Субъекты медицинского страхования, их права и обязанности

Права СМО

Страховая организация несет правовую и материальную ответственность перед застрахованной стороной или перед страхователем за невыполнение условий договора. Оплата услуг медицинских учреждений производится в порядке и в сроки, установленные в договоре. СМО несет ответственность за несвоевременность внесения таких платежей. За несоблюдение положений договора СМО может быть лишена лицензии. При этом согласно ст. 38 вышеуказанного закона СМО обладает следующими приоритетами:

  • На свободный выбор медучреждений и организаций для оказания услуг по договорам ОМС;
  • На участие в аккредитации медучреждений;
  • На определение размера страховых выплат по ДМС;
  • На участие в разработке тарифов на конкретные мед. услуги;
  • На предъявление иска в суды в отношении медучреждения или медработника на возмещение морального или физического ущерба, причиненного по их вине пациенту, застрахованному в СМО;
  • На изучение мнения клиентов относительно доступности и качестве медицинских услуг;
  • На получение вознаграждения за предоставление условий по договору о финансовом обеспечении ОМС.

Согласно ст. 36 указанного закона СМО имеет право на участие (в составе региональной комиссии) в разработке территориальной программы ОМС по распределению объемов предоставления медпомощи.

Особенности ОМС

Обязательное медстрахование – это комплекс мер по охране здоровья, предоставлению бесплатной медподдержки в согласовании с работающими нормативно-правовыми актами и реализации предупредительных мер.

Страхование предоставляет гражданам равные возможности по мере необходимости медвоздействия. Ст. 41 Конституции России гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья и безвозмездную врачебную помощь в муниципальных (городских) учреждениях, осуществляемую методом уплаты страховых платежей, финансовых средств казны и остальных доходов.

Предоставление медуслуг осуществляется за счет ранее сформированных средств. Основные гарантированные услуги содержат в себе:

  • скорую врачебную помощь;
  • первичную помощь;
  • лечебно-предупредительные мероприятия;
  • спецпомощь;
  • предоставление услуг в рамках действующей системы ОМС.

Реализация работы по обязательному медстрахованию осуществляется через специальные юридические организации – страховые компании. Обеспечение жителей нужной медпомощью методом заключения договоров считается одной из основных задач. Также за счет средств осуществляется оплата услуг, которые оказываются застрахованным лицам (клиентам) медучреждений, и защита прав жителей страны.

Особенности добровольного медстрахования

ДМС считается формой соцзащиты жителей в области охраны здоровья, выражаемая в качестве гарантии оплаты медподдержки в случае страхового варианта за счет средств, накопленных страховщиками. Задачей этой формы страхования является гарантия людей на случай заболевания, нанесения ущерба здоровью, оказание медподдержки и услуг, которые не охватываются программой ОМС, но включены в ДМС.

Гражданам гарантируется полное либо частичное возмещение затрат страховщиками. Конкурентность между страховыми компаниями заставляет их создавать программы добровольного медстрахования с усовершенствованным перечнем услуг разного состава, некоторые из которых оказываются в программе ОМС.

Особенностями ДМС от остальных видов страхования являются:

  • реализация социальных функций: сокращение теневого выделения финансовых средств в системе здравоохранения и увеличение его продуктивности в целом (по оценкам профессионалов, сумма скрытых отчислений составляет до 30% всего рынка платных услуг в области медицины);
  • формирование, распространение высоких эталонов медподдержки жителям (ДМС предполагает качественную врачебную помощь с высоким уровнем обслуживания).

Страховые компании и лечебные учреждения

Страховая медицинская организация – это компания, получившая лицензию от правительства России и занимающаяся финансовыми вопросами страхования в случае наступления страхового случая.

Важно отметить, что ни представители исполнительной власти, занимающиеся вопросами здравоохранения, ни представители медицинских учреждений не могут являться учредителями или директорами такой организации. Эта организация должна быть включена в реестр страховых медицинских организаций прежде чем сможет предлагать свои услуги

Страховые организации уполномочены выбирать, с какими лечебно-оздоровительными учреждениями сотрудничать, и участвовать в их аккредитации и проверке. Сотрудничество осуществляется исключительно на основе договоров. Страховая компания обязана позаботиться о выдаче полиса ОМС и защищать интересы гражданина, застрахованного в ней, в случае необходимости.

Также составляется реестр медицинских учреждений, непосредственно обеспечивающих медицинскую помощь (сюда включаются лечебные процедуры, разные виды диагностики и профилактические меры). В этот реестр могут быть включены и индивидуальные предприниматели, специализирующиеся в области медицины.

Медицинские организации несут ответственность за то, насколько качественно они предоставляют услуги. Они имеют право заниматься другой деятельностью, не связанной с медицинским страхованием. Они не могут отказать в экстренной медицинской помощи, даже если у лица, нуждающегося в ней, нет документа ОМС.

Санаторно-курортное лечение

Санаторно-курортное лечение является одним из видов социального обеспечения. Право на бесплатное или льготное (со скидкой) предоставление путевок в санаторно-курортные учреждения имеют только те категории граждан, круг которых определен нормативными правовыми актами (например, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, лица, занятые на работах с химическим оружием, и др.).

Порядок обеспечения путевками зависит от цели санаторно-курортного лечения – профилактика заболеваний или долечивание непосредственно после стационарного лечения заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 г. № 309. К таким заболеваниям относятся острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения, сахарный диабет и др.

Санаторно-курортные учреждения должны иметь лицензии на осуществление медицинской деятельности и сертификаты соответствия на питание.

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются работодателями (страхователями) на основании заявлений работников при наличии у них медицинских заключений, выданных учреждениями здравоохранения.

Страхователь производит полную или частичную оплату стоимости путевки на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей исходя из расчета стоимости и продолжительности пребывания в санаторно-курортном учреждении одного человека в сутки, установленной федеральным законом о бюджете ФСС на соответствующий год, в пределах ассигнований на эти цели, установленных региональным отделением ФСС.

Расходы на оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение сверх норм, установленных ФЗ о бюджете ФСС на соответствующий год, осуществляются страхователем за счет других источников.

Выдача работникам путевок за счет средств обязательного социального страхования производится не чаще одного раза в год на основании решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию. Указанная комиссия образуется из представителей работодателя, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Путевка в санатории для детей с родителями выдается работающему родителю для совместного лечения с ребенком в возрасте от 4 до 15 лет.

Работающие инвалиды первой группы имеет право на получение второй путевка для сопровождающего лица, которая подлежит оплате в таком же порядке, как и путевка для инвалида.

Путевки на санаторно-курортное лечение заполняются и выдаются бухгалтерией страхователя. После лечения работник обязан вернуть страхователю отрывной талон к путевке.

Путевки на долечивание приобретаются региональными отделениями ФСС по договорам со специализированными санаториями и передаются органам (или учреждениям) здравоохранения в соответствии с их заявками. Учреждения здравоохранения выдают их бесплатно работникам, находящимся на лечении.

Средства обязательного социального страхования, израсходованные на оплату полной или частичной стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление для работников и членов их семей с нарушением установленного порядка, региональными отделениями Фонда к зачету не принимаются.

В соответствии с ФЗ от 21.07.2007 г. № 183 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» Фонд осуществляет оплату стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ. Срок пребывания в санаторно-курортном учреждении не может превышать 21 дня, а для больных с заболеваниями спинного и головного мозга – 42 дней. Кроме того, отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, за счет средств ФСС оплачивается стоимость проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, если путевка предоставлена за счет средств федерального бюджета.

Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении определяется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством РФ. В районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, стоимость одного дня устанавливается с учетом этих коэффициентов.

показать содержание

Оплата медицинской помощи по родовому сертификату

Родовый сертификат является документом, на основании которого Фонд социального страхования РФ производит оплату медицинских услуг, оказанных женщине в период беременности и родов, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни.

Родовый сертификат выдается беременной женщине при сроке беременности свыше 30 недель государственным или муниципальным учреждением здравоохранения, оказывающим услуги по специальностям «акушерство и гинекология» и «педиатрия». Женские консультации обеспечиваются сертификатами через территориальные отделения ФСС. Сертификаты являются документами строгой отчетности и должны храниться в специальных помещениях или сейфах.

Оплата медицинской помощи по родовому сертификату производится за счет средств, перечисляемых ФСС РФ из бюджета Федерального фонда ОМС.

Медицинская помощь, оказанная женщине женской консультацией в период беременности, оплачивается в размере 3000 руб., родильным домом в период родов – в размере 6000 руб. за каждую женщину. Диспансерное наблюдение новорожденного ребенка оплачивается за первые и за вторые шесть месяцев.

Не подлежат оплате услуги в случаях:

  • постановки на учет в женскую консультацию при сроке беременности свыше 12 недель;
  • смерти матери и (или) ребенка в период нахождения в родильном доме (за исключением случаев смерти одного или нескольких детей при рождении двойни и более детей, в случае сохранения жизни матери и хотя бы одного ребенка);
  • смерти ребенка в течение первого года жизни и в других случаях, установленных приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007 г. № 33.

Объект и договоры страхования

Объектом ОМС считаются медицинские услуги. Перечень и расценки данных услуг устанавливаются с участием органов власти, страховых организаций и медицинских объединений. Базовый список услуг не подлежит сокращению, однако к нему могут быть добавлены дополнительные услуги за отдельную плату по желанию лица, желающего застраховаться.

Запрещено изменять тарифы или сумму взносов по усмотрению отдельных субъектов/участников страхования.

Отношения субъектов ОМС регулируются следующими договорами:

  • между ТФОМС и страховой организацией;
  • между застрахованным лицом и страховой организацией;
  • между страховой организацией и медицинским учреждением.

Два последних договора включают следующие пункты:

  • наименование сторон;
  • перечень медицинских услуг с указанием их стоимости;
  • порядок проведения расчетов;
  • права и ответственность сторон;
  • подписи, печати.

Срок действия договора должен составлять не менее года.

Итак, медицинское страхование – сложная система взаимоотношений между субъектами ОМС, регулируемая законодательством и требующая от ее участников выполнения условий заключенных договоров.

Право на охрану здоровья

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ, Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. и иными законодательными актами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питаний, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Охрана здоровья осуществляется независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, связанной с наличием у них каких-либо заболеваний.

Наравне с гражданами РФ правом на охрану здоровья пользуются иностранцы, лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, если международными договорами не предусмотрено иное, и беженцы. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, временно находящимся в РФ, лицам без гражданства и беженцам определяется Правительством РФ.

Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ.

Основными принципами охраны здоровья являются:

  • соблюдение прав человека и гражданина и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • приоритет профилактических мер;
  • доступность медико-социальной помощи;
  • ответственность органов государственной власти, должностных лиц, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность по охране здоровья, независимо от форм собственности.

Основы законодательства РФ об охране здоровья устанавливают права отдельных групп населения в области охраны здоровья, в частности, права семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих по призыву и по контракту, задержанных лиц и лиц, отбывающих наказание в виде ограничения или лишения свободы и др.

При обращении за медицинской помощью гражданин приобретает статус пациента. Студенты должны знать права пациента и уметь раскрыть их содержание.

Финансирование охраны здоровья граждан осуществляется за счет: бюджетов всех уровней; обязательного и добровольного медицинского страхования (ОМС и ДМС); целевых фондов; средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности; доходов от ценных бумаг и других источников.

В 1994-1995 г. за счет ОМС покрывалось 20-25% расходов консолидированного бюджета здравоохранения, за счет ДМС – всего 5-7%, а за счет госбюджета – около 70%. В 2001 г. доля финансирования через ОМС достигла 45-47%, через ДМС – 10%, остальные 45% – через госбюджет (Еникеев О.А. Конституционное право на медицинскую помощь: состояние и перспективы развития.//Российский судья, 2007, № 11.). В 2006-2007г. г. в связи с выделением дополнительных бюджетных средств на финансирование программ оказания высокотехнологической медицинской помощи и дополнительной лекарственной помощи лицам, страдающим определенными заболеваниями, доля бюджетных ассигнований увеличилась.

В целях аккумуляции средств ОМС созданы Федеральный и территориальные фонды ОМС. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Глава 7. Программы обязательного медицинского страхования

Статья 35. Базовая программа обязательного медицинского страхования

1. Базовая программа обязательного медицинского страхования – составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 08.12.2020 N 430-ФЗ)

До утверждения порядка организация, направившая заявку на распределение и включенная Фондом в единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, оказывает помощь при заболеваниях, приведенных в прил. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 28.12.2020 N 2299.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 08.12.2020 N 430-ФЗ)

4. Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в следующих случаях:

7. Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

8. Правительство Российской Федерации вправе при утверждении базовой программы обязательного медицинского страхования устанавливать дополнительный перечень заболеваний и состояний, включаемых в базовую программу обязательного медицинского страхования в качестве случаев оказания медицинской помощи, и дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи к установленным настоящим Федеральным законом.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

Что такое ОМС?

ОМС – разновидность обязательного страхования. Лица, имеющие полис, согласно законодательству, имеют возможность получить медпомощь в необходимом объеме и в определенные временные рамки, что регламентируется федеральным законодательством. Финансирование оказываемой помощи выполняется в рамках действующих регламентов и нормативно-правовых актов.

Законодательство предусматривает, что полис должен быть выдан каждому гражданину РФ. Причем не имеет значения, является ли гражданин работающим или неработающим.

К этой категории также относятся пенсионеры, учащиеся (школьники, детсадовцы, студенты и т. д.), в том числе и другие лица, которые не имеют возможности работать. Разделение граждан на работающих и неработающих необходимо, потому что для каждой категории предусмотрены свои страхователи.

Тарифы рассчитываются на единицу объема медпомощи:

  • госпитализация;
  • посещение профильного врача;
  • диспансеризация;
  • профилактический медосмотр;
  • день лечения в больнице;
  • вызов скорой и т. д.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий