Ст. 185 УК РФ: признаки, наказание, специфика, комментарии

Повестка в военный комиссариат

На мероприятия, которые связаны с призывом на военную службу, военный комиссариат приглашает граждан повестками. До получения повестки призывникам не нужно обращаться в военкомат.

Исключение предусмотрено лишь для граждан, у которых в военном билете есть мобилизационное предписание. Им необходимо после объявления мобилизации прибыть в указанные в предписании место и срок без повестки и предупреждения из военкомата. Поясним: мобилизационное предписание – это вкладыш в военном билете, где прописаны номер команды на случай мобилизации, наименование и код воинской должности, воинское звание. Такое предписание означает, что гражданин находится в составе воинской команды, которую при мобилизации будут формировать в максимально короткий срок. Оно находится в военном билете в течение всего призывного срока. Действует предписание, пока его не изымут у гражданина. После этого в военном билете ставят штамп, в котором указывают дату изъятия.

Повестку о явке в военный комиссариат призывнику могут вручить по месту его проживания или работы. Об этом сказано в п. 7 Положения о призыве на военную службу граждан РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663):

«Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке».

Работники, осуществляющие воинский учет в организациях, «оповещают граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов муниципальных образований или органов местного самоуправления и обеспечивают их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время» (п. 29 Методических рекомендаций, утв. Минобороны России 11 июля 2017 г.).

Работодатель не несет ответственности за неявку сотрудника в военный комиссариат, если добросовестно вручил повестку под роспись. Заставить сотрудника явиться в военкомат или привлечь его к дисциплинарной ответственности за неявку работодатель не вправе.

Однако в ст. 21.2 КоАП РФ сказано: «Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей».

Работник военного комиссариата может вручить повестку в любом месте, хоть во дворе, – законом это не запрещено. Главное, чтобы человек расписался при ее получении. Однако вручить повестку должны лично призывнику. Если ее передали родственнику или соседу, повестка недействительна.

Когда вручение повестки невозможно, например гражданин не живет по месту прописки, военный комиссариат направляет в органы внутренних дел письменное обращение с просьбой обеспечить явку призывника. Практика адвокатов МКА «РОСАР» показывает, что представитель военкомата может вручить повестку при задержании гражданина сотрудниками полиции.

Если вам принесли повестку, внимательно ее рассмотрите. Форма документа определена Приказом Министра обороны РФ от 22 ноября 2021 г. № 700 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета». В повестке должны быть указаны: дата и время явки; причина вызова; должностное лицо, которое вас вызывает; рабочий телефон для связи. На документе обязательно должны быть гербовая печать военного комиссариата и подпись военного комиссара.

Виды манипулирования рынком ценных бумаг

К манипулированию на рынке относятся следующие действия:

  1. Преднамеренное объявление недостоверной информации, из-за которой объем торгов, цена, предложение, спрос на финансовые инструменты, валюту или товары изменились или сохранялись на несоответствующем уровне (имеется в виду уровень, который формируется сам по себе, исключая подобное информационное вмешательство). Средства распространения — СМИ, телекоммуникационные сети, интернет и др.
  2. Аналогичное отклонение или поддержание несоответствующего положения ценных бумаг на рынке путем совершения операций с финансовым инструментом по предварительному сговору среди участников торгов, их работников или иных заинтересованных лиц. Этот вид относят к организованным торгам.
  3. Совершение участником, мотивированным корыстными желаниями, сделок, результатом которых стало отклонение цены, спроса и прочего от привычного значения или их поддержание на несоответствующем уровне за счет влияния на объекты сделки. Этот вид манипулирования применяется к организованным торгам.
  4. Выставление участником для собственной выгоды одновременно двух и более заявок разнохарактерной направленности на организованных торгах. Из-за этого цена покупки финансового инструмента у данных заявок сравнялась либо стала превышать цену продажи подобной валюты, товара и др. Такое действие расследуется, если по данным заявкам цена, объем торгов и т.д. за счет влияния объектов торгов были установлены в размере, отличающемся от обычного. Этот вид относят к организованным торгам.
  5. Проведение на организованных торгах нечестных сделок, обладающих в период выставления наибольшей ценой покупки либо наименьшей ценой продажи объектов сделок, в результате чего их цена сильно отклоняется от значения, которое сформировалось бы без такого вмешательства. Речь идет о неоднократном вмешательстве в течение одного торгового дня.
  6. Совершение участником для собственной выгоды сделок, которые могут сбить с толку других участников торгов относительно вопросов цены финансового инструмента, валюты или товара, в результате чего цена финансового инструмента и прочего стала поддерживаться в неестественном размере.
  7. Многочисленное невыполнение обязательств по операциям, проведенным на организованных торгах с неизменными объектами сделок, из-за чего цена, спрос и т.д. неестественно изменились или сохранялись в значении, значительно отличающемся от ожидаемого.

Примеры из практики судов

Анализ приговоров судов общей практики и изучение обобщений судебной практики показывают, что разнообразны как сферы, в которых работают должностные лица, привлекаемые к ответственности по ст. 285 УК РФ, так и вменяемые им действия.

Вот лишь несколько примеров:

  • Бывший заместитель начальника отдела уголовного розыска одного из районных отделов полиции осужден за передачу сведений, к которым он имел доступ, своему знакомому.
  • Инспектор ГИБДД – за организацию действий по получению водительского удостоверения без фактической сдачи экзамена и проверки знаний и навыков.
  • Глава администрации сельсовета – за то, что подписал акты выполненных работ и справки об их стоимости, когда они были не выполнены полностью. Это стало причиной незаконного перечисления бюджетных денег исполнителю работ.
  • Сотрудник исправительного учреждения – за непринятие мер по изъятию средств связи у осужденного и обеспечению установленного законом порядка отбывания наказания.
  • Участковый уполномоченный полиции – за составление объяснений от имени заявителя и лица, в отношении которого было написано заявление о привлечении к уголовной ответственности. На основании заявления он же впоследствии принял незаконное решение об отказе в возбуждении дела, укрыв тем самым преступление от учета.
  • Главный лесничий – за непринятие мер по предотвращению незаконной вырубки лесных насаждений, о которой ему было достоверно известно, и укрытие этого факта от надзирающего органа.
  • Судебный пристав-исполнитель – за сокрытие от взыскателя информации о наличии у должника имущества, за счет которого может быть погашена задолженность, и последующее внесение заведомо ложных сведений в справку регистрирующего органа.
  • Судебный пристав-исполнитель – за составление фиктивных документов о невозможности взыскания задолженности.
  • Директор школы – за фиктивное трудоустройство рабочего по ремонту и присвоение впоследствии начисленной ему заработной платы.
  • Государственный ветеринарный инспектор – за выдачу ветеринарных свидетельств об осмотре животных, необходимых для перевозки и реализации мясной продукции, без его фактического проведения.

О служебном подлоге

Предмет правонарушения, то есть СП, — это официальные бумаги, которые используются войсками и воинскими формированиями России, госорганами и муниципальными учреждениями, структурами ВС России, которые возлагают обязанности или снимают их, а также подтверждают юридически важные события и происшествия. Официальный документ — письменный акт, который служит спусковым крючком для возникновения определённых юридических ситуаций.

В ФЗ от 27 июля 2006 г. №149 есть определение электронного документа. Данный формат документа представляет собой задокументированный акт в электронном виде, созданном для восприятия при помощи ЭВМ и трансляции по каналам СМИ или обработке с помощью информационных каналов.

К этому можно добавить пример – юридическое постановление о прекращении либо, наоборот, возбуждении уголовного процесса, о чем свидетельствуют факты и происшествия, обладающие юридической значимостью и способные повлечь юридическое наказание.

Служебный подлог предполагает внесение заведомо ложных сведений в официальные документы

В офиц. документах должны быть проставлены все требуемые законодательством реквизиты (дата, номер, печать и прочее знаки, которые должны соответствовать самому документу), а также такие бумаги должны быть зарегистрированными уполномоченными сотрудниками.

Судебная практика

Исходя из судебной практики, которая формируется с помощью проработки судебными органами территориальных единиц страны различных ситуаций, связанных с фактами кражи денежных средств, чужого имущества, находящегося в собственности граждан. Статья 158 уголовного кодекса распространяет свое действие на все судебные органы, даже при наличии внутренних региональных нормативно-правовых актов, работающих в оптимальном режиме. Суд, который реализует работу по восстановлению справедливости и назначению мер наказания, не всегда может сразу разобраться в сложившейся ситуации, руководствуется индивидуальным подходом к каждому гражданину. Основными проблемными моментами при рассмотрении уголовных производств, где кража статья 158 считается ключевым аспектом, являются:

  • возможность разграничить мелких краж от других небольших хищений, квалифицировать преступление надлежащим образом, правильно назначить наказание;
  • рассмотрение вопросов, связанных с воровством в крупных или особо крупных стоимостях;
  • процесс определения признаков, которые характеризуют кражу;
  • привлечение к мерам ответственности вследствие рецидивного нарушения закона, а также сочетания нескольких преступлений, связанных с воровством в одном процессе.

Проблемой также является недостаточная осведомленность людей о наказании, обычно мало кто из граждан знает какую ответственность предполагает кража какая статья предусматривает за её совершение. Решением этого вопроса можно считать профилактическую работу с населением в части правовой грамотности.

Что такое манипулирование рынком ценных бумаг?

Манипулирование рынком подразумевает под собой умышленное распространение заведомо ложных сведений или совершение операций с валютой и финансовыми инструментами, если при этом изменились спрос, предложение или объем торгов.

При этом обязательно должен иметь место результат таких действий в форме причинения ущерба, извлечения излишнего дохода или избегания убытков.

В том виде, в каком статья сегодня существует в УК РФ, она появилась в 2011 году. Ранее она имела другое название – «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг».

Очевидно, что нынешняя редакция дополнила предыдущую новыми финансовыми объектами, которые подвергаются манипуляциям недобросовестных агентов рынка.

К таким СМИ могут быть отнесены:

  • Печатные издания;
  • Радио;
  • Телепрограммы и видеопрограммы;
  • Интернет.

Нормативной основой ст. 185.3 УК РФ является ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» №224.

В данном законе дается пояснение о том, какие именно действия могут быть оценены в качестве манипуляций рынком. К ним относятся:

  • Распространение ложных сведений публичным способом, которые повлияли на изменение цен, уровня спроса и предложения на финансовые инструменты и иные рыночные объекты;
  • Совершение операций по предварительному соглашению участников торгов, которые повлияли на изменение цены, спроса и предложения на рыночные объекты;
  • Совершение сделок, обязательства по которым исполняются в интересах или за счет одного лица;
  • Выставление на торгах противоположных заявок в интересах одного лица, в которых цена покупки выше или равна цене продажи, если в результате этих действий произошло отклонение уровня цен, спроса или предложения;
  • Неоднократное совершение на торгах сделок в отношении одного лица в целях введения в заблуждение участников рынка относительно цены финансового инструмента;
  • Неоднократное неисполнение обязательств по торгам без намерения их исполнения.

Данные действия не признаются манипулированием, если обязательства по этим операциям прекращены на основании, предусмотренном правилами организатора торговли.

Кто чаще выступает субъектом рыночного манипулирования?

Участники, как правило, прибегают к махинациям ради повышения собственных доходов, в то время, как сторонние субъекты преследуют более неопределенные цели.

Среди наиболее распространенных целей выделяют следующие:

  • Извлечение прибыли и получение высоких доходов путем завышения цен продаваемых инструментов;
  • Получение контроля над управлением компанией после покупки контрольного пакета акций по заниженным ценам;
  • Причинение крупного или особо крупного ущерба конкурентам;
  • Получение доступа к выгодным заказам и победам на торгах;
  • Дестабилизация экономического состояния страны или отдельно взятого региона или округа.

Государство при этом имеет право на манипулирование рынком с целью осуществления своих контрольных и регулирующих функций по обеспечению стабильности внутреннего рынка страны.

Что следует понимать под инсайдерской информацией?

Это могут быть всевозможные конфиденциальные сведения: коммерческая тайна, служебная тайна, тайна связи т.д.

Чтобы информация была признана инсайдерской, она должна отвечать ряду критериев:

  • Быть точной и ранее неизвестной;
  • Она оказывает влияние на изменение цен на ценные бумаги, валюты или иные операции;
  • Состоять в официально утвержденном перечне инсайдерской информации.

Инсайдерами – теми, кто обладает ценной информацией, могут быть не только представители высшего руководства предприятий. Это могут быть и менее влиятельные субъекты.

В целом, в той или иной ситуации инсайдерами могут стать:

  • Члены совета директоров;
  • Члены коллегиальных органов исполнительной власти;
  • Страховые и кредитные организации;
  • Аудиторы, имеющие доступ к финансовой отчетности;
  • Эмитенты;
  • Организаторы торговли и брокерские агенты;
  • Органы местного самоуправления;
  • Оценщики и др.

Даже обычный гражданин может стать носителем инсайдерской информации, случайно услышав какие-то сведения или похитив ценные электронные архивы.

Комментарий к ст. 185 УК РФ

1. Понятие ценной бумаги содержится в ст. ст. 142 – 149 ГК (см. коммент. к ст. 177). Значение специальных терминов, используемых при описании признаков состава обсуждаемого преступления, уясняется путем обращения к законодательству о ценных бумагах.

В ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” (в ред. от 29.12.2012) дается определение эмиссии ценных бумаг, эмитента, эмиссионной ценной бумаги, выпуска эмиссионных ценных бумаг, размещения эмиссионных ценных бумаг, владельца бумаг. Статья 19 Закона определяет процедуру эмиссии и ее этапы, включая принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, утверждение решения о выпуске, государственную регистрацию выпуска, государственную регистрацию отчета об итогах выпуска и т.д. Здесь же установлено, что эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями данного Закона, не подлежат размещению, если иное этим Законом не предусмотрено.

В ст. 22.1 определено, кем утверждается и должен быть подписан проспект ценных бумаг юридических лиц.

2. Согласно ст. 20 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом. Таким органом является ФСФР России, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 (в ред. от 05.05.2012).

3. Внесенная в проспект ценных бумаг недостоверная информация может искажать любые фактические данные, которые необходимо отражать в проспекте в соответствии со ст. 22 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”. Это сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект; основная информация о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска и др.

4. Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска, если иное не установлено законом (ст. 24 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”). Нарушение этого требования и означает совершение предусмотренных комментируемой статьей действий в виде размещения эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.

5. Главным критерием отнесения к признакам обсуждаемого деяния искажения сведений в проспекте ценных бумаг, а также иных перечисленных в комментируемой статье действий является их способность породить общественно опасные последствия в виде крупного ущерба.

В примеч. к комментируемой статье определено, что крупным ущербом в этой статье признается ущерб, превышающий 1 млн. руб. Ущерб преступлением может быть причинен не только приобретателям акций, но и тем, кто, к примеру, не сумел воспользоваться своим правом (если соответствующее право было установлено законом либо, скажем, решением эмитента) и приобрести ценные бумаги, приносящие высокий доход.

6. Субъективная сторона преступления может заключаться как в прямом, так и косвенном умысле. Вместе с тем собственно искажение сведений в проспекте и другие предусмотренные комментируемой статьей действия должны быть для совершающего их лица заведомо незаконными.

7. Субъекта преступления принято считать специальным. При его определении следует учитывать те полномочия, которые выполняет лицо в организации-эмитенте. В частности, поскольку обязанность по утверждению проспекта ценных бумаг возложена согласно п. 1 ст. 22.1 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” в хозяйственных обществах на совет директоров (наблюдательный совет), то субъектами признаются члены совета директоров (а ответственность будут нести те из них, кто голосовал за утверждение проспекта, заведомо для них содержащего недостоверную информацию, если такие действия повлекли причинение крупного ущерба).

8. О понятии совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой см. коммент. к ст. 35. О правилах квалификации по этим признакам преступлений, субъект которых – специальный, см. коммент. к ст. 174.

Понятие и признаки инсайдерской информации


Инсайдерская информация понимается как сведения, предназначенные для внутреннего использования избранным кругом лиц. Такие сведения обладают подлинностью и достоверностью, способны при их использовании для принятия решения относительно приобретению или реализации финансовых инструментов привести к повышенному уровню дохода либо неоправданным убыткам у остальных участников процесса торговли.

Такая информация формируется во время осуществления деятельности участниками рыночных отношений, предназначена для информирования заинтересованного круга лиц.

К ним относятся:

  • собственники;
  • топ-менеджеры — они принимают стратегически важные решения, но не имеют своей целью обогащение.

Согласно закону № 224 «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации» к формам инсайдерской информации относят:

  • сведения относительно выбора, который сделан по результатам сравнительного анализа предложений по тендеру;
  • информация о результатах проведенного аудиторского контроля внутренней среды эмитентов, отраслей или прочих субъектах рыночной структуры;
  • информация о директивах, определяемых на собраниях учредителей или советов директоров;
  • корректирующие поправки к объему выпуска доминирующим на рынке субъектом, превышающие десятую долю, в пользу увеличения или редуцирования;
  • содержание решений, диктуемых Центробанком или иными органами в отношении функционирования участников маркетинговых отношений, а также выдаче лицензий, приостановки их действия или прекращении действия разрешения на участие в торговле финансовыми инструментами;
  • данные о планируемых слияниях, разделении собственности или корректировки состава учредителей и совета директоров;
  • информация о планируемых крупных сделках в приложении к одному или нескольким финансовым инструментам;
  • данные о стоимости чистых активов и калькулируемой цене паевого инвестиционного взноса;
  • любая другая информация признанная конфиденциальной и обращающаяся среди ограниченного списка субъектов, перечисленных в числе инсайдеров.

Важно! К обязательным признакам рассматриваемой разновидности информации относится то, что она вносится в соответствующий реестр относительно каждого субъекта рыночных отношений. Инсайдерская информация обладает признаками:

Инсайдерская информация обладает признаками:

  • точная и конкретная, то есть речь идет о том, что отсутствует предположительный характер, касается она определенных фактов, показателей;
  • не была распространена или предоставлена для распространения;
  • распространение или предоставление такой информации может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров на организованных рынках;
  • включена в соответствующий перечень инсайдерской информации.

Пример

Самый крупный случай утечки инсайдерской информации — это дело компании под названием TGS, что стало основанием для определения такого понятия.

Данная компания занималась добычей полезных ископаемых. В одно время подразделение фирмы установило новые места добычи, но при этом руководству такие данные сообщены не были. Вице-президент фирмы знал об открытии и смог выкупить фирму у ее владельца.

После того, как сделка была заключена — указанное событие осветилось посредством СМИ, и новый владелец получил возможность реализовать приобретенную фирму в 5 раз дороже. По этой причине инвестиционный рынок понес потери, поэтому были приняты необходимые меры.

Что такое Самоуправство

Самоуправство — это самостоятельное и самовольное осуществление тех или иных действий, не соответствующих законному порядку действий в каждой конкретной ситуации. Ответственность присутствует как в административном кодексе статья 19.1 КоАП РФ, так и в уголовном кодексе статья 330 УК РФ.

Как же хочется сделать все по своему, решить вопрос своими силами и средствами, не обращаясь к юристам, полицию и судебные органы. Взять, да и выкинуть наглого и бессовестного арендатора из занимаемого помещения, которое является моей собственностью или «выселить» на законных основаниях.

Или «заявиться» домой к должнику и, отжимая плечом дверь, потребовать свое, заявляя, что никуда без своих денежек не уйду ни сегодня, ни завтра. Или сменить замки в квартире без согласия бывшей супруги. И что же тут неправильного в таком поведении, ведь захватчик и должник нарушают мои права, а жену я не хочу видеть.

Прочтя данную статью, вы начнете понимать смысл самоуправства, его противозаконность и меру административной и уголовной ответственности.

Если у вас нет времени и желания самостоятельно разбираться в данном вопросе, воспользуйтесь нашей услугой: Юридическая помощь по административным делам.

Какое наказание предусмотрено?

Если лицо совершит простые, то есть без квалифицирующих признаков присвоение или растрату (преступления небольшой тяжести – часть 2 статьи 15 Уголовного кодекса РФ), его будет ждать одно из следующих наказаний:

ШтрафОбязательные работыИсправительные работыОграничение свободыПринудительные работыЛишение свободы
До 120 000 рублей или Доход осужденного за период до 1 годаДо 240 часовДо 6 месяцевДо 2 летДо 2 летДо 2 лет

Часть 2 статьи 160 Уголовного кодекса РФ предусматривает следующую санкцию (преступления средней тяжести – часть 3 статьи 15 Уголовного кодекса РФ):

ШтрафОбязательные работыИсправительные работыПринудительные работыЛишение свободы
До 300 000 рублей или Доход осужденного за период до 2 летДо 360 часовДо 1 годаДо 5 летДо 5 лет Факультативно: ограничение свободы до 1 года

Частью 3 статьи 160 Уголовного кодекса РФ предусмотрено следующее наказание (категория тяжких преступлений – часть 4 статьи 15 Уголовного кодекса РФ):

ШтрафЛишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностьюПринудительные работыЛишение свободы
От 100 000 до 500 000 рублей или Доход осужденного за период от 1 года до 3 летДо 5 летДо 5 лет Факультативно: ограничение свободы до полутора летДо 6 лет Факультативно: ограничение свободы до полутора лет Факультативно: штраф до 10 000 рублей (или в размере дохода за период до 1 месяца)

Наиболее строгая санкция предусмотрена за совершение таких присвоения и растраты, которые запрещены частью 4 статьи 160 Уголовного кодекса РФ. Эти преступления относятся к категории тяжких (часть 4 статьи 15 Уголовного кодекса РФ).

Лишение свободы
До 10 лет Факультативно: ограничение свободы до 2 лет Факультативно: штраф до 100 000 000 рублей (или в размере дохода за период до 3 лет)
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий