Детское удерживающее устройство для автомобиля: виды, характеристики и отзывы

Удерживающее автомобильное устройство

Конструкция устройства предназначена для надёжного фиксирования ребёнка в легковом транспорте или в кабине грузовика во время движения. Изделие максимально адаптировано к анатомическим особенностям тела и помогает избежать травм в случае возможного удара сбоку или с фронтального направления.

В ПДД (п. 22.9) сказано:

  • провоз пассажиров до 7 лет должен выполняться с применением ДУУ, соответствующих их весу;
  • автоперевозка школьников с 7 до 12 лет осуществляется на задних местах с системами удерживания или ремнями безопасности, на переднем — только с ДУУ.

В документе также оговаривается способ крепежа к штатному сиденью: посредством ремней или ISOFIX.

Справка: ISOFIX — металлические направляющие с замочками, встроенные в приспособление для удержания, плюс скобы, вмонтированные в стационарное кресло машины. Совмещение этих крепежных деталей гарантируют надежную фиксацию. Преимуществом такого способа крепления является тот факт, что в случае отсутствия специальных скоб, детское удерживающее устройство при использовании можно так же надежно укрепить с помощью штатных ремней.

Указанный способ спецкрепежа рекомендован для применения в РФ согласно Техническому Регламенту (ТР) Таможенного Союза за № 018/2011. Регламентируется международным стандартом ISO 13216.

Теперь о том, какие из поддерживающих приспособлений разрешены Правилами дорожного движения для применения в РФ. Уже упомянутый ранее п. 22.9 не конкретизирует виды и типы приспособлений, а ссылается на ТР 018-2011. В этом документе в таблице № 10 сказано, что системы для предотвращения потенциально-возможного травмирования детей в автотранспорте должны отвечать стандартам ЕЭК (европейской экономической комиссии) ООН за номером 44-04, которому соответствует российский ГОСТ Р 41.44-2005.

Основные положения ГОСТа:

  • под детским удерживающим устройством для перевозки детей в автомобиле принято понимать систему, состоящую из:
    • лямок,
    • регулировочных пряжек,
    • одного из дополнительных элементов, а именно: люльки, специализированного автокресла, бустера, защитного экрана;
  • системы удерживания нельзя крепить на откидных, боковых и повернутых назад сиденьях;
  • поддерживающие конструкции подразделяются на 5 групп в зависимости от веса ребенка:
    • 0 — до 10 кг,
    • 0+ — до 13 кг,
    • 1 — 9-18 кг,
    • 2 — 15-25 кг,
    • 3 — 22-36 кг.

Также в данном нормативном акте прописаны требования, которые предъявляются как к техническому изделию в целом, так и к каждому его элементу в отдельности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что к использованию допускаются все ДУУ, которые соответствуют нормативам описанного ГОСТа. Поэтому выбор следует осуществлять только из тех вариантов, которые имеют сертификат соответствия требованиям ЕЭК № 44-04 или ГОСТ Р 41.44. Копию этого документа необходимо иметь с собой в поездках и, в случае необходимости, предъявлять ее сотрудникам ГИББД. Эта рекомендация актуальна в том случае, если на самом автокресле нет специальной маркировки или же она затерта.

Какой размер штрафа за перевозку ребёнка в машине без автокресла?

3 000 рублей.

Правила дорожного движения 2022 года регламентируют, как правильно перевозить детей в легковых и грузовых автомобилях, а также на автобусах и мотоциклах. В части наказания за это нарушение в КоАП есть только денежное взыскание.

Теперь посмотрим, что входит в понятие «неправильная перевозка ребёнка в машине»:

  • если ребёнок до 7 лет едет не в автокресле, а на обычном сиденье,
  • дети располагаются на руках у взрослых,
  • малыш не пристёгнут,
  • если в одном удерживающем устройстве сидят двое детей,
  • нарушены правила установки автокресла или автолюльки,
  • удерживающая система не подходит ребёнку по соотношению рост-вес,
  • перевозка детей до 12 лет на мотоцикле.

На практике 2022 года сотрудники ГИБДД определяют нарушение на глаз. Остановив автомобиль и подойдя к водителю, они могут заглянуть в салон – и если инспектор увидит вышеназванные нарушения при перевозке детей в машине, то водителю выпишут штраф. Заодно могут оштрафовать ИП или организацию, если речь идёт о служебном авто и штатном водителе.

Конечно, если детское автокресло уже не требуется в силу возраста маленького пассажира, а у инспектора ДПС возникли сомнения – можно показать ему свидетельство о рождении ребёнка. Тогда штраф водителю, скорее всего, не выпишут. Но если нет с собой подтверждающих документов, то ИДПС составит постановление, а вам придётся его обжаловать, и уже к жалобе приложить детское свидетельство о рождении как доказательство отсутствия события правонарушения.

Правда ли, что штраф увеличили?

Нет, но вскоре это должно произойти.

Почему должно? Официальные источники сообщают, что в 2022 году готовится масштабное обновление редакции КоАП РФ. Уже известно, что в новой версии Кодекса изменится и текущая санкция за перевозку детей без удерживающего устройства. Размер штрафа ГИБДД для водителей составит от 3 000 до 5 000 рублей, для должностных лиц – до 35 000 рублей, а для юридических лиц до 150 000 рублей.

Ещё один новый штраф грозит пьяным водителям, если в салоне машины сидит ребёнок до 16 лет. Ответственность будет наступать за подтверждённое опьянение или за отказ от прохождения медосвидетельствования. В этом случае церемониться с пьяными не будут – штраф 50 000 рублей одновременно с лишением прав сроком до 5 лет.

Но все эти поправки еще не вступили в силу. Мы обновим информацию в статье после официальной публикации переработанной версии КоАП РФ.

Как выбрать бустер

При выборе детского бустера необходимо, в первую очередь, ориентироваться на показатели безопасности, надежности и комфорта размещения ребенка в салоне.

Материал каркаса

Материал каркаса – жесткий: металл или пластик. При этом должны выполняться следующие условия:

  • наполнитель подушки должен быть мягким и держать форму тела;
  • поверхность сидения должна быть равномерно покрыта эргономичным наполнителем;
  • передний край бустера должен быть мягким и покатым.

Кроме того, по всему периметру устройства не допускается явных выступов каркаса, воздействующих на ребенка при нормальных условиях.

Материал чехла

Предпочтительные характеристики материала чехла: износостойкость и гипоаллергенность. Использование натуральных тканей, которые не вызывают потоотделения и способны впитывать влагу, повышает комфорт ребенка в жаркую погоду. Съемный чехол – гарантия своевременной чистки и стирки.

Подлокотники

Металлический каркас подлокотников должен быть покрыт мягким наполнителем для создания комфорта. Для снижения риска травматизма должно выполняться единственное условие – высота подлокотника должна соответствовать свободному расположению руки ребенка, согнутой под прямым углом.

Размеры

Габаритные размеры бустера для детей должны соответствовать размерам ребенка, поскольку это является основой безопасной перевозки:

  • Длина сидения должна быть равной длине ног с согнутыми коленями при полном соприкосновении спины ребенка и спинки сидения автомобиля. Если длина бустера будет больше – ноги ребенка будут выпрямлены, что противоречит условиям безопасности. Кроме того, сгибая ноги, ребенок будет скатываться спиной по спинке автомобильного сидения, что приведет к перемещению ремня безопасности с плеча на шею или голову – такое положение категорически недопустимо. Подобная ситуация возникнет, если длина сидения меньше – отсутствие комфорта побудит ребенка спуститься вниз по спинке.
  • Ширина бустера должна соответствовать размеру ребенка с учетом наличия теплой одежды. Сдавливание тела вызовет болезненные ощущения, а наличие свободного пространства не позволит надежно зафиксировать положение.

Таким образом, перед покупкой желательно посадить ребенка на бустер и проверить совместимость размеров.

Корректор ремня безопасности

Корректор служит для предотвращения смещения ремня безопасности при возникновении аварийной ситуации. Представляет собой треугольный конверт, который стягивает между собой два штатных ремня. Требуется в случае, когда лямка ремня сползает с плеча ребенка и самопроизвольно не возвращается обратно.

Может использоваться в крайнем случае в качестве дополнительной меры совместно с бустером, но не является самостоятельным удерживающим устройством, поскольку смещает рассчитанную нагрузку на ремень и ослабляет его натяжение.

Способ крепления

Наиболее безопасным способом крепления детского бустера в салоне является система ISOFIX или LATCH. Она сертифицирована и позволяет надежно зафиксировать бустер на автомобильном кресле.

Допускается размещение бустера в салоне с использованием ремней безопасности без дополнительного крепления, однако это существенно увеличивает риск получения травмы при возникновении нештатной ситуации.

Мнение ребенка

Мнение ребенка – немаловажный фактор при выборе бустера, поскольку только он сам выявит возможные неудобства в использовании:

  • наличие выступающих частей каркаса;
  • жесткость или чрезмерная мягкость сидения;
  • сдавливание по бокам.

Кроме того, во время тестирования необходимо проверить соответствие подлокотников и длины сидения размерам ребенка, а также выявить необходимость корректировки ремня безопасности.

Что это такое?

Бустер – это своеобразная подкладка, своеобразное сидение без собственной спинки (упор осуществляется на спинку сидения автомобиля), но зато с подлокотниками.

В отличие от автокресла бустер лишен не только спинки, но даже собственных ремней – предполагается, что ребенок, сидящий на бустере, будет пристегнут штатными ремнями автомобиля. Собственно в этом и заключается смысл аксессуара – он заметно приподнимает невысокого ребенка над уровнем стандартного сидения автомобиля, благодаря чему штатный ремень авто располагается именно там, где он был бы в случае со взрослым человеком.

Для детей такой вариант удобен потому, что по размерам он примерно соответствует параметрам ребенка, благодаря чему маленький пассажир не ерзает по широкому сидению на резких поворотах, а в случае аварии и является надежно зафиксированным. Родители предпочитают такой автомобильный аксессуар из-за его цены и небольшого веса, ведь ничего, кроме собственного сидения и небольших поручней, в устройства нет.

Естественно, из-за особенностей конструкции бустер подойдет далеко не для каждого ребенка. Например, он совершенно неприменим для младенцев и самых младших дошкольников, но примерно с 3–4 лет его уже можно понемногу использовать при условии, что малыш имеет хотя бы 120 см роста и в конкретной модели фиксируется надежно. Кстати, многие модели универсальных автокресел, рассчитанных на разные детские возрасты, дают родителям возможность со временем отстегнуть спинку устройства, превратив его в бустер.

Полностью сертифицированный аксессуар, в отличие от разношерстных самопальных подушек и других подкладок «под попу», поможет избежать штрафа в 3 тысячи рублей при встрече с сотрудниками ГИБДД, не говоря уж о том, что он обеспечит и куда более высокий уровень безопасности в аварийной ситуации.

При этом некоторые недобросовестные правоохранители стремятся воспользоваться неграмотностью водителя, чтобы оштрафовать его даже вопреки наличию бустера – сославшись на то, что подобное устройство не подходит под описанные в ПДД. В таких ситуациях остается только отстаивать свои права, желательно – предоставив все необходимые сертификаты соответствия.

Стоит ли покупать адаптер

Мы рассказали более или менее подробно о данном устройстве ФЭСТ, однако настоящие специалисты не рекомендуют его применять.

Вот какие доводы и недостатки были вявлены специалистами:

  • во-первых, не защищает от боковых ударов;
  • во-вторых, малыш не зафиксирован на месте, поэтому постоянно соскальзывает с кресла;
  • в-третьих, не защищает от эффекта подныривания под поясничную лямку.

Что же показали результаты тестов ФЭСТ?

Прежде всего, даже при столкновении на скорости 60 км/час масса тела увеличивается по самым скромным подсчетам в 20-30 раз. Если же скорость выше, то это значение увеличивается еще больше.

Что при этом происходит:

  • ноги ребенка не достают до пола, соответственно, он подныривает под поясничные ремни;
  • треугольная накладка ФЭСТ удерживает его от падения, однако все давление приходится на живот, тогда как у взрослого человека все давление от лямок ремня приходится на грудину и бедра;
  • кроме того, голова по инерции движется вперед и больно бьется о передние сидения.

Достаточно сравнить видео на Youtube, в которых сравнивают поведение манекена в качественном автокресле и пристегнутого с помощью адаптера — разница заметна невооруженным глазом.

Даже при аварии на низких скоростях — 50-60 км/час ребенку грозят:

  • разрывы органов брюшной полости;
  • переломы ребер и позвонков;
  • травмы шеи и головы.

И это при фронтальном ударе. При боковом же малыш вообще не защищен ничем.

Таким образом приходим к выводу:

Адаптер крепится на штатные ремни в трех точках с помощью тех же пуговиц или кнопок. Дополнительная лямка обхватывает бедра малыша.

Как пишется на упаковке, у устройства имеется сертификат соответствия ECE R44/03, полученный после успешно пройденных испытаний на АвтоВАЗе. Тем не менее, имеются менее обнадеживающие результаты независимых тестов.

  • пристегивать им детей, чей рост не достиг 110 сантиметров.
  • в-третьих, не защищает от эффекта подныривания под поясничную лямку.
  • без лямки — 18-36 кг.
  • подвергать его каким-либо негативным воздействиям — пытаться разорвать, жечь, резать ножницами;
  • компактность — в сравнении с автокреслом занимают значительно меньше места;
  • во-вторых, малыш не зафиксирован на месте, поэтому постоянно соскальзывает с кресла;
  • нельзя применять в тех случаях, если ребенок находится на руках у взрослых;
  • пристегивать одним ремнем двоих или более пассажиров;
  • треугольная накладка ФЭСТ удерживает его от падения, однако все давление приходится на живот, тогда как у взрослого человека все давление от лямок ремня приходится на грудину и бедра;

Детское удерживающее устройство

Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих устройств. Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.

Детская удерживающая система (удерживающее устройство) (сhild restraint systems) совокупность элементов, состоящая из лямок или гибких элементов с пряжками, регулирующих устройств, деталей крепления и, в некоторых случаях, дополнительного устройства (например, детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья и/или противоударного экрана), которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства.

Устройство должно быть сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения ребенка, находящегося в удерживающем устройстве, путем ограничения подвижного его тела.

Перевозка детей без специальных удерживающих устройств запрещена вне зависимости от того предусмотрены они конструкцией транспортного средства или нет

Обязательно возьмите ребенка с собой и не покупайте кресло без него. Усадите ребенка в магазине в кресло и посмотрите удобно-ли ему там сидеть. Не старайтесь брать кресло совсем на вырост. Помните, что здоровье и жизнь вашего ребенка дороже всего.

Теперь поговорим о иных средствах, позволяющих пристегнуть ребенка. Сразу оговоримся и скажем, что нет таких транспортных средств, в которые не предусмотрены дополнительные крепления для ремней безопасности. Если у Вас старый российский автомобиль, то ремни безопасности на задних сиденьях не установлены, однако это не означает что Вам можно перевозить детей сзади.

Перевозка детей без специальных удерживающих устройств запрещена, вне зависимости от того предусмотрены они конструкцией транспортного средства или нет. Вы можете сколько угодно спорить с инспектором, но если Ваш ребенок никак не «закреплен» в автомобиле, то штрафа Вам не избежать.

В народе все их знают как детские кресла (автокресла), которые продаются практически в каждом автомагазине, все они делятся на группы:

Группа креселВес ребенкаВозраст ребенкаХарактеристика автокресла
0 — 10 кг.0 — 1 год«Автолюлька» В горизонтальном положении ребенок пристегнут широким ремнем через живот, в сложенном положении — трехточечным внутренним ремнем кресла.
0+0 — 13 кг.0 — 1,5 годаКресла данной группы похоже на «Автолюльку», однако ребенок находится в полулежащем положении, также оно может устанавливаться в двух положениях – как лицом так и спиной по ходу движения.
19 — 18 кг.1 — 4 годаДанные кресла с внутренними пятиточечными ремнями, устанавливается по ходу движения автомобиля.
215-25 кг.3-7 летКресла обладают высокой спинкой, высота регулируется по мере необходимости. Ребенок пристегивается штатным ремнем вместе с креслом.
322-36 кг.7-12 летК данной категории подходит кресло из 2 группы в случае если ребенок вырастает из спинки, она отсоединяется и получается кресло «Бустер». Как правило он снабжен «ограничителем» верхней лямки автомобильного ремня.

Возрастные группы

Существуют различные виды детских автокресел по возрасту. Их принято для удобства выбора делить на группы. Выделяют следующие категории, обозначения которых указываются в описании к изделию:

 0, 0+, 1 – от рождения до достижения малышом первого года жизни.

 2,3 – автомобильные кресла для детей 2-3 лет.

 3 – для малышей от 3 лет и старше.

Также существует еще одна группа – 4. Ее нужно выбирать для детей 4-12 лет. Каждая из категорий имеет свои особенности и нюансы, которые рекомендуется учитывать во время выбора кресла в машину.

Группа 0, 0+,1

Рассчитаны автокресла этой группы на новорожденных детей. Устанавливаются на заднее пассажирское сидение лицом против движения машины. Используется также в качестве переноски. В ней ребенок может спать в поездке. Спинка изделия выполнена под небольшим углом, чтобы соответствовать анатомическим нормам. Предусмотрена возможность дополнительного крепления при помощи ремня безопасности. С учетом показателей веса автокресло можно использовать до 1,5 лет.

Изделие имеет специальные фиксирующие ремни – 3-х и 5-точечные. Располагаются они внутри корпуса. Переноски компактные и легкие, поэтому их можно использовать в любых автомобилях. В целях безопасности малыша не рекомендуется устанавливать автокресло на переднее пассажирское сидение. Вид 0 отличается от 0+ тем, что устанавливается поперек заднего сидения в автомобиле. Вид 1 может быть использован до достижения ребенком возраста 2-4 лет (основным параметром является вес). Особенность: в некоторых моделях присутствует поворотный механизм. Дополнительным креплением является якорной ремень. Устанавливается по ходу движения машины. Выбирать категорию 1 можно только после достижения ребенком возраста 9 месяцев. 

Группа 2,3

Вид детских автокресел, который предназначен для малышей от 2 лет. Устанавливается по ходу движения машины, что позволяет ребенку наблюдать за дорогой. Фиксация производится с помощью 3-5 встроенных ремней безопасности и штатного (автомобильного), что повышает показатели безопасности. Особенность: в некоторых моделях реализовано крепление при помощи ремешков с карабинами. Спинка автомобильного кресла может не фиксироваться, что позволяет малышу свободно двигаться, но в случае аварийной ситуации система безопасности кресла удержит его на месте.

Группа 3

Особый вид детских автомобильных кресел. Визуально они напоминают накладки, которые крепятся при помощи специальных ремней к сиденью машины. Устанавливаются они по направлению движения, ребенок может свободно смотреть в окно. Пристегивать малыша можно 3-5 ремнями. Спинка и подголовник у таких изделий в 90% случаев отсутствует, но имеются удобные подлокотники. Дополнительно фиксировать малыша позволяет штатный ремень безопасности, который присутствует в машине. Допускается установка, как на переднее, так и на заднее пассажирское место. Возраст использования – от 3 лет.

Виды детских удерживающих устройств

На данный момент принята и одобрена четвертая редакция требований ECE 44 04, на которые ориентируются производители при создании новых модификаций детских удерживающих устройств. Этот стандарт предусматривает классификацию автомобильных кресел, которые разделены на группы, исходя из веса пассажира, возраста и роста. Также в нём предусмотрены группы, разделенные в зависимости от типа используемого автомобиля.

Основные группы детских удерживающих устройств

Учитывая, что все автокресла отличаются друг от друга, необходимо при их выборе обращать внимание на их характеристики

  • «0». Эта группа также часто называется «люлька». Относящиеся к ней удерживающие устройства располагают в направлении, обратном движению. Они обязательно должны предусматривать ремень безопасности или иной вариант, ограничивающий перемещение пассажира в пределах 70 см в лежачем положении на спине. Эти приспособления применяются в отношении пассажиров в возрасте до 6 месяцев;
  • «0+». В эту группу входят удерживающие устройства, которые располагаются в направлении, обратном движению, и обязательно предусматривают ремень безопасности. Используемые в конструкции ремень безопасности должен позволять перемещаться пассажиру в пределах 80 см. Эти приспособления применяются для перевозки пассажиров, чей возраст не более одного года;
  • «1». К этой группе относят детские удерживающие устройства, которые располагаются в направлении движения. Их применяют для перевозки детей, чей возраст составляет от 9 месяцев до 4 лет;
  • «2». Эта группа включает в себя удерживающие устройства, которые располагают в направлении движения. Применяются для перевозки пассажиров, чей возраст составляет не менее 3 и не более 7 лет;
  • «3». Относящиеся к этой группе детские удерживающие устройства располагаются в соответствии с направлением движения. Используют для перевозки пассажиров, чей возраст составляет не менее 6 и не более 12 лет. По мере взросления ребенка допускается убрать спинку автокресла, в результате чего безопасность при езде обеспечивается одним лишь сидением, которое называется бустером;
  • Особую группу детских кресел представляют удерживающие устройства конвертируемого типа. Их устанавливают в направлении, обратном движению, и используют для перевозки новорождённых детей. Для пассажиров, достигших более взрослого возраста, допускается смена положения установки в соответствии с направлением движения.

Необходимо учесть, что детские удерживающие приспособления, предусматривающие вариант установки в направлении, обратном движению, могут быть использованы для детей разных возрастов. Эти кресла подходят для детей, которым не исполнилось 2 года. Также применение этих автокресел является целесообразным для перевозки детей, чей вес составляет не более 12 кг. Но по достижении критического уровня веса его необходимо сменить на другое, соответствующее характеристикам ребёнка, удерживающее устройство.

Многочисленные ситуации являются наглядным подтверждением тому, что в большинстве своем перевозка маленьких пассажиров в направлении, обратном движению, повышает их уровень защиты.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий