Понятие и виды контроля
Хотя основным объектом осуществления финансового контроля являются денежные операции, тем не менее охват контролирующих действий зачастую вбирает в себя большой круг из множества хозяйственных отношений благодаря взаимосвязи абсолютно всех производственных процессов. Например, проверяя правильность формирования таких показателей, как прибыль, себестоимость, фондоотдача, следует проанализировать целый блок различных направлений производственной и снабженческо-сбытовой деятельности компаний, применяя различные методы контроля, виды и приемы.
Под финансовым контролем нужно понимать проводимую уполномоченными органами деятельность, направленную на обеспечение законности, своевременности и достоверности проводимых финансовых операций, дающую объективную оценку эффективности работы и выявляющую резервы для ее повышения, а также увеличения доходов и сохранности госсобственности.
Основные методы финконтроля
Выделяют пять основных групп:
- Ревизия, как основной метод финансового контроля, подразумевает осуществление контрольных мероприятий на месте с детальным изучением регистров учета и отчетности, фактического наличия денежных средств, своевременности и правильности отражения операций, целевого использования средств.
- Метод документального контроля — это подробное изучение первичной документации, журналов и регистров учета, статистической, налоговой и бухгалтерской отчетности, а также прочей документации. Позволяет определить правильность ведения бухучета и достоверность составления отчетности.
- Метод фактического контроля основан на сопоставлении данных бухгалтерского учета, отраженных в регистрационной документации, с фактическими показателями (ревизия кассы, ревизия основных средств и материальных ценностей, прочее). Позволяет выявить расхождения между данными бухучета и фактическими показателями хозяйственной деятельности экономического субъекта.
- Расчетно-аналитический основан на определении причинно-следственных взаимосвязей между событиями (явлениями) и плановыми, учетными и отчетными показателями деятельности. Позволяет определить правильность применения расчетных методов путем проведения анализа и сравнения действий экономического субъекта в рамках финансово-экономических отношений.
- Информативный метод — это способ получения информации из дополнительных источников, которые позволяют более точно классифицировать размер нарушения, наличие умысла, а также выявить иные обстоятельства правонарушения. Примерами являются объяснительные письменные разъяснения сотрудников или ответственных должностных лиц, а также свидетелей, соответствующие справки и выписки.
Нередко взаимосвязь видов и способов проведения ФК становится темами научных работ, например, «Виды и методы финансового контроля, реферат». Это обусловлено актуальностью направления в режиме реального времени.
Какое место занимает в управлении деятельностью
Финансовый контроль имеет значение на заключительной стадии процесса управления финансами. Он призван:
- предотвращать и выявлять нарушения законодательно установленных норм финансового оборота государственного и частного капитала;
- обеспечивать эффективность хозяйственных операций.
Финансовый контроль, как элемент системы управления финансами, является особой отраслью стоимостного контроля:
- за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, муниципальных образований, предприятий и организаций;
- за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства;
- за целесообразностью производственных расходов;
- за экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций.
Система финансового контроля предприятия охватывает многочисленные структурные составляющие.
1. Инспектирование документальной базы:
- проверка правильности составления, внесение подтвержденных источниками официальных данных о движении материальных средств;
- изучение подлинности и полноценности;
- сравнительный анализ документов организации с источниками.
2. Оценка направлений финансовой деятельности:
- эффективности вложений;
- производительности основных фондов и труда;
- уровня экономической стабильности, платежеспособности по обязательствам.
3. Анализ работы сотрудников:
- опыта и профессионализма ответственных лиц по распределению материальных ресурсов;
- фактов недобросовестности персонала при управлении финансовым состоянием компании;
- повышения мотивации, уровня знаний, ответственности распределяющих бюджет должностных лиц.
Особенность каждого этапа заключается в определенной схеме действий.
Начальный этап заключается:
- в поиске и обучении специалистов для оценки документальной базы, определении их компетенций, постановке целей и задач;
- в назначении подготовленных служащих для анализа эффективности действующих механизмов управления финансами;
- в определении конкретных шагов начальной ступени;
- в выполнении планов оценки и управления капиталом компании с учетом действующих регламентов.
Во время основной ступени:
- назначают специалистов, способных объективно исследовать результаты текущего финансового управления;
- собирают информацию и составляют документ для фиксации результатов выбранной стратегии;
- пишут алгоритм проведения контрольных мероприятий;
- проводят финансовый контроль;
- реализуют разработанную стратегию управления и контроля денежными и материальными потоками.
Заключительный этап:
- выбор специалистов для оценки результатов финмониторинга;
- составление итоговых документов.
Как и любая регламентируемая правовыми актами деятельность, финансовый контроль предприятия осуществляется на основе ряда принципов.
- Стратегичность. Основное направление — удовлетворение интересов компании, что исключает чрезмерное количество контрольных мероприятий.
- Многофункциональность. Подразумевает создание условий для создания отдельных центров ответственности внутри единого механизма.
- Синергия количественных стандартов и качественных показателей. Это повышает эффективность процессов мониторинга.
- Своевременность. Превентивный характер обзора позволяет предупредить руководство о возможном наступлении кризисной ситуации и создать условия для ликвидации выявленных несоответствий, пока они не оказали существенного ослабляющего влияния на финансовую устойчивость предприятия.
- Гибкость. Проводимый без учета новых финансовых инструментов анализ не принесет контролирующего эффекта.
- Доступность. Простота форм и методов анализа облегчит работу проверяющим и заинтересованным в результатах проверки субъектам: руководству, подконтрольным лицам.
- Экономичность. Затраты на проведение контрольных действий не должны превышать ожидаемого результата по снижению затрат, росту доходности.
3.1. Понятие и формы финансового контроля
Финансовый
контроль — это регламентированная нормами права деятельность
государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по
проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и
полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств,
правильности и эффективности их использования.
По
субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть
государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский
контроль), общественным и независимым (аудиторским).
Финансовый
контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой
и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и
расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных
ценностей и денежных средств.
Действенность
финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами
государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими
фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с
правоохранительными органами.
Под формой
финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации
контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три
основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и последующий.
Предварительный
финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового
мероприятия (например, проверка правильности и законности документов, служащих
основанием для получения или расходования денежных средств).
Предварительный
контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями
финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых)
планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении
бюджетных средств.
Текущий
(оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по
расходованию и поступлению денежных средств.
На основе
данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального
наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых
правонарушений, а также регулировать финансовые риски.
Объектом
текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой
или получением денежных средств. Фактические затраты регулярно сопоставляются с
действующими нормами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений.
Последующий
контроль проводится после совершения денежных операций с целью
дополнительной проверки их законности и обоснованности.
Эта форма
контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом
проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и
организациях.
Предыдущая |
Что такое финансовый контроль
Прежде чем говорить о методах финансового контроля, рассмотрим, что он собой представляет. Несмотря на то, что в нормативных актах понятие «финансовый контроль» используется довольно активно (например, десятки раз — в положениях Бюджетного кодекса России, в нормативных актах ЕАЭС), официального его определения законодатель не дает.
В экономической литературе и некоторых судебных актах, например в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017 № 11АП-6684/2017 по делу № А55-11638/2015, встречается определение, в соответствии с которым под финансовым контролем следует понимать совокупность действий и операций, связанных с проверкой финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, с использованием специфических форм и методов организации контроля.
В свою очередь, в нормативных актах можно найти описание и форм, и методов финансового контроля. Так, в ст. 45 положения о бюджете ЕАЭС (решение Высшего Евразийского экономического совета от 10.10.2014 № 78) указано, что финансовый контроль по своей форме может быть:
- предварительным;
- текущим;
- последующим.
Таким образом, форма финансового контроля — это его разновидность в привязке к тому или иному этапу ведения финансово-хозяйственной деятельности. Если эта операция еще предстоит (как вариант, должна быть одобрена), проводится предварительный контроль, если она осуществляется — текущий, если завершена — последующий.
Основные виды финансового контроля
Систематизировать все виды финансового контроля можно по разным критериям.
По времени осуществления финансовый контроль бывает текущим, предварительным и последующим. Контролирующие органы занимаются всеми этими видами.
Кроме того, финансовый контроль бывает обязательным и инициативным. Обязательный осуществляется:
- когда это установлено законодательными актами;
- если государственные органы требуют его проведения.
Можно классифицировать виды финансового контроля и иначе. Например, по субъектам, которые его проводят, финансовый контроль бывает:
- президентским;
- ведомственным, внутрихозяйственным;
- общественным;
- аудиторским;
- контролем законодательных и местных органов власти;
- контролем исполнительных органов власти общей компетенции.
Развитие местного самоуправления требует выделения самостоятельного вида финансового контроля – проверки исполнительных и представительных органов.
Государственный контроль – прерогатива различных органов законодательной и исполнительной власти РФ (федеральных и специализированных). Государственный финансовый контроль ведется в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ».
Внутренний (внутрисистемный) вид финансового контроля должен осуществляться в органах исполнительной власти и различных общественных организациях, религиозных объединениях и т. д. Его проводят руководители специальных контрольно-ревизионных подразделений, учреждаемых данными органами. Эти должностные лица находятся в прямом подчинении у главы организации: комитета, министерства и т. д.
Аудиторский (независимый) вид финансового контроля – это платная услуга, оказываемая в числе прочих аудиторами и аудиторскими фирмами и заключающаяся в независимой вневедомственной проверке отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и иных документов, где зафиксированы материальные обязательства и требования компании. Аудит регулируется нормами Федерального закона № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. «Об аудиторской деятельности».
Внутрихозяйственный вид финансового контроля – обязанность бухгалтерии, финансового отдела или другой экономической службы предприятия или учреждения. Объектом такой проверки может быть хозяйственная деятельность компании в целом либо отдельных ее структурных элементов.
Проверка как метод осуществления финансового контроля: классификация по БК РФ
Ревизию, которая является методом финансового контроля, считающимся основным, так или иначе следует рассматривать как частный случай проверки. По сути, это комплекс нескольких проверок.
В соответствии с БК РФ (интересно, что эта же классификация применяется налоговиками) проверки подразделяются:
- По месту проведения:
- на камеральные;
- выездные.
Камеральные проверки осуществляются главным образом на территории нахождения проверяющего лица и предполагают прежде всего изучение им различных документов, предоставленных контролируемым субъектом в плановом порядке или по запросу.
Выездные проверки, в свою очередь, предполагают визит проверяющего лица (лиц) на территорию контролируемого объекта. В рамках такой проверки изучаются не только документы, но и фактическое состояние дел (к примеру, физическое наличие материальных ценностей).
- Степени связанности контролируемого субъекта с основной задачей проверяющего лица:
- на прямые;
- встречные.
При прямой проверке основная задача проверяющего связана непосредственно с деятельностью контролируемого субъекта. Истребуются документы и исследуются факты, позволяющие проверяющему получить представление в первую очередь о самом субъекте.
При встречной проверке конечная цель проверяющего связана с деятельностью другого контролируемого субъекта. Основным смыслом такой проверки будет сопоставление одних и тех же фактов, учтенных у основного субъекта проверки и у проверяемого контрагента. Встречка проводится в целях подтверждения или опровержения тех данных, что были получены при проверке основного субъекта.
Методы проведения финансового контроля
По времени проведения он классифицируется на:
- Предварительный финансовый контроль реализуется до осуществления всех финансовых действий. Его суть состоит в прогнозе показателей, расчётов и финансовых планов. Данный вид проверки является предупредительным и направлен на предотвращение нецелесообразного использования денежных средств. С помощью предварительного контроля можно подобрать наиболее оптимальное решение по инвестиционным программам, которые принесут наибольший объём дивидендов;
- Оперативный финансовый контроль (текущий) выполняется как раз в момент исполнения финансовых операций;
- Последующий финансовый контроль выполняется после выполнения финансовых операций или по истечению финансового года.
Санкционирование как метод финансового контроля: в чем его особенности
Санкционирование по смыслу БК РФ — это утверждение перечня и сумм доступных субъекту расходов и системы контрольно-разрешительных мер, позволяющих эти расходы произвести.
Контроль в данном случае проводится в несколько этапов. Рассмотрим их на самом характерном примере — на санкционировании расходов бюджетных учреждений.
На первом этапе главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) распределяет бюджетные средства согласно ранее сформированным запросам и установленным нормативам и планам.
На втором этапе ГРБС передает санкционированный план распределения бюджетных средств подведомственным распорядителям бюджетных средств. Последние, в свою очередь, занимаются распределением средств уже между теми, кому они требуются (исполняют свою часть бюджета). Попутно следят за соответствием заявленных к получению средств санкционированным планам.
Цепочка может быть длиннее. Например, между крупным региональным распорядителем бюджетных средств и их конечным получателем может стоять еще более мелкий распорядитель.
Для понимания механизма полезно привести практический пример от обратного.
Пример
Допустим, бюджетному учреждению в 2018 году потребовался ремонт. В 2018 году получить на это бюджетные деньги уже нельзя, т. к. они не были заранее заявлены и санкционированы. Учреждение может подать заявку своему распорядителю (от которого непосредственно получает средства), обосновать необходимость ремонта, оценить его стоимость. Распорядитель, в свою очередь, рассмотрит заявку на предмет ее необходимости, соответствия установленным нормативам на ремонт для бюджетных организаций, реальности заявленной стоимости. Если заявка не вызвала у распорядителя нареканий, он передаст ее выше — главному распорядителю (санкционирует на своем уровне). Если и главный распорядитель санкционирует заявку, то на сумму, требуемую учреждению на ремонт, будет увеличен лимит бюджетных обязательств на 2019 год.
Предположим, согласовали сумму 3 млн руб. В 2019 году учреждение сможет потратить на оплату ремонта из бюджетных средств строго эту сумму. Ни больше ни меньше. Если что-то пойдет не так, например конечная стоимость работ будет больше, скажем 3 100 000 руб., то эти 100 000 руб. учреждению никто не даст (не санкционирует). Чтобы их получить, учреждению придется заново пройти весь путь, начиная с заявки.
***
Метод финансового контроля — это совокупность способов или инструментов осуществления контроля, применяемая контролером для достижения определенных целей. Методы осуществления государственного финансового контроля определены в БК РФ.
***
Еще больше информации — в нашей рубрике «Аудит».
Виды и формы контроля
Различные основания для осуществления проверок делят контроль на несколько видов. По времени проведения, он может быть:
- предварительным (осуществляемым до совершения операций и имеющим предупреждающий возможные нарушения, характер);
- текущим, т. е. оперативным (проводимым в процессе осуществления операций, например, при использовании фондов на различные цели – в инвестиционных проектах, приобретении/реализации имущества, выполнении госзаказа);
- последующим (осуществляемым по факту совершения финансовых операций, к примеру, при исполнении утвержденного платежного бюджета.
При осуществлении последнего выясняется фактическое положение дел в компании, выявляются допущенные нарушения, намечаются пути их устранения.
По характеру проведения проверки виды контроля делятся на обязательные и инициативные. Обязательный контроль осуществляется в соответствии с требованиями закона. К примеру, любая плановая проверка утверждается в установленной законом периодичности и по согласованному плану. Инициативный контроль называется именно так потому, что проверка начинается по решению государственных органов, инициирующих ее.
Задачи финансового контроля
Задачи финансового контроля в целом соответствуют целям, заявленным выше. Таким образом, их можно разделить на две группы — задачи по обеспечению законности и задачи по защите интересов собственника хозяйствующего субъекта. При этом надо понимать, что под понятием «финансовый» здесь подразумевается относящийся не только к деньгам, но и к любому имуществу, а также обязательствам.
Основная задача финансового контроля – обеспечение четкого соблюдения норм финансового права, предписывающих и устанавливающих порядок образования, распределения и использования средств государственного и местных бюджетов, внебюджетных фондов, средств государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Задачи по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня:
- Проверка соблюдения финансовой дисциплины, в том числе кассовой.
- Проверка пределов полномочий должностных лиц при принятии решений; выявление случаев превышения полномочий, в том числе злоупотребление ими в корыстных целях.
- Проверка соответствия совершенных хозяйственных операций требованиям законодательства.
- Контроль соблюдения установленных бюджетов и лимитов по статьям затрат.
- Проверка правильности документального оформления хозяйственных операций.
- Проверка правильности ведения бухгалтерского учета; причем не только финансового, но и управленческого, если его ведение предусмотрено локальными нормативными актами.
- Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
- Проверка целевого использования целевых средств, в том числе заемных и бюджетных.
- Контроль ценообразования в областях, где оно регулируется государством.
- Определение и (в ряде случаев) применение мер ответственности к лицам, допустивших нарушения финансово-экономического законодательства.
Задачи по обеспечению интересов собственника
Первый и основной интерес собственника — получение прибыли, то есть прирост вложенного капитала (рост курса акций, получение дивидендов). Однако, возможны и другие локальные задачи, например:
- сокращение активов;
- наращивание кредиторской задолженности;
- увеличение средней заработной платы.
Если подобные цели поставлены в виде локального нормативного акта, мы возвращаемся к задачам первой группы. Но в большинстве случаев, финансовый интерес собственника (выступающего одновременно субъектом контроля) принимается по умолчанию в виде наиболее эффективного управления капиталом. Названная цель финансового контроля достигается путем решения следующих задач:
- Контроль сохранности имущества (в том числе, финансовых ресурсов), выявление случаев недостач, хищений, порчи; контроль мер по обеспечению сохранности.
- Оценка эффективности использования материальных ресурсов (например, полноты загрузки оборудования, использования земельных участков, оптимальности оборачиваемости материалов и т.д.); выявление внутрихозяйственных резервов.
- Оценка использования трудового потенциала организации, анализ кадровой политики.
- Оценка наличия и степени разработанности бюджетов, собственного контроля за их исполнением, анализ отклонений и принятых мер.
- Анализ принятой процедуры принятия управленческих решений и проверка ее соблюдения на практике.
- Оценка ценовой политики, анализ системы ценообразования и маркетинговых мероприятий.
- Анализ эффективности привлечения заемных средств.
- Анализ мер по оптимизации налогового бремени (см. также Налоговое планирование).
Финансовый контроль должен содействовать целевому расходованию средств, соответствующему реализации финансовой политики, эффективному использованию финансовых ресурсов и получению наибольшей отдачи.
Финансовый контроль выступает важнейшей составляющей финансового механизма и важным звеном контрольных органов управления в государстве. Особое место в финансовом контроле занимает анализ обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в кредитно-финансовых организациях.
Финансовый контроль способствует пресечению расточительства и финансовых злоупотреблений. Он служит основой для объективного предоставления государственных дотаций и субсидий конкретным территориям и хозяйствующим субъектам, а также для предоставления налоговых льгот. С помощью финансового контроля оценивается соблюдение законов и нормативных актов при выполнении финансовых операций и сделок между юридическими и физическими лицами.
Финансовый контроль на предприятии
Определение
Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и других, связанных с ними, вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Финансовый мониторинг осуществляют компетентные должностные лица. Они контролируют соблюдение государственными и коммерческими организациями законодательных норм в процессе формирования, распределения и использования материальных ресурсов. Это необходимо для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе движения денежных средств.
Такая проверка помогает предприятию обеспечить эффективное использование ассигнований, если речь идет о бюджетных структурах или же извлекаемых в процессе коммерческой деятельности материальных ресурсов. Она позволяет объективно оценить уровень платежной и налоговой дисциплины субъектов.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Принципы работы финмониторинга:
- законность — ревизионная деятельность в области финансов регулируется государством посредством норм права;
- объективность — преимущество отдают анализу в рамках научных методов, строго по форме;
- независимость — проверяющий не относится к сферам интересов конкретного лица, а мониторит общую законность и эффективность деятельности компании для ее участников;
- гласность — доступ к результатам проверки получают все заинтересованные лица.
Сущность экономического обследования на предприятии заключается в следующих направлениях:
- обеспечить финансовую безопасность подконтрольных субъектов и исполнение собственных финансовых обязательств;
- улучшить экономическое состояние элементов материальной системы и их рациональное, эффективное и законное применение;
- соблюдать финансовые интересы субъектов хозяйствования, повышать их ответственность за результаты деятельности;
- усиливать эффективность экономической политики.
Аудит является проверкой финансовых операций на соответствие не только законодательству, но и на соответствие интересам собственников компаний.
Основная цель ревизии — убедиться, что организация функционирует правильно. Для этого ставится ряд задач, каждая из них отражает конкретный аспект деятельности компании: удостовериться в следовании уставу и инструкциям сотрудниками, оценить целесообразность выбора поставщика и другие.
Определение
Объекты финансового мониторинга предприятия — это процессы формирования, упорядочивания и использования ресурсов, которые выражаются в виде выручки, инвестиций, налоговых отчислений.
Субъекты контроля на предприятии выполняют обязанности по инспектированию в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. К числу субъектов относятся:
- государственные органы;
- структурные подразделения в органах государственной власти, местного самоуправления и предприятиях;
- негосударственные специализированные организации;
- квалифицированные специалисты.
Субъекты выполняют конкретные функции в соответствии с их законодательно установленной компетенцией.
Организация финансового контроля всех видов осуществляется в шесть этапов
Этап 1. Выбираем объект, нуждающийся в финансовом контроле того или иного вида. Для компаний, чья деятельность строго ориентирована на те или иные цели, нельзя разработать алгоритм любого вида финансового контроля, пока не найден данный объект. В качестве него выступают управленческие решения, касающиеся ключевых аспектов экономической деятельности предприятия.
Этап 2. Определяем вид и область финансового контроля. Он зависит от структуры хозяйственной деятельности и бывает стратегическим, текущим или оперативным. Вид финансового контроля будет влиять на частоту проведения контрольных мероприятий.
Этап 3. Расставляем приоритеты подконтрольным параметрам так, чтобы они образовали иерархию. Как показатели, так и все виды финансового контроля ранжируются по степени значимости. Приоритеты первого уровня – основные параметры, учитываемые данным видом контроля. За ними идут приоритеты второго уровня для величин, находящихся в факторной связи с приоритетами первого уровня; аналогичным образом достраивается остальная иерархия приоритетов.
Этап 4. Разрабатываем систему количественных параметров, по которым будет осуществляться финансовый контроль. Нужно выделить подконтрольные финансовые показатели и составить их список. Количественные нормы желательно устанавливать в двух видах значений: абсолютных и относительных.
Относительные показатели финансовой деятельности бывают как стабильными, так и переменными (последние, например, применяются для контроля гибких бюджетов и для корректировки стандартов в условиях меняющейся скорости, величины учетной ставки и уровня инфляции). За стандарты можно принять целевые стратегические нормативы – государственные или внутрикорпоративные нормы, целевые стратегические данные, фактические показатели актуальных бюджетов и планов и т. д.
Этап 5. Планируем мониторинг подконтрольных параметров. Мониторинг, система отслеживания – это основа финансового контроля любого вида, самый динамичный элемент системы. Сформировавшийся на предприятии комплекс мероприятий по постоянному отслеживанию показателей финансовой деятельности, поиску несовпадений между фактическими результатами и планом и выяснение причин этих расхождений называется системой финансового мониторинга.
Этап 6. Строим теоретические модели, продумываем методы нормализации ситуации (доведения фактических показателей до плановых).
Внутрихозяйственный контроль
Проводимый министерствами контроль деятельности входящих в их систему компаний и организаций, схож с проверками, проводимыми в системе общественных организаций. Финансовый внутрихозяйственный контроль неразрывно связан с полным циклом производства продукции. Поэтому проверка качества – еще одна составляющая комплекса контролирующих действий. Виды контроля качества подразделяются на:
- Входной (проверка качества поступающих в производство материалов и оборудования, а также узлов и заготовок).
- Операционный (периодический, иногда постоянный) – проводится в ходе рабочего процесса и обязательно после выполнения каждой отдельной операции, например, на сборочном конвейере. В отдельных случаях такие виды контроля имеют постоянный характер. Например, при работе в космической отрасли и производстве точных технологий.
- Контроль готовой продукции – результативный вид, проводимый сплошным порядком общего количества произведенного продукта.
- Контроль квалификации производственного персонала.
Объемы и методы проверок указываются в технологических процессах, утвержденных для каждой отрасти. Все виды контроля качества продукции являются весьма существенной частью внутрисистемного контроля.
Виды и формы финконтроля
В классификации ФК по видам предусмотрено несколько групп. Рассмотрим основные виды в таблице:
Наименование группы | Подвиды ФК |
По контролирующим субъектам |
|
По объектам проверки |
|
По обязательности |
|
Основными формами финансового контроля являются группы, классифицированные по времени проведения:
- Предварительный ФК проводится до совершения какой-либо операции по формированию, распределению или исполнению денежных средств. Данная форма является предупредительной, так как позволяет не допустить нарушений действующего законодательства, а также соблюсти целевую направленность.
- Текущий ФК — форма, проводимая на этапе совершения операций финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Проведение текущего ФК позволяет исключить неисполнение поставленных обязательств.
- Последующий ФК. Проводится по окончанию всех денежных и хозяйственных операций, позволяет выявить совершенные правонарушения, определить соблюдение целевого характера и законности осуществленных действий.
Виды и методы финансового контроля имеют прямую взаимосвязь, так как невозможно обеспечить объективные и полноценные проверки проведения методического анализа.
Государственный контроль
Первые три пункта указанного перечисления относятся к системе государственного контроля, осуществляемого законодательной и исполнительными властными структурами.
В компетенцию этой системы входит:
- контролирование неукоснительного исполнения бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней;
- состояние госрезервов и динамика внутреннего и внешнего долга;
- организация обращения финансовых фондов;
- использование заемных средств;
- предоставление налоговых и финансовых или других льгот.
Полномочия контролирующих органов действующим законодательством возложены на Счетную палату РФ, Центробанк РФ, Минфин РФ и другие органы федеральной и исполнительной власти. Законом признано обязательным ежегодное проведение контролирующими органами плановых ревизий и проверок поступления, освоения и движения бюджетных ресурсов не только в организациях властных структур, но и в компаниях, работающих с бюджетными средствами.
Виды проверок финансового контроля
Проверку финансового контроля осуществляют с помощью:
- Проверок, которые классифицируются на документальные (осуществляется непосредственно на предприятии) и камеральные (производится контрольным органом);
- Обследование, при котором могут осуществляться контрольные замеры проводимых работ, расход материалов, энергии и так далее с помощью инспекции на месте (опроса либо анкетирования);
- Надзор – это проверка соблюдения правил и нормативов, нарушение которых приводит к лишению лицензии;
- Экономический анализ – тщательное изучение отчётности организации для последующей оценки эффективности её деятельности;
- Наблюдение является системой постоянно осуществляемых проверочных действий для выявления текущих изменений сфере хозяйствующих объектов;
- Ревизия – самый главный, наиболее тщательный и многогранный метод финансового контроля.