Международный трибунал: функции. Международный уголовный трибунал

Обращения, связанные с Россией

В 2002 году Международный морской трибунал рассматривал требование РФ к Австралии о незамедлительном освобождении судна “Волга” под банковскую гарантию. Оно было захвачено властями в исключительной зоне за незаконную ловлю рыбы. Данное требование было удовлетворено. Япония в 2007 году два раза обращалась в МТМП с требованиями к РФ по вопросу задержания и конфискации двух судов – Tomimaru и Hoshinmaru. И в первом, и втором случае в слушаниях участвовала российская делегация. Был назначен также специальный представитель РФ – Загайнов, сотрудник постоянного представительства России в ООН. Нидерланды в 2013 году обратились с требованием к нашей стране по ситуации с судном “Арктик Санрайз”.

В связи с данным делом Министерством по иностранным делам РФ был опубликован комментарий о том, что Россия исходила из того, что данное дело не попадает под юрисдикцию МТМП

В нем Правительство страны обращало внимание также на оговорку, которая была сделана в процессе ратификации Конвенции 1982 года. В соответствии с ней, кроме прочего, страна не принимает процедуры, ведущие к принятию обязательных решений для сторон относительно споров, касающихся деятельности, обеспечивающей соблюдение законов, связанных с суверенными правами и юрисдикцией

По дипломатическим каналам аналогичное заявление поступило и в Трибунал. Организация учла мнение России и при принятии решения отметила, что те исключения, на которые РФ ссылалась, применимы исключительно к части, которая касается ст. 297, абз. 2 и 3 Конвенции. Речь, в частности, шла о морских научных исследованиях и рыболовстве. В результате рассмотрения дела организация обязала Россию незамедлительно освободить судно с экипажем и вывести его в воды вне российской юрисдикции с залогом в 3,6 млн евро.

Резолюция СБ Организации Объединенных Наций от 25 мая 1993 г.

Ее можно считать уникальной в своем роде. Резолюция была составлена по учреждению Международного трибунала для преследования лиц, виновных в серьезных нарушениях мирового гуманитарного права в бывшей Югославии. На этой территории имел место трагический крупномасштабный конфликт. Вместе с принятием Резолюции был утвержден и Устав. Он определяет юрисдикцию органа по отношению к лицам, совершающим нарушения положений Женевских конвенций 1949 года и прочих норм. К рассматриваемым преступлениям относят: умышленные убийства или причинения тяжких страданий, бесчеловечное обращение и пытки, взятие мирного населения в заложники либо их неправомерное депортирование, использование особых видов вооружения, геноцид и прочее. В Трибунале присутствуют 11 независимых судей, которые выделяются государствами и избираются из предоставленного СБ списка Генеральной Ассамблеей на четыре года. Кроме того, в составе Международного трибунала присутствует обвинитель. Его назначает по рекомендации Генсекретаря ООН Совет Безопасности. В мае 1997 года был избран новый состав судей. Ими стали представители Гайаны, Колумбии, Замбии, Египта, КНР, США, Португалии, Франции, Италии, Великобритании. В составе организации выделено две судебные камеры (по 3 судьи в каждой) и 1 апелляционная (5 судей). Местонахождение организации – г. Гаага.

Российская оценка деятельности МУС

16 ноября 2016 г. МИД РФ выступил с заявлением в связи с распоряжением Путина относительно отказа России присоединиться к МУС. В документе отмечается, что «нападение режима Михаила Саакашвили на мирный Цхинвал, убийство российских миротворцев породило со стороны МУС обвинения в адрес югоосетинских ополченцев и российских военнослужащих» и такое «отношение к событиям августа 2008 г. вряд ли может говорить о доверии к этому орган».

Подчеркивается, что «МУС не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым органом международного правосудия». В заявлении также отмечается, что «за 14 лет своей работы МУС вынес всего четыре приговора, израсходовав при этом более $1 млрд».

Радио ненависти: Международный трибунал по Руанде

Сто дней геноцида в Руанде унесли более 800 тысяч жизней: убийства совершались каждые десять секунд. Страшная бойня разразилась на почве конфликта между хуту и тутси. Эти две народности за многие столетия прошли непростой путь от войны до мирного сосуществования на одной территории, с выработкой общего языка и культуры. Все изменилось после окончательного распада колониальной системы во второй половине XX века: Бельгия, уходя из Руанды, передала административный контроль хуту, этническому большинству, которое исторически относилось к более низкой касте. Привилегированное меньшинство тутси оказалось без традиционной поддержки. 6 апреля 1994 года в авиакатастрофе погиб президент Руанды Жювеналь Хабиаримана; хуту обвинили тутси в том, что те сбили самолет, и медленно тлеющая на протяжении нескольких лет гражданская война мгновенно вышла на совершенно другой уровень — началась массовая резня. Хуту, вооруженные мачете, убивали с особой жестокостью, а перед этим изощренно пытали —

Особую роль в геноциде сыграли СМИ — в первую очередь радио, поскольку это был самый доступный источник информации в Руанде. Наибольшую известность получило «Свободное радио тысячи холмов» (Руанду называют страной тысячи холмов) — официально частное, но финансировавшееся государством. В эфире радиостанции, большинство сотрудников которой составляли хуту, открыто звучали агрессивные лозунги и призывы к насилию, ведущие объявляли места, где прячутся тутси (вплоть до конкретных адресов), людям объясняли, как правильно избавляться от трупов и скрывать следы своих преступлений. «Валите высокие деревья!», «Давите тараканов!», «Продолжайте борьбу: могилы еще не полны!» — такие простые и понятные лозунги транслировались практически круглосуточно. Мощь пропаганды была настолько велика, что под ее влиянием люди убивали даже родственников, которые принадлежали к тутси или сочувствовали им.

Международные миротворческие силы занимали бездеятельную позицию: войска ООН получили приказ не вмешиваться во внутренние дела другой страны; единственное, что было разрешено солдатам, — отстреливать бродячих собак, которые разрывали тела убитых. Франция эвакуировала иностранных граждан и экспатриантов (пытавшихся бежать из страны тутси силой высаживали из грузовиков), Бельгия стремительно выводила своих солдат, ООН сократила миротворческий контингент в четыре раза всего за полмесяца, США, извлекшие урок из сомалийской операции в Могадишо, и вовсе предпочли не вмешиваться. Позже генерал Ромео Даллер назвал эту миротворческую миссию одной из самых провальных в истории.

Остановить бойню смогли сами тутси из движения Руандийский патриотический фронт, который возглавлял Поль Кагаме (сегодня он президент Руанды) — им удалось взять столицу и оттеснить радикальных хуту к границам. После прекращения войны настало время подводить ее итоги и наказывать тех, кто ее развязал. Международный трибунал по Руанде действовал более 20 лет — с 1994 по 2015 год, однако некоторые преступники до сих пор не найдены — они объявлены в международный розыск.

В 1998 году трибунал приговорил к пожизненному заключению премьер-министра временного правительства Руанды Жана Камбанду. В 1999 году пожизненный срок получил Джордж Рутаганде, возглавлявший военизированное ополчение хуту «Интерахамве». В 2008 году такой же приговор был вынесен бывшему полковнику руандийской армии Теонесте Багосору.

Единственным европейцем, представшим перед трибуналом, стал бельгиец Жорж Руджу — бывший ведущий «Радио тысячи холмов», который открыто призывал к убийствам тутси. Именно ему принадлежит эпитет «тараканы» и использование глагола «работать» в значении «убивать». Трибунал приговорил Руджу к 12 годам лишения свободы — власти Руанды сочли это решение слишком мягким, но суд учитывал чистосердечное признание и раскаяние в содеянных преступлениях. Через девять лет Руджу освободили из-под стражи досрочно.

Как работает суд

Штат МУС насчитывает около 800 человек из 100 стран. Официальных языков шесть — английский, французский, арабский, китайский, русский и испанский. При этом в качестве рабочих используются только два из них — английский и французский.

Основное здание суда находится в Гааге. Помимо этого у него есть шесть полевых офисов. Все они находятся в Африке. Два из них расположены в Демократической Республике Конго, а остальные — в Уганде, Центральноафриканской Республике, Кении и Кот-д’Ивуаре.

Суд занимается расследованием дел о военных преступлениях, преступлениях против человечности и случаях геноцида, входящих в его юрисдикцию, но только если они произошли после 2002 года.

При этом суд может расследовать только преступления на территории или с участием граждан стран, которые ратифицировали Римский статут. На данный момент это чуть более 120 стран-членов ООН, в том числе Великобритания.

Правообладатель иллюстрацииGetty ImagesImage caption Судьи МУС избираются на девять лет

В состав суда входят 18 судей, избираемых на съезде государств-участников суда на девять лет. Судьи избираются от нескольких региональных групп, каждую из которых представляют как минимум два судьи.

Дело может быть возбуждено по обращению страны-участницы суда, по требованию Совета Безопасности ООН или по ходатайству прокурора суда, если с ним согласятся трое независимых судей МУС.

Единственное наказание, которое суд может назначить обвиняемому, — лишение свободы

При этом важно, что МУС не рассматривает дела заочно, и для начала рассмотрения дела ему нужно сначала задержать обвиняемого

Кроме того, суд принимает к рассмотрению дела, только если государство, в котором совершено преступление или гражданина которого обвиняют в преступлении, не может или не хочет само расследовать дело.

Тем не менее из этого правила есть исключения. МУС может взяться за расследование дела в случае, если юридическая система какого-либо государства не соответствует международным стандартам или если оно пытается защитить обвиняемого.

Конец войны, начало войны: Токийский процесс

На Нюрнбергском процессе судили верхушку Третьего рейха, а для японских военных преступников был организован отдельный суд, который получил название Международного военного трибунала для Дальнего Востока — или просто Токийского процесса. За основу были взяты принципы и устав, разработанные для Нюрнберга, однако были и некоторые существенные отличия. Так, вместо четырех главных обвинителей на Токийском трибунале было представлено сразу 11 государств. От каждой страны были свои прокуроры и судьи, но главный прокурор был от США. Америка вообще играла особую роль в организации процесса: во-первых, у страны были средства на проведение трибунала, тогда как остальные державы понесли значительные финансовые потери в ходе войны, во-вторых, именно США поставили символическую точку во Второй мировой, сбросив бомбы на Нагасаки и Хиросиму.

Еще одно существенное отличие Токийского процесса заключалось в царящей на нем атмосфере: если в Нюрнберге страны-победительницы пытались выступать единым фронтом, несмотря на разногласия, то в Токио раскол был уже очевиден. За два месяца до начала процесса, 5 марта 1946 года, Черчилль выступил со своей знаменитой Фултонской речью, положившей начало холодной войне, поэтому трибунал в Токио проходил в очень напряженной обстановке невидимого противостояния США и Европы СССР.

которые полагались всем представителям комиссий государств — участников Токийского процесса.

Помимо внешнеполитических факторов, были и другие аспекты, влияющие на ход трибунала. Так, США заинтересовались бактериологическим оружием, которое Япония разрабатывала в ходе войны, проводя опыты над военнопленными. В обмен на документы и материалы с результатами исследований некоторые японские военные преступники получили иммунитет от судебного преследования — в частности, руководитель программы генерал-лейтенант, микробиолог Сиро Исии и его подчиненные. Неприкосновенным был также объявлен император и его семья. Союзники пошли на эту сделку, поскольку боялись, что привлечение к суду священной фигуры императора вызовет протесты и на оккупированной территории начнутся бунты и восстания.

Токийский процесс растянулся на полтора года, с 3 мая 1946-го по 12 ноября 1948 года. За это время специальный судебный орган, в который вошли СССР, США, Великобритания, Австралия, Канада, Франция, Нидерланды, Новая Зеландия, Китай, Индия и Филиппины, провел 949 заседаний, принял 4356 документальных доказательств и 1194 свидетельских показаний. В итоговом списке обвиняемых оказались 29 человек, но перед судом предстали только 25, поскольку Сюмэй Окава, философ, публицист, идеолог японского милитаризма, которого называют еще «японским Геббельсом», был признан психически невменяемым, министр иностранных дел Есукэ Мацуока и министр флота Осами Нагано умерли во время следствия, а премьер-министр Японии Фумимаро Коноэ покончил с собой накануне ареста. Семеро обвиняемых были приговорены к смертной казни через повешение за преступления против мира и человечности, а также массовые убийства — в том числе за Нанкинскую резню и Батаанский марш смерти. 15 подсудимых получили пожизненные сроки, еще двое — разные сроки заключения.

Советская сторона была не согласна с тем, что многим преступникам удалось избежать наказания (в частности, тем, кто был ответственен за создание в рамках Квантунской армии «отряда 731» и «отряда 100», занимавшихся разработкой бактериологического оружия). Поэтому по окончании Токийского процесса в СССР начался Хабаровский процесс — трибунал, который, впрочем, был уже не международным. На нем перед судом предстали 12 человек, обвиняемых в экспериментах над людьми и разведении бактерий чумы, холеры, сибирской язвы. За эти тяжелые преступления предусматривалась смертная казнь через повешение, однако все обвиняемые получили только различные сроки лишения свободы, поскольку Хабаровский процесс был в некотором роде демонстративным ответом США со стороны Советского Союза.

VПРАВА ТРИБУНАЛА И СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Статья 17.

Трибунал имеет право:a) вызывать свидетелей на суд, требовать их присутствия и показаний и задавать им вопросы;b) допрашивать подсудимого;c) требовать предъявления документов и других материалов, используемых как доказательства;d) приводить к присяге свидетелей;e) назначать должностных лиц для выполнения указанных Трибуналом задач, включая собирание доказательств по полномочию Трибунала.

Статья 18.

Трибунал должен:a) строго ограничивать судебное разбирательство быстрым рассмотрением вопросов, связанных с обвинением;b) принимать строгие меры для предотвращения любых выступлений, которые могут вызвать неоправдываемую задержку процесса, исключать какие бы то ни было не относящиеся к делу вопросы и заявления;c) принимать решительные меры во всех случаях неподчинения требованиям суда и налагать надлежащие взыскания, включая лишение любого подсудимого или его защитника права присутствовать на всех или некоторых заседаниях, однако без ущерба для расследования обвинений.

Статья 19.

Трибунал не должен быть связан формальностями в использовании доказательств. Он устанавливает и применяет возможно более быструю и не осложненную формальностями процедуру и допускает любые доказательства, которые, по его мнению, имеют доказательную силу.

Статья 20.

Трибунал может потребовать, чтобы ему сообщили о характере любых доказательств перед тем, как они будут представлены, с тем, чтобы Трибунал мог определить, относятся ли они к делу.

Статья 21.

Трибунал не будет требовать доказательств общеизвестных фактов и будет считать их доказанными. Трибунал также будет принимать без доказательств официальные правительственные документы и доклады Объединенных Наций, включая акты и документы комитетов, созданных в различных союзных странах для расследования военных преступлений, протоколы и приговоры военных или других трибуналов каждой из Объединенных Наций.

Статья 22.

Постоянное местонахождение Трибунала — Берлин. Первые заседания членов Трибунала и главных обвинителей состоятся также в Берлине, в том месте, которое будет определено Контрольным Советом в Германии. Первый процесс состоится в Нюрнберге, а последующие процессы состоятся в местах по определению Трибунала.

Статья 23.

В каждом судебном процессе участвуют один или несколько главных обвинителей. Функции главного обвинителя могут выполняться им лично или любым лицом или лицами по его полномочию.Функции защитника могут выполняться по ходатайству подсудимого любым адвокатом, имеющим право выступать на суде в его родной стране, или любым другим лицом, которое будет специально уполномочено на это Трибуналом.

Статья 24.

Судебное заседание проходит в следующем порядке:a) оглашается обвинительный акт на суде;b) Трибунал опрашивает подсудимых, признают ли они себя виновными;c) обвинитель произносит вступительную речь;d) Трибунал опрашивает обвинителей и защитников, имеются ли у них и какие ходатайства о представлении доказательств, после чего Трибунал выносит определение по этим ходатайствам;e) допрашиваются свидетели обвинения, а затем свидетели защиты, после чего обвинители или защитники представляют такие доказательства в опровержение доказательств, представленных другой стороной, какие Трибунал признает допустимыми;f) Трибунал может в любое время задавать любые вопросы любому из свидетелей и подсудимых;g) обвинение и защита допрашивают и могут подвергать перекрестному допросу любого свидетеля и любого подсудимого, который дает показания;h) защитник произносит защитительную речь;i) обвинитель произносит обвинительную речь;j) каждый из подсудимых вправе выступить с последним словом;k) Трибунал выносит приговор.

Статья 25.

Все официальные документы представляются и все судебные заседания ведутся на русском, английском и французском языках и на языке подсудимого. На язык той страны, в которой заседает Трибунал, может быть переведена такая часть протоколов и судебного заседания, какую Трибунал признает желательной в интересах правосудия и общественного мнения.

Структура организаций

Единственно приемлемым признано включение в Уставы Международных трибуналов точных формулировок в отношении преступлений, подлежащих рассмотрению, а также наказаний, назначаемых за них. В качестве основной меры принимается пожизненное заключение либо лишение свободы на конкретный период. Вопрос о возможности использовать смертную казнь остается предметом дискуссий. Если говорить о формировании единого органа, то его структура, предположительно, должна включать в себя председателя, заместителей и президиум.

Последний должен выполнять как административные, так и непосредственно процессуальные задачи. Рассмотрение дел и последующее вынесение приговора выполняют соответствующие палаты: судебная и апелляционная. Тесное взаимодействие с органом должна осуществлять Независимая прокуратура. На обсуждении находятся два варианта ее деятельности. Прокуратура может выполнять расследование в соответствующих странах от имени Международного сообщества самостоятельно или посредством компетентных национальных органов в рамках сотрудничества. При этом предусматривается соблюдение соответствующих процессуальных гарантий в пределах ст. 14, 15 Мирового пакта о политических и гражданских правах как минимум.

Крах Югославии

Международные трибуналы по итогам Второй мировой войны долгие годы оставались единственным подобным прецедентом. Однако крушение СССР вызвало цепную реакцию на Балканах. Стремление республик Югославии к самоопределению вызвало кровопролитную гражданскую войну в этой стране.

Все это сопровождалось страшными разрушениями, массовыми убийствами и зачистками территорий со стороны всех участников конфликта. Военные и гражданские вожди Сербии, Боснии, Хорватии в равной степени оказались замешаны в военных преступлениях и преступлениях против человечности.

Ситуация потребовала вмешательства Совета безопасности ООН, в 1992 году была создана международная комиссия по расследованию фактов нарушения Женевской конвенции. Итогом ее работы стало решение о создании Международного трибунала по бывшей Югославии.

Были строго оговорены принципы действия этого органа. Юрисдикции подлежали территории федеративной республики за исключением Словении, ограниченные временными рамками с 1991 года. Ответственности подлежали конкретные лица, трибуналу не передавались полномочия судить органы власти в целом и правительства. Максимально возможным наказанием было предусмотрено пожизненное заключение.

VIПРИГОВОР

Статья 26.

Приговор Трибунала должен содержать мотивы, на основании которых он вынесен; приговор является окончательным и не подлежит пересмотру.

Статья 27.

Трибунал имеет право приговорить виновного к смертной казни или другому наказанию, которое Трибунал признает справедливым.

Статья 28.

Трибунал вправе в дополнение к определенному им наказанию постановить об отобрании у осужденного награбленного имущества и распорядиться о передаче этого имущества Контрольному Совету в Германии.

Статья 29.

В случае осуждения приговор приводится в исполнение согласно приказу Контрольного Совета в Германии; Контрольный Совет может в любое время смягчить или каким-либо образом изменить приговор, но не может повысить наказание. Если после осуждения подсудимого и вынесения приговора Контрольный Совет получит новые доказательства, которые, по его мнению, дают основание для возбуждения нового обвинения против подсудимого, он сообщит об этих доказательствах Комитету, учрежденному в соответствии со статьей 14 настоящего Устава. Комитет поступит, как он найдет нужным, в интересах правосудия.

Мандат

В Резолюции 1966 Совет Безопасности постановил, что «Механизм должен продолжать юрисдикцию, права, обязанности и основные функции МТБЮ и МУТР». Совет Безопасности также предполагал, что Механизм будет «небольшой, временной и эффективной структурой, функции и размер которой со временем будут уменьшаться, с небольшим числом сотрудников, соизмеримым с его сокращенными функциями». Механизм будет продолжать работать до тех пор, пока Совет Безопасности не примет иного решения, однако он будет подлежать двухлетнему обзору, начиная с 2016 года.

Механизм состоит из двух ветвей. Одно отделение выполняет функции, унаследованные от МУТР, и находится в Аруше , Танзания . Он начал функционировать 1 июля 2012 года. Другое отделение расположено в Гааге , Нидерланды, и начало работу 1 июля 2013 года. В начальный период работы Механизма имело место временное совпадение с МУТР и МТБЮ по мере завершения работы этих институтов. незавершенная работа по любым судебным или апелляционным процедурам, которые еще не завершены на дату начала работы соответствующих отделений Механизма.

Компетенция

В настоящее время в компетенцию МУС входит преследование лиц, ответственных за геноцид, преступления против человечности, военные преступления.

Юрисдикции МУС подлежат преступления, совершенные после 1 июля 2002 г. на территории государства — участника Римского статута, а также совершенных гражданами таких государств на территории любой другой страны.

Если государство, на территории которого произошло преступление, не является участником статута или граждане такого государства подозреваются в тяжких преступлениях, мандат на начало уголовного преследования может выдать Совет Безопасности ООН. Кроме того, государства, не являющиеся членами МУС и заинтересованные в расследовании преступления, совершенного на их территории, могут в специальном заявлении признать юрисдикцию суда в отношении этого преступления.

СБ ООН может приостановить работу суда и действие ордера на арест. Юрисдикция МУС распространяется только на физических лиц. МУС может назначать сроки заключения до 30 лет или пожизненно, выносить смертные приговоры он не имеет права. МУС вступает в действие в тех случаях, когда государственная система уголовного права бессильна или контролируется самими преступниками. Таким образом, он не подменяет национальные суда, а дополняет их.

Составы преступлений

Внутренняя компетенция суда ограничена тремя видами преступлений:

  1. Геноцид — намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.
  2. Преступления против человечности — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно.
  3. Военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.

В компетенцию Международного уголовного суда предлагалось также включить агрессию. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления и поэтому было решено, что пока Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией.

Время

Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу.

Если некоторый конфликт — например, война в Уганде — продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года.

Территория и гражданство

В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальный принцип, Суд не может действовать. Это положение гарантирует право государств решать, подвергать или нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС.

Однако у этого принципа есть два исключения: во-первых, Совет Безопасности ООН может, посредством резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника.

Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда передал в Суд ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством-участником МУС. Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 12 Статута, государство, не являющееся участником Статута, может посредством заявления, представленного Секретарю суда, признать осуществление Судом юрисдикции в отношении конкретного преступления.

Персональная юрисдикция (ratione personae)

Уставы обоих Международных уголовных трибуналов подтверждают принцип индивидуальной уголовной ответственности (ст. 7 Устава МТБЮ; ст. 6 Устава МУТР). При сегодняшнем состоянии международного права этот принцип относится лишь к отдельным лицам. Поэтому Уставы ограничиваются указанием, что компетенция этих Международных уголовных трибуналов распространяется на физических лиц (ст. 6 Устава МТБЮ; ст. 5 Устава МУТР). Таким образом, они не могут судить государства.

Оба Международных уголовных трибунала полномочны судить любое лицо, подозреваемое в серьезных нарушениях международного гуманитарного права (Устав МТБЮ, ст. 1; Устав МУТР, ст. 1), независимо от степени его ответственности. Эти Уставы воспроизводят положения Устава Нюрнбергского трибунала.

  • Политический руководитель, командир или простой исполнитель — каждый, кто виновен в планировании, побуждении к совершению, приказании, совершении или любой другой помощи и побуждению к планированию, подготовке или совершению преступлений, входящих в юрисдикцию этих Международных уголовных трибуналов, может быть подвергнут преследованию (Устав МТБЮ, ст. 7.1; Устав МУТР, Устав 6.1).
  • Отклоняются любые основания для освобождения от ответственности, связанные со служебными обязанностями или приказами вышестоящих лиц.

Служебное положение обвиняемого, даже если он является главой государства или правительства, или же высшим должностным лицом, не освобождает его от уголовной ответственности и не служит основанием для смягчения наказания (Устав МТБЮ, ст. 7.2; Устав МУТР, ст. 6.2.). Точно так же, факт, что обвиняемый действовал по приказу правительства или вышестоящего лица, не освобождает его от уголовной ответственности. Такой факт может послужить основанием для смягчения наказания исключительно в том случае, если давшая приказ власть имела характер, исключающий любую свободу суждений или действий (Устав МТБЮ, ст. 7.4; Устав МУТР, ст. 6.4.).

Вышестоящее лицо не освобождается от уголовной ответственности за совершение его подчиненным вышеуказанных преступлений, если это вышестоящее лицо знало или имело основания знать, что подчиненное ему лицо собиралось совершить это деяние или уже совершило, и не приняло надлежащих разумных мер, чтобы воспрепятствовать совершению такого деяния или наказать его авторов (Устав МТБЮ, ст. 7.3; Устав МУТР, ст. 6.3). Уставы повторяют здесь положения протокола I от 1977 года относительно обязанностей командиров (ЖПI, ст. 87).

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА

Статья 1.

В соответствии с Соглашением, заключенным 8 августа 1945 г. между Правительствами Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Временным Правительством Французской Республики, учреждается Международный Военный Трибунал (в дальнейшем именуемый «Трибунал») для справедливого и быстрого суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси.

Статья 2.

Трибунал состоит из 4 членов и их заместителей. Каждая из Подписавшихся Сторон назначает по одному члену и одному заместителю. Заместители будут, поскольку они могут, присутствовать на всех заседаниях Трибунала. В случае болезни кого-либо из членов Трибунала или невозможности для него нести свои обязанности по какой-либо другой причине, его место занимает его заместитель.

Статья 3.

Ни Трибунал, ни его члены, ни их заместители не могут быть отведены обвинителем, подсудимыми или защитой. Каждая из Подписавшихся Сторон может заменить назначенного ею члена Трибунала или его заместителя по болезни или по другим уважительным причинам. Во время судебного процесса член Трибунала может быть заменен только его заместителем.

Статья 4.

а) Для наличия кворума необходимо присутствие всех четырех членов Трибунала или заместителей, заменяющих отсутствующих членов Трибунала.b) Члены Трибунала до начала судебного процесса договариваются между собой о выборе одного из их числа председателем; председатель выполняет свои обязанности в течение этого судебного процесса или так, как будет решено голосами не менее трех членов Трибунала. Устанавливается принцип очередности председательствования на последующих судебных процессах. Однако, если заседание Трибунала происходит на территории одной из четырех Подписавшихся Сторон, то председательствует представитель этой Стороны в Трибунале.c) За исключением вышеуказанного, решения принимаются Трибуналом большинством голосов, а при разделении голосов голос председательствующего является решающим; однако признание виновности и определение наказания выносятся всегда большинством голосов не менее трех членов Трибунала.

Статья 5.

В случае необходимости и в зависимости от количества требующих рассмотрения дел могут быть учреждены другие трибуналы; порядок учреждения, функции и процедура каждого из трибуналов будут тождественны и будут регулироваться настоящим Уставом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий