Сущность Конституции
Раскрытие сущности основного закона страны связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выполняет. Существует несколько теорий относительно сущности главного нормативного акта.
Первая идея связана с трактовкой конституции как некоего общественного договора. Предполагается, что члены общества заключили договор и наделили частью своих прав отдельных личностей. Так образовалась конституция и появилась государственная власть. Естественно, под конституцией в данном случае понимается любой общегосударственный акт – вроде Закона 12 таблиц, древнекитайских предписаний и т. д. Первая же форма того правового института конституционного права, который известна и по сей день, появилась в 1787 году в США.
Вторая концепция носит теологический, то есть религиозный характер. Сущность основного закона страны в данном случае видится в воплощении божественных предписаний. Высшие силы послали человечеству определенный свод правил, который реализуется при помощи социальных законов, в том числе конституции.
Третья идея появилась не так давно. Именуется она марксистско-ленинской. Сущность любых законов здесь усматривается в ограничении общества государственными силами. Это обусловлено существованием неидеальной, некоммунистической формации. В дальнейшем произойдут революции, и общество встанет на новый этап развития, где законы и государство уже не будут нужны.
Сущность Конституции РФ
Сущность конституции – ограничение вмешательства государства в дела общества и личности с помощью права.
Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы:
- институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности);
- институт государственного (территориального) устройства;
- институт (систему) государственных органов;
- государственную символику;
- механизм защиты конституции.
В формально-правовом аспекте конституция (устав, ордонанс, уложение) – особый основной закон государства.
Обычно в начале текста конституции выделяется декларативная преамбула политико-нравственного вводного характера. Конституция может делиться на части, разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, части и подпункты частей, разделов, глав, статей и параграфов.
Содержание и форма конституции взаимозависимы:
- Форма конституции в узком (формально-правовом) аспекте – основной закон.
- Форма конституции в широком (материально-правовом) аспекте – вся нормативная структура, составляющая конституционный строй страны (все источники норм конституционного права).
Структура конституционного права
Как научная дисциплина конституционное право России складывается из трех основных подгрупп: методов регулирования, субъектов права и научного содержания.
Методы, как и в любой другой научной дисциплине, делятся на императивные (обязующие или запрещающие) и диспозитивные (дозволительные). Императивный инструментарий в случае с конституционным правом преобладает. Диспозитивные также применяются, но лишь при регулировании правового статуса личности. Также здесь следует выделить методы сравнения, анализа, синтеза, прогнозирования, статистики, моделирования, формально-юридического анализа и т. д.
К субъектам регулируемых отношений относятся физические лица, регионы, социальные общности, политические объединения и само государство.
Структура конституционного права России состоит из политической системы, государственного устройства, исполнительной, законодательной и судебной власти, государственного аппарата, конституционного контроля и местного самоуправления. Все эти элементы являют собой особенности и виды конституционных норм.
Этапы развития конституции в РФ
История РФ насчитывает 5 конституций. Самый краткий срок действия – 7 лет, самый длительный – 40. Выделяют такие этапы развития главного документа в России:
Доконституционный период – это «предыстория» конституции, она начинается в начале 19 века. Тогда возникали первые либеральные идеи, которые были направлены на борьбу с самодержавием. Главное требование их заключалось в том, чтобы постепенно перейти от монархии к народной форме правления. В это время публикуют первые письменные проекты такого характера: «Плат государственного преобразования», «Государственная уставная грамота Российской империи». В 1861 году царь Александр подготовил первую конституцию, которая провозглашала свободу крестьянства, но она не вышла из-за его убийства.
В 1905 начинается новый этап становления конституционного контроля. 6 августа был принят Манифест, который провозгласил формирования Государственной Думы – первого парламента, который имел совещательные функции. После Октябрьской революции было принято несколько важных государственных актов для перелома старой системы управления. И в 1918 году был принят первый Основной закон государства. Он провозглашал переход от капитализма к социализму. С ее помощью диктатура закрепилась основательно. Этим документом признавались равные права всех людей независимо от расы и происхождения. Его главной целью провозглашалось установление диктатуры пролетариата. Она включала в себя не только права, но и некоторые обязанности, которые должен быть выполнять каждый гражданин новой страны – трудиться на ее благо.
Вторую Конституцию приняли 11 мая 1925 года, она значительно смягчила политическое напряжение внутри страны и закрепила статус России как союзной республики в составе СССР. В ней были детально прописаны все особенности советской власти: полномочия съезда советов, органов власти, избирательная система, правила распределения бюджета.
Третий Основной документ приняли 21 января 1937 г.. В ней задекларировали окончание первого этапа постройки социализма.
В 1978 году приняли Четвертую Конституцию, которая провозгласила концепцию развитого социализма
В ней было акцентировано внимание на том, что уже сформировалась новая общность людей – советский народ, руководящим органом среди которых является коммунистическая партия. Подчеркивался запрет на частную собственность, принималась только жесткая централизация
Это был очень идеологизированный документ – ключевыми идеями были идет коммунизма и марксизма. Исторические перемены 1985 и 1991 года повлияли на содержание этого документа, страна требовала перемен.
В предыдущий документ в 1989-1992 внесли целый ряд правок, которые создали абсолютно новую Конституцию: декларировался отказ от социализма, монополии партии. Сформировали новые принципы: признание плюрализма, равности граждан, концепция разделения власти. Переформатировалось полностью устройство государства: большинство республик отделились и стали отдельными странами, часть – добилась статуса республики в составе Российской Федерации.
Все перемены в содержании конституции обуславливаются требованиями времени. На документ влияют исторические события, войны, государственные перестройки.
Основы конституционного строя России
- Высшая ценность Российской Федерации – свобода и соблюдение прав граждан своего государства. Конституция регламентирует отношения государства к индивиду. Создание правового государства базируется на данном принципе.
- Население РФ во всём его многообразии представлено носителем главенствующей власти и суверенитета.
- Основа государственности РФ строится на полноте суверенитета, куда относится главенство власти, единство представительных органов и целостность.
- Конституцией РФ закреплено равноправие всех субъектов, занимающих статус граждан РФ.
- Гражданство – взаимосвязь государства и индивида, где соблюдаются взаимные права.
- Экономическая свобода – толчок, спровоцировавший развитие торгово-рыночных отношений. Собственность любого типа (частная, государственная, муниципальная) находится под защитой государства.
- Во время становления демократического государства формируется основа разделения властей.
- Главенство закона над всеми.
- Россия позиционирует себя как социальное государство, которое имеет ответственность за удовлетворение социальных потребностей гражданами и формирование условий для свободы и развития человеческой деятельности.
- В России действует светский режим, который не допускает установление главенствующей или национальной религии.
- Приоритетность международного права перед государственным правом.
- Федеративное устройство – равноправие и самоопределение народов Российской Федерации
- Республиканская форма правления — это выборность и сменяемость главы государства.
Смотрите также:
- Система российского права. Законотворческий процесс
- Понятие и виды юридической ответственности
- Законодательство Российской Федерации о выборах
- Субъекты гражданского права
Экономика и разделение властей
Все в той же первой главе российской Конституции устанавливается ряд важных принципов, касающихся экономического строя Российской Федерации. Это поддержка конкуренции государственными органами, запрет на монополизацию во многих областях производства, обеспечение свободы экономической деятельности и многое другое.
Конституцией гарантируется юридическое равенство форм собственности, а также признание и защита отдельных форм хозяйствования. В стране допускается свободное перемещение услуг, товаров, денежных средств и иных ресурсов.
Второй важный принцип именуется разделением властей. Ему посвящены сразу четыре главы российской Конституции. Государственные органы в России поделены на три части: судебные, законодательные и исполнительные. Каждая ветвь обладает примерно одинаковым набором полномочий, а потому не находится под чьим-либо влиянием. Как гарант соблюдения действующего принципа, над всеми ветвями власти находится президент.
Структура Конституции РФ
А) Преамбула – ценности, обладающие демократическими и гуманистическими характеристиками.
Б) Первый раздел:
- Конституционны строй;
- Основные права и свобода гражданина;
- Устройство федерации;
- Президент РФ и его особый статус;
- Принципы деятельности Федерального Собрания;
- Разделение судебной власти;
- Органы местного самоуправления;
- Внесения поправок и пересмотр Конституции.
В) Второй раздел: период функционирования Главенствующего закона на территории РФ и прекращения действия предыдущей версии Конституции РФ. Функционирование основных законов и нормативно-правовых актов, вступающих в силу с момента признания действующей версии Конституции; основания функционирования правительственных и правоохранительных органов.
Конституционный строй – тип государственного устройства, который прописан в Основном законе. РФ представлена политическим образованием гражданского общества, которое носит демократическую направленность и гуманность к гражданам своей страны, главной ценностью государства представлены права и свобода индивида, а их выполнение – главной целью правительственных органов.
Определение конституции: кратко и понятно
Закон контролирует отношения во всех сферах существования человека: социальной, политической, общественной. Она регулирует правовые нормы, определяет и закрепляет права граждан страны, их обязанности, обязанности страны по отношению к населению: гарантии, которые она предоставляет и способы их осуществления.
Конституция вмещает в себя ключевые ценности, которыми должны руководствоваться жители страны и ее руководство, принимая любые решения в социальной, политической или экономической сфере.
Для этого документа характерны два признака: стабильность и долговечность. Закон остается актуальным на протяжении многих лет, пока не возникает потребность в изменение его ценностей и приоритетов в связи с развитием страны.
Наличие конституции – признак, который свидетельствует о том, что жизнедеятельность всех институций в стране подчинена праву, а не своеволию. Основной документ рассматривают также как микромодель общества. Это его юридическая основа, на которой базируются все особенности отношений любых видов.
Виды функций Основного закона
Существует несколько подходов к классификации основных направлений воздействия Конституции. И некоторые авторы выделяют следующие линии ее влияния на государство и социум:
- учредительную;
- внешнеполитическую;
- идеологическую;
- организаторскую.
Кроме этого, в научной среде высказываются мнения, что Конституция выполняет еще и юридическую, стабилизационную и конструктивную функции. На наш взгляд, наиболее верным является подход к делению всех направлений воздействия Основного закона на две группы – правовую и социальную.
В первую входят такие основные функции Конституции, как учредительная, регулятивная, охранительная и программная. Ко второй группе, в свою очередь, относятся политическая, экономическая, идеологическая и воспитательная.
2.3. Функции конституции
Функции Конституции – различные проявления ее назначения и влияния на жизнь
общества и государства. Функции Конституции:
–
учредительная;
–
организаторская;
–
внешнеполитическая;
–
идеологическая;
–
юридическая.
Учредительная функция – подтверждение существующего общественного порядка или
создание условий для развития новых общественных отношений, которые уже созрели
в обществе, но не могут укрепиться без «помощи» Конституции.
Пример. Конституция США 1787 г. способствовала объединению и становлению нового государства – США; Конституция России 1993 г. способствовала переходу России к рыночной экономике и демократическому политическому режиму.
Конституция может иметь учредительное значение для
политической системы в целом (например учреждение новой формы правления –
республики вместо монархии) и для отдельных государственных институтов
(учреждение двухпалатного парламента вместо однопалатного, введение новых
должностей и т. д.).
Организаторская функция
– закрепление определенных «правил игры» в
обществе, которым необходимо подчиняться; часто Конституция своими нормами
направляет жизнь общества.
Например Конституции КНР, Кубы, Вьетнама закрепляют
социалистический путь развития данных стран.
Внешнеполитическая функция – Конституция
закладывает основные направления внешней политики, служит источником информации
об обществе и государстве для внешнего мира.
Идеологическая функция
– Конституция закладывает основы
мировоззрения.
Пример. Первые конституции (США, Польши, Франции) закрепили
идею приоритета прав и свобод человека, демократического устройства
государства. Конституции социалистических государств способствовали формированию
в обществе социалистических ценностей. Современные исламские конституции
прививают гражданам ценности исламского мировосприятия.
Юридическая функция состоит в том, что Конституция:
а) становится основой правопорядка в обществе;
б) непосредственно порождает права и обязанности;
в) служит фундаментом для принятия всех остальных
нормативно-правовых актов.
Предыдущая |
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:Функции капитана морского портаФункции и система гражданского права (Батычко В.Т., 2008)Функции и принципы административного праваФункции логистикиФункции маркетинга (Баканов Г.Б.)Функции менеджмента
Структура Конституции
Структура Конституции РФ — это ее внутренняя организация, определяемая содержанием документа, предметом конституционно-правового регулирования, требованиями юридической техники и национальными традициями в праве.
Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.
В преамбуле перечислены основные цели, устремления российского народа, его принципы и идеалы, она подтверждает преемственность исторически сложившегося государственного единства и приверженность гражданскому миру и согласию.
Первый, основной раздел конституции в соответствии с составом конституционно-правовых институтов и логикой их взаимосвязей содержит следующие главы:
Глава 1. Основы конституционного строя.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Глава 3. Федеративное устройство.
Главы 4–7. Система органов государственной власти в Российской Федерации.
Глава 8. Местное самоуправление.
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Второй раздел «Заключительные и переходные положения» не имеет деления на главы. Он обеспечивает вступление Конституции в действие, определяет правопреемство органов государственной власти, устанавливает особенности действия Конституции и законодательства в переходный период.
Порядок изменения Конституции. Пересмотр Конституции и принятие конституционных поправок
Российская конституция относится к так называемым «жестким» конституциям, для которых характерен особый, усложненный порядок внесения в них изменений, обеспечивающий стабильность конституционно-правовых институтов. В отношении Конституции РФ вышеназванный порядок характеризуется следующими основными особенностями:
1. Сужен круг субъектов, имеющих право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
2. Положения гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Для этого в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность конституции, либо разрабатывает проект новой конституции.
Новый проект может быть принят самим Конституционным Собранием либо вынесен на всенародное голосование.
3. Поправки к гл. 3–8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но, в отличие от него, вступают в силу только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации в течение одного года. Принято уже несколько законов РФ о поправке к Конституции РФ. Первый опыт принятия поправок к Конституции РФ реализован в декабре 2008 года, когда были внесены поправки в Конституцию РФ, предусматривающие изменение срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы, а также расширяющие контрольные полномочия последней. 5 февраля 2014 года Президент РФ подписал Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», предусматривающий формирование объединенного Верховного Суда Российской Федерации как единого высшего судебного органа. В июле 2014 года Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации предусмотрел расширение Совета Федерации представителями Российской Федерации, которых назначает Президент РФ.
Наконец, 14 марта 2020 года Президент РФ подписал Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», которым внесены многочисленные изменения и дополнения в гл. 3–8 Конституции РФ. Этим законом установлены новые дополнительные условия одобрения и вступления в силу принятых поправок к Конституции РФ, примененные только к данному закону. Так, после одобрения Закона РФ о поправке к Конституции РФ органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации Президент РФ направляет в Конституционный Суд РФ запрос о соответствии положениям гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона о поправке к Конституции РФ, а также о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу Закона о поправке к Конституции РФ. Конституционный Суд РФ не позднее семи дней со дня направления Президентом РФ запроса дает заключение по существу запроса. В случае положительного заключения проводится общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ. Если заключение отрицательное (выявлены несоответствия Конституции РФ), поправки в Конституцию РФ не вступают в силу, общероссийское голосование не проводится. Конституционный Суд РФ в своем заключении от 16 марта 2020 года дал положительный ответ на запрос Президента РФ и не выявил в Законе РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года несоответствия Конституции РФ. В связи с этим 1 июля 2020 года было проведено общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, результаты которого официально опубликованы ЦИК РФ 3 июля 2020 года. Поскольку граждане РФ одобрили изменения Конституции РФ, Президент РФ в тот же день подписал Указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками», в котором установил дату вступления поправок в Конституцию РФ в силу — 4 июля 2020 года.
4. Изменения в ст. 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта или о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.
показать содержание
Главы Конституции
Всего в действующей Конституции РФ 9 глав. Все они помещены в первую часть закона. Во второй части даются переходные и заключительные положения – сведения о способах и методах принятия нормативного акта.
Преамбула представляет собой некое введение. В ней провозглашаются устремления народа, его нравственные и этические идеалы. Провозглашаются идеи гуманизма, стремления к счастью, добра, процветания и благополучия. Подчеркивается ценность патриотизма и любви к Отечеству.
Особенности конституционного права России напрямую связаны с девятью главами основного закона страны. В первых двух частях говорится о конституционном строе и правах человека в стране. Третья глава повествует о территориальном устройстве государства, а последующие четыре части – о построении власти. Восьмая глава содержит в себе сведения о местном самоуправлении, а девятая – о способах внесения поправок и изменения в закон.
Виды конституций в современном мире
Конституции классифицируют за разными критериями. Например, по способу принятий выделяют такие ее виды:
- принятые в результате народного голосования. Для утверждения такого документа в стране проводят референдум, где население выражает свое мнение, соглашается или не соглашается с предложенным документом. Так приняли конституцию в Эстонии, России;
- принятые в результате решения законодательного органа;
- в некоторых странах функцию принятия конституции выполняют специально созданные для этого государственные органы: учредительные собрания, Конституционные ассамблеи.
С точки зрения «гибкости» главный документ страны может быть двух типов:
- гибкий, который можно изменять после принятия некоторых законов или проведения специальных процедур. В такие конституции время от времени вносятся правки и дополнения. Такой вид существует в Новой Зеландии;
- жесткие конституции изменить непросто: для этого нужно создавать специальные комиссии, органы, это требует много времени и участия большого количества людей. Некоторые положения в них фиксируются как такие, которые нельзя изменить, например, в Италии нельзя изменить форму правления.
Конституции разделяют также по форме государственного строя (монархические, демократические, республиканские). До некоторого времени их разделяли на писаные (закрепленные в письменной форме) и неписанные.
До 30-х годов 19 века конституции в написанном виде существовали в нескольких государствах Европы, США и Франции. В правоведении различают юридические и фактические виды основных документов.
Дополнительная информация
Значение Конституции РФ в жизни страны
- Подробности
- Опубликовано 11.12.2018 11:01
Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.
Конституция является юридическим документом, основой государственности, законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические отношения в обществе.
Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы. В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности. Поэтому Конституция необходима для существования современного государства. Конституция – это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения. Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют.
Конституция – это в своем роде уникальный учредительный правовой акт, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Россия – федеративное государство, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе. В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ сказано: «Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство». Совокупность действующих в РФ конституций образуют систему конституций или конституционную систему. Основой является федеральная Конституция.
Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность. Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение. Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы. И чем ближе Конституция к национальной идее, тем эффективнее ее роль в развитии общества.
Если Конституция имеет расхождение с национальной идеей, игнорирует ее или идет против нее, то у нее практически нет никаких шансов на признание со стороны народа и государства.
Роль Конституции в жизни страны заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь, регулирует взаимоотношения человека с государством и определяет место человека в обществе. В ней закреплены основополагающие принципы права, функции государственных органов, методы и формы их деятельности. Конституцией определены характер и пределы государственного регулирования всех основных сфер жизни страны: экономической, политической, социальной, духовной. Помимо этого Конституция регулирует особенности внешней политики государства, а также международное и внутригосударственное право.
Функции конституции
За конституциями традиционно закрепляются такие функции:
Название функции | Способ реализации |
Политическая | Является основанием для создания новых правовых актов, норм, законов; регулирует деятельность государственной власти, регламентирует форму государственного строя |
Юридическая | Является базой ценностей и приоритетов, которые используются как база для написания новых форм и ведения реформ. |
Учредительная | Устанавливает основные институты внутри страны (политические, государственные), определяет статус граждан с точки зрения права, а также деятельность органов самоуправления в городах, селах и других населенных пунктах внутри страны. |
Идеологическая | Дает документу право определять главные ценности народа и приоритеты государственной деятельности с точки зрения этих ценностей. Например, общими ценностями для многих стран являются суверенитет, права и жизнь человека. |
Ограничительная | Определяет документ как единственный критерий для деятельности государственных органов, удерживает узурпацию власти и ее монополизацию. |
Внешнеполитическая | Определяет принципы внешней деятельности страны. Конституция определяет статус государства по отношению к другим, на основе конституции народы и населения других стран оценивают уровень демократии и свободы в них. |
В Конституции прописаны принципы функционирования государства, основные критерии и требования к законам, в ней определяются ценности, формы правления и основные приоритеты внешнеполитической деятельности страны.
История конституции от античности до наших дней
Историю конституции как явления рассматривают в контексте развития понятия «история конституционного контроль». Попытки регулировать отношения внутри страны в разных сферах существовали в начале истории каждого государства, но некоторое время эти нормы не были зафиксированы в специальных документах.
Элементы регулирования отношений некоторыми видами документов существовали еще в античности, хотя возникновение этой идеи связывают традиционно с началом 17 века, когда в Великобритании действовал Тайный Совет. Он анализировал законы и признавал некоторые из них недействительными.
До этого можно проследить только некоторые предвестники конституционного способа улаживания споров внутри стран. Истории известны такие факты, которые имеют к этому отношение:
- с 1180 года во многих древних странах существовали органы, которые регулировали конфликты между правителями;
- с 13 века элементы такого контроля наблюдались во Франции, с 17 — в Португалии;
- в 1867 году суду Австрии были даны полномочия для решения споров, которые касались защиты прав людей.
Выделяют 3 крупных этапа формирования конституций в мире:
- Развитие конституционного права мировых держав до 1920 года. Были созданы зачатки конституционного права, общества постепенно пришли к пониманию необходимости создания специальных органов для этого. В обществах развитых государств у населения стран постепенно формируется запрос на создание.
- 1920-1990 годы. В этот период был создан первый орган, который занимался таким контролем. Его создали в Австрии, из-за этого и период принято называть «Австрийским». После этой страны подобные попытки осуществлялись в Чехословакии, Испании, Египте. Война притормозила этот процесс, но вознесла вопрос актуальности защиты прав человека на новый уровень. В первые годы после войны конституционный лад был введен в нескольких странах: Бразилии, Японии, Германии. Вторая волна активного развития началась в 70-80 годы, когда много стран освободились от диктаторского контроля (Греция, Испания, Португалия).
- Этот этап связан с распадом СССР и создания новых стран в Европе. Молодые государства начинают вводить конституции и использовать их для регулирования законов. Возникает острая необходимость в создании надежного правового поля и защиты молодых стран.
Для настоящего этапа характерна интеграция конституционных норм в интернациональное пространство, создание органов, которые осуществляют контроль на более высоких уровнях, чем границы одной страны.