Источники власти. Единственный источник власти в РФ

Формы народовластия

Являясь единственным источником власти в России, многонациональный народ может осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В связи с этим различают две формы народовластия — непосредственную (прямую) демократию и представительную (косвенную) демократию.

Непосредственная демократия

Высшим выражением народовластия является непосредственное осуществление власти народа. Согласно Конституции РФ, высшее непосредственное выражение власти народа — референдум и свободные выборы.

Непосредственное народовластие — это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Непосредственное выражение власти народом, помимо референдумов и выборов, возможно и в других формах. К ним относятся:

  • правотворческая инициатива граждан (внесение определенным количеством граждан в орган власти проекта нормативного правового акта);
  • собрания (сходы) граждан;
  • митинги, шествия, демонстрации, пикетирования;
  • индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Референдум проводится по инициативе групп граждан, населения (определенной численности). Подготовка и проведение референдума возлагаются на государственные органы, избирательные комиссии или комиссии референдума, общественные организации, чьи права и обязанности подчинены достижению главной цели — обеспечить полное и свободное народное волеизъявление.

Предметом референдума могут быть различные вопросы, требующие, однако, лишь однозначного ответа. Не могут являться предметом референдума популистские требования.

Подведение итогов всенародного голосования, по существу, сводится к одному — к обеспечению правильности подсчета голосов «за» и «против», поданных в процессе проведения референдума, и доведению до сведения населения результатов референдума. Итоги референдума (народного голосования) являются окончательными и обладают наивысшей юридической силой.

Представительная демократия

Конституция закрепляет право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих выборных представителей, которым делегировано право принимать в интересах народа властные решения.

Представительное народовластие — это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Представительные органы наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа. Президент России как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, а также депутаты законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, принимая законы, представляют и выражают интересы населения. Помимо этого, представительные органы участвуют в формировании других государственных органов, которые создаются не путем проведения выборов, осуществляют контрольные полномочия за исполнительными органами власти и др.

В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней:

  • органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.);
  • органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека);
  • органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.

Законодательство Российской Федерации устанавливает обязательное наличие выборных представительных органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании. Наличие других органов определяется уставами муниципальных образований.

Формы косвенного народовластия:

  • обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства;
  • народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ;
  • участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан;
  • индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

Описание источников власти и их классификация

Среди множества классификаций способов влияния наибольшей популярностью пользуется разновидность Х. Хекхаузена. Согласно ему можно выделить 6 основных источников:

  1. Вознаграждение. За основу здесь берется ожидание властвующей стороной того, как личностью будут выполнены выдвигаемые требования. Деятельность исполнителя мотивируется ценностью вознаграждения. Этот способ считается эффективным для управления поведением, но его использование в политике исключено.
  2. Принуждение. Этот способ нашел широкое применение, как в политике, так и в других отраслях жизни. Он основан на осознании того, какое наказание предусмотрено за провинность. Средством воздействия в данном случае является наказание. Его проявление регламентируется законом. Для воплощения наказания должно быть основание.
  3. Нормативность. За основу здесь взяты традиционно верные нормы морали. Их соблюдение обусловлено воспитанием и убеждением. Отступление от них предполагает либо общественное порицание, либо угрызение совести.
  4. Эталонная власть. За основу этой разновидности взят некий эталон, что сформулирован либо мнением большинства, либо властвующей стороной. Главной характеристикой эталонной власти является стремление большинства к подражанию созданному идеалу.
  5. Власть знания. Здесь установка делается на приоритет познания. Предела данная разновидность не имеет, поскольку степень познания зависит от умений и навыков субъекта власти.
  6. Информационная власть. В данном случае акцент сделан на информацию, которая способна заставить личность осмыслить собственное поведение в новом ракурсе.

Типология источников власти

Согласно известной классификации Хекхаузена Х., основополагающими источниками власти являются:

  • Награда. Сила власти, основанной на вознаграждении, заключается в том, что объект власти ожидает от ее субъекта определенной награды, то есть того, как субъект удовлетворит нужды объекта. Данный источник имеет малое применение в политике, но весьма эффективен в плане управления поведением людей.
  • Принуждение. Сила власти принуждения базируется на том, что объект власти ожидает от субъекта конкретного вида наказания за неправильные действия. Этот метод очень распространен как в политической среде, так и в повседневности. Инструментом его выступает сила.
  • Нормы, законы, правила. Они служат средством контроля субъекта власти над ее объектами.
  • Эталон. Это подразумевает, что объект власти желает быть похожим на субъект по разным показателям.
  • Знания. Применение их в реализации власти обусловлено интеллектуальным уровнем субъекта власти, багажом его знаний и опыта.
  • Информация. Власть ее основывается на том, что субъект власти, обладая нужными сведениями, может заставить объект власти по-новому посмотреть на свое поведение.

Государственная Дума РФ

Нижняя палата Парламента представлена Государственной Думой, она обладает рядом исключительных полномочий:

  • Принятие федеральных законов;
  • Выдвижение обвинений Президенту с последующим отстранением от занимаемой должности;
  • Объявление амнистии;
  • Назначение должностных лиц:
    • Председателя Счетной Палаты и половины ее представителей;
    • Председателя Центробанка;
    • Уполномоченного по правам человека.

Только нижняя палата Парламента дает согласие или несогласие Президенту по вопросу назначения Председателя Правительства, может заявить о недоверии к правительству. Работа Государственной Думы подчиняется Регламенту, законодательная деятельность выполняется профильными комитетами. Для решения важнейших экономических, социально-политических и других проблем назначаются парламентские слушания. В задачи нижней палаты входит регулярное заслушивание докладов руководителей ведомств и министров.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, эти должностные лица представляют интересы всего населения государства на самом высоком уровне. Каждые пять лет состав Думы переизбирается, выборы назначаются Президентом, процедура регулируется Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Замечание 4

Порядок выборов в Госдуму осуществляется по смешанной системе, ранее система была смешанной мажоритарно-пропорциональной и пропорциональной. В рамках смешанной системы 225 депутатов избираются по мажоритарному принципу по одномандатным округам, такое же количество избирается по пропорциональному принципу по единому федеральному округу.

Менялась не только система выборов, но и избирательный порог, на основании нового избирательного закона от 2014 года он был снижен с 7% до 5%. На основании ст. 111 и 117 Конституции РФ Президент обладает правом роспуска Государственной Думы.

Список литературы

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 т. М., 2005. Т. 1.
  2. Авдеев Д.А. Демократия как основа республиканской формы правления // Право и политика. 2011. N 10 (142).
  3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. 5-е изд., изм. и доп. М., 2006.
  4. Горбачев А.А., Сковиков А.К. Тенденции и противоречия в процессе формирования российского парламента // Право и политика. 2011. N 5.
  5. Грязнова Т.Е. Концепция демократического конституционного типа государства в российской либеральной юридической науке конца XIX – начала XX вв. // Государство и право. 2011. N 2.
  6. Денисов С.А. Использование норм государственного (конституционного) права против оппозиции // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 18.
  7. Комаровский В.С. Эффективность и легитимность парламента в ракурсе электорального процесса // Сравнительное изучение парламентов и опыт парламентаризма в России: выборы, голосование, репрезентативность: Материалы Всерос. науч. конф., посв. 100-летию принятия Закона о выборах депутатов I Государственной Думы / Под ред. Ю.Н. Солонина, Л.В. Сморгунова. СПб., 2005.
  8. Лукьянова Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 15.
  9. Мамут Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ // Журнал российского права. 2000. N 3.
  10. Чиркин В.Е. Конституция и современные модели публичной власти: идеологемы и реалии // Государство и право. 2011. N 6.

Что такое власть

Сегодня каждый гражданин страны обладает свободой слова и свободой действий. На основе этого возникла необходимость в урегулировании пересекающихся интересов и взглядов. Это стало дополнительным источником появления новых способов власти.

Без единой управленческой системы общество существовать не сможет. Очевидно, сколько людей, столько и мнений. В социуме воцарится хаос, если каждый его член начнет воплощать в действие то, что считает нужным.

Власть необходима для обеспечения в социуме порядка, производства, а также для регулирования взаимоотношений между людьми и различными социальными объектами. Речь идет о власти, отождествляемой с государством, где во главе стоит Конституция.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Власть — это способность одних навязать свою волю другим, даже если это делается вопреки их желанию. Для этих целей используются различные методы. Они могут быть основаны на демократии и диктатуре, на насилии и методе поощрения. Перечень методов и приемов воздействия на этом не заканчивается. Их выбор зависит от вида власти, где сегодня выделяют следующие разновидности:

  • верховную;
  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную;
  • политическую;
  • управленческую;
  • публичную;
  • военную;
  • государственную.

Особым статусом обладает политическая власть. Это способность сформированной законным путем социальной группы осуществлять свои требования через воздействие на деятельность других людей или классов. Данное воздействие осуществляется через созданные специальным образом институты, каждый из которых имеет свои способы воздействия.

Подобное влияние осуществляется на многочисленные массы. Это обусловлено тем, что в основе политической власти находится государство.

Определение оснований (источников) власти

Власть может иметь различные источники. Это обусловлено разнообразием системы социальных отношений.

Источники власти – это конкретные средства, с помощью которых субъекты власти могут оказывать воздействие на властные объекты с целью решения определенных задач.

Ресурс власти – это, по сути, неиспользованный источник власти, который в перспективе может быть применен для достижения целей власти.

Важно понимать, что источники и ресурсы власти обладают огромной силой. Последняя, в свою очередь, имеет различное происхождение, в том числе:

  • социальное положение;
  • благосостояние;
  • практический опыт;
  • специальные навыки, умения;
  • обладание информацией и пр.

Учитывая все вышеизложенное, понятие «источник власти» можно трактовать так:

Это комплекс социальных факторов, которые являются источниками правящей и доминирующей воли (основы власти общественного, экономического, психологического плана).

Государственная власть для реализации своих целей может применять различные средства, такие как убеждение, мотивирование, идеологические методы и др. Власть в государстве обладает монопольным правом на принуждение посредством общественного аппарата.

Власть в государстве может основываться на:

  • признании объектами того положения, которое занимает субъект власти;
  • принуждении либо поощрении (вознаграждении);
  • соотношении субъекта и объекта власти;
  • особых знаниях, которые есть у субъекта власти.

Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь

Мне нужна помощь

Виды

Принуждение

Это такая ситуация властвования, при которой властвующий субъект может внести в ситуацию существования объекта властвования некие ограничения.

Например, родитель может поставить ребенка в угол, тем самым ограничив его, ребенка, свободу передвижения и добиться от него нужного поведения в будущем. Собственно, государство, заключая осужденных в тюрьму, поступает точно также. Вообще в обществе господствует принуждение. 

Родитель: “Ты должен ходить в школу”. Ребенок: “Не хочу”. Родитель: “Ты должен!”.

Родитель: “Поехали на дачу”. Ребенок: “Не хочу”. Родитель: “ Поехали!”

Все это как правило сопровождается угрозой применения первого источник власти — силы. 

Мотивация

Это способность властвующего субъекта внести в ситуацию новое преимущество. 

Например, когда я был молодым и дерзким и работал грузчиком, были примерно такие ситуации. Наш бригадир говорил: “Пришла фура, кто пойдет разгружать?” Все молчат, потому что фуру разгружать никто не хочет. Тогда бригадир говорит: “Андрей, ты у нас самый сильный, пойдешь?” Андрею конечно приятно, что он тут самый сильный, и конечно соглашается, а то ведь неудобно перед пацанами. Но фура не ждет!

Мотивация как средство власти. Иллюстрация

Также учительница, видя, что никто не хочет вытирать доску может сказать: “Вань, вытри доску, пожалуйста, никто, кроме тебя, с этим лучше не справится!”.

Разумеется, что мотивация успешна в том случае, если властвующий субъект имеет должный уровень авторитета, разобранного выше источника власти.

Или еще пример. Предположим, вас приняли на работу в организацию руководителем коллектива — 15 человек. Поставили задачу — выполнения вашими подчиненными плана, предположим, продаж.

Потому что ваши подопечные, приходя на рабочее место, в офис, занимаются чем угодно, кроме работы: сначала завтракают, кофе пьют, потом разговоры разговаривают, курят. Потом два часа поработают — уже обед! Ну а конец дня проходит в полусонном режиме. При этом уволить их нельзя — классные специалисты. Как вам их мотивировать? 

Многие сразу отвечают: поднять зарплату. То есть эти деятели ничего не делают, а им еще зарплату подавай?! Нет, конечно.

Есть несколько решений. Одно из них устроить соревнование: разделить их на 2 группы и сказать, что какая группа выполнит план, та вместе с семьями поедет на Мальдивы на две недели!

Как-то так!

Убеждение

Убеждение — это способность властвующего субъекта в организации, в менеджменте — не важно где — изменять, трансформировать убеждения того, в отношении кого власть реализуется. Чтобы это успешно делать, нужно обладать авторитетом, харизмой, всеобщим признанием и уважением

Так, например, тренер бокса добивается от своего подопечного побед. Или учитель, заинтересовав ученика своим предметом, воспитывает гения математики или физики

Чтобы это успешно делать, нужно обладать авторитетом, харизмой, всеобщим признанием и уважением. Так, например, тренер бокса добивается от своего подопечного побед. Или учитель, заинтересовав ученика своим предметом, воспитывает гения математики или физики.

Сила убеждения. Иллюстрация

Привитие правильных убеждений вообще задача социализации. Она не может быть успешной без трансляции агентами социализации нужных ценностей. Как говорится, осина не родит апельсина. 

А на этом всё! Кстати, дарю все примеры для использования при выполнении экзаменационной работы ЕГЭ по обществознанию. 

Поделиться в соц. сетях

Классификация власти

В структуру власти входят следующие элементы:

  • ресурсы;
  • объекты;
  • субъекты.

Власть можно классифицировать согласно каждому из них. На основании имеющихся ресурсов власть бывает:

  • духовной;
  • принудительной;
  • общественной;
  • экономической;
  • политической.

Учитывая субъекты, власть подразделяют на:

  • профсоюзную;
  • партийную;
  • государственную;
  • семейную и пр.

Власть обладает несколькими уровнями. Мегауровень имеют межгосударственные структуры, такие как ООН, НАТО и др; макроуровень – органы госуправления; мезоуровень – региональные органы власти (области, районы); микроуровень – небольшие группы.

Функционально власть делится на:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Исходя из принципа взаимодействия властных субъектов и объектов, власть бывает авторитарной и демократической.

Словом, власть можно классифицировать различными способами. Источники власти могут быть правильно определены посредством приведенных классификаций.

Суть

Макс Вебер выделял следующие средства власти.

Макс Вебер (1864 — 1920). Выдающийся ученый, политолог, социолог. Автор концепции «Понимающей социологии» и многих других

Сила

Когда некто опирается на угрозу применения силы, насилия, чтобы добиться желаемого поведения. Например, отец выпорол ребенка за двойки в школе. Он, отец, конечно, не понимает, что ребенок его может не в состоянии осилить школьную программу, и что способностей ему это не добавит. Но тем не менее. 

Выход на митинги сейчас в России незаконен. Если даже ты один — вышел в одиночный пикет просто с плакатом “Вор”, к тебе через пару минут подъедут сотрудники правоохранительных органов и заставят под угрозой применения насилия пройти с ними. А если митинг массовый, так и вообще ОМОН тебя силой задержит…. 

Авторитет

Авторитет основан на престиже того социального статуса, который занимает человек в обществе, согласно теории социальной стратификации. А высокое положение (статус) априори означает, что у данного властвующего субъекта (человека) есть какой-то уровень дохода (богатства), власти, образования и престижа. 

Власть авторитета. Иллюстрация

Именно поэтому категорию богатства как источник власти я бы не выделял. 

В чем проявляется авторитет? Ну, к примеру в компании друзей к тебе подходят и говорят: “Ты меня уважаешь? Тогда пей”, предлагая вам выпить, к примеру, кефира. Вот вам и попытка осуществить принуждение, апеллируя к авторитету.

Традиции

Традиция — это некий обычай, который исполняется данным обществом на протяжении долго времени — может, веков или даже тысячелетий. 

Апелляция к традиции достаточна популярна, чтобы добиться подчинения. К примеру, есть традиция ставить себе елку на Новый год. Ежегодно масса людей вырубает зимой елки, продает их другим людям, которые через пару дней после праздника выбрасывают их на помойку. Массовое жертвоприношение елок! Гринпис отдыхает! Но ничего не попишешь, такова традиция.

Тоже самое было с царем в царской России, которому надлежало подчиняться. Есть даже такие поговорки: “Без царя в голове”, “Не нами положено, не нам и менять!” и все такое прочее. 

Местное самоуправление РФ

Деятельность органов Местного Самоуправления РФ подвластна гл. 8 Конституции и Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный закон был принят в 1995 году, далее в 2003 году он был кардинально изменен и переиздан в качестве нового закона, это произошло в связи с присоединением РФ к Европейской Хартии местного самоуправления.

Понятие местного самоуправления предполагает право граждан принимать жизненно важные решения самостоятельно под собственную ответственность. Предусмотрено множество форм реализации мсу, наиболее распространенными стали свободные выборы и референдум.

Органы местного самоуправления не относятся в систему государственного управления, но на них возложена важнейшая роль по созданию и сохранению нормальных условий для жизни и деятельности жителей конкретного муниципального образования. На местном уровне решается ряд вопросов – охрана общественного порядка, обустройство территорий, организация деятельности систем образования, здравоохранения и других.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Какие являются главными в современном обществе, примеры

В средние века главным традиционным способом воздействия на людей считалось насилие. Но в наше время, время гуманизма и свободы слова, насилие принято считать примитивным способом воздействия. Оно, например, уступает информационной огласке.

Если придать какому-либо насилию общественный резонанс, то срабатывает информационная власть. Насилие будет осуждено, а его источник подвергается гонению

В подобных случаях совсем не важно, какую должность будет занимать источник насилия

В современном государстве на первый план выдвигается авторитет и право как основные способы воздействия на массы. Упомянутые понятия базируются на законодательной власти и власти знаний. И это не удивительно, поскольку авторитетом пользуются те люди, которые, благодаря своим умственным способностям, могут либо подчинить себе других, либо изменить деятельность в лучшую сторону.

К тому же всеобщим авторитетом будут пользоваться те, чьи действия основаны на морали и справедливости. Такой человек становится эталоном для окружающих. Невольно в подобных случаях срабатывает и эталонная манипуляция.

Определенными знаниями и авторитетом может обладать каждый. Эти понятия носят индивидуальный характер. Но при общественном взаимодействии столкновения авторитетов могут провести к необратимым последствиям. Во избежание этого на уровне государства предусмотрена законодательная власть. Она позволяет в рамках закона контролировать деятельность, как авторитетов, так и остальных лиц.

Контролируется и на законодательном уровне и частная собственность субъектов.

Политическая власть

Если рассматривать власть с позиции государства, то политическая власть является способностью одного лица или группы координировать деятельность сложного социально-политического механизма – державы. При этом единственный источник власти – не обязательно народ. В государствах с антидемократическим режимом вполне может быть основным источником насилие.

Политическая власть имеет свои функции (мотивационная, управленческая, культурная, мобилизационная), а также специальные субъекты и объекты своего влияния. Основным ресурсом политической власти являются люди, потому что именно благодаря их деятельности или бездействию может существовать тот или иной политический режим. В процессе деятельности политическая власть поддерживается за счёт специальных методов влияния на объект, например, принуждение, применение силы, манипуляция и т.п.

Право как современный источник власти

Развитие права как науки и основного регулятора общественных отношений во многом видоизменило понимание и саму суть власти. На сегодняшний день право — это основной источник власти в любом легитимном государстве, коим является и РФ. Абсолютный вид регулирования общественных отношений отжил своё. На его место пришла политическая, «власть большинства». Правовая оболочка не просто держит под контролем власть, но ещё и делит её на основные составляющие, которые принято называть формой правления. Всего существует три вида власти, источником которой является право:

  • исполнительная,
  • законодательная,
  • судовая.

Нужно отметить тот факт, что правовая власть – это показатель наличия демократии в том или ином государстве.

Возникновение власти

Изучая социальный феномен власти, учёные сделали вывод, что подобное явление возникло вследствие эволюции общества, которое, в свою очередь, всячески помогало его развитию. Власть появилась, потому что существует постоянная необходимость контроля процессов в середине социума. Другими словами, без власти на Земле царила бы полнейшая анархия. Посредством власти люди контролируют абсолютно все виды взаимоотношений между собой. Существуют специфические виды власти, которые развивались в «недрах» тех или иных отношений, например, государственная власть. Каждый народ или общность людей имеют индивидуальное, сформировавшееся путём эволюции моральных принципов, понимание термина «власть».

Политическая власть в РФ

Выше мы рассмотрели основные особенности власти в Российской Федерации. Но возникает один достаточно важный вопрос: “Какой источник государственной власти в России?” Наличие централизованной системы органов исполнительной власти, а также широкий спектр полномочий органов безопасности и правопорядка наталкивает на мысль о том, что в РФ присутствует политическая власть демократического характера, но источником является насилие наравне с социумом. Демократизм исходит из основного закона Российской Федерации, который гласит:«Народ – источник власти».

Это вполне доказывается наличием многих демократических институтов. Но чрезмерная сила органов безопасности и правопорядка показывает развитость метода государственного принуждения. Таким образом, можно сделать вывод, что власть в РФ исходит как от народа, так и от государства в лице силовых органов. Подобное является совершенно неприемлемым, потому что нескольких источников власти в одном государстве быть попросту не может, так как в будущем возможно столкновение интересов народа и государства.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий