Порядок приема на работу: схема. Порядок приема иностранцев на работу

Ответственность работодателя и иностранного работника

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение миграционного законодательства (глава 18 КоАП РФ):

  • иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации.

Кроме штрафов, для иностранного гражданина предусмотрена такая мера ответственности как административное выдворение за пределы РФ.

Таким образом, работодатель не только заплатит значительный штраф, но и фактически потеряет работника. Кроме того, привлекать на работу иностранных граждан вправе работодатели, не имеющие на момент заключения трудового договора неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан.

Штрафы для работодателей за нарушение миграционного законодательства внушительны, а проверки проводятся регулярно

Важно, что административная ответственность для работодателя наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности

Нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в РФ или транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в РФ и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 40 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 рублей.

Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от 2000 до 4000 рублей;
  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 рублей.

Непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в РФ влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 40 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 рублей.

Предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в РФ указанного иностранного гражданина или лица без гражданства влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 45 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 рублей.

В целях контроля миграционных процессов для противодействия незаконному въезду мигрантов, организованному недобросовестными работодателями, установлена и уголовная ответственность. Так, статья.322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции» устанавливает ответственность за организацию незаконного въезда в РФ иностранных граждан, их незаконного пребывания в РФ. Такая деятельность наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Разрешение на работу: основные понятия.

В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №115-ФЗ) работодатель может привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на их привлечение и использование, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона №115-ФЗ разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на предпринимательскую деятельность.

Разрешение на работу может быть выдано иностранному гражданину на срок временного пребывания или на срок действия трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год со дня въезда иностранца в Россию (ст. 13.1Закона №115-ФЗ). Однако ст. 13.2 установлены исключения из данного правила для высококвалифицированных специалистов – разрешение на работу для них выдается на срок действия заключенного трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года, с правом многократного продления.

Обратите внимание: разрешения на работу выдаются в пределах ежегодно утверждаемой квоты. На 2011 год такая квота составляет 499 650 приглашений на въезд в РФ в целях работы и 1 745 584 разрешений на работу (Постановление Правительства РФ от 12.11.2010 №895 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2011 год» и Приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.12.2010 №1081н «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2011 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»)

А что происходит с разрешением на работу, если иностранный сотрудник хочет сменить место работы? В таком случае на основании п. 7.6 ст. 13.1 Закона №115-ФЗ он обязан в течение семи рабочих дней обратиться в территориальный орган ФМС для внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу.

Необходимо помнить, что в силу ст. 13 Закона №115-ФЗ временно пребывающие в России иностранные граждане могут работать только в том субъекте РФ, на территории которого им выдано соответствующее разрешение. Но из этого правила Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 №564н сделаны исключения. Так, согласно данному документу временно пребывающие в России иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу, в следующих случаях:

  • при направлении в служебную командировку (продолжительность трудовой деятельности иностранца вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу);
  • если работа выполняется в пути или носит разъездной характер (общая продолжительность трудовой деятельности вне пределов указанного в разрешении на работу субъекта РФ не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения).

К сведению: Приказом Минздравсоцразвития РФ № 564н утверждены перечни профессий (должностей), по которым временно пребывающие в РФ иностранные граждане могут выполнять трудовые функции вне пределов субъекта РФ, где им разрешена работа.

Постановка иностранного работника на миграционный учет

Чтобы поставить иностранного работника на миграционный учет, работодателю необходимо уведомить МВД о его прибытии в Россию. Уведомление направляется в территориальный орган МВД России по форме, утв. приказом МВД России от 23.11.2017 № 881.

Уведомление в общем случае подается не позднее 7 рабочих дней со дня прибытия иностранца в место пребывания (ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»). Исключение составляют иностранцы, прибывшие из стран ЕАЭС. Они могут представить уведомление о прибытии в течение 30 суток с момента въезда на территорию РФ (ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014). А для граждан Таджикистана срок регистрации составляет 15 дней со дня прибытия. 

Уведомление подается непосредственно в УВМ МВД России, по почте, а также через МФЦ. Работодатель вправе самостоятельно выбирать способ направления уведомления (ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 №109-ФЗ).  

При личной подаче должностное лицо, принявшее уведомление, проставляет отметку о приеме уведомления и возвращает заявителю отрывную часть бланка уведомления. Все это делается незамедлительно, сразу же после сверки указанных в уведомлении сведений с представленными документами. В отметке о приеме уведомления проставляется подпись с расшифровкой фамилии должностного лица (работника), принявшего уведомление. Отметка о приеме проставляется в отрывной части бланка уведомления и дублируется на самом бланке уведомления. Дата совершения отметки о приеме уведомления и будет считаться датой постановки иностранца на миграционный учет.

Затем работодатель передает отрывную часть бланка уведомления самому иностранному работнику. Все сведения об иностранном гражданине будут внесены в учетные документы УВМ МВД в течение 3 рабочих дней со дня приема уведомления о прибытии.

Первичный миграционный учет осуществляется на срок не более 90 суток (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). То есть с даты проставления отметки о приеме уведомления у иностранца есть 3 месяца для законного пребывания на территории РФ.  

Граждане Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии (стран ЕАЭС) могут оформить первичную регистрацию по трудовому договору на срок до 1 года. То есть, если у них есть действующий трудовой договор, то разрешенный срок пребывания продлевается на срок действия договора, но не более чем на год. 

Далее иностранцу необходимо либо выехать за пределы страны либо продлить срок временного пребывания.

Принимающая сторона может сама снять иностранца с миграционного учета в случае убытия последнего из места пребывания. Напомним, сейчас местом пребывания считается жилое или иное помещение, в котором иностранец фактически проживает (использует для сна и отдыха). Местом пребывания может быть и организация-работодатель, по адресу которой иностранец фактически проживает. 

Ответственность за снятие иностранных работников с миграционного учета несут работодатели (Федеральный закон от 29.07.2018 № 257-ФЗ). Чтобы снять иностранца с учета, необходимо заявить об этом в УВМ МВД.

Кому нужен трудовой патент или разрешение на работу

Патент на работу — это особый документ, фактически удостоверяющий разрешение на трудовое устройство. Он имеет ограниченное распространение, т.к. введён для регулировки потока нелегальных трудовых мигрантов. Подать заявление на оформление патента может как работодатель, так и лицо, въезжающее в Россию с целью трудоустройства.

Трудовой патент обладает серией, номером, индивидуальным штрих-кодом и голограммой. Его очень сложно подделать. Документ выдаётся исключительно уполномоченными миграционными службами. Срок действия — от месяца до 1 года без возможности продления.

После того как срок действия разрешительного документа заканчивается, владелец обязан покинуть страну. Затем этого можно снова въехать на территорию РФ и повторить процедуру трудоустройства.

Порядок приема на работу иностранных граждан по визе с приглашением

Для иностранцев, являющихся выходцами из государств, не имеющих визового режима с Россией, порядок приема на работу является наиболее сложным. Так, с точки зрения работодателя, необходимые действия будут выглядеть следующим образом:

  • Первоначально, прежде чем принимать на работу трудящегося по визе, работодатель обязан опубликовать вакансию в центре занятости, и приниматься за поиск работника только если в течение полутора месяцев с момента обращения не будет подобран трудящийся с российским гражданством.
  • Необходимо подыскать подходящего специалиста. Следует потребовать от кандидата, чтобы он проверил наличие запретов на въезд в Российскую Федерацию, иначе все дальнейшие действия будут бессмысленны.
  • После этого, работодатель должен подать уведомление в органы миграционной службы МВД для получения разрешения на прием иностранцев в штат. При этом оно не будет выдано, если у работодателя имели место нарушения трудового законодательства в сфере взаимоотношений с мигрантами. За получение разрешения необходимо уплатить госпошлину в размере 10 тыс. рублей.
  • На основании выданного разрешения работодателем отправляется приглашение на работу кандидата. Данное приглашение будет являться основанием для получения нерезидентом рабочей визы, которую он сможет использовать для въезда на российскую территорию.
  • После оплаты и получения разрешения на трудоустройство нерезидента, разрешение на работу необходимо оформить и самому жителю другого государства. Это будет стоить ему 3500 рублей – оплатить его получение может и сам работодатель.

В целом, использовать процедуру приглашения граждан из зарубежья, не имеющих безвизового права посещения Российской Федерации следует лишь в случаях необходимости приема на работу квалифицированных кадров. Следует также помнить о том, что есть исключения из данного порядка действий, позволяющие трудоустраивать соискателей из других стран по упрощенному режиму – без получения разрешения на их трудоустройство. К таковым случаям можно отнести:

  • Прием на работу беженцев и лиц, ищущих убежище.
  • Принятие на работу лиц, вернувшихся по программе переселения соотечественников.
  • Прием на работу любого иностранца, имеющего российский вид на жительство.
  • Трудоустройство отдельных высококвалифицированных специалистов, соответствующих требованиям статьи 13.2 ФЗ№155 от 25.07.2002.
  • Деятелей искусства и творчества, осуществляющих гастроли.
  • Педагогических и медицинских работников, приглашенных для работы в соответствующих аккредитованных учреждениях.
  • Дипломатических работников и их обслуживающего персонала.
  • Обслуживающий персонал, ремонтников и монтажников оборудования, направляемых непосредственным производителем.
  • Журналистов.
  • Студентов, учащихся на очной форме обучения во время их каникул или в свободное от учебы время.

Как принять на работу иностранца из ЕАЭС – пошаговая инструкция

Граждане государств, входящих в ЕАЭС, а именно – Армении, Казахстана, Киргизии и Беларуси имеют право трудоустраиваться на российской территории практически без ограничений. В частности, для большинства работодателей прием на работу лиц из означенных категорий не будет сопровождаться какими бы то ни было сложностями. Так, общий порядок действий может в данной ситуации быть следующим:

  • Работодатель публикует вакансию. При этом в ней не должно содержаться требований о приеме на работу именно иностранца или же наоборот – о недопустимости наличия у соискателя статуса нерезидента РФ. Таковые требования будут считаться однозначно дискриминационными.
  • При отклике на нее, или при целенаправленном привлечении специалиста из стран ЕАЭС, работодатель действует практически полностью аналогичным образом, как с гражданами Российской Федерации. В частности, он может потребовать от него предъявления определенного пакета документов, который будет рассмотрен далее.
  • Если все документы устраивают работодателя и соответствуют требованиям законодательства, между сторонами заключается трудовой договор. Он может иметь как срочный, так и бессрочный характер без каких-либо ограничений.
  • При необходимости, работодатель оформляет для соискателя-иностранца СНИЛС и трудовую книжку российского образца.
  • В течение трех дней после приема на работу гражданина из страны ЕАЭС, работодатель отправляет в органы МВД уведомление о трудоустройстве иностранца, а сам он к этому моменту уже может приступать к исполнению своих обязанностей.

Документы, которые должен предоставить гражданин ЕАЭС при трудоустройстве, являются следующими:

  • Паспорт гражданина страны-участницы ЕАЭС. Это – единственный документ, удостоверяющий личность в данном случае. Предъявлять работодателю загранпаспорт, водительское удостоверение или иные документы вместо своего гражданского паспорта, равно как и вид на жительство в России нельзя. Сам работодатель также не может требовать предъявления означенных документов.
  • Документы об образовании. При наличии к вакансии требований об определенной квалификации или образовании, соискатель предоставляет подтверждающие их документы. Они также должны иметь нотариально заверенный и апостилированный перевод – однако это требование не является обязательным в большинстве случаев. Однако при их наличии отказать соискателю по причине несоответствия квалификационным требованиям будет нельзя.
  • Трудовую книжку. Её предоставляет иностранец, у которого уже имеется надлежащим образом оформленная и заполненная при предыдущих трудоустройствах трудовая книжка российского образца. Если же её нет – работодатель обязан будет в пятидневный срок оформить её сотруднику за счет средств самого работника. Также работник может предъявлять и трудовую книжку своей родной страны, однако юридической силы данный документ не имеет – также его не имеет права требовать в обязательном порядке предъявлять и сам работодатель. Однако её можно использовать для подтверждения наличествующего опыта работы на определенных специальностях.
  • СНИЛС. В случае, если у соискателя-иностранца уже имеется российский СНИЛС, то он обязан предъявить его работодателю. При его отсутствии обязанность оформить данный документ возлагается на самого работодателя.
  • Справку об отсутствии уголовного преследования и судимости. Данные документы могут быть обязательными только для строго определенного перечня должностей. Например, для лиц, работающих с детьми обязательно предоставление таковой справки об отсутствии судимостей или преследования за преступления против детства. При этом иностранцы обязаны подавать таковые справки как из российских органов МВД, так и из органов МВД своей страны происхождения.

Работодатель не имеет права требовать обязательного предоставления гражданами стран ЕАЭС при трудоустройстве медицинских справок, договоров о медстраховании или медобслуживании.

Какие есть ограничения при приеме на работу иностранцев?

Граждане из других государств имеют право выбрать профессию или должность из довольно широкого списка. Но все же существуют определенные ограничения, которые касаются допуска иностранных сотрудников к выполнению некоторых видов деятельности. В Постановлении № 755 от 11.10.2002 утвержден перечень организаций и объектов, в которых данная категория граждан не имеют права работать. Помимо этого существует ряд должностей, занимать которые им также запрещено. Среди основных мест, куда иностранному работнику вход запрещен, следует отметить:

  • предприятия, которые занимаются обеспечением безопасности РФ,
  • организации Вооруженных сил РФ (участие в военных формированиях),
  • гражданская авиация (командование судами),
  • муниципальная, а также государственная служба,
  • организации, которые занимаются обеспечением сохранности государственной тайны или косвенно связаны (используют) информацию, являющуюся государственной тайной,
  • предприятия с ядерным или радиационным производством, а также занимающиеся хранением, эксплуатацией, перевозкой и утилизацией указанных продуктов.

Порядок приема иностранного гражданина на работу

Процедура принятия иностранца в штат может быть весьма хлопотной для работодателя, т.к. включает в себя несколько этапов и может занять существенное количество времени.

Если рассматривать весь порядок приёма пошагово, то он будет выглядеть следующим образом:

  1. Передача заявления на привлечение иностранных работников в службу занятости: первый месяц сотрудники ЦЗ будут обязаны стараться обеспечить предприятие-заявителя отечественными кадрами, и только если подходящей замены среди российских специалистов не найдётся — заявка будет одобрена.
  2. Получение заключения органов внутренних дел на привлечение зарубежных соискателей в штат: оформляется заявление и оплачивается госпошлина в размере десяти тыс. рублей за одного работника (см. ст 333,28 п. 23 Hалоговый кодекс РФ). Не позднее чем через месяц заявление будет рассмотрено. Документ действует в течение одного года и не может быть продлён. Чтобы продолжить сотрудничество с иностранным работником, придётся давать заявление повторно.
  3. Оформление трудоустройства для лиц без гражданства: в MBД подаётся заявление по унифицированной форме, установленной приказом MBД № 637 от 14 августа 2017 г; медсправки на отсутствие ВИЧ/СПИД; фотография и ксерокопия паспорта работника.
  4. Подготовка въездной визы для потенциального сотрудника: всю документацию следует передать в управление МВД вместе с бумагами для разрешения на работу. Вот список: ходатайство о распоряжении на пропуск иностранца в страну (приказ MBД № 735); ксерокопия паспорта соискателя; гарантийное письмо от имени гендиректора компании о приёме на работу; квитанция об уплате государственной пошлины в размере 800 рублей.
  5. Знакомство с локально-нормативным актом организации и подписание трудового контракта: прежде чем подписывать договор, необходимо ознакомить работников с правилами внутреннего трудового распорядка и формальными должностными инструкциями. ТД защищает обе стороны и накладывает на них юридическую ответственность.

Гражданские документы въезжающего соискателя подлежат легализации по юридическим нормам РФ. Сам потенциальный работник также обязан внести небольшой денежный взнос, оплатив государственную пошлину в размере 3,5 тыс. рублей. Хотя работодатель может взять это бремя на себя.

Период оформления в среднем занимает не более недели, максимальный срок — 20 суток. Получив в руки соглашение, иностранец должен обратиться в консульство за въездной визой, а уже прибыв в страну — получить разрешительное заключение на трудовое устройство.

Важный момент: в чрезвычайных ситуациях отдельные ограничения, связанные с трудовой деятельностью иностранцев в России, могут быть временно упразднены. Например, с 15.03 по 15.06 2022 года, в связи с эпидемией Ковид-19, президент Путин ввёл послабления для иностранных граждан, у которых истекает срок пребывания в России, а также позволил работодателям нанимать лиц без гражданства, не требуя разрешительных документов от МВД.

Особенности приема на работу некоторых категорий работников

Процедура оформления на работу начинается с момента, когда работодатель определился с кандидатом. Чтобы не ошибиться в будущем сотруднике, допускается проведение конкурса или собеседования.

Правила проведения собеседования при приеме на работу предусматривают общение соискателя с будущим руководящим составом. Цель – выявление у работника необходимых навыков и способностей. Проводится собеседование в форме разговора, иногда оно является одним из этапов конкурса.

В любом случае правила собеседования при приеме на работу обязывают работодателя сообщить работнику о времени, месте и форме его проведения. Лучше это сделать в письменном виде.

Правила приема на работу граждан допускают проведение конкурса только для некоторых категорий работников. Он обязателен для государственных служащих, научно-педагогического состава. Выбранный кандидат может подавать документы на устройство по трудовому договору или на контрактной основе.

Когда осуществляется прием на работу, правила оформления требуют предварительное прохождение медицинского осмотра, его предписывает порядок приема несовершеннолетних. Процедура должна быть закреплена обходным листом, предъявляемым в кадровую службу. Процедура прохождения медобследования в соответствии с нормами по охране труда также обязательна для граждан, которые устраиваются на работу с вредными условиями.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий