим лицам — гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок и условия осуществления такой компенсации
  • Статья 170. Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)
  • Статья 171. Налоговые вычеты
  • Статья 171.1. Восстановление сумм налога, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств
  • Статья 172. Порядок применения налоговых вычетов
  • Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
  • Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
  • Статья 174.1. Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации
  • Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме
  • Статья 176.1. Заявительный порядок возмещения налога
  • Статья 177. Сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией

Заявительный порядок возмещения налога (ст. 176.1 НК РФ)

Заявительный порядок возмещения НДС – это упрощенный порядок возмещения НДС, при котором налог возмещается до завершения проводимой налоговым органом камеральной налоговой проверки. Заявительный порядок возмещения НДС регулируется статьей 176.1 НК РФ.

Право на применение заявительного порядка возмещения НДС имеют (п. 2 ст. 176.1 НК РФ):

1) налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 2 миллиардов рублей. Указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет;

2) налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей;

3) налогоплательщики – резиденты территории опережающего социально-экономического развития, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, договор поручительства управляющей компании, определенной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации” (копию договора поручительства), предусматривающий обязательство управляющей компании на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей. Обязательство управляющей компании по уплате в бюджет за налогоплательщика сумм налога, излишне полученных им (зачтенных ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, возникает, если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа о возврате излишне полученных (зачтенных) сумм налога в течение 15 календарных дней с момента выставления требования налоговым органом;

4) налогоплательщики – резиденты свободного порта Владивосток, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, договор поручительства управляющей компании, определенной Федеральным законом “О свободном порте Владивосток” (копию договора поручительства), предусматривающий обязательство управляющей компании на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей. Обязательство управляющей компании по уплате в бюджет за налогоплательщика сумм налога, излишне полученных им (зачтенных ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, возникает, если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа о возврате излишне полученных (зачтенных) сумм налога в течение 15 календарных дней с момента выставления требования налоговым органом;

5) налогоплательщики, обязанность которых по уплате налога обеспечена поручительством в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса, предусматривающим обязательство поручителя на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика сумму налога, излишне полученную им (зачтенную ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

Элементы НДС

Объектами налогообложения НДС являются:

  • реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг. Ряд операций, указанных в пункте 2 статьи 146 НК РФ, не признаются объектами налогообложения НДС;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • передача для собственных нужд товаров, работ, услуги, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль;
  • ввоз (импорт) товаров на территорию РФ.

Не облагаются НДС товары и услуги, перечисленные в статье 149 НК РФ. Среди них есть социально значимые, такие как: реализация некоторых медицинских товаров и услуг; услуги по уходу за больными и детьми; реализация предметов религиозного назначения; услуги по перевозке пассажиров; образовательные услуги и т.д. Кроме того, это услуги на рынке ценных бумаг; банковские операции; услуги страховщиков; адвокатские услуги; реализация жилых домов и помещений; коммунальные услуги.

Налоговая ставка НДС может быть равна 0%, 10% и 20%. Есть еще понятие «расчетных ставок», равных 10/110 или 20/120. Их используют при операциях, указанных в пункте 4 статьи 164 НК РФ, например, при получении предоплаты за товары, работы, услуги. Все ситуации, при которых применяются определенные налоговые ставки, приводятся в статье 164 НК РФ.

По нулевой налоговой ставке облагаются операции экспорта; трубопроводный транспорт нефти и газа; передача электроэнергии; перевозки железнодорожным, воздушным и водным транспортом. По 10% ставке – некоторые продовольственные товары; большинство товаров для детей; лекарства и медицинские изделия, не входящие в перечень важнейших и жизненно необходимых; племенной скот. Для всех остальных товаров, работ, услуг действует ставка НДС в 20%.

Налоговая база по НДС в общем случае равна стоимости реализуемых товаров, работ, услуг, с учетом акцизов для подакцизных товаров (ст.154 НК РФ). При этом в статьях со 155 по 162.1 НК РФ приводятся подробности для определения налоговой базы отдельно для разных случаев:

  • передача имущественных прав (ст. 155);
  • доход по договорам поручения, комиссии или агентскому (ст. 156);
  • при оказании услуг перевозок и услуг международной связи (ст. 157);
  • реализация предприятия как имущественного комплекса (ст. 158);
  • выполнение СМР и передача товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд (ст. 159);
  • ввоз (импорт) товаров на территорию РФ (ст. 160);
  • при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ налогоплательщиками – иностранными лицами (ст. 161);
  • с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг (ст. 162);
  • при реорганизации организаций (ст. 162.1).

Налоговым периодом, то есть тем периодом времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате по НДС, является квартал.

Плательщиками НДС признаются российские организации и индивидуальные предприниматели, а также те, кто перемещает товары через таможенную границу, то есть, импортеры и экспортеры. Не платят НДС налогоплательщики, работающие на специальных налоговых режимах: УСН, ЕСХН, ПСН (кроме случаев, когда они ввозят товар на территорию РФ), и участники проекта «Сколково».

Кроме того, могут получить освобождение от уплаты НДС налогоплательщики, которые отвечают требованиям статьи 145 НК РФ: сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг за три предыдущих месяцев без учета НДС не превысила двух млн. рублей. Освобождение не распространяется на ИП и организации, реализующие подакцизные товары.

Начисление процентов

В пункте 10 рассматриваемой нормы определены последствия нарушения срока для возврата налоговой суммы с 12-го дня от момента завершения камеральной ревизии, по итогам которой контрольная служба приняла решение о частичной/полной компенсации уплаченной суммы. При таких обстоятельствах законодательство предусматривает начисление процентов в соответствии с действовавшей на тот момент ставки рефинансирования.

В процессе разрешения споров, связанных с установлением периода их расчета, необходимо исходить из следующего. Если территориальный орган ФНС не принял решение о возмещении в срок, предусмотренный в пункте втором рассматриваемой нормы, вследствие выявления нарушений, но впоследствии данные выводы были признаны ошибочными, судебной инстанцией в том числе, проценты должны быть начислены по правилам п. 10. В нем установлено, что расчет осуществляется с 12-го дня с даты окончания камеральной ревизии, по результатам которой должно быть принято решение о компенсации налоговой суммы. Аналогичный подход применяется и при рассмотрении споров, касающихся начисления в пользу плательщика процентов при нарушении сроков, установленных для возврата установленных платежей в заявительном порядке. Их выплата также предусматривается в п. 10.

Возмещение НДС по перевозке с точки зрения налоговиков

Свою точку зрения налоговики и финансисты выразили в письме Минфина РФ от 15.08.2012 № 03-07-11/299. О чем оно? Специалисты финансового ведомства указывают, что счета-фактуры, согласно пункту 3 статьи 168 НК РФ, следует выставлять исключительно в случае реализации товаров. Далее они рассматривают случай, когда в соответствии с условиями заключенного договора поставщик организует перевозку, а покупатель возмещает ему осуществленные транспортные расходы. При этом, по мнению чиновников, в счете-фактуре продавца по отпущенным товарам стоимость услуг по доставке указывать не следует.

Потом они сообщают, что поставщик может оказывать транспортные услуги покупателю также по комиссионному или агентскому договорам. При этом покупатель вправе произвести вычеты НДС по таким услугам на основании счетов-фактур, которые выдаст ему продавец

Обратите внимание, что в этом случае при выписке счета-фактуры агент или комиссионер, заказавший услуги по доставке товаров, обязан указать в нем название фактического поставщика услуг (то есть перевозчика), а не свое собственное

Рассуждая таким образом, чиновники приходят к выводу, что покупатель не может взять к вычету НДС по возмещаемым транспортным услугам, поскольку подобные счета-фактуры, согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, не могут служить основанием для осуществления налогового вычета.

Иными словами, финансисты в целях возмещения НДС настаивают на документальном оформлении посреднических отношений между поставщиком и перевозчиком. Следовательно, и составлять счета-фактуры следует по правилам, установленным для посредников. Это значит, что поставщик товара должен выписать покупателю два счета-фактуры:

  1. непосредственно на сами товары — как продавец;
  2. на услуги перевозки — как агент (с указанием имени фактического поставщика услуг).
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий